11 Переходная экономика: аспекты, российские проблемы, мировой опыт / под ред. В.А. Мартынова, В.С. Авто-номова, И.М. Осадчей. М., 2005. С. 320; Рыбалкин В.Е. Мировая экономика. М. : ЮНИТИ, 2008.
12 Зверев А.В. Формирование национальной инновационной системы: мировой опыт и российские перспективы : автореф. ... д-ра экон. наук. М., 2009. С. 3.
13 Гонтмахер Е. Руки не из того места // Экономическая безопасность. 2008. № 7-8. С. 11.
14 Кричевский Н, Иноземцев В. Указ. соч. С. 118.
15 В России есть небольшой фонд накопительных пенсий, образованный за счет отчислений с предприятий, - около 10 млрд дол. США, негосударственные добровольные накопительные пенсионные фонды — около 10 млрд, активы страховой системы — 40 млрд, средства паевых инвестиционных фондов — около 20 млрд, среднесрочные вклады в пассивах банков — около 5 млрд (Аганбегян А.Г. Кризис: беда и шанс для России. С. 224).
16 Страны, которым приходилось осуществлять модернизацию и структурную перестройку экономики, имели высокую норму накоплений. В Западной Европе она составляла до 1970-х гг. 25%, в Японии — 30, в Южной Корее — 35, в Китае — 40%. В период индустриализации в СССР норма накоплений составляла 40% ВВП.
17 Тосунян Г.А. Перспективы развития банковской системы России // Деньги и кредит. 2009. № 3. С. 34.
18 Отчет о развитии банковского сектора в 2008 году. М., 2009. С. 5.
19 Кричевский Н, Иноземцев В. Указ. соч. С. 69.
20 Аганбегян А.Г. Кризис: беда и шанс для России. С. 228; Экономика России в 2008 году. Тенденции и перспективы. М., 2009. С. 56.
21 Аганбегян А.Г. Кризис: беда и шанс для России. С. 230.
22 Экономика России в 2008 году. Тенденции и перспективы. С. 522.
23 Переходная экономика: аспекты, российские проблемы, мировой опыт / под ред. В.А. Мартынова, В.С. Авто-номова, И.М. Осадчей. С. 323.
24 Гайдар Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной России. М., 2006. С. 88-107.
25 В 2006 г. на 1 тыс. работающих в России приходилось 330 пенсионеров. В 2010 г. на 1 тыс. работающих будет 360 пенсионеров, а к 2020 г. — 600 (Рубченко М. Назревает кризис пенсионной системы // Коммерсант. 2006. 29 нояб.).
26 Если в 2002—2004 гг. прирост добычи нефти достигал 9—11% в год, то в 2006 г. он составил лишь 2,1%. По оценке специалистов, после 2020 г. в России начнется падение объемов добычи нефти и газа (Осипова О. Правительству предстоят нелегкие решения // Ведомости. 2006. 7 дек.).
27 К программе социально-экономического развития России 2008—2016 гг. : науч. доклад. М., 2008. С. 167.
28 Там же.
29 Курнышева И., Лыков С., ИдрисовА. Конкурентоспособность и проблемы структурной модернизации // Экономист. 2008. № 9. С. 42.
30 Навой А. Российские кризисы 1998 и 2008 года // Вопросы экономики. 2009. № 2. С. 28.
31 Экономика России в 2008 году. Тенденции и перспективы. С. 70.
32 Предварительно достигнутое соглашение с ВТО о размере дотационной поддержки АПК России в 9 млрд дол. в год является на ближайшие годы достаточной. Но в обозримой перспективе этого станет недостаточно, если учитывать предстоящую масштабную модернизацию АПК.
33 Финансовый контроль. 2008. № 8. С. 49.
34 Овчинский В. Пираты XXI века. // АиФ. 2007. № 17. С. 19.
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РАЗВИТЫХ СТРАН
М.Е. КОСОВ,
заведующий кафедрой, доцент кафедры налогового процесса
и контроля Российского государственного торгово-экономического университета, кандидат экономических наук kosovme@mail.ru
Аннотация. Особенности налоговых систем каждой страны обусловлены государственным устройством и административными возможностями каждого уровня власти, степенью вмешательства государственных органов в экономику, характером экономической политики. Эти особенности определяют налоговое бремя экономики, соотношение прямых и косвенных налогов, распределение налогов между уровнями бюджетной системы, характер и цели налоговых льгот. Законодательство большинства стран направлено на упрощение расчетов и порядка взимания разных налогов, минимизацию расходов по налогообложению.
Ключевые слова: налоговая система, исчисление и уплата налогов, налоговый контроль, порядок взимания налогов, налогоплательщики, схемы уклонения от налогообложения.
