Научная статья на тему 'Особенности современных подходов к организации системы стратегического развития торговых предприятий'

Особенности современных подходов к организации системы стратегического развития торговых предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / СТРАТЕГИИ СТАБИЛИЗАЦИИ / СТАНОВЛЕНИЯ / ВЫЖИВАНИЯ / РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крымов Сергей Михайлович, Кольган Мария Владимировна

Проведен анализ современных подходов к организации системы стратегического развития торговых предприятий. Исследованы базовые стратегии. Сделан вывод о перспективах наиболее полного удовлетворения запросов и потребностей потребителей, повышения уровня получаемой прибыли и рентабельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности современных подходов к организации системы стратегического развития торговых предприятий»

18. Федько В.П., Дудакова И. А. Маркетинговая составляющая развития розничной торговли //Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 5. С. 55-64.

19. Шишкин В.В., Капустина И.В., Кудрявцева Г.В. Инерционность торговых предприятий как свойство экономических функциональных систем //Международный научный журнал. 2012. №3. С. 25-29.

Kolgan Maria Vladimirovna

Candidate of Economics Sciences, Associate Professor

(e-mail: kolgan.m@yandex.ru)

Sokolova Irina Valentinovna, Student

Don State Technical University

Abstract. The article analyzes the prospects of innovative technologies in the sphere of realization of tourist services, the possibility of the introduction of multimedia information kiosks as multi-information object and the peculiarities of their use in the tourism sector.

Key words: tourism, innovation, the implementation of tourism services and multimedia information kiosks.

УДК 339.1

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Крымов Сергей Михайлович, д.э.н., профессор (e-mail: SKrymov@yandex.ru)

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого Кольган Мария Владимировна, к.э.н., доцент (e-mail: kolgan.m@yandex.ru) Донской государственный технический университет

Проведен анализ современных подходов к организации системы стратегического развития торговых предприятий. Исследованы базовые стратегии. Сделан вывод о перспективах наиболее полного удовлетворения запросов и потребностей потребителей, повышения уровня получаемой прибыли и рентабельности.

Ключевые слова: торговое предприятие, стратегии стабилизации, становления, выживания, развития.

В настоящее время в системе стратегического развития торгового предприятия используется большое количество различных стратегий. Особый интерес представляют базовые (основные) стратегии, на которые опирается большинство фирм в торговле. К ним относятся: стратегия становления, стратегия стабилизации, стратегия развития и стратегия выживания (рис. 1)

Базовая стратегия подразумевает определенную программу мероприятий для достижения намеченных целей торгового предприятия, которая составляется руководством фирмы и специалистами в области маркетинга.

1. Стратегия становления учитывает набор действий во время формирования и освоения рынка места деятельности фирмы и сопряжена с адаптацией к выбранному сегменту потребительского рынка.

Рисунок 1 - Базовые стратегии предприятия торговли

Для данного периода характерным является подробное изучение и анализ потребителей путем:

- осуществления сегментации потребителей (осуществляется по различным критериям: уровню дохода, роду деятельности, наличия образования, состава семьи и другие);

- исследования структуры спроса;

- выявления основных причин побуждающих к совершению покупки конкретного товара;

- определения направлений изменения потребностей, а так же причин данных изменений связанных с меняющимися запросами потребителей и покупательского поведения;

- практическое применение приемов торгового обслуживания исходя из формата торговой сети.

В стратегии становления торгового предприятия формируются рациональные ассортиментная и ценовая политики, нацеленные на удовлетворение потребностей и желаний всех групп потребителей. Главной целью здесь выступает привлечение массового потребителя, повышение уровня доходов, снижение удельных издержек, увеличение объемов продаж.

Одна из главных проблем, которые предстоит решить на данном этапе, связана с поддержанием эффективных отношений с поставщиками. Главное и основополагающее условие для продолжения эффективного сотрудничества и дальнейшей деятельности оптового покупателя выступает лояльность поставщиков. В отношениях между торговыми организациями и поставщиками продукции ориентация приходиться на такие важные категории как: ценовая политика, условия продажи и предоставления услуг, условия оплаты за поставленный товар или услугу. При этом необходимым является выбор поставщиков как по прямым каналам сбыта, то есть непо-

средственно от производителя к потребителю, так и по косвенным (с участием независимых посредников).

2. Стратегия стабилизации применяется после освоения рынка в условиях постоянного контингента обслуживаемого населения при довольно высоких объемах продаж продукции и высоком уровне получаемой прибыли. Эта стратегия предполагает обеспечение и поддержание коммерческой деятельности торгового предприятия на существующем уровне, когда собственник фирмы удовлетворен состоянием и положением компании на рынке. В этом случае сохраняются все ранее достигнутые темпы роста предприятия, поскольку нет никакой необходимости осуществлять какие-либо дополнительные капитальные вложения, изменять цели или корректировать организационную структуру фирмы. Главные составляющие элементы данной стратегии - это:

- снижение уровня расходов, связанных с выходом на новые рынки;

- долгосрочные связи с поставщиками товаров, повышение лояльности во взаимоотношениях с ними;

- поддержание и усиление ранее достигнутых позиций предприятия на рынке;

- сохранение кадрового потенциала;

- поддержание высокого уровня качества обслуживания покупателей, использование программ лояльности для укрепления имиджа фирмы.

