Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ'

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВУЗОВ / АТТЕСТАЦИЯ / ПЕРЕПОДГОТОВКА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / UNIVERSITY TEACHERS / CERTIFICATION / RETRAINING / HIGHER SCHOOL TEACHER / PROFESSIONAL DEVELOPMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарькин Игорь Николаевич

С 1997 года в России введена обязательная квалификация «Преподаватель высшей школы», обучение которой дает специалисту знания и умения педагогики. Современная система повышения квалификации преподавателей ВУЗов является динамичной и гибкой системой, которая несет не только некоторую информацию, но в большей степени развивает такие навыки, как умение моделировать и проектировать деятельность, оперировать предметным содержанием знаний. Система повышения квалификации, учитывает профессиональнопедагогическую компетентность преподавателей и является ее необходимым условием. Участие преподавателей в курсах повышения квалификации дает основание к появлению в вузе высоких профессиональных установок. Одной из особенностей системы повышения квалификации является возраст слушателей, которыми являются взрослые состоявшиеся люди, что накладывает отпечаток на разработку учебных программ. В статье автор подробно остановился на особенностях, принципах и проблемах современной системы повышения квалификации преподавателей вузов. В итоге такого обучения преподаватели приобретают навыки новых педагогических технологий, получая базу для собственных инноваций и профессионального построения взаимодействия со студентами в ходе учебной, воспитательной и научно-исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гарькин Игорь Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE MODERN SYSTEM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF UNIVERSITY TEACHERS

Since 1997, Russia has introduced the mandatory qualification of “higher school Teacher”, which gives the specialist knowledge and skills of pedagogy. The modern system of advanced training of University teachers is a dynamic and flexible system that carries not only some information, but also develops skills such as the ability to model and design activities, to operate with the subject content of knowledge. The system of professional development takes into account the professional and pedagogical competence of teachers and is a necessary condition for it. The participation of teachers in advanced training courses gives rise to the emergence of high professional attitudes in the University. One of the features of the professional development system is the age of students, who are adults who have taken place, which affects the development of training programs. In the article, the author elaborated on the features, principles and problems of the modern system.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ»

Особенности современной системы повышения квалификации преподавателей вузов

Гарькин Игорь Николаевич,

кандидат исторических наук, доцент кафедры Управление качеством и технология строительного производства (Технологический факультет) ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» E-mail: igor_garkin@mail.ru

С 1997 года в России введена обязательная квалификация «Преподаватель высшей школы», обучение которой дает специалисту знания и умения педагогики. Современная система повышения квалификации преподавателей ВУЗов является динамичной и гибкой системой, которая несет не только некоторую информацию, но в большей степени развивает такие навыки, как умение моделировать и проектировать деятельность, оперировать предметным содержанием знаний. Система повышения квалификации, учитывает профессионально-педагогическую компетентность преподавателей и является ее необходимым условием. Участие преподавателей в курсах повышения квалификации дает основание к появлению в вузе высоких профессиональных установок. Одной из особенностей системы повышения квалификации является возраст слушателей, которыми являются взрослые состоявшиеся люди, что накладывает отпечаток на разработку учебных программ. В статье автор подробно остановился на особенностях, принципах и проблемах современной системы повышения квалификации преподавателей вузов. В итоге такого обучения преподаватели приобретают навыки новых педагогических технологий, получая базу для собственных инноваций и профессионального построения взаимодействия со студентами в ходе учебной, воспитательной и научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: повышение квалификации, преподаватели ВУЗов, аттестация, переподготовка, Преподаватель высшей школы, система повышения квалификации.

о с

CJ

С 1997 года в России введена обязательная квалификация «Преподаватель высшей школы», обучение которой дает специалисту умения и знания педагогики. В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» «педагогические работники обязаны выполнять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, систематически повышать свой профессиональный уровень» [1]. Подготовка кадров для работы в ВУЗах в основном ведется традиционным методом самовосполнения, заключающийся в поступлении выпускников ВУЗов в магистратуру и аспирантуру того же ВУЗа, в котором они обучались. Подготовка специалистов ведется через систему магистратуры и аспирантуры, состоит из следующих этапов:

• диагностика на профпригодность и отбор среди наиболее талантливых аспирантов и студентов;

• присвоение квалификации или обучение, дающее право ведения профессиональной деятельности в вузе (профессиональная переподготовка, аспирантура, магистратура);

• адаптация в качестве педагогика, стажировка и работа преподавателем.

