Международные отношения
Правильная ссылка на статью:
Чихачев А.Ю., Шатравка А.В. — Французская политика экспорта вооружений: ближневосточный акцент // Международные отношения. - 2019. - № 3. DOI: 10.7256/2454-0641.2019.3.28924 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=28924
Французская политика экспорта вооружений: ближневосточный акцент
Чихачев Алексей Юрьевич
аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет 191060, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, 1/3
Шатравка Артур Владимирович
аспирант, кафедра Мировой политмки, Санкт-Петербургский Государственный Университет 191060, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, 1/3, 8 подъезд
Статья из рубрики "МИРОВАЯ ПОЛИТИКА"
Аннотация.
На сегодняшний день Франция является одним из ведущих игроков на мировом рынке вооружений: ее ВПК способен производить разнообразные виды техники, а портфель заказов исчисляется миллиардными суммами. Значительную роль в этом деле играет правительство, относящееся к продажам вооружений как к самоценному политическому направлению. В настоящей статье раскрывается суть французского подхода к экспорту вооружений, исследуются его основные принципы и приоритеты. Затрагиваются такие характерные черты, как ежегодная совокупная стоимость подписанных контрактов, наиболее популярная техника, региональная структура продаж. С методологической точки зрения статья построена по типу «case-study» (с использованием элементов сравнительно-исторического метода). Сначала приводятся общие положения, на которые французское правительство сегодня опирается в своей политике экспорта вооружений. Затем проверяется их практическая реализация на примерах арабских стран Ближнего Востока (именно в этом регионе находится большинство основных клиентов французского ВПК). В результате исследования авторы обнаружили, что французская политика экспорта вооружений опирается по меньшей мере на два тезиса: 1) экспорт вооружений является дополнительным источником дохода для военной промышленности страны; 2) с помощью продаж техники можно наладить отношения с другими государствами. В ближневосточных реалиях обе идеи в целом выглядят работоспособными, что демонстрируют примеры Катара, Египта или ОАЭ, но не Саудовской Аравии, где в невыгодную для Франции сторону изменился внутриполитический расклад.
Ключевые слова: Франция, экспорт вооружений, внешняя политика, стратегическая автономия, военно-техническое сотрудничество, военно-промышленный комплекс, Эммануэль Макрон, Саудовская Аравия, Катар, Египет
DOI:
10.7256/2454-0641.2019.3.28924
Дата направления в редакцию:
09-02-2019
Дата рецензирования:
10-02-2019
Политика Франции в области экспорта вооружений динамично развивается уже не один десяток лет. Первоначальный импульс для ее становления был дан в 1960-е гг.: тогдашнее руководство страны в лице президента Ш. де Голля считало, что Пятая Республика нуждается в конкурентоспособном военно-промышленном комплексе (ВПК), без которого была бы невозможна стратегическая автономия страны. Продажи вооружений должны были поддержать национального производителя экономически, а также восстановить статус Франции как крупной военной державы, серьезно пошатнувшийся после Второй Мировой войны и распада колониальной империи в 19401950-е годы. Такого же подхода в общих чертах придерживались все президенты и после Ш. де Голля, вследствие чего активная политика экспорта вооружений стала одной из постоянных «визитных карточек» Парижа на международной арене. По состоянию на 2017 г. Франция являлась третьим в мире продавцом вооружений (6,7%
рынка), уступая только США и России-11. В абсолютных значениях французские продажи вооружений также обращают на себя внимание, поскольку сравнительно недавно (в 2015 г.) был установлен рекордный для Франции показатель общей стоимости
подписанных контрактов за год - почти 17 млрд евро (вместо привычных 5-7 млрд) Г2, р
География французского военного экспорта традиционно весьма обширна. Так, в перечне стран, с которыми Париж в последние десятилетия развивал какое-либо военно-техническое сотрудничество (ВТС), можно найти как соседнюю Германию, так и
весьма далекие от Франции Сингапур или Чили-311. Однако наиболее стабильным всегда оставался спрос со стороны арабских стран Ближнего Востока. В 1961-1990 гг. их доля в структуре продаж французских вооружений составляла 31%; к 2002 г. она даже
подросла до 34%, а к 2017 г. - уже до 40% Г4, рр- 16, 21; 2 р- 151. За долгие годы Париж сформировал целую сеть экспортных связей с арабскими государствами, подкрепляя ее контактами политического характера с местными элитами. В свою очередь, сами страны Ближнего Востока демонстрировали и продолжают демонстрировать интерес практически ко всему спектру продукции французского ВПК (авиации, бронетехнике, кораблям, электронике и т.д.), что обеспечивает Франции второе место в регионе по пакету заказов после США (на 2015 г.) Г5' с- 31.
