Научная статья на тему 'Особенности современного порядка реализации кластерных инициатив'

Особенности современного порядка реализации кластерных инициатив Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕРНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ КЛАСТЕРА / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / CLUSTER INITIATIVES / THE LIFE CYCLE OF THE CLUSTER / CLUSTER POLICY / REGIONAL ECONOMICS / ECONOMIC SPACE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зливко Анна Владимировна

Статья посвящена рассмотрению порядка реализации кластерных инициатив, представляющему собой многоступенчатый процесс выработки концептуальных положений, методической платформы, организационно-экономического механизма, с соответствующим инструментальным блоком, доводящего инициативу в ментально-мотивационном плане до конкретных проектов в области экономики. Кластерные инициативы способны переформатировать экономическое пространство региона в соответствии с целевыми установками, природой кластерных формирований, сложившихся инерционно-наследственных доминант развития региона, типа его социально-экономической динамики и модели построения его пространственной архитектоники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зливко Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the present order of implementation of cluster initiatives

Article deals with the procedure for implementing cluster initiatives, which is a multi-step process of developing conceptual positions, methodological platform, organizational and economic mechanism, with an appropriate tool block that put their initiative in the mental-motivational plan to specific projects in the field of economics. Cluster initiatives can reformat the economic space in the region in accordance with the objectives set by, the nature of cluster formations, the prevailing inertia-dominant hereditary development of the region, such as its socio-economic dynamics and models of building its spatial architectonics.

Текст научной работы на тему «Особенности современного порядка реализации кластерных инициатив»

FEA TURES OF THE PRESENT ORDER OF IMPLEMENTA T/ON OF CLUSTER INITIA TIVES

ZUvko Anna Vladimirovna, Post-graduate Student, State Maritime Academy named after Admiral F. F. Ushakov, Novorossiysk

Article deals with the procedure for implementing duster initiatives, which is a multi-step process of developing conceptual positions, methodological platform, organizational and economic mechanism, with an appropriate tool block that put their initiative in the mental-motivational plan to specific projects in the field of economics. Cluster initiatives can reformat the economic space in the region in accordance with the objectives set by, the nature of duster formations, the prevailing inertia-dominant hereditary development of the region, such as its socio-economic dynamics and models of building its spatial architectonics.

Keywords: duster initiatives; the life cycle of the duster; duster policy; regional economics; economic space.

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОРЯДКА РЕАЛИЗАЦИИ УДК 336.22 КЛАСТЕРНЫХИНИЦИА ТИВ

Статья посвящена рассмотрению порядка реализации кластерных инициатив, © Зливко А.В., 2015 представляющему собой многоступенчатый процесс выработки концептуальных положений, методической платформы, организационно-экономического механизма, с соответствующим инструментальным блоком, доводящего инициативу в ментально-мотивационном плане до конкретных проектов в области экономики. Кластерные инициативы способны переформатировать экономическое пространство региона в соответствии с целевыми установками, природой кластерных формирований, сложившихся инерционно-наследственных доминант развития региона, типа его социально-экономической динамики и модели построения его пространственной архитектоники. Ключевые слова: кластерные инициативы; жизненный цикл кластера; кластерная политика; региональная экономика; экономическое пространство.

Кластерная инициатива как достаточно универсальная категория и, одновременно, инструмент организационного преобразования экономического пространства имеет свою имманентную природу и характерные особенности, которые отражают ее специфику в части процессов формирования и реализации, обусловленные как пространственно-экономическими характеристиками региона, так и активностью и характером императиво-реализующего механизма регионального управления.

В этой связи необходимо рассмотреть существующие особенности реализации кластерной инициативы с позиции объектно-субъектной составляющей и статико-динамических (в поэтапно-логическом плане) характеристик. Это позволит составить комплексно-унифицированное представление о рассматриваемом процессе для того, чтобы "вскрыть" проблемные зоны и скрытые резервы для его совершенствования с целью выработки научно-методических положений, способствующих более активному использованию кластерного подхода в системе регионального стратегического целеполагания.

