Научная статья на тему 'Динамика выбора копинг-стратегий у детей младшего школьного возраста'

Динамика выбора копинг-стратегий у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1704
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ВЫБОРА КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ / COPING BEHAVIOR / COPING STRATEGIES / PRIMARY SCHOOL CHILDREN / AGE DYNAMICS OF COPING STRATEGIES CHOICE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Матафонова Светлана Иннокентьевна

Настоящая статья посвящена исследованию совладающего поведения детей младшего школьного возраста. В работе приводятся результаты выбора основных копинг-стратегий: решение проблем, игнорирование проблем, поиск социальной поддержки, агрессивный копинг. Показано, что у младших школьников в выборе копинг-стратегий существуют достоверные отличия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF COPING STRATEGIES CHOICE MADE BY PRIMARY SCHOOL CHILDREN

This article studies the coping behaviour of primary school children of different age groups. The study considers the choice of the main coping strategies: problem solving, ignoring the problem, search for social support, aggressive coping. It is shown that there are significant differences in the coping strategies choice made by primary school children.

Текст научной работы на тему «Динамика выбора копинг-стратегий у детей младшего школьного возраста»

УДК 159.922 Матафонова Светлана Иннокентьевна

соискатель кафедры психологии

Сибирской академии права, экономики и управления,

старший преподаватель

Евразийского лингвистического института

(Иркутского филиала

Московского лингвистического университета)

ДИНАМИКА ВЫБОРА КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Matafonova Svetlana Innokentyevna

PhD applicant, Psychology Department, Siberian Academy of Law, Economics and Management, Eurasian Linguistic Institute (Irkutsk Branch of Moscow State Linguistic University)

DYNAMICS OF COPING STRATEGIES CHOICE MADE BY PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Аннотация:

Настоящая статья посвящена исследованию со-владающего поведения детей младшего школьного возраста. В работе приводятся результаты выбора основных копинг-стратегий: решение проблем, игнорирование проблем, поиск социальной поддержки, агрессивный копинг. Показано, что у младших школьников в выборе копинг-страте-гий существуют достоверные отличия.

Ключевые слова:

совладающее поведение, копинг-стратегии, дети младшего школьного возраста, возрастная динамика выбора копинг-стратегий.

Summary:

This article studies the coping behaviour of primary school children of different age groups. The study considers the choice of the main coping strategies: problem solving, ignoring the problem, search for social support, aggressive coping. It is shown that there are significant differences in the coping strategies choice made by primary school children.

Keywords:

coping behavior, coping strategies, primary school children, age dynamics of coping strategies choice.

Обобщая накопленный опыт отечественных и зарубежных психологов [1; 2; 3; 4; 5], можно определить совладающее поведение как осознанное поведение, позволяющее субъекту справляться со стрессовыми ситуациями адекватными способами. В настоящее время существуют исследования, посвященные эмпирическому изучению влияния возрастных особенностей совладаю-щего поведения личности. Так, в работе Т.Л. Крюковой [6] рассмотрено два подхода к связи копинг-поведения и возраста: при первом с возрастом копинг-стратегии, совершенствуясь, становятся более успешными; при втором возраст не влияет на оценку ситуации и эффективность совладания.

Успешность совладания детей А.Н. Фомина [7] связывает с гибкостью мышления, поведения, эмоциональной гибкостью и защитным воображением. Большое значение в данном процессе имеет внешний ресурс в виде социальной поддержки «значимых взрослых», то есть родителей, в преодолении стрессовых ситуаций.

В своем исследовании И.И. Ветрова [8] указывает, что стиль совладающего поведения является личностной характеристикой, однако набор копинг-стратегий не остается статичным, а зависит от жизненных обстоятельств. Таким образом, многие авторы предполагают, что существуют возрастные различия в совладающем поведении и в уровне открытости внутреннего мира для преодоления стрессовых ситуаций [9]. В нашем исследовании мы попытаемся восполнить данный пробел.

Целью данного эмпирического исследования являлось выявление динамики выбора копинг-стратегий в младшем школьном возрасте. В работе решались следующие задачи: 1) определить способы преодоления стрессовых ситуаций учащимися младшего школьного возраста; 2) изучить особенности выбора копинг-стратегий в разных возрастных группах от 6 до 11 лет; 3) выявить достоверность различий в выборе копинг-стратегий в разных возрастных группах.

В исследовании приняли участие 86 учащихся 1-4-х классов МБОУ СОШ № 39 г. Иркутска в возрасте 6-11 лет. Выборку исследования составили 4 подгруппы учащихся начальной школы, сформированных раздельно в зависимости от учебной группы: 1-я группа М = 7; 2-я группа М = 8; 3-я группа М = 9; 4-я группа М = 10. Для исследования стратегий совладания с неприятными стрессовыми событиями у детей применялся опросник «Копинг-стратегии детей младшего школьного возраста» [10], модифицированный И.М. Никольской и Р.М. Грановской. В настоящей работе 26 копинг-стратегий распределены по четырем шкалам: разрешение проблемы - активная поведенческая стратегия; поиск социальной поддержки - активный поведенческий копинг-ресурс; игнорирование проблем - пассивная поведенческая стратегия; агрессивный копинг - активная поведенческая стратегия.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Математическая обработка полученных данных осуществлялась с использованием статистического пакета SPSS Statistics 22. При обработке данных применялась первичная описательная статистика с использованием подсчета среднего арифметического (М) и вычисления стандартного отклонения (m), построения линии тренда и оценки значимости различий между группами по U-критерию Манна - Уитни.

