Научная статья на тему 'Драйверы устойчивого развития малых и средних городов России'

Драйверы устойчивого развития малых и средних городов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
550
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ГОРОДА / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / ДРАЙВЕРЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлова Нэлли Анатольевна, Кожина Ксения Сергеевна

Статья посвящена развитию малых и средних городов в России и за рубежом. Выявлены драйверы стабильного социального и экономического развития. Сравнены уровни жизни в разных странах. Выделены особенности и этапы развития малых и средних городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Козлова Нэлли Анатольевна, Кожина Ксения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Драйверы устойчивого развития малых и средних городов России»

строительных проектах// Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2017. № 8. С. 180-185.

Klimina Nadezhda Anatolievna, student

(e-mail: infobelinvest@mail.ru)

Abakumov Roman Grigorievich, Cand. Econ. Sciences, associate Professor

(e-mail:AbakumovRG2000@mail.ru)

Doan Duong Hai, Cand. Techn. Sciences, Professor

Belgorod Shukhov State Technological Universite, Belgorod,Russia

BASES OF NORMATIVE AND LEGAL REGULATION OF JUDICIAL

VALUATION EXPERTISE

Abstract.Within the framework of this article, the authors consider the basics of the regulatory legal regulation of the judicial valuation expertise. The information is systematized for the purposes, procedures, objects, peculiarities of the judicial valuation. The problems of applying normative and legal support during the judicial valuation examination were announced.

Key words: law, regulation, methods, tools, powers.

УДК 332.142.2

ДРАЙВЕРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДОВ РОССИИ

Козлова Нэлли Анатольевна, к.э.н., доцент Кожина Ксения Сергеевна, студент Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Статья посвящена развитию малых и средних городов в России и за рубежом. Выявлены драйверы стабильного социального и экономического развития. Сравнены уровни жизни в разных странах. Выделены особенности и этапы развития малых и средних городов.

Ключевые слова: малые и средние города, уровень жизни, драйверы развития.

Каждая страна отличается уровнем и качеством жизни своего населения. Но если в крупных городах стран условия жизни в чем-то схожи, то в малых и средних городах, в которых проживает большая часть населения страны, они сильно различаются. Следовательно, уровень и качество жизни также различно. Цель работы - определение точек развития малых и средних городов в России и заграницей.

Согласно данных ООН по 188 странам на 2016 год, в России уровень жизни населения ниже, чем в странах Западной Европы и США. Как видно из таблицы 1, индекс человеческого развития (ИЧР), представляющий уровень и качество жизни населения в стране, меньше практически на 0,1.

В расчет этого показателя входят распределение ВВП на душу населения, уровень образования в стране и продолжительность жизни, которые подразделяются еще на более узкие показатели. Как видно из таблицы, в России по сравнению с США, Великобританией ВВП на душу населения

практически в 2 раза меньше. Продолжительность жизни низка, примерно на 10 лет меньше. Уровень образования высокий, но многие высококвалифицированные специалисты уезжают из страны по различным причинам [1-4]. Но при сравнении России с некоторыми странами Восточной Европы, странами Африки, то индекс человеческого развития (ИЧР) высокий, то есть потенциал развития населения России больше по сравнению с данными странами [5-9].

Таблица 1 - Сравнение стран по ИЧР по данным на 2016 г.

ВВП на душу Продолжительность Уровень обра-

Страна ИЧР населения ($ по ППС) жизни (лет) зования (%)

Россия 0,804 23286 70,3 94,6

США 0,92 53245 79,2 95,3

Великобритания 0,909 37931 80,8 82,9

Молдавия 0,699 5026 71,7 96,2

Румыния 0,802 19428 74,8 89,1

Египет 0,691 10064 71,3 61,4

Индия 0,624 5663 68,3 48,7

Афганистан 0,479 1871 60,7 22,2

Почему же такие сильные отличия по данным показателям, необходимо рассмотреть, как социально и экономически развивается основная часть населения - малые и средние города стран.

Начнем с США, в которой применялись успешно реализованные стратегии. Сначала определяли сильные стороны и имеющиеся активы малых городов, вовлекались в разработку стратегии развития города все заинтересованные лица: от граждан до бизнеса. Далее привлекали всевозможное финансирование с различных источников, предоставляли льготы для инвесторов. Затем развивали сотрудничество внутри региона и за его пределами для более эффективного достижения целей [10-13].

Приведем пример развития такого города как Дуглас, штат Джорджия. Численность населения - 12 тысяч человек. Сначала город функционировал за счет сельского хозяйства. Но применение диверсифицированной экономики привела к потере работы 700 человек.

