Научная статья на тему 'Ритуальные услуги в системе финансово-правовых отношений'

Ритуальные услуги в системе финансово-правовых отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
139
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ПОХОРОННОЕ ДЕЛО / FUNERAL SERVICES / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ (МУНИЦИПАЛЬНЫЕ) РАСХОДЫ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / STATE POWER BODIES / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES / STATE (MUNICIPAL) EXPENSES / БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ / BUDGET ASSIGNATION / ЦЕЛЕВАЯ СТАТЬЯ / SPECIAL-PURPOSE ITEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаврилина Т.А.

Статья посвящена вопросам определения правоотношений по предоставлению ритуальных услуг в системе финансовых отношений. Основное содержание исследования составляет анализ нормативной базы, регулирующей деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по оказанию социальной услуги населению. В статье рассматриваются проблемы законодательного регулирования предоставления ритуальных услуг. Проводится анализ взаимосвязи ритуальных услуг с финансово-правовыми категориями. Автором выдвигаются идеи по определению правоотношений, связанных с ритуальными услугами в систему финансовой деятельности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNERAL SERVICES IN THE SYSTEM OF FINANCIAL LEGAL RELATIONS

The article is devoted to determining the legal relationship of providing funeral services in the system of financial relationships. The main content of this research is the analysis of the regulatory framework governing the activities of state and local governments to provide social services to the population. The problems of legal regulation of funeral services are revieved in the article. The analysis of the interrelation of funeral services with the financial and legal categories is carried out. The author put forward the ideas on the definition of legal relations connected with the funeral services in the financial system of the state.

Текст научной работы на тему «Ритуальные услуги в системе финансово-правовых отношений»

Пристатейный библиографический список:

1. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. - изд. 4-е, с доп. - Киев: Издание книгопродавца Н.Я. Оглоблина, 1905.

2. Глазкова М. Е. Применение европейских стандартов отправления правосудия в российском арбитражном процессе: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.

3. Законодательные акты Русского централизованного государства второй половины ХУ1-ХУП века. - Л.: Наука, 1986.

4. Клейнман А.Ф. Сталинская Конституция и принципы диспозитивности и состязательности в гражданском процессе. // Ученые записки МЮИ. Вып.1. М., 1939.

5. Михайлов М.М. История образования и развития системы русского гражданского судопроизводства до Уложения 1649 г. -СПб.: Тип. Карла Ерайя, 1848.

6. Нефедьев Е.А. Учебник русского гражданского судопроизводства. - изд. 3-е. - М.: Тип. Имп. Моск. ун-та, 1909.

7. Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. - М.: Юристь, 2001.

8. Яковлев В. Ф., Семигин Г. Ю. Экономическое (коммерческое) правосудие в России. Т.1.-М.: Мысль, 2004.

Т. А. Гаерилина

РИТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Статья посвящена вопросам определения правоотношений по предоставлению ритуальных услуг в системе финансовых отношений. Основное содержание исследования составляет анализ нормативной базы, регулирующей деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по оказанию социальной услуги населению. В статье рассматриваются проблемы законодательного регулирования предоставления ритуальных услуг. Проводится анализ взаимосвязи ритуальных услуг с финансово-правовыми категориями. Автором выдвигаются идеи по определению правоотношений, связанных с ритуальными услугами в систему финансовой деятельности государства.

Ключевые слова: ритуальные услуги; похоронное дело; органы государственной власти; органы местного самоуправления; государственные (муниципальные) расходы; бюджетные ассигнования; целевая статья.

Т. A. Gavrilina

FUNERAL SERVICES IN THE SYSTEM OF FINANCIAL

LEGAL RELATIONS

The article is devoted to determining the legal relationship of providing funeral services in the system of financial relationships. The main content of this research is the analysis of the regulatory framework governing the activities of state and local governments to provide social services to the population. The problems of legal regulation of funeral services are revieved in the article. The analysis of the interrelation of funeral services with the financial and legal categories is carried out. The author put forward the ideas on the definition of legal relations connected with the funeral services in the financial system of the state.

Key words: funeral services, state power bodies, local self-government bodies, state (municipal) expenses, budget assignation, special-purpose item.

