Научная статья на тему 'Особенности современной экономической интеграции в евразийском регионе'

Особенности современной экономической интеграции в евразийском регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ЭКОНОМИК / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПОТОКИ / УНИФИКАЦИЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ЭНДОГЕННЫЕ И ЭКЗОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ИНТЕГРАЦИИ / ECONOMIC INTEGRATION / INTERDEPENDENCE OF ECONOMY / INVESTMENT STREAMS / UNIFICATION OF LEGAL MAINTENANCE / MACROECONOMIC STRATEGY OF INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назаров М. С.

В настоящее время ЕврАзЭС представляет собой качественно новую организацию, основной задачей которой выступает экономическая интеграция стран-участников. В своей деятельности она ориентирована на выработку и реализацию макроэкономической стратегии объединения при повышении требований к конкурентоспособности экономик стран-партнеров. Сотрудничество на платформе совпадения стратегических интересов государств предполагает высокий уровень взаимозависимости за счет развитой сети многосторонних экономических отношений, активное перемещение инвестиционных потоков среди стран объединения, в первую очередь из России, а также создание унифицированной правовой базы. В статье проанализированы и обобщены затруднения при поэтапном формировании единого экономического пространства, которые могут быть структурированы как эндогенные и экзогенные факторы. В отношении России основой для их преодоления должно стать усовершенствование таможенного регулирования, организация льготного режима для экспортно-импортных операций между Россией и государствами ЕврАзЭС, снижение тарифных и нетарифных барьеров, упрощение административных процедур, приближение правового обеспечения интеграционных процессов к мировым стандартам и иные меры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Now EvrAzES is a qualitatively new organization whose primary goal is an economic integration of the countries-participants. It is focused on development and realization of macroeconomic strategy with increase of requirements to competitiveness of economies of the countries-partners. Cooperation based on coincidence of strategic interests of the states demands a high level of interdependence through the developed network of multilateral economic relations, active motion of investment streams among the countries-participants, first of all from Russia and creation of the unified legal base as well. Problems of stage-by-stage formation of Uniform economic space which can be structured as endogenous and exogenous factors are analyzed and generalized in the article. Concerning Russia improvement of customs regulation, the organization of a preferential mode for export-import transactions between Russia and the states EvrAzEs, decrease in tariff and nontariff barriers, simplification of administrative procedures, approach of legal maintenance of integration processes to the world standards and other measures are the main factors for Russia to overcome these difficulties.

Текст научной работы на тему «Особенности современной экономической интеграции в евразийском регионе»

Назаров М.С.

аспирант кафедры «Корпоративные финансы и финансовый менеджмент» Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Эл. почта: qaz@aaanet.ru

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ЕВРАЗИЙСКОМ РЕГИОНЕ

В настоящее время ЕврАзЭС представляет собой качественно новую организацию, основной задачей которой выступает экономическая интеграция стран-участников. В своей деятельности она ориентирована на выработку и реализацию макроэкономической стратегии объединения при повышении требований к конкурентоспособности экономик стран-партнеров. Сотрудничество на платформе совпадения стратегических интересов государств предполагает высокий уровень взаимозависимости за счет развитой сети многосторонних экономических отношений, активное перемещение инвестиционных потоков среди стран объединения, в первую очередь из России, а также создание унифицированной правовой базы.

В статье проанализированы и обобщены затруднения при поэтапном формировании единого экономического пространства, которые могут быть структурированы как эндогенные и экзогенные факторы. В отношении России основой для их преодоления должно стать усовершенствование таможен-

ного регулирования, организация льготного режима для экспортно-импортных операций между Россией и государствами ЕврАзЭС, снижение тарифных и нетарифных барьеров, упрощение административных процедур, приближение правового обеспечения интеграционных процессов к мировым стандартам и иные меры.

Ключевые слова: Экономическая интеграция, взаимозависимость экономик, инвестиционные потоки, унификация правового обеспечения, эндогенные и экзогенные факторы интеграционных процессов, макроэкономическая стратегия интеграции.

На сегодняшний день безусловное лидерство среди региональных объединений на постсоветском пространстве принадлежит Евразийскому экономическому сообществу (ЕврАзЭС)1. ЕврАзЭС — это качественно новая интеграционная организация, созданная в октябре 2000 г. Основной задачей во взаимоотношениях государств-членов ЕврАзЭС является экономическая интеграция, предполагающая три этапа интеграционного развития: создание зоны свободной торговли, формирование таможенного союза и единого экономического пространства.

