Выпуск 4 - 2015
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ Выпуск 4 - 2015 октябрь — декабрь http://mir-nauki.com/issue-4-2015.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/02PSMN415.pdf
УДК 15.81.61
Руслякова Екатерина Евгеньевна
ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова»
Россия, Магнитогорск Доцент
Кандидат психологических наук E-mail: [email protected]
Стиль поведения детей 8-10 лет в сложной жизненной ситуации
Аннотация. Прежде чем ответить на вопрос, как дети преодолевают трудности, необходимо обозначить основные негативные жизненные ситуации, с которыми детям приходиться сталкиваться.
Взрослым сложно понять, что нарушает душевное равновесие ребенка, почему эта ситуация является для него сложной, трудной. А главное, они всегда спрашивают: «Зачем ты это сделал?». По сравнению со взрослыми проблемами: экономическим кризисом, работой, болезнями и пр. - детские горести расцениваются ими как незначительные, глупые мелочи жизни. Им кажется это ерундой, не заслуживающей внимания. В таком случае совершенно логично не понимать детское расстройство, переживания и предпринятые ребенком шаги, поведенческие стратегии.
Какие могут быть проблемы или сложные ситуации у детей? Дети не всегда делятся этим. Иногда, они боятся наказания, а иногда, не знают, как об этом сказать. Но самое главное - дети пытаются решить неприятную жизненную ситуацию. С помощью или без помощи родителей. Дети будут решать свою проблему, так как умеют, теми способами поведения, которые им знакомы. Если переживания и напряжение не устранены, значит поведение было неэффективное. При неэффективном неправильном поведении, ребенок слишком долго находится в сложной жизненной ситуации. Не только его психика, но и все тело будут в напряжении. В результате сформируется хроническое заболевание, нервное расстройство или психическая травма на всю жизнь.
Ключевые слова: сложная жизненная ситуация; стресс; стратегия поведения; дети; болезнь; преодоление; копигн-поведение; психологическая защита.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Руслякова Е.Е. Стиль поведения детей 8-10 лет в сложной жизненной ситуации // Интернет-журнал «Мир науки» 2015 №4 http://mir-nauki.com/PDF/02PSMN415.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
1
02PSMN415
Выпуск 4 - 2015 (499) 755 50 99
http://mir-nauki.com
В младшем школьном возрасте дети способны оценить свое поведение. Дети очень живо откликаются на все изменения в их окружении. Эти переживания могут носить как позитивный, так и негативный характер. Для борьбы со стрессами младшие школьники используют эмоциональные способы, так как эмоциональность - наиболее характерная их черта. Поэтому для здорового развития ребенка важным является создание таких условий, когда он сможет эффективно переживать сложные ситуации, осознавать безрезультатность некоторых реакций. Необходимо научить ребенка правильно преодолевать сложности, которые сейчас есть и будут иметь место в его жизни. В дальнейшем это поможет ему гармонично развиваться, лучше адаптироваться в окружающем мире и быть успешным.
Цель: исследовать поведение младших школьников в сложных жизненных ситуациях.
Объект: дети младшего школьного возраста (8-10 лет).
Предмет: поведение детей в сложных жизненных ситуациях.
Гипотеза исследования: у младших школьников есть привычные (популярные) стили поведения в сложной жизненной ситуации, но они не всегда эффективны. У больных и здоровых детей разные стили поведения в сложных жизненных ситуациях.
Методы исследования: Опросник копинг-стратегий детей школьного возраста Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, рисунок: «Моя сложная жизненная ситуация».
В исследование приняли участие здоровые дети младшего школьного возраста - 33 человека и 15 детей с хроническим заболеваниями органов пищеварения. Участие в исследование было добровольное. Форма проведения опросника - индивидуальная. Чтобы узнать, какое поведение используют дети в сложных ситуациях для своей защиты, мы использовали опросник, адаптированный Н.А. Сиротой и В.М. Ялтонским.
Цель этого опросника: изучение копинг-стратегий, защитного поведения детей школьного возраста. Чтобы опросник был более удобен для восприятия, он был упрощен И.М. Никольской, Р.М. Грановской.
Процедура исследования:
1. Нужно было подумать о неприятных событиях в своей жизни;
2. Нужно было отметить на бланки те действия, которые бывают в напряженной ситуации (первое задание);
3. Затем отметить те действия, которые помогают справиться с беспокойством и напряжением (второе задание);
4. По желанию ребенок на обратной стороне листа может нарисовать неприятную ситуацию, которую он вспомнил или записать ее.