В Российском государстве стремительно развивается сфера обслуживания населения. С каждым годом растет объем потребления услуг, предоставляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Одним из самых востребованных видов услуг являются ритуальные услуги, предоставляемые специализированными учреждениями. Гражданам страны предоставляется гарантированный перечень процедур, связанных с погребением умершего.

Правоотношения по предоставлению ритуальных услуг обладают рядом особенностей, которые заключаются: в специфике предоставляемых услуг; в особом правовом статусе субъектов правоотношения; в тяжелом моральном состоянии потребителя, который зачастую готов отдать любые денежные средства за достойное погребение умершего родственника, при этом потребитель не вникает в то, какие услуги должны предоставляться на безвозмездной основе, на какие гарантии имеет он право, и какие органы или учреждения должны предоставить перечень этих самых услуг.

Проблема неосведомленности потребителя не является следствием правовой безграмотности, а заключается в отсутствии должного правового регламентирования данного явления и, как следствие, нуждается в теоретической проработанности рассматриваемого вопроса. Поэтому можно заключить, что сфера ритуальных услуг недостаточно исследована, в связи, с чем возникает необходимость рассмотреть что включает в себя понятие «ритуальные услуги» и какова их правовая природа.

Нормативно, термин «ритуальные услуги» был закреплен сравнительно недавно в ГОСТ Р 53107-2008 утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 №516-ст. Под ритуальными услугами понимается деятельность или виды деятельности (оповещение родственников умершего, оформление зала для

проведения гражданской панихиды и обряда поминания, санитарно-гигиеническая и косметическая обработка тела, бальзамирование, захоронение, уход за могилой и др.), обусловленные потребностью заинтересованных лиц осуществить погребение умершего лица в соответствии с обычаями и традициями, волей умершего лица1. Несмотря на наличие определения, данного законодателем, его содержание не позволяет отграничить ритуальные услуги от подрядных и иных гражданско-правовых отношений. Однако анализ действующего законодательства показал, что ритуальные услуги являются видом публичных услуг и производными от государственных (муниципальных) услуг2.

Действующее законодательство, регулирующее правоотношения возникающие в сфере ритуальных услуг, характеризуется разнообразием, но не взирая на множество источников, существуют недостатки правового обеспечения рассматриваемого вида услуг. Так, специалисты Союза похоронных организаций и крематориев Московского государственного института сервиса межрегионального научно-технического специализированного центра развития выделяют следующие проблемы нормативного регулирования:

1. Действующая законодательная и нормативная базы не отвечают требованиям рыночной экономики, а также практике организации ритуально-похоронного сервиса, что существенно замедляет развитие отрасли, и способствует возникновению противозаконных действий как со стороны должностных

1 «Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения. ГОСТ Р 53107-2008» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 №516-ст). - М.: Стандартинформ, 2009.

2 Федеральный закон от 12.01.1996 №8-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О погребении и похоронном деле» // Собрание законодательства РФ. 15.01.1996. №3. Ст. 146.

лиц органов местного самоуправления, так и со стороны коммерческих организаций, оказывающих услуги в данной области.

2. Ни на федеральном, ни на региональном, ни на местном уровне законодательно не определены квалифицированные требования к работникам похоронной службы (например, администратор кладбища, смотритель кладбища и т.д.), отсутствует единая система аттестации, повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров. Указанная проблема немаловажна, так как именно работники похоронной службы ответственны за соблюдение санитарно-эпидемиологических требований при предоставлении ритуальных услуг и при проведении захоронения, за предоставление гарантированного перечня ритуальных услуг и т.д.

3. Законодательно не закреплены методы деятельности, предметы ведения негосударственных и немуниципальных учреждений, работающих на рынке ритуальных услуг.

4. Не урегулированы вопросы участия частных организаций во владении, управлении и развитии объектов похоронной сферы: кладбищ и крематориев.

5. Законодательно не решен вопрос о степени монополии государственных учреждений, оказывающих услуги по погребению.

