Особенности современной внешней политики Франции в регионе Персидского залива
Чихачев Алексей Юрьевич
аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет 191060, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, 1/3
Шатра вка Аргтур Владимирович
аспирант, кафедра Мировой политики, Санкт-Петербургский Государственный Университет 191060, Россия, г. Санкт-Петербург, уп. Смольного, 1/3,8 подъезд
Статья из рубрики "Дипломатия"
Аннотация.
Предметом исследования в рамках настоящей статьи является роль Франции в одном из наиболее конфликтогенных регионов мира - Персидском заливе. Авторы выявляют интересы, которые имеет Пятая Республика в зоне Залива, определяют преимущества и уязвимые места французской дипломатии на данном направлении. Изучаются особенности восприятия Парижем этого региона в качестве перекрестного пространства, имеющего стратегическую значимость для безопасности Европы и самой Франции. Уделяется внимание основным конкурентам, с которыми Пятой Республике здесь приходится соперничать для сохранения своих позиций. С методологической точки зрения исследование базируется на использовании принципа регионализма - трактовки региона как самодостаточного единства со своей спецификой. Этим объясняется тот факт, что в статье рассматриваются не отношения Франции с каждой страной Залива по отдельности, а ее подход к региону в целом. Внешняя политика Пятой Республики при этом понимается комплексно, как сочетание военных и невоенных средств влияния. Метод сопоставления позволил соотнести ресурсы Парижа с возможностями других игроков. В результате проведенного анализа авторы приходят к выводу, что на сегодняшний день Францию в Персидском заливе скорее можно назвать державой с «промежуточным» статусом. У французской дипломатии есть далеко не один канал влияния в зоне Залива, однако ей пока не хватает ресурсов, чтобы стать здесь однозначным лидером (и надолго потеснить, например, США).
Ключевые слова: Франция, Персидский залив, внешняя политика, военная политика, экспорт вооружений, Иран, Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ, Эммануэль Макрон
DOI:
10.7256/2454-0617.2019.1.29496
Дата направления в редакцию:
10.7256/2454-0617.2019.1.29496 11-04-2019
Дата рецензирования:
12-04-2019
Пятую Французскую Республику, являющуюся, по популярному выражению ее
руководства, «европейской державой с глобальным влиянием» [1, р 13], всегда отличает высокий уровень дипломатической инициативности по широкому спектру вопросов и наличие интересов практически в каждом регионе мира. Хотя значимость тех или иных досье могла со временем расти или снижаться, а каждый глава государства по-своему расставлял тематические акценты, данная традиция «многовекторности» неизменно передается от одного французского президента к другому. Не является исключением и Э. Макрон, ведущий свое «дипломатическое наступление» с 2017 г. сразу по всем фронтам, от углубления евроинтеграции до борьбы с климатическими изменениями.
Однако во всем спектре французских внешнеполитических приоритетов одно направление в последние годы заняло особенно любопытное место. Речь идет о регионе Персидского залива, который является для Франции достаточно далеким географически, но в то же время весьма привлекательным политически и экономически. Показательно, что три государства региона - Саудовскую Аравию, Катар и ОАЭ - президент Э. Макрон посетил в первые же полгода своего президентства; то есть, раньше, чем, например, Китай или Россию. Эти же три страны фигурируют в списке крупнейших покупателей французских вооружений за последние десять лет (на втором, третьем и шестом местах
соответственно) [2, р 14]. С ними же Париж развивает сотрудничество и за пределами зоны Персидского залива, - например, по мирному урегулированию в Сирии и Сахеле. А ведь, помимо арабских стран, есть также Иран, с которым Франция пробует взаимодействовать как один из подписантов Совместного всеобъемлющего плана действий 2015 года. Одним словом, французская дипломатия сегодня явно проявляет некую активность в Персидском заливе, без осмысления которой ни один разговор о внешней политике Пятой Республики был бы неполным.
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы охарактеризовать сегодняшнюю роль Франции в регионе Персидского залива, фокусируясь на тех преимуществах и недостатках, которые свойственны здесь французской дипломатии. Для достижения этой цели в каждом фрагменте статьи решаются свои, более узкие задачи : 1) уточняется общее отношение Франции к зоне Персидского залива; 2) поясняется, на что Париж может опереться; 3) анализируются слабые места французской политики в регионе. В методологическом плане важно подчеркнуть, что исследование выполнено с ориентиром на принцип регионализма. Залив воспринимается как целостное пространство со своей спецификой, нежели чем механический набор отдельных стран, с которыми Франция развивает те или иные отношения. Анализ внешнеполитических ресурсов Парижа в зоне Персидского залива проводится на комплексной основе, т.е. вне зависимости от того, из какой сферы эти ресурсы происходят (будь то политика, экономика или культура), -имеют значение лишь факты их применения. Также используется метод сопоставления, позволяющий продемонстрировать качественную разницу между позициями Франции и возможностями других игроков. Исследование имеет прикладной характер, так как
посвящено сугубо практической стороне внешней политики Пятой Республики: интересам в конкретном регионе мира и способам их продвижения.
