DOI 10.24412/cl-37257-2024-1-182-185
Ищенко О.С.
Особенности совладающего поведения у подростков с различными типами акцентуаций характера
ГБУЗ «Областная психиатрическая больница им. К.Р. Евграфова», Пенза, Россия
Актуальность. В изучении структуры адаптационных механизмов важным является анализ стратегий совладания и защитных механизмов личности. Выбор типа совладающего поведения может повлиять на успешность адаптации. Рассматриваются два уровня защитной системы человека, последовательно формирующиеся в онтогенезе: уровень психологической защиты (бессознательной психики), уровень совладающего поведения (сознания) [1].
Цель исследования. Выявление связи между ведущим типом акцентуации характера и выбором способов совладающего поведения у подростков с нарушениями поведения.
Методы. Опросник копинг-стратегий школьного возраста И.М. Никольской, Р.М. Грановской [2]. Для исследования особенностей психологической защиты предъявлялась проективная методика — рисунок «Человек под дождем» [3].
Материал исследования. Обследовано 39 подростков (35 девочек и 4 мальчика) 10-17 лет, находившихся на лечении в дневном и круглосуточном стационаре общепсихиатрического отделения для обслуживания детского населения ГБУЗ ОПБ им К.Р. Евграфова.
Обсуждение результатов. Все подростки госпитализировались в связи с нарушением поведения, конфликтными межличностными отношениями в семье и с ближайшим окружением. Возрастные характеристики обследуемых: 10-11 лет — 4 человека (10,2 %; 2 мальчика и 2 девочки), 12-14 лет — 21 человек (53,8 %; все девочки), 15-17 лет — 14 человек (35,8 %; 12 девочек и 2 мальчика). По нозологической структуре выявлено следующее распределение: F13.1 — 1 пациент, F21 — 1, F23.1 — 1, F32 — 6, F40.1 — 1, F41.2 — 2, F43.2 — 9, F50.0 — 4, F90.1 — 1, F91.1 — 1, F91.2 — 8, F92.8 — 4 пациента. При психодиагностическом исследовании выявлено: у всех пациентов уровень личностной тревожности от умеренного до высокого, уровень реактивной тревожности от низкого до высокого. Уровень депрессии определялся от нормативного до повышенного (клинически выраженного). У 25 подростков (64 %) исследован уровень суицидального риска от низкого до высокого. При исследовании акцентуации характера выявлено следующее: истероид-ный тип у 5 человек (12,8 %), сензитивный — 7 (17,9 %), эпилептоидный — 5 (12,8 %), лабильный — 5 (12,8 %), шизоидный — 11 (28,2 %), эпилепто-идно-истероидный — 4 (10,2 %), психастенический — 2 (5,1 %). У всех подростков предпочтительные копинг-стратегии исследованы по опроснику И.М. Никольской, Р.М. Грановской. Результаты представлены в таблице.
Тип акцентуации/способ поведения В трудной, неприятной ситуации Обычно помогает справиться с напряжением, беспокойством
Истероидный (5 чел.) Смотрю ТВ, слушаю музыку — 100 % (5), прошу прощения или говорю правду — 80 % (4), сплю — 80 % (4), говорю с кем-нибудь — 80 % (4) Говорю с кем-нибудь — 80 % (4)
Сензитивный (7 чел.) Остаюсь сам по себе, один — 71 % (5), думаю об этом — 71 % (5) Остаюсь сам по себе, один — 71 % (5), говорю сам с собой — 71 % (5), смотрю ТВ, слушаю музыку — 71 % (5)
Эпилептоид-ный (5 чел.) Кусаю ногти или ломаю суставы пальцев — 100 % (5), бью, ломаю или швыряю вещи — 80 % (4) Обнимаю, прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь или глажу животное — 80 % (4), сплю — 80% (4)
Лабильный (5 чел.) Смотрю ТВ, слушаю музыку — 80 % (4) Остаюсь один — 60 % (3), кусаю ногти или ломаю суставы пальцев — 60 % (3), обнимаю, прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь или глажу животное — 60 % (3), рисую, пишу, читаю — 60 % (3), говорю сам с собой — 60 % (3), стараюсь расслабиться, оставаться спокойным — 60 % (3)
Шизоидный (11 чел.) Остаюсь сам по себе, один — 72 % (8), стараюсь расслабиться, оставаться спокойным — 63 % (7) Смотрю ТВ, слушаю музыку — 81 % (9), обнимаю, прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь или глажу животное — 63 % (7)
Эпилептоидно-истероидный (4 чел.) Говорю с кем-нибудь — 75 % (3), думаю об этом — 75 % (3), смотрю ТВ, слушаю музыку — 75 % (3) Обнимаю, прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь или глажу животное — 75 % (3)