6. Правовая база субъектов Российской Федерации характеризуется с одной стороны объемностью, с другой стороны отсутствием системности и как следствие эффективности, что выражается в недостаточности правового регулирования вопросов:

- похоронного дела как отдельной отрасли городского хозяйства и структуры государственного управления похоронным делом;

- последствий содержания мест захоронения в неухоженном состоянии;

- разграничения полномочий между органами исполнительной власти

субъектов РФ и органами местного самоуправления;

- требований, предъявляемых к специализированным службам, по вопросам похоронного дела;

- функций, выполняемых специализированными службами по вопросам похоронного дела, их места в структуре организации похоронного дела в субъекте РФ;

з

- ряд других вопросов .

Существует также проблема определения места правоотношений, связанных с предоставлением ритуальных услуг в системе отраслей права. Труды ученых-юристов посвящены исследованию рассматриваемого вида услуг, с точки зрения гражданского права это объясняется тем, что ритуальные услуги являются неотъемлемой частью рынка социальных услуг, и как объект гражданско-правового регулирования представляют собой совокупность имущественных и личных неимущественных отношений в сфере погребения и похоронного дела4. Однако, следует отметить факт принадлежности ритуальных услуг к отношениям, возникающим в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Правоотношения по предоставлению ритуальных услуг населению, в число которых входит деятельность специализированных служб по: оформлению документов, необходимых для погребения; предоставлению и доставки гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозке тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребению (кремации с последующей

3 Концепция государственной политики в сфере ритуальных услуг (проект) // Союз похоронных организаций и крематориев Московский государственный институт сервиса межрегиональный научно-технический специализированный центр развития. СПб., 2006. С.36.

4 Набиев Р.Г. Возмездное оказание ритуальных услуг в Российской Федерации: Дисс. ... канд.

юр. наук: 12.00.03. Волгоград. 2007; Грачев Р.Ю. Гражданско-правовое регулирование рынка ритуальных услуг: Дисс. ... канд. юр. наук: 12.00.03. М. 2012.

ш

[¡¡JÜJ

выдачей урны с прахом), связаны с государственными (муниципальными) расходами, которые являются неотъемлемой составляющей финансовой деятельностью государства и муниципальных образований. Посредством данных расходов государством (муниципальными образованиями) реализуется обеспечение возложенных на него задач и функций, прежде всего социальным.

Источником государственных (муниципальных) расходов являются средства бюджетов, а также собственные средства государственных и муниципальных бюджетных учреждений, осуществляющих коммерческую деятельность.

Процесс осуществления государственных (муниципальных) расходов закреплен в ст. 69 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее по тексту -БК РФ), которая определяет, что расходование средств бюджета осуществляется посредством бюджетных ассигнований. Перечень последних является закрытым, т.е. расходование средств бюджета как основного финансового фонда может осуществляться только в формах, прямо установленных БК РФ. В число видов бюджетных ассигнований, в соответствии с рассматриваемой статьей БК РФ, входят: ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг, включая целевые ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд; ассигнования на социальное обеспечение населения5.

Ст.69.1 БК РФ определяет круг правоотношений, возникающих в связи с оказанием государственных (муниципальных) услуг, на реализацию которых выделяются бюджетные ассигнования. Данные ассигнования направлены на обеспечение финансированием всего спектра услуг, оказываемых государством (муниципальным образованием) в

5 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. №31. Ст. 3823.

лице соответствующих органов, бюджетных и автономных учреждений или иных юридических лиц, физическим и юридическим лицами, в соответствии с государственным (муниципальным) заданием безвозмездно или по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определенном органами государственной власти (органами местного самоуправления)6.

Помимо закрепленного порядка расходования, в Российской Федерации действуют Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 г.г. (утв. приказом Минфина РФ от 21 декабря 2012 г. №171н), которые содержат группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета. Применительно к ритуальным услугам, как к виду деятельности государственных и муниципальных органов, действует целевая ст. 505 22 05 «Возмещение федеральными органами исполнительной власти расходов на погребение»7.

В соответствии с данной статьей определяются расходы федерального бюджета на финансовое обеспечение возмещения федеральными органами исполнительной власти расходов на погребение, в том числе на: оплату ритуальных услуг и компенсацию стоимости изготовления, установку надгробных памятников сотрудникам органов государственно власти.

Наличие данной целевой статьи позволяет сделать вывод о том, что правоотношения, связанные с предоставлением ритуальных услуг, непосредственно относятся к числу таких финансовых категорий, как государственные (муниципальные) расходы и бюджетные расходы.

