3. Колпакова, М.Р. Стратегия градостроительного развития сибирского города / М.Р. Кол-пакова. - Новосибирск : НГАХА, 2000. - 207 с.
4. Исторические города и сёла в процессе урбанизации // По материалам международного совещания; под ред. О.Г. Севан / Российский институт культурологи. - М. : ТОО «Вестник», ТОО «Микротех», 1994. - 192 с.
5. Лисовская, Н.А. Концепция программы «Сохранение деревянного зодчества г. Томска» /
Н.А. Лисовская. - Томск, 2004. - 250 с.
Примечание.
Учебное пособие Блинкова В.П. составлено на основе разрозненных статей после смерти автора. В предисловии составителей говорится: «Мы ... сочли необходимым объединить в отдельном сборнике разрозненные материалы его исследований, сделать то, что сам он не успел сделать. В сборник вошли не только неопубликованные труды в области теории города, но и отдельные его высказывания, сохранившиеся в черновиках, рукописях. Многие материалы исследований, не получив завершения при жизни автора, носят отрывочный характер» (М.П. Колпакова, Г.Н. Туманик).
N.A. LISOVSKAYA
THE NEW PRINCIPLES OF MANAGEMENT IN CONSERVATION OF THE HISTORICAL - CULTURAL HERITAGE (THE EXAMPLE OF TOMSK)
The new principles of management in the field of conservation of architectural heritage in the changing socio-economic conditions of the country are considered in the article. The new directions in the modern city regulation - as a synergetics and ciklistika are given in this article.
УДК 711.112
Т.Б. КОЖУРКОВА, аспирант,
ТГАСУ, Томск
ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ СИБИРСКОГО ГОРОДА НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКА (НОВОНИКОЛАЕВСКА)
На основе морфологического анализа исторических планов в статье рассмотрены основные исторические этапы формирования планировочной структуры крупного сибирского города для определения границ историко-культурных зон охраны объектов культурного наследия.
Планировочная структура исторического центра города является наиболее устойчивой системой в сохранении конфигурации планировочных границ и направлений развития поселения; отражает градостроительную эстетику, функционально-экономическую структуру и природно-ландшафтные особен-
© Т.Б. Кожуркова, 2008
ности территории, а также является частью историко-культурного наследия.1 Как по срезу дерева можно определить годовые кольца и морфологические особенности роста дерева, так и по этапам градостроительного развития, зафиксированным в плане города в виде исторических границ определенного периода, можно определить особенности планировочной организации территории городского поселения.
Предметом данного исследования является определение границ исторически ценных территорий крупного (крупнейшего) сибирского города на примере г. Новосибирска. Актуальность данный предмет получил в ходе определения территории исторического ядра города и планировочных границ зон градостроительного регулирования центральной части г. Новосибирска, проведенного в рамках проекта «Корректировка зон охраны объектов культурного наследия г. Новосибирска». Картографической основой для ретроспективного анализа стали исторические карты, фиксационные планы и генеральные планы Новониколаевска (Новосибирска) из «Историко-архивных исследований» [2], а также планы и схемы города из опубликованных источников.
В ходе ретроспективного анализа исторических планов Новосибирска (Новониколаевска) были определены основные исторические этапы формирования и развития планировочной структуры города, которые были разбиты на периоды в соответствии с естественной последовательностью в урбанизации природного ландшафта: поречье, ближнее заречье, дальнее заречье, а также на периоды согласно характеру планировочной системы: дорегулярная и регулярная и виду объекта регулирования: природный каркас, историкокультурный каркас и урбанизированный (транспортный) каркас города. Перечислим основные этапы и периоды освоения территории с описанием планировочных характеристик:
1. Догородской этап освоения территории города делится на два основных периода, рубежом между которыми стал приход русских первопроходцев на территорию современной Новосибирской области. В соответствии с этим догородские периоды получили условные названия: «археологический», датируемый от эпохи неолита до этнографического времени, и «период присоединения Сибири к Русскому государству», датируемый от начала XVIII - до конца XIX века.
1.1. «Археологический период» на территории города представлен древним культурным слоем, т. е. древними стоянками, селищами, городищами и могильниками, которые «маркируют» видовые (обзорные) точки природного ландшафта и бровки надпойменных террас.
