Научная статья на тему 'Инновационные решения торговли туруслугами на примере г. Ростова-на-Дону'

Инновационные решения торговли туруслугами на примере г. Ростова-на-Дону Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ИННОВАЦИИ / РЕАЛИЗАЦИЯ ТУРУСЛУГ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ КИОСКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кольган Мария Владимировна, Соколова Ирина Валентиновна

В статье анализируются перспективы использования инновационных технологий в сфере реализации туруслуг, исследуется возможность внедрения мультимедийных информационных киосков как многофункционального информационного объекта, а также рассмотрена специфика их использования в туристской сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кольган Мария Владимировна, Соколова Ирина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные решения торговли туруслугами на примере г. Ростова-на-Дону»

УДК 339.1

ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ ТОРГОВЛИ ТУРУСЛУГАМИ НА ПРИМЕРЕ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ Кольган Мария Владимировна, к.э.н., доцент (e-mail: kolgan.m@yandex.ru) Соколова Ирина Валентиновна, студент Донской государственный технический университет, Россия

В статье анализируются перспективы использования инновационных технологий в сфере реализации туруслуг, исследуется возможность внедрения мультимедийных информационных киосков как многофункционального информационного объекта, а также рассмотрена специфика их использования в туристской сфере.

Ключевые слова: туризм, инновации, реализация туруслуг, мультимедийные информационные киоски.

Актуальность инновационных подходов к реализации туристских услуг в условиях рыночной экономики имеют большое значение. Внедрение подобных подходов в деятельность туристских компаний позволяет получить дополнительные конкурентные преимущества путем привлечения дополнительных клиентов. Такие турпредприятия (как туроператоры, так и тура-генты) представляются своеобразными «локомотивами» туристской сферы, выводящими отрасль на новый уровень развития.

В своей статье О.В. Никулина и Ю.К. Якунина, утверждают, что «В практическом плане бурно развивающаяся индустрия туризма, использовав очевидные, лежащие на поверхности резервы развития, нуждается в новом импульсе, в поиске инноваций для обоснования своих позиций в конкурентной борьбе» [7].

В свою очередь, А.П. Дудь указывает, что помимо экономического эффекта внедрение инноваций в сфере туризма имеет и социальную значимость, которую можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны, инновации для отдельно взятой туристской организации способствуют улучшение условий труда (организационные инновации), более полному использованию интеллектуальных и материальных возможностей (технологические инновации), реализации коммерческого потенциала (продуктовые инновации) и т.д. С другой стороны, инновации в сфере туризма имеют высокую общественную значимость, а именно способствуют преодолению фактора сезонности, устойчивому развития туризма, улучшению занятости населения и др. [3].

Одним из направлений внедрения инновационных технологий реализации туруслуг является развитие информационной сферы [6] В современный период получение всеохватывающей информации туристом о потенциальных объектах посещения во многом определяет его выбор.

В данном направлении одним из актуальных вопросов представляется наполнение туристско-информационных центров (ТИЦ), в том числе внедрение мультимедийных информационных киосков.

Мультимедийный информационный киоск представляет собой автоматизированный программно-аппаратный комплекс, предназначенный для предоставления справочной информации и общественного использования. В отличие от обычного справочного киоска, электронный информационный киоск работает автономно.

Предполагается, что подобные киоски должны присутствовать в «ключевых» с позиций посещения туристами объектах города.

Так, например, в г. Ростове-на-Дону предлагается следующее расположение информационных киосков:

- главный павильон ТИЦ (вход в парк им. Горького);

- аэропорт;

- главный железнодорожный вокзал;

- пригородный железнодорожный вокзал;

- главный автовокзал;

- пригородный автовокзал;

- набережная р. Дон;

- левый берег р. Дон (район стадиона «Ростов-Арена»).

Наполнение информационных киосков должно иметь яркий дизайн, который будет привлекать потенциального пользователя.

В связи с тем, что проект носит социально-значимый характер, для разработки дизайна интернет-портала, программного обеспечения, Администрация города Ростова-на-Дону может объявить общегородской конкурс среди молодежи.