При этом под экономической интеграцией понимается не в целом трансграничное экономическое сотрудничество, а согласованное проведение государственной экономической политики, направленной на создание целостного экономического пространства. Финансовая интеграция является последним, завершающим этапом процесса создания единого экономического простран-

1 Мансуров Т. ЕврАзЭС: Новый этап интеграции // Экономическое обозрение. — 2007. — №11. — С.4.

ства2.

В настоящее время «пятерка» (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан) объединяет государства, обладающие достаточно крупным совокупным экономическим потенциалом и существенно сблизившие национальные законодательства и хозяйственные механизмы. Это позволило поставить более масштабные задачи на пути интеграции, сформулированные в Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года, правовой основой которого служат общепризнанные нормы и принципы международного права и национальные законодательства сто-рон3. Договором от 26 февраля 1999 года предусматривалось поэтапное формирование единого экономического пространства (рис. 1.)

Формирование Таможенного союза является лишь первым шагом на пути к реальной интеграции. Вторым шагом должно стать ускоренное формирование Единого экономического пространства. При этом Нурсултан Назарбаев предположил, что его формирование должно пройти уже в формате «пя-

4

терки» , то есть его участниками должны стать все члены ЕврАзЭС. Главным итогом саммита стало одобрение единого таможенного тарифа.

В докризисный период (2001— 2007 годы) все государства ЕврАзЭС вышли на траекторию устойчивого роста, и их экономическое развитие в целом имело положительную динамику. В первую очередь это было обусловлено благоприятной конъюнктурой мировых рынков, что обеспечило аккумуляцию

2 Рудый К.В. Финансовая интеграция инновационных систем стран с переходной экономикой Белорусский государственный экономический университет, Минск //

http://belisa.org.by/ru/izd/other/Forum/fr30.html

3 www.tsouz.ru Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.

4 www.kazpravda.kz Казанцева О. На историче-

ском этапе интеграции от 01.12.2009

финансовых ресурсов, необходимых для восстановления экономического потенциала национальных экономик и реализации на их территории масштабных инфраструктурных проектов общегосударственного значения.

В 2008 году в условиях нарастания глобального финансового кризиса во всех странах ЕврАзЭС ситуация изменилась. В целом специфика текущего глобального финансового кризиса заключается в том, что экономики стран ЕврАзЭС значительно сильнее пострадали от его последствий, чем мир в целом. Падение ВВП по странам Сообщества (включая страны-наблюдатели) составило 7%. Наибольшее падение валового внутреннего продукта (ВВП) в 2009 году было зарегистрировано в Украине (-15,9%). Близкие к этому результаты показали экономики Армении (-14,4%), России (-7,9%) и Молдовы (7,7%). Относительно среднего показателя рост, продемонстрированный экономиками Таджикистана (3,4%), Кыргызстана (2,3%), Казахстана (1%) и Беларуси (0,2%), выглядит как значительное достижение, свидетельствующее об относительно высоком качестве антикризисных программ, разработанных правительствами данных государств5.

В связи с падением цен на основные экспортные товары и мировой рецессией в конце 2008 года и первой половине 2009 года произошло значительное сокращение экспорта: рост экспортных потоков не был зафиксирован ни в одном из государств ЕврАзЭС. В среднем объемы экспорта уменьшились на 42,3%.

В среднем по ЕврАзЭС импорт сократился на 38,9%.Кризис сказался на торговом и платежном балансе стран ЕврАзЭС, а следовательно, на состоянии их бюджетов, валютных курсов,

5 Цветков В. А. Основные направления посткризисного развития ЕврАзЭС // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. - 2010. -№8. - С.47-57.

вызвал девальвацию национальных ва- портные товары, вызвал рост безрабо-

лют и в связи с этим рост цен на им- тицы.

I этап II эта п Последующие этапы

Заве ршение формирования Таможенного союза и едином таможенной территории Создание Единого экономического пространства Формирование и согласование параметров основных макроэкономических показателей

—►

Рис. 1. Поэтапное формирование единого экономического пространства стран ЕврАзЭС

У многих стран объединения в 2009 году сильно выросла внешняя задолженность.

Важнейшей причиной уязвимости национальных экономик от колебаний мировой финансовой конъюнктуры стали структурные деформации экономик стран; высокий уровень экспортной зависимости и зависимости от изменения мировых цен на энергоносители; сжатие внутреннего рынка; износ основных фондов, достигший критических размеров и т. д.