Необходимо добавить, что в научной литературе тема французского присутствия в Персидском заливе точно не является неизвестной. К настоящему моменту о ней писали, например, исследователи Института Ближнего Востока А.А. Быстров (с акцентом на франко-саудовских отношениях в области экспорта вооружений) и Ю.Б. Щегловин (о Франции и ОАЭ)-^. Т.В. Зверева и С.С. Бойков из Дипломатической академии МИД РФ J51, а также Ж.-С. Монгренье из Института Т. Мора-^61 делали общие обзоры отношений Пятой Республики с монархиями Залива. Риски возникновения новых конфликтов в данном регионе оценивал Ф. Буланже t71, и он же подробно анализировал появление
французской военной базы в ОАЭ-^81. Исследователи А. Белкаид и Д. Видаль излагали основные региональные вызовы на страницах авторитетного журнала «Le Monde
Diplomatique» ^^ Между тем, достаточно редко авторы, пишущие на данную тему, предлагают рассмотреть внешнеполитические ресурсы самой Франции применительно к региону, понять, что конкретно Париж может здесь предложить и для чего этого хватит. Настоящее исследование делает шаг как раз в этом направлении, что придает ему научную новизну.
Восприятие региона
Примечательно, что тема Арабо-Персидского залива (именно так, компромиссно, его чаще всего именует французское руководство) нашла весьма подробное отражение в актуальных стратегических документах Пятой Республики, по которым легко проследить, как Париж понимает для себя данный регион.
Так, по Белой книге 2013 г. (принята при президенте Ф. Олланде) «участие в стабилизации Ближнего Востока и Арабо-Персидского залива» вошло в число основных приоритетов внешней и военной политики Франции, уступив по значимости только защите национальной территории, безопасности Европы и ее ближайших подступов И^-ВВ.
47-59]. В тексте подчеркивалось, что Залив имеет особую стратегическую ценность, так как здесь сосредоточена существенная доля мировых запасов энергоресурсов, а через Ормузский пролив проходит до 30% мирового экспорта топлива. Сюда направлены взгляды не только Франции или других европейских государств, но и США (именно американское влияние обозначено в тексте как «доминирующее»), а также новых «растущих держав» В 56]. Соответственно, как признавалось в Книге, в Заливе чрезвычайно велики риски «больших столкновений», которые могут принимать разнообразные формы, включая блокирование судоходства, ракетные обстрелы, дестабилизацию сопредельных стран и т.д.
Любая угроза в Арабо-Персидском заливе, продолжали французские аналитики, способна быстро выйти за пределы региона, поскольку все местные государства связаны союзническими (или как минимум партнерскими) отношениями с внешними игроками, - в том числе и с Пятой Республикой. По такой логике, по французским интересам и безопасности рикошетит, в частности, иранская ракетно-ядерная программа, ведь она ставит в уязвимое положение региональных союзников Парижа и находящихся здесь французских граждан (в том числе военнослужащих - см. ниже). Исходя из этого, резюмировали авторы, Арабо-Персидский залив необходимо считать такой же «приоритетной зоной» французского внимания, как, в частности, Средиземное море, Северную Африку или Сахель. В свою очередь, это означает, что в Заливе Франция
точно так же должна быть способна на любое, в том числе военное, вмешательство для защиты своих позиций [1, рр 135~1361.
Подобные рассуждения вполне применимы к реалиям и сегодняшнего дня, хотя нельзя забывать, что тогда, в 2013 г., они были вызваны к жизни определенным контекстом. Во-первых, по всему Ближнему Востоку и по Персидскому заливу в частности шло эхо «арабской весны» 2010-2011 гг., в событиях которой Франция сыграла некоторую роль (как один из лидеров международной коалиции в Ливии). Во-вторых, без твердых результатов уже длительное время продолжались переговоры по иранской ядерной программе (Венское соглашение будет подписано лишь два года спустя). В-третьих, когда в конце 2011 - первой половине 2012 гг. западными странами обсуждалась возможность введения новых санкций против Ирана, в Тегеране, действительно, указывали на возможность блокирования Ормузского пролива. В-четвертых, была еще относительно свежа память о двух войнах в Заливе - 1991 и 2003 гг., - каждая из которых явилась одним из главных международных событий своего времени и существенно повлияла на региональную обстановку.