Исходя из сказанного выше, уместно поставить цель настоящей статьи следующим образом - выявить основные черты французского подхода к продажам вооружений, используя в качестве примера его реализации ближневосточное направление. Как представляется очевидным, для достижения подобной цели лучше всего подойдет метод « case - study » , дающий возможность проверить на материале конкретных сделок, какая техника пользуется наибольшим спросом, с какими возможностями или затруднениями практического характера Франции приходится иметь дело. Уместным также является сравнительно-исторический метод , позволяющий сопоставить позиции французского ВПК в разных странах Ближнего Востока на разных временных отрезках.
Необходимо подчеркнуть, что выбранная тематика уже получила некоторую степень научной разработанности. В частности, Л. Беро-Сюдро в своей работе для Французского института международных отношений изучила историю и современное состояние
военного экспорта Пятой Республики Г41. Примерно в том же ключе этой темой ранее занимались и авторы настоящей статьи Время от времени французский военный экспорт разбирается на страницах российского журнала «Экспорт вооружений», издаваемого Центром анализа стратегий и технологий (№№ 3 и 5 за 2016 г.; № 6 за 2017 г.). Соответствующий тематический раздел имеется также в одной из коллективных
монографий от того же Центра Г7, с—32-391. Что касается ближневосточных рынков вооружений, то весьма подробный анализ, в том числе и французских позиций, обычно проводится коллективом Института Ближнего Востока, а также экспертами Стокгольмского института исследования проблем мира Г8, 91. Тем не менее, на этом фоне настоящее исследование все равно отличается научной новизной , поскольку в нем выгодно объединяются два жанра: авторы не только ищут некие общие характеристики французской политики экспорта вооружений, но сразу же проверяют их на страновых примерах.
Настоящая статья состоит из трех частей. В первую очередь анализируется общий подход французского руководства к продажам вооружений: на каких принципах оно выстраивает свою политику военного экспорта. На втором этапе изучается, как этот подход работает в условиях Ближнего Востока, конкретно - в Саудовской Аравии, Катаре и Египте. В третьей части (заключении) подводятся основные итоги исследования.
Основы французской политики военного экспорта
Базовые принципы, на которые сегодня опирается политика Франции в области продаж вооружений, следует искать в первую очередь в стратегических документах по внешней и военной политике страны. На сегодняшний день подобных текстов имеется три: Белая книга 2013 г., Стратегический обзор по обороне и национальной безопасности 2017 г., Закон о военном планировании на 2019-2025 годы. Кроме того, не стоит забывать о документах вспомогательного характера - ежегодных экспортных отчетах Министерства обороны перед парламентом.
Так, в Белой книге по обороне и национальной безопасности 2013 г. (принята при президенте Ф. Олланде, но при Э. Макроне официально не потеряла силу) военно-экономическим вопросам был отведен отдельный подраздел - «Индустрия обороны и безопасности» Г10, pp- 124-:Ш1. в нем особо отмечалось, что национальный ВПК вносит существенный вклад в экономику Франции: в оборонном секторе так или иначе задействовано 4 тыс. предприятий с оборотом в 15 млрд евро (включая немалую долю средних и малых фирм), предоставляющих 150 тыс. рабочих мест (в том числе 20 тыс. - с
требованием особо высокой квалификации) [10, p 124"". От 25 до 40% своей продукции военные предприятия поставляют за рубеж, что, по логике авторов, положительно сказывается на торговом балансе страны, а также помогает сохранить производственные компетенции в те периоды, когда сама французская армия может и не испытывать насущной необходимости в новых технических разработках. Кроме того, как упомянуто в документе, контракты на поставку вооружений помогают развивать отношения с союзными и дружественными Франции странами, поскольку одним фактом своего
подписания придают любому партнерству подлинно стратегический масштаб [10, p 126"". В целом же государство, следует из Книги, готово полностью поддерживать зарубежную деятельность французских военных предприятий, предлагая тем свои возможности по политико-дипломатическому сопровождению сделок.
Тема продаж вооружений не осталась без внимания и в Стратегическом обзоре по обороне и национальной безопасности 2017 г. , подготовленном по поручению президента Э. Макрона для адаптации Белой книги под текущие международные обстоятельства. Новое руководство страны фактически подтвердило тот выбор, который делали все его предшественники: экспорт вооружений находится в тесной взаимосвязи с
обеспечением стратегической автономии и поддержкой отечественного ВПК в целом t11 pp. 66-67]. Как убеждены авторы Обзора, Франция сегодня пользуется статусом одной из ведущих технологических держав, что позволяет ей удерживаться в числе крупнейших мировых экспортеров вооружений. Подобная ситуация, объясняется в документе, - это «результат постоянных инвестиций и такого политического курса, который обеспечивает постоянный баланс между экспортом, взаимодействием гражданского и военного
секторов и удовлетворением собственных нужд» [11, p 66]. Как подчеркивается в тексте, продажи вооружений обеспечивают ВПК новыми заказами (а значит, приносят дополнительную выгоду) и подталкивают к инновациям, необходимым для поддержания конкурентоспособности французской техники на мировом рынке. Вместе с тем, признается, что действия некоторых игроков наносят интересам Франции в данной сфере серьезный ущерб. Речь идет, в частности, о США, применяющих особое контролирующее законодательство (International Traffic in Arms Regulations , ITAR ), согласно которому без согласия Вашингтона невозможна передача третьей стороне вооружения, хотя бы частично произведенного американскими компаниями (такое у Франции есть - см. ниже об отношениях с Египтом). Также в качестве нового конкурента упоминается КНР, «прилагающая значительные усилия для продаж вооружений, в том числе прямо в зоны конфликтов» [11, p 43]. По мнению авторов Обзора, все это требует сохранить внимание французского правительства к экспорту военной продукции и оказать еще большую поддержку тем фирмам, которые могут понести крупнейшие финансовые потери.