Павильон ТИЦ в столице Ростовской области располагается в стратегическом месте - центре города, на входе в парк им. Горького со стороны ул. Большой Садовой, где проходит наибольшее количество людей. Это место подходит как по посещаемости, так и по сезонности: и зимой, и летом за день здесь могут проходить тысячи людей (как туристы, так и местные жители).

Мультимедийные информационные киоски, расположенные в стратегически важных точках города, будут содержать сенсорный экран, принтер, аудиосистему, фискальный регистратор, приемник банковских пластиковых карт, купюроприемник.

Мультимедийные информационные киоски будут предоставлять туристскую информацию по городу и области, совершение трансакций и доступ к электронной почте. Пользуясь услугами инфокиоска, пользователь может отправить электронное письмо, приобрести билеты на какое-либо мероприятие, запланировать, какие достопримечательности посетить, найти занятие на досуг, получить последние новости, которые произошли в городе, узнать каким общественным транспортом необходимо воспользоваться, чтобы добраться в нужное местоположение, ознакомиться с информацией

по развлекательной и деловой жизни города (фестивали, концерты, конференции и т.д). [2,4,5] Необходимую туристу информацию можно будет вывести на печать за дополнительную плату. Также через инфокиоск можно будет пополнить счет мобильного телефона.

Совершение различных трансакций можно будет производить по наличному и безналичному расчету. За их совершение будет взиматься комиссия.

Рядом с каждым мультимедийным инфокиоском будут располагаться стенды с рекламно-информационными материалами, картами, буклетами и бесплатной прессой.

В главном павильоне ТИЦ, интернет-портале, мультимедийных инфо-киосках, информационно-справочных материалах и т.д. можно будет размещать рекламу (в том числе и реклама социальных проектов, таких как фестивали, выставки, открытие креативных пространств, дни города, а также информация по прокату велосипедов и автомобилей и т.д.), за счет чего будет начисляться дополнительный доход.

Информационный киоск может предоставить визуальную текстовую информацию, изображения и аудио и видеозаписи, музыку, речь и т.д. Как следует из его названия, мультимедийный информационный киоск использует различные мультимедийные приложения.

На базе информационных киосков можно создать интерактивную информационную систему любой сложности. Подобные системы часто используются в качестве туристских гидов или интерактивных справочных систем для покупателей больших торговых центров [7-12]. Круглосуточный режим работы, возможность корректировки

программного обеспечения по своему усмотрению, получение дохода от рекламы, отсутствие затрат на заработную плату - все это делает нформа-ционные киоски одним из наиболее перспективных инструментов для развития бизнеса и продвижения турпродукта.

Разработка туристско-информационного центра с применением мультимедийных информационных киосков является высокотехнологичным инновационным проектом, который можно рассматривать как социально-значимый для города Ростова-на-Дону. ТИЦ сможет продвигать турпро-дукт региона на внутренний и международный целевые рынки, тем самым увеличивая привлекательность и достойный имидж донской столицы [1319]. Кроме того, ТИЦ и мультимедийные информационные киоски в достаточной степени смогут обеспечить предоставление туристской информации гостям и жителям Ростова-на-Дону в период проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Список литературы

1. Дудакова И. А. Изучение рынка как фактор развития розничной торговли // Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 11. С. 51-59.

2. Дудакова И.А., Гладкова Ю.В. Инновационное развитие сферы услуг России как основа построения сервисной экономики // Вестник Донского государственного технического университета. 2010. Т. 10. № 6 (49). С. 937-947.

3. Дудь А.П. Инновации в туризме // Научный вестник МГИИТ. - 2011. - № 4. - С. 15-19.

4. Красюк И. А. Направления инновационного развития торговой отрасли в условиях импортозамещения//Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. - 2014. - № 12. -С. 87-91.

5. Красюк И.А. Конкурентные отношения в розничной торговле //Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-2 (43). С. 879-883.

6. Красюк И.А., Ногина О.Р. Развитие электронной розничной торговли в России //Практический маркетинг. 2015. № 7 (221). С. 3-8.

7. Никулина О.В., Якунина Ю.К. Инновационные технологии в сфере развития туризма в России и за рубежом // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - № 9 (312). - С. 49-59.