1.2. «Период присоединения Сибири к Русскому государству» начинается с освоения Сибири, и в частности Приобского бассейна, волной колонизации Московского централизованного государства и строительства в конце XVII в.
1 Понятие «культурное наследие» (culture heritage), кроме отдельных памятников и ансамблей, включает определение «достопримечательные места» - это творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты ... культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов [1].
государственных острожно-крепостных форпостов: Умревенского, Уртамского, Чаусского и Бердского острогов2. Русские остроги были расположены на пересечении водных путей с сухопутными дорогами, т. е. в местах переправ, а также на пересечении местных родовых земельных межеваний. Например, Бердский острог «фиксирует» Телеуцкую межу на южной границе Таволгана3. Часть Обского бассейна в окрестностях Новосибирска русские люди стали осваивать в конце XVII - начале XVIII века, хотя не исключена возможность единичного оседания переселенцев в 70-80-х гг. XVII столетия. Сюда проникали старожилы ранее освоенных районов Томского и других уездов [4]. В нач. XVIII в. (1733-1735) прокладывается Московский тракт и меридиональное трактовое ответвление на Алтай (на Бердск - Барнаул). Одновременно формируются при-трактовые и приобские села и деревни под защитой уже построенных к этому времени острогов (1680-1720-е гг.), которые располагаются вдоль ландшафтно-планировочного каркаса, т. е. на пересечении водных и сухопутных путей. К территориям исторических поселений (в границах городской черты Новосибирска) как к элементам культурного слоя, именуемого «культура русского населения Сибири»4 XVIII в, относятся: с. Большое Кривощеково, д. Малое Кривоще-ково, д. Бугровая или Бугры, д. Верткова, д. Ельцовка, д. Устьинская или Усть-Иня, с. Новониколаевское (на Закаменской стороне), д. Ерестная и др. Освоение территории Приобья в границах городской черты г. Новосибирска в период присоединения Сибири к Русскому государству отражено на исторических планах 1701-1890-х гг. По планировочной структуре пашенные деревни при острогах представляли дорегулярную планировочную систему в виде отдельных «порядков»5, т. е. линейных поселений, которые были сформированы вдоль речной системы (гидрографического каркаса) или вдоль основных трактов (планировочного каркаса) под защитой отдельных «точечных» острогов. Сегодня большинство объектов из исторических поселений (относящихся к «культуре русского населения Сибири», XVIII в.) застроены или активно застраиваются, поэтому сохранились только отдельные участки частного сектора.
Основная планировочная роль «догородского этапа» - освоение природного каркаса. При этом этап «догородского» освоения территории в границах современной городской черты Новосибирска условно может быть назван «нулевым» периодом по отношению к планировочной структуре, т. к. этот период
2 Уртамский острог датируется 1684 г., Умревенский острог - 1703 г., Чаусский острог - 1713 г. Бердский - 1710-1715 гг. [3].
3 В историко-краеведческой литературе и картографических источниках территория Инско-Бердского междуречья конца XVII - начала XVIII столетий называется Таволган. В начале XVIII в. Таволган оставался территорией для сезонных «отхожих» промыслов русского и аборигенного населения Новосибирского Приобья, поскольку на рубеже ХУП-ХУШ веков «межа с Телеутской землицей» на русских чертежах была перенесена к югу с р. Иня на р. Бердь. Это междуречье было включено в состав Томского уезда, что было обусловлено интенсивным хозяйственным освоением земель русским населением [3].
4 Термин культура русского населения Сибири принят в историко-этнографических и археологических исследованиях, например см. [5].
5 Термин «порядковая» система планировки, или «первичный порядок» был предложен Г.Я. Мокеевым [7] взамен всех прямоугольных систем, т. е. «линейной», «рядовой», «перекрестной» и «прямоугольно-прямолинейной» систем планировки, которые были ранее выделены Л.М. Тверским [8].