Для улучшения ситуации применили стратегию, предполагающая сотрудничество города, бизнеса, научных и образовательных центров и граждан [14-17]. Она ориентировалась на поддержку и развитие малого бизнеса. Экономика была диверсифицирована, увеличилась занятость путем создания дополнительного производства (более 800 мест). Инвестировали в реставрацию зданий, сохранив архитектурное наследие, улучшена транспортная инфраструктура, город был озеленен. Дуглас был признан «Городом, дружелюбным к предпринимателям» [10].

В Великобритании есть малый город под названием Хей-он-Уай, который известен как самый книжный город. Город имеет население в 1,5 ты-

сячи человек. Долго город зависел от фермерства, но положение сельскохозяйственной продукции на рынке ухудшалось.

Город спас владелец наполовину разрушенного замка Ричард Бут, занявшийся торговлей книгами, приобретая давно неиспользовавшиеся помещения для их продажи. Магазин был признан «крупнейшим в мире книжным магазином». В городе открылись 42 магазина книг, появилось 26 рабочих мест в самих книжных магазинах и 220 мест в других организациях, открытых в связи с притоком туристов в город. Ежегодно город посещают около 110 тысяч туристов [18-20].

В России 1113 городов, среди которых 942 - малые и средние. Но из-за низкого уровня жизни в них, нехватки рабочих мест, невозможности реализации своего потенциала идет большой отток населения в крупные города. Из таблицы 2 можно увидеть, что в России сильный разрыв между крупными городами и средними и малыми.

Таблица 2 - Неравенство городов в России

Город Численность, чел Средняя зарплата, руб.

Москва 12380664 67900

Санкт-Петербург 5281579 47192

Киров 501468 24990

Мышкин 5738 36100

Белоусово 8432 25842

Озерск 4740 23446

В России развитие малых и средних городов зависит от их месторасположения, имеющихся у них ресурсов и креативности жителей, правительства и других заинтересованных лиц [21, 22]. Реализация программ по развитию малых городов в России осуществляется в два этапа, отличающиеся между собой подходами к их осуществлению.

Первый этап (конец 1990-х - середина 2000-х годов) можно охарактеризовать как индивидуальное развитие городов через творческий подход. Ярким примером можно считать город Мышкин, находящийся в Ярославской области. Население данного города чуть менее 6 тысяч жителей. С 2001 года началось развитие города с разработки стратегии, в которой было указано: «г. Мышкин становился в большей степени «городом для горожан», благоприятным для проживания, и во вторую очередь - благоприятным для посещения». Так как город находится недалеко от трассы Золотого кольца, то решено было развивать туризм. В 1996 году был проведен международный фестиваль «Мышь-96», после которого приток туристов все повышается. Воспользовавшись говорящим названием город, был создан бренд Мыши, который на данный момент известен и в зарубежных странах. Данный бренд начали развивать: открыли музей Мыши, ресторан «Мышеловка», «дворец Мыши». Также были созданы музей водочника Петра Смирнова, Музей валенок и многое другое. Так, в результате страте-

гии число туристов возросло более чем в 30 раз, что можно увидеть в таблице 3. Это и обеспечивает жизнедеятельность городка. [23, 24]

Таблица 3 - Динамика туристических потоков в городе Мышкин

Год Количеств туристов, чел

1996 6500

2006 75000

2007 100000 (63000 - организованные туристы)

2013 178000

2016 198000

Второй этап развития малых и средних городов в России характеризуется как массовое стратегическое развитие по определенному шаблону, где основным драйвером развития является объединение сил правительства городов, местных бизнесов и заинтересованных жителей. Начался данный этап со второй половины 2010-х годов и осуществляется по сей день. К примеру, рассмотрим Степанцевское сельское поселение Вязниковского района Владимирской области. Данное поселение имеет 3,6 тысяч жителей. В сельском поселении функционируют предприятия ткацкой, швейной и пищевой промышленности. Там также реализуется стратегия социально-экономического развития, но данных по самой программе не опубликовано. Но судя по проводимым мероприятиям, можно отметить направления стратегии: увеличение доходов населения, повышение уровня жизни поселения и формирование его физического и духовного богатства. Мероприятия включают развитие малого и среднего бизнеса, туризма, инвестиционной привлекательности, образования, социальной защиты здравоохранения и многое другое. Хотя и нет опубликованных результатов реализации стратегии, но по результатам работы правительства можно сделать вывод, что город начинает расти и развиваться [10].