8. Бахарев В.В. Формирование акционерной собственности в торговле. Диссертация на соискание ученой степени канд. эконом. наук / Санкт-Петербург, 2002.160 с.

9. Бахарев В.В. Инструментарий формирования клиентской лояльности в сфере общественного питания //Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2014. № 3. С. 70-76.

10. Кириллова Т.В. Обоснование выбора оптимального варианта приобретения складского комплекса большой площади //В сборнике: Результаты научных исследований; межд. научн.-практ. конф. Научно-издательский центр Аэтерна. 2015. 276с., С. 137-144.

11. Кириллова Т.В. Таможенные процедуры: особенности и практика применения //Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2013. № 12. С. 85-88.

12. Головкина С.И. Позиции Германии в международной и региональной торговле: анализ доминирования - 2009-2014 гг. // Практический маркетинг. 2017. № 2-1 (240). С. 19-25.

13. Головкина С.И., Иванов Е.Ю. Продовольственная безопасность мира: теория и практика на примере России и Европы // Актуальные проблемы науки и практики. -2016. № 4 (005). С.10-17.

14. Головкина С.И., Лепская А.П., Фирсова В.С. Программа реализации организационных изменений предприятий торговой сети // В сборнике «Неделя науки СПбПУ»; материалы научной конференции с международным участием. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. 2016. С. 318-321.

15. Мелкумов Э.Л., Ракова В.С., Головкина С.И. Международный образовательный туризм студентов: развитие человеческого потенциала как условие социально-экономического прогресса страны /Молодежный туризм в России: ресурсы, тенденции, перспективы: Сборник статей по материалам 1-й международной студенческой научно-практической конференции. Российской государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Институт экономики и управления. СПб, 2015. С. 46-49.

16. Головкина С.И. Регулирование информационной инфраструктуры предпринимательской деятельности: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08005. СПб., 2004. 19 с.

17. Лепская А. П., Фирсова В. С., Головкина С. И. Рыбохозяйственный комплекс как приоритетное направление политики импортозамещения в сельском хозяйстве страны (на примере Астраханской области) // В сборнике: Неделя науки СПб. Материалы научной конференции с международным участием. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. 2016. С. 318-321.

18. Федько В.П., Дудакова И. А. Маркетинговая составляющая развития розничной торговли //Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 5. С. 55-64.

19. Шишкин В.В., Капустина И.В., Кудрявцева Г.В. Инерционность торговых предприятий как свойство экономических функциональных систем //Международный научный журнал. 2012. №3. С. 25-29.

Kolgan Maria Vladimirovna

Candidate of Economics Sciences, Associate Professor

(e-mail: kolgan.m@yandex.ru)

Sokolova Irina Valentinovna, Student

Don State Technical University

Abstract. The article analyzes the prospects of innovative technologies in the sphere of realization of tourist services, the possibility of the introduction of multimedia information kiosks as multi-information object and the peculiarities of their use in the tourism sector.

Key words: tourism, innovation, the implementation of tourism services and multimedia information kiosks.

УДК 339.1

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Крымов Сергей Михайлович, д.э.н., профессор (e-mail: SKrymov@yandex.ru)

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого Кольган Мария Владимировна, к.э.н., доцент (e-mail: kolgan.m@yandex.ru) Донской государственный технический университет

Проведен анализ современных подходов к организации системы стратегического развития торговых предприятий. Исследованы базовые стратегии. Сделан вывод о перспективах наиболее полного удовлетворения запросов и потребностей потребителей, повышения уровня получаемой прибыли и рентабельности.

Ключевые слова: торговое предприятие, стратегии стабилизации, становления, выживания, развития.

В настоящее время в системе стратегического развития торгового предприятия используется большое количество различных стратегий. Особый интерес представляют базовые (основные) стратегии, на которые опирается большинство фирм в торговле. К ним относятся: стратегия становления, стратегия стабилизации, стратегия развития и стратегия выживания (рис. 1)

Базовая стратегия подразумевает определенную программу мероприятий для достижения намеченных целей торгового предприятия, которая составляется руководством фирмы и специалистами в области маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.