В свою очередь, Закон о военном планировании на 2019-2025 гг. (ЗВП) особенно интересен тем, что к нему приложена подробная программа перевооружения
французской армии U-2". Эта программа имеет существенное экспортное значение, так как позволяет установить, какая именно техника будет эксплуатироваться Пятой Республикой в ближайшем будущем и получит в этой связи должную рекламу. Например, к 2025 г. сухопутные войска должны располагать более 900 новых бронеавтомобилей «Griffon» и порядка 150 «Jaguar». Однако, как нетрудно догадаться, компания-производитель этих машин («Nexter») наверняка будет параллельно готовить их разнообразные варианты на экспорт, чтобы извлечь из новинок максимальную прибыль. Практика это уже подтверждает: в 2018 г. между Францией и Бельгией было подписано межправительственное соглашение как раз по «Griffon» и «Jaguar» стоимостью в 1,6
млрд евро -Ш!. На такой же подход - собственная эксплуатация и одновременно продажи за рубеж - будут ориентированы также фрегаты FTI и новая версия истребителя «Rafale» (F4). Между тем, назвать ЗВП исчерпывающим «прейскурантом» тоже нельзя, поскольку в отдельных случаях техника может почти не использоваться самой французской армией (и потому не включаться в программу перевооружения), предназначаясь исключительно на экспорт (как корветы «Gowind» или подлодки «Scorpene»).
Н аконец, еще несколько важных соображений высказано в наиболее свежем на настоящий момент парламентском отчете Минобороны по экспорту за 2017 г. (опубликован летом следующего года). Что наиболее оригинально, экспорт вооружений открыто позиционируется в документе как инструмент внешней политики Франции. С одной стороны, уверены авторы Отчета, с помощью продаж вооружений можно выстроить союзнические отношения с покупателями французских вооружений в сугубо военном плане (в теории даже проводить совместные боевые операции, используя одинаковую
технику) Г2, Pi 81. С другой стороны, экспорт продукции ВПК улучшает общий уровень отношений, создает атмосферу доверия, необходимую для заключения других политических и торгово-экономических договоренностей со страной-импортером на
длительную перспективу Г2, ppi 8-91. То есть, продажи вооружений в любом случае выполняют некую более широкую задачу, не сводясь к одному только военно-техническому содержанию. Кроме того, в документе приводится уже знакомая мысль о том, что военный экспорт помогает поддержать национальный ВПК, сохранить рабочие места и производственные навыки. Однако далее делается принципиальная для нынешнего руководства Франции оговорка: военная промышленность Пятой Республики
не существует сама по себе, а является частью общеевропейского ВПК Г2, pp- 11-121. П оэтому активная экспортная политика, позволяющая развивать совместные оборонные проекты, в конечном итоге должна оборачиваться во благо не только для Парижа, но и для всего Евросоюза. Помимо того, «особенно жесткой» называется французская система контроля над военным экспортом:
A) каждая сделка должна подлежать тщательной экспертизе в Минобороны и других ведомствах;
Б) конечное решение о поставках техники конкретной стране исходит от премьер-министра;
B) каждый контракт должен заключаться на условиях открытости и не нарушать нормы международного права в сфере контроля за военным экспортом. В частности, Договор о торговле оружием, вступивший в силу в 2014 г., подписанный и ратифицированный Францией, запрещает такие поставки вооружений, которые ведут к нарушению прав человека, подрывают мир и безопасность, противоречат уже наложенным ограничениям Г2. pp. 26-371.
Таким образом, тематика экспорта вооружений в той или иной степени отражена во всех актуальных стратегических документах внешней и военной политики Франции. Сформулирован единообразный подход: продажи вооружений были, есть и будут выгодными как с экономической, так и с политической точки зрения, поэтому нуждаются в максимальной поддержке со стороны государства. ВТС официально рассматривается в качестве еще одного инструмента во французском дипломатическом арсенале, позволяющего укрепить позиции страны на международной арене.