Тем более показательно, что ход рассуждений французской дипломатии о Персидском заливе, представленный в Белой книге 2013 г., остался практически неизменным в Стратегическом обзоре по обороне и национальной безопасности , подготовленном
четыре года спустя (уже при новом президенте - Э. Макроне) Во многом это объяснялось тем, что задачей Обзора было не опровержение тех оценок, которые были даны в Книге, а скорее наоборот, их подтверждение и дополнение с учетом новых обстоятельств. Так, в развитие положений 2013 г. Арабо-Персидский залив был назван «зоной повышенных рисков», где четко видна конфронтационная ось «Саудовская Аравия - Иран», вокруг которой выстраиваются все региональные противоречия [10, р
231. Кроме того, авторы обратили внимание на продолжающийся конфликт в соседнем Йемене, поскольку он, по мнению французской стороны, усугубляет извечное противостояние между шиитами и суннитами, осложняет судоходство и создает благодатную почву для укоренения террористических группировок. Как зафиксировано в Обзоре, руководство Пятой Республики весьма беспокоит распространение в регионе разнообразных вооружений (прежде всего, ракетной техники), которые могут
использоваться для угрозы закупоривания Залива и атаки на торговые пути [10, р 39]. Данный тезис, кстати, выглядит достаточно противоречивым, если еще раз напомнить, что Франция тесно сотрудничает с местными государствами в военно-техническом плане и сама же поставляет им новую технику (чуть подробнее об этом будет сказано ниже). В целом же в Обзоре подтверждается, что Залив - это «существенное стратегическое пространство» для Франции, где она должна сохранить за собой возможности влияния
(«полную свободу маневра» от собственно Залива до Суэцкого канала) [10, рр 63-641.
Весьма характерные слова, иллюстрирующие французское отношение к региону, произнес в ноябре 2017 г. президент Э. Макрон на открытии музея Лувра Абу-Даби. Фактически он обратился не только к принимающей стороне, но и ко всем государствам Персидского залива: «Сегодня вы - в центре этого мира, в котором ускоряется глобализация. Вы - тот нерв, который соединяет миры Запада и Востока... Вы - точка равновесия между европейским, азиатским и африканским континентами. Вы - в самом
центре геополитических противоречий, сотрясающих мир» Выбранные президентом
формулировки еще раз подтверждали, что Париж придает зоне Персидского залива высокое внешнеполитическое значение и хочет держать руку на пульсе происходящих здесь событий.
Конкурентные преимущества Франции в Заливе
Естественно, со стороны французской дипломатии было бы недостаточно только задекларировать интерес к региону, но не располагать какими-либо практическими аргументами в свою пользу. Между тем, таковых у Франции сегодня имеется несколько, притом в самых разных сферах.
Прежде всего, Париж имеет со странами Персидского залива военно-политические связи . Еще в 1990-е гг. Франция подписала ряд двусторонних соглашений об оборонном
сотрудничестве: в 1992 г. - с Кувейтом, в 1994 г. - с Катаром, в 1995 г. - с ОАЭ p 56]. Это позволило установить с каждой страной де-факто союзнические отношения, поскольку во всех трех случаях Франция обещала оказать военную помощь в случае внешнего вторжения. В 2009 г. с Эмиратами был подписан еще один договор, запустивший сотрудничество в плане подготовки военнослужащих, организации совместных учений, взаимодействия штабов и спецслужб. В этом же документе правительство Пятой Республики еще раз взяло на себя обязательство участвовать «посредством своих вооруженных сил... в обеспечении в безопасности, суверенитета, территориальной целостности и независимости Объединенных Арабских Эмиратов для сдерживания и отбрасывания любой агрессии, которая может быть предпринята одним
или несколькими государствами» И21.
В день подписания нового договора, 26 мая 2009 г., была открыта военная база Франции в ОАЭ - первый пункт постоянной дислокации французской армии в Персидском заливе. По договоренности с принимающей стороной, база эксплуатирует несколько близко расположенных объектов: доки в порте Зайед (г. Абу-Даби) для приема военных кораблей, аэродром Аль-Дафра для приема авиации, военный городок Зайед для
размещения сухопутных сил ИЗ!. Первые несколько лет здесь была расквартирована 13-я полубригада Иностранного легиона, а сейчас - части 5-го Кирасирского полка. На их вооружении стоят, в частности, по 15 танков «Leclerc» и бронеавтомобилей VBL, 14 БМП
VBCI, 5 САУ CAESAF1141. Общее количество французских военнослужащих на базе, по официальным подсчетам, составляет 650 человек (суммируя по всем видам вооруженных
сил) И3!. Этого вряд ли хватит для полномасштабных боевых действий в регионе, но, по идее, вполне достаточно, если использовать базу в качестве аванпоста для более крупных сил, а также символа исполнения союзнических обязательств (для «перестраховки», как назвал это Ж.-С. Монгренье-161). Между прочим, ни одна другая европейская страна до последнего времени не имела аналогичной точки опоры в Персидском заливе; только в 2018 г. Великобритания открыла постоянную базу на
территории Бахрейна, функционально схожую с французской в Эмиратах li^l.
