Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОХОРОННОГО ДЕЛА И ПРАВОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА РИТУАЛЬНЫХ УСЛУГ'

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОХОРОННОГО ДЕЛА И ПРАВОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА РИТУАЛЬНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1726
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОХОРОННОЕ ДЕЛО / FUNERAL BUSINESS / РИТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / FUNERAL SERVICES / ПОГРЕБЕНИЕ / КЛАДБИЩЕ / CEMETERY / АГЕНТИРОВАНИЕ / AGENCY SERVICE / РЫНОК СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ / MARKET OF THE SOCIAL SERVICES / INTERNMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Потемкина Елизавета Алексеевна

Автор проводит комплексное исследование сферы оказания ритуальных услуг в России, обозначает проблемы законодательства о погребении и похоронном деле, предлагает возможные методы их решения, анализирует вопросы повышения доступности и прозрачности ритуального рынка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE MODERN ORGANIZATION OF FUNERAL BUSINESS AND LEGAL TENDENCIES OF THE DEVELOPMENT IN A FUNERAL SERVICES MARKET

The author conducts a comprehensive study of the scope of rendering funeral services in Russia, identifies the problems of the current legislation on burial and funeral business, suggests possible methods for their solution, analyzes the issues of increasing accessibility and transparency of the funeral market

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОХОРОННОГО ДЕЛА И ПРАВОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА РИТУАЛЬНЫХ УСЛУГ»

УДК - 347 ББК - 67.404

ПОТЕМКИНА Елизавета Алексеевна,

студентка 3 курса Юридического факультета ФГОБУВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», e-mail: elisabeth.potyomkina@yandex.ru

Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор ИВАНОВА Светлана Анатольевна

12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право;

международное частное право

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОХОРОННОГО ДЕЛА И ПРАВОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА РИТУАЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация. Автор проводит комплексное исследование сферы оказания ритуальных услуг в России, обозначает проблемы законодательства о погребении и похоронном деле, предлагает возможные методы их решения, анализирует вопросы повышения доступности и прозрачности ритуального рынка.

Ключевые слова: похоронное дело, ритуальные услуги, погребение, кладбище, агентирование, рынок социальных услуг.

POTEMKINА Elizaveta Alexeevna,

3rd year student of the Law department FGBOU WA UGH «Financial University under the Government of the Russian Federation»

Research supervisor: doctor of jurisprudence, professor IVANOVA Svetlana Anatolyevna

FEATURES OF THE MODERN ORGANIZATION OF FUNERAL BUSINESS AND LEGAL TENDENCIES OF THE DEVELOPMENT IN A FUNERAL SERVICES MARKET

Abstract. The author conducts a comprehensive study of the scope of rendering funeral services in Russia, identifies the problems of the current legislation on burial and funeral business, suggests possible methods for their solution, analyzes the issues of increasing accessibility and transparency of the funeral market.

Key words: funeral business, funeral services, internment, cemetery, agency service, market of the social services.

Специфика организации и институционального функционирования похоронного дела как особого сегмента социального хозяйства предполагает взаимодействие межотраслевого правового регулирования с этико-моральными, историко-культурными и религиозными факторами, в связи с чем данная сфера довольно редко становится объектом внимания исследователей. Между тем рынок ритуальных услуг продолжает оставаться благоприятным полем для процветания криминализированных хозяйствующих субъектов, отли-

чается коррумпированностью и высокой степенью потребительского риска, что подтверждается судебной практикой. Неоднократно выявляются случаи недобросовестного завышения стоимости услуг и предметов похоронного назначения, умышленного сокрытия информации о возможности получения стандартизированного комплекса услуг на безвозмездной основе в рамках гарантированного перечня, грубого нарушения агентами правил профессиональной этики, а также факты продажи информации о смерти персоналом меди-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

цинских учреждений сотрудникам специализированных ритуальных служб и т.д. Официальная статистика неумолима: по итогам 2017 г. численность населения России уменьшилась более чем на 1 млн. 824 тыс. чел., что говорит о существенной доле похоронной отрасли в социально-экономической составляющей государства [4]. Однако большая часть доходов аккумулируется теневым бизнесом; только в Москве, по оценкам экспертов, его доля на рынке ежегодно достигает 100-250 млрд. рублей; свыше 2/3 действующих игроков - «черные» и «серые» агенты, в том числе, из фирм-«однодне-вок».