Из анализа рисунков и описания неприятных, сложных жизненных ситуаций младших школьников, нам стало ясно, что чаще всего горе и переживание приносит конфликт со сверстниками - (24%), темы рисунков: «Обидно, когда твои лучшие подруги ссорятся»; «Подруга-жадина, не дает игрушки»; «Поругалась с подругой, она начала ссору»; «Поссорилась со всеми друзьями и со мной никто не дружит»; «Когда друзья над тобой смеются, то лучше найти других друзей, ведь те, кто смеются не настоящие друзья»; «Мальчики хотели со мной подраться»; «Бросила подруга».
Второе место по частоте встречаемости занимают травмы - (19%), темы рисунков: «Упала с горки»; «Упала и сломала руку»; «Упала с велосипеда»; «Книжная полка упала на голову»; «Упала с батута» и ситуации связанные со школьной успешностью - (18%), темы
2
02PSMN415
Выпуск 4 - 2015 (499) 755 50 99
http://mir-nauki.com
рисунков: «Получила двойку в школе»; «Учительница написала замечание в дневник, бабушка ругала»; «Отругали в школе за поведение»; «Я не хочу делать уроки».
Менее значимыми для детей младшего школьного возраста явились ситуации взаимоотношения с животными, темы рисунков: «Гладила кошку, а она покусала и поцарапала меня»; «Убежал кот»; «Чужая собака попала под машину» - (9%);
Испуг и ужас, темы рисунков: «Боюсь проспать в школу»; «Ужас»; «Приснился кошмар»; «Я плохо сплю»; «Приснилось, что я ударилась» - (9%);
Рассеянность, темы рисунков: «Сказала неправильный адрес для такси и уехала в другое место»; «Что-то потеряла»; «Потеряла телефон» - (9%);
Недоразумения и шалости, темы рисунков: «Измазала маминой помадой белый холодильник»; «Взяла мамину помаду и нарисовала розу на зеркале»; «Разбил окно» - (9%). (Приложение 1)
Например, одна девочка рассказала, какая ужасная тяжелая ситуация у нее произошла и как она переживала. Вот ее рассказ: «В школе учитель рисовала маркером на белой доске. Дома я играла в школу, холодильник похож на школьную доску. Мне в голову пришла хорошая идея использовать его вместо доски. Жаль фломастеры мои на нем не такие яркие. Я взяла помаду, мама все равно редко ей красит губы. Я увлеклась рисованием. Когда пришла мама мне попало за холодильник и помаду. Мама ругалась. Я неправильно поступила». Вот что мы заметили, когда просматривали ответы на опросник у этой девочки. Из способов поведения в сложной жизненной ситуации она выделила «Рисую» и др. способы снятия напряжения, а среди эффективных стратегии «Рисую» не было.
Оценивая популярность и эффективность типов поведения младших школьников в сложной жизненной ситуации сразу скажем, что среди предложенных способов поведения в опроснике нет стратегий, которые бы дети не отметили. То есть, реакции детей на сложные жизненные ситуации разнообразны, все типы поведения дети считают эффективными, но в разной мере.
Анализ результатов работы показал, какие из предложенных в опроснике стратегий, являются самыми популярными. Современные дети младшего школьного возраста в сложной жизненной ситуации используют чаще следующие шесть стратегий поведения: «Смотрю телевизор и слушаю музыку» (75% детей); «Рисую, пишу или читаю что-нибудь» (72,7% детей); «Обнимаю или прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь или глажу животное (собаку, кошку и пр.)», «Играю во что-нибудь» (63,6% детей); «Прошу прощения или говорю правду», «Стараюсь расслабиться, оставаться спокойным» (57,5% детей).
Просмотр телевизора давно стал привычным для многих людей типом поведения. Взрослые сами предлагают ребенку посмотреть телевизор, включают мультфильмы или другие программы.