6 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998. №145-ФЗ.

7 Приказ Минфина России от 21.12.2012 №171н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (ред. от 10.07.2013, с изм. от 09.08.2013) // Финансовая газета. 21 февраля. 2013.)

ш

Также следует отметить, что положения вышеуказанных нормативно-правовых актов дополняются нормами законодательства, регулирующего узкие сферы деятельности государственных и муниципальных органов, на реализацию которых необходимо осуществление определенных расходов из средств соответствующего бюджета. Применительно к правоотношениям, связанным с расходо-ваниями на государственные (муниципальные) услуги, в частности, ритуальные услуги, вопросы финансирования конкретизируются в таких источниках как: Федеральный закон от 3 декабря

2012 г. №218-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на

2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»; Федеральный закон от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федеральный Закон от 12 января 1996 г. №8 -ФЗ «О погребении и похоронном деле»; Федеральный закон от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах»; Федеральный закон от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»; Закон РФ от 15 января 1993 г. №4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»; Закон РФ от 14 января 1993 г. №4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», Указ Президента РФ от 29 июня 1996 г. №1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших»; Постановление Фонда социального страхования РФ от 22 февраля 1996 г. №16 «О мерах по реализации Федерального закона «О погребении и похоронном деле» и др..

В число источников входит также региональное законодательство и нормативные акты органов местного само-8

управления .

Закон г. Москвы от 04.06.1997 №11 (ред. от 03.04.2013) «О погребении и похоронном деле в городе Москве» // Ведомости Московской Думы. 1997. №6. Закон Санкт-Петербурга от 04.10.2006 № 408-64 (ред. от 29.05.2013) «О погребении и

Помимо нормативно закрепленного порядка осуществления государственных (муниципальных) расходов, данная финансово-правовая категория, по мнению Черноверхского A.M., характеризуется публичностью, которая отличается

9

следующими признаками :

1. Форма собственности на материальный носитель правоотношений: государственная собственность; муниципальная собственность; собственность юридических лиц, уполномоченных законом осуществлять общегосударственные задачи и функции.

2. Цель возникновения соответствующих общественных отношений: удовлетворение потребностей общества, государства или территориальных образований.

похоронном деле в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 13.09.2006) // Санкт-Петербургские ведомости..2006. 17 октября. Закон Краснодарского края от 04.02.2004 № 666-КЗ (ред. от 27.09.2012) «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» (принят ЗС КК 23.01.2004) // Кубанские новости.. 2004. 14 февраля. Закон Республики Башкортостан от 30 ноября 2012 г. № 603-з «О бюджете Республики Башкортостан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» // Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. №36(402). 24.12.2012. Ст. 1680; Решение Совета депутатов городского поселения Чехов Чеховского муниципального района МО от 18.09.2008 №51/8 (ред. от 20.12.2012) «Об утверждении Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории города Чехова» // Чехов сегодня. №130. 20.11.2008; Решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 17 мая 2007 г. №24/10 «Об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан» // Вечерняя Уфа. №100(10748). 25.05.2007; Решение Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 3 октября 2006 г. №11/15з «Об утверждении муниципальных актов по вопросам погребения и похоронного дела и об утверждении тарифов на услуги по погребению» // Документ опубликован не был. ИПО Гарант; и др.

9 Черноверхский A.M. Особенности осуществления публичных расходов на поддержание стабильности банковской системы в Российской Федерации. //Банковское право. 2010. №2. С.2-7.

ш

3. Метод правового регулирования соответствующих общественных отношений: установление властных предписаний относительно образования, распределения и использования фондов денежных средств.

4. Форма распределения и форма приспособления материального носителя (объекта) к использованию: приспособление объекта для совместного удовлетворения отдельных интересов лиц -субъектов правоотношений, когда государство регулирует не только распределение, но и использование объекта10.