Как упоминалось выше, Франция развивает с местными государствами также военно-техническое сотрудничество , выступая в качестве крупного поставщика вооружений. По состоянию на 2015 г., Пятая Республика занимала второе место на Ближнем Востоке
(после США) по общему портфелю заказов военной продукции (11,7% рынка) [16, с- 3]. Значительную роль в достижении этого показателя сыграли монархии Персидского залива, с которыми Париж имеет многолетнюю историю контрактов. И в последние годы эта история продолжается, что показывают примеры все новых и новых крупных сделок Ш1:
- в 2015 г. - с Катаром на 24 истребителя «Rafale» за 6,3 млрд евро;
- в 2016 г. - с Кувейтом на 30 вертолетов «Caracal» за 1 млрд;
■ - в 2017 г. - с Катаром на еще 12 истребителей «Rafale» за 1,1 млрд (опцион по первой сделке);
■ - в 2018 г. - с Катаром на 490 БМП VBCI за 1,5 млрд.
Как явственно прослеживается по официальным документам, сегодня французское руководство четко осознает, что экспорт вооружений дает не только экономические выгоды, но и возможность укрепить политические отношения [2, ppi 8-9]. Это особенно заметно, например, на катарском направлении. С лета 2017 г. Доха находится в «дипломатической блокаде» со стороны других государств Залива, поэтому Франция наращивает экспорт вооружений в Катар, чтобы оказать тому поддержку как союзнику. В чем-то похожая ситуация наблюдается по Саудовской Аравии: пока другие европейские столицы осуждают Эр-Рияд за убийство журналиста Дж. Хашогги и активное вмешательство в йеменский конфликт, официальный Париж хочет показать себя более «понимающим» собеседником, не отказывающимся от новых потенциальных сделок с саудовской стороной.
Если говорить шире о торгово-экономических связях Франции и стран Персидского залива, то стоит выделить по крайней мере три страны, с которыми Париж имеет наиболее интенсивные контакты. Это:
1) Саудовская Аравия. По состоянию на 2018 г., товарооборот Франции с королевством
составил 10 млрд евро ÜS1. Из Парижа в Эр-Рияд идет оборудование военного назначения, гражданская авиация, средства телекоммуникаций, продукция сельского хозяйства; в обратном направлении - преимущественно нефтепродукты. Большие надежды французское руководство возлагает на проект наследного принца М. бен Салмана «Видение-2030» (по диверсификации экономики королевства), под который саудовская сторона ныне привлекает иностранные инвестиции.
2) ОАЭ. Двусторонний товарооборот по данным за 2017 г. - 4,5 млрд1191. Франция закупает у Эмиратов углеводороды, а сама поставляет продукцию машиностроения, химической и фармацевтической промышленности, сельского хозяйства.
3) Катар. Товарооборот с Дохой у Парижа значительно меньше, чем с первыми двумя странами, - порядка 2 млрд евро (2017 г.) 1221. Однако скоро должны начать сказываться контракты, подписанные во время визита Э. Макрона в эмират в декабре
2017 г., - например, сделка с «Airbus» на 50 авиалайнеров за 5,5 млрд В феврале 2019 г. было заключено соглашение о развитии всестороннего диалога между сторонами, которое подразумевает, помимо прочего, более тесную экономическую кооперацию. Вообще же в случае Дохи гораздо большее значение имеет другая цифра -25 млрд евро, которыми к 2016 г. исчислялся общий объем катарских инвестиций в
экономику Франции Представители Катара выкупают недвижимость в престижных
районах французских городов, владеют пакетами акций в крупных компаниях («Veolia», «Suez», «Total» и мн. др.), присутствуют в медиапространстве (через группы
«Lagardère», «beIN»)1221. Среди наиболее заметных проектов катарского капитала во Франции можно назвать футбольный клуб «Paris Saint-Germain», приобретенный фондом «Qatar Sports Investments» в 2011 году.
Что касается Ирана, то экономические отношения Франции с ним развиваются нестабильно, - главным образом, из-за американских ограничительных мер, прямо или
косвенно сказывающихся на французских компаниях. Например, в 2017 г., немногим после подписания Венского соглашения и смягчения санкций, франко-иранский товарооборот достиг 3,8 млрд евро, а уже в 2018 г., когда Д. Трамп вывел США из «ядерной сделки» и возобновил действие санкций, этот показатель резко упал до 2,4
млрд J231. Наиболее чувствительные удары получают такие сектора, как авиастроение (фактически сорвалась сделка с «Airbus» на 100 лайнеров), нефтегазовое дело («Total» вышла из проекта по разработке месторождения Южный Парс), фармацевтика, пищевая промышленность.
