Научная статья на тему 'Особенности совладания младших школьников с заиканием'

Особенности совладания младших школьников с заиканием Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
407
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бакташиан А.

В работе представлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме совладающего поведения младших школьников с заиканием. Целью исследования является выявление характера влияния тревожности и идентификационных особенностей младших школьников с заиканием на выбор стратегий совладающего поведении. Рассмотрена специфика процесса совладания младших школьников с заиканием, выявлены их личностные и эмоционально-волевые особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бакташиан А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности совладания младших школьников с заиканием»

ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ

© Бакташиан А.*

Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка, Республика Беларусь, г. Минск

В работе представлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме совладающего поведения младших школьников с заиканием. Целью исследования является выявление характера влияния тревожности и идентификационных особенностей младших школьников с заиканием на выбор стратегий совладающего поведении. Рассмотрена специфика процесса совладания младших школьников с заиканием, выявлены их личностные и эмоционально-волевые особенности.

Изучение адаптивных механизмов личности в быстро меняющемся мире едва ли не самая актуальная задача в современной психологии в связи с возрастанием стрессовой нагрузки как на общество, так и на отдельную личность. Возрастающий общественный интерес к проблеме преодоления жизненных стрессов нашел свое отражение в огромном количестве публикаций как западных, так и отечественных исследователей.

Под совладающим поведением понимают деятельность индивида по поддержанию и сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами личности, которые удовлетворяют этим требованиям [1]. Как отмечает С.К. Нартова-Бочавер, понятие «копинг» охватывает широкий спектр человеческой активности - от бессознательных психологических защит до целенаправленного преодоления кризисных ситуаций. Также под «копингом» подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные, эмоциональные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение и превышают ресурсы человека с ними справиться.

В современной зарубежной психологии «coping» - это преодолевающее поведение психологически трудной ситуации, техника совладания.

Предназначение «coping» заключается в том, чтобы лучше адаптировать человека к требованиям ситуации [2]. Так, Н. Weber (1992) считает, что «coping» направлен на поддержание физического, психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями. Хорни К. понимала совладание как возможность справиться с угрозой и тревожным состоянием. Она выделяет гибкость / ригидность стратегии поведения как индикатор душевного здоровья и психической адаптации.

* Аспирант кафедры Методологии и методов психологических исследований.

В западных и отечественных исследованиях определяют совладание с жизненными трудностями, рассматривая ее как деятельность личности по поддержанию и сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям. Задача совладания с негативными (проблемными) жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их.

Мы придерживаемся взгляда R. Lazarus, S. Folk-man и определяем сов-ладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее человеку справиться с трудной жизненной ситуацией способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, - через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддается контролю [1].

На данный момент, научные исследования, проводимые в рамках решения проблем копинга, имеют достаточно разнообразную направленность. Особое внимание уделяется рассмотрению специфики процесса совладания младших школьников [3].

Целью нашего исследования является изучение характера влияния тревожности с одной стороны, и идентификационных особенностей, с другой, на выбор младшим школьником с заиканием стратегий совладающего поведения.

Многие специалисты в области совладающего поведения утверждают, что его активное становление приходится на младший школьный, подростковый и ранний юношеский возраст (P.M. Грановская, И.М. Никольская,

H.A. Сирота, В.М. Ялтноский, Т.М. Попова, Е.А. Сергиенко, и др.). Этот период в жизни человека считается самым сложным, кризисным и противоречивым.

Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в специальных условиях, способствующих освоению норм и опыта жизнедеятельности в обществе, адаптации во всех видах и формах социокультурной жизни (включая образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих отклонения в развитии и ограничения развития.

Проблемы интеграции таких детей в общество проявляются в разных сферах их жизнедеятельности: в нарушениях поведения и дезадаптации. Проблема социализации особенно актуальна в младшем школьном возрасте, в связи с появлением на этом этапе новых более сложных и многообразных требований к деятельности ребенка, изменением характера ведущей деятельности такого ребенка.

