УДК 711.5
ЗЕЛЕНКОВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ, аспирант, [email protected]
ТУРКИНА МАРГАРИТА ИГОРЕВНА, аспирант,
Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия,
630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 38
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЗОНЫ ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ ЖИЛОГО РАЙОНА ПРИБРЕЖНЫЙ В Г. НОВОСИБИРСКЕ)
С развитием города руководство и проектировщики сталкиваются с рядом вопросов по формированию городской структуры в целом и ее элементов в частности. На каждом временном отрезке возникают свои особенности и закономерности, основанные на экономическом, социальном, культурном контексте. В данной статье рассматривается ряд особенностей, характерных для современного этапа формирования центральной зоны города.
Ключевые слова: развитие города, центральная зона, образ города, структура.
ZELENKOV, MIKHAIL ALEKSANDROVICH, P.G., [email protected],
TURKINA, MARGARITA IGOREVNA, P.G.,
Novosibirsk State Academy of Architecture and Arts,
38 Krasniy Av., Novosibirsk, 630099, Russia
MODERN FEATURES OF FORMATION OF CITY CENTRAL AREA (ON THE EXAMPLE OF DWELLING DISTRICT «PRIBREZHNY» IN NOVOSIBIRSK)
With the development of the city (Novosibirsk) the authority and designers face a number of problems concerning the city structure and its elements in particular. On every temporal segment there were the features and conformities to natural law based on an economic, social, and cultural context. In this article the features typical for the modern stage of formation of central area of the city are considered.
Keywords: development of city, central area, appearance of city, structure.
Транссибирская железнодорожная магистраль и река Обь стали ключевыми факторами в возникновении и развитии г. Новосибирска. Во всех проектах генеральных планов города важнейшим условием территориального развития считалось обеспечение выхода к реке, формирование видов города с реки. Однако по различным причинам «оформление» речного фасада города откладывалось так же, как и освоение и развитие нижнего бассейна Оби и Заполярной Арктики в дополнение к Транссибирскому железнодорожному пути. В генеральном плане Коршунова (1928 г.) предполагалось оставить реч-
© М. А. Зеленков, М.И. Туркина, 2010
ную пойму для зеленых клиньев для оздоровления города. В последующих разработках, отдавая должное мастерам-первопроходцам, идея «зеленых легких» сохранялась, но территориальное развитие города, изменение планировочной структуры и организации заставляло видоизменять отношение к береговой зоне. Приходило понимание реки как основного ландшафтного фактора, способного сыграть определяющую роль в формировании функциональнопланировочной структуры города и городского центра.
Исторический центр Новосибирска в береговой зоне, в месте пересечения Транссиба и Оби, на определенном временном этапе перестал рассматриваться как значимое архитектурное образование, уступив место более «перспективным» участкам городского пространства и территориям. Игнорирование объединяющих возможностей исторического центра привело к тому, что длительное время застройка Новосибирска на разных берегах развивалась обособленно. Структура городского пространства приобрела черты разделен-ности, разомкнутости. Застройка как на правом, так и на левом берегу, организовывалась вокруг своих центральных ядер, а выход к реке перекрыли промышленные предприятия, затопляемые земли и массивы нерегулярной индивидуальной жилой застройки.
В городе с богатым историческим прошлым определение центра не составит особого труда, тем более, если центральную зону не «откорректировали» после революции 1917 г. или во времена «оттепели» в 60-е. Центральная зона концентрирует все «многообразие функционального наполнения города», точнее, обеспечивает собирание образа города. Тем самым собирательный образ города, являясь «лицом» населенного пункта, посредством центральных ансамблей, выражает его сущность, задает его индивидуальный смысл и узнаваемость. Причем, именно воспринимаемый образ (а не финансово-промышленные характеристики вместе с хозяйственными проектами) реализует город в нашем мышлении и определяет нашу дальнейшую деятельность [3]. В большинстве городов именно в центральной зоне располагается и символьный объект, по которому узнают тот или иной город. И именно идейная нагрузка центрального здания (ансамбля)-символа представляет единство «функционального наполнения городского пространства».