В завершение разговора о французской политике экспорта вооружений как таковой следует напомнить несколько общих цифр и фактов:
I. За последние десять лет совокупная стоимость всех подписанных Францией военно-технических соглашений показывала следующую динамику [2, р 14"":
Год Сумма, в млрд
евро
2008 6
2009 8
2010 5
2011 7
2012 5
2013 7
2014 8
2015 17
2016 14
2017 7
II. Основными покупателями французских вооружений за период 2008-2017 гг. были, в порядке убывания [2, р- 14"":
№ п/п Страна
1 Индия
2 Саудовская Аравия
3 Катар
4 Египет
5 Бразилия
6 ОАЭ
7 США
8 Сингапур
9 Великобритания
10 Марокко
III. В структуре военного экспорта за последние годы существенно выросла доля крупных контрактов (по французской градации, к таковым относятся все соглашения
стоимостью свыше 200 млн евро) [2, p- 15].
IV. Важнейшими и наиболее известными предприятиями ВПК Франции, поставляющими технику и оборудование за рубеж, сегодня являются: «Airbus» и «Dassault» (авиация), «Naval Group» (кораблестроение), «Nexter» (бронетехника; с недавних пор в альянсе с немецкой «KMW»), «MBDA» (ракетная техника), «Safran» (двигатели, оборудование), «Thaïes» (электроника).
Что характерно, все четыре аспекта замыкаются на интересующий нас регион - Ближний Восток. Так, достичь экстраординарных показателей продаж в 2015-2016 гг. (I) Франции во многом позволили договоренности с двумя арабскими странами - Египтом и Катаром. Половину рейтинга ведущих покупателей (II), как нетрудно заметить, тоже составляют страны Ближнего Востока (с учетом Марокко). Тенденция на увеличение удельного веса «больших сделок» (III) хорошо заметна, прежде всего, в ближневосточном портфеле. В свою очередь, все лидеры французского ВПК (IV) давно и плотно работают на арабских
рынках. То есть, Ближний Восток имеет для экспортной политики Франции системообразующее значение: именно в этом регионе задается ее ритм, проявляются ключевые тенденции и получаются основные прибыли.
Позиции Франции на рынках вооружений Ближнего Востока
В качестве примеров реализации французской политики экспорта вооружений ниже рассмотрены отношения с тремя главными партнерами Парижа в арабском мире -Саудовской Аравией, Катаром и Египтом.
П о итогам последнего десятилетия Саудовская Аравия остается крупнейшим импортером французских вооружений на Ближнем Востоке. Правда, здесь следовало бы сказать «все еще», так как в период «холодной войны» ВТС с королевством развивалось гораздо активнее, чем сейчас. Например, особенно удачными выдались 1970-1980-е гг., когда были подписаны контракты на поставку САУ AMX AuFl, БМП AMX-10 P, танков AMX-30, ЗРС «Crotale», фрегатов «Al Madinah»; в 1990-е гг. к ним добавилась сделка по
фрегатам «Al Ryiadh» (между прочим, ставшая предметом коррупционного скандала) r31. В последние же годы во франко-саудовском партнерстве четко оформился, наоборот, нисходящий тренд. Последние крупные сделки датируются 2013 и 2014 гг.: соглашение о модернизации королевского флота (1 млрд евро) и контракт «Donas» по бронеавтомобилям, вертолетам, артиллерии и корветам, первоначально
предназначавшимся Ливану (2,5 млрд) В остальном французской стороне пока так и не удается добиться от Эр-Рияда новых крупных договоренностей, хотя Париж постоянно предлагает истребители «Rafale», фрегаты FREMM, корветы «Gowind», танки «Leclerc» и т.д.
Главной причиной подобной метаморфозы следует считать крайне не выгодное для Франции возвышение М. бен Салмана, с 2015 г. министра обороны, а с 2017 г. -наследного принца Саудовской Аравии. Как отмечает президент Института Ближнего Востока Е. Я. Сатановский, «наследный принц активно меняет систему международных посредников в Европе и «бизнес-якорей» внутри королевства, устанавливая контроль над денежными потоками, ослабляя конкурентов из противоборствующих кланов и ломая
выстроенную французами схему посредничества» J-81. Соответственно, сократилось влияние тех лиц, которые раньше лоббировали интересы французских компаний при саудовском дворе, - в частности, А. Альмисехаля (работавшего с ODAS, государственно-частным агентством, через которое Франция обычно проводит внешние военные сделки) или М. Дахука («Airbus»). В результате Париж стал фактически терять рынок Саудовской Аравии в пользу США, и без того обеспечивающих 60% военного импорта королевства
r91, а также европейских партнеров (к примеру, корветы для саудовских ВМС должна строить уже Испания, а не Франция).
