Научная статья на тему 'Особенности современной экономической интеграции в евразийском регионе'

Особенности современной экономической интеграции в евразийском регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
338
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ЭКОНОМИК / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПОТОКИ / УНИФИКАЦИЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ЭНДОГЕННЫЕ И ЭКЗОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРА-ТЕГИЯ ИНТЕГРАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назаров М. С.

В настоящее время ЕврАзЭС представляет собой качественно новую организацию, основной задачей которой выступает экономическая интеграция стран-участников. В своей деятельно-сти она ориентирована на выработку и реализацию макроэкономической стра-тегии объединения при повышении тре-бований к конкурентоспособности эко-номик стран-партнеров. Сотрудниче-ство на платформе совпадения стра-тегических интересов государств пред-полагает высокий уровень взаимозави-симости за счет развитой сети много-сторонних экономических отношений, активное перемещение инвестиционных потоков среди стран объединения, в первую очередь из России, а также соз-дание унифицированной правовой базы. В статье проанализированы и обобщены затруднения при поэтапном формировании единого экономического пространства, которые могут быть структурированы как эндогенные и эк-зогенные факторы. В отношении Рос-сии основой для их преодоления должно стать усовершенствование таможенного регулирования, организация льгот-ного режима для экспортно-импортных операций между Россией и государствами ЕврАзЭС, снижение та-рифных и нетарифных барьеров, упро-щение административных процедур, приближение правового обеспечения интеграционных процессов к мировым стандартам и иные меры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности современной экономической интеграции в евразийском регионе»

Назаров М.С.

аспирант кафедры «Корпоративные финансы и финансовый менеджмент» Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Эл.почта: qaz@aaanet.ru

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В

ЕВРАЗИЙСКОМ РЕГИОНЕ

В настоящее время ЕврАзЭС представляет собой качественно новую организацию, основной задачей которой выступает экономическая интеграция стран-участников. В своей деятельности она ориентирована на выработку и реализацию макроэкономической стратегии объединения при повышении требований к конкурентоспособности экономик стран-партнеров. Сотрудничество на платформе совпадения стратегических интересов государств предполагает высокий уровень взаимозависимости за счет развитой сети многосторонних экономических отношений, активное перемещение инвестиционных потоков среди стран объединения, в первую очередь из России, а также создание унифицированной правовой базы.

В статье проанализированы и обобщены затруднения при поэтапном формировании единого экономического пространства, которые могут быть структурированы как эндогенные и экзогенные факторы. В отношении России основой для их преодоления должно стать усовершенствование таможенного регулирования, организация льготного режима для экспортно-импортных операций между Россией и государствами ЕврАзЭС, снижение тарифных и нетарифных барьеров, упрощение административных процедур, приближение правового обеспечения интеграционных процессов к мировым стандартам и иные меры.

Ключевые слова: Экономическая интеграция, взаимозависимость экономик,

инвестиционные потоки, унификация правового обеспечения, эндогенные и экзогенные факторы интеграционных процессов, макроэкономическая стратегия интеграции.

В настоящее время ЕврАзЭС представляет собой качественно новую организацию, основной задачей которой выступает экономическая интеграция стран-участников. В своей деятельности она ориентирована на выработку и реализацию макроэкономической стратегии объединения при повышении требований к конкурентоспособности экономик странпартнеров.

Сотрудничество на платформе совпадения стратегических интересов государств предполагает высокий уровень взаимозависимости за счет развитой сети многосторонних экономических отношений, активное перемещение инвестиционных потоков среди стран объединения, в первую очередь из России, а также создание унифицированной правовой базы.

В статье проанализированы и обобщены затруднения при поэтапном формировании Единого экономического пространства, которые могут быть структурированы как эндогенные и экзогенные факторы. В отношении России

основой для их преодоления должны стать усовершенствование таможенного регулирования, организация льготного режима для экспортно-импортных операций между Россией и государствами ЕврАзЭС, снижение тарифных и нетарифных барьеров, упрощение административных процедур, приближение правового обеспечения интеграционных процессов к мировым стандартам и иные меры.