При оценке градостроительного каркаса Новосибирска возникает некоторое недоумение оттого, что для непосвященного человека чрезвычайно сложно определить конкретное размещение центра в городе. Площадь Ленина с Оперным театром и амфитеатром из зданий в стиле конструктивизма напоминает центральный ансамбль, но существуют площадь Свердлова, Вокзальная площадь, площади Калинина и Маркса и другие, которые, отличаясь по содержанию, организационно спорят, диссонируют с «центральным ансамблем». Для визитера из отдаленного района площадь Ленина представляется стандартной уличной развязкой. Не оспаривая исторической ценности и архитектурной привлекательности театра, отдавая должное его узнаваемости, хотелось бы заметить, что при всех достоинствах ни Большой театр, ни Мариинский не являются ключевыми объектами в своих городах. В Москве - это ансамбль Красной площади, в Санкт Петербурге - ансамбль на Неве: Зимний дворец, стрелка Васильевского острова, Петропавловская крепость.
Главные узловые объекты этих городов - храм Василия Блаженного как центр царства рядом со Спасской (Христовой) башней и Успенский собор Кремля в Москве1, а в С.-Петербурге - храм Петра и Павла, соединенный Невой с комплексом Зимнего Дворца и Адмиралтейства.
В Новосибирске долгое время, по существу, культивировался образ колониального города с заменой местной самодостаточной культурной сущности на чужеродное, пусть более яркое или «актуальное», на вторичное, периферийное существование. Отсутствие значительного идеологического2 или культового аспекта в построении центра Новосибирска лишь определили вто-ричность и несамостоятельность градостроительного образа города.
В ситуации, когда в Новосибирске начало теряться понятие общегородского центра, в проекте детальной планировки (ПДП) центра 1973 г. впервые была рассмотрена возможность сближения застройки берегов в пределах ядра центра города за счет использования пойменных и островных территорий. Это позволило бы создать условия для обеспечения композиционно-пространственной взаимосвязи застройки, включить акваторию реки в композицию центральных ансамблей, повысить эффективность использования территорий в центральной зоне города. Разработка общегородского центра, помимо функционального перепрофилирования значительных участков городского пространства3, затрагивала концепцию силуэтного решения образа города в целом, особое внимание разработчиками ПДП уделялось эстетическим и композиционным факторам, основанным на переоценке значимости реки Обь.
Первым этапом реализации освоения прибрежных территорий Оби на правом берегу должны были стать в Железнодорожном районе - Прибрежный, в Октябрьском районе - выход нового центра к центральной набережной и жилой район Береговой (рис. 1).
К началу 80-х гг. в городе специалистами отмечалось нарастание проблем с расселением трудоспособного градообразующего населения, обеспечение его социально-бытовыми объектами4. Оценка экономической целесообразности размещения промышленных предприятий в центральной зоне или их реконструкции, невозможность дальнейшего наращивания протяженности инженерных коммуникаций, нерациональное размещение общегородских функций, поиск неиспользованных территориальных резервов в центральной зоне как самой обеспеченной транспортной и инже-
1 В дореволюционной России собор Василия Блаженного являлся межнациональным и меж-конфессиональным символом, объединяющим народы империи различных культур и вероисповеданий.
2Памятник В.И. Ленину потерял после 1991 г. идеологическую «привлекательность».
3 Намечалась очередность выноса промышленных предприятий и складов, речного порта, ликвидации малоэтажного ветхого жилищного фонда и формирование на берегу Оби крупных жилых районов, благоустроенных набережных шириной более 100 метров, с системой общественных комплексов, прибрежных парков.
4По статистическим данным 80-х гг., рост численности населения Новосибирска происходил за счет механического притока. К середине 80-х наметился спад этого притока. Естественный рост населения стал отрицательным [1].
нерной инфраструктурой привели к началу работ по генеральному плану в 1984 году5.