Прежде всего, следует отметить, что в любом регионе целью алгоритмизированного порядка реализации кластерной инициативы будет ее определенное доведение до состояния реального механизма ее реализации, предусматривающего не только наличие программно-проектного блока организационно-методических и экономико-правовых мероприятий, встроенного в единый государственно-управляющий механизм реализации императивов субфедерального целеполагания, деятельность которого направлена на формирование различных пространственно-экономических конструкций кластерной природы [4,5].

Здесь следует еще раз акцентирповать внимание на принципиальном отличии кластерных форм организации экономического пространства от других формирований интеграционно-коопераци-

ЗЛИВКО Анна Владимировна, аспирантка, Морская государственная академия имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Новороссийск

онной природы, что, в первую очередь, выражается в базовых требованиях, предъявляемых к организуемым кластерным структурам [6, 7, 8]. Эти требования универсальны как для генеральных документов кластерного целеполага-ния (федеральный уровень), так и для регионально-местного механизма реализации. Среди них отметим:

1. Учет пространственных характеристик территории. Данный аспект проявляется в адаптации проектных схем размещения кластеров к основным детерминантам специализации экономики и типу экономического пространства, где системообразующими признаками будут: степень его централизации и децентрализации (в урбанизационно-расселенческом аспекте), уровень фрагментации экономического пространства (наличие разреженных зон и полюсов социально-экономической активности), а также коммуникационные особенности отдельных элементов экономического пространства, отражающие степень пространственно-экономической и социально-демографической связанности ее отдельных элементов.

2. Учет специализации экономики. Данный аспект требует своего первоочередного принятия в расчет, исходя из принципа экономической целесообразности организации производственных локусов, то есть "насаждать" искусственно не свойственный по изоморфи-ческим характеристикам кластер в экономике, может привести к его отторгаемости и соответственно низкой экономической эффективности, за исключением случаев, когда создание подобного кластерного формирования не преследует цели оборонно-стратегического или национально-геополитического характера [2, 3]. Действительно, результирующим признаком правильного учета фактора специализации экономики при создании кластера является степень его приживаемости и организационно-функциональной встраиваемости в сложившуюся архитектонику экономического пространства. Здесь можно выделить несколько типов:

а) полная приживаемость - характеризуется быстрой инкорпорированностью к структуре экономики, формированию сопутствующего организационно-коммуникационного "куста" с обслуживающими и базовыми секторами экономики, формированием комплекса производственно-экономических цепочек и механизма обратной связи с основными стей-кхолдерами;

б) частичная приживаемость - требует дополнительного тщательного проектирования

адаптационно-демпфирующего механизма встраивания "тела" кластера в структуру экономики и архитектуру экономического пространства, что заметно может снизить его эффективность и результативность, а, следовательно, и целесообразность создания;

в) полное отторжение - возникает в случае формирования аномально-специализированного для экономики региона кластера, который строится с нуля, не имеет ресурсной базы в пределах региона, испытывает проблемы с кадрами, научным обеспечением и т.д.

3. Учет основных тенденций социально-экономического развития территориального образования. Данный аспект принимается в расчет в части учета влияния типа региона по сложившемуся уровню и диагностируемой динамики социально-экономического развития в части влияния на территориально и функционально смежные территории. В этом контексте следует учитывать тип региона по шкале донор-реципиент и общепринятой классификационной градации: динамично-развивающийся, умеренно-развивающийся, инерционно-развивающийся; стагнирующий и депрессивный регион.