практически не отразился в планировке города и представляет ценность преимущественно в научно-археологическом срезе. Выявленные археологические и этнографические объекты на территории г. Новосибирска («Чертово городище», «Заельцовский парк - 1-3», «Турист - 1-2», «Разъезд Иня - 1», «Юность -1-7» и т. п. [6], а также исторические поселения «культуры русского населения Сибири», XVIII в.) имеют большой историко-культурный потенциал, а исследование системы поселений, городищ и системы первых русских острогов, которые вошли в территорию Новосибирского района, - архитектурноконцептуальный потенциал в рамках развития областных программ по культурно-этнографическим и национально-краеведческим проектам в плане создания тематических выставок, музеев, парков и т. п. на территориях, где археологически ценный культурный слой исследован.
2. Городские этапы развития территории отражают формирование историко-культурного и урбанизированного каркаса, т. е. создание антропогенного ландшафта на основе регулярной планировки с последовательностью поэтапного преодоления ландшафтных преград: первый этап - междуречье, второй - ближнее заречье, третий - дальнее заречье, четвертый и пятый - дальнейшее освоения поречья большой реки. Рубеж между дорегулярным и регулярным развитием планировочной структуры Новосибирска (Новониколаевска) по времени практически совпадает с делением на догородское освоение территории (до строительства железнодорожного моста через р. Обь в районе с. Большое Кривощеково) и городские этапы развития планировочной системы города.
2.1. Первый городской этап (с 1890 по 1910 гг.) можно характеризовать с историко-градостроительной точки зрения как период формирования исторического ядра в границах первого сектора в междуречье - между большой и малой рекой. Это территория исторических районов Центральной и Вокзальной части (ныне Центральный и Железнодорожный административные районы города).
По типовому проекту первоначально закладывалось только Вокзальное поселение как конечный пристанционный пункт Омской железной дороги с деповским комплексом и комплексом железнодорожной больницы. Поселок мостостроителей вырос стихийно на кабинетной земле6, или так называемой боровой местности, из Кривощековского выселка, который, по сути, являлся стихийной «нахаловкой». Дорегулярная планировка села Большое Кривоще-ково и Кривощековских выселок сохранилась на картографических материалах, подготовленных в ходе изысканий и строительства железнодорожного моста через Обь в районе с. Большое Кривощеково [10], а также на фотоматериалах видов на с. Кривощеково, Кривощековский выселок и поселок мостостроителей, документирующих момент строительства моста [11]. Фрагменты планировочной структуры Кривощековских выселок сохранились в очертаниях улицы Кривощековской и начала ул. Мостовой. Названия этих улиц сохранили память о Кривощековском выселке и поселке мостостроителей.
6 Кабинетные земли - это так называемые земли, принадлежащие Кабинету Его Императорского Величества (ЕИВ) [9].
Большая часть территории Кривощековского выселка и вся территория села Большое Кривощеково оказались отведенными под полосу отчуждения железной дороги, поэтому первый торг-базар был перенесен с правого берега на левый и первое время «ютился» в виде привоза с подвод в устье р. Каменки, между насыпью и рекой Каменкой [12]. Поскольку большая часть Кривощековских выселок, как и с. Большое Кривощеково, также попала в зону отчуждения железной дороги, сохранившаяся северная часть была перепланирована, и в 1893 г. образовался поселок мостостроителей из бараков с общей численностью жителей до 734 человек [13]. При этом стихийное поселение мостостроителей развивается без плана по традиционной трехчастной градоформирующей схеме: 1 - строящийся мост (градоформирующий элемент) м 2 - торг-привоз (геометрический центр) м 3 - стихийно организованный рабочий поселок мостостроителей (селитьба), включающий фрагмент Кривощековских выселок и «нахаловку», т.е. землянки вдоль склона. В итоге, согласно историко-морфологическому анализу, место первого торга-привоза совпадает с пересечением природного узла (устья малой реки Каменки) с планировочным узлом (пересечение железнодорожных путей федерального каркаса расселения с главной радиально-направляющей улицей регулярного поселка мостостроителей).