3. Стратегия выживания, как правило, используется в период нестабильности политической и экономической систем, экономического кризиса, существенных темпов роста инфляции и снижения платежеспособности населения. На этом этапе торговому предприятию следует адаптироваться к рыночным условиям путем диверсификации, то есть уменьшение затрат на различного рода социальные программы, изменение структуры ассортимента фирмы, оптимизация предоставляемых потребителям услуг и т.д. или уменьшения отдельных видов деятельности. Стратегия выживания свойственна фирмам, у которых снижаются экономические показатели, происходит усиление конкуренции на рынке и используется для того, чтобы достичь минимального уровня рентабельности на краткосрочный период времени. Данная стратегия учитывает следующее:

- поиск новых сегментов, новых каналов сбыта;

- оптимизация численности персонала (за счет совмещения отдельных профессий), но при этом сохранение квалифицированных работников;

- изменение организационно-правовой формы;

- оптимизация торгово-технологического процесса и др.

4. Стратегия развития направлена на увеличение объемов продаж продукции, повышение уровня прибыли и рентабельности. Как правило, это осуществляется путем расширения торговой площади, совершенствования предоставляемых предприятием услуг, улучшения и расширения ассортимента товаров. Крупные торговые фирмы осуществляют данную стратегию путем проникновения и завоевания новых рынков. Обычно данную

стратегию применяют именно крупные торговые сети, поскольку имеют существенные финансовые ресурсы и стабильных инвесторов. Главными составляющими стратегии развития являются:

- расширение ассортимента продукции и услуг;

- использование различных форматов торговой сети в зависимости от места дислокации предприятий торговли;

- поглощение мелких конкурентов путем открытия новых торговых точек в центральных районах;

- оптимизация ассортиментной и ценовой политики фирмы;

- освоение новых рынков;

- создание собственного производства и выпуск продукции под собственной торговой маркой;

- повышение уровня качества обслуживания потребителей.

Каждая из представленных выше стратегий присуща конкретному торговому предприятию в зависимости от его состояния касаемо внешней и внутренней среды.

Таким образом, стратегия развития как генеральный курс действий торгового предприятия, позволяет осуществлять как оптимизацию товарного ассортимента, так и реализовывать комплекс необходимых мероприятия для достижения поставленных целей.

Список литературы

1. Кольган М.В., Медведева Ю.Ю. Проблемы и перспективы применения инновационных методов стимулирования сбыта в розничной торговле // Практический маркетинг. 2017. № 3 (241). С. 15-23.

2. Головкина С.И., Лепская А.П., Фирсова В. С. Программа реализации организационных изменений предприятий торговой сети // В сборнике «Неделя науки СПбПУ»; материалы научной конференции с международным участием. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. 2016. С. 318-321.

3. Мелкумов Э.Л., Ракова В.С., Головкина С.И. Международный образовательный туризм студентов: развитие человеческого потенциала как условие социально-экономического прогресса страны /Молодежный туризм в России: ресурсы, тенденции, перспективы: Сборник статей по материалам 1-й международной студенческой научно-практической конференции. Российской государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Институт экономики и управления. СПб, 2015. С. 46-49.

4. Головкина С.И. Позиции Германии в международной и региональной торговле: анализ доминирования - 2009-2014 гг. // Практический маркетинг. 2017. № 2-1 (240). С. 19-25.

5. Бахарев В.В. Формирование акционерной собственности в торговле. Диссертация на соискание ученой степени канд. эконом. наук / Санкт-Петербург, 2002. 160 с.

6. Бахарев В.В. Инструментарий формирования клиентской лояльности в сфере общественного питания //Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2014. № 3. С. 70-76.

7. Головкина С. И. Регулирование информационной инфраструктуры предпринимательской деятельности: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08005. СПб., 2004. 19 с.

8. Головкина С.И., Иванов Е.Ю. Продовольственная безопасность мира: теория и практика на примере России и Европы // Актуальные проблемы науки и практики. -2016. № 4 (005). С.10-17.

9. Лепская А. П., Фирсова В. С., Головкина С. И. Рыбохозяйственный комплекс как приоритетное направление политики импортозамещения в сельском хозяйстве страны (на примере Астраханской области) // В сборнике: Неделя науки СПбПУ. Материалы научной конференции с международным участием. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. 2016. С. 318-321.

10. Капустина И.В., Черняга Р.Ю. Факторы территориальной организации розничной торговли //Торгово-экономические проблемы регионального бизнес пространства. 2014. № 1. С. 151-156.

11. Капустина И.В., Барсукова Б.В., Иванов Е.Л. Социальное питание, его организация и потребности в контексте продовольственной безопасности Санкт-Петербурга //Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2015. № 3. С. 94-101.

12. Шишкин В.В., Капустина И.В., Кудрявцева Г.В. Инерционность торговых предприятий как свойство экономических функциональных систем //Международный научный журнал. 2012. №3. С. 25-29.

13. Ильина О.В., Капустина И.В. Обоснование методических подходов к определению системы показателей продовольственной безопасности региона (на примере Санкт-Петербурга) //Проблемы современной экономики. 2015. № 4 (56). С. 211-214.

Krymov Sergey Mikhailovich

Professor, doctor of Economic Sciences;

Peter the Great St.-Petersburg Polytechnic University

Kolgan Maria Vladimirovna

Candidate of Economics Sciences, Associate Professor; Don State Technical University

CHARACTERISTICS OF MODERN APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF SYSTEM OF STRATEGIC DEVELOPMENT OF COMMERCIAL ENTERPRISES

Abstract. The analysis of modern approaches to the organization of the system of strategic development of commercial enterprises. Studied basic strategy. The conclusion about the prospects of meeting the demands and needs of consumers, increasing the level ofprofits and profitability.

Key words: trade enterprise, stabilization strategy, strategy formation, strategy development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.