4. Учет нормативно-правовых положений и базовых аспектов федеральной кластерной политики. На региональном уровне все реализуемые императивы в области кластерных нововведений должны вписываться в фоновые нормативно-правовые положения федеральных документов в области кластерного целепо-лагания и программно-проектного развития. При этом возмущающее воздействие федеральной кластерной политики, как показывают последние исследования в данной предметной области [1, 8], затрагивает и разграничение нормативно-правовой базы кластеризации региональной экономики, программно-целевую увязку основных мероприятий с необходимым кросс-табулированием функциональных задач региональной и федеральной власти при сохранении компетенционной автономии в каждой из сторон.

5. Учет требований жизненного цикла кластера. Инструментарий региональной кластерной политики будет зависеть этапа жизненного цикла кластерной инициативы, следовательно, комплексы программно-управленческих мероприятий управляющих воздействий органов региональной власти будут целенаправленны на скорейший рост кластера и предотвращение, либо замедление его нисходящей, деструктивно-разрушительной динамики.

6. Доведение инициативы до конкретных проектов, самостоятельных нормативно-правовых актов, рабочих программ, методик и рекомендаций.

Все вышеперечисленные требования этиологически можно дифференцировать по двум блокам: признаки социо-пространствен-но-экономической среды, под которой нами понимается совокупность факторов и условий, определяющих синтетический профиль субъектов в единстве региональной федеративной сетки и признаки детерминированные особенностями институционально-императи-во-проводящей среды, по нашему мнению, характеризующейся спецификой механизма стратегического целеполагания и доведения его целевых установок до работающего меха-

низма реализации и использования получаемых результатов.

Вместе с тем вне зависимости от доминирования той или иной группы требований, в безапелляционном порядке процесс и механизм реализации кластерной инициативы опирается на федеральное и региональное законодательство, положения кластерной политики, выступающей как самостоятельным правовым блоком, так и в структуре разнообразных стратегий и концепций социально-экономического развития регионального и федерального уровней. Далее непосредственно перейдем к общим положениям процедурного блока реализации кластерной инициативы (рис. 1).

Основные цели: Доведение кластерной инициативы до состояния реального механизма ее реализации с институциональным оформлением в виде программно-проекг-ного блока организационно-экономических мероприятий целенаправленных на формирование различных форм построения экономического пространства.

Основные требования: 1. Социо-пространственно-экономической среды: Учет пространственных характеристик территории; Учет специализации экономики; Учет основных тенденций социально-экономического развития территориального образования. 2. Инсти-туционапьно-императиво-про водящей среды: Учет нормативно-правовых положений и базовых аспектов федеральной кластерной политики; Учет требований жизненного цикла кластера; Доведение инициативы до конкретных проектов, самостоятельных нормативно-правовых актов, рабочих программ, методики рекомендаций.

Нормативно-правовая основа: Федеральное и региональное законодательство и кластерная политика, концепция социально-экономического развития региона.

1. Отбор проблем и принятие решения о реализации кластерной инициативы

Основные стейкхолдеры кластерной инициативы

согласование Мин. эконом

<

Губернатор

Нормативный акт регионального уровня

Портфель кластерных инициатив

Уполномоченный институт

Распоряжение, подзаконные акты, инструктивные материалы и методические рекомендации

2. Разработка паспорта кластерного проекта на основе кластерной инициативы

Уполномоченный институт

рассмотрение

Межведомственная рабочая группа

доработка проекта

Размещение в сети internet

К

Публичные слушания

Утверждение паспорта кластерного проекта

Уполномоченный институт

Подготовка сводной аналитической информации об эффективности реализации кластерных инициатив с позиции бюджетной, социальной, экологической и общеэкономической эффективности. Проведение промежуточного мониторинга, консолидация информации заинтересован ны м пол ьзовате л я м

3. Реализация кластерной инициативы

Определяет целевые установки и объем финансирования кластерных проектов, доводит лимиты бюджетных ассигнований непосредственным получателям, корректирует программные мероприятия и формы, методы и инструменты управляющего воздействия, представляет интересы кластера на межрегиональном уровне, предоставляет комплекс мер государственной поддержки и стимулирования в нематериальной форме, производит координацию кластерных инициатив на межведомственном уровне и в структуре ветвей власти и др.

