Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / TAXES / TAX SYSTEM / TAX REVENUES / RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Токаева М. Э.

В статье рассматриваются особенности современной налоговой системы Российской Федерации в условиях изменения налогового законодательства. Охарактеризована совокупность действующей системы налогов, а также проводимой налоговой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE MODERN TAX SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the features of the modern tax system of the Russian Federation in the context of changes in tax legislation. Characterized by the totality of the current tax system, as well as the current tax policy.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 336.2

Токаева М.Э. студент

факультет «Международные отношения» ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет

имени Коста Левановича Хетагурова»

Россия, Владикавказ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности современной налоговой системы Российской Федерации в условиях изменения налогового законодательства. Охарактеризована совокупность действующей системы налогов, а также проводимой налоговой политики.

Ключевые слова. Налоги, налоговая система, налоговые доходы, Российская Федерация.

Tokaeva M.E.

Faculty of International affairs North Ossetian State University named after Kosta Levanovich

Khetagurov Russia, Vladikavkaz FEATURES OF THE MODERN TAX SYSTEM OF THE RUSSIAN

FEDERATION

Annotation. The article discusses the features of the modern tax system of the Russian Federation in the context of changes in tax legislation. Characterized by the totality of the current tax system, as well as the current tax policy.

Keywords. Taxes, tax system, tax revenues, Russian Federation.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов и сборов, а также способов, форм и методов налогового изъятия.

С момента создания и до настоящего времени налоговая система РФ многократно менялась. Во многом это обусловлено политическими, социальными, экономическими преобразованиями, происходящими в обществе и государстве.

Изменения, происходящие в хозяйственных процессах, значительно вносят коррективы в существующую налоговую систему в целом. Часть таких изменений носят положительный эффект, часть отрицательный. Однако именно налоговая система выступает в качестве основного инструмента государственного регулирования, что необходимо учитывать с практической стороны.

В настоящее время налоговая система России содержит налоги и сборы, наиболее распространённые в ведущих странах мира. К ним относятся налог на прибыль, НДС, ресурсные налоги и платежи, подоходное налогообложение граждан, имущественные и земельные налоги.

Современная налоговая система РФ включает 14 налогов и сборов:

--А

Форум молодых ученых №2(30)

НДС; Акцизы;

Налог на прибыль организаций; Налог на доходы физических лиц; Налог на имущество организаций; Налог на имущество физических лиц; Налог на добычу полезных ископаемых; Налог на игорный бизнес; Земельный налог; Водный налог; Транспортный налог; Торговый сбор; Государственную пошлину;

Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов.

Вся совокупность налогов разделена по уровням власти и поступают в соответствующий бюджет. Однако имеются особенности разделения по уровням власти.

Так, к федеральным налогам в соответствии с НК РФ относятся:

- НДС;

- Акцизы;

- Налог на прибыль организаций;

- Водный налог;

- Налог на доходы физических лиц;

- Водный налог;

- Государственную пошлину;

- Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов.

Из всей совокупности федеральных налогов, которых по налоговому законодательству 8 наименований, не все зачисляются в федеральный бюджет. К примеру, НДФЛ, отнесенный к категории федеральных налогов вовсе не зачисляется в федеральный бюджет, а полностью остается в распоряжении территориальных бюджетов и распределяется по нормативам, установленным бюджетным законодательством между бюджетами субъектов РФ и местного самоуправления.

Также частично зачисляются в федеральный бюджет налог на прибыль организаций, акцизы, НДПИ, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, государственная пошлина.

Особенности такого распределения обусловлены характером налогово-бюджетных отношений РФ, согласно которому законодательная инициатива по установлению федеральных налогов и сборов полностью принадлежит центральным органам власти РФ.

Региональные и местные налоги полностью поступают в распоряжение соответствующего уровня власти. Однако с введением в действие Налогового кодекса, права второго и третьего уровней власти по установлению и изменению порядка исчисления и уплаты налогов и сборов значительно ограничены.

К региональным налогам относятся:

- налог на игорный бизнес;

- транспортный налог;

- налог на имущество организаций.

К местным налогам и сборам относятся:

- налог на имущество физических лиц;

- земельный налог;

- торговый сбор (применяется только в городах федерального значения: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

Помимо установленных налогов и сборов, входящих в общий режим налогообложения, в России действует пять специальных режимов, предусмотренных для налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса:

- упрощенная система налогообложения;

- единый налог на вмененный доход;

- единый сельскохозяйственный налог;

- налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции;

- патентная система налогообложения.

Данные специальные режимы были введены в действие наряду с общей системой налогообложения для поддержания на умеренном уровне налоговой нагрузки на малый и средний бизнес, чтобы стимулировать его развитие.

Построение и развитие налоговой системы России содержало главную цель - формирование финансовой основы государства для выполнения им своих функций.

В экономически развитых странах налоговые поступления во все уровни бюджетов составляют от 70 до 90% всех доходов. В России пока этот уровень не достигнут, уровень налогового наполнения пока не превышает: на федеральном уровне 60%, на региональном - 50%, на местном - 20%.

Следует отметить, что реформирование налоговой системы осуществлялось на основе выдвинутой к началу 2000-х годов концепции: один бюджет - один налог. В этой связи за федеральным бюджетом были закреплены наиболее доходные налоговые источники, за региональными и местными бюджетами - в основном имущественные налоги.

Такая практика существует в разных странах. Как правило, центральные бюджеты пополняются за счет налогов, имеющих широкий уровень покрытия, а также важные, с точки зрения государственного регулирования, налогооблагаемые базы (ресурсы, собственность, доходы).

Территориальные бюджеты в основном пополняются за счет имущественных и земельных налогов, поскольку именно управление имуществом, а следовательно и его налогообложение, считается наиболее эффективным именно на этих уровнях власти.

Однако, если в экономически развитых странах уже сформировался имущественный комплекс, механизм его оценки и налогообложения, то в России это процесс еще продолжается. По этой причине, поступления по имущественным налогам имеют не значительные объемы и не могут в полной мере обеспечить потребности субфедерального и местного уровня власти.

В этой связи часть федеральных налогов зачисляется в региональные и местные бюджеты по нормативам, установленным Бюджетным кодексом РФ.

Обобщая вышеизложенное отметим, что современная налоговая система РФ хоть и отличается качественно от той, что действовала на момент создания, все еще далека от совершенства и определенности. Далее проведем оценку ее эффективности, проанализировав уровень мобилизации и динамику налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ.

Использованные источники:

1. Налоговый кодекс РФ (с изменениями и дополнениями).

2. Балаева Д.А., Дзарасова А.К. К вопросу взаимосвязи налоговой политики и налогового механизма//В сборнике: Управление экономическими и социальными системами региона сборник научных трудов. под ред.

С. Ф. Дзагоева; Сев.-Осет. гос. ун-т им. К. Л. Хетагурова. Владикавказ, 2015. с. 6-11.

3. Кириллова О.С. Экономический потенциал как база оценки налогового потенциала региона // Финансы и Кредит.-2015. №1. с.34.

4. Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО / Л. Н. Лыкова. — М.: Издательство Юраит, 2015. — 353 с.

Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. В 2 т., т. 1: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Г. Пансков. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юраит, 2016. — 33

А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.