Следующий планировочный узел Центральной части - это Базарная площадь, которая образуется с 1896 г. за собором Александра Невского на границе между дорегулярным поселением первого поселка мостостроителей и новыми, регулярно распланированными, кварталами. Собор, построенный как «храм-памятник царю Александру III»7, организует вокруг себя и одновременно фиксирует новую Базарную площадь, т. е. становится храмом на торгу. Особенностью в данном случае является то, что одновременно с ролью храма на торгу собор Александра Невского был назначен на роль храма, фиксирующего точку пересечения «Великой Сибирской железной дороги» [14] с великой сибирской рекой - Обью, поэтому был построен с учетом замыкания перспективы железнодорожного моста с фиксацией поворота железнодорожной ветки. Одновременно с развитием поселения ст. Обь и поселка мостостроителей (Новая деревня, или Гусевка) по линии планировочной границы между линией Омской железной дороги и руслом реки Оби на частично землях Кабинета ЕИВ формируются: 1) коммунально-складская зона Пароходной пристани и Деповского комплекса с рабочими поселениями; 2) комплекс Пристанционной больницы, который строится при Переселенческом пункте, организованном для отправляющихся в Томский уезд и Алтайский край; 3) Большая и Малая Нахаловки - селитебные территории самовольных переселенцев.
Картографические материалы первого периода отражают момент сращивания трех порядковых структур: 1) Вокзального поселения; 2) поселка мостостроителей и 3) Закаменского поселения, т. е. первичные порядковые системы трёх районов-поселений «стыкуются» по линии ландшафтных ограничений: Михайловским логом и р. Каменкой.
7 По С.Н. Баландину, храм сооружался во имя Александра Невского и должен был выполнять роль памятника «царю-миротворцу» Александру III на Сибирском железнодорожном пути [13, с. 14].
На пересечении планировочной границы Центральной части с радиальной улицей (Красный проспект) закладывается новая Ярмарочная площадь, которая впоследствии будет сформирована как геометрический и смысловой центр Центрального района города.
2.2. Второй городской этап (с 1910 по 1920 гг.) характеризуется как период освоения территорий за малыми преградами - ближнее заречье. Это территория Закаменского и Заельцовского исторических районов: 1) ближнее заречье за р. Каменкой - территория Закаменского исторического района; 2) приобская территория между р. Обю и линией Омской ж. д. - территория исторических районов Малая и Большая Нахаловка (Порт-Артур), Сосновые дачи, промышленно-коммунальные территории; 3) междуречье Ельцовки Малой и Большой - территория исторических районов Ельцовская слобода, Карьерная слобода и Веревочная слобода.
С основания города, наряду с освоением территории первого сектора, застраивается территория ближнего заречья за р. Каменкой, однако полноценным освоением территории Закаменской части можно назвать с момента появления градоформирующих элементов (прокладка линии Алтайской железной дороги Новониколаевск - Алтай) и инженерных сооружений выше устья р. Каменки.
Картографические материалы второго периода отражают формирование рабочих районов (Ельцовская слобода, Карьерная слобода и Веревочная слобода) в буферной территории между ландшафтными границами (речками 1-я Ельцовка и 2-я Ельцовка) и непреодолимой планировочной границей (железнодорожной линией и зоной отчуждения железной дороги), а также формирование промышленно-складских комплексов вдоль границы города на 1915 г. В результате порядковые системы Вокзальной части (с главной планировочной осью, идущей параллельно р. Оби и железнодорожной линии) и Центральной части (с главной планировочной осью, совпадающей с Красным проспектом), дополняются новой порядковой структурой - Ипподром-ским и Заельцовским районами, которые формируются параллельно природной оси речек 1-я и 2-я Ельцовка и Каменскому направлению. Одновременно с формированием трех названных осей в первом секторе междуречья Обь -Каменка на территории ближнего заречья - в Закаменской части - формируется порядковая структура, подчиненная основной ландшафтной доминанте -р. Оби и трактовой дороге (ул. Большевистская). На пересечении планировочной границы Закаменской части с радиальным направлением, которое формируется вдоль малой реки-притока (р. Каменка), закладывается Закаменская торговая площадь.
2.3. Третий городской этап (с 1920 по 1940 гг.) - период освоения территории дальнего заречья - за р. Обью. Это территория Заобского исторического района (правобережный «Соцгород»), а также дальнейшее развитие исторических районов города вдоль радиальных направлений (Северо-Обское направление - Заельцовский исторический район за речками 1-я и 2-я Ельцов-ка; Восточно-Каменское направление - Ипподромский исторический район).
