Научная статья на тему 'Особенности психологических защит и копинг-поведения у тревожных детей младшего школьного возраста'

Особенности психологических защит и копинг-поведения у тревожных детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2931
788
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ / ТРЕВОЖНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ПАТТЕРНЫ ПОВЕДЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ПАТТЕРНЫ ПОВЕДЕНИЯ / PSYCHOLOGICAL PROTECTION / COPING-BEHAVIOR / MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL PROTECTIONS / ANXIETY / SOCIALLY PREFERABLE PATTERNS OF BEHAVIOR / SOCIALLY UNDESIRABLE PATTERNS OF BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скуратова Анна Викторовна

В статье дан подробный анализ отечественных и зарубежных теорий, раскрывающих суть понятий «психологическая защита» и «копинг-поведение», дано разграничение этих понятий; на эмпирическом материале показаны особенности психологических защит и копинг-поведения у младших школьников с повышенной тревожностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Скуратова Анна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL PROTECTIONS AND COPING-BEHAVIOR OF RESTLESS CHILDREN OF JUNIOR SCHOOL AGE

The article gives the detailed analysis of Russian and foreign theories revealing the essence of notions psychological protection and coping-behavior; gives the distinction of these notions; the features of psychological protections and coping-behavior of restless children of junior school age are shown based on empirical material.

Текст научной работы на тему «Особенности психологических защит и копинг-поведения у тревожных детей младшего школьного возраста»

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ И КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ У ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Анна Викторовна Скуратова

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры общей психологии, e-mail: sck.anna@yandex.ru

В статье дан подробный анализ отечественных и зарубежных теорий, раскрывающих суть понятий «психологическая защита» и «копинг-поведение», дано разграничение этих понятий; на эмпирическом материале показаны особенности психологических защит и копинг-поведения у младших школьников с повышенной тревожностью.

Ключевые слова: психологическая защита; копинг-поведение; механизмы психологической защиты; тревожность; социально-желательные паттерны поведения; социально-нежелательные паттерны поведения.

Система защитного поведения относится к феномену, который привлекает внимание и исследуется многими специалистами, но, тем не менее, эту проблему без преувеличения можно назвать одной из самых неразработанных в психологии личности.

Проблема психологической защиты впервые была поставлена в психоанализе (З. Фрейд, А. Фрейд) и нашла свое отражение в разных психологических концепциях. В психологии, несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам эмоционального развития и защитных проявлений личности, данные вопросы изучены недостаточно как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне, на что неоднократно указывали отечественные психологи (А.Г. Асмо-лов, Ф.В. Бассин, Б.В. Зейгарник, А.В. Петровский и др.). В наибольшей степени это относится к детям начальных классов, хотя имеется достаточное количество исследований, которые доказывают, что основы личности закладываются именно в младшем школьном возрасте (Л.И. Божович, М.И. Лисина, Т. А. Репина). В этом возрасте появляются представления ребенка о своем «Я», стремление сохранить и защитить его целостность. Потребность быть принятым в социуме и неумение установить желаемые отношения с окружающими вызывают у ребенка чувство одиночества и отчуждения, которые становятся источником тревоги и причиной проявления тех или иных психологических защит (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Г. Салливан, Э. Эриксон и др.). В случае повторения подобных ситуаций в межличностных отношениях младшего школьника скла-

дывается устойчивая система защитного поведения, которая оказывает влияние на дальнейшее формирование личности. Именно в этом возрасте, по мнению исследователей, определяются базовые защитные стратегии поведения и возникает объективная необходимость в изучении средств психологической защиты и факторов, влияющих на их становление [1].

Поведение в трудных или неприятных жизненных ситуациях стало предметом изучения психологической науки сравнительно недавно. Во второй половине XX в. в зарубежной психологии возникло направление, занимающееся проблемой «копинга» (англ. термин - «coping» - справляться, преодолевать, совладать; нем. - «Bewaltigung» - переработка нагрузок) - совладания личности с трудными ситуациями, т. е. выяснением того, как, каким образом человек ведет себя в ситуациях различного рода и свойства.

