Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СЛУЖБЕ ПРОБАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СЛУЖБЕ ПРОБАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
пробация / служба пробации / специалист по вопросам социальной работы с субъектами пробации / социально-воспитательная работа / probation / probation service / specialist in social work with subjects of probation / social and educational work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лисовец О.В.

В статье проанализированы особенности социальной работы с осужденными как инновационной практики для службы пробации в Украине. Рассмотрены структурные компоненты социально-воспитательной работы: объект, субъект, цель, направления, технологии, формы, методы, результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SOCIAL WORK IN THE PROBATION SERVICE

In article the features of social work with convicts as an innovative practice for the probation service in Ukraine are analyzed. The structural components of social and educational work are considered: object, subject, purpose, directions, technologies, forms, methods, result.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СЛУЖБЕ ПРОБАЦИИ»

перспективно-ориентирующей функции добавляется функция субъектности, которая выражается в социальной активности, изменении задачи ученика от приобретения знаний, умений и навыков к необходимости научиться обучать товарищей.

Проведя анализ всех средств, мы выделяем оперативные средства и стратегические средства опережающего обучения. К оперативным средствам можно отнести: комментирование, опоры, опережающие самостоятельные работы, опережающие задания, взаимодействие учащихся в разновозрастном коллективе при погружении их в заданный учебный материал, использование внутрипредмет-ных связей обратного действия, вкрапление новых терминов без сопроводительного пояснения; к стратегическим средствам относятся: компакты, укрупнение дидактических единиц, алгоритмы, графы, использование технологических карт опережающего ознакомления. Эффективное обеспечение организации экологического образования можно реализовать с помощью единства оперативных и стратегических средств опережающего обучения.

Список литературы

1. Добрынина, В. В. Методическая система опережающего обучения математике на основе си-нергетического подхода : дис. ... канд. пед. наук / В. В. Добрынина. - Армавир, 2005. - 275 с.

2. Зорькина Н.В. Организация процесса усвоения базовых понятий учебной дисциплины средствами опережающего обучения: дис. . канд. пед. наук / Н.В. Зорькина - Ульяновск, 2011. - 167 с.

3. Железнякова О.М. Тринитарная целостность форм профессионального образования: синергети-ческий подход. - - Электронное обучение в непрерывном образовании. - 2017, № 1(4). - С. 267-274.

4. Лысенкова, С. Н. Методом опережающего обучения / С. Н. Лысенкова. - М. : Просвещение, 1988. - 192 с.

5. Сохор, А. М. Логическая структура учебного материала: вопросы дидактического анализа / А. М. Сохор. - М. : Педагогика, 1974. - 192 с.

6. Чиркова, О. И. Реализация идеи опережающего ознакомления при обучении доказательствам теорем в курсе геометрии основной школы : дис. ... канд. пед. наук / О. И. Чиркова. - Архангельск, 2002. - 174 с.

7. Шаталов, В. Ф. Куда и как исчезли тройки / В. Ф. Шаталов. - М. : Педагогика, 1979. - 134 с.

8. Эрдниев, П. М. Обучение математике в начальных классах (опыт обучения методом укрупнения дидактических единиц) : кн. для учителя / П. М. Эрдниев. - М. : Столетие, 1995. - 266 с.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СЛУЖБЕ ПРОБАЦИИ

Лисовец О.В.

Национальный педагогический университет имени М.ПДрагоманова, докторант, кандидат педагогических наук, доцент

FEATURES OF SOCIAL WORK IN THE PROBATION SERVICE

Lisovets O.

National Pedagogical Dragomanov University doctoral student, candidate of pedagogical sciences, docent

Аннотация

В статье проанализированы особенности социальной работы с осужденными как инновационной практики для службы пробации в Украине. Рассмотрены структурные компоненты социально-воспитательной работы: объект, субъект, цель, направления, технологии, формы, методы, результат.

Abstract

In article the features of social work with convicts as an innovative practice for the probation service in Ukraine are analyzed. The structural components of social and educational work are considered: object, subject, purpose, directions, technologies, forms, methods, result.

Ключевые слова: пробация, служба пробации, специалист по вопросам социальной работы с субъектами пробации, социально-воспитательная работа.

Keywords: probation, probation service, specialist in social work with subjects of probation, social and educational work.

Международная практика и требования внедрения альтернативных видов наказаний значительно актуализировали вопрос разработки новых подходов к социальной работе с различными категориями лиц, имеющих проблемы с законом. Одним из направлений решения этого вопроса является введение в Украине нового социально-правового института - службы пробации.