PARTICULARITIES OF TAX SYSTEMS OF THE DEVELOPED COUNTRIES
M.E. KOSOV,
head of subdepartment associate professor of department of Tax process and the control the Russian state trade and economic
university (RSUTE), Cand.Econ.Sci
Annotation. Particularities of tax systems of each country are caused by a state system and administrative possibilities of each level of authority, degree of interference of state structures in economy, character of economic policy. These particularities detect an economy tax burden, a parity of direct and indirect taxes, distribution of taxes between budget system levels, character and the purposes of tax remissions. The legislation of the majority of the countries is directed on simplification of accounts and an order of collection of various taxes, minimisation of costs under the taxation. The given research in comparison of a tax system of the Russian Federation and the developed countries is devoted search of variants of the decision of this problem.
Key words: tax system, calculation and tax payment, tax control, levy order, taxpayers, schemes of evasion from the taxation.
Развитие рыночных отношений в России, структурная перестройка экономики вызвали увеличение количества юридических лиц, расширение их экономических связей. Но макроэкономическая нестабильность, кризис платежной системы (1990-е гг.), падение объемов производства в переходный период привели к ухудшению финансового положения хозяйствующих субъектов, невозможности ими своевременно и в полном объеме рассчитываться по своим обязательствам перед государством. Эти факторы выработали у отдельных налогоплательщиков своеобразную привычку (менталитет) уклонения от уплаты налогов в полном объеме. Остается актуальной проблема предотвращения несоблюдения налогового законодательства налогоплательщиками, в частности их уклонение как от постановки на учет в налоговых органах, так и от уплаты налогов.
Для формирования налоговых доходов бюджетной системы России определяющую роль играет эффективный налоговый контроль. Контроль налоговых органов над полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налогов в бюджет, над соблюдением налогоплательщиками платежной дисциплины является неотъемлемым условием нормального функционирования любой налоговой системы, обеспечения стабильности доходной базы бюджетов всех
уровней. В условиях переходной рыночной экономики значение налогового контроля велико.
Выбор путей повышения эффективности налогового контроля является одной из актуальных задач, которые предстоит решить проводимой в настоящее время программе реформирования налоговой системы страны.
Налоговая система — совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, и методов налогообложения, сбора и использования налоговых поступлений, а также налогового администрирования.
Структуру налоговой системы можно представить в виде схемы (рис. 1). В нее входят следующие элементы:
Ф участники налоговых правоотношений;
Ф система и принципы налогового законодательства;
Ф принципы налоговой политики;
Ф порядок распределения налогов по бюджетам;
Ф налоговое администрирование (налоговое планирование, налоговое регулирование и контроль);
Ф подход к решению проблемы международного двойного налогообложения, и др.
Для успешного функционирования всей налоговой системы составляющие её элементы должны хорошо работать по отдельности.
Рассмотрим некоторые особенности налоговых систем развитых стран.
В развитых странах доля налогов составляет более 90% доходной части бюджета. Налоги широко используются для вмешательства государства в хозяйственное развитие. Налоговое регулирование является важным элементом экономической политики, преследуя следующие главные цели:
Ф достижение постоянной устойчивости экономического роста цен;
Ф обеспечение социальной защиты населения;
Ф создание равновесия во всех сферах экономической деятельности1.
Роль налогов (налогообложения) представлена на рис. 2. Система налогов и сборов служит важным механизмом экономического воздействия на структуру и динамику общественного производства, темпы научно-технического развития, социальное развитие и внешнеэкономические связи.
В каждой стране в соответствии с государственной налоговой политикой ставятся конкретные задачи, например в США, Канаде — поддержание конкурентной среды, защита интересов среднего класса, справедливое распределение национального дохода для большинства американцев, стимулирование развития среднего и малого бизнеса; в Великобритании, Ирландии,
Франции — поощрение занятости, содействие накоплениям и долгосрочным инвестициям.
В налоговой системе, представляющей собой совокупность налогов, а также форм и принципов их построения, исчисления и взимания, чётко выделяются следующие налоги: на доходы (прибыль) юридических и физических лиц, на доходы от капитала в виде процентов, на собственность (имущество); косвенные налоги — акцизы, НДС, налоги с продаж, таможенные пошлины. Взносы в фонды социального страхования, являясь по существу целевыми налогами, поступают в бюджет (США) или так же, как и в России, социальные внебюджетные фонды (Великобритания, Германия).
Налоговая система зависит от типа государства и включает в себя в федеративных государствах (США, Канада, Германия, Австрия) три уровня налогов: федеральные, региональные и местные; в унитарных (Великобритания, Италия, Франция) — два уровня: государственные и местные.
Особенности налоговых систем каждой страны обусловлены государственным устройством и административными возможностями каждого уровня власти, степенью вмешательства государственных органов в экономику, характером экономической политики. Эти особенности определяют налоговое бремя экономики, соотношение прямых и косвенных налогов, распределение налогов между уровнями бюджетной системы, характер и цели налоговых льгот. Законодательство большинства стран направлено на упрощение расчетов и порядка взимания разных налогов, минимизацию расходов по налогообложению.
В таких странах, как США, Канада, Япония, преобладают прямые налоги, в некоторых других — косвенные (Франция). В Великобритании, Италии, Германии косвенные и прямые налоги
сопоставимы по величине поступлений.