Рис. 1. Схема размещения жилого района Прибрежный в Новосибирске
В контексте генплана началась разработка и района Прибрежный. И если первоначальная разработка Прибрежного в ПДП центра происходила с большей степенью поиска, то в проекте 1985 г. преобладали сугубо практические цели.
Территория проектирования Прибрежного в 1985 г. затрагивала участок от Димитровского моста до Ельцовки-2, выхода к улице Дуси Ковальчук
5 Численность населения Новосибирска на 1979 г. составляла 1334,3 тыс. чел., в 1984 -1419,8 тыс. чел. В разработанном в 1985 г. генеральном плане проектная численность населения к 1995 г. - 1580 тыс. чел., к 2005 г. предполагалась до 1750 тыс. чел. [1].
(здесь предполагалось возведение моста через Обь), не задевая промышленные предприятия Заельцовского района, которые отсекали проектируемый жилой район от лесной - рекреационной зоны Новосибирска6.
Осуществлению задуманного помешали сокращение объема гражданского индивидуального строительства, недостаточность разработки индивидуальных проектов для наиболее ценных участков, а также недоработанность и низкое качество изделия 97 серии КПД7 [1].
В общем, проектные изыскания 70-80-х гг., направленные на реконструкцию береговых территорий Новосибирска, оставались по большому счету попыткой абстрактной реализации без учета и понимания специфики формирования побережья. Прибрежные участки предполагалось решать как рядовые кварталы, отягощенными сложностями рельефа и климатическими условиями строительства.
С территориальным ростом Новосибирска увеличивается и центральная зона. Концентрация общественных, административных функций раздвигает границы центрального ядра, превращаясь сначала в разнесенную структуру «малых» центров, со временем приходя к монообразованию и т. д. На современном этапе формирования структуры города в зону влияния центра попала часть территории правого берега реки Оби, от Заельцовского лесопарка до Октябрьского моста, в том числе район Прибрежный.
Территория Прибрежного изначально рассматривалась как одна из перспективных для строительного освоения. Участок не так перегружен промышленностью, как территории Речпорта и Усть-Иня, при этом ближе к центральной зоне, чем Береговой. На Прибрежном предполагалось опробовать варианты застройки и использовать его как плацдарм дальнейшего развития береговых территорий Новосибирска.
Участок разрабатываемого жилого района Прибрежный расположен между створами мостов существующего Димитровского и проектируемого Ельцовского (Северного)8. С севера Прибрежный граничит с Заельцовской рекреационной зоной - наиболее посещаемым лесопарком Новосибирска. С восточной стороны, через территорию железнодорожного вокзала, жилой район соседствует с центральной зоной Новосибирска. По расположению в городе территория Прибрежного является одной из наиболее привлекательных. Однако по различным техническим, инженерным, функциональным, планировочным показателям эта привлекательность сведена к минимуму.
На современную разработку Прибрежного9 повлияли как произошедшее перераспределение функциональных зон жилого района в результате коммер-
6 Проект жилого района Прибрежный в советское время разрабатывался трижды. В проекте ПДП центра 1971-73 гг., в 1978 и 1985 годах - группами Новосибгражданпроекта.
7Серия повышенной маневренности в градостроительном плане и переменной этажности: 5-, 9-, 12- и 16.
8 Ельцовским назывался проектируемый ранее мост через Обь с выходом на улицу Дуси Ковальчук. Здесь данное название относится к мосту в районе реки Ельцовка-2.
9 Разработка ЖР Прибрежный выполнена ООО «ПТМ архитектора Деева Н.Н.» в 2008-2009 гг. Директор Деев Н.Н., руководитель группы архитекторов Зеленков М. А.
циализации территории (наличие собственников на некоторых участках), так и новые правила землеотведения и землепользования. Независимо от предыдущих проектных разработок данного района и материалов генеральных планов города (1968, ПДП 1973 г., 1984, 1995 гг.) производится продажа и сдача в аренду земельных участков под строительство объектов, по функциональному назначению не отвечающих проектным параметрам.