Очевидно, что при существующей структуре экономики стран ЕврАзЭС выход из кризиса может быть связан только с ростом мировой экономики. Однако прогнозы международных финансовых институтов (МВФ, Мировой банк) говорят о замедлении темпов мирового экономического роста в 2011— 2012 гг.. Таким образом, необходимо проведение серьезных структурных и институциональных реформ национальных экономик в условиях активизации интеграционных процессов в валютно-финансовой сфере, как основы формирования емкого внутреннего рынка. Такие меры позволят снизить торговые барьеры, улучшить инвестиционный климат и значительно увеличить товарооборот, что благотворно повлияет на

экономику сообщества во время кризиса и поможет его участникам выйти на ведущие мировые позиции в посткризисный период.

Партнерство в ЕврАзЭС, направленное на формирование конкурентоспособного внутреннего рынка, обусловлено совпадением стратегических интересов государств в экономической сфере, которые сегодня сосредоточены на решении многих проблем. Среди них:

- развитие научно-технического потенциала, реструктуризация и модернизация экономики;

- образование совместных предприятий и реализация совместных меж-страновых проектов;

- стимулирование экспортоориен-тированных производств с условием выхода на международные товарные рынки;

- привлечение прямых иностранных инвестиций и выход на международные рынки капиталов.

Особенности процесса экономической интеграции стран ЕврАзЭС обусловлены следующими факторами, основными среди которых являются следующие:

1). Высокий уровень взаимозависимости экономик за счет развитой сети много-

сторонних экономических связей. Разрыв связей, сложившихся в течение десятилетий на основе общей системы отраслевого и территориального разделения труда и кооперирования производства, территориальной близости, многогранных и тесных экономических

Экономико-географическое пространство СССР определило тот факт, что предприятия стран ЕврАзЭС по сложившейся специализации являются монопольными поставщиками важнейших промышленных изделий в рамках межгосударственной кооперации. Промышленный комплекс стран ЕврАзЭС выступает в качестве дополнения к российскому комплексу, но ни в коем случае - к европейскому или азиатскому. 2). Активное перемещение инвестиционных потоков среди стран объединения, в первую очередь из России.

Инвестиционные потоки в Россию из стран ЕврАзЭС возросли почти в 3 раза в абсолютном выражении в период с 2005г. по 2009г. (с 1600,0 млн. дол. в 2005 г. до 4746,9 млн. дол. на начало 2009 г.) Лидерами стали: Беларусь, Уз-

и научных взаимосвязей, может повлиять на уровень конкурентоспособности экономик всех стран ЕврАзЭС. Создание аналогичных производств потребует значительных временных и финансовых затрат (рис. 2).

бекистан и Казахстан. Объем инвестиций России в страны ЕврАзЭС, по данным Росстата, по отношению к 2005 году вырос в 16,7 раза и составил на начало 2009 года 10227,7 млрд. дол. Наиболее активно инвестиции направлялись в Беларусь, Узбекистан и Казахстан. Данные Росстата следует рассматривать как минимальные, учитывающие только инвестиции нефинансовых предприятий, но без реинвестиций, операций по приобретению активов на вторичном рынке (рис. 3).

Кроме того, значительная часть инвестиций в регион осуществляется через иностранные бизнес-структуры, как правило, офшорные, и Росстат относит такие инвестиции к соответствующим иностранным юрисдикциям (таблица 1).

Рис. 2. Динамика производства промышленной продукции стран ЕврАзЭС (в процентах к 2000 году) Источник: www.evrazes.сот Евразийское экономическое сообщество; справочник.

Изменение макроэкономической ситуации в мире повлияло на значительное сокращение объема прямых

иностранных инвестиций в страны сообщества (таблица 2).

[□частные прямые инвестиции |

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

гг.

Рис. 3. Частные прямые инвестиции в страны СНГ. Источник: Данные с сайта www.imf.orQ; Перспективы развития мировой экономики,2010; составлено автором.

Таблица 1. Чистые финансовые потоки в страны СНГ (в млрд. $ США)

2005 2006 2007 2008 2009 2010 прогноз 2011 прогноз Темпприроста 2011г. по отношению к 2005 г.

Частные финансовые потоки, в том числе 21,9 51,6 129,2 -96,3 -66,2 -1,2 9,3 -57,53%

Частные прямые инвестиции 11,7 21,3 28,3 52,3 15,7 22,7 31,5 169,23%

Частные портфельные потоки 3,9 4,9 19,5 -31,4 -9,5 -1,2 0,2 -94,87%

Др. частные финансовые потоки 13,5 25,4 81,4 117,1 -68,5 -22,6 -22,4 -265,93%

Официальные финансовые потоки -18,3 -25,4 -6,0 -19,0 41,9 7,7 8,7 -147,54%

Изменение резервов -77,1 127,8 168,0 27,0 -8,0 -71,7 -71,7 -7,00%

Источник: ставлено автором

Данные с сайта www.imf.org; Перспективы развития мировой экономики,2010; сои дополнено расчетами.