Экономическая интеграция, взаимозависимость экономик, инвестиционные потоки, унификация правового обеспечения, эндогенные и экзогенные факторы интеграционных процессов, макроэкономическая стратегия интеграции

На сегодняшний день безусловное лидерство среди региональных объединений на постсоветском пространстве принадлежит Евразийскому экономическому сообществу (ЕврАзЭС)1. ЕврАзЭС — это качественно новая интеграционная организация, созданная в октябре 2000 г. Основной задачей во взаимоотношениях государств-членов ЕврАзЭС является экономическая интеграция, предполагающая три этапа интеграционного развития: создание зоны свободной торговли, формирование таможенного союза и единого экономического пространства.

При этом под экономической интеграцией понимается не в целом трансграничное экономическое сотрудничество, а согласованное проведение государственной экономической политики, направленной на создание целостного

экономического пространства. Финансовая интеграция является последним,

2

завершающим этапом процесса создания единого экономического пространства .

В настоящее время «пятерка» (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан) объединяет государства, обладающие достаточно крупным совокупным экономическим потенциалом и существенно сблизившие национальные законодательства и хозяйственные механизмы. Это позволило поставить более масштабные задачи на пути интеграции, сформулированные в

1 Мансуров Т. ЕврАзЭС: Новый этап интеграции // Экономическое обозрение. — 2007. — №11. — С.4.

2 Рудый К.В. Финансовая интеграция инновационных систем стран с переходной экономикой Белорусский государственный экономический университет, Минск // http://belisa.org.by/ru/izd/other/Forum/fr30.html

Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года, правовой основой которого служат общепризнанные нормы и принципы международного права и национальные законодательства сторон . Договором от 26 февраля 1999 года предусматривалось поэтапное формирование единого экономического пространства (рис. 1.)

I этап II этап Последующие этапы

Завершение Создание Единого Формирование и

формирования экономического согласование

Таможенного союза пространства параметров

и едином основных

таможенной —► макроэкономических

территории показателей

Рис. 1. Поэтапное формирование единого экономического пространства стран

ЕврАзЭС4

Формирование Таможенного союза является лишь первым шагом на пути к реальной интеграции. Вторым шагом должно стать ускоренное формирование Единого экономического пространства. При этом Нурсултан Назарбаев предположил, что его формирование должно пройти уже в формате «пятерки»5, то есть его участниками должны стать все члены ЕврАзЭС. Главным итогом саммита стало одобрение единого таможенного тарифа.

В докризисный период (2001-2007 годы) все государства ЕврАзЭС вышли на траекторию устойчивого роста, и их экономическое развитие в целом имело положительную динамику. В первую очередь это было обусловлено благоприятной конъюнктурой мировых рынков, что обеспечило аккумуляцию финансовых ресурсов, необходимых для восстановления экономического потенциала национальных экономик и реализации на их территории масштабных инфраструктурных проектов общегосударственного значения.

В 2008 году в условиях нарастания глобального финансового кризиса во всех странах ЕврАзЭС ситуация изменилась. В целом специфика текущего глобального финансового кризиса заключается в том, что экономики стран

3 www.tsouz.ru Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.

4 Составлено автором.

5 www.kazpravda.kz Казанцева О. На историческом этапе интеграции от 01.12.2009

ЕврАзЭС значительно сильнее пострадали от его последствий, чем мир в целом. Падение ВВП по странам Сообщества (включая страны-наблюдатели) составило 7%. Наибольшее падение валового внутреннего продукта (ВВП) в 2009 году было зарегистрировано в Украине (-15,9%). Близкие к этому результаты показали экономики Армении (-14,4%), России (-7,9%) и Молдовы (-7,7%). Относительно среднего показателя рост, продемонстрированный экономиками Таджикистана (3,4%), Кыргызстана (2,3%), Казахстана (1%) и Беларуси (0,2%), выглядит как значительное достижение, свидетельствующее об относительно высоком качестве антикризисных программ, разработанных правительствами данных государств6.