По набору отрицательных показателей район Прибрежный типичен для Новосибирска. Размещенный в береговой зоне реки Оби, помимо индивидуальных, основанных на планировочно-ландшафтных, микроклиматических особенностях, испытывает общие для всего города проблемы. Нерегулярная малоэтажная застройка10, размещенная в водоохраной зоне реки Оби с ее притоками, несет угрозу экологической составляющей района [4]. Существующее функциональное наполнение с неудовлетворительным социально-бытовым, инженерным обеспечением, сетями и коммуникациями, прокладка которых осуществлялась по массивам индивидуальной малоэтажной жилой застройки, дополнено транзитными инженерными линиями общегородского значения, пересекающими реку Обь в районе Прибрежного. В Прибрежном отсутствуют спортивные11 и культурные объекты, недоразвита транспортно-пешеходная сеть12, ярко выражены последствия незавершенности предыдущих проектных разработок.
Существующее состояние территории. На этапе начала проектирования жилого района Прибрежный застройка территории представляла собой в Заельцовском районе группу промышленных объектов (17 % от общей площади проектного участка), окруженных массивом индивидуальной ветхой застройки (36,7 %). В Железнодорожном районе: комплекс железнодорожной больницы, группу капитальных жилых домов от пяти до девяти этажей (4,9 %), небольшую складскую зону на месте фабрики «Сибирь» также в окружении частного сектора. Из учебно-образовательных объектов (0,97 %): школа послевоенной постройки, детский сад и школа для инвалидов. Спортивных и культурно-просветительских заведений на всей территории не существовало. Численность населения по предварительному расчету составила порядка шести тысяч человек (точных данных администрациями районов предоставлено не было, по причине большего процента «самостроя»). Для выхода в центр города жители вынуждены, помимо собственного автотранспорта, пользоваться двумя открытыми узкими переходами через железнодорожное полотно в районе вокзала и тоннелями на улицу Шамшурина и по проспекту Димитрова (рис. 2).
10 Некоторые участки носят еще дореволюционные названия, например Порт-Артур, Нахаловка и т. д.
11 В одном из самых уплотненных районов города - Железнодорожном вообще отсутствуют крупные спортивные площадки, а также места их возможного размещения.
12 По материалам натурного обследования территории Прибрежного, устойчивое дорожное покрытие существует лишь по единичным улицам. Путаная конфигурация внутренних дорог и проездов по частному сектору усложняется рельефом местности. Все плато от улицы Владимирской пронизано оврагами с резкими обрывными берегами, главный из которых проходит по долине реки Ельцовки-1.
Рис. 2. Существующее состояние территории
Экология. Основной задачей для Новосибирска был и остается выход жилого пространства города, в частности центральной части, к реке Оби. Главным препятствием для выхода жилой застройки к реке является полоса железной дороги. В районе Прибрежного ширина отвода железной дороги достигает своего максимума. Здесь размещены мастерские и депо пригородных поездов. Помимо железной дороги, выходу жилья к реке препятствует и большая промышленная зона. За время, прошедшее с разработки первого ПДП района в 1971-73 гг., территория промышленности только увеличивалась. Построены фабрики (Корс, «Сибирская Кожгалантерея» и др.), разросся мясоконсервный завод (НМК).
Помимо планировочных неудобств, промышленные предприятия нарушают экологический баланс всего района. Анализ санитарно-защитных зон промышленных предприятий и инженерных сооружений, размещенных на территории Прибрежного, показал крайне неудовлетворительную санитарную и экологическую обстановку по участку. Некоторые санитарные зоны от отдельных предприятий достигают 300 м [2]. В комплексе создается сплошная зона, не допускающая какую-либо застройку кроме коммунально-складской. Расчет территориального развития района с учетом всех санитарно-защитных зон показывает, что при сохранении всего набора отрицательных факторов строительство на данной территории становится непривлекательным.