Современная система повышения квалификации преподавателей ВУЗов является динамичной и гибкой системой, дающая своим слушателям не только некоторую информацию, но в большей степени развивает такие навыки, как умение моделировать и проектировать деятельность, оперировать предметным содержанием знаний. Участие преподавателей в курсах повышения квалификации способствует появлению в вузе высоких профессиональных установок. Система повышения квалификации, представляя адекватную требованиям отдельных ВУЗов систему, учитывает также профессионально-педагогическую компетентность преподавателей и является ее необходимым условием. Выделим основные пути развития профессиональной компетентности преподавателей ВУЗов:

• аттестация преподавателей;

• участие в работе методических объединений, семинаров, педсоветов, мастер-классов и конференций;

• знание информационно-коммуникационных технологий;

• исследование, обобщение и распространение собственного опыта педагогической деятельности, издание публикаций;

• система повышения квалификации;

• самообразование преподавателей;

• владение современными методическими приемами, педагогическими средствами, образовательными технологиями и совершенствование их;

• участие в исследовательских работах и конкурсах.

При устройстве на работу могут быть затребованы документы (диплом или удостоверение) о прохождение квалификации за последние 5 лет. Повышение квалификации преподавателей ВУЗов является не только обязанностью, но и правом, закрепленное для научно-педагогических работников государственных ВУЗов в ФЗ № 273. И переподготовка, и система повышения квалификации педагогических кадров осуществляются на основе общенаучных и специфических принципов, таких как:

• принцип паритетности, в основе которого лежит взаимодействие преподавателя и слушателей по принципу субъект-субъектного взаимодействия;

• принцип разносторонности методического консультирования состоит из высокого уровня компетентности преподавателя и заинтересованности слушателя;

• принцип динамичности заключается в возможности дополнения и изменения образовательных программ;

• принцип осознанной перспективы требует осознание и глубокое понимание преподавателей и слушателей основ системы средних, далеких и близких перспектив обучения.

Одной из особенностей системы повышения квалификации является возраст слушателей, коими являются взрослые состоявшиеся люди, что накладывает отпечаток на разработку учебных программ, которые в обязательном порядке должны включать следующие принципы обучения:

• повторение, превращает новые навыки в привычку и помогает закреплению новых знаний;

• активное участие обучаемых в учебном процессе и использование новых навыков и умений на практике;

• актуальность полученных знаний и навыков, непосредственно относящихся к частной или профессиональной деятельности обучающихся, абстрактные и отвлеченные темы плохо воспринимаются;

• обратная связь преподавателя и слушателей, корректировка обучения на основании информации о том, как далеко продвинулись обучающиеся.

Обобщив принципы и характеристики обучающихся, отметим особенности современной системы повышения квалификации:

• использование опыта педагогических работников в процессе прохождения курсов по повышению квалификации;

• возможность быстрого применения полученных результатов обучения;

• обучающий процесс носит характер партнерства между учителем и обучающимися;

• наличие психологических барьеров, которые мешают эффективному усвоению новых знаний и навыков;

• высокая степень самоорганизованности и самостоятельности обучающихся;

• процесс обучения на курсах повышения квалификации должны отражать мотивы, профессиональные проблемы и потребности обучающихся.

Система повышения квалификации преподавателей ориентирована главным образом на лич-ностно-профессиональное развитие и ценностно-смысловую направленность процесса. В содержании ее положена интеграция различных областей знания, составляющих профессиональную деятельность педагогов, обеспечивая развитие системного мышления и усвоение междисциплинарных знаний. Можно выделить основные три вида современной системы повышения квалификации:

• получение дополнительных профессиональных навыков за счет расширенного повышения квалификации;

• повышение квалификации, носящий адаптивный характер и являющийся средством помогающим легче адаптироваться к изменяющимся требованиям определенных должностей.

• устранение пробелов в знаниях и навыках за счет повышения квалификации, которые изначально возникли из-за неполноценного обучения.