П онимая складывающуюся ситуацию, французское руководство пробовало подойти к Эр-Рияду с разных сторон, чтобы все-таки расположить к себе М. бен Салмана. Во-первых, для переубеждения принца организовывались многочисленные встречи в верхах - и при президенте Ф. Олланде, и при его преемнике Э. Макроне. Во-вторых, когда европейские государства решили приостановить ВТС с Саудовской Аравией на фоне убийства журналиста Д. Хашогги (осень 2018 г.), Франция намеренно пошла против течения,
заявив, что не считает эти вопросы связанными между собой В-третьих,
официальный Париж не стал резко реагировать на сообщения правозащитных организаций о том, что продукция ВПК Франции может использоваться Саудовской Аравией и ее союзниками в йеменском конфликте в нарушение международного права
ii^l. Правда, к каким-либо прорывам все эти шаги навстречу Эр-Рияду пока не привели. Парадоксальный выход может быть найден в программе принца «видение-2030», по которой ставится задача сократить долю импортной техники в армии королевства до 50%
—p—481 Ведь теоретически Франция могла бы на какое-то время потеснить конкурентов, предложив Эр-Рияду трансфер технологий для производства вооружений в самой Саудовской Аравии, - но только если посчитает, что это не ударит по ее собственному ВПК.
Так или иначе, получается, что в случае с Саудовской Аравией французский подход к экспорту вооружений - использовать продажи как внешнеполитическое средство для налаживания отношений - совершенно не срабатывает. Наоборот, сначала по внутрисаудовским причинам возникло недопонимание в отношениях, а теперь Пятой Республике приходится использовать дипломатические маневры, чтобы спасти хотя бы остатки ВТС с королевством. Разумеется, если диалог Парижа и Эр-Рияда будет развиваться в таком же ключе еще несколько лет без видимых успехов, Саудовская Аравия перестанет фигурировать в числе крупнейших клиентов французского ВПК (она и так там остается только за счет прежних контрактов).
Гораздо легче развивается ВТС Франции с соседом и соперником Саудовской Аравии в Персидском заливе - Катаром . Французский ВПК раньше производил для Дохи во
многом ту же самую технику, что и для Эр-Рияда: AMX-10 P, AMX-10 RC, AMX-30^31. Однако со временем здесь обозначился особый, наиболее прибыльный сегмент -авиация. Если саудовские ВВС уже долгое время комплектуются техникой в основном американского производства, то руководство Катара, наоборот, привыкло искать какие-то дополнительные варианты поставщиков. Франция же со своей продвинутой авиационной промышленностью оказалась в этом смысле очень кстати, чем надолго заполучила расположение правящей династии Аль Тани. Париж не преминул как можно плотнее обосноваться в столь многообещающей нише, поставив Катару истребители «Mirage F1» (15 единиц) и «Mirage-2000» (12) еще в 1980-1990-е годы. Притом внешнеполитическая отдача, которую ждет Франция от своего военного экспорта, была уже тогда. В 1994 г. Пятая Республика и Катар придали своим отношениям де-факто союзнический характер, обязавшись по специальному соглашению прийти друг другу на
помощь в случае конфликта с третьей стороной 1171 Этот договор не был расторгнут даже после дворцового переворота в Катаре 1995 г., и интересы французского ВПК оказались надежно защищены (для сравнения: совсем не как сейчас в Саудовской Аравии). А ведь потом пошли еще и масштабные катарские инвестиции во французскую экономику (недвижимость, энергетику, спорт и т.д.).
Успешный авиационный опыт с Катаром французский ВПК воспроизводит и на современном этапе. Ко второй половине 2010-х гг. ВВС эмирата стали нуждаться в модернизации, и Париж вовремя выступил с предложением большой сделки по новым истребителям «Rafale». Соответствующий контракт стоимостью 6,3 млрд евро был подписан в мае 2015 г. и предусматривал не только поставку самих самолетов (24 машины) и их ракетного вооружения, но и обучение катарских пилотов и механиков во
Франции t181. Кроме того, в тексте содержался специальный опцион, по которому катарская сторона оставляла за собой возможность закупить еще 12 истребителей.
Активация данного пункта была согласована в декабре 2017 г. в ходе визита Э. Макрона в Доху, что оказалось явно не случайно по времени. Катар к тому моменту находился в дипломатической блокаде со стороны других государств Аравийского полуострова, поэтому Франция могла придать продаже новой партии самолетов, опять-таки,
внешнеполитический подтекст (поддержать ценного партнера в регионе в непростой для того период). Судя по всему, катарское руководство оценило этот жест по достоинству, поскольку в ходе упомянутого визита оно выразило готовность еще больше расширить сотрудничество с Пятой Республикой и в оборонной, и в гражданской сферах. Так, достигнута предварительная договоренность об опционе на еще 36 истребителей «Rafale»; подписано соглашение о намерениях по закупке 490 БМП VBCI (1,5 млрд евро; это будет их первая продажа за рубеж); заключены договоры о покупке лайнеров A321 (5,5 млрд) и об участии французских фирм в расширении сети метро и трамвайных путей
в Катаре ИЗ!. То есть, всего одна сделка (даже отдельный пункт в соглашении) сыграла роль мультипликатора политических и экономических связей Парижа и Дохи, подтолкнув стороны к поиску все новых и новых тем для взаимодействия. Значит, в катарском случае французский подход к экспорту вооружений доказывает свою работоспособность, что важно на фоне активизирующихся конкурентов (американский F-15QA и германо-британский «Eurofighter Typhoon» в 2017 г. тоже начали продаваться в Катар).
