УДК 336.221.4 Хоменко Георгий Андреевич,
аспирант кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение», Иркутский государственный университет путей сообщения, тел. 89027605620, e-mail: Xomyak1313@mail.ru
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
G.A. Khomenko
IMPROVING REGIONAL TAX SYSTEM IN THE CASE OF IRKUTSK REGION
Аннотация. В условиях дефицита российского бюджета и роста зависимости его от нефтегазовых доходов большое значение приобретает правильное функционирование налоговой системы.
Современная налоговая система состоит из трех уровней, из которых для Иркутской области наибольший интерес представляет региональный.
Существующая высокая зависимость доходов бюджета Иркутской области от федеральных налогов не позволяет осуществлять долгосрочное финансовое планирование.
Для социально-экономического развития Иркутской области необходимо разработать механизмы роста финансовой независимости консолидированного регионального бюджета.
Ключевые слова: налоговая система, Иркутская область, бюджет, региональные налоги, финансовая независимость.
Abstract. In the context of Russia budget lack and its growing dependence on oil and gas revenue,
proper functioning of the tax system is of great importance.
The current tax system includes three levels. The Irkutsk Region is mostly interested in the regional one.
Socio-economic development of the Irkutsk Region needs developing mechanisms for increasing financial independence of the consolidated regional budget.
Keywords: tax system, Irkutsk Region, budget, regional taxes, financial independence.
Введение
Очередной мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 году и вызвавший в следующем году падение реального объема валового внутреннего продукта в России на 7,8 % официально закончился. Однако начиная с 2011 года темпы роста российской экономики замедляются.
Министр экономического развития России
Улюкаева А. В. отметил: «В настоящее время российская экономика столкнулась с серьезными проблемами, которые выразились в резком замедлении объемов инвестиций, невысоком росте экономики и практически нулевом росте промышленного производства - и прежняя модель развития, работавшая на росте спроса, на глобальных хороших конъюнктурных условиях, когда внешний спрос трансформируется во внутренний, исчерпала себя» [1].
В 2013 году ожидаются самые низкие темпы экономического роста в современной истории страны. Фактически, восстановительный рост 2000-2007 годов и 2010-2012 годов прекратился.
Этот рост был вызван целым рядом причин:
1) политическая стабильность;
2) высокий уровень цен на энергоносители;
3) хорошие внешние конъюнктурные условия;
4) рост внутреннего спроса, подкрепленный относительно доступными кредитными ресурсами.
Однако вышеперечисленные причины перестали воздействовать на экономику со второй половины 2012 года, а в I квартале 2013 года макроэкономические показатели стали нулевыми, во II и III кварталах - отрицательными. По итогам 2013 года ожидается 1,8 % роста ВВП, снижение в два раза по сравнению с прогнозом.
Макроэкономические показатели оказывают непосредственное влияние на все уровни бюджета страны. В результате 13 ноября 2013 года Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект, вносящий изменения в закон «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» в части уточнения доходов и профицита бюджета в 2013 году. За проголосовали 234 депутата, против - один, воздержался один [2].
При этом доходы федерального бюджета в 2013 году ожидаются выше запланированных на 40,5 млрд рублей в основном за счет увеличения прогноза цен на нефть.
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Отрицательно повлияли на объем доходов снижение объемов импорта, прибыли прибыльных предприятий, изменение структуры налоговой базы по НДС, связанное с увеличением доли налоговых вычетов по этому налогу.
Министр финансов России Силуанова А.Г. отметил: «Снижение ненефтегазовых доходов и увеличение нефтяных привело к тому, что доля нефтяных доходов превысит 50 % доходов бюджета, что подтверждает сохранение уязвимости к внешним шокам бюджета и необходимость продолжения консервативной бюджетной политики» [2].
Возникшие в текущем году проблемы недополучения ненефтегазовых доходов (500 млрд рублей) и снижение поступлений от приватизации (375 млрд рублей) сократили ресурсную базу бюджета почти на 900 млрд рублей. Компенсировать выпадающие ненефтегазовые доходы предполагается за счет использования тех дополнительных нефтегазовых доходов, которые поступили в 2013 году, - это порядка 900 млрд рублей.
Предполагается, что ситуация с увеличением ненефтегазового дефицита бюджета в 2013 году временная, и в последующие годы надо последовательно принимать меры по снижению этого показателя.
Общий объем доходов федерального бюджета на 2013 год согласно законопроекту увеличивается до 12 трлн 906,4 млрд рублей (19,1 % к ВВП). При этом доля доходов к объему ВВП снижается на 0,2 %. Все дополнительные доходы направляются на сокращение дефицита бюджета, который в 2013 году составит 480,9 млрд рублей, или 0,7 % к ВВП. Это на 0,1 % пункта ниже ранее утвержденного уровня. При этом ненефтегазовый дефицит увеличивается с 9,7 % до 10,3 % к ВВП.
