УДК 338.001.36
Дуйсалиева А.М. студент 5 курса факультет мировой экономики и управления Астраханский государственный университет
Россия, г. Астрахань СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РОССИИ И РАЗВИТИЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН НА ПРИМЕРЕ
США И ЯПОНИИ
Аннотация: в статье рассмотрены системы налогообложения России, США и Японии. Определены сходства и различия налоговых систем стих стран.
Ключевые слова: налоговые системы; налоговые льготы; прямые и косвенные налоги; уровни налогообложения.
Duisalieva A.M. student
5 course, Faculty of World Economy and Management
Astrakhan State University Russia, Astrakhan COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF TAX SYSTEMS IN RUSSIA AND DEVELOPED FOREIGN COUNTRIES ON THE EXAMPLE
OF THE USA AND JAPAN
Abstract: tax systems of Russia, the USA and Japan are considered in the article. The similarities and differences of tax systems of verse countries are determined.
Key words: tax systems; tax incentives; direct and indirect taxes; levels of taxation.
Налоговая система Российской Федерации начала свое возрождение в 1992 году. В связи с отсутствием собственного теоретического и практического опыта, российская налоговая система была сформирована копированием особенностей западных налоговых систем. Благодаря заимствованию американского, немецкого и французского опыта, российская налоговая система была сформирована практически за несколько месяцев, при том, что налоговые системы зарубежных стран формировались и терпели изменения в течении нескольких десятков лет. В результате иностранная практика оказала существенное влияние в развитии отечественной налоговой системы, но все же западные образцы не смогли учесть российские особенности. Налоговая система оказалась сложной, громоздкой и запутанной, она нуждалась в кардинальном изменении.
С 1 января 1999 года был введен в действие Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Он выступает в качестве эволюционного преобразования налоговой системы, принятой в
1992 году, в нем устранены недостатки, выявленные в процессе функционирования налоговой системы. НК РФ представляет собой единый, комплексный и взаимосвязанный документ, регламентирующий всю систему налоговых отношений в государстве [4, с.22].
К государственным органам, регулирующим деятельность налоговой системы России, относятся: Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС России), осуществляющая функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах; Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России), которое осуществляет координацию и контроль деятельности ФНС России. В ряде случаев полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов, действующие в пределах своей компетенции и осуществляющие свои функции в соответствии с законодательством РФ [3, с.85].
В России действует трехуровневая система налоговая система, то есть налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные и местные.
Федеральными налогами и сборами, устанавливаемыми НК РФ, облагается население страны на всей ее территории. Федеральные налоги и сборы, согласно статье 13 НК РФ, включают в себя: налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; налог на прибыль организации; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; налог на добавленную стоимость; акцизы; государственная пошлина; сборы на пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Региональные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом субъектов Федерации и обязательны к уплате на территориях сопутствующих субъектов. Региональные налоги, согласно статье 14 НК РФ, подразумевают собой: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.
Местные налоги и сборы определяются налоговым кодексом и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления, эти налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. К местным налогам, согласно статье 15 НК РФ, относят: земельный налог; налог на имущество физических лиц [3, с.156].
Таблица 1. Доходная часть федерального бюджета Российской _Федерации за период 2013-2017 гг._
Доходная часть бюджета РФ 2015 2016 2017 2018
млрд. руб % млрд. руб % млрд. руб % млрд. руб. %
Все доходы 13655.7 100.0 13460.1 100.0 15088.9 100.0 19454.40 100.0
Нефтегазовые доходы 5862.7 42.9 4844.0 36.0 5971.9 39.6 9017.80 46.4
Налог на добычу полезных ископаемых 3130.5 22.9 2830.0 21.0 4021.6 26.7 6009.80 30.9
Таможенные
пошлины (нефтегазовые доходы) 2732.2 20.0 2014.0 15.0 1950.3 12.9 3008.00 15.5
Ненефтегазовые доходы 7793.0 57.1 8616.1 64.0 9117.0 60.4 10436.60 53.6
Налог на прибыль организаций 491.4 3.6 491.0 3.6 762.4 5.1 995.50 5.1
Налог на добавленную стоимость 4233.5 31.0 4571.0 34.0 5137.1 34.0 6016.70 30.9
Акцизы 581.9 4.3 694.3 5.2 987.8 6.5 957.00 4.9
Ввозные таможенные пошлины 565.2 4.1 563.9 4.2 583.2 3.9 673.00 3.5
Прочие доходы 1921.0 14.1 2295.9 17.1 1646.5 10.9 1794.40 9.2
Структура доходов федерального бюджета Российской Федерации [5] отражается в Таблице 1. Следует отметить, что большая часть доходов в бюджет поступает в виде налога на добавленную стоимость (НДС), налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а также виде в таможенных пошлин (на ввоз и вывоз газа, нефти, нефтепродуктов).
В российской налоговой системе применяется система налоговых льгот. Она выполняет стимулирующую функцию, которая способствует созданию благоприятных условий развития отдельных видов экономической деятельности, а также обеспечивает социальную функцию, способствующую снижению налогового бремени социально не защищенных слоев населения.