Еще более подходящим примером того, как Франция использует военный экспорт для налаживания отношений в целом, является ее нынешнее сотрудничество с Египтом . Следует напомнить, что в годы «холодной войны» диалог Парижа и Каира развивался скорее отдельными рывками, нежели чем на системной основе. Объяснялось это тем, что, во-первых, стороны тяжело преодолевали «родовую травму» 1956 г., когда Франция выступила в коалиции против Египта во время Суэцкого кризиса; во-вторых, Страна пирамид всегда была крайне интересна сверхдержавам, и потеснить здесь их интересы, в том числе военно-промышленные, Франции было проблематично. Были случаи, когда египетская сторона приобретала французскую технику через третьи руки (истребители «Mirage V» у Ливии, Заира и др.). Некоторое оживление наблюдалось в 1980-е гг. при президенте Х. Мубараке (контракты на 20 машин «Mirage-2000» и строительство двух
линий каирского метро) Однако в целом никогда нельзя было сказать, что Франция обосновалась в Египте настолько же прочно, как в Катаре или некогда в Саудовской Аравии.
Ситуация начала качественно меняться в 2013-2014 гг., когда с приходом к власти А.-Ф. Ас-Сиси в стране произошла определенная стабилизация после «арабской весны». Заполняя «чистый лист» отношений с новым руководством в Каире, французская дипломатия решила сделать ставку на экспорт вооружений. И не прогадала, поскольку египетский лидер как раз намеревался диверсифицировать импорт, уйдя от чрезмерной ставки на американский ВПК. Последовала небывалая для франко-египетского ВТС серия соглашений: по корветам «Gowind» (4 единицы), фрегату FREMM (1), кораблям «Mistral» (2), истребителям «Rafale» (24 машины; это самый дорогой контракт в данном
пакете - 5 млрд евро) -1201. На основе этих договоренностей стороны стали позиционировать свои отношения в качестве стратегических, а общий ежегодный товарооборот, с небольшим запозданием достигший минимума в 2016 г. (2 млрд евро),
опять начал расти (2,5 млрд в 2017 г.) I^U. Париж и Каир «разглядели» такие общие сферы интересов, как борьба с международным терроризмом, нормализация региональной обстановки (в Сирии и Л ивии), торговые обмены, продолжение
строительства метро в Каире, образовательные и культурные проекты 1221 Как отмечает французский МИД, с 2014 г. имело место порядка 30 встреч и взаимных визитов как на
уровне первых лиц, так и по линии отдельных ведомств i^il, что красноречиво свидетельствует о расположенности Франции и Египта друг к другу. Таким образом, экспорт вооружений, как и задумывалось французской дипломатией, сыграл роль локомотива, вытягивающего за собой весь комплекс двусторонних отношений. С
помощью военных поставок Франция смогла «открыть» для себя важного регионального игрока, с которым отныне имеет почву для взаимодействия по всем ближневосточным и североафриканским досье.
Справедливости ради, нельзя не напомнить о минимум двух трудностях, делающих ВТС Франции и Египта не настолько идеальным, каким оно может показаться. Первая из них имеет «внешний» характер и проявилась в тот момент, когда Каир выразил намерение приобрести еще 12 истребителей «Rafale» в продолжение контракта 2015 года. Как упоминалось выше, по законодательству США (нормам ITAR), передача зарубежному государству любой военной техники, полностью или частично произведенной американским ВПК, должна быть согласована с Соединенными Штатами. Но в авиационных ракетах SCALP, идущих в комплекте с дополнительными самолетами, используются американские комплектующие, что дало Вашингтону повод заблокировать сделку (для недопущения чрезмерного усиления Египта против Израиля). Только в ходе государственного визита Э. Макрона в США в апреле 2018 г. американскую сторону
удалось переубедить, и переговоры с Египтом о 12 истребителях были продолжены 12Ш.
Вторая трудность связана с заявлениями разнообразных правозащитных организаций, согласно которым поставленная Каиру техника используется по нецелевому назначению - для разгона массовых демонстраций и борьбы с политическими противниками внутри страны. Например, «Amnesty International» особенно критикует продажи грузовиков
MIDS и «Sherpa»123!. По логике этой организации, стратегическое партнерство Франции и Египта де-факто сводится к поддержке Парижем «репрессивного» режима А.-Ф. Ас-Сиси, попирающего демократические права и свободы человека, ввиду чего всякое ВТС с ним необходимо прекратить. В ходе своего визита в Страну пирамид в январе 2019 г. президент Э. Макрон учел эти замечания, передав коллеге «список вопросов» о
положении политзаключенных в Египте t24!. Однако резких решений, как и в случае с критикой по йеменскому конфликту, Париж принимать пока не стал: слишком уж долго налаживалось сотрудничество с Египтом и слишком большие выгоды оно обещает.