С начала 90-х гг. прошлого века совла-дающее поведение становится предметом исследования и отечественной психологии. Для понимания феномена совладания важно иметь представление о механизмах психологической защиты, о способах и стратегиях поведения в трудных ситуациях, об особенностях личности, проявляющей себя в данных обстоятельствах.

Результаты изучения совладающего (ко-пинг) поведения отражены в многочисленных публикациях зарубежных и отечественных авторов (М. Тышкова, 1987; Х. Рем-шмидт, 1989; I. Seiffge-Krenke, 1990; Е.Е. Данилова, 1990; M. Petrovsky, J. Birkimer, 1991;

H. Sek, 1995; З.Х.Б. Сиерральта, 1997;

Е.А. Лерепеч, 1998; H.A. Bosma, 1999; Г. Крайг, 2000; Р.М. Никольская и Р.М. Грановская, 2000; Н.А. Сирота и В.М. Ялтон-ский, 1994; 1996, 2003; И.П. Стрельцова, 2002; Е.В. Либина, 2003 и др.). Исследователями выявлены особенности развития совла-дающего поведения в разные возрастные периоды, однако изучение младшего школьного возраста с точки зрения представлений о способах поведения в трудных или неприятных для них ситуациях, по нашему мнению, еще не получило в психологии развития достаточной разработки. В литературе до настоящего времени отсутствует источник, содержащий сколько-нибудь систематизированные сведения по проблеме психологической защиты и копинг-поведения у детей.

Трудности изучения совладающего поведения обусловлены тем, что пока не ясны (однозначно не определены) многие стороны и закономерности этого психического явления. Сколько всего существует защитных механизмов? Как можно их разграничить? Каков генезис их формирования? Как соотносятся понятия «психологическая защита» и «копинг-поведение»? Надежных ответов на эти вопросы пока нет, а это значит, что они, несомненно, нуждаются в обсуждении [2].

Прежде чем рассматривать особенности психологических защит и копинг-поведения у детей младшего школьного возраста, нам представляется необходимым уточнить понятие психологической защиты, разобраться, какие механизмы использует защита для выполнения своих функций, и ответить на вопрос, что побуждает человека включать механизмы защиты?

Психологическая защита - это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Для выполнения своих функций защита использует специальные механизмы: отрицание, подавление, рационализацию, вытеснение, проекцию, идентификацию, замещение, сновидение, сублимацию, катарсис, отчуждение.

Как указывал З. Фрейд, основная проблема человеческого существования заключается в том, чтобы справиться со страхом и тревогой, которые возникают в самых раз-

ных ситуациях. Поэтому ликвидация тревоги и избавление от страха - это наиболее мощный критерий эффективности действия защитных механизмов. Фрейд различал три вида тревоги (страха):

- реалистический страх (перед реальной опасностью внешнего мира);

- моральную тревогу, или чувство вины (перед лицом собственной совести, внутренней цензуры своих идеалов и ценностей);

- невротическую тревогу (перед силой и характером собственных страстей и желаний).

Страх приобретает новые формы с развитием человека. Сначала это биологическая эмоция, лежащая в основе витальной тревоги по поводу предстоящего наказания («Что за это со мной сделают?»). Затем страх трансформируется в человеческие чувства, лежащие в социальной или в социальной или моральной сфере: стыд и вину. Стыд возникает как давление общественной морали и ориентирован на внешнюю оценку («Что обо мне подумают?»). Вина отражает личные представления ребенка о себе (автономную мораль) и самооценку («Что теперь я сам о себе должен думать?»).