Силуэт и среда. Высотные доминанты. Русские города, в отличие от западно-европейских (развившихся из римских каструмов на римских военных дорогах), возникали на реках - главных транспортных коридорах обширных территорий. С реками связывалось развитие местных культур и менталитетов.
Русская градостроительная мысль всегда стремилась подчеркнуть с помощью символов смысл того или иного объекта, поселения. В качестве таковых выступали сакральные сооружения13. Сакральные сооружения обозначали особые, важные места, объединяли и организовывали различные по историческим культурам земли. Для Новосибирска архитектурно-художественным центром, который помимо символьного смысла градостроительно организовывал пространство нового поселения, был собор Пресвятого Благоверного Великого Князя Александра Невского14.
Исторически сложилось, что общегородской центр Новосибирска, изначально расположенный у собора Александра Невского, переместился к современной площади Ленина. Постепенно городской центр приобрел черты мно-гоядерности благодаря росту города, освоению левобережья и развитию городского транспорта (например, метрополитена). В связи с экономическими и политическими изменениями в стране начала 90-х гг. ХХ в. появились предпосылки для нового этапа территориального видоизменения центральной зоны. Территории города, рассматриваемые ранее только теоретически под строительное освоение, на современном временном отрезке попадают в зону влияния центра. Процессы централизации начинают затрагивать береговые сектора - части Железнодорожного, Октябрьского, Заельцовского, Ленинского районов. Переосмысление руководством города наполнения береговых территорий оказывает прямое воздействие на воспринимаемый горожанами силуэт - образ города.
Силуэт Новосибирска, города на пересечении трансконтинентальной магистрали и регионообразующей сибирской реки, с шириной речной долины до двух километров, в первую очередь должен компоноваться ансамблями по прибрежным территориям. Сложность освоения прибрежных пространств связана с наличием затопляемых и заболоченных территорий, долин малых рек, оврагов, бессистемной малоэтажной застройки. Однако при удачной целевой постановке задачи и решении проблем технического и инженерного характера, удачной архитектурно-планировочной привязке город приобретет неповторимый силуэт, индивидуальность и узнаваемость - образ города.
Привнося новые элементы в силуэтное решение города, необходимо учитывать исторически устоявшиеся моменты. Храм Александра Невского четко просматривается на панораме правого берега Оби при движении по Октябрьскому автомобильному и железнодорожному мостам. Своим силуэтом он организует узел пересечения береговой линии правобережья и начала Красного проспекта15. Вынос промышленности и освоение под строительство прибреж-
13 Примерами смысловой фиксации места являются церковь Покрова Богородицы-на-Нерли (XII в.), церковь Покрова Богородицы-на-Рву (Василия Блаженного, XVI в), расположенная за Кремлевской стеной (!), у Васильевского спуска к Большому мосту и др.
14 Собор стал первым каменным зданием города и третьим крупным сооружением на железной дороге в городе.
15 В настоящее время восприятию храма с реки мешают промышленные объекты в береговой зоне, а также разновеликие и разностильные здания различного назначения. Создана ситуация, когда при перемещении по реке храм полностью закрывается.
ной территории, в районе Старого речного порта, позволило бы проявить смысл образа города при выявлении храма в силуэтном решении города.
Проектом планировки Прибрежного (рис. 3) определяется ряд участков под размещение ключевых высотных доминант и религиозных объектов. Активизирование наиболее важных участков и объектов жилого района будет способствовать лучшему восприятию силуэта застройки. Вертикальные акценты по улице Владимирской создадут динамический ряд, организующий одну из важных магистралей города, оформят связь с высотными элементами по улицам Димитрова и Ленина, по надеждам проектировщиков. Административные объекты, выдвинутые к магистрали и развязкам-стыковкам улиц, будут выполнять, помимо композиционных задач, задачи, связанные с шумо-защитой.