Картографические материалы третьего периода (исторические планы 1924 и 1925 гг. и проектные планы 1925, 1927, 1928, 1931, 1933, 1935,
1936 гг.) представлены не только фиксационными чертежами, снятыми инструментальной съемкой, но и планами перепланировки и генеральными планами. Учитывая, что предметом исследования является определение исторических границ роста территории города, генеральные планы в первую очередь были изучены на предмет их реализации с анализом алгоритма формирования основных планировочных узлов и градостроительных доминант.
2.4. Четвертый городской этап (с 1950 по 1990 гг.) - период освоения территории Инско-Бердского междуречья (Академгородок) и территории За-тулинского района (Краснообск). Объединение пригорода вдоль большой реки Оби в единую городскую линию поречья.
2.5. Пятый городской этап (с 1990 по 2005 гг.) - радиально-лучевое освоение территории от ядра городской агломерации вдоль урбанизированного каркаса федерального и регионального значения. Формирование ядра агломерации Новосибирской области - территории Новосибирского района в границах, близких к исторической территории Кривощековской волости.
Таким образом, ретроспективный анализ освоения территории в границах городской черты современного г. Новосибирска дает основание для вывода, что Новосибирск, подобно дорегулярному городу, последовательно прошел характерные стадии естественного освоения природного ландшафта. Перечисленные периоды кратко описаны в таблице, в которой также приводятся принципиальные схемы, характеризующие каждый исторический этап освоения территории города. В соответствии с приведенными схемами и учитывая, что основные этапы имеют определенную графическую завершенность в поэтапном освоении ландшафтно-топографической основы, каждый этап получил соответствующее условное наименование: «точка», «линии», «сектор», «полукольцо», «кольцо», «линейная система» и «лучевая система»:
1. «Точка» - фиксация городищами видовых (обзорных) точек рельефа в устье малых рек-притоков и на речных мысах.
2. «Линии» или «линейные порядки» - линейная система приобских деревень, подчиненная основной ландшафтной доминанте (большой реке) и основной трактовой дороге (трактовому ответвлению на Барнаул-Алтай).
3. «Сектор» - территория между большой и малой рекой (Центральный и Вокзальный исторические районы); прямоугольная структура города «набирает массу» в границах первичных ландшафтных ограничений, т. е. формируется сектор между большой и малой рекой до тех пор, пока город не преодолеет малую преграду (или малые преграды) - после этого начинает формироваться «полукольцо».
4. «Полукольцо» - территория левобережья Оби (Центральный, Вокзальный и Закаменский исторические районы). Полукольцевые границы формируются как вековые кольца дерева, отделяя определенные этапы формирования при разных общественно-политических структурах, поэтому по полукольцам формируется основной транспортный каркас.
5. «Кольцо» - территория города с включением правобережья (Центральный, Вокзальный, Закаменский и Заобский исторические районы), т. е. город преодолевает большую реку, и в заречном районе также формируется первоначально порядковая структура, а когда прямоугольная структура «набирает определенную массу», то закольцовывается в единую структуру - «кольцо».
Основные этапы градостроительного развития территории города Новосибирска (Новониколаевска)
До
кон. XIX в.
1. «Догородские» периоды развития территории (освоение природного каркаса, дорегулярная планировка)
Освоение природного каркаса
До нач. XVII в.
1.1. Археологический период:
эпоха камня (палеолит, мезолит, неолит); эпоха металла (энеолит, бронза, эпоха раннего железа, средневековье)
Градостроительная роль археологического периода: освоение древними селищами и городищами наиболее выдающихся ландшафтов вдоль речных бровок рельефа с фиксацией устьев малых рек. Родоплеменное разграничение территории по ландшафтным границам и природным рубежам («Телеутская межа» или «Таволган», и т. п.)
Источник схемы: «Корректировка проекта зон охраны памятников истории и культуры г. Новосибирска». Томск: СИ «Сибспецпроектре-ставрация», 2007. Чертеж НИ-1
«Точка» - фиксация видовых (обзорных) точек ландшафта
Нач. XVII -кон. XIX вв.
