Научная статья на тему 'Формирование конкурентоспособного ассортимента обуви'

Формирование конкурентоспособного ассортимента обуви Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
194
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОРТИМЕНТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОБУВИ / РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чиркова Екатерина Сергеевна, Иванова Виктория Викторовна

В статье рассмотрены проблемы формирования конкурентоспособного ассортимента и влияние конструктивно-технологических характеристик обуви на потребительскую оценку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чиркова Екатерина Сергеевна, Иванова Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование конкурентоспособного ассортимента обуви»

19. Панкова Н.В., Стародубцев Ю.И., Кириллова Т.В. Бизнес-технология индивидуализированного обслуживания в условиях массового потока покупателей //Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. 2013. № 1. С. 95-98.

Chirkova Ekaterina Sergeevna, student (e-mail: katya.chirkova.040496@gmail.com)

Ivanova Viktoriya Viktorovna, associate Professor, candidate of technical Sciences (email: astafyeva14@yandex.ru)

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. St. Petersburg, Russia ASSESSMENT OF COMPETITIVENESS OF FOOTWEAR IN THE FORMATION OF ASSORTMENT FOR RETAILERS

Abstract: This article discusses the evaluation of the competitiveness of different models of shoes sold in the enterprises of retail trade. An example the comparative assessment of the competitiveness of the men's and women's insulated footwear domestically produced goods and foreign production.

Keywords: assortment, evaluation shoes, competitiveness, market.

УДК 339.1

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО АССОРТИМЕНТА ОБУВИ Чиркова Екатерина Сергеевна, студент (email:katya.chirkova.040496@gmail.com) Иванова Виктория Викторовна, к.т.н., доцент (email:astafyeva14@yandex.ru) Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

город Санкт-Петербург, Россия

В статье рассмотрены проблемы формирования конкурентоспособного ассортимента и влияние конструктивно-технологических характеристик обуви на потребительскую оценку.

Ключевые слова: ассортимент, конкурентоспособность обуви, рынок.

В отличие от прошлых лет в 2016 среди отраслей легкой промышленности кожевенная, меховая и обувная развивались динамичнее других. Рост производства в них составил примерно 25%. В частности, обуви произведено на 22,7% больше, чем в предыдущем году.

Характерно, что заметный рост производства обуви отмечался в основном на предприятиях «глубинки» России, в то время как на московских -объемы выпуска обуви снизились на 12-28%.

На отечественном обувном рынке, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, покупательский спрос удовлетворяется за счет импортных моделей, хотя каждая четвертая импортная пара ботинок, а в Петербурге -пятая из десяти, произведены в России или ближнем зарубежье. Анализ 62 торговых предприятий Санкт-Петербурга, среди которых 8 крупных универмагов, 22 фирменных и 32 специализированных магазина и 10 торговых комплексов, показал, что из имевшихся в продаже 694 моделей мужских

ботинок (полуботинок) - 65% имеют торговые марки итальянских фирм, из 160 женских - 44% произведены в Италии, а из 179 моделей детской обуви - 35% сделаны в Беларуси.

Среди стран - производителей обуви первое место на петербургском рынке занимает Италия, далее идут Германия, Белоруссия, Россия, Финляндия, Турция, а также Китай, поставляющий большое количество обуви из искусственных кож.

Цены на обувь, как и на другие потребительские товары, продолжают расти. Такая ситуация на рынке должна способствовать повышению конкурентоспособности отечественной обуви, поскольку цены отечественных производителей, как правило, значительно ниже цен зарубежных поставщиков [1-3].

Формирование конкурентоспособного ассортимента должно основываться на следующих правилах:

- чем больше предприятие ориентировано на дифференциацию как основной инструмент конкуренции, тем выше приоритетность продуктовых новшеств;

- чем больше нацеленность предприятия на минимизацию издержек, тем более значимыми являются технические новшества.