Ученые выделили много негативных факторов телевизора, влияющие на детский организм: неподвижное сидение ребенка перед телевизором в течение нескольких часов -нарушает его естественную двигательную активность, способствует ожирению, невротическим расстройствам, нарушению сна и зрения. Телевизионный просмотр, в отличие от чтения, не побуждает ребенка фантазировать, потому что предлагает уже готовые образы. Обычно дети копируют модель поведения взрослых. Папа отдыхает перед телевизором. Ребенок также усаживается перед телевизором после своего «трудового дня» в школе. Обычно ребенка «захватывает» сам процесс просмотра телевизора, мелькания кадров, а не информация.
3
02PSMN415
Мир Науки
Выпуск 4 - 2015
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
научный интернет-журнал
Существует и другая сторона - защитное поведение с помощью телевизора. Например: ребенку некомфортно, когда он находится дома один, тихо как-то, страшновато. А когда включаешь телевизор, то квартира наполняется звуками, «оживает». Таким образом, ребенок избавляется от одиночества и пустоты, пытаясь заменить себе общение. В фильмах и книгах, где присутствуют персонажи, максимально сходные с самим ребенком и его друзьями возможно сопереживание и, как результат, - изменяется отношение к своей проблеме. Сюжеты историй развивают эмоциональную, чувственную и ценностную сферу ребенка. С одной стороны они знакомят его с новыми чувствами: сострадание, доброта, мужественность, справедливость. С другой стороны, детские фильмы развивают мышление, осуществляется сравнение себя с персонажами мультфильмов, в чем их превосходство и к чему еще надо стремиться [8]. Как будет влиять телевизор на ребенка - зависит от взрослых. Они должны понимать в каких фильмах и героях нуждается ребенок.
Музыка оказывает действие на всех людей, через звуковую волну. Она может быть созвучна или противоположна настроению. Музыка помогает выплеснуть сильные разрушительные эмоции, например, агрессию. Любая музыка: классическая или популярные, эстрадные музыкальные произведения обладают большой силой эмоционального воздействия, позволяет создать нужное настроение.
Рисование помогает расслабиться, снимает эмоциональную нагрузку и стресс. Активное рисование помогает выразить свое эмоциональное состояние на бумаге без слов и так снять внутреннее напряжение. Оно позволяет ребенку проявить то скрытое, что мешает ему жить, в символических образах. Пассивная деятельность, когда человек выступает в роли созерцателя чужих произведений, имеет иной механизм воздействия. Предметы искусства, так же, как и музыка, это средство передачи информации без слов, возможность сопоставить свои эмоции с эмоциями других людей, анализируя чужое творчество почувствовать свое созвучие с ним, получить заряд позитивной энергии тогда, когда она остро необходима [8].
Объятия - это возможность ребенку почувствовать заботу и защиту. Маме достаточно взять младенца на руки и обнять его, он успокоиться. Ребенку чаще легче без слов, через прямой контакт получить спокойствие. Так же и стратегия «Обнимаю или прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь или глажу животное» дает возможность ребенку снять напряжение, связанное с трудной ситуацией через отношения привязанности к близкому человеку, любимой вещи, животному. Детям важен телесный и эмоциональный контакт, благодаря этому они могут ощутить одновременно поддержку и защиту со стороны близких людей даже без слов.
Игровая ситуация связана с удовольствием от проявления жизненных сил. Формирует практический опыт и разные виды деятельности. Готовит ребенка к взрослой жизни. Игра формирует навык переживания. По мнению З. Фрейда, содержание части игр связано с воспроизведением ситуации психотравмы.
Хранить в тайне тяжелое, волнующее событие очень трудно. Душевная тайна требует сил для сохранения. Поэтому, когда мы говорим правду, нам легче. Но долгое осуждение взрослых делает неприятное событие невыносимым и не приносит желаемого облегчения.
Расслабиться для ребенка, значит лечь и успокоиться, уединиться, закрыть глаза, поспать, поплакать и пр. расслабление связано со многими детскими занятиями и индивидуально у каждого ребенка. Благодаря стратегии «Стараюсь расслабиться, оставаться спокойным» дети могут снизить напряжение не только, как отмечено выше, в результате уменьшения поступающей информации.
Реже всего дети младшего школьного возраста используют другие шесть стратегий поведения: «Кусаю ногти или ломаю суставы пальцев» (6% детей); «Бью, ломаю или швыряю
4
02PSMN415
Мир Науки
Выпуск 4 - 2015
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
научный интернет-журнал
вещи» (12% детей); «Борюсь или дерусь с кем-нибудь»; «Дразню кого-нибудь»; «Молюсь» (15% детей).