В связи с падением цен на основные экспортные товары и мировой рецессией в конце 2008 года и первой половине 2009 года произошло значительное сокращение экспорта: рост экспортных потоков не был

зафиксирован ни в одном из государств ЕврАзЭС. В среднем объемы экспорта уменьшились на 42,3%. В то же время происходило стремительное сокращение импорта как потребительского, так и инвестиционного назначения. В среднем по ЕврАзЭС импорт сократился на 38,9%7. Кризис сказался на торговом и платежном балансе стран ЕврАзЭС, а следовательно, на состоянии их бюджетов, валютных курсов, вызвал девальвацию национальных валют и в связи с этим рост цен на импортные товары, вызвал рост безработицы. У многих стран объединения в 2009 году сильно выросла внешняя задолженность.

Важнейшей причиной уязвимости национальных экономик от колебаний мировой финансовой конъюнктуры стали структурные деформации экономик стран; высокий уровень экспортной зависимости и зависимости от изменения мировых цен на энергоносители; сжатие внутреннего рынка; износ основных фондов, достигший критических размеров и т.д.

Очевидно, что при существующей структуре экономики стран ЕврАзЭС выход из кризиса может быть связан только с ростом мировой экономики. Однако прогнозы международных финансовых институтов (МФВ, Мировой банк) говорят о замедлении темпов мирового экономического роста в 2011-2012 гг..

6 Цветков В.А. Основные направления посткризисного развития ЕврАзЭС // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. - 2010. - №8. - С.47-57.

7 Статистические данные официального сайта ЕврАзЭС - www.evrazes.com

Таким образом, необходимо проведение серьезных структурных и институциональных реформ национальных экономик в условиях активизации интеграционных процессов в валютно-финансовой сфере, как основы формирования емкого внутреннего рынка. Такие меры позволят снизить торговые барьеры, улучшить инвестиционный климат и значительно увеличить товарооборот, что благотворно повлияет на экономику сообщества во время кризиса и поможет его участникам выйти на ведущие мировые позиции в посткризисный период.

Партнерство в ЕврАзЭС, направленное на формирование конкурентоспособного внутреннего рынка, обусловлено совпадением стратегических интересов государств в экономической сфере, которые сегодня сосредоточены на решении многих проблем. Среди них:

- развитие научно-технического потенциала, реструктуризация и модернизация экономики;

- образование совместных предприятий и реализация совместных межстрановых проектов;

- стимулирование экспортоориентированных производств с условием выхода на международные товарные рынки;

- привлечение прямых иностранных инвестиций и выход на международные рынки капиталов.

Особенности процесса экономической интеграции стран ЕврАзЭС обусловлены следующими факторами, основными среди которых являются следующие:

1). Высокий уровень взаимозависимости экономик за счет развитой сети многосторонних экономических связей.

Разрыв связей, сложившихся в течение десятилетий на основе общей системы отраслевого и территориального разделения труда и кооперирования производства, территориальной близости, многогранных и тесных экономических и научных взаимосвязей, может повлиять на уровень конкурентоспособности экономик всех стран ЕврАзЭС. Создание аналогичных производств потребует значительных временных и финансовых затрат (рис. 2).

2Ь0.0

?Ш1,П

■|ьи,и

100,0

пл.п

2001 2002__________зпдя____________зп<м___________зло г;__________?тг,___________лш______________200® ?ппч

■ !<■ п;(гуо. □ил-мхст-аи ■ Кырплстаи М|1ииия □ Пцпипн ■УзЬшкдлн

Рис. 2. Динамика производства промышленной продукции стран ЕврАзЭС (в

процентах к 2000 году)

Источник: www.evrazes.com Евразийское экономическое сообщество; справочник.

Экономико-географическое пространство СССР определило тот факт, что предприятия стран ЕврАзЭС по сложившейся специализации являются монопольными поставщиками важнейших промышленных изделий в рамках межгосударственной кооперации. Промышленный комплекс стран ЕврАзЭС выступает в качестве дополнения к российскому комплексу, но ни в коем случае

- к европейскому или азиатскому.

2). Активное перемещение инвестиционных потоков среди стран объединения, в первую очередь из России.