В первом случае продуктовые нововведения «вытягивают» за собой технические новшества, которые необходимы для того, чтобы придать продукции какие-либо значимые для покупателя специфические свойства. Во втором случае продукция выступает «проводником» эффекта, достигаемого за счет технических нововведений, приводящих к сокращению производственных издержек.

Уровень изменчивости отраслевых технологий оказывает влияние по следующей схеме: чем более стабильными являются базовые методы изготовления обуви, тем большее значение имеют продуктовые новшества предприятия, и наоборот - чем изменчивость технологий изготовления обуви выше, тем более значимыми являются технические новшества[4-8].

Новая парадигма «сервис-ориентированного проектирования» производства и потребления определила, в результате инициативы немецких ученых и практиков, переход к инновационным стандартам. Уже сейчас производители промышленных товаров из различных стран мира планируют вкладывать в это направление порядка 900 млрд. долл. в год. Обувной отрасли необходимо наладить собственные взаимоотношения с конечным потребителем, от которого зависит спрос, или стать частью технологических платформ, позволяющих получить эффективный доступ к потребителю.

Конкурентоспособность обуви на российском рынке зависит сегодня не столько от цен, сколько от того как ее потребительские свойства отвечают требованиям и предпочтениям покупателей по функциональности, эстетичности, удобству и надежности. Необходимо формировать ассортимент

каждого вида обуви с оптимальным сочетанием конструктивно-технологических характеристик и особенностей моделей.

Таких характеристик и их вариантов множество, исходя из производственно-экономической целесообразности, следует разделить на три группы: силуэтные, конструктивные и декоративные. Силуэтные характеристики обуви определяются фасоном колодки, на которой обувь сформована, и формой каблука. Для их изменения от предприятия требуются значительные затраты средств и времени [9-12].

Конструктивные характеристики обуви, включающие в себя непосредственно конструкцию верха и низа, способ крепления обуви на стопе и т.п., требует для своего изменения значительно меньше затрат. Это может позволить предприятию в течение некоторого времени, необходимого для смены колодки, поддерживать спрос на свою продукцию.

Изменение декоративных характеристик: цвета, отделки, накладных элементов и т.п., требует минимальных затрат, а также позволят в определенной мере разнообразить ассортимент.

Как правило, при разработке нового или обновлении существующего ассортимента какого-либо вида обуви на предприятии выбор вариантов конструктивно-технологических решений осуществляется модельером, исходя из его опыта и интуиции. Однако в этом случае полагаться только на интуицию нельзя. Необходимо регулярно проводить определенные маркетинговые исследования, чтобы узнать, какие из конструктивно-технологических характеристик данного вида обуви являются для потребителя наиболее значимыми в конкретной рыночной ситуации. Варьируя эти характеристики, при формировании ассортимента можно обеспечить его конкурентоспособность.

При обработке данных, получаемых в ходе маркетинговых исследований необходимо использовать такие методы многомерного анализа, где выходные факторы задаются не в количественной, а только в номинальной форме [13-16].

Исследование влияния конструктивно-технологических характеристик на потребительскую оценку женских повседневных ботинок осенне-весеннего сезона, выполненное в результате опроса 200 покупателей и обработки полученных данных, показало, что наиболее значимыми для покупателей являются : из силуэтных характеристик - форма носочной части (вид сбоку) и форма каблука (вид сзади); из конструктивных - вид и толщина подошвы, а также высота каблука; из декоративных - наличие декоративных элементов и форма набойки.

Способность обувного производства оперативно и адекватно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и методов изготовления выступает как способ повышения конкурентоспособности, совершенствования потребительских свойств обуви.

Такой подход дает возможность отечественным производителям создавать конкурентоспособную продукцию и определяет вариативный потенциал формирования ассортиментной политики обувных предприятий.

Список литературы

1. Виноградов Г. А., Городний В.П., Иванов М.Н., Астафьева В.В. Ассортиментная стратегия предприятия //Кожевенно-обувная промышленность. 1995. №3-4. С.12-13.