Одна из ключевых, по нашему мнению, правовых проблем на федеральном уровне и на уровне местного самоуправления проявляется в недостаточно строгой административной ответственности должностных лиц в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Так, например, в соответствии со ст. 5.41 КоАП РФ непредоставление на безвозмездной основе услуг по погребению, а также невыплата социального пособия на погребение супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, влечет за собой наложение административного штрафа на должностное лицо в размере от двух до пяти тысяч рублей [3]. В обоснование вышеуказанного прибегнем к обзору правоприменительной практики. Из материалов постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.41 КоАП РФ, вынесенного 23 октября 2017 г. мировым судьей судебного участка №2 40 Новоаннинского района Волгоградской области в отношении директора МУП «Новоаннинский колхозный рынок», следует, что в результате проверки обнаружилось систематическое взыскание с потребителей дополнительных услуг, не подлежащих взысканию, сверх стоимости, определенной Постановлением главы Новоаннинского муниципального района № 1734 от 29 декабря 2011 г. «Об установлении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, а также стоимости по вопросам похоронного дела МУП «Новоаннинский колхозный рынок» [9]. В силу смягчающих обстоятельств - раскаяния ответчика в содеянном (ч. 1 ст. 4.2 КоАП), суд обязал его к выплате административного штрафа в минимально предусмотренном нормой размере (две тысячи рублей), что автор полагает не соответствующим причиненному гражданам реальному ущербу и считает необходимым ужесточение санкции пропорционально убыткам потребителей с учетом возмещения морального вреда.

Со стороны государства в лице органов исполнительной власти камнем преткновения на пути законности (чаще в пределах муниципальных образований с небольшой численностью населения) становится отсутствие эксплуатируемых кладбищ на государственном

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

кадастровом учете как объектов недвижимого имущества. В связи с этим возникает угроза обезличивания, застройки и использования территорий мест захоронения не по целевому назначению в противоречие ч. 6 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»; создается препятствие к проведению мониторинга, осуществлению на его основе санитарного и экологического контроля в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения - одного из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Судебной практике известны случаи функционирования нескольких de-jure несуществующих общественных кладбищ в пределах одной административно-территориальной единицы, что, например, следует из решения Иловлинского районного суда Волгоградской области от 15.05.2017 г. по иску прокурора соответствующего района к администрации Авиловского сельского поселения о проведении межевания границ земельных участков, на которых расположены неидентифицированные места захоронения [7]. Аналогичная ситуация с отсутствием у местных властей правоустанавливающей и технической документации наблюдалась в 2017 г. на территории Коломенского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области. При этом фабулой дела устанавливается, что бездействие ответчика повлекло за собой пересечение и частичное наложение фактической территории кладбища с границами земельных участков третьего лица, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства [8].

Необходимость последовательного систематического и структурного реформирования похоронного дела в целом и рынка ритуальных услуг в частности детерминируется не только их теневым характером, многочисленными нарушениями, но и наличием открытых пробелов в устаревшем законодательстве. Так, основной нормативный правовой акт федерального уровня - Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», не содержит понятия «перезахоронение», упоминая о вышеуказанной процедуре лишь в случае обнаружения старых военных и ранее неизвестных захоронений [10]. Частичное указание в Законе РФ от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» в части перезахоронения погибших при защите Отечества не решает проблему при сознательном волеизъявлении граждан в отношении своих усопших близких в мирное время [1]. Вызывает вопрос и отсутствие единообразного правового фундамента в отношении перезахоронения исторических личностей: в настоящее время подобные ситуации разрешаются в индивидуальном порядке. Для преодоления правового вакуума в 2017 г. инициативная группа депутатов Государственной Думы подготовила проект дополнения Федерального закона «О погребении и похоронном деле» в части внесения