Рис. 3. Архитектурное предложение по проекту планировки Прибрежного
Видеоряд высотных интегрированных комплексов по Прибрежной магистрали позволит сочетать обширное пространство жилого района с проектируемой спортивной зоной, с ее крупными объемами стадиона и автодрома. Гостиничный комплекс разместится в месте стыковки спортивной территории с бульваром по реке Ельцовке-1, связывающем набережную Оби и административный комплекс на улице Владимирской.
Общий высотный ритм Прибрежного гармонично связывается с комплексами Старого речного порта, где также ведется проектирование. Соединение двух массивов застройки и выход их к историческому центру Новосибирска решил бы вопрос по организации ядра городской структуры, дополнив ее новыми элементами, привнеся ясность и логичность в дальнейшее развитие города.
На компоновку общего композиционного и силуэтного решения жилого района в некоторой степени оказало влияние пожелание основного заказчика (мэрии города). Пожелание заключалось в необходимости разделения крупных участков застройки на более мелкие. Объяснялось это отсутствием в Новосибирске достаточно крупных подрядных организаций, способных освоить территорию большей площади. В результате проект был дополнен рядом пешеходных и автомобильных связей.
Определяющими особенностями понимания и планирования, а также формирования и развития центральной зоны Новосибирска на современном этапе являются:
- Общее развитие улично-дорожной сети Новосибирска, обозначенное в генеральном плане как первостепенная задача.
В районе Прибрежный в контексте данных мероприятий предусмотрено развитие пересечения Владимирская - Дуси Ковальчук - Сухарная, расширение улицы Сухарная, перевод Владимирской в разряд магистрали непрерывного движения, создание транзитной магистрали-дублера районного значения по береговой зоне в направлении Заельцовский район - Ельцовский мост -Площадь Южная (автовокзал). Все это увеличит пропускную способность данного транспортного узла и приведет к активизации застройки в районе, необходимости создания, помимо жилых массивов, участков административно-деловой застройки. Однако развитие строительной деятельности не должно повлечь за собой ликвидацию существующей лесной зоны, ее уменьшения и деградации.
- Для обеспечения удобных пешеходных связей как по самому жилому району, так и для связи берега и верхней зоны (ул. Владимирская, территории в сторону железной дороги и далее на центр), предусматривается создание ряда аллей и бульваров. Самый большой пройдет по бывшей пойме реки Ель-цовка-2, забранной в коллектор, и соединит спортивную зону со станцией метро на ул. Владимирская. Для улучшения пешеходных связей берег - центр создаются три новых пешеходных коридора.
- Развитие систем городского уличного и внеуличного транспорта (метро, скоростной трамвай).
Проектом генерального плана Новосибирска по улице Владимирская предусмотрено продолжение ветки метрополитена16 от площади Гарина-Михайловского через реку Обь (с выходом через Затон на площадь Труда). Доступность для населения Заельцовской зоны отдыха, создаваемая метрополитеном, позволит минимизировать вредное воздействие транспортного потока, уменьшить количество частных автомобилей в зоне отдыха.
16 В заключении по Генеральному плану 2007 г. высказывалось сомнение в необходимости совмещения линии метрополитена с Ельцовским (Северным) перспективным мостом через реку Обь из-за значительного увеличения строительной длины участков линии между станциями «Пл. Гарина-Михайловского», а также в перспективности района Затона из-за существенной непрямолинейности линии, незагруженности данного участка [4]. Подобные высказывания звучали и во время проектирования и прокладки Ленинской линии через Октябрьский район, однако развитие города несколько скорректировало отношение к данному вопросу и, как мы надеемся, приблизит понимание цели этого развития.