Анализируя выделенные Черно-верхским A.M. признаки публичности государственных (муниципальных) расходов, следует предположить, что правоотношения, связанные с ритуальными услугами, предоставляемыми бюджетными учреждениями, также обладают признаками публичности. Данное предположение объясняется тем, что: во-первых, земли, отведенные под захоронение (общественные, военные и иные виды кладбищ), находятся в ведении как органов исполнительной власти определенного уровня, так и органов местного самоуправления. Бюджетные учреждения, деятельность которых направлена на предоставление ритуальных услуг, пользуется собственностью (соответственно государственной либо муниципальной) на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; во-вторых, применительно к ритуальным услугам, деятельность государственных и муниципальных органов направлена на удовлетворение потребностей населения, связанных с погребением умерших.

На основании проведенного анализа можно определить, что ритуальные услуги имеют непосредственное отношение к системе финансовой деятельности государства. Это проявляется в наличии тесной взаимосвязи ритуальных услуг с такими категориями как: финансы (отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использова-

111 Черноверхский A.M. Указ. Соч.

ния публичных фондов денежных средств); финансовая деятельность государства и муниципальных образований (реализация финансовой политики государства, которая является составной частью механизма социального управления); государственные (муниципальные) расходы (одним из направлений осуществления расходов производится по целевым статьям, связанным с финансированием государственных (местных) органов, предоставляющих услуги населению, в частности ритуальных услуг).

Пристатейный

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998. №31. Ст.3823.

2. Грачев Р.Ю. Гражданско-правовое регулирование рынка ритуальных услуг: Дисс. ... канд. юр. наук: 12.00.03ю М., 2012.

3. Закон г.Москвы от 04.06.1997 №11 (ред. от 03.04.2013) «О погребении и похоронном деле в городе Москве» // Ведомости Московской Думы. №6. 1997;

4. Закон Санкт-Петербурга от 04.10.2006 №408-64 (ред. от 29.05.2013) «О погребении и похоронном деле в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 13.09.2006) // Санкт-Петербургские ведомости. -№194. 2006.

5. Закон Краснодарского края от 04.02.2004 №666-КЗ (ред. от 27.09.2012) «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» (принят ЗС КК 23.01.2004) // Кубанские новости. №24. 2004.

6. Закон Республики Башкортостан от 30 ноября 2012 г. №603-з «О бюджете Республики Башкортостан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» // Ведомости Государственного Собрания -Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. №36(402). 24.12.2012. Ст.1680.

7. Запольский C.B. Финансовое право. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Wolters Klüver. 2011.

8. Комягин Д.Л. Бюджетное право. М.: Норма, 2012.

9. Концепция государственной политики в сфере ритуальных услуг (проект) // Союз похоронных организаций и крематориев Московский государственный институт сервиса межрегиональный научно-технический специализированный центр развития. СПб., 2006.

10. Набиев Р.Г. Возмездное оказание ритуальных услуг в российской федерации: Дисс. ... канд. юр. наук: 12.00.03. Волгоград. 2007.

ографический список:

11. Приказ Минфина России от 21.12.2012 №171н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (ред. от 10.07.2013, с изм. от 09.08.2013) // Финансовая газета. №7. 21 февраля 2013.

12. Решение Совета депутатов городского поселения Чехов Чеховского муниципального района МО от 18.09.2008 №51/8 (ред. от 20.12.2012) «Об утверждении Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории города Чехова» // Чехов сегодня. 2008. 20 ноября.

13. Решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 17 мая 2007 г. №24/10 «Об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан» // Вечерняя Уфа. №100(10748). 2007. 25 мая.

14. Решение Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 3 октября 2006 г. №11/15з «Об утверждении муниципальных актов по вопросам погребения и похоронного дела и об утверждении тарифов на услуги по погребению» // Документ опубликован не был. ИПО Гарант.

15. «Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения. ГОСТ Р 53107-2008» (утв. Приказом Ростехрегу-лирования от 18.12.2008 №516-ст). - М.: Стандартинформ, 2009.

16. Федеральный закон от 12.01.1996 №8-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О погребении и похоронном деле» // Собрание законодательства РФ. 15.01.1996. №3. Ст. 146. 17.Черноверхский А.М. Особенности осуществления публичных расходов на поддержание стабильности банковской системы в Российской Федерации. //Банковское право. 2010. №2.

18. Эриашвили Н.Д. Финансовое право. 3-е изд. -М.: ЮНИТИ, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.