Общий объем расходов федерального бюджета в 2013 году законопроектом не изменяется (13 трлн 387,3 млрд рублей), но их доля по отношению к ВВП снизится на 0,3 % и составит 19,8 %. Это обусловлено ростом прогнозируемого объема ВВП на 1,6 % до 67,588 трлн рублей.
За счет экономии, образовавшейся в ходе исполнения федерального бюджета в 2013 году в размере 114,45 млрд рублей, предлагается профинансировать ряд первоочередных мероприятий. В частности, на ликвидацию последствий наводнения на территории Дальневосточного федерального округа выделяется 13,56 млрд рублей, на внесение имущественных взносов в уставные капита-
лы Фонда содействия реформированию ЖКХ (на ликвидацию аварийного жилищного фонда и переселение граждан из аварийного жилья) и «Роса-тома» (на строительство АЭС «Аккую» в Турции) - 26 млрд и 22,45 млрд рублей соответственно.
Кроме того, вносятся изменения, связанные с предложениями главных распорядителей по перераспределению бюджетных ассигнований в объеме 212,63 млрд рублей в пределах общего объема утвержденных расходов. В частности, 46,33 млрд рублей планируется дополнительно направить на капитальное строительство новой инфраструктуры Минобороны, 13 млрд рублей - на развитие дорожной сети РФ, 5,28 млрд рублей - на ликвидацию последствий наводнения на территории ДФО.
Правительству предоставляется право в ходе исполнения федерального бюджета в 2013 году использовать на замещение непоступающих доходов и источников финансирования дефицита бюджета дополнительные нефтегазовые доходы, а в случае их недостатка - средства Резервного фонда в объеме до 200 млрд рублей.
Дополнительных средств на поддержку региональных бюджетов не предусматривается.
Региональная налоговая система Иркутской области
В соответствии с Налоговым Кодексом РФ [3], налоговая система сформирована следующим образом:
1. К федеральным налогам и сборам относятся:
1.1. Налог на добавленную стоимость.
1.2. Акцизы.
1.3. Налог на доходы физических лиц.
1.4. Налог на прибыль организаций.
1.5. Налог на добычу полезных ископаемых.
1.6. Водный налог.
1.7. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
1.8. Государственная пошлина.
2. К региональным налогам относятся:
2.1. Налог на имущество организаций.
2.2. Налог на игорный бизнес.
2.3. Транспортный налог.
3. К местным налогам относятся:
3.1. Земельный налог.
3.2. Налог на имущество физических лиц.
Помимо трех уровней, существуют еще специальные налоговые режимы:
Современные технологии. Транспорт. Энергетика. Строительство. _Экономика и управление_
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
5) патентная система налогообложения.
Специальные налоговые режимы относятся
к компетенции федерального уровня.
В связи с тем, что объем расходов регионального и местных бюджетов всегда превышает поступления от региональных и местных налогов, используется механизм регулирующих налогов,
когда налоги вышестоящего уровня передаются на более низкий уровень.
Рассмотрим доходы консолидированного бюджета субъекта Федерации на примере Иркутской области за период 2009-2012 гг. (см. табл. 1).
В первую очередь нас интересуют региональные налоги:
1. Налог на имущество организаций - прирост составил 61,1 %.
2. Транспортный налог - прирост составил
23 %.
Во вторую очередь рассмотрим местные налоги:
1. Земельный налог - прирост составил 21,8 %.
Т а б л и ц а 1
ПОКАЗАТЕЛЬ 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год Абсолютный прирост, 2012 год к 2009 году Относительный прирост, 2012 год к 2009 году
Всего по администрируемым доходам 58 129,87 66 456,06 85 484,34 108 339,03 50 209,15 86,4 %
Налог на прибыль организации 15 661,21 17 476,55 30 059,66 39 956,82 24 295,61 155,1 %
Налог на доходы физических лиц 24 384,46 26 894,71 29 695,77 34 188,41 9 803,95 40,2 %
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ 5 824,43 7 785,87 9 923,43 15 006,11 9 181,68 157,6 %
Налог на имущество физических лиц 432,96 401,38 135,11 421,21 -11,74 -2,7 %
Налог на имущество организаций 5 668,41 6 695,13 7 587,84 9 186,21 3 517,80 62,1 %
Транспортный налог 821,07 947,15 994,08 1 010,16 189,09 23,0 %
Налог на игорный бизнес -0,59 0,02 -2,02 0,62 1,21 -206,1 %
Земельный налог 1 987,71 2 191,64 2 157,13 2 421,48 433,77 21,8 %
Налог на добычу полезных ископаемых 686,82 924,21 1 198,52 1 417,76 730,94 106,4 %
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов 0,16 -0,09 0,24 0,25 0,09 54,4 %
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 1 265,06 1 562,43 1 975,29 2 731,22 1 466,16 115,9 %
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 1 128,07 1 242,56 1 379,49 1 560,62 432,55 38,3 %
Единый сельскохозяйственный налог 19,97 54,52 44,68 76,18 56,22 281,5 %
Остальные налоги и сборы 250,16 280,01 335,12 361,98 111,83 44,7 %
Составлено автором на основе налоговых паспортов региона, размещенных на официальном сайте Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области (http://www.r38.nalog.ru/statistic/npasport38)
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
2. Налог на имущество физических лиц -снижение составило 11,74 %.