Таким образом, по Фрейду, принцип организации психологической защиты можно выразить формулой: «Нет страха и тревоги -нет защитных механизмов». Возникновение в онтогенезе различных типов тревоги стимулирует развитие разновидностей защитных механизмов. При этом вначале страх и тревога побуждают человека включать механизмы защиты неосознанно, и только потом они начинают действовать сознательно и целенаправленно. В одной из последних работ Фрейд определяет защиту как общее наименование всех тех механизмов, которые, будучи продуктами развития и научения, ослабляют диалектически единый внешне-внутренний конфликт и регулируют индивидуальное поведение. Тем самым она связывается с такими функциями психики, как уравновешивание, приспособление и регуляция [3].

Далее необходимо ответить на вопрос: сколько всего существует защитных механизмов? В отечественных источниках В.И. Журбиным выделено более десятка вариантов определения психологической защиты. Большинство из них не выдерживают критики, защита там определяется через видовые либо функциональные характеристики: такие

как цель, результат, познавательные процессы, аффекты, деятельность, регуляция и т. д. Итак, среди авторов нет единства мнений о том, сколько же механизмов защиты существует у человека. Например, в оригинальной монографии А. Фрейд описано 15 механизмов защиты. Колеман, автор учебника по патопсихологии, предлагает список из 17 защитных механизмов. В словаре-справочнике по психиатрии, опубликованном Американской психиатрической ассоциацией в 1975 г., перечисляется 23 механизма защиты. В словаре-справочнике по психологической защите Вайллента их насчитывается 18. Обобщив список всего лишь двух классификаций, Л.И. Вассерман с соавторами в качестве примера приводят список из тридцати четырех механизмов психологической защиты. Это вытеснение, отрицание, перемещение, обратное чувство, подавление (первичное и вторичное), идентификация с агрессором, аскетизм, интеллектуализация, изоляция аффекта, регрессия, сублимация, расщепление. проекция, прожективная идентификация, всемогущество, девалюация, приметивная идеализация, реактивное образование (реверсия и формирование реакции), замещение или сублимация (компенсация или сублимация), смещение или интроекция, идеализация, сновидение, рационализация, отчуждение, катарсис, творчество, инсценирование реакции, фантазирование, заговаривание, аутоагрессия.

И.М. Никольская и Р.М. Грановская в своих исследованиях дифференцируют 11 механизмов защиты у взрослых (отрицание, вытеснение, подавление, рационализация, проекция, идентификация, отчуждение, замещение, сновидение, сублимация, катарсис) и 5 детских поведенческих реакций (отказ (пассивный протест), оппозиция (активный протест), имитация, компенсация и эмансипация). Эта классификация, созданная на основе работ французских детских психиатров, широко используется в нашей стране.

Рассмотрев особенности психологической защиты, обратимся к стратегиям совла-дающего поведения, которые помогают людям сознательно справиться с внутренним напряжением и дискомфортом, а также опишем отличия копинг-поведения и механизмов психологической защиты.

Копинг-поведение (совладающее поведение) понимается как совокупность гибких, динамичных поведенческих и когнитивных усилий человека, цель которых - справиться с трудными, напрягающими, превосходящими имеющиеся ресурсы ситуациями (Р. Лазарус, С. Фолкман).

Для совладания необходимо соблюдать, по крайней мере, три условия: во-первых, достаточно полно осознавать возникшие трудности, во-вторых, знать способы эффективного совладания именно с ситуацией данного типа и, в-третьих, уметь своевременно применить их на практике. Из сказанного понятно, насколько эффективность совладания зависит от того, является ли срабатывание данной защиты ситуативным, или это уже элемент стиля реагирования на трудности [4].

Далее разграничим понятия «психологическая защита» и «копинг-поведение».

При исследованиях стресса копинг-поведение нередко рассматривается как понятие, близкое по своему содержанию к психологической защите. Действительно, когда происходит любое стрессовое событие, нарушается гомеостаз. Его нарушение может быть вызвано характеристиками стрессора или их восприятием. Организм человека реагирует на воспринятое нарушение либо автоматическими адаптивными ответными реакциями, либо адаптивными действиями, целенаправленными и потенциально осознанными. В первом случае речь идет о неосознанных поведенческих реакциях или психологических защитных механизмах. Во втором случае имеет место осознанное поведение совладания.