Психастенический (2 чел.) Обнимаю, прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь или глажу животное — 100 % (2), мечтаю, представляю себе что-нибудь — 100 % (2), рисую, пишу, читаю — 100 % (2), играю во что-нибудь — 100 % (2), говорю с кем-нибудь — 100 % (2) Гуляю вокруг дома, по улице — 100 % (2), говорю с кем-нибудь — 100 % (2)
Тип акцентуации/способ поведения В трудной, неприятной ситуации Обычно помогает справиться с напряжением, беспокойством
Итог Думаю об этом — 58 % (23), смотрю ТВ, слушаю музыку — 53 % (21), обнимаю, прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь или глажу животное — 53 % (21) Обнимаю, прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь или глажу животное — 61 % (24), смотрю ТВ, слушаю музыку — 58 % (23)
Таким образом, чаще подросткам помогают справиться с трудными ситуациями и напряжением, беспокойством отстранение от проблемы, отвлечение — «смотрю ТВ, слушаю музыку»; использование возможности отреа-гирования через телесный контакт, отношения привязанности — «обнимаю, прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь или глажу животное»; внутренняя речь, обдумывание ситуации с целью ее осмысления — «думаю об этом». В сложных ситуациях возраст, пол, интеллект, сила характера выступают в качестве ресурсов. Стратегия избегающего поведения характерна для дезадаптированного индивида. При пассивном стиле человек демонстрирует уход от реальности, не способен продуктивно разрешить эмоциональное напряжение, что приводит к поведенческим девиациям. Пассивные стратегии копинга признаются фактором риска суицидального поведения среди подростков и молодежи как в клинической, так и в общей популяции. В случае неэффективности механизмов антиципации и копинга задействуются психологические защиты, позволяющие снять психическое напряжение.
Также всем пациентам предъявлялась проективная методика — рисунок «Человек под дождем» для исследования особенностей психологической защиты. Зонт, головной убор, плащ и т.д. — это символы защитных механизмов, способов справляться с неприятностями. Выявлена частота использования символов психологической защиты в рисунке: лабильные — 100 %, психастеники — 100 %, истероидные — 80 %, эпилептоидно-истероидные — 75 %, шизоидные — 73 %, возбудимые — 60 %, сензитивные — 42 %. Таким образом, реже всего психологическая защита активно использовалась в группе сензи-тивной акцентуации (42 %).
Все пациенты проходили психокоррекцию с целью снижения уровня тревоги и депрессии, обучение приемам саморегуляции и снижения эмоционального напряжения, обучение продуктивным способам совладания, при необходимости — активизации антисуицидальных факторов; проводилось семейное консультирование.
Таким образом, опросниковый и проективный методы психодиагностики способны существенно расширить картину внутриличностного реагирования на психологически сложные ситуации и возникающие состояния напряжения и беспокойства, определить способы совладания с трудностями, оценить защитные механизмы личности, что позволяет повысить качество психокоррекционных и реабилитационных мероприятий.
Формирование личности подростка и его адаптационных возможностей происходит в семье под влиянием моделей поведения взрослых, внутрисемейного микроклимата, поэтому психологическое благополучие семьи как микросоциума является одним из основных факторов психического здоровья подростков.
Список литературы
1. Никольская И.М. Совпадающее поведение в защитной системе человека // Совпадающее поведение: современное состояние и перспективы / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. Серия: Интеграция академической и университетской психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. 474 с. ISBN 978-5-9270-0141-5.
2. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб: Речь, 2006. 342 с. ISBN: 5-9268-0457-4.
3. Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие. М.: Маркетинг, 2005. 184 с. ISBN 5-7856-0339-Х.