60

50

40

30

20

0

Таблица 2. Изменение объема прямых иностранных инвестиций _в страны Сообщества, (млн. $ США) ^_

Страны ЕврАзЭС 2005 2006 2007 2008 2009 за 9 месяцев 2010

Беларусь 6674,8 7184,6 9200,6 16740,5 6679,0 1268,5

Казахстан 4631,1 7693,7 11304,4 14783,1 10500,8 5512,0

Кыргызтан 42,6 182,0 208,9 371,1 189,6 235,9

Россия 207,9 100,2 6,6 3,8

Таджикистан 54,4 385,2 388,4 716,7 76,9

Узбекистан

Источник: www.evrazes.сот Евразш ставлено автором.

Однако существует мнение о том, что глобальный финансовый кризис не приведет к сокращению потоков инвестиций в страны ЕврАзЭС, в первую очередь из России. Эта тенденция обусловлена следующими факторами:

- продолжением реализации ранее заключенных соглашений, предусматривавших значительный объем инвестиций;

- стремлением России усилить свое интеграционное взаимодействие со странами ЕврАзЭС через выделение значительных инвестиционных ресурсов;

- посткризисными потребностями ускорения модернизации экономик стран ЕврАзЭС, могущими вызвать появление новых интеграционных проектов с государственной поддержкой в традиционных отраслях сотрудничества, таких как энергетика и энергосбережение.

При этом необходимо учитывать то, что страны ЕврАзЭС - перспективный рынок товаров и технологий, территории с богатыми минеральными и энергоресурсами. На увеличение перемещения потоков инвестиций внутри объединения также повлияет и обладание мощными энергетическими и сырьевыми запасами, высоким людским и интеллектуальным потенциалом.

Все вышеперечисленное свиде-

экономическое сообщество; справочник; со-

тельствует о том, что, с одной стороны, страны ЕврАзЭС имеют неограниченные возможности в развитии межгосударственного экономического сотрудничества, в укреплении и расширении своих позиций на мировых рынках, а с другой стороны, сам ход развития мирового хозяйствования усиливает требования к конкурентоспособности их экономик, способности к инновационному обновлению и привлечению инвестиций.

Сдерживающими факторами на пути формирования единого экономического пространства стран ЕврАзЭС можно назвать следующие (таблица 3).

Статистические данные свидетельствуют о том, что за исключением Беларуси и Таджикистана, остальные государства более или менее решительно переориентируются на партнеров в дальнем зарубежье.

Результатом ориентации на зарубежных партнеров становится нарастающая конкуренция между странами -членами объединения.

В результате необходимым становится разработка макроэкономической стратегии, направленной на единение на межгосударственном уровне целей социально-экономического развития стран в рамках ЕврАзЭС.

Таблица 3. Эндогенные и экзогенные факторы, сдерживающие интеграционные процессы в экономических отношениях стран ЕврАзЭС

_Эндогенные факторы_

- отсутствие принципов стратегического партнерства по урегулированию взаимных проблем, блокирование взаимоприемлемых решений;

- «политизация» экономического сотрудничества, как способ оказания влияния на внутриполитические процессы;

- отсутствие в отдельных странах законодательства в области создания международных бизнес-структур;

- отсутствие скоординированных действий по устранению взаимной конкуренции и конфронтации на мировом рынке._

_Экзогенные факторы_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- снижение уровня взаимосвязей в пользу новых внерегиональных рынков (таблица 4);

- конъюнктурные выгоды торговли на международных рынках по сравнению с рынками ЕврАзЭС и валютные поступления в государства;

- особенности товарной структуры экспортных операций государств объединения;

- отсутствие заинтересованности мощных экономических стран и интеграционных объединений (США, ЕС) в появлении конкурента на мировой экономической арене ._

Приоритетными направлениями такого стратегического партнерства могут стать:

- реализация совместных проектов и сотрудничество в энергетической отрасли (развитие единой энергетической системы и инфраструктуры; совместное использование нефтеперерабатывающих и других производств топливно-энергетического комплекса и т.д.);

- научно-техническое, инвестиционное и инновационное сотрудничество; создание и развитие совместных производственных структур, формирование совместных промышленно-финансовых групп в приоритетных отраслях (энергетика, наукоемкая промышленность, развитие транспортной и телекоммуникационной сети, агропромышленный комплекс).