Автоматизмы психологической защиты условно делят на ситуационные (возникающие в психотравмирующей ситуации, переходящие и не требующие коррекции) и стилевые (отличающиеся устойчивостью и гене-рализованностью). Под стилем защиты понимают относительную постоянную на длительных отрезках времени и индивидуально очерченную у каждого человека систему внешних и внутренних «психотехнических действий», нацеленных на «снятие» конфликта в сфере самосознания для обеспечения позитивного отношения к своему «Я». Доказано, что на развитие стилевых защитных механизмов значимое влияние оказывают следующие факторы:

1) динамические особенности психики (например, активность и пассивность как свойство темперамента);

2) личный опыт успешности удовлетворения базисных психологических потребностей (в безопасности, в свободе и автономии, в успехе и эффективности, в признании и самоопределении);

3) опыт отношений в родительской семье как образец разрешения кризисных жизненных ситуаций;

4) хроническая психотравматизация личности.

Стилевые защитные механизмы, связанные с хронической психотравматизацией личности, нередко ведут к формированию внутриличностных конфликтов и заболеванию неврозом. С этой позиции невротическое поведение можно рассматривать как бессознательно выработанный и используемый конкретным человеком неадекватный способ борьбы со стрессом, а невротические симптомы - как неудачные попытки самолечения. Неудачны они потому, что сама защита становится источником заболевания. В связи с этим, проявляясь как своеобразная форма псевдоразрешения внутренних конфликтов при неврозах, стилевые защитные механизмы выступают в процессе лечения в качестве особой психотерапевтической мишени [5].

Адаптивные целенаправленные и потенциально осознанные действия - это уже ко-пинг-поведение. В этом случае каждый стрессовый эпизод, указывают И.М. Никольская и Р.М. Грановская, можно представить как определенную последовательность следующих актов: восприятие изменения ситуации - эмоции как результат оценки воспринятого - мысли о событии - копинг-реакции. Итогом этой цепочки является осознанное формирование новой ситуации, т. е. приспособление.

Таким образом, основным отличием защитных автоматизмов от копинг-стратегий является неосознанное включение первых и сознательное, целенаправленное использование последних. Некоторые авторы напрямую определяют копинг-стратегии как осознанные варианты бессознательных защит. Другие авторы считают, что отношение между копинг-поведением и защитными автоматизмами более сложное. Стратегии совладания

рассматривают не только как осознанные варианты бессознательных защит, но и как родовое, более широкое понятие по отношению к ним, включающее в себя и бессознательные, и осознанные защитные техники. В рамках этого подхода автоматизмы психологической защиты выступают как один из возможных способов реализации копинг-поведения.

Описывая многообразие поведенческих, эмоциональных и интеллектуальных копинг-стратегий личности, И.М. Никольская и Р. М. Грановская показали, что в основе каждой из них может лежать не один, а несколько различных защитных интрапсихических механизмов. Таким образом, авторы рассматривают понятие «копинг» как более широкое по своему содержанию, чем понятие «защитный механизм».

Для разграничения автоматизмов психологической защиты и осознанных стратегий совладания В.А. Ташлыков предлагает следующую схему анализа:

1. Инерционность. Механизмы психологической защиты не приспособлены к требованиям ситуации и являются ригидными. Техники сознательного самоконтроля являются пластичными и приспособлены к ситуации.

2. Непосредственный и отложенный эффекты. Механизмы психологической защиты стремятся к возможно более быстрому уменьшению возникшего эмоционального напряжения. При использовании сознательного самоконтроля человек может многое вытерпеть и даже доставляет себе иногда мучение.

3. Тактические и стратегические эффекты. Механизмы психологической защиты «близоруки», создают возможность только разового снижения напряжения (принцип действия - «здесь и сейчас»), тогда как стратегии совладания рассчитаны на перспективу.