Ребенок с тяжелым нарушением речи очень остро реагирует на негативные стрессовые воздействия, и его поведение характеризуется активизацией разнообразных форм адаптационных процессов, в котором одним из главных является совладающее поведение.

Особо значимым этот вопрос является для младших школьников с заиканием, в связи с появлением на данном возрастном этапе новых более сложных и многообразных требований к деятельности ребенка, в связи с потребностью социализации, изменением характера ведущей деятельности такого ребенка.

В условиях социальной (в первую очередь, коммуникативной) депривации младшим школьникам с заиканием приходится чаще, чем их нормально развивающимся сверстникам, встречаться с затруднительными ситуациями жизнедеятельности (ситуациями наличия препятствия на пути достижения цели действия). В преодолении таких ситуаций младшие школьники, как показывают наблюдения, обнаруживают значительные сложности. Эти сложности предполагаются связанными с центральными психологическими особенностями младшего школьника с заиканием: повышенным уровнем тревожности, а также особенностями отношения к своему дефекту.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить личностные и эмоционально-волевые особенности младших школьников с заиканием.

Большинство авторов отмечают в разной степени выраженные психологические особенности у детей с заиканием (Х. Лагузен, И.А. Сикорский, Г.Д. Неткачев, И.И. Тартаковский, Э. Фрешельс, Ф.Г. Штоккерт, Ю.А. Флоренская, М.Е. Хватцев и др.). В основу принимается наличие логофобий (С.С. Ляпидевский, С.И. Павлова), разная степень болезненной фиксирован-ности на своем недуге (В.И. Селиверстов, В.М. Шкловский и др.). В данном случае к понятию фиксированности на дефекте у заикающихся исследователи относят разные психические явления: особое качество внимания (закрепившееся, устойчивое, застревающее, навязчивое, сосредоточенное, концентрированное), осознание дефекта, своеобразные представления о нем и, наконец, разное отношение к нему (настороженное, боязливое). Заикание вызывает особенно острое эмоциональное реагирование индивидуума на свой дефект.

Наличие речевого дефекта, трудности в речевом процессе, неблагополучия в речевом общении с окружающими, неудовлетворенность собой, своей речью, своими поступками вызывают переживания (как форма выражения эмоций и чувств) у заикающихся (В.И. Селиверстов, В.М. Шкловский, Ю.Б. Некрасова, Г.И. Ангушев). Данные переживания связаны с нереализованной потребностью свободного речевого общения с окружающими и сопровождаются различными эмоциями, чувствами и состояниями: неудовольствия, угнетенности, подавленности, апатии, тревожности, опасения, страха, напряженности, злобности, частой и сильной сменой настроения и др.

Проведенное теоретическое исследование позволило нам сделать вывод о специфике процесса совладания младших школьников с заиканием, о личностных и эмоционально-волевых особенностях ребенка и их влияния на выбор стратегий совладающего поведения младшими школьникам с заиканием.

Список литературы:

1. Lazarus R.S., Kanner A.D., Folkman S. Emotions a cognitive phenomenological analysis // Emotion. Theory, Research and Experience. V 1. - N.Y., 1980. -Р. 185-217.

2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15, № 1. - С. 3-18.

3. Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. - СПб.: Речь, 2000. - 507 с.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ © Гаган С.Г.*, Куликова Г.В.*

Детский сад компенсирующего вида № 21, г. Биробиджан

Публикация раскрывает содержание дидактических игр по развитию и коррекции памяти у умственно отсталых детей. Данные игры могут быть использованы воспитателями коррекционных групп детского сада, логопедами, родителями, учителями-дефектологами в работе с этой категорией детей.

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Дидактическая игра помогает сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку получить собственный опыт. При отборе дидактических игр необходимо, прежде всего, преследовать коррекционные цели и учитывать особенности развития умственно отсталых детей раннего и дошкольного возраста. Важное условие результативного использования дидактических игр в обучении - это соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий. Предлагаемые игры необходимо расположить в порядке постепенного усложнения.

* Учитель-дефектолог.

* Воспитатель первой категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.