Кусание ногтей является следствием сильного эмоционального напряжения у ребенка. Скорее всего, младшему школьнику уже стыдно признаться в том, что он это делает. Бить, ломать, дразнить - прямое выражение отрицательных эмоций.
Стиль поведения «Молюсь» в нашем исследовании использовали только 15% детей. Они все отметили эту стратегию как эффективную. Молитва помогает успокоиться, смириться с ситуацией.
Интересно, что в сложной жизненной ситуации детям помогают не все популярные стратегии. Были случаи обратного характера. Среди эффективных были стратегии, которых не было среди ответов в первом задании. Анализ результатов первого и второго заданий опросника дал возможность разделить выбранные эффективные стратегии второго задания на две части. К первой части относятся стратегии, которые дети отметили еще и в первом задании опросника. То есть это стратегии, являющиеся наиболее частой реакцией детей на негативные ситуации и одновременно эффективным способом их преодоления. Ко второй части второго задания относятся те стратегии, которые дети отмечали как эффективные независимо от того, что они не выбирали их в первой части. То есть ребенок не использует тот стиль поведения, но считает его эффективным.
В целом, эффективными стратегиями для детей младшего школьного возраста (которые они не только используют, но и о которых только знают), являются (Приложение 6): «Рисую, пишу или читаю что-нибудь и пр.» (60,6% детей); «Обнимаю или прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь или глажу животное», «Смотрю телевизор, слушаю музыку», «Играю во что-нибудь» (57,6% детей).
В первой части второго задания дети выделили следующие популярные и эффективные стратегии поведения: «Смотрю телевизор, слушаю музыку», «Играю во что-нибудь», «Рисую, пишу, читаю что-нибудь и пр.» (51%); «Обнимаю или прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь или глажу животное» (48%); «Стараюсь расслабиться, оставаться спокойным» (45%). Именно эти стратегии дети используют чаще всего и находят их эффективными.
Ко второй части второго задания относятся такие мало используемые, но эффективные стратегии как: «Остаюсь сам по себе, один» - (21%); «Мечтаю, представляю себе что-нибудь» - (18%). Дети ограничены в их использовании, но уверены в их эффективности.
Оставаясь в одиночестве, ребенок может погружаться в свой внутренний мир. Время, проведенное наедине с самим собой, дает возможность внутренней умственной работы над различными неприятностями. Как правило, самостоятельно не многие дети склонны к такому способу реакций. Обычно необщительные взрослые и дети легко используют такой стиль поведения. Размышление над ситуацией часто используется взрослыми в качестве наказания.
Вторая стратегия - мечтаю, основана на развитом воображении младших школьников, и может иметь лечебный эффект для психики. В основе данной стратегии механизм -замещение. Это значит, что в фантазиях и мечтах человек может иметь то, чего ему недостает в жизни. Благодаря этому у ребенка может снизиться уровень беспокойства и напряженности. Приукрашивая себя и свою жизнь, повышается чувство уверенности, собственной ценности, улучшается настроение. Бывает, что родители критикуют и наказывают за фантазии. Мечтательность не является одобряемой родителями чертой и дети не стремятся часто использовать этот стиль поведения.
5
02PSMN415
Выпуск 4 - 2015 (499) 755 50 99
http://mir-nauki.com
Есть способы поведения, которые используются, но не являются эффективными:
«Смотрю телевизор» (75,7% - используют, из них 18% - считают не эффективным); «Схожу с ума» (21,2% - используют, из них 15% детей считают не эффективным); «Бью, ломаю или швыряю вещи» (12,1% - используют, из них 6% детей считают не эффективным); «Борюсь или дерусь с кем-нибудь»; «Дразню кого-нибудь»; «Плачу, грущу»; «Говорю правду»; «Воплю и кричу» (15% детей используют, из них 12% - считают не эффективным). Дети знают об их очень слабой эффективности. Возможно, по-другому они вести себя не могут или не умеют. Ребенок плачет, грустит, дерется, ломает вещи, когда ему плохо, когда переживает сложную ситуацию, но это ему не помогает справиться с проблемой. Это выразительные эмоциональные действия, снимающие напряжение. Данный стиль поведения не является социально одобряемым и может привести к новой сложной ситуации.