4. Разные меры объективности восприятия ситуации. Механизмы психологической защиты приводят к искажению восприятия действительности и самого себя.

Таким образом, несмотря на близость сравниваемых понятий, их можно разделить. Кроме указанных критериев различения, надо отметить принципиальную возможность обучения совладанию / применению осознанных стратегий за счет овладения опреде-

ленной последовательностью действий, которая может быть описана и воспринята человеком.

Стратегии совладания условно можно разделить на три группы.

1. Поведение. Разнообразные поведенческие стратегии снятия очага напряженности, обусловленного внешними и внутренними факторами.

2. Эмоциональная проработка подавленного. Эмоциональная разрядка с целью снятия очага напряжения или с целью поиска социальной поддержки.

3. Познание. Стратегии, позволяющие нейтрализовать напряженность стресса через изменение субъективной оценки ситуации и соответствующее изменение уровня ее контроля [6].

Итак, подведем итоги вышесказанному.

В условиях стресса психологическая адаптация человека происходит, главным образом, посредством двух механизмов: психологической защиты и копинг-механизмов.

Одни и те же события жизни могут иметь различную стрессовую нагрузку в зависимости от их субъективной оценки.

Стрессовое событие начинается с оценки какого-либо внутреннего (например, мысль) или внешнего (например, упрек) стимула, в результате - возникает копинг-процесс. Ко-

пинг реакция срабатывает, когда сложность задачи превышает энергетическую мощность привычных реакций организма. Если требования ситуации оцениваются как непосильные, тогда преодоление может принимать форму психологической защиты.

В общем континууме психологической регуляции копинг-механизмы играют компенсаторную функцию, а механизмы психологической защиты занимают последний уровень в системе адаптации - уровень декомпенсации. На рис. 1 отображены два возможных стиля реагирования на негативные события.

Итак, можно описать отличия копинг-поведения и механизмов психологической защиты (МПЗ).

1. МПЗ действуют на бессознательном уровне, копинг - образование, формирующееся на сознательном уровне.

2. Действие МПЗ направлено на снятие эмоционального напряжения, а копинг действует в направлении восстановления нарушенных отношений между окружением и личностью.

3. МПЗ срабатывают мгновенно, сталкиваясь с проблемной ситуацией, копинг же формируется последовательно.

4. МПЗ искажают объективную ситуацию, копинг - нет.

Рис. 1. Стили реагирования на негативные события

Проанализировав и обобщив материал по данной проблеме, мы предположили, что существует определенная связь между защитными механизмами личности, стилями копинг-поведения, расстройствами личности и базовыми эмоциями. Защитная система детей младшего школьного возраста с повышенной тревожностью формируется и функционирует на основе общих психологических закономерностей, но имеет свои особенности в связи с отклонениями в поведении. Эти особенности могут проявляться на бессознательном уровне использования механизмов защиты и осознанном использовании копинг-стратегий и зависят от степени нарушения в эмоциональной сфере, а также влияют на формирование ведущих социальных и личностно-значимых паттернов поведения. Тревожность побуждает человека включать механизмы защиты неосознанно. И только потом копинг-поведение начинает действовать сознательно и целенаправленно, ослабляет внешне-внутренний конфликт и регулирует индивидуальное поведение [7].

С целью проверки данных утверждений было проведено эмпирическое исследование на базе МОУ лицей № 13 в количестве 80 человек.

Исследование проводилось с помощью следующего диагностического инструментария: тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена; диагностическая методика «Способы защиты» (Е.Б. Ковалева), опросник копинг-стратегий школьного возраста

И.М. Никольской, Р.М. Грановской.

В своем исследовании мы предположили, что высокий уровень тревожности у детей младшего школьного возраста в сложных ситуациях будет связан с актуализацией большого количества психологических защит, а низкий уровень тревожности в тех же условиях будет способствовать выбору сов-ладающего поведения.

Полученные данные по тесту тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена показали следующее:

1. 40 % детей имеют повышенную тревожность в межличностных отношениях. Мы считаем, что это связано с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста.