Инвестиционные потоки в Россию из стран ЕврАзЭС возросли почти в 3 раза в абсолютном выражении в период с 2005г. по 2009г. (с 1600,0 млн. дол. в

о

2005 г. до 4746,9 млн. дол. на начало 2009 г.) . Лидерами стали: Беларусь, Узбекистан и Казахстан. Объем инвестиций России в страны ЕврАзЭС, по данным Росстата, по отношению к 2005 году вырос в 16,7 раза и составил на начало 2009 года 10227,7 млрд. дол. Наиболее активно инвестиции направлялись в Беларусь, Узбекистан и Казахстан. Данные Росстата следует рассматривать как минимальные, учитывающие только инвестиции нефинансовых предприятий, но без реинвестиций, операций по приобретению активов на вторичном рынке (рис.

3).

8 Данные с официального сайта Федеральной службы государственной статистики - http://www.gks.ru

[□частные прямые инвестиции

2005 2006 2007 2008 2009 2010

50

40

30

20

0

2011

Рис. 3. Частные прямые инвестиции в страны СНГ9.

Источник: Данные с сайта www.imf.org: Перспективы развития мировой экономики,2010; составлено автором.

Кроме того, значительная часть инвестиций в регион осуществляется через иностранные бизнес-структуры, как правило, офшорные, и Росстат относит такие инвестиции к соответствующим иностранным юрисдикциям10 (таблица 1). Таблица 1. Чистые финансовые потоки11 в страны СНГ12(в млрд. $ США)________________

2005 2006 2007 2008 2009 2010 прогноз 2011 прогноз Темп прироста 2011г. по отношению к 2005 г.

Частные финансовые потоки, в том числе 21,9 51,6 129,2 -96,3 66,2 -1,2 9,3 -57,53%

Частные прямые инвестиции 11,7 21,3 28,3 52,3 15,7 22,7 31,5 169,23%

Частные портфельные потоки 3,9 4,9 19,5 -31,4 -9,5 -1,2 0,2 -94,87%

Др. частные финансовые потоки 13,5 25,4 81,4 117,1 68,5 -22,6 -22,4 -265,93%

Официальные - -25,4 -6,0 -19,0 41,9 7,7 8,7 -147,54%

9 В СНГ включены Грузия и МНР. Грузия и МНР, которые не являются членами СНГ, включены в эту группу в силу географического положения и схожих характеристик структуры экономики.

10 Цветков В.А. Основные направления посткризисного развития ЕврАзЭС // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. - 2010. - №8. - С.47-57.

11 Чистые финансовые потоки включают чистые прямые инвестиции, чистые портфельные инвестиции и др. чистые

официальные и частные финансовые потоки, а также изменение резервов.

12

В СНГ включены Грузия и МНР. Грузия и МНР, которые не являются членами СНГ, включены в эту группу в силу географического положения и схожих характеристик структуры экономики.

финансовые 13 потоки 18,3

Изменение 14 резервов14 77,1 127,8 168,0 27,0 -8,0 -71,7 -71,7 -7,00%

Источник: Данные с сайта www.imf.org: Перспективы развития

экономики,2010; составлено автором и дополнено расчетами.

мировой

Изменение макроэкономической ситуации в мире повлияло на значительное сокращение объема прямых иностранных инвестиций в страны сообщества (таблица 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2. Изменение объема прямых иностранных инвестиций в страны _______________________Сообщества, (млн. $ США)_______________________

Страны ЕврАзЭС 2005 2006 2007 2008 2009 за 9 месяцев 2010

Беларусь 6674,8 7184,6 9200,6 16740,5 6679,0 1268,5

Казахстан 4631,1 7693,7 11304,4 14783,1 10500,8 5512,0

Кыргызтан 42,6 182,0 208,9 371,1 189,6 235,9

Россия 207,9 100,2 6,6 3,8

Таджикистан 54,4 385,2 388,4 716,7 76,9

Узбекистан

Источник: 1 www.evrazes.com Евразийское экономическое сообщество; справочник;

составлено автором.