Проведен количественный анализ основных копинг-стратегий наиболее актуальных для младших школьников в разных возрастных группах, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Выраженность копинг-стратегий в четырех возрастных группах (М ± т)

Исследуемый вид копинг-стратегии 1-я группа М = 7 лет 2-я группа М = 8 лет 3-я группа М = 9 лет 4-я группа М = 10 лет

Разрешение проблемы 2,07 ± 0,81 2,14 ± 0,97 2,23 ± 0,75 2,37 ± 0,65

Поиск социальной поддержки 2,14 ± 1,18 2,46 ± 0,96 1,73 ± 0,83* 1,59 ± 1,05

Игнорирование проблемы 7,50 ± 2,03 6,54 ± 2,41* 6,50 ± 2,81 6,07 ± 2,16

Агрессивный копинг 1,32 ± 1,56 1,71 ± 1,63 1,55 ± 1,71 1,07 ± 1,75

* - Достоверное различие между показателями с предыдущей возрастной группой.

Наиболее часто используемой во всех возрастных группах была копинг-стратегия «игнорирование проблем», в результате которой учащиеся стремятся уйти от принятия решений в трудных ситуациях, что, по мнению И.М. Никольской и Р.М. Грановской [11], является типичным для детей младшего школьного возраста. Также можно констатировать, что частота выбора агрессивного копинга в ситуациях с высокой эмоциональной напряженностью провоцирующих противостояний значительно уменьшена из всех представленных стратегий.

Младшие школьники 7 и 8 лет сходны в выборе предпочитаемой стратегии «поиск социальной поддержки», однако во 2-й группе значительно снижена частота (p < 0,002) выбора стратегии «игнорирование проблем». В возрастной группе 9 и 10 лет увеличивается выбор стратегии «решение проблем». В возрасте 9 лет достоверно уменьшается частота (p < 0,03) выбора копинг-стратегии (поиск социальной поддержки).

Как можно видеть из данных, представленных на рисунке 1, движение в сторону тенденции к уменьшению числа выбора копинг-стратегии «игнорирования проблем» возможно за счет приобретения учащимися навыков анализа ситуаций, первоначальными умениями планирования действий и принятия собственной ответственности. Также наблюдается снижение диапазона поиска социальной поддержки. Мы связываем данный факт со стремлением детей к самостоятельности и инициативности. Учащиеся младших классов по мере адаптации к учебным требованиям в меньшей степени нуждаются в родительских опеке и контроле.

1 группа 2 группа 3 группа 4 группа Рисунок 1 - Динамика выбора копинг-стратегий с построением трендовых линий

Восходящая трендовая линия «решение проблем» свидетельствует о том, что дети младшего школьного возраста приобретают активное поведение, учатся самостоятельно находить решения в сложных ситуациях, прилагают конструктивные усилия для совладания. Также мы наблюдаем относительно постоянную линию тренда «агрессивный копинг», которая свидетельствует о том, что, испытав сильные негативные эмоции хотя бы один раз, дети принимают это как один из возможных неэффективных способов разрядки. Однако данный факт требует дальнейшего изучения.

Таким образом, была достигнута главная цель исследования - выявление динамики выбора копинг-стратегий в младшем школьном возрасте. Наиболее предпочитаемой для детей младшего школьного возраста является стратегия «игнорирование проблем», однако мы видим, что с возрастом происходит снижение данной тенденции и, напротив, происходит постепенное

увеличение выбора копинг-стратегии «решение проблем». В связи с адаптацией к учебной деятельности мы наблюдаем у 10-летних детей уменьшение потребности в поиске социальной поддержки, которая так необходима 7-летним, и относительно стабильный выбор агрессивного ко-пинга во всех возрастных группах.

Ссылки:

1. Бартош О.П. Возрастные и тендерные особенности копинг-поведения подростков // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2012. № 6. С. 42-46.

2. Ветрова И.И. Связь совпадающего поведения с контролем поведения и психологической защитой в системе саморегуляции // Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюкова, Е.А. Сергиенко. М., 2008. С. 179-196.

3. Исаева Е.Р. Возрастные и гендерные особенности стресс-преодолевающего поведения (копинга) на примере российской популяции // Вестник ТГПУ. 2009. № 6 (84). С. 86-90.

4. Климонтова Т.А. Особенности внутреннего мира интеллектуально одаренных подростков // Образование и наука. 2010. № 1 (69). С. 30-39.

5. Никольская И.М. Психологическая защита у детей. СПб., 2001. 507 с.

6. Крюкова Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения личности // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 2. С. 5-15.

7. Фоминова А.Н. Возрастные особенности совладающего поведения // Психология совладающего поведения : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Кострома, 2007. С. 157-160.

8. Ветрова И.И. Указ. соч.

9. Климонтова Т.А. Указ. соч.

10. Никольская И.М. Указ. соч.

11. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.