Министерство экономического развития

Депутатская комиссия по оценке эффективности реализации кластерного проекта и целесообразности пролонгации бюджетных ассигнований

Рассмотрение отчета в контексте сопоставления фактических и плановых показателей реализации кластерной инициативы

Принятие решения

корректировке

кластерной

инициативы

приостановлении реализации кластерной инициативы

О пролонгации

кластерной

инициативы

Разработка проекта паспорта |—Наполнение разделов паспорта и их конкретизация

Согласование с основными требованиями

LO

гН

О си

ь-

Q-<

S

23

Рисунок 1 - Статико-динамические особенности процедурного блока реализации кластерной

инициативы

Учитывая тот факт, что в соответствии с нашими взглядами кластерная инициатива - это инициатива рождаемая "снизу", ее продуцирующие стейкхолдеры (предприятие монополист в пределах региона, группа смежных в функционально-территориальном плане организаций или совокупность автономных субъектов с высоким потенциалом кластерной аттракции), обращаются с инициативой в региональное министерство экономического развития с совокупностью предложений в рамках своей кластерной инициативы для получения положительного заключения в согласительном по-

рядке. При этом данное предложение включает в себя элементы бизнес-планирования, элементы концепции кластерного проекта и т.д.

Профильное министерство формирует согласительную комиссию из соответствующих специалистов для рассмотрения кластерной инициативы и обоснования возможности ее реализации. При этом экспертиза проводится на предмет сопряжения инициативы с особенностями экономического пространства региона,типом социально-экономической динамики территории, специализации экономики, бюджетными особенностями для частичной

или полной поддержки проектов, его экономической целесообразности и социальной эффективности. В случае получения положительного заключения, проект документального оформления кластерной инициативы направляется в структуру аппарата губернатора региона, который утверждает его в виде нормативного акта регионального уровня.

Это может быть распоряжение или постановление Правительства, в котором оговариваются цели, задачи, сроки реализации, ответственные, функциональные обязанности центров ответственности, объемы, сроки и источники финансирования. К данному документу могут прилагаться инструктивные материалы и рекомендации, которые в совокупности могут быть реализованы на трех уровнях ответственности:

1. Самими стейкхолдерами кластерной инициативы, в данном случае они становятся подконтрольны и подотчетны органам региональной власти в части запрашиваемых объемов бюджетной поддержки, но общая ответственность за результат осуществляется на принципах единственного ответчика.

2. На уровне межведомственной комиссии, которая учреждается в структуре региональных органов власти под реализацию конкретного кластерного проекта и подотчетной либо Министру экономического развития, либо высшему должностному лицу исполнительной власти региона.

3. Специально учреждаемому уполномоченному институту, имеющему статус автономной некоммерческой организации, учредителями которой могут являться органы исполнительной власти с реализацией принципа обеспечения равного представительства стейкхолдеров в выработке управленческих решений. Данный вариант представляется оправданным не только с позиции сфокусированности управляющего воздействия, но и в контексте обеспечения рациональной встраиваемости кластера не только в экономическую среду региона, но и в систему управления его экономикой.

Важной процедурой реализации кластерной инициативы в организационно-документальном и нормативно-регламентационном плане является разработка паспорта кластерного проекта. В целом, следует отметить, что в ответственной практике кластерно-стратеги-ческого целеполагания не получила должной практики паспортизация кластерных инициатив. Наибольшее распространение получили

инвестиционные паспорта территории [8,10,11 ]. Вместе с тем, по нашему мнению, кластерный паспорт проекта или региона служит релевантным инструментом презентации экономических возможностей субъекта в макроэкономическом пространстве, атрибутом имиджевой стратегии продвижения региона, критериальным элементом оценки эффективности деятельности экономического блока системы регионального стратегического управления социально-экономическим развитием. Вне зависимости от выбранного организационного варианта реализации кластерной инициативы, описанных нами выше, разработка проекта паспорта кластерной инициативы должна вестись на принципах консенсуальнос-ти, транспарентности и публичности, экономической эффективности и рациональности, одновременного охвата экономических и социальныхустановок. Следовательно, при разработке паспорта кластерного проекта в целом применимы атрибуты программно-целевого управления и проектирования, формируемого уполномоченным институтом (по нашему мнению, данный вариант реализации является оптимальным).