Как видно из табл. 1, прирост ни по одному из местных и региональных налогов не превысил относительный прирост в целом по администриру-емым налогам - 84,6 %.
Рассматривая структуру налоговых поступлений консолидированного бюджета (табл. 2),
можно сделать вывод, что финансовая ситуация еще хуже.
Как видно из рис. 1, доля закрепленных налогов (в соответствии с Налоговым Кодексом РФ) снизилась с 15,3 % в 2009 году до 12 % в 2012 году - на 21,6 %.
Введение налога на недвижимость, который заменит налог на имущество физических лиц, зе-
Т а б л и ц а 2
Структура налоговых поступлений консолидированного бюджета Иркутской области
ПОКАЗАТЕЛЬ 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год Абсолютный прирост, 2012 год к 2009 году Относительный прирост, 2012 год к 2009 году
Налог на прибыль организации 26,9 26,3 35,2 36,9 9,9 36,9 %
Налог на доходы физических лиц 41,9 40,5 34,7 31,6 -10,4 -24,8 %
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ 10,0 11,7 11,6 13,9 3,8 38,2 %
Налог на имущество физических лиц 0,7 0,6 0,2 0,4 -0,4 -47,8 %
Налог на имущество организаций 9,8 10,1 8,9 8,5 -1,3 -13,0 %
Транспортный налог 1,4 1,4 1,2 0,9 -0,5 -34,0 %
Земельный налог 3,4 3,3 2,5 2,2 -1,2 -34,6 %
Налог на добычу полезных ископаемых 1,2 1,4 1,4 1,3 0,1 10,8 %
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 2,2 2,4 2,3 2,5 0,3 15,8 %
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 1,9 1,9 1,6 1,4 -0,5 -25,8 %
Единый сельскохозяйственный налог 0,0 0,1 0,1 0,1 0,0 104,7 %
Остальные налоги и сборы 0,4 0,4 0,4 0,3 -0,1 -22,4 %
Составлено автором на основе налоговых паспортов региона, размещенных на официальном сайте Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области (http://www.r38.nalog.ru/statistic/npasport38)
2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
Рис. 1. Структура налоговых доходов консолидированного регионального бюджета Иркутской области
за 2009-2012 годы (в %)
мельный налог и транспортный налог, делает ситуацию еще более неопределенной [4].
Это не позволяет регионам рассчитывать на финансовую независимость, что, в свою очередь, ставит под вопрос их дальнейшее социально-экономическое развитие.
Для исправления сложившейся ситуации можно предложить внести изменения в Налоговый Кодекс РФ и часть федеральных налогов перевести на следующие уровни:
1) налог на прибыль организаций закрепить за региональными налогами, тем более что и сейчас 18 % зачисляется в региональный бюджет;
2) налог на доходы физических лиц закрепить за местными налогами, принимая во внимание, что без учета его ни один местный бюджет существовать не может;
3) специальные налоговые режимы, за исключением системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, также должны быть закреплены за местными налогами.
Хотелось бы отдельно отметить, что развитие малого и среднего бизнеса напрямую зависит от местных органов власти, и передача в их ведение специальных налоговых режимов усилит мотивацию в данном направлении.
Заключение
Современная экономическая ситуация в России, связанная с замедлением темпов экономического роста и ростом зависимости от нефтегазовых доходов, негативно сказывается на региональных и местных бюджетах.
Это требует реформирования региональных налоговых систем, что подтверждается анализом, осуществленным в данной научной публикации.
Внесение в Налоговый Кодекс РФ вышеперечисленных изменений будет способствовать росту финансовой независимости российских регионов и, как следствие, ускорению темпов социально-экономического развития Российской Федерации в целом.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Выступление Министра экономического развития Улюкаева А.В. на Инвестиционном форуме ВТБ Капитал «Россия зовет!» URL: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/eco nomylib4/mer/press/news/doc20131001_2 (обращение на сайт 18.11.2013).
2. Госдума поддержала законопроект о сокращении на 40,5 млрд рублей дефицита федерального бюджета в 2013 году. URL: http://www.minfin.ru/ru/press/speech/index.php7id _4=20391 (обращение на сайт 20.11.2013).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.11.2013).
4. Бубнов В.А. Реформирование налоговой системы на региональном уровне // Вестник Государственного университета управления. 2011. № 9. С. 21-26.