Взрослые должны знать сложные ситуации и способы реакций ребенка. Нужно стараться использовать их в этой последовательности [10]. Например, если указанные сложные жизненные ситуации происходят в жизни ребенка, нужно: «позволить ребенку порисовать, обнять его, а потом поговорить с ним»; или «дать возможность посмотреть мультфильмы, а потом отправить полежать, расслабься».
В сравнении с детьми, которые имеют хронические заболевания, мы увидели существенные отличия. Здоровые дети применяют следующие способы совладающего поведения: рисую, пишу, смотрю телевизор, обнимаю близкого (животного, игрушку), играю, стараюсь расслабиться, прошу прощения говорю правду. Это активные и открытые для психосоциального контакта способы поведения. Больные дети постоянно думают о неприятных событиях, остаются один на один со своими мыслями, плачут, грустят, ложатся спать. Фиксируются на проблеме, постоянно прокручивают в голове свои негативные мысли. Более 80% детей используют пассивные стратегии поведения и мало общаются, взаимодействуют с близкими людьми. Они используют мало правильных стратегий, избегают контактов.
Итак, дети больные хроническими заболеваниями в основном используют неконструктивные формы совладающего поведения, исключающие взаимодействия с другими людьми и эмоциональное выражение проблем, копят негативные эмоции и переживания в себе. Но мы не знаем причину: болезнь ли изменила их поведение, или такое поведение привело к хронической болезни.
Таким образом, мы проанализировали сложные жизненные ситуации, которые дети сами относят к трудным и неприятным. Среди них есть часто используемые младшими школьниками, когда они здоровы и когда они больны. Ряд стилей поведения в сложной жизненной ситуации является эффективным, другие нет. С точки зрения взрослого, не все они стоят того, чтобы обращать на них внимание. Но сами дети переживают их как серьезные проблемы и ждут поддержки от родителей.
6
02PSMN415
Выпуск 4 - 2015
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
Выводы:
1. Для детей младшего школьного возраста сложными жизненными ситуациями является: конфликты со сверстниками, травмы, школьная неуспеваемость.
2. Детям младшего школьного возраста свойственны различные защитные стили поведения (копинг-стратегии). Самые популярные среди них: просмотр телевизора - (75,7% детей), рисование (чтение, просмотр книг) - (72,2% детей), объятие близкого человека (животного, вещи), игра - (63,6% детей).
3. Редко дети используют такое защитное поведение, как: «Кусаю ногти» - (6%
детей); бью, ломаю, дерусь - (12%детей); молюсь - (15% детей); кричу, «Схожу с ума» - (21%).
4. В целом, по мнению детей младшего школьного возраста, эффективным способом в преодолении сложной жизненной ситуации оказалось: творческая деятельность (60,6% детей) - рисование, чтение, рассматривание книг, возможно и сайтов интернета; общение с животными (Обнимаю или прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь или глажу животное (собаку, кошку и пр.); игра (в том числе компьютерная) и просмотр телевизора (57,6% детей).
5. Неэффективными стратегиями, но используемыми детьми оказались: просмотр телевизора (18%); высокая степень эмоциональной реакции «Схожу с ума» (15% детей); борьба, драка, просить прощение, говорить правду (12% детей).
6. Дети с хроническими заболеваниями имеют общие стили поведения в сложных жизненных ситуациях, более 80% детей используют пассивные стратегии поведения и мало общаются, взаимодействуют с близкими людьми.
Исследуя стили поведения детей в сложных жизненных ситуациях, мы не только узнали о поведении младших школьников, но и выяснили, какое поведение из этого списка является эффективным. Также узнали, что для здорового ребенка характерны активные способы поведения, позволяющие ему открыто выражать свои эмоции. Дети должны знать и использовать эффективные стратегии, а родители - поддерживать их в этом.
На первый взгляд кажется, что эти способы самопомощи все взрослые люди прекрасно знают, значит, могут успешно использовать это знание в своем взаимодействии с детьми. Однако в жизни часто бывает по-другому. Например, взрослые заявляют, что ребенку нельзя гулять во дворе, потому что это опасно (и тогда он вообще не гуляет), или запрещают ему смотреть телевизор, потому что это - пустая трата времени. Или родители говорят, что животных заводить не стоит, потому что с ними много мороки. А то, что кот, собака или другое животное способствуют формированию у ребенка многих положительных качеств, играют с ним и никогда его не ругают, почему-то во внимание не принимают. По нашему мнению, воспитывающие детей взрослые обязательно должны знать детские стратегии совладания с внутренним напряжением и беспокойством. Кроме того, они должны помогать их использовать ребенку [6].