В рамках процесса формирования паспорта происходит его структурирование и наполнение разделов, согласование с основными требованиями, публичные слушания и доработка проекта, размещение окончательного варианта в сети интернет, реализация иных проектно-разработочных и публичных мероприятий. Доработанный и согласованный с основными стейкхолдерами проект утверждается в виде нормативного акта регионального уровня.

Завершающим этапом процедурного блока реализации кластерной инициативы является выполнение положений и функционально-целевых задач утвержденных в паспорте. При этом распределение функциональных компетенций между уполномоченной структурой и Министерством экономического развития региона строится по следующей схеме.

Уполномоченный институт: определяет целевые установки и объем финансирования кластерных проектов; доводит лимиты бюджетных ассигнований непосредственным получателям; корректирует программные мероприятия и формы; методы и инструменты управляющего воздействия; представляет интересы кластера на межрегиональном уровне; предоставляет комплекс мер государственной поддержки и стимулирования в нематериальной форме; производит координацию кластер-

ных инициатив на межведомственном уровне и в структуре ветвей власти и др.

В свою очередь Министерство экономического развития проводит подготовку сводной аналитической информации об эффективности реализации кластерных инициатив с позиции бюджетной, социальной, экологической и общеэкономической эффективности, а также осуществляет проведение промежуточного мониторинга и консолидацию информации в разрезе заинтересованных пользователей.

В организационно-административном плане реализация кластерной инициативы предполагает ее итоговое прохождение через систему органовзакон одател ьнойвласти, которы е на основании комплекса информации принимают решения о целесообразности пролонгации поддержки кластерных инициатив, ее корректировки или полном приостановлении. Данные процедуры требуют совершенствования методического обеспечения в части разработки специфических целевых показателей реализации кластерной инициативы, выработки индикативных стандартизированных значений данных показателей, системы оперативной диагностики и интерпретации ее результатов по группам ключевых пользователей и т.д.

Рассматриваемые нами статико-динамичес-кие особенности процедурного блока реализации кластерной инициативы в большей степени отражают совокупность ее внешних атрибутов. То есть, мы показываем процедурно-динамический контур, проходящий во внешней среде. Исходя из логики системного

подхода, полагаем, что при рассмотрении современного порядка реализации кластерных инициатив не менее значимую роль играют аспекты внутрисистемного уровня, под которыми мы понимаем в большей степени деятельность заинтересованных сторон, продуцирующих "снизу" кластерные инициативы. К основным стейкхолдерам внутрисистемного уровня реализации кластерной инициативы мы относим следующие субъекты: Сеть производственных фирм; субъекты обслуживающей и поддерживающей сферы; научные учреждения; исследовательские центры; инвестиционные фонды и банковский сектор; венчурные компании; властные институты; технологические брокеры и консалтинговые фирмы.

Следует отметить, что данный список не является закрытым, и кроме того, цели их деятельности требуют постоянной координации из вне, так как они имеют элементы противоречивости нетолько по отношению друг к другу, но и с отдельными субъектами внешнесис-темного уровня. Это, в свою очередь, требует детального рассмотрения функциональных задач основных стейкхолдеров кластерной инициативы в разрезе стадий жизненного цикла кластера для того, чтобы понимать возможные области оппортунистических контактов, с тем, чтобы в дальнейшем исключить, минимизировать или компенсировать негативные эффекты возможных конфликтов интересов.