поправок в ст. 3. В случае принятия данного документа в 2018 г. закон получит изменения следующего характера:

I. Статья 3.1 закрепит понятие «перезахоронение» как «совершение эксгумации (извлечения из места захоронения останков), перевозку извлеченных останков или праха и захоронения останков и ином месте захоронения», а также основания, при которых данная процедура возможна. Среди них - наличие волеизъявления умершего, выраженного им при жизни; смена постоянного места жительства лица, обратившегося с заявлением о перезахоронении; перезахоронение рядом с умершим и погребенном в ином месте близким родственником или супругом; национальные, вероиспове-дальные, воинские и иные обычаи и традиции, а также иные случаи, установленные Федеральными законами и органами местного самоуправления (последние вправе расширить предлагаемый перечень). Обязательным условием является выдаваемое органами местного самоуправления разрешение с учетом требований СанПиН.

II. В целях увековечивания памяти подлежащих перезахоронению личностей, чья деятельность оказывала влияние на ход и исход крупных исторических событий, Правительством Российской Федерации образуются компетентные межведомственные комиссии [5].

Европейская и американская модели организации похоронного обслуживания кардинально отличаются от российской и предусматривают право частной собственности на объекты похоронного назначения. Уход от засилья муниципальных общественных некрополей реализуется через политику привлечения потенциальных объемных инвестиций из негосударственных источников. Собственниками в ряде случаев становятся не только похоронные дома, корпорации, но и религиозные братства. Особое внимание уделяется многокомпонентному контролю качества, включающему лицензирование, сертификацию, стандартизацию, унифицированные программы подготовки кадровых специалистов. Почти в каждой стране западного мира действует институт саморегулирования похоронного бизнеса в лице профессиональных объединений (ассоциаций), например, NFDA (National Funeral Directors Association) в США, имеющая региональные отделения во всех штатах. Предоставление могильных участков и усыпальниц (колумбарных ниш, подземных и наземных склепов) нередко организуется на условиях договора аренды первоначальным сроком на 10-15 лет, по истечении которого возможна пролонгация или выбор более экономного способа содержания останков - кремации с последующим захоронением праха. В некоторых государствах (Чехия) применяется рекультивация мест захоронения и их повторное использование. Все эти меры являются вынужденными последствиями ограниченности земельных ресурсов, перенаселения, особенностей ландшафта и климата [2].

Поскольку современный этап развития общества

предполагает процесс международной интеграции, отечественный законодатель стремится к обмену знаниями и использованию опыта иностранных коллег в достижении наивысшего качества сервиса. В настоящее время Департаментом городской среды Минстроя России доработан проект федерального закона «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий ряд новелл для российского правового пространства, а именно:

1. Дополнительные требования к организации специализированных служб по вопросам похоронного дела (данный статус получат только юридические лица, заключившие соглашение с уполномоченным органом).

2. Создание реестров добросовестных и недобросовестных специализированных служб по вопросам похоронного дела, сведения из которых общедоступны и подлежат размещению в сети «Интернет» на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа в сфере похоронного дела (после 1 сентября 2019 г. осуществление деятельности по оказанию услуги по организации похорон лицами, не включенными в реестр специализированных служб, не допускается).

3. Разграничение ритуальных, медицинских и религиозных услуг, что позволит остановить «навязывание» клиентам не свойственных медицинским учреждениям процедур (бальзамирование, подготовка тел к захоронению).

4. Разграничение ритуальных услуг по организации похорон, которые смогут оказывать только специализированные службы по вопросам похоронного дела (юридические лица), и ритуальных услуг на кладбище, а также иных ритуальных услуг, не связанных непосредственно с организацией похорон, разрешаемых к осуществлению индивидуальными предпринимателями.

5. Ликвидация правового пробела в части возмещения стоимости погребения умерших, чья личность не установлена.