1.2. Период присоединения Сибири к Русскому государству. Освоение Приобского бассейна волной русской колонизации Московского централизованного государства: строительство в кон. XVI -нач. XVII в. государственных острожно-крепостных форпостов (Ур-тамский, Чаусский и Бердский остроги) и образование под их защитой притрактовых приобских сел
Градостроительная роль периода -освоение природного каркаса с организацией первичной порядковой структуры вдоль речной системы
Ист. схемы: Баландин, С.Н. Новосибирск. История градостроительства 1893-1945 гг. Новоси-бирск,1978. С. 33
«Линии» - формирование линейных «порядков» вдоль речной сети
Продолжение табл.
С 1890 по 2005 гг.
2. Городское развитие территории (формирование антропогенного ландшафта, регулярная планировка)
Формирование планировочного каркаса
С 1890-х по 1910 гг.
2.1. Междуречье. Регулярная планировка центра, первый планировочный модуль Период формирования планировочного каркаса исторических районов Центральной и Вокзальной части. Освоение природного сектора - территории в междуречье Оби-Каменки-Ельцовки, (т. е. между большой рекой Обью и малой рекой Каменкой при ландшафтном ограничении с севера долинами малых рек: Малая Ельцовка и Большая Ельцовка)
Градостроительная роль - заложение градоформирующих элементов города: поселок мостостроителей, станционный комплекс «Обь» Омской ж.д., которые переросли в территории Центрального и Вокзального исторических районов, разделенных малой ландшафтной преградой Михайловским логом
Ист. схемы: Энциклопедия. Новосибирск. -Новосибирск: Новосибирское книжное издательство. 2003
«Сектор» - каркасное освоение территории первого сектора - между большой и малой реками
С 1910 по 1920 гг.
2.2. Ближнее заречье. Регулярная планировка центра, второй планировочный модуль Период освоения территорий за малыми преградами:
а) освоение территории Закаменской части (за малой рекой Каменкой)
б) освоение территории Приобской коммунальной зоны (за линией ж.д. - территория между р. Обь и линией Омской ж.д. - территория исторических районов Малая и Большая Нахаловка или Порт-Артур, Сосновые дачи, промышленно-коммунальные территории)
в) Освоение территории междуречья рр. 1я и 2я Ельцовка, (за рекой Малая Ельцовка -территория исторических районов Ельцов-ская слобода, Карьерная слобода и Веревочная слобода)
Ист. схемы: Оглы Б.И. Строительство городов Сибири - Л. Стройиздат.: Ленинградское отделение, 1980
«Полукольцо» - освоение территории за малой рекой
Продолжение табл.
С 1920 по 1940 гг.
2.3. Дальнее заречье. Регулярная перепланировка центра, третий планировочный модуль
Период освоения территории Заобья, за большой рекой Обью - территория Заобского исторического района (правобережный «Соцгород»)
Дальнейшее развитие исторических районов города вдоль радиальных направлений: Заельцовский истор. р-н (Северо-Обское направление за малыми речками рр. 1-я-2-я Ельцовка, ограничивающими первый сектор); Вос-точно-Каменское направление - Ипподромный исторический р-н)
Ист. схемы: Оглы Б.И. Строительство городов Сибири - Л. Стройиздат.: Ленинградское отделение, 1980
«Кольцо» - освоение «заречья» за «большой рекой»
С 1950 по 1990 гг.
2.4. Единое поречье. Уплотнение и перепланировка центра, микрорайон-ный модуль
Период освоения территории Инско-Бердского междуречья (Академгородок) и территории Затулинского района (Краснообск). Развитие города вдоль большой реки Оби и трактовой дороги на Бердск; строительство Обь-ГЭС и научных городов-спутников: Академгородок (СО РАН), Краснообск (ВАСХНИЛ), и т. д.); дальнейшее развитие исторических районов города вдоль радиальных направлений (Западно-Омское направление вдоль
ж. д. линии - правобережный Порт-Артур и т. п.)
Ист. схемы: Баландин С.Н. Новосибирск История градостроительства 1893-1945 гг. - Новосибирск, 1978
«Линия» - единый «линейный порядок» вдоль большой реки
Окончание табл.