Развитие многих малых городов зависит от их расположения, ресурсов, исторической культуры и ремесел. Одни города могут основываться на сельском хозяйстве, другие на торговле по речным путям, третьи могут реализовывать свои ремесла, которые исторически сформировались и их стали визитной карточкой [25, 26]. К примеру, недавно было запущено мобильное приложение «Ярмарка мастеров», где представлены более 2,5 млн. товаров ручной работы, основой данного приложения стали результаты ремесел малых городов. Ежегодно проходит множество всероссийских и международных выставок, ярмарок, фестивалей, которые также представляют исторические сложившиеся промыслы малых и средних городов. Это и Городецкая роспись родом из села Городец нижегородской области, и Дымковская игрушка из слободы Дымково, ныне являющейся районом города Кирова, и Хохломская роспись из нижегородского села Хохлома, и Оренбургский пуховый платок, и пр. Все это можно встретить и в музеях других стран [27-29].

Таким образом, в каждой стране достаточно много малых и средних городов, которые имеют различный уровень и качество жизни. Проблема неразвитости таких городов существует в каждой стране. Поэтому необходимо развивать их. Но необходимо учитывать особенности каждого города, так как стратегия, примененная в одном городе, принесшая высокий эффект развития, может принести достаточно большие издержки для другого города.

Список литературы

1. Козлова Н.А. Академическая мобильность: сущность, векторы и стратегии развития: Монография / Н.А. Козлова; СПбТЭИ. - СПб.: ТЭИ, 2012. 88с.

2. Shkurkin D.V., Krasyuk I.A., Krymov S.M., Kazantseva I.G., Zakharenko G.N. Sales Policy and Sales Marketing System // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. vol. 15. № 11. pp. 203-213.

3. Крымов С.М., Дудакова И. А. Концептуальные основы территориального маркетинга в сфере розничной торговли //Актуальные проблемы организации производства, менеджмента и маркетинга: коллективная монография. Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2011.166 с., С.108-119.

4. Крымов С.М. Развитие предприятий в кластерных образованиях //Экономика и предпринимательство. 2015. № 10-2 (63-2). С.832-835.

5. Туристическая деятельность. URL: http://myshkinmr.ru/rus/tur-deyatelnost/ (дата обращения: 22.03.2018)

6. Крымов С.М. Организация в системе менеджмента. Томск: Издательство ТГПУ, 2002. 88 с.

7. Крымов С.М., Дудакова И.А., Резванов А.А. Маркетинговые аспекты управления продукцией и организации гармоничного производства ООО «Отражение» //Современные проблемы организации производства, маркетинга и рынка недвижимости: коллективная монография. Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2010. 196 с., С. 53-71.

8. Кольган М.В., Крымов С.М. Организация и управление маркетингом в промышленности и других отраслях. Ростов-на-Дону: Донской государственный технический университет, 2014. 94 с.

9. Крымов С. М. Методологические основы менеджмента. Томск: Издательство ТГПУ, 2001. 110 с.

10. Стратегии малых городов: территория творчества / Жихаревич Б. С., Лебедева Н. А., Русецкая О. В., Прибышин Т. К. СПб.: Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 2017. 68 с.

11. Месхи Б.Ч., Крымов С.М., Дудакова И. А. Методы привлечения инвестиций в организацию производственных процессов предприятия машиностроения //Современные проблемы организации производства, маркетинга и рынка недвижимости: коллективная монография /Донской государственный технический университет. Ростов-на-Дону, 2010. С. 87-114.

12. Федько В.П., Дудакова И.А., Диканов М.Ю. Потребительские предпочтения в торговом обслуживании малых городов: закономерности развития (региональный аспект) // Практический маркетинг. 2006. № 11. С. 29-37.

13. Дудакова И. А. Маркетинговые решения сетевых технологий в розничной торговле: монография. М.: Дашков и К, 2007. 164 с.

14. Козлова Н.А. Методологические подходы к формированию лояльности клиентов услуг международного образовательного туризма. Статья. Вестник Национальной академии туризма. 2014. № 2. С. 282.

15. Крымов С.М. Стратегии управления производственными предприятиями: эволюция, тенденции, перспективы (информационная модель) //В сборнике «Глобализация экономики и российские производственные предприятия»; 13-я Международная научно-практическая конференция. Ч.1. Новочеркасск, 2015. С. 10-14.

16. Красюк И.А., Медведева Ю.Ю., Магомедов М.Г. Собственные торговые марки как инструмент маркетингового развития торговых розничных сетей: монография. Ростов н/Д: ДГТУ, 2013. 165 с.