Отдельно следует заметить, что Франция, имеющая богатый опыт строительства и эксплуатации атомных электростанций, позиционирует себя в регионе Персидского залива как значимая атомно-энергетическая держава. Это выражается в ее постоянных попытках присоединиться к проектам местных государств по строительству АЭС с предложением своих технологий и компетенций. Так, в отношениях с ОАЭ эта тема получила стимул еще в 2008 г., когда президент Н. Саркози в ходе визита в Абу-Даби добился подписания двустороннего соглашения о сотрудничестве в области мирного
атома [24, сс- 68-691. в рамках данного соглашения французская сторона получала право возвести, по меньшей мере, первый реактор АЭС «Барака» в Эмиратах силами своих компаний «Areva», «Suez» и «Total» (всего было запланировано строительство 4 энергоблоков мощностью 1400 МВт каждый). Однако, несмотря на эту договоренность, французские фирмы проиграли тендер на строительство, предложив слишком высокую цену, и конечный контракт был подписан с корейской KEPCO. Лишь позднее, в 2018 году, французы вновь стали участвовать в проекте: корпорация EDF будет обеспечивать
безопасность эксплуатации станции, когда та уже будет достроена 1251 На рубеже 20002010-х гг. были также попытки развивать атомное сотрудничество с Кувейтом, но его руководство в итоге предпочло не строить собственную АЭС, а приобрести долю (4,8%) в
компании «Areva» l261. Существуют перспективы участия в саудовской программе мирного атома (опять-таки, в рамках «Видения-2030»), но в данном случае французским энергетикам будет трудно превзойти конкурентов из США. Наконец, еще в 1970-е гг. Франция имела договоренности с Ираном (возведение одной АЭС в Дархоене и двух - в Ахвазе), но их реализации помешала революция 1979 г. и санкции, наложенные на Тегеран.
Наконец, Франция поддерживает со странами Залива диалог по культурно-образовательной линии. В этом плане главный центр французского присутствия - это музей Лувр Абу-Даби, открытый в ноябре 2017 г., где экспонируются коллекции крупнейших парижских музеев. В регионе представлены некоторые французские учебные заведения (например, бизнес-школа HEC, лицей Бонапарт и лицей Вольтер в Катаре, Сорбонна в ОАЭ), ведутся археологические работы (на территории Саудовской Аравии), поощряется изучение французского языка. В Катаре, по официальным данным,
проживает 200 тыс. франкофонов i201, а в ОАЭ есть весьма крупная община французских граждан - 30 тыс. человек -271. Два государства Залива - Катар и ОАЭ - имеют статус ассоциированных членов в Международной организации франкофонии.
Все эти факты говорят о том, что сегодня французская дипломатия стремится работать со странами Персидского залива по широкому спектру направлений, не ограничиваясь только какой-то одной темой.
Факторы уязвимости
В то же время нельзя не отметить несколько обстоятельств, в силу которых позиции
Франции в Персидском заливе являются отнюдь не такими крепкими, какими они могут показаться на первый взгляд.
Первый подобный фактор - это конкуренция, которую Париж нередко проигрывает другим игрокам. Например, военное присутствие Франции, состоящее всего из одного опорного пункта в ОАЭ, выглядит весьма скромным по сравнению с мощью США, которые располагают базами сразу во всех арабских странах Залива, а также Пятым флотом, ответственным за эту зону. Общая численность американских войск в Персидском заливе
составляет, по оценкам на 2015 г., 40 тыс. человек [28] - это почти в 62 раза больше тех сил, которыми располагает здесь Франция. Кроме того, свою базу имеет Турция (на территории Катара); предполагаемая численность ее личного состава - около 3 тыс. человек (тоже существенно больше французского контингента) i29!. Внимательно присматривается к региону также Италия, которая некогда размещала по одному воздушному соединению в ОАЭ (аэродром Аль-Минхад) и Кувейте (аэродром Ахмед Аль Джабер). О военном присутствии Великобритании в Катаре уже говорилось выше. Все эти страны с отнюдь не меньшими, чем у Франции, основаниями могут претендовать на роль гарантов региональной стабильности в глазах арабских стран Залива.
Конкуренцию приходится выдерживать Франции и в сфере экспорта вооружений. Так, тесные связи французского военно-промышленного комплекса с Дохой не мешают катарскому руководству параллельно обращаться к другим поставщикам: например, к Германии, Италии и Великобритании, у которых были приобретены 24 истребителя «Eurofighter Typhoon» в дополнение к французским «Rafale» 1221. К слову, такие же машины, а не их аналоги от Парижа, закупил в 2016 г. Кувейт [32]. Катарский военно-морской флот тоже будет строиться без французского участия: соответствующий тендер
на семь кораблей выиграла Италия 13Ü. В ОАЭ после длительных переговоров на рубеже 2000-2010-х гг. не удалось продать истребители «Rafale». И это не говоря о том, что Франция стремительно теряет для себя рынок Саудовской Аравии, где с возвышением принца М. бен Салмана резко сократилось влияние доверенных лиц французского ВПК. В дополнение ко всем этим неудачам никуда не исчезает наиболее могущественный соперник - США, чьи вооружения традиционно пользуются в Персидском заливе экспортной популярностью.