Однако существует мнение о том, что глобальный финансовый кризис не приведет к сокращению потоков инвестиций в страны ЕврАзЭС, в первую очередь из России. Эта тенденция обусловлена следующими факторами:

- продолжением реализации ранее заключенных соглашений, предусматривавших значительный объем инвестиций;

- стремлением России усилить свое интеграционное взаимодействие со странами ЕврАзЭС через выделение значительных инвестиционных ресурсов;

- посткризисными потребностями ускорения модернизации экономик стран ЕврАзЭС, могущими вызвать появление новых интеграционных проектов с государственной поддержкой в традиционных отраслях сотрудничества, таких как энергетика и энергосбережение.

При этом необходимо учитывать то, что страны ЕврАзЭС - перспективный рынок товаров и технологий, территории с богатыми минеральными и

13 Исключая гранты и включая операции с внешними активами и обязательствами официальных агентств.

14 Знак «минус» означает увеличение.

энергоресурсами. На увеличение перемещения потоков инвестиций внутри объединения также повлияет и обладание мощными энергетическими и сырьевыми запасами, высоким людским и интеллектуальным потенциалом.

Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что, с одной стороны, страны ЕврАзЭС имеют неограниченные возможности в развитии межгосударственного экономического сотрудничества, в укреплении и расширении своих позиций на мировых рынках, а с другой стороны, сам ход развития мирового хозяйствования усиливает требования к конкурентоспособности их экономик, способности к инновационному обновлению и привлечению инвестиций.

Сдерживающими факторами на пути формирования единого экономического пространства стран ЕврАзЭС можно назвать следующие (таблица 3).

Таблица 3. Эндогенные и экзогенные факторы, сдерживающие интеграционные процессы в экономических отношениях стран ЕврАзЭС__________________________

Эндогенные факторы Экзогенные факторы

- отсутствие принципов стратегического партнерства по урегулированию взаимных проблем, блокирование взаимоприемлемых решений; - «политизация» экономического сотрудничества, как способ оказания влияния на внутриполитические процессы; - отсутствие в отдельных странах законодательства в области создания международных бизнес-структур; - отсутствие скоординированных действий по устранению взаимной конкуренции и конфронтации на мировом рынке. - снижение уровня взаимосвязей в пользу новых внерегиональных рынков (таблица 4); - конъюнктурные выгоды торговли на международных рынках по сравнению с рынками ЕврАзЭС и валютные поступления в государства: - особенности товарной структуры экспортных операций государств объединения: - отсутствие заинтересованности мощных экономических стран и интеграционных объединений (США, ЕС) в появлении конкурента на мировой экономической арене .

Статистические данные свидетельствуют о том, что за исключением Беларуси и Таджикистана, остальные государства более или менее решительно переориентируются на партнеров в дальнем зарубежье.

Таблица 4. Внешняя торговля государств-членов ЕврАзЭС

Годы всего в том числе доля

страны ЕврАзЭС третьи страны ЕврАзЭС

млн. долларов США в % к предыду щ. году млн. долларо в США в % к предыдущ. году млн. долла ров США в % к предыд ущгоду в %

Экспорт

2006 367132,8 128,0 39277,1 136,1 328855,7 127,1 100,0

2007 434774,0 118,4 51740,1 135,2 383033,9 116,5 100,0

2008 583428,0 134,2 61074,3 118,0 522353,7 136,4 100,0

2009 369590,1 63,2 39183,4 64,2 329396,7 63,1 100,0

Импорт

2006 1918,4 141,8 38771,0 135,2 153100,4 143,6 100,0

2007 271378,9 141,4 50584,0 130,5 220794,9 144,2 100,0

2008 358016,9 131,9 61586,0 121,7 296430,9 134,3 100,0

2009 229953,2 64,2 39924,7 64,7 190128,5 64,1 100,0

Источник: www.evrazes.com Евразийское экономическое сообщество; справочник; составлено автором.