Основные черты современной российской налоговой системы: наличие единой нормативно-правовой базы; единых принципов налоговой системы; единого механизма исчисления и сборов налогов; четкого распределения налогов по звеньям бюджетной системы (федеральные, региональные, местные); наличии налоговых льгот; сочетании прямых и косвенных, а также
маркированных и немаркированных налогов; установлении пропорциональной системы налоговых сборов по доходам.
Теперь перейдем к анализу налоговой системы Соединенных Штатов Америки. Система налогообложения в США на протяжении нескольких столетий терпела многие изменения и характеризовалась различными реформами. Эквивалентом ФНС России выступает Налоговая служба США, основная функция которой заключается в сборе налогов и контроле за соблюдением законодательства о налогообложении.
Современная налоговая система США состоит из трех уровней, соответствующих трем уровням власти: верхний (налоговые поступления в федеральный бюджет); средний (налоги и сборы, принятые в отдельных штатах и направленные в их бюджеты); нижний (налоги, взимаемые местными органами и поступающие в местные бюджеты) [1, с.89].
Полная классификация американских налогов включает восемь позиций: индивидуальные подоходные налоги; налоги с прибылей корпораций; налоги, поступающие в фонды социального обеспечения; налоги на наследства и дарения; акцизные сборы; таможенные сборы и пошлины; налоги с розничных продаж потребительских товаров; налоги на движимую и недвижимую собственность.
Таблица 2. Доходная часть федерального бюджета США за период
2015-2018 гг.
Доходная часть бюджета США 2015 2016 2017 2018
млрд. долл. % млрд. долл. % млрд. долл. % млрд. долл. %
Все доходы 3249.0 100.0 3267.0 100.0 3474.2 100.0 3384.3 100.0
Индивидуальный подоходный налог 1540.0 47.4 1546.0 46.7 1560.1 44.9 1655.5 48.9
Налог с доходов корпораций 344.0 10.6 300.0 9.2 299.1 8.6 208.9 6.2
Социальное обеспечение 1065.0 32.8 1115.0 34.1 1127.8 32.5 1137.7 33.6
Акцизы 98.0 3.0 95.0 2.9 87.3 2.5 96.8 2.9
Налог на недвижимость и подарки 35.0 1.1 21.0 0.6 22.8 0.7 23.0 0.7
Таможенные пошлины 19.0 0.6 36.0 1.1 33.2 1.0 41.5 1.2
Прочие доходы 146.0 4.5 154.0 4.7 343.9 9.9 220.9 6.5
Взимание налогов на собственность и налогов с продаж происходит на среднем и нижнем уровне, т.е. налоговыми службами штатов и местными органами власти. Таможенные пошлины относятся к верхнему уровню, они
выплачиваются в федеральный бюджет. А остальные налоги взимаются в различных пропорциях на всех уровнях: на верхнем, среднем и нижнем.
Налоговая система США характеризуется прямым и косвенным налогообложением (Таблица 2). Главным источником доходов федерального бюджета являются налоговые поступления от экономически активного населения страны (налоги на личные доходы (индивидуальный подоходный налог), целевые отчисления в фонды социального обеспечения, налоги на прибыли корпораций). Доходы штатов и местных органов власти формируются главным образом за счет косвенных налогов и поимущественного налогообложения [6].
Особенность налоговой политики США заключается в том, что далеко не все население должно платить налоги, установленные на физических лиц. В налоговой системе США присутствуют налоговые исключения и льготы, которые частично или полностью освобождает граждан от налоговых выплат. Налогами не облагаются: доход плательщика, представляющий собой прожиточный минимум; расходы по переезду на новое место жительства; расходы, связанные с повышением квалификации и командировочные выплаты, благотворительные взносы. Также не облагаются налогом определенные виды доходов или же отдельные лица, налогоплательщикам предоставляются налоговые скидки и вычеты из суммы налогов в форме налогового кредита [1, с.68].
Современную систему в Соединенных Штатах в целом характеризуют следующие черты:
• прогрессивные налоговые ставки;
• дискретность налоговых выплат (увеличение налоговых ставок применяется для конкретной части облагаемой налогом суммы);
• постоянные изменения ставок в налоговом законодательстве;
• универсальность обложения (ставки равны для налогоплательщиков, имеющих одинаковый уровень дохода);
• развитая система налоговых льгот и скидок;
• налоговые сборы, поступающие в фонды социального обеспечения, имеют обособленный характер
• отсутствие налогового бремени для определенной группы налогоплательщиков, получающих минимальный доход.
Рассмотрим Японию, в которой полноценная система налогообложения сложилась в 19 веке. В современном виде она функционирует после проведения налоговой реформы, названной по имени профессора Шоупа, в послевоенное время.