2. Наибольший уровень тревожности проявлялся в следующих ситуациях: объект агрессии (99 %), выговор (94 %).

Высокий процент отрицательных эмоциональных выборов приходятся в следующих ситуациях: агрессивность (89 %), изоляция (88 %), собирание игрушек (68 %) и укладывание спать в одиночестве (79 %).

Авторы теста считают, что особенно высокое проективное значение имеют следующие ситуации: одевание, укладывание спать в одиночестве, еда в одиночестве и утверждают, что дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, с высокой степенью вероятности будут обладать наивысшим уровнем тревожности. В этой связи нас насторожили показатели отрицательного выбора в ситуации, заданной на рис. 6 (самостоятельное укладывание спать) [8]. Они составляли 79 %, из чего можно сделать предположение о наличии негативного эмоционального опыта в данной (или подобной) ситуации у более половины обследованных детей.

Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения «ребенок - взрослый» («Ребенок с родителями» -5 %, «Ребенок и мать с младенцем» - 14 %); в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Еда в одиночестве» - 2 %, «Умывание» - 22 %, «Одевание» - 19 %).

Результаты исследования по диагностической методике «Способы защиты» (табл. 1).

Из таблицы 1 видно:

1. Дети с низким уровнем тревожности в основном пользуются пассивными способами защиты, дети с высоким уровнем тревожности пользуются как активными, так и пассивными способами защиты.

2. У детей с низким уровнем тревожности базовый способ защиты - избегание, замирание, блокировка. У детей с высоким уровнем тревожности базовый способ защиты - управление, агрессия, избегание. Управление и агрессия, как способы защиты, относятся к активным способам, а избегание к пассивным способам защиты, т. е. дети пользуются как активными, так и пассивными способами защиты.

3. Дети, имеющие низкий уровень тревожности, используют в основном социально-желательные паттерны (соответствующие принятым нормам и правилам поведения). Социально-желательные паттерны поведения основаны на базовом способе психологической защиты, характеризуются активностью

в выборе форм и высокой вариативностью в зависимости от ситуации.

4. Дети, имеющие высокий уровень тревожности, обнаружили разные по социальной направленности паттерны поведения: социально-желательные паттерны (соответствующие принятым нормам и правилам поведения), социально-нежелательные (идущие вразрез с нормами и правилами поведения). Социально-нежелательные паттерны поведения больше свойственны активным, подвижным детям. Они, стремясь предупредить нежелательное отношение к себе, использовали в основном такие способы защиты, как управление и агрессия. Во многих случаях данные способы защиты были неадекватными, неконструктивными.

Результаты исследования, полученные с помощью опросника копинг-стратегий школьного возраста И.М. Никольской, Р.М. Грановской, показали.

1. Наиболее предпочитаемыми в младшем школьном возрасте являются такие ко-пинг-стратегии, как: «говорю сам с собой», «прошу прощения или говорю правду», «ду-

маю об этом», «сплю», «смотрю телевизор, слушаю музыку», «гуляю вокруг дома или по улице». Менее предпочитаемыми - «дразню кого-нибудь», «схожу с ума», «делаю что-то подобное», «борюсь или дерусь с кем-нибудь», «бегаю или хожу пешком». В преодолении сложных ситуаций и переживаний, с ними связанных, младшие школьники предпочитают использовать речь: как внешнюю (проговаривание конкретной неприятной или трудной ситуации с целью ее осмысления и отреагирования), так и внутреннюю (обдумывание ситуации), а также детские развлечения в качестве отвлекающих занятий.

2. Такие способы поведения как «гуляю вокруг дома или по улице» встречаются реже, чем «бью, ломаю или швыряю вещи», «сплю», «говорю сам с собой». Как видим, преобладают: аффективное отреагирование с агрессией, направленной вовне (экстрапуни-тивный тип реакции); восстановление физических сил (сон) как способ совладания; использование внутренней речи для переработки трудных ситуаций и связанных с ними переживаний.