6. Инвентаризация кладбищ с целью учета мест захоронений путем внесения в реестр информации об умерших, даты и номера записи акта о смерти, способе погребения, лице, ответственном за место захоронения и т.д.

7. Установление перечня требований к материально-хозяйственному обеспечению кладбищ в зависимости от принадлежности по классификации площади их территории (более или менее 10 га), возможность разделения кладбищ на функциональные зоны.

8. Учреждение похоронных домов, крематориев, колумбариев на праве частной собственности.

9. Выдача лицу, ответственному за место захоронения, а также взявшему на себя обязанности по организации похорон умершего, или иному лицу из числа его близких родственников паспорта (удостоверения) на место захоронения, в который впоследствии вносятся записи о последующих погребениях на указанном

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

участке в целях возложения обязанности по уходу за местом захоронения, облегчению их поиска и уменьшению числа «бесхозных» мест погребения.

10. Уточнение предоставления семейных (родовых) захоронений на коммерческой основе (с 1 января 2021 г. - только при наличии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельные участки с расположенными на них некрополями).

11. Введение нового понятийного аппарата («объект похоронного назначения», «останкохранилище» (трупохранилище), «похоронный дом») и т.д. [6]

Отдельно стоит отметить прямые указания на запрет получившим доступ к информации о фактах наступления смерти и персональным данным умершего его близких и иных родственников, передачи сведений третьим лицам; недопустимость размещения пунктов приема заказов специализированных служб по вопросам похоронного дела (их филиалов и представительств) в медицинских организациях и на их территориях.

Несмотря на то что первоначально проект содержал возвращение к лицензированию, дальнейшее отступление от этого положения вызвано неоднозначностью его последствий: процедура может активизировать незаконную торговлю правообразущими документами. В российских реалиях наиболее прозрачной выглядит идея контроля через деятельность саморегулируемых организаций (СРО) и расширение полномочий муниципалитетов.

Подводя итог вышесказанному, автор признает современное состояние похоронного дела в России крайне неудовлетворительным, в связи с чем мы полагаем грядущее реформирование отрасли своевременным и логически обоснованным. По нашему мнению, именно путь государственно-частного партнерства, наиболее предпочтительный для дальнейшего развития ритуального рынка, не только позволит сократить уровень маргинализации агентской сети, создать здоровую конкурентоспособность экономических субъектов, привлечь интерес малого бизнеса, но и повысит уровень доверия населения, правовую культуру граждан как аудитории потенциальных потребителей.

Список литературы:

[1] Закон РФ от 14.01.1993 № 4292-1 (ред. от 05.12.2017) «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» // СПС «КонсультантПлюс».

[2] Князев К.И. Зарубежный опыт организации похоронного дела и перспективы его применения в России // Вестник Академии. 2013. № 1(35).

[3] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 23.03.2018).

[4] Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // Режим доступа: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

statistics/population/demography/ (дата обращения: 23.03.2018).

[5] Проект федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» (в части дополнения нормами, регулирующими вопрос перезахоронения тела (останков) человека) // Система обеспечения законодательной деятельности. Режим доступа: http://sozd.parlament. gov.ru/bill/155596-7 (дата обращения: 02.04.2018).

[6] Проект федерального закона «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Документ предоставлен Департаментом городской среды Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

[7] Решение по делу 2-331/2017 (15.05.2017, Иловлинский районный суд Волгоградской области) // Режим доступа: https://rospravosudie.com/court-ilovlinskij-rajonnyj-sud-volgogradskaya-oblast-s/act-556431886/(дата обращения: 23.03.2018).

[8] Решение по делу 2-292/2017 (19.10/2017, Вышневолоцкий городской суд Тверской области) // Режим доступа: https://rospravosudie.com/court-vyshnevolockij-gorodskoj-sud-tverskaya-oblast-s/act-560938319/ (дата обращения: 23.03.2018).