Период (вв.; гг.) Наименование и краткая характеристика этапа освоения территории города Условное наименование периода / схема освоения территории города
С 1990 по 2005 гг. 2.5. Ядро агломерации. Точечная, уплотнительная застройка исторического центра Период формирования территории Новосибирского района в границах, близких к исторической территории Кривощековской волости - современная территория Новосибирского района в направлении север-юг практически совпала с пограничными форпостами XVII в. («Чаусский острог» -г. Колывань и «Бердский острог» -г. Бердск) Ист. схемы: Пивкин В.М. Чиндяе-ва Л.Н. Экологическая инфраструктура сибирского города - Новосибирск: Сибпринт, 2-е издание, дополненное, 2005 «Лучевая система» - радиальное освоение территории вдоль каркаса агломерации
6. «Линейная система» или «линия единого поречья» - рост территории города происходит вдоль линейной системы исторических поселений поречья р. Оби как основного природного каркаса, который дублируется урбанизированным каркасом региональных транспортных связей: север - юг или Сибирь - Алтай.
7. «Лучевая система» - рост территории города и формирование каркаса происходит вдоль лучей агломерационных связей города: север - Колывань и Пашино (Колыванское и Пашинское направления); северо-восток - Мошково (Болотное направление); восток - Горный (Тогучинское направление); юг -Бердск-Искитим (Черепановское направление); юго-запад - Ордынское (Обское направление); запад - Обь - Чик - Коченево (Чулымское направление), т. е. территория города формируется, присоединяя пригород вдоль каркасных «агломерационных» направлений (например, южное направление: Новосибирск -Академгородок - Киров - Бердск - Искитим), которые имеют порядковую структуру, а общегородской каркасный остов отдельных поселений «работает», в первую очередь, как первичный линейный порядок, наподобие одного из равнозначных лучей в розе ветров, в которой геометрическим центром становится историческое и одновременно общегородское ядро города [15].
В итоге были определены следующие планировочные границы исторически значимых территорий города Новосибирска: 1) границы исторического ядра - это территория исторических районов Центральной и Вокзальной части; 2) границы исторического центра - это территория в исторических границах на 1906 г. в Центральной и Закаменской части плюс территория реализованной планировки Соцгородка в Заобской части; 3) границы исторического города включают срединную зону с линейными элементами (парадными
проспектами 50-х гг XX в.), а также отдельные комплексы историко-военного и промышленного назначения.
Историко-градостроительный анализ планировочной структуры в ретроспективном исследовании был проведен с учетом структурного анализа и выделением следующих каркасных элементов и подсистем: а) система «кольцевых элементов» (исторические границы города на определенный период); б) система «радиальных элементов» (исторические тракты и основные направления секторного освоения); в) система «узловых элементов» (привоз, торг, ярмарка, площадь и т. п.); г) система «территориально-зональных элементов» (исторический комплекс, парк, погост и т. п.). Это позволило определить границы исторического ядра города, «точку отсчета» исторического центра города, композиционно-смысловую структуру и дать перечень исторических морфотипов застройки.
Ретроспективный анализ планов города показал: 1) несмотря на стремительный рост территории в начальный период, планировочная структура г. Новосибирска формировалась на основе общих закономерностей (фазовое освоение территории по спирально-веерной системе при регулярной, порядковой планировочной структуре), 2) историко-культурный потенциал центральной части города (количество объектов культурного наследия) позволяет называть город историческим по праву, а не только благодаря его официальному статусу, полученному, в первую очередь, за феномен быстрого роста территории.
В заключение следует отметить, что выявленные закономерности развития планировочной структуры позволяют проводить реконструкцию комплексно, с учетом структурных особенностей территорий исторического центра города, а ретроспективный анализ исторических планов позволил оценить «жизненность» проектных вариантов по дальнейшему развитию общегородского центра Новосибирска и понять причины нереализованности прежних генеральных планов города.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», статья 3.