Анализ научной литературы [1 -11 ] и личные наблюдения автора позволили составить соответствующую экспликацию (табл. 1).

Ю

гН

О си

ь-

О-<

Таблица 1 - Экспликация функциональных задач основных стейкхолдеров кластерной инициативы

в разрезе стадий жизненного цикла кластера

Основные стейкхолдеры

1 Сеть производственных фирм

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Субъекты обслуживающей и поддерживающей _сферы_

3 Научные учреждения;

4 Исследовательские центры

5 Инвестиционные фонды и банковский сектор

6 Венчурные компании

7 Властные институты

8 Технологические брокеры и консалтинговые фирмы

1

т ^ о 0) о ¡5

2 Ь 5

О Я 0

зё-Я

о о " о " 2

■ 5 ® ГО 5 р ?

э й ш

^ го л

X к О

2 I

I -1°

Е СЕ 2

Я « ь

ф Г; 1 о У. I

Ш ^ С ^

1 5 5 ® а £

I ® 1

ГО • - Э" 5 X й >.

О о £ о р.

§ о з ¡Н 2 ё 2

3 »з о-

X X 0) О

Л т Ь >5;

Е О- Ф ф :

Ф Ф о. о.:

1 ^ 5 £Г < Р С с I ;

5 Ф 3 * •

О з х Ф

2 х Ф ^

т © 7 ?

Ьш

Ж X I-

т о о

° ь

ч: п го „

е- =

Ф Е

-в-а

2 х

- аз 9-

: го

, ф

Ф ^ о. ц 1

т сп Ф о ш

X ф С Ю 3

х о_ О о X

0- * ф Го О Ф 3 £

ю ^ X о

1-Х 05 О-О Ф ш ^

^ с; о "

т О- т

ГО 05 3 ГО

X Ь х 3

Ф О го -8-

О ® 5

£ § | а

X =г I ф

о ГО 05 с

=Г О О О _

з х о. з т

Ь х з О О

® « Ь го

£ § Ф 05 Л

5 г ш с 5.

« го I ® го

ГО X 3 х £

15 м 5го Е

с X О. X

= з

05 Ф -О

Г- : с :

8 ё

о_ю ф го

со х х о л Ф

ь £ ?

! Ф

Ф

ч-Ь

Я 03

1.5

а. й- г с о ®

з ° аа

т р Ь

__о го

ГО X 2

Р Ь

О- с О Ф

го о

м

О ¡5 Ею о

го го С

^ о- а с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

йг> и

Ф £ ГО ГО

ч а

г го ■= е

Е 5 8

■ ? г ё

0 с ^

с 1 гою

X го

£ I 5 | 8 •

^ X § _ ¡¡«¡|

г з т о

1 х ° с 8.

0 ® ГО X ^ С!-ЦХО

С ф ф

1 ° I э"

1 та г.

° * £ £-Я ° ю н

п з 2 т

&1® . ® э я-

©о-

О х ю

х р аз |_ х . о £ 5. о ® ш

|°-ф5

5 о о Б ь к § в Ф ! с £

I з Ч

о с X Ф ГО

и ? г

? с И I н

5 ГО I к

ф ф Ф о 5

О. £2- Б О. I

ф ГО ГО Я ц

х О. 03 03 со

X Ф СЕ т 03

Ф сС о ? О.

а ч: х _

| £ 2 ? I

8 8 8

П -Г ± ?

® -8-

щ. Ф ^ го 5 Ь

¡5 ?

го О Го

о т £ ^

= Ь -

X о. 3 О. О

Ф т 31 О Ю

СЕ т =Г С 03

% 03 Го Ф О-

1111!

«5 , -

Ф .

О т X

г.?! 11

03 о. ф 3" х с со с >. Ф X 03 о. х

II

2 Ф о Ф =г

03 03 3 03

* 5 Ч х £ ф о 2 05 ^

8 о | § 1

т -8-

со X

? ° 31

^ ^ 5

ф ГО О

-8- н о

ДО к

го о.