2. Астафьева В.В., Саморуков Д.В. Формирование качества и потребительского спроса на отечественные товары обувной промышленности //Профессиональное образование: опыт, проблемы, задачи, перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов «Молодые ученые в решении актуальных проблем науки». Троицк: ЮУрГАУ, 2015. С.20-24.

3. Астафьева В.В., Сафронов С. Л. Оценка качества искусственных и синтетических кож, используемых для изготовления обуви // В сборнике «Инновационные технологии в сельскохозяйственном производстве, экономике, образовании»; материалы международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения доктора ветеринарных наук, профессора Есютина А.В. Троицк: ЮУрГАУ, 2016. С.18-22.

4. Астафьева В.В., Саморуков Д.В. Потребительский спрос и анализ факторов его стабильности при формировании качества потребления товаров обувной промышленности // В сборнике «Инновационные технологии в сельскохозяйственном производстве, экономике, образовании»; материалы международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения доктора ветеринарных наук, профессора Есютина А.В. Троицк: ЮУрГАУ, 2016. - С.12-18.

5. Саморуков Д. В., Иванова В. В. Анализ факторов потребительского поведения при формировании ассортиментной политики обувного производства // В сборнике «Неделя науки СПбПУ»; материалы научной конференции с международным участием. СПбПУ Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. 2016. С. 414-417.

6. Пилипенко Т.В., Астафьева В.В., Степанова Н.Ю. Изучение качественных характеристик растительных масел различными методами // Известия Санкт-Петербургского аграрного университета. 2015. № 39. С. 250-254.

7. Крымов С. М., Капустина И. В. Обзор современных инструментов и методов мер-чандайзинга торгового предприятия //Практический маркетинг. 2016. № 12-1 (238-1). С. 76-83.

8. Крымов С.М., Дудакова И.А. Концептуальные основы территориального маркетинга в сфере розничной торговли //Актуальные проблемы организации производства, менеджмента и маркетинга: коллективная монография. Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2011.166 с., С .108-119.

9. Крымов С.М., Дудакова И.А. Научно-практические и методические основы организации розничной торговой сети в регионах //Актуальные проблемы организации производства, экономики и маркетинга: коллективная монография. Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2011. 140с., С.72-88.

10. Кольган М.В. Анализ особенностей организации производства современной вертолетной техники // Вестник ДГТУ. 2012. №7. С.135-141.

11. Крымов С. М. Актуальные проблемы организации производства, экономики и маркетинга: монография; Донской государственный технический университет. Ростов-на-Дону, 2011. 140 с.

12. Крымов С.М., Капустина И.В. Обзор современных инструментов и методов мер-чандайзинга торгового предприятия //Практический маркетинг. 2016. № 12-1 (238-1). С. 76-83.

13. Крымов С.М., Евграфов А.А., Кольган М.В. Конъюнктура регионального рынка строительно-отделочных материалов как фактор инновационного развития региональной торговли // Практический маркетинг. 2017. № 2-1 (240). С. 61-68.

14. Бахарев В.В. Формирование акционерной собственности в торговле. Диссертация на соискание ученой степени канд. эконом. наук / Санкт-Петербург, 2002.160 с.

15. Бахарев В.В. Инструментарий формирования клиентской лояльности в сфере общественного питания //Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2014. № 3. С. 70-76.

16. Федько В.П., Дудакова И.А. Маркетинговая составляющая развития розничной торговли //Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 5. С. 55-64.

Chirkova Ekaterina Sergeevna, student

(e-mail: katya.chirkova.040496@gmail.com)

Ivanova Viktoriya Viktorovna, associate Professor, candidate of technical Sciences (email: astafyeva14@yandex.ru)

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. St. Petersburg, Russia

THE FORMATION OF A COMPETITIVE RANGE OF SHOES

Abstrac: This article presents the structure of the formation of a competitive range of shoes, the factors of formation of the assortment policy of the Shoe company.

Keywords: assortment, competitive Shoe, market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.