Чаще всего система повышения квалификации использует в своей структуре несколько вышеперечисленных видов, комбинируя их между собой. Современная система повышения квалификации преподавателей ВУЗов включает в себя:

• расширение и улучшение квалификации;

• адаптацию к изменениям в производственном процессе;

• получение новых знаний, умений и навыков;

• ознакомление и приобретение знаний о новых достижениях и технических процессов;

• применение ранее полученных, но не использованных знаний, умений и навыков;

• улучшение качества проделанной работы. Повышение квалификации нужно не только молодым, но и опытным преподавателям, отработавшим в вузе не один десяток лет. Условия и характер деятельности постоянно видоизменяются, между ВУЗами идет конкурентная борьба, важно грамотно систематизировать проблемы высшей школы и отношение к ним. По итогу такого обучения преподаватели овладевают новыми педагогическими технологиями, получая базу для собственных инноваций и профессионального построения взаимодействия со студентами в ходе учебной, воспитательной и научно-исследовательской деятельности. Программ для переподготовки, подготовки и повышения квалификации имеется огромное количество, но все они подчиняются общим требованиям к их реализации и разработке:

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

• интересы слушателей должны быть удовлетворены через систему индивидуальных учебных планов, факультативных и элективных дисциплин;

• освоение современных методов, форм, технологий и средств обучения, повышение уровня профессиональной культуры и творческого потенциала;

• подготовка преподавателей должна происходить во взаимосвязи практических навыков и профессиональных знаний, в единстве практической и теоретической стороны;

• программа системы повышения квалификации должна соответствовать Государственным требованиям к уровню подготовки и минимуму содержания для дальнейшего получения квалификации «Преподаватель высшей школы». При рассмотрении особенностей системы повышения квалификации преподавателей ВУЗов правильным будет также затронуть проблемы современной системы. Содержание образовательных программ в большинстве своем содержит традиционные темы по психолого-педагогическим темам, мало отражающих изменения инновационного характера. Учебно-методическую базу по реализации системы повышения квалификации имеют не все государственные ВУЗы в РФ. Занятия чаще всего ориентированы только получение знаний, забывая про развитие ключевых компетенций и профессионально-педагогическую культуру. Структура образовательных программ курсов повышения квалификации не имеет системного характера и не затрагивает совокупность проблем. Для реализации наиболее продуктивной системы повышения квалификации преподавателей необходимо придерживаться основных принципов:

• принцип дифференциации и индивидуализации: учет интересов, способностей и потребностей слушателя, базового профессионального образования и опыта его деятельности;

• принцип гуманитаризации: усиление в структуре подготовки преподавателей вузов социокультурных компонентов;

• принцип соответствия целям практической подготовки форм организации учебного процесса для решения воспитательных и образовательных проблем;

• принцип интеграции и междисциплинарности: структурирование и отбор учебного материала ориентируется на синтез знаний из разных научных областей, сопровождающийся профессионально-педагогической деятельностью педагога;

• принцип динамичности: содержание программ необходимо периодически обновлять и приводить в соответствие с инновационными веяниями образовательного процесса. Согласно планов правительства к 2024 году в стране планируется создать 255 центров повышения профессионального мастерства преподавателей, которые будут обеспечивать необходимые изменения в профессиональной подготовки педагогических работников исходя из новых запросов и задач в системе образования.

Литература

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3.

2. Кальчугина М. Образование и государство // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - № 10.

3. Колиниченко А.В. Повышение квалификации педагога // Молодой ученый. - 2016. - № 25 (129). - С. 552-554.

4. Рожков И.А. Правовые проблемы модернизации образования. - М., 2002.

FEATURES OF THE MODERN SYSTEM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF UNIVERSITY TEACHERS

Garkin I.N.

Penza State University of Architecture and Construction

Since 1997, Russia has introduced the mandatory qualification of "higher school Teacher", which gives the specialist knowledge and skills of pedagogy. The modern system of advanced training of University teachers is a dynamic and flexible system that carries not only some information, but also develops skills such as the ability to model and design activities, to operate with the subject content of knowledge. The system of professional development takes into account the professional and pedagogical competence of teachers and is a necessary condition for it. The participation of teachers in advanced training courses gives rise to the emergence of high professional attitudes in the University. One of the features of the professional development system is the age of students, who are adults who have taken place, which affects the development of training programs. In the article, the author elaborated on the features, principles and problems of the modern system.

Keywords: professional development, University teachers, certification, retraining, higher school Teacher, professional development system.

References

1. Federal law "On education in the Russian Federation" of 29.12.2012 № 273-FZ.

2. Kalugina M. Education and the state economy // World economy and international relations. - 2001. - № 10.

3. Kolinichenko A.V. Professional development of a teacher // Young scientist. - 2016. - № 25 (129). - P. 552-554.

4. Rozhkov I.A. Legal problems of modernization of education. -M., 2002.

о с

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.