О Ь

Е о

X 5

3 <0

£ £ го

£ ф с

СЕ ^ 03

е- ф I

А ? Й

ф Ф Ь о

Г о оз

Ь со -0

ГО ^ 1-

е--в- го

5 а. р 1

с ■= Б !

Ф ^ О :

11 г!

^ ф

го г 8" ^ 2

| О ¡3 I ? 5 1 о

о | о. ° о О

т

К 2 Р

Ф ■ - ~

СЕ О 5

■ ^ т 2

ф Б |

? Й- ф

гМ 1 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СО 03 т д- о

11111 Л I

I О. 2 ГО ф

§ Я о. £

¡¡§И

I § ® Я а

ш ф т«

:: а. ■= о х

I £ 3 5 I

о- 3 * го ° ф х го ^ С ш Л 3"

3 Б

3" о

о =Г О

ф го н

с 3 О о 3 О- СЕ =Г

со =г

£ I

ГОК;

I® с

ГО 2 5

Б г «

6 £ Е .=г Ь

± - 2. 5 Н Ф

н 'I с I н

« I Р I ! £ ё

^ -О I г о г-11»я

I Ф | |х

> . . -,13; ;

О Ш ^ —г гг

° ® ГО К 1 5 п а

О ^ О Ф

3х?

г 5 Ф Ф с ®

СЕ =Г 9

К « »

Предпринятая нами попытка детального рассмотрения функциональных задач основных стекхолдеров при реализации кластерных инициатив позволяет комплексно с системных позиций раскрыть субъектно-инструменталь-ную спецификацию совокупности действий по формированию кластерных структур. Полагаем, что существенным дополнением к существующему научно-методическому обеспечению данных процессов будет являться их дифференциация по стадиям жизненного цикла кластера. В соответствии с этим подходом акцентуация организационно-методических мероприятий на стадии роста кластера будет сосредоточена в области стимулирующее-мо-тивационных аспектов, в стадии зрелости под-держивающее-мотивационных, а в стадии угасания - ликвидационно-реструктуризацион-ных и компенсирующих мероприятий.

При этом мы понимаем, что данная экспликация не является завершенной, а в большей степени позволяет на гносеолого-эвристичес-ком уровне познания определить:

- зоны организационно-методических дефицитов, требующих совершенствования соответствующей методической платформы;

- области возможных конфликтов интересов для разработки соответствующего адаптивного инструментария их минимизации и недопущения;

- организационно-административных дисфункций, относящихся в большей степени к внешнесистемным атрибутам и требующих своей корректировки в части институционально-инфраструктурных аспектов и др.

В целом же, рассмотрев сущностно-морфо-логические признаки кластерной инициативы, особенности ее зарождения, порядка реализации, мы пришли к выводу, что это неотъемлемый ресурсный атрибут постиндустриальной экономики, опирающийся на высокоинтеллектуальные человеческие резервы,инновационные разработки, новаторские схемы продвижения товаров, работ, услуг. Только их разработки и всесторонняя поддержка на уровне стимулирующих программ и проектов государства будут способствовать вскрытию экономических резервов для внутреннего развития. В этой связи формирование кластеров, как импактного результата реализации кластерной инициативы может считаться не только инструментом ускорения экономической динамики, но и неотъемлемым атрибутом смягчения все повышающейся экономической турбулентности.

Завершение данного исследования позволило:

- изучить зарубежный опыт реализации кластерных инициатив, с систематизацией основных моделей кластерообразования;

- развить концептуальные основы селективной кластерной политики в регионе, что позволило синтезировать сравнительный профиль селективной части кластерной политики в зависимости от типов организации экономического пространства региона;

- рассмотреть категориально-классификационные признаки понятия кластерная инициатива;

- уточнить порядок ее зарождения и реализации с учетом места и роли кластерной политики в семействе однородных инструментов системы регионального стратегического целе-полагания;

- выявить статико-динамические особенности процедурного блока реализации кластерной инициативы с разграничением функциональных задач основных стейкхолдеров кластерной инициативы в разрезе стадий жизненного цикла кластера.