17. Красюк И. А., Оплеснина Е.Е. Особенности маркетингового управления российскими розничными торговыми сетями //Практический маркетинг. 2013. №11 (201). С. 20 -26.

18. Лэндри Ч. Креативный город. М.: ИД «Классика-ХХ1», 2011. 399с.

19. Крымов С.М., Капустина И.В. Обзор современных инструментов и методов мер-чандайзинга торгового предприятия //Практический маркетинг. 2016. № 12-1 (238-1). С. 76-83.

20. Красюк И.А., Медведева Ю.Ю. Роль СТМ в снижении потребительских рисков в условиях импортозамещения //Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-2 (59-2). С. 692-696.

21. Кушнирук А.П., Полибина Я.И., Козлова Н.А. Инновационные маркетинговые технологии в сфере HoReCa. // В сборнике «Неделя науки СПбПУ»; материалы научной конференции с международным участием. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. Санкт-Петербург. 2016. С. 303-306.

22. Дудакова И.А., Федько В.П. Развитие инфраструктуры розничной торговли //Маркетинг. 2010. № 2 (111). С. 97-106.

23. Козлова Н.А. Академическая мобильность как инструмент повышения конкурентоспособности и модернизации образования в условиях глобализации //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2011. № 28 (245). С. 87-71.

24. Крымов С.М., Дудакова И.А. Научно-практические и методические основы организации розничной торговой сети в регионах //Актуальные проблемы организации производства, экономики и маркетинга: коллективная монография. Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2011. 140с., С.72-82.

25. Козлова Н.А. Формирование и развитие рынка международного образовательного туризма. Дис. ... канд. экон. наук / Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения. СПб, 2009. 187 с.

26. Дудакова И.А. Изучение рынка как фактор развития розничной торговли //Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 11. С. 51-59.

27. Ярмарка мастеров. URL: https://play.google.com/store/apps/details? id=ru.livemaster (дата обращения: 12.04.2018)

28. Левенцов В.А. Технологии интегрированного управления. СПб.: Изд-во Поли-техн. ун-та, 2012. 155 с.

29. Красюк И.А. Конкурентные отношения в розничной торговле // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-2. С. 879-883.

Kozlova Nelly, аssociate Professor, Candidate of Economic Sciences

Kozhina Xenia, student (e-mail: ksukozh@yandex.ru)

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. St. Petersburg

DRIVERS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-

SIZED CITIES OF RUSSIA

Abstract. The article is devoted to the development of small and medium-sized cities in

Russia and abroad, the definition of the drivers of stable social and economic develop-

ment. The living standards in different countries are compared. The features and stages of

development of small and medium-sized cities are highlighted.

Key words. Small and medium-sized cities, living standards, drivers of development.

УДК 339

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО

БИЗНЕСА В ШРИ-ЛАНКЕ Лебедева Татьяна Евгеньевна, к.п.н., доцент Витаначчи Лакшита, магистрант (e-mail: withanachchilakshitha@gmail.com) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: tatyana.lebedeva@bk.ru)

В данной статье раскрываются возможности развития индустрии туризма и гостеприимства на острове Шри-Ланка в условиях возросшего туристского потока. На основе проведенного контент анализа источников по проблеме исследования выявлены и аргументированы актуальные тенденции развития Шри-Ланки как туристской дестинации.

Ключевые слова: развитие туристской территории, гостиница, гостиничный бизнес, MICE туризм, тенденции развития индустрии туризма и гостеприимства.

Актуальность темы заключается в том, что туризм играет важную роль в развитии мировой экономики, повышая жизненные стандарты населения во многих странах [11]. Туризм открывает новые рынки и инвестиционные возможности, в то время как люди все чаще путешествуют по миру. Особенно туристов притягивают страны, обладающие какой-либо уникальностью, будь то чудо природы или чудо архитектуры. Среди последних глобальных тенденций важную роль играет «зеленый туризм» - сознательный выбор в пользу тех мест, где охраняют окружающую среду, тем самым улучшая общественное благосостояние. Около 34% мировых путешественников сегодня готовы заплатить больше ради того, чтобы остановиться в экологическом отеле [10].

На основе проведенного контент-анализа авторами рассмотрены тенденции развития индустрии туризма и гостеприимства на острове Шри-Ланка.

В Шри-Ланке большое количество бутик-отелей и вилл [18,19], которые завоевали внимание мировой общественности своим опытом в сфере эко-туризма [16,20]. Многие гостиницы используют возобновляемые источники энергии, экономят воду, утилизируют отходы и готовят еду на биомассе, полученной из переработанных материалов. Некоторые отели, например, предлагают своим гостям посадить дерево в память о пребывании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.