Таблица 1

Способы поведения в разных жизненных ситуациях у младших школьников с разными уровнями тревожности

Ситуации Дети с низким уровнем тревожности Дети с высоким уровнем тревожности

Активные способы защиты Пассивные способы защиты Активные способы защиты Пассивные способы защиты

1. В ситуации, когда дети находятся в школе 1. замирание 2. уход (избегание) 1. управление 1. уход (избегание)

2. В ситуации, когда дети находятся дома 1. замирание 2. блокировка 1. перцептивная защита 2. управление 3. агрессия 1. уход (избегание) 2. замирание

3. В ситуации, когда дети гуляют во дворе с друзьями 1. агрессия 1. уход (избегание) 1. агрессия 2. управление

4. В ситуации, когда дети находятся со своими родителями 1. управление 1. уход (избегание) 1. управление (контрвоздействие) 2. перцептивная защита (игнорирование) 1. уход (избегание)

5. В ситуации, когда детей обижают, унижают 1. агрессия 1. блокировка 1. агрессия 2. грубая ассертивность

6. В ситуации, когда детям страшно 1. блокировка 2. уход (избегание) 1. уход (избегание) 2. блокировка

7. В ситуации, когда детей хвалят 1.замирание 1.замирание 2. уход (избегание) 3. блокировка

Базовый способ защиты 1. Избегание 2. Замирание 3. Блокировка 1. Управление 2. Агрессия 1. Избегание

3. Преобладающая стратегия у мальчиков связана с использованием внутренней речи («думаю об этом»), у девочек - с эмоциональным отреагированием через горе и страдание («плачу и грущу»).

4. В целом исследование показало, что дети с высоким уровнем тревожности используют крайние варианты активных и пассивных способов психологической защиты. Высокая личностная тревожность снижает адаптивные возможности, дети защищаются однообразно, неадекватно, неконструктивно, обнаруживают нарушенные отношения в социуме и дисгармонию в развитии личности. С увеличением уровня тревожности ослабевают позитивные эмоции, наблюдается «застревание» на каком-либо негативном состоянии, дети затруднялись открыто выразить свое настроение, определить эмоциональное состояние другого человека.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась. Высокий уровень тревожности у детей младшего школьного возраста в сложных ситуациях связан с актуализацией большого количества психологических защит, в то время как низкий уровень тревожности чаще способствует выбору

конструктивных форм совладающего поведения.

1. Косыре в В.Н. Отчуждение учебного труда студента // Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 138-143.

2. Косырев В. Н. Отчуждение учебного труда как препятствие оптимальному профессионально-личностному развитию // Ежегодник Академии психологии и управления: сборник научных трудов / гл. ред. Е.А. Уваров. Тамбов, 2010. С. 128-139.

3. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. М., 1988. С. 3-5, 6679.

4. Грановская Г.М., Никольская И.М. Психологическая защита у детей. СПб., 2006. С. 352.

5. Психология. Словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевскоко. М., 1990. С. 178.

6. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. М., 2000. С. 181.

7. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М., 2000. С. 153-164.

8. Тэммл Р., Дорки М., Амен В. Тест тревожности. М., 1992. С. 33-35.

Поступила в редакцию 25.12.2010 г.

UDC 159.9

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL PROTECTIONS AND COPING-BEHAVIOR OF RESTLESS CHILDREN OF JUNIOR SCHOOL AGE

Anna Viktorovna Skuratova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of General Psychology Department, e-mail: sck.anna@yandex.ru

The article gives the detailed analysis of Russian and foreign theories revealing the essence of notions “psychological protection” and “coping-behavior”; gives the distinction of these notions; the features of psychological protections and cop-ing-behavior of restless children of junior school age are shown based on empirical material.

Key words: psychological protection; coping-behavior; mechanisms of psychological protections; anxiety; socially preferable patterns of behavior; socially undesirable patterns of behavior.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.