В годы с высокими темпами инфляции во всех странах наблюдается рост доли прямых налогов в ВВП за счет снижения косвенных, причем ведущую роль играют налог на прибыль (доход) с юридических лиц и подоходный налог. Почти во всех зарубежных странах в отличие от России предпочтение отдано налогу на доходы физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей).
Особенно высока доля подоходного налога в ВВП в Канаде (13,9%), Италии (10,8), США (10,7%). Он взимается с учетом всех личных, семейных обстоятельств налогоплательщиков, наличия иждивенцев, социально значимых расходов и т.п. Система построения его в отдельных странах очень сложная, причем во многих из них принят минимальный налогооблагаемый уровень дохода, который соответствует прожиточному минимуму.
Незначительная роль налога на прибыль с юридических лиц в доходах бюджета связана с политикой государства, направленной на обеспечение самофинансирования (его удельный вес колеблется от 1,4% ВВП в Германии до 4,7% в Японии).
Таким образом, взимаемые в зарубежных странах основные налоги и платежи можно сгруппировать следующим образом:
Ф налоги на доходы (прибыль) граждан и корпораций. База обложения налогами этой группы зависит от результатов деятельности и, соответственно, способа исчисления чистого дохода. Прибыль для целей налогообложения в отдельных странах определяется по-разному. Так, в США так же, как и в России, сложились два подхода к формированию показателей финансового учета: один — бухгалтерский, второй — налоговый. В Германии бухгалтерская и налогооблагаемая прибыль рас-
считываются по единому методу, хотя преобладает фискальный подход к учету;
Ф налоги на имущество. Сюда включаются налоги, облагаемая база которых связана с валовым или чистым имуществом, — поимущественный, поземельный, промысловый, налог на капитал. Величина налогов зависит от оценки имущества;
Ф налоги на обращение и потребление. Это налоги на оборот или сделки (НДС, налог с оборота по биржевым сделкам, налог с продаж), а также налог на расходы или потребление (акцизы). Основное значение имеет факт осуществления сделки (место и время совершения);
Ф отчисления на социальную защиту. Большинство платежей формально уплачиваются организациями и наемными работниками поровну, т.е. с фонда оплаты труда и заработной платы соответственно, но взносы организаций включаются в издержки производства и перекладываются на потребителей;
Ф прочие налоги, сборы, пошлины.
Несмотря на определенную унификацию налоговых систем разных стран и то, что многие изменения были осуществлены единообразно, налоговые системы даже внутри стран Европейского сообщества различаются. Одна из особенностей развития налоговых систем зарубежных стран — усложнение порядка исчисления налогов для налогоплательщиков и, соответственно, методики контроля для налоговых органов. В силу этого возникают проблемы по выявлению схем уклонения от налогообложения, увеличиваются затраты на содержание и обучение работников налоговых органов.
1 Налоги и налогообложение : учеб. пособие / под ред. Г.Б. Полка, А.Н. Романова. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
го ш
0 ч
1
о
о *
о го
о ^
о -1
0 <
1 ^
го ш
■О
о
ш
4
05
го
ь
"О
о о о
га
г\э •
г\э о
Налоговая система
Участники налоговых правоотношений
Налогоплательщик
* Налоговые агенты
Налоговые представительства
Иные участники
Система и принципы законодательства
Принципы налоговой политики
Система налоговых органов
Налоговое планирование
Прогноз налоговых
поступлений в
консолидированный бюджет
Разделение регулируемых налоговых доходов между бюджетами
Разработка контрольных заданий по налогам и сборам
Налоговое администрирование
Подходы к решению проблемы международного двойного обложения
Налоговое регулирование
Формы изменения срока
уплаты
Формы налоговых льгот
Формы ответственности за налоговые правонарушения
Налоговый контроль
Госрегистрация и налогоплательщиков
учет
Прием и обработка налоговых деклараций
Учет налоговых поступлений и задолжности
Контроль над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью поступлений платежей
(налоговые проверки)
Рис. 1. Общая структура налоговой системы
Рис. 2. Роль налогов в развитых странах
НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК СОВРЕМЕННАЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
И.Ю.ТИМОФЕЕВА подполковник милиции, кандидат экономических наук, Московского университета МВД России
Смоленский филиал
Аннотация. Отражена необходимость тщательного исследования и научного обоснования проблематики государственного управления в области обеспечения налоговой безопасности, определения роли различных институтов общества и государства. Использование принципов институционального подхода позволяет автору рассмотреть налоговую безопасность как системное образование, имеющее внутреннее строение и иерархию образующих ее элементов, определить основные функции, вычленить и описать конкретные компоненты и механизмы обеспечения безопасности в налоговых взаимоотношениях государства и бизнеса. Налоги являются предметом исследования в концепции налоговой безопасности и как фактор угрозы, и как фактор обеспечения безопасности в реальном секторе экономики. Участники налоговых отношений в современных условиях рыночной экономики рассматриваются как целостные социальные структуры во взаимосвязи и взаимодействии. При этом государство является основным субъектом обеспечения налоговой безопасности.
Ключевые слова: экономическая безопасность, налоговая безопасность, налоги, субъект и объект налоговой безопасности, основные функции налоговой безопасности.