Литература:

1. Gurnovich T.G., Agarkova L.V., Sobchenko N.V. Management of innovative activity of enterprises on the basis of a comprehensive methodology for assessing the sustainability// Развитие процессов формирования и организации эффективного функционирования инновационной сферы экономики предприятий, отраслей, комплексов : сборник материалов Международной научной конференции; под редакцией П.Г. Исаевой. - 2013. -С. 112-118.

2. Агарков В.В., Агаркова Л.В. Формирование и развитие аутсорсинга // Социальные, гуманитарно-экономические и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире : сб. материалов Международной научно-практической конференции ; под редакцией О.Н. Чувиловой. -2014.-С. 11-14.

3. Агарков В.В., Агаркова Л.В., Гурнович Т.Г., Клин-цевич Р.И. Оптимизация системы контроллинга институциональных преобразований в регио-

нальном АПК// Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 12. - С. 96-102.

4. Агаркова Л.В. Индикаторы оценки использования производственного потенциала // АПК: Экономика, управление. - 2007. - № 4. - С. 25-26.

5. Агаркова Л.В., Гурнович Т.Г. Управление инновационной активностью экономических субъектов // Финансово-экономические проблемы развития региона и учетно-аналитические аспекты функционирования предпринимательских структур : сб. научных трудов по материалам Ежегодной 77-й научно-практической конференции ФГБОУ ВПО "Ставропольский государственный аграрный университет" "Аграрная наука - Северо-Кавказскому федеральному округу". - 2013. -С. 420-423.

6. Гурнович Т.Г., Агаркова Л.В., Амандурдыев Х.Д. Кластерный подход к развитию региональной сферы АПК // Международные научные исследования. - 2013. - № 3 (16). - С. 44-49.

7. Гурнович Т.Г., Агаркова Л.В., Амандурдыев Х.Д. Функционирование регионального агропромышленного комплекса в условиях формирова-, ния кластерных структур // Вестник АПК Ставро-' полья. - 2013. - № 3 (11). - С. 103-110.

8. Маркарова В.А., Агаркова Л.В. Кластер как основополагающий элемент инновационной экономики // Современное состояние и приоритетные направления развития экономики : материалы Международной заочной научно-практической конференции. Новосибирский государственный аграрный университет. - Новосибирск, 2014. -С. 165-167.

9. Подколзина И.М. Тенденции развития регионального рынка страховых продуктов // Аграрная Наука - Северо-Кавказскому Федеральному Округу : сб. 75-й научно-практической конференции. - 2011.-С. 329-333.

10. Шматко С.Г. Инвестиционные риски : сборник научных трудов Бм/оНс!. - 2008. - Т. 8. - № 4. - С. 4546.

11. Шматко С.Г. Инвестиционный портфель : сборник научных трудов БмгогИ. - 2008. - Т. 8. - № 4. -С. 44-45.

LO

гН

О си

b-Q-

<

=7^ кАм Г

F

27

THE ANALYSIS OF THE DYNAMICS OF INFLATION IN THE RUSSIAN ECONOMY Karbashova Anna Vladimirovna, Student, Faculty of Accounting and Finance E-mail: [email protected]

Galda Anton Evgenyevich, Student, Faculty of Accounting and Finance, E-mail: [email protected]

Sobchenko Natalya Vladimirovna, PhD of Economics, Senior Professor, Chair of Financial Management and Banking

E-mail: [email protected]

Stavropol State Agricultural University, Stavropol

In article inflation as economic event is considered, statistical these inflations are given in Russia in 2011-2013years, the corresponding conclusions are drawn.

Keywords: inflation; rate of inflation; forecasts; issue; Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.