В данной работе мы решили все поставленные задачи: - посмотрели на проблемы детей и способы поведения в сложных жизненных ситуациях не с точки зрения взрослых, а глазами самих детей; - узнали от них не только о привычных способах поведения, но и об эффективности различных защитных стилей; - с помощью детских рассказов и рисунков исследовали сложные ситуации.
Таким образом, можем утверждать, что цель работы достигнута, задачи выполнены.
7
02PSMN415
Выпуск 4 - 2015
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
научный интернет-журнал
ЛИТЕРАТУРА
1. Бардиер Г.Л., Никольская И.М. Что касается меня.. .Сомнения и переживания самых младших школьников. [Текст] - СПб.: - Рига: Пц «Эксперимент», 1998. -302 с.
2. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические
механизмы. [Текст] - СПб.: «Знание», 1998. - 276 с.
3. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. [Текст] -СПб.: Речь,2000. - 507 с.
4. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. [Текст] - Мытищи, 1996. - 139 c.
5. Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных с неврозами и с психосоматическими расстройствами. Пособие для врачей. [Текст] СПб.: Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей, 1992. - 84 с.
6. Копинг-поведение // психологический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://psi.webzone.ru/st/306100.htm (дата обращения: 05.02.2015).
7. Корсакова Л.И. Копинг-поведение и защитные механизмы системы адаптации
личности. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/08_2010/11.pdf (дата обращения: 05.02.2015).
8. Медицинский справочник: НеБолеем. net. Арт-терапия и ее возможности [Электронный ресурс]. URL: http://www.neboleem.net/stati-o-zdorove/3427-art-terapija-i-ee-vozmozhnosti.php (дата обращения: 05.02.2015).
9. Психологический навигатор. Круглый стол: «Проблемы современного человека. Чем может помочь психолог?» [Электронный ресурс]. URL: http://www.psynavigator.ru/artides.php?code=202 (дата обращения: 05.02.2015).
10. Преодоление сложных жизненных ситуаций [Электронный ресурс]. URL:
http://constructorus.ru/psixologiya/trudnaya-zhiznennaya-situatsiya.html (дата
обращения: 05.02.2015).
11. Руслякова Е.Е. Исследование представлений здоровых детей о врачах. [Текст] // Социосфера. 2013. №3. С. 103-109.
12. Смирнова М.В., Копинг-стратегии у детей младшего школьного возраста. //
Научно-практический журнал ISSN: 2223 -6880 Заключением Президиума ВАК Минобрнауки России №22/49 от 25.05.2012 г. включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий «Системная психология и социология» 2012 №6 [Электронный ресурс]. URL:
http://systempsychology.ru/journal/2012-6/114-smirnova-m-v-koping-strategii-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 05.02.2015).
13. Ruslyakova E.E. Healthy children’s idea of doctors. [Текст] // Eastern European Scientific Journal. 2013. №2. С. 70-78.
Рецензент: Статья рецензирована членами редколлегии журнала.
8
02PSMN415
Выпуск 4 - 2015
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
Ruslyakova Ekaterina Evgenevna
Magnitogorsky the state technical university of G.I. Nosov
Russia, Magnitogorsk E-mail: [email protected]
Style of behavior of children of 8-10 years in a difficult life situation
Abstract. Before answering a question as children overcome difficulties, it is necessary to designate the main negative life situations which to children to have to face.
It is difficult to adult to understand that breaks composure of the child why this situation is for it difficult, difficult. And, above all, they always ask: "Why you made it?". In comparison with adult problems: an economic crisis, work, diseases and so forth - children's sorrows are regarded by them as insignificant, silly little things in life. It seems to them it is the nonsense which isn't deserving attention. It is in that case absolutely logical not to understand children's frustration, experiences and steps taken by the child, behavioural strategy.
What problems or difficult situations at children can be? Children not always share it. Sometimes, they are afraid of punishment, and sometimes, don't know how to tell about it. But the most important - children try to solve an unpleasant life situation. With the help or without the aid of parents. Children will solve the problem as are able, those ways of behavior which are familiar to them. If experiences and tension aren't eliminated, the behavior means was inefficient. At inefficient wrong behavior, the child too long is in a difficult life situation. Not only its mentality, but also all body will be in tension. The chronic disease, nervous breakdown or a mental trauma for the rest of life will as a result be created.