- В настоящее время в Новосибирске начала действовать программа по выносу промышленных предприятий из приближенной к центру зоны (проектные районы Прибрежный, Речпорт-Центр, Береговой), анализируется вопрос о сокращении отвода железной дороги в районе вокзала Новосибирск Главный с выводом из центра технической базы депо. Выводятся предприятия по улице Большевистская и др. Генеральным планом города предполагается формирование Северного промузла для вынесенных устаревших промпред-приятий из центральных и южных районов города. Этот промузел проектируется благоприятно расположить по «розе ветров», и за счет близости к лесным массивам он не будет причиной формирования над Новосибирском газодинамического купола, препятствующего рассеиванию промышленных загрязнений в атмосфере [4]. Подобная практика способствует освоению прибрежных территорий, однако вместо отведения под жилищное строительство некоторые участки вновь застраиваются техническими и промышленными объектами (логистический центр по улице Ногина), и прогресс в понимании и формировании образа города как единого мощного узла речных (арктических) и сухопутных (трансконтинентального сибирского пути) путей, центрирующих Евразию, вновь откладывается...
Долгое время на территории Новосибирского речного бассейна не производились работы, связанные с углублением речного фарватера Оби. Произошло естественное накопление иловых отложений и песка. Данный фактор делает возможным развитие береговых территорий с использованием строительных ресурсов и материалов, максимально приближенных к строительным площадкам по береговой зоне.
В Прибрежном методом намыва предполагается организация набережной территории в южной части проектируемого района, возведение дамбы в северной части, а также замыв коллекторов17. На уже существующей косе, в дальнейшем защищенной от затопления дамбой, решено разместить спортивное ядро. Создание спортивного ядра в северной части жилого района обеспечит выход Прибрежного к Заельцовскому лесопарку, а Заельцовская рекреационная зона дополнится спортивными сооружениями различного профиля. Намыв набережной в южной части Прибрежного создаст резерв территорий, отводимых по проекту под интегрированное строительство и строительство Православного храмового комплекса. Размещение храма вблизи Ди-митровского моста поможет, в некоторой степени, нивелировать пагубность (в архитектурно-планировочном и эстетическом аспектах) от возведения крупного торгового комплекса, разрушающего панораму воспринимаемого образа правобережья города.
Главной особенностью современного этапа формирования центральной зоны города становится учет историко-культурного контекста при разработке перспектив застройки и устойчивого развития планировочной структуры.
Подводя итог, можно сделать ряд выводов:
1. Ангармоничное, быстрое и бездумное изменение структуры Новосибирска, отражающее резкие перепады в экономике, политическом устройстве,
17 В свое время подобным способом был произведен замыв реки Каменки.
отягощенное последствиями войн, привело к размытости, неопределенности и безОбразности городской ткани.
2. Ломка культурных ценностей, национальных приоритетов, попытка заменить устоявшееся веками отношение к собственной истории размыли систему духовных центров и ориентиров. Попытка идеологизировать «национальную» образную систему была сведена к минимуму при очередной политической девиации.
3. Экологическая ситуация в береговой части Новосибирска напрямую зависит от урегулирования застройки, замены ветхого жилья на капитальные многофункциональные комплексы, с прокладкой новых инженерных сетей и коммуникаций.
4. Перепрофилирование городских территорий, в том числе прибрежных, не должно основываться на сиюминутных тенденциях, гонке за быстрой прибылью, иначе недооценка потенциала местности, игнорирование вопросов о состоянии окружающей среды, сохранении существующих природных ресурсов, озеленении территорий, объектов водного фонда, отсутствие учета исторической и культурной ценности объектов существующих рано или поздно приведет к стагнации района нового проектирования.
Библиографический список
1. Рекомендации по совершенствованию планировочной структуры г. Новосибирска. СИБЗНИИЭП. - Новосибирск, 1985.
2. Материалы пояснительной записки по проекту планировки жилого района Прибрежный в городе Новосибирске. 2009 г.
3. Зеленков, М.А. Влияние современных социально-экономических факторов на формирование структуры крупнейшего города (на примере Новосибирска) / М.А. Зеленков, М.И. Туркина // Вестник ТГАСУ. - 2008. - № 3.
4. Заключение экспертной комиссии общественной экологической экспертизы № 07-08-30 (по материалам генерального плана г. Новосибирска 2007 г.). Утверждено протоколом № 33 от 29.08.2007 г. заседания экспертной комиссии.