В торгово-экономическом и инвестиционном плане все достижения французов в Персидском заливе тоже следует трактовать с известной долей относительности, ведь местные монархии заинтересованы в сотрудничестве далеко не только с Пятой Республикой, но и с другими европейскими странами. В частности, катарские инвестиции в экономику ФРГ к 2018 г. составляли 25 млрд евро (столько же, сколько и в экономику
Франции) i22!, - в том числе, в самые крупные компании («Siemens», «Deutsche Bank»). Во время своего визита в Германию в сентябре 2018 г. эмир Аль Тани пообещал вложить еще 10 млрд в немецкие энергетику, здравоохранение, финансовый сектор,
информационные технологии i22!. Большой популярностью у арабских инвесторов пользуется и Великобритания, где их капитал присутствует в разнообразных промышленных и медиагруппах, недвижимости, розничной торговле и пр. Как во Франции катарские инвесторы владеют футбольным клубом «PSG», так и в Англии член правящей семьи ОАЭ шейх Мансур - командой «Manchester City». Вне пределов Европы конкуренты Франции за экономические связи с Персидским заливом выглядят еще мощнее: это Китай, Индия, Япония, закупающие у арабских монархий и Ирана углеводороды для нужд своих экономик. Одним словом, Пятая Республика для стран Залива - это точно не единственный возможный партнер, но скорее один из многих.
Соответственно, еще один немаловажный фактор, ослабляющий позиции Франции в Заливе, - это отсутствие какой-то совершенно оригинальной повестки, своей уникальной идеи , которую местным странам мог бы предложить только Париж. У других игроков такая повестка для государств Залива имеется: например, у США - обеспечение безопасности против иранской угрозы; у Турции - поиски близости на культурно-религиозной почве. Французская же дипломатия не имеет какого-то одного сильного козыря, вокруг которого можно было бы выстроить весь подход к региону, поэтому пытается точечно задействовать разные преимущества, представленные выше, но не всегда удачно и не без конкуренции. Идея Э. Макрона о перекрестном статусе Персидского залива, находящегося на стыке разных континентов и культур, еще не содержит в себе объяснения, почему столь важный со стратегической точки зрения регион должен ориентироваться именно на Париж.
Кроме того, позиции Франции в Персидском заливе подтачивает тот фактор, что руководство страны своими действиями порой само вводит себя в неоднозначное положение . Время от времени в прессе циркулируют слухи, что интерес политиков и дипломатов Пятой Республики к арабским монархиям продиктован отнюдь не столько национальными интересами, сколько соображениями личной выгоды. Прежде всего, это касалось бывшего президента Н. Саркози. Сообщалось, например, что в 2007-2008 гг., когда глава государства расторгал свой второй брак, якобы именно катарский эмир взял
на себя все юридические расходы I33!. Позже, в 2010 г., французский президент, предположительно, оказал поддержку кандидатуре Катара перед выборами страны-хозяйки чемпионата мира по футболу-2022 (а покупка «PSG» была частью той договоренности) I34!. В 2016 г. во Франции вышла скандальная книга «Наши дорогие эмиры», в которой авторы, журналисты по профессии, обвинили французских политиков из разных партий (с указанием имен и сумм) в том, что те фактически выполняют роль
платных лоббистов для катарских компаний и фондов I35!. В 2018 г. агентство «Mediapart» выяснило через «WikiLeaks», что французские танки «Leclerc», ныне применяющиеся в йеменском конфликте, продавались в ОАЭ в 1990-е гг., вполне
вероятно, по коррупционной схеме I36!. Подобные подозрения заставляют взглянуть на роль Парижа в Персидском заливе под другим углом: это не столько Париж самостоятельно осваивается в регионе, сколько местные монархии сами приближают Францию к себе в собственных интересах. Соответственно, как справедливо отметили Т.В. Зверева и С.С. Бойков-^, Франция не может быть до конца самостоятельным игроком в данном регионе, если ее элиты до той или иной степени зависят от арабских капиталов. К слову, Э. Макрон до избрания обещал положить конец особым связям
конкретно с Катаром [37]. Однако, как показывает практика, отношения Франции с эмиратом в его президентство становятся еще крепче (даже если отслеживать только официальный трек).
Вывод
Из всего сказанного следует заключить, что на сегодняшний день французская дипломатия занимает в регионе Персидского залива некую «промежуточную» нишу.
С одной стороны, понимая всю международную значимость этой зоны, Париж пытается быть в ней влиятельным игроком, отслеживающим все происходящие события. Для этой цели Франция поддерживает с местными странами постоянные военные, экономические, культурные связи.
С другой стороны, любые усилия Франции встречают мощное противодействие
конкурентов, которые как минимум не уступают Парижу по степени вовлеченности в дела региона, а то и существенно превосходят его. У Пятой Республики пока не выработалась своя оригинальная идея, с которой она могла бы прийти в Персидский залив, если, конечно, за таковую не считать неформальные бизнес-связи французских элит.