ВТС пусть и меньших масштабов, но все равно достойное упоминания, связывает Францию с еще несколькими государствами Ближнего Востока, помимо рассмотренной «большой тройки». Так, хорошо налажено взаимодействие с ОАЭ : контракты по
истребителям «Mirage V» и «Mirage-2000», танкам AMX-30 и «Leclerc»-^ в свое время стали удачным фоном для подписания соглашения о комплексном оборонном сотрудничестве в 1995 г. и открытия военной базы Франции в Эмиратах в 2009 году. Теперь Париж пробует договориться по самолетам «Rafale», но руководство ОАЭ пока согласилось только на модернизацию более ранних машин. В случае с Марокко традиционно дружественные отношения подкрепляли продажи самолетов «Mirage F1», бронетранспортеров VAB, фрегатов «Mohammed V», а в последние годы - фрегата
«Mohammed VI» (нового FREMM)^. Перспективное направление образовалось в лице Кувейта , в 2015 г. проявившего заинтересованность в вертолетах «Caracal». Все это -примеры «точек входа» в регион Ближнего Востока, которые Франция создает для укрепления собственного международного влияния.
Заключение
Современная французская политика экспорта вооружений опирается на два принципиа льных те з ис а :
1) Продажи военной техники за рубеж являются источником дополнительной поддержки
для национального ВПК. Заказы от других государств помогают сохранить рабочие места и компетенции, стимулируют к инновациям. В конечном счете это должно благотворно сказываться на экономике Франции.
2 ) С помощью военного экспорта можно наладить отношения с важными для французской дипломатии государствами. Военно-техническое сотрудничество - это своего рода отправная точка, от которой удобно перейти к более широким политическим и экономическим связям. Соответственно, активные продажи вооружений за границу повышают шанс появления у Франции новых союзников или как минимум проверенных партнеров.
Пример Ближнего Востока показывает, что этот подход в целом приносит свои плоды. С одной стороны, сотрудничество с арабскими странами приносит весьма щедрые финансовые бонусы французскому ВПК, особенно авиационной промышленности (миллиардные контракты по «Rafale» говорят сами за себя). С другой стороны, путем продаж вооружений у Франции действительно получается или придавать отношениям с отдельными странами новое качество (Египет), или удерживать взаимопонимание на стабильно высоком уровне (Катар). Правда, успех здесь никогда не гарантирован раз и навсегда. Случай с Саудовской Аравией демонстрирует, что по не зависящим от Франции причинам многолетние усилия по выстраиванию ВТС могут быть очень быстро перечеркнуты. Поэтому французской дипломатии, вполне возможно, стоит дополнительно продумать какую-то систему «подстраховки»: как и за счет чего могут быть компенсированы интересы в отдельно взятой стране, если старые контакты в одночасье перестанут работать.
Библиография
1. International arms transfers // SIRPI. URL: https://www.sipri.org/research/armament-and-disarmament/arms-transfers-and-military-spending/international-arms-transfers (дата обращения 07.02.2019)
2. Rapport au Parlement sur les exportations d'armement de la France. - 2018. - 104 p. URL:
https ://www.ladocumentationfrancaise.fr/docfra/rapport_telechargement/var/storage/ra pports-publics/184000683.pdf (дата обращения 07.02.2019)
3. Database. Importer/Exporter TIV Tables. TIV of arms exports from France // SIPRI. URL: http://armstrade.sipri.org/armstrade/page/values.php (дата обращения 07.02.2019)
4. Béraud-Sudreau L. La politique française de soutien à l'export de défense. Raisons et limites d'un succès // Etudes de l'IFRI: Focus stratégique. - 2017. - № 73. - 46 p.
5. Положение поставщиков вооружений на рынках вооружений Ближнего Востока // Центр анализа мировой торговли оружием. - 2017. - 4 с. URL: http://armstrade.org/files/analytics/354.pdf (дата обращения 07.02.2019)
6. Чихачев А. Ю. Политика Франции в вопросах экспорта вооружений: особенности и перспективы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. - 2019. - Т. 24, № 1. - С. 196-206.
7. Мировой рынок вооружений: структура, тенденции, вызовы / Под ред. К. В. Макиенко. - М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2018. - 312 с.