[9] Решение по делу 5-788/2017 (23.10.2017, Судебный участок №40 Новоаннинского района) // Режим доступа: https://rospravosudie.com/court-sudebnyj-uchastok-40-novoanninskogo-rajona-s/act-240058559/ (дата обращения: 23.03.2018).

[10] Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_8919/ (дата обращения: 30.03.2018).

Spisok literatury:

[1] Zakon RF ot 14.01.1993 № 4292-1 (red. ot

05.12.2017) «Ob uvekovechenii pamyati pogibshix pri zashhite Otechestva» // SPS «Konsul'tantPlyus».

[2] Knyazev K.I. Zarubezhny'j opy't organizacii poxoronnogo dela i perspektivy' ego primeneniya v Rossii // Vestnik Akademii. 2013. № 1(35).

[3] Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativny'x pravonarusheniyax ot 30.12.2001 № 195-FZ // SPS «Konsul'tantPlyus». Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34661/ (data obrashheniya:

23.03.2018).

[4] Oficial'ny'j sajt Federal'noj sluzhby' gosudarst-vennoj statistiki // Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/popu-lation/demography/ (data obrashheniya: 23.03.2018).

[5] Proekt federal'nogo zakona «O vnesenii izme-neniya v Federal'ny'j zakon «O pogrebenii i poxoronnom dele» (v chasti dopolneniya normami, reguliruyushhimi vopros perezaxoroneniya tela (ostankov) cheloveka) // Sistema obespecheniya zakonodatel'noj deyatel'nosti. Rezhim dostupa: http://sozd.parlament.gov.ru/ bill/155596-7 (data obrashheniya: 02.04.2018).

[6] Proekt federal'nogo zakona «O poxoronnom dele v Rossijskoj Federacii i o vnesenii izmenenij v otdel'ny'e zakonodatel'ny'e akty' Rossijskoj Federacii» // Dokument predostavlen Departamentom gorodskoj sredy' Minister-stva stroitel'stva i zhilishhno-kommunal'nogo xozyajstva Rossijskoj Federacii.

[7] Reshenie po delu 2-331/2017 (15.05.2017, Ilov-linskij rajonny'j sud Volgogradskoj oblasti) // Rezhim dos-tupa: https://rospravosudie.com/court-ilovlinskij-rajon-nyj-sud-volgogradskaya-oblast-s/act-556431886/(data obrashheniya: 23.03.2018).

[8] Reshenie po delu 2-292/2017 (19.10/2017, Vy'shnevolockij gorodskoj sud Tverskoj oblasti) // Rezhim

dostupa: https://rospravosudie.com/court-vyshnevolock-ij-gorodskoj-sud-tverskaya-oblast-s/act-560938319/ (data obrashheniya: 23.03.2018).

[9] Reshenie po delu 5-788/2017 (23.10.2017, Sudebnyj uchastok №40 Novoanninskogo rajona) // Rezhim dostupa: https://rospravosudie.com/court-sudeb-nyj-uchastok-40-novoanninskogo-rajona-s/act-240058559/ (data obrashheniya: 23.03.2018).

[10] Federal'nyj zakon ot 12.01.1996 № 8-FZ «O pogrebenii i poxoronnom dele» // SPS «Konsul'tantPlyus». Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_8919/ (data obrashheniya: 30.03.2018).

Объединенная электронная редакция

ЮРКОМПАНИ

www.publish.law-books.ru

Научно-издательская группа «ЮРКОМПАНИ»

осуществляет оперативную полиграфию и издание рукописей (монографий, учебников, учебных пособий, учебно-методических изданий и др.). Редакционно-издательский цикл включает несколько стадий: Sрецензирование рукописи; редактирование рукописи; первая корректура рукописи;

форматирование и подготовка рукописи к верстке; ■f верстка рукописи;

■J вторая корректура рукописи и снятие вопросов,

возникших в процессе верстки текста, Sсогласование с автором сверстанного текста руко

писи в формате pdf (по желанию автора), Sсогласование с автором макета обложки рукописи

(по желанию автора), Sпечать согласованного с автором тиража книги.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.