Уместно предположить, что такой статус еще долгое время будет устраивать французскую дипломатию, поскольку он не требует от нее каких-то экстраординарных ресурсов, но в то же время все-таки приносит выгоды. На данный момент нет оснований полагать, что при президенте Э. Макроне Франция резко нарастит свое присутствие в Заливе (например, откроет еще несколько военных баз) или, наоборот, быстро уменьшит его (добровольно откажется от любых связей с какой-либо из местных стран). Скорее всего, Париж и впредь будет играть на изменениях региональной конъюнктуры, где-то выигрывая или проигрывая, но в целом оставаясь в одной и той же весовой категории.
Библиография
1. Livre Blanc sur la Défense et la Sécurité Nationale. - 2013. - 160 p. URL: http://www.ladocumentationfrancaise.fr/var/storage/rapports-publics/134000257.pdf (дата обращения 10.04.2019)
2. Rapport au Parlement sur les exportations d'armement de la France. - 2018. - 104 p. URL:
https ://www.ladocumentationfrancaise.fr/docfra/rapport_telechargement/var/storage/ra pports-publics/184000683.pdf (дата обращения 10.04.2019)
3. Быстров А. А. О проблемах между Францией и КСА по реализации совместного проекта поставок вооружения и военной техники в страны Африки // Институт Ближнего Востока. 28.06.2018. URL: http://www.iimes.ru/?p=45561 (дата обращения 10.04.2019)
4. Щегловин Ю. Б. Об отношениях Франции с ОАЭ // Институт Ближнего Востока. 10.10.2018. URL: http://www.iimes.ru/?p = 48648 (дата обращения 10.04.2019)
5. Зверева Т. В., Бойков С. С. Политика Франции в отношении монархий Персидского залива // Дипломатическая служба. 2017. № 5. С. 6-16.
6. Mongrenier J.-S. Politique française dans le golfe Arabo-persique. Une nécessaire clarification // Institut Thomas More. Mars 2019. URL: http://institut-thomas-more.org/2019/03/20/politique-francaise-dans-le-golfe-arabo-persique-%E2%80%A2-une-necessaire-clarification/ (дата обращения 10.04.2019)
7. Boulanger P. Risques et conflits dans le Golfe Arabo-Persique // Bulletin de l'Association de Géographes Français. 2012. № 1. P. 139-154.
8. Boulanger P. Le positionnement géostratégique de la France dans le golfe Arabo-Persique: la base interarmées d'Abu Dhabi // Outre-Terre. 2011. Vol. 29. № 3. P. 531537.
9. Belkaïd A., Vidal D. Stratégique // Le Monde diplomatique. Juin-juillet 2017.
10. Revue stratégique de Défense et de Sécurité nationale. - 2017. - 109 p. URL: https ://www.defense.gouv.fr/dgris/presentation/evenements/revue-strategique-de-defense-et-de-securite-nationale-2017 (дата обращения 10.04.2019)
11. Discours du Président de la République, Emmanuel Macron, lors d'une inauguration du Louvre Abu Dhabi, Emirats Arabes Unis // elysee.fr. 09.11.2017. URL:
https ://www.elysee.fr/emmanuel-macron/2017/11/09/discours-du-president-de-la-republique-emmanuel-macron-lors-de-l-inauguration-du-louvre-abu-dhabi-emirats-arabes-unies (дата обращения 10.04.2019)
12. Accord entre le Gouvernement de la République française et le Gouvernement des
Emirats arabes unis relatif à la coopération en matière de défense // Journal officiel. 18.04.2012.