Результатом ориентации на зарубежных партнеров становится нарастающая конкуренция между странами - членами объединения. В результате необходимым становится разработка макроэкономической стратегии, направленной на единение на межгосударственном уровне целей социальноэкономического развития стран в рамках ЕврАзЭС. Приоритетными направлениями такого стратегического партнерства могут стать:

- реализация совместных проектов и сотрудничество в энергетической отрасли (развитие единой энергетической системы и инфраструктуры; совместное использование нефтеперерабатывающих и других производств топливноэнергетического комплекса и т.д.);

- научно-техническое, инвестиционное и инновационное сотрудничество;

- создание и развитие совместных производственных структур, формирование совместных промышленно-финансовых групп в приоритетных отраслях (энергетика, наукоемкая промышленность, развитие транспортной и телекоммуникационной сети, агропромышленный комплекс).

Для формирования единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС необходимо стимулировать создание и функционирование специальных экономических зон в России и ЕврАзЭС с формированием в них благоприятного инвестиционного климата. Основой для этого должно стать усовершенствование таможенного регулирования, организация льготного режима для экспортноимпортных операций между Россией и государствами ЕврАзЭС, снижение

тарифных и нетарифных барьеров, упрощение административных процедур и т.д.

Таким образом, должны сформироваться условия эффективного взаимодействия стран сообщества по активизации интеграционных процессов. Во-первых, особенности глобального и национального развития ЕврАзЭС требуют от стран ЕврАзЭС формирования своих отношений с максимальным использованием взаимного потенциала, межрегионального сотрудничества и взаимных связей с международными экономическими организациями. Вместе с тем одним из рациональных приоритетных направлений взаимодействия стран ЕврАзЭС является совместный поиск самых эффективных механизмов решения глобальных социально-экономических, экологических, информационных и ресурсных проблем.

Во-вторых, создание новой структуры интегрированного экономического пространства следует осуществлять с учетом многоуровнего характера. В современных условиях глобализации мировой экономики необходимо говорить о глобальном, региональном и национальном уровне макроэкономической стратегии интеграции, которые являются тесно взаимосвязанными между собой. В связи с этим выявление сути и закономерностей развития, по крайней мере, достаточно значимых для того или иного уровня экономических событий, требует их рассмотрения в совокупности всех указанных аспектов - глобальном, региональном и национальном.

В-третьих, интеграционные процессы на постсоветском пространстве остаются ослабленными. Интегрирование осуществляется интенсивно лишь между странами, имеющими развитую обрабатывающую промышленность, особенно ее высокотехнологичные отрасли. Что касается менее развитых стран, производящих и экспортирующих преимущественно базовые товары, то они выступают по отношению друг к другу не как взаимодополняющие, а как конкурирующие экономики. Им почти нечего предложить друг другу: в сырье они почти не нуждаются из-за отсутствия собственной обрабатывающей промышленности, а немногие производимые ими готовые изделия по качеству значительно уступают тем, какие можно ввезти из развитых стран. К тому же из -за постоянных финансовых трудностей они ограничены в предоставлении друг

другу как правительственных, так и коммерческих кредитов. Взаимная торговля между ними развита очень слабо: и как экспортеры, и как импортеры они гораздо сильнее привязаны к промышленно развитым странам, чем друг к другу. Этим объясняется безрезультатность многочисленных попыток создать на постсоветском экономическом пространстве интеграционные блоки по типу Европейского союза.

Создание унифицированной правовой базы, сближение стран по уровню экономического развития создадут необходимые условия для вступления стран-членов Таможенного союза во Всемирную торговую организацию в составе интеграционного объединения, что позволит избежать возможных негативных последствий при вступлении данных стран в ВТО на разных условиях. Кроме того, присоединение к Таможенному союзу остальных членов ЕврАзЭС будет способствовать скорейшему формированию единой экономической структуры с согласованной правовой базой, что позволит членам сообщества выйти на новый уровень развития и заявить о себе как о полноценном интеграционном объединении.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Мансуров Т. ЕврАзЭС: новый этап интеграции // Экономическое обозрение. — 2007. — №11. — С.4.

2. Рудый К.В. Финансовая интеграция инновационных систем стран с переходной экономикой. Белорусский государственный экономический университет, Минск // Новое знание, 2003.

3. Цветков В.А. Основные направления посткризисного развития ЕврАзЭС // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. - 2010. - №8. - С.47-57.

4. Статистические данные официального сайта ЕврАзЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.