Keywords: difficult life situation, stress, strategy of behavior, children, illness, overcoming, kopign-behavior, psychological protection.
9
02PSMN415
Выпуск 4 - 2015
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
научный интернет-журнал
REFERENCES
1. Bardier G.L., Nikol'skaya I.M. Chto kasaetsya menya.. .Somneniya i perezhivaniya samykh mladshikh shkol'nikov. [Tekst] - SPb.: - Riga: Pts «Eksperiment», 1998. -302 s.
2. Granovskaya R.M., Nikol'skaya I.M. Zashchita lichnosti: psikhologicheskie
mekhanizmy. [Tekst] - SPb.: «Znanie», 1998. - 276 s.
3. Nikol'skaya I.M., Granovskaya R.M. Psikhologicheskaya zashchita u detey. [Tekst] -SPb.: Rech',2000. - 507 s.
4. Romanova E.S., Grebennikov L.R. Mekhanizmy psikhologicheskoy zashchity. Genezis. Funktsionirovanie. Diagnostika. [Tekst] - Mytishchi, 1996. - 139 c.
5. Tashlykov V.A. Psikhologicheskaya zashchita u bol'nykh s nevrozami i s psikhosomaticheskimi rasstroystvami. Posobie dlya vrachey. [Tekst] SPb.: Sankt-Peterburgskiy institut usovershenstvovaniya vrachey, 1992. - 84 s.
6. Koping-povedenie // psikhologicheskiy slovar' [Elektronnyy resurs]. URL:
http://psi.webzone.ru/st/306100.htm (data obrashcheniya: 05.02.2015).
7. Korsakova L.I. Koping-povedenie i zashchitnye mekhanizmy sistemy adaptatsii
lichnosti. [Elektronnyy resurs]. URL:
http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/08_2010/11.pdf (data obrashcheniya:
05.02.2015).
8. Meditsinskiy spravochnik: NeBoleem.net. Art-terapiya i ee vozmozhnosti
[Elektronnyy resurs]. URL: http://www.neboleem.net/stati-o-zdorove/3427-art-
terapija-i-ee-vozmozhnosti.php (data obrashcheniya: 05.02.2015).
9. Psikhologicheskiy navigator. Kruglyy stol: «Problemy sovremennogo cheloveka.
Chem mozhet pomoch' psikholog?» [Elektronnyy resurs]. URL:
http://www.psynavigator.ru/articles.php?code=202 (data obrashcheniya: 05.02.2015).
10. Preodolenie slozhnykh zhiznennykh situatsiy [Elektronnyy resurs]. URL:
http://constructorus.ru/psixologiya/trudnaya-zhiznennaya-situatsiya.html (data
obrashcheniya: 05.02.2015).
11. Ruslyakova E.E. Issledovanie predstavleniy zdorovykh detey o vrachakh. [Tekst] // Sotsiosfera. 2013. №3. S. 103-109.
12. Smirnova M.V., Koping-strategii u detey mladshego shkol'nogo vozrasta. // Nauchno-
prakticheskiy zhurnal ISSN: 2223 -6880 Zaklyucheniem Prezidiuma VAK Minobrnauki Rossii №22/49 ot 25.05.2012 g. vklyuchen v Perechen' vedushchikh retsenziruemykh nauchnykh zhurnalov i izdaniy «Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya» 2012 №6 [Elektronnyy resurs]. URL:
http://systempsychology.ru/journal/2012-6/114-smirnova-m-v-koping-strategii-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html (data obrashcheniya: 05.02.2015).
13. Ruslyakova E.E. Healthy children’s idea of doctors. [Tekst] // Eastern European Scientific Journal. 2013. №2. S. 70-78.
10
02PSMN415
Выпуск 4 - 2015
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
Приложение 1
Диаграмма: сложные жизненные ситуации младших школьников (метод: опрос)
3% 2% 7% ■ Конфликт с другом 9% 24% ■ Травма Д \ ■ Школьная успешность 9% -Рассеянность | 9% 19%^Л "Шалость t ■ Животные 'ч "Плохой сон ■ Страх Другое
11
02PSMN415