13. FFEAU / Alindien // Ministère des Armées. 20.09.2016. URL:
https ://www.defense.gouv.fr/operations/prepositionnees/forces-de-presence/emirats-arabes-unis-ocean-indien/dossier/ffeau-alindien (дата обращения 10.04.2019)
14. Le 5e régiment de Cuirassiers officiellement recréé aux Emirats Arabes Unis // Ouest France. 05.06.2016. URL: http://lignesdedefense.blogs.ouest-
france.fr/archive/2016/06/05/le-5e-regiment-de-cuirassiers-officiellement-recree-aux-emir-16299.html (дата обращения 10.04.2019)
15. Stubley P. UK opens permanent military base in Bahrain to strengthen Middle East presence // The Independent. 06.04.2018. URL:
https ://www.independent.co.uk/news/uk/home-news/uk-bahrain-military-base-juffair-royal-navy-mina-salman-middle-east-hms-queen-elizabeth-a8291486.html (дата обращения 10.04.2019)
16. Положение поставщиков вооружений на рынках вооружений Ближнего Востока // Центр анализа мировой торговли оружием. 2017. 4 с. URL: http://armstrade.org/files/analytics/354.pdf (дата обращения 07.02.2019)
17. Чихачев А. На крыльях «Рафалей» // Российский Совет по международным делам. 14.02.2019. URL: https ://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/na-krylyakh-rafaley/ (дата обращения 10.04.2019)
18. Les relations bilatérales entre la France et l'Arabie Saoudite // Direction générale du Trésor. URL: https ://www.tresor.economie.gouv.fr/Pays/SA/les-relations-bilaterales-entre-la-france-et-l-arabie-saoudite (дата обращения 10.04.2019)
19. Le commerce bilatéral entre la France et les Emirats Arabes Unis (EAU) en 2017 // Direction générale du Trésor. URL: https://www.tresor.economie.gouv.fr/Pays/AE/le-commerce-bilateral-entre-la-france-et-les-emirats-arabes-unis-eau-en-2017 (дата обращения 10.04.2019)
20. Relations bilatérales. Qatar // France Diplomatie. URL:
https ://www.diplomatie.gouv.fr/fr/dossiers-pays/qatar/relations-bilaterales/ (дата обращения 10.04.2019)
21. Qatar: à Doha, Macron signe une pluie de contrats commerciaux // RTL. 07.12.2017. URL: https://www.rtl.fr/actu/politique/qatar-a-doha-macron-signe-une-pluie-de-contrats-commerciaux-7791308869 (дата обращения 10.04.2019)
22. Les investissement du Qatar en France // Le Monde. 07.12.2017. URL:
https ://www.lemonde.fr/economie/article/2017/12/07/les-investissements-du-qatar-en-france_5226312_3234.html (дата обращения 10.04.2019)
23. Iran: Relations bilatérales et accès au marché // Direction générale du Trésor. URL: https ://www.tresor.economie.gouv.fr/Pays/IR/relations-bilaterales-et-acces-au-marche (дата обращения 10.04.2019)
24. Мелкумян Е.С. Проблема ядерного нераспространения на примере региона Персидского залива // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. 2009. № 13. С. 55-72.
25. Французская EDF окажет помощь АЭС «Барака» в ОАЭ // ИА Regnum. 27.11.2018. URL: https://regnum.ru/news/2526838.html (дата обращения 10.04.2019)
26. Capital Structure. URL: http://www.sa.areva.com/EN/finance-1166/shareholding-structure.html (дата обращения 10.04.2019)
27. Présentation des Emirats Arabes Unis // France Diplomatie. URL:
https ://www.diplomatie.gouv.fr/fr/dossiers-pays/emirats-arabes-unis/presentation-des-
emirats-arabes-unis/ (дата обращения 10.04.2019)
28. Эбади А. Восемь ключевых военных баз США, по которым Иран может нанести свой удар // Fars News Agency. 11.06.2015. URL:
https://inosmi.ru/world/20150611/228512342.html (дата обращения 10.04.2019)
29. Seeing shared threats, Turkey sets up military base in Qatar // Reuters. 28.04.2016. URL: https://www.reuters.com/article/us-qatar-turkey-military-idUSKCN0XP2IT (дата обращения 10.04.2019)
30. Anderson R. Kuwait to receive first Eurofighter Typhoon fighter jets in late 2020 // Gulf Business. 05.11.2018. URL: https://gulfbusiness.com/kuwait-receive-first-eurofighter-typhoon-fighter-jets-late-2020/ (дата обращения 10.04.2019)
31. Le Qatar commande sept navires de guerre à l'Italie // Le Monde. 02.08.2017.
32. Shalal A., Alkousaa R. Le Qatar va investir 10 milliards d'euros en Allemagne // Capital.fr. 07.09.2019. URL: https://www.capital.fr/entreprises-marches/le-qatar-va-investir-10-milliards-deuros-en-allemagne-1306088 (дата обращения 10.04.2019)
33. Comment le Qatar s'est «offert» Nicolas Sarkozy // Marianne. 04.09.2014. URL: https ://www.marianne.net/politique/comment-le-qatar-s-est-offert-nicolas-sarkozy
34. Бондаренко М. СМИ узнали о сговоре Саркози и Катара о ЧМ-2022 // РБК. 03.11.2018. URL: https://www.rbc.ru/politics/03/11/2018/5bdcbfd49a79474957370f60 (дата обращения 10.04.2019)
35. Qatar: un livre accuse des responsables politiques français de monnayer leurs services // France 24. 20.10.2016. URL : https://www.france24.com/fr/20161020-qatar-livre-chers-emirs-accuse-responsables-politiques-francais-chesnot-malbrunot-guen-dati (дата обращения 10.04.2019)
36. De la corruption à la guerre au Yémen, l'histoire secrète des chars français // Mediapart. 28.09.2018. URL :
https ://www.mediapart.fr/journal/international/280918/de-la-corruption-la-guerre-au-yemen-l-histoire-secrete-des-chars-francais?onglet=full (дата обращения 10.04.2019)
37. Macron veut mettre fin aux accords avec le Qatar // Le Parisien. 10.04.2017. URL: http://www.leparisien.fr/elections/presidentielle/macron-veut-mettre-fin-aux-accords-avec-le-qatar-10-04-2017-6840267.php (дата обращения 10.04.2019