Таблица 4. Внешняя торговля государств-членов ЕврАзЭС

Годы всего в том числе

страны ЕврАзЭС третьи страны

млн. в % к млн. в % к пре- млн. в % к

долларов преды- долла- дыдущ. го- дол- преды-

США дущ. году ров США ду ларов США дущ.год у

2006 367132,8 128,0 39277,1 136,1 328855,7 127,1

2007 434774,0 118,4 51740,1 135,2 383033,9 116,5

2008 583428,0 134,2 61074,3 118,0 522353,7 136,4

2009 369590,1 63,2 39183,4 64,2 329396,7 63,1

2006 1918,4 141,8 38771,0 135,2 153100,4 143,6

2007 271378,9 141,4 50584,0 130,5 220794,9 144,2

2008 358016,9 131,9 61586,0 121,7 296430,9 134,3

2009 229953,2 64,2 39924,7 64,7 190128,5 64,1

Источник: www.evrazes.сот Евразийское экономическое сообщество; справочник; составлено автором

Для формирования единого экономического пространства в рамках Ев-рАзЭС необходимо стимулировать создание и функционирование специальных экономических зон в России и Ев-рАзЭС с формированием в них благоприятного инвестиционного климата. Основой для этого должно стать усовершенствование таможенного регулирования, организация льготного режима для экспортно-импортных операций между Россией и государствами ЕврА-зЭС, снижение тарифных и нетарифных барьеров, упрощение административных процедур и т. д.

Таким образом, должны сформироваться условия эффективного взаимодействия стран сообщества по активизации интеграционных процессов. Во-первых, особенности глобального и национального развития ЕврАзЭС требуют от стран ЕврАзЭС формирования своих отношений с максимальным использованием взаимного потенциала, межрегионального сотрудничества и взаимных связей с международными экономическими организациями. Вместе с тем одним из рациональных приоритетных направлений взаимодействия стран ЕврАзЭС является совместный поиск самых эффективных механизмов решения глобальных социально-экономических, экологических, информационных и ресурсных проблем.

Во-вторых, создание новой структуры интегрированного экономического пространства следует осуществлять с учетом многоуровнего характера. В современных условиях глобализации мировой экономики необходимо говорить о глобальном, региональном и национальном уровне макроэкономической стратегии интеграции, которые являются тесно взаимосвязанными между собой. В связи с этим выявление сути и закономерностей развития, по крайней мере, достаточно значимых для того или иного уровня экономических событий, требует их рассмотрения в сово-

купности всех указанных аспектов -глобальном, региональном и национальном.

В-третьих, интеграционные процессы на постсоветском пространстве остаются ослабленными. Интегрирование осуществляется интенсивно лишь между странами, имеющими развитую обрабатывающую промышленность, особенно ее высокотехнологичные отрасли. Что касается менее развитых стран, производящих и экспортирующих преимущественно базовые товары, то они выступают по отношению друг к другу не как взаимодополняющие, а как конкурирующие экономики. Им почти нечего предложить друг другу: в сырье они почти не нуждаются из-за отсутствия собственной обрабатывающей промышленности, а немногие производимые ими готовые изделия по качеству значительно уступают тем, какие можно ввезти из развитых стран. К тому же из-за постоянных финансовых трудностей они ограничены в предоставлении друг другу как правительственных, так и коммерческих кредитов. Взаимная торговля между ними развита очень слабо: и как экспортеры, и как импортеры они гораздо сильнее привязаны к промыш-ленно развитым странам, чем друг к другу. Этим объясняется безрезультатность многочисленных попыток создать на постсоветском экономическом пространстве интеграционные блоки по типу Европейского союза.

Создание унифицированной правовой базы, сближение стран по уровню экономического развития создадут необходимые условия для вступления стран-членов Таможенного союза во Всемирную торговую организацию в составе интеграционного объединения, что позволит избежать возможных негативных последствий при вступлении данных стран в ВТО на разных условиях. Кроме того, присоединение к Таможенному союзу остальных членов Ев-рАзЭС будет способствовать скорей-

шему формированию единой экономической структуры с согласованной правовой базой, что позволит членам сообщества выйти на новый уровень развития и заявить о себе как о полноценном интеграционном объединении.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Мансуров Т. ЕврАзЭС: новый этап интеграции // Экономическое обозрение. — 2007. — №11. — С.4.

2. Рудый К.В. Финансовая интеграция

инновационных систем стран с переходной экономикой. Белорусский государственный экономический университет, Минск // Новое знание, 2003.

3. Цветков В. А. Основные направления посткризисного развития ЕврАзЭС // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. - 2010. - №8. - С.47-57.

4. Статистические данные официального сайта ЕврАзЭС. \\www.evra zes.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.