2. Планы города Новониколаевска (Новосибирска). Общие виды города / Т.Н. Манонина // ОАО СИ «Сибспецпроектреставрация» Корректировка проекта зон охраны памятников истории и культуры г. Новосибирска. - Томск : СИ «Сибспецпроектреставрация», 2006. - Шифр 475. - Том II. - Кн. 1. - Ч. 2.
3. Русские остроги XVIII века на территории Новосибирской области / Сост. А.П. Бородовский, Е.Л. Бородовская. - Новосибирск : Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия, 2003.
4. Булыгин, Ю.С. К истории возникновения Новосибирска / Ю.С. Булыгин, М.М. Громыко // Изв. Сиб. отд-ния АН СССР. Сер. обществ. наук. - 1971. - № 6. - Вып. 2. - С. 90.
5. Изучение материальной культуры русского населения Сибири (Х'УШ-ХХ вв.) /
A.А. Лебедева, Л.М. Сабурова, А.В. Сафьянова // Проблемы изучения материальной культуры русского населения Сибири. - М., 1974. - С. 22-109.
6. Молодин, В.И. Археологические памятники на территории Новосибирска и пригорода /
B.И. Молодин // Энциклопедия. Новосибирск. - Новосибирское книжное издательство. 2003, см. так же: Молодин В.И. Новиков А.В., Росляков С.Г., Новикова О.И., Колон-цев С.В. Археологические памятники города Новосибирска. - Новосиб. : Наука, 1993.
7. Мокеев, Г.Я. Системные элементы планировки древней Москвы / Г.Я. Мокеев // Архитектурное наследство. - Вып. 30. - М., 1982. - С. 10-11.
8. Тверской, Л.М. Русское градостроительство до конца XVII в. / Л.М. Тверской. - Л.; М., 1953. - С. 149.
9. Шиловский, М.В. Алтайский округ Кабинета Его Императорского Величества / М.В. Шиловский // Энциклопедия. - Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 2003. - С. 21-22.
10. Новокшонов, С.М. Градостроительное развитие Новосибирска (Ново-Николаевска) и типология его застройки (1893-1917 гг.). Рукопись диссертации, сх.14.
11. Альбом. Новониколаевск. 1893-1926 / В. Гриневич, Ю. Мандрикян; истор. комментарий Н. Мелиховой. - Новосибирск : ДЕАЛ, 2005.
12. Краткая история роста и развития города // Справочник по городу Ново-Николаевску. - 3-е изд. Печ. по 2-му изд. - Ново-Николаевск : Электропечатня Н.П. Литвинова, 1912 ; Новосибирск : Наука, 1992. - С. 29-35.
13. Баландин, С.Н. Новосибирск. История градостроительства 1893-1945 гг. / С.Н. Баландин. - Новосибирск : Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1978. - С. 15.
14. Путеводитель Великой Сибирской железной дороги / под ред. А.И. Дмитриева-Мамонова, А.Ф. Здзярского. - С. Петербург, 1900.
15. Кожуркова, Т.Б. Историко-градостроительный анализ территории г. Новосибирска / Т.Б. Кожуркова // ОАО СИ «Сибспецпроектреставрация» «Корректировка проекта зон охраны объектов культурного наследия г. Новосибирска». - 2007. - Шифр 475. -Том. III. - Кн. 1.
T.B. KOZHURKOVA
THE BASIC HISTORICAL STAGES OF FORMATION OF TOWN PLAN STRUCTURE OF THE SIBERIAN CITY (ТО THE EXAMPLE OF NOVONIKOLAEVSK-NOVOSIBIRSK)
The basic historical stages of the town-planning formation of the big Siberian city are considered in the article on the basis of morphological research of historical maps for the determination of the borders of historical - cultural zones of protection of objects of a cultural heritage.
УДК 711:005.52+35:061.6+338.26
Н.А. ЯРУШКИНА, канд. эконом. наук, доцент,
ТГАСУ, Томск
ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Статья обосновывает использование информационно-аналитического подхода для оптимизации системы городского строительства или градостроительной системы. Вопросу учета системообразующих факторов и взаимосвязи системы с подсистемами национальной экономики уделено особое внимание. Раскрыто место и роль прогнозных исследований для принятия обоснованных и своевременных решений, роль этих исследований важна, значима.
© Н.А. Ярушкина, 2008