8. Сатановский Е. Чистка контрактов // Военно-промышленный курьер. 22.11.2017. URL: https://vpk-news.ru/articles/40015 (дата обращения 07.02.2019)
9. Wezeman P. Saudi Arabia, armaments and conflict in the Middle East // SIPRI.
14.12.2018. URL: https ://www.sipri.org/commentary/topical-backgrounder/2018/saudi-arabia-armaments-and-conflict-middle-east (дата обращения 07.02.2019)
10. Livre Blanc sur la Défense et la Sécurité Nationale. - 2013. - 160 p. URL: http://www.ladocumentationfrancaise.fr/var/storage/rapports-publics/134000257.pdf (дата обращения 07.02.2019)
11. Revue stratégique de Défense et de Sécurité nationale. - 2017. - 109 p. URL: https ://www.defense.gouv.fr/dgris/presentation/evenements/revue-strategique-de-defense-et-de-securite-nationale-2017 (дата обращения 07.02.2019)
12. Loi № 2018-607 du 13 juillet 2018 relative à la programmation militaire pour les années 2019 à 2025 et portant diverses dispositions intéressant la défense. URL: https ://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?
cidTexte = J0RFTEXT000037192797&categorieLien = id (дата обращения 07.02.2019)
13. Cabirol M. Contrat de blindés: la France et la Belgique en ordre de marche // La Tribune. 08.11.2018. URL: https://www.latribune.fr/entreprises-
finance/industrie/aeronautique-defense/contrat-de-blindes-la-france-et-la-belgique-en-ordre-de-marche-796698.html (дата обращения 07.02.2019)
14. Lamigeon V. Affaire Khashoggi: la France doit-elle stopper ses ventes d'armes à l'Arabie Saoudite? // Challenges.fr. 22.10.2018. URL:
https ://www.challenges.fr/entreprise/defense/faut-il-stopper-les-ventes-d-armes-a-l-arabie-saoudite_619442 (дата обращения 07.02.2019)
15. Ventes d'armes: la France participle-t-elle à la guerre au Yémen? // France Culture. 16.08.2018. URL: https ://www.franceculture.fr/emissions/linvite-des-matins-dete-1ere-partie/vente-darmes-la-france-participe-t-elle-a-la-guerre-au-yemen (дата обращения 07.02.2019)
16. Vision 2030. - 85 p. URL:
https ://vision2030.gov.sa/sites/default/files/report/Saudi_Vision2030_EN_2017.pdf (дата обращения 07.02.2019)
17. Comprendre la relation entre la France et le Qatar // Le Monde. 07.12.2017. URL: https ://www.lemonde.fr/proche-orient/article/2017/12/07/comprendre-la-relation-entre-la-france-et-le-qatar_5226393_3218.html (дата обращения 07.02.2019)
18. Rafale: le contrat avec le Qatar pour la vente de 24 chasseurs est effectif // Le Parisien. 17.12.2015. URL: http://www.leparisien.fr/international/rafale-le-contrat-avec-le-qatar-pour-la-vente-de-24-chasseurs-est-effectif-17-12-2015-5381257.php (дата обращения 07.02.2019)
19. Métro, Rafale, A321... 11,1 milliards d'euros de contrats signés à l'arrivée de Macron au Qatar // Le Monde. 07.12.2017. URL:
https ://www.lemonde.fr/economie/article/2017/12/07/macron-au-qatar-plus-de-11-milliards-d-euros-de-contrats-en-guise-de-cadeau-de-bienvenue_5226053_3234.html (дата обращения 07.02.2019)
20. Cabirol M. Armement: l'Egypte et la France à nouveau sur la même longuer d'onde // La Tribune. 09.07.2018. URL: https://www.latribune.fr/entreprises-
finance/industrie/aeronautique-defense/armement-l-egypte-et-la-france-a-nouveau-sur-la-meme-longueur-d-onde-784460.html (дата обращения 07.02.2019)
21. Relations bilatérales // France Diplomatie. URL:
https ://www.diplomatie.gouv.fr/fr/dossiers-pays/egypte/relations-bilaterales/ (дата обращения 07.02.2019)
22. Déclaration conjointe du Président de la République, M. Emmanuel Macron, et de M. Abdel-Fattah AL-SISSI, Président de la République arabe d'Égypte // elysee.fr.
24.10.2017. URL: https ://www.elysee.fr/emmanuel-macron/2017/10/25/declaration-conjointe-du-president-de-la-republique-emmanuel-macron-et-de-fattah-al-sissi-president-de-la-republique-arabe-d-egypte (дата обращения 07.02.2019)
23. Egypte: des armes françaises au coeur de la répression // Amnesty International. 05.02.2019. URL: https ://www.amnesty.fr/controle-des-armes/actualites/france-egypte-aux-armes-policiers-egyptiens (дата обращения 07.02.2019)
24. Макрон передал президенту Египта список вопросов о правах человека // RFI. 28.01.2019. URL: http://ru.rfi.fr/frantsiya/20190128-makron-peredal-prezidentu-egipta-spisok-voprosov-o-pravakh-cheloveka (дата обращения 07.02.2019