Современная налоговая система Японии состоит из государственных и местных налогов, однако большая часть налоговых поступлений приходится на государственные налоги. При этом распределение бюджетных средств происходит в обратном порядке: меньшая часть расходуется для осуществления общегосударственных функций, а большая часть бюджета
расходуется для выполнения местных задач, так как, несмотря на рост доли местных налогов, все же местные органы власти не могут в полной мере выполнять свои основные задачи и функции, такие как выплата социальных пособий, обеспечение граждан общественными благами и т.д. Поэтому ежегодно местные бюджеты получают субсидии в процессе перераспределения финансовых ресурсов.
Доходы федерального бюджета Японии составляют не только налоги. Налоги формируют доходную часть бюджета на 80%, а остальную часть составляют неналоговые поступления. Всего в Японии 25 федеральных (государственных) и 30 местных налогов.
Государственные налоги делятся на основные группы: прямые и косвенные. Наблюдается устойчивая тенденция роста доли прямых налогов в структуре доходов государственного бюджета Японии. Среди прямых налогов, обеспечивающих наибольший доход государственному бюджету, ведущую роль играют подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций и некоторые другие. Среди косвенных налогов Японии основным выступает налог на потребление. Существенное пополнение бюджета приносят акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, бензин, а также налог на добавленную стоимость (Таблица 3) [6].
Таблица 3. Доходная часть федерального бюджета Японии за
период 2015-2018 гг.
Доходная часть бюджета Японии 2015 2016 2017 2018
млрд. йен % млрд. йен % млрд. йен % млрд. йен %
Все доходы 56424.0 100.0 55860.0 100.0 57712.0 100.0 59928.0 100.0
Подоходный налог 17590.0 31.2 17710.0 31.7 17948.0 31.1 19475.0 32.5
Налог с доходов корпораций 11741.0 20.8 11136.0 19.9 12391.0 21.5 12296.0 20.5
Налог на наследство 1761.0 3.1 2110.0 3.8 2115.0 3.7 2240.0 3.7
Налог на потребление 17112.0 30.3 16801.0 30.1 17138.0 29.7 17823.0 29.7
Налог на алкоголь 1308.0 2.3 1359.0 2.4 1311.0 2.3 1311.0 2.2
Налог на табак 906.0 1.6 923.0 1.7 929.0 1.6 874.0 1.5
Налог на бензин 2466.0 4.4 2386.0 4.3 2394.0 4.1 2330.0 3.9
Налог на нефть и уголь 628.0 1.1 688.0 1.2 688.0 1.2 709.0 1.2
Налог на добавленную стоимость 1117.0 2.0 1052.0 1.9 1092.0 1.9 1054.0 1.8
Таможенные пошлины 1027.0 1.8 919.0 1.6 953.0 1.7 1022.0 1.7
Другие доходы 768.0 1.4 776.0 1.4 753.0 1.3 794.0 1.3
В Японии налогоплательщикам предоставляет налоговые льготы, такие как «базовая льгота»: минимальный доход, равный 350 тыс. иен, не облагается налогом; вычет на неработающих членов семьи: также 350 тыс. иен; страховые платежи; убытки от стихийных бедствий и т.д. Кроме того, такие виды доходов, как заработная плата, пенсии и выплаты социального страхования имеют специальные налоговые освобождения [1, с.236]. Особенностями налоговой системы Японии являются:
• умеренный уровень налогового бремени (самый низкий уровень среди развитых стран);
• прогрессивный характер налогообложения;
• высокий уровень взимания местных налогов;
• рост доли косвенных налогов;
• высокий уровень подоходных налогов;
• эффективное применение налоговых льгот для развития экономики и достижения поставленных целей;
• централизованный сбор налогов [2, с.166].
Таким образом, налоговые системы США и Японии начали свою историю задолго до образования налоговой системы России, но они так же, как и российская налоговая система, терпят изменения в своей структуре посредством проведения налоговых реформ. Зарубежные развитые страны отличаются высокими прогрессивными налоговыми ставками, в то время как в России существует пропорциональное налогообложение. Налоговые системы США и Японии предлагают налогоплательщикам расширенную систему налоговых льгот и вычетов, нежели российская система.
Использованные источники:
1. Лыкова, Л.Н. Налоговые системы зарубежных стран [Текст] : учебник для бакалавриата и магистратуры / Л. Н. Лыкова, И. С. Букина. — М.: Издательство Юрайт, 2015. - 429 с.
2. Нечаева, Г.А. Налоговая система Японии / Нечаева Г.А. // Экономика и современный менеджмент: теория, методология, практика, сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 165-168.
3. Майбуров, И.А. Налоги и налогообложение [Текст] : Учебник / И.А. Майбуров. - 4-е изд. - М.: 2011. - 588 с.
4. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика [Текст] . В 2 т. Т. 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / В.Г. Пансков. - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 336 с.
5. Доходная часть федерального бюджета Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/document/ -Загл. с экрана.
6. Доходная часть федерального бюджета США [Электронный ресурс]. -Режим доступа: ://www.treasury. gov/resource-center/data-chart-center/monitoring-the-economy/Pages/Monitoring-the-Economy.aspx - Загл. с экрана.
7. Доходная часть федерального бюджета Японии [Электронный ресурс]. -Режим доступа: - https://www.mof.go.jp/english/tax_policy/account/index.htm -Загл. с экрана.