Характеристика сущности пробационной деятельности позволяет рассматривать этот институт и как субъект социальной работы, поскольку она включает специфические направления и функции, направленные на решение широкого спектра, в т. ч. и социальных, проблем клиентов. Учитывая значительный опыт деятельности подобных служб за рубежом, эта проблема достаточно освещена в зару-

бежных исследованиях (С. Вердун-Джонс, Д. Уит-филд, М. Гета, С. Гриффитс, М. Дейа, Дж. Диттон, Я. Кунова, П. Лейленд, С. Лисон, Г. Майер, М. Неллис, Р. Форд, У. Чуйа и др.), которые рассматривают теорию и практику внедрения альтернативных видов наказаний, очерчивая круг юридических, психологических, социальных проблем. Среди украинских исследователей пробационной деятельности следует выделить А. Бецу, О. Богатыреву, А. Джужу, А. Кирилюка, Н. Максимову, Д. Ягунова, И. Яковец и др. Однако, отечественные исследования в области исправительной системы относительно недавно перешли в плоскость социальной работы (И. Зверева, Е. Караман, В. Лютый, Л. Оника, И. Пахомов и др.), а поэтому остается насущной потребность основательного исследования социальных аспектов пробационной деятельности, тем более, что одним из ее направлений законодательно утверждено социально-воспитательную работу. В этом контексте в данной статье мы ставим целью рассмотрение сущности и особенностей социальной работы с осужденными как инновационной практики для службы пробации в Украине и проверка эффективности ее внедрения на современном этапе.

Изучив предпосылки возникновения службы пробации и процесс ее становления, мы обнаружили, что генезис данного института прослеживается с XIX в., когда активизируется вопрос альтернативных видов наказаний для правонарушителей. А в течение ХХ в. пробация как вид наказания, или как вид освобождения от отбывания наказания с испытанием постепенно распространилась в большинстве развитых стран мира и реализуется государственными, а в некоторых странах негосударственными, специализированными органами, имеющими разное подчинение. Относительно Украины можем констатировать, что, пройдя ряд этапов, этот процесс ознаменовался принятием в 2015 году Закона Украины «О пробации» [8], что и положило начало развитию этого института в Украине. Собственно, сразу и приведем законодательное определение понятия «пробация», которое заключается в «системе надзорных и социально-воспитательных мер, применяемых по решению суда и в соответствии с законом к осужденным, выполнение определенных видов уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, и обеспечение суда информацией, характеризующей обвиняемого [8]. Как видим, пробация рассматривается не только как уголовно-правовой, но и как социально-воспитательный институт, сущность которого заключается в осуществлении, с одной стороны, надзора и контроля, а с другой - индивидуальной работы с правонарушителем, его сопровождении и поддержке, и сконцентрирована больше на исправлении, чем на наказании человека. Добавим, что введение отдельной должности специалиста по вопросам социальной работы с субъектами пробации еще раз подчеркивает значение социальной работы в практике деятельности службы пробации. Это позволяет нам рассматривать ее как субъект социальной работы и подтверждает необходимость

научного исследования и анализа опыта современной социально-воспитательной работы в данном социальном институте.

Следует отметить, что социальная работа, и в частности социально-воспитательная работа, занимает важное место в системе средств исправления и ресоциализации осужденных, урегулированных уголовно-исполнительным законодательством, в котором понятие «социально-воспитательная работа» трактуется как «целенаправленная деятельность персонала органов и учреждений исполнения наказаний и других социальных институтов для достижения цели исправления и ресоциализации осужденных» [4] и включает нравственное, правовое, трудовое, эстетическое, физическое, санитарно-гигиеническое воспитание осужденных, а также другие его виды, способствующие формированию у них жизненной позиции, которая соответствует правовым нормам и требованиям общественно полезной деятельности [3]. В контексте же пробационной деятельности сущность социально -воспитательной работы как особой социально-правовой, психолого-педагогической системы воздействий на клиента имеет свою специфику относительно всех компонентов этой системы (объекта, субъекта, цели, направлений, содержания, технологий, результата). Поэтому считаем необходимым охарактеризовать эти компоненты, что позволит выяснить специфику такого направления социальной работы в службе пробации как социально-воспитательной работы с клиентами.

Определяя объект социально-воспитательной работы следует отметить, что она проводится со всеми категориями субъектов пробации, кроме лиц, в отношении которых готовится досудебный доклад, и осужденных к ограничению свободы, направляемых для отбывания наказания в исправительные центры. То есть объектами выступают: лица, осужденные к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, к общественным работам, к исправительным работам; лица, которым наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок заменено наказанием в виде общественных работ или исправительных работ; лица, освобожденные от отбывания наказания с испытанием; освобождены от отбывания наказания беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет. Отдельно следует акцентировать внимание на несовершеннолетних (в возрасте от 14 до 18 лет) как объектах социально-воспитательной работы, осуществление пробации в отношении которых позволяет избежать негативных моральных, психологических и физических последствий изоляции (в условиях воспитательной колонии), поскольку при альтернативном наказании навыки социального взаимодействия сохраняются и развиваются под влиянием социальной среды и при активной помощи персонала органа пробации.

Именно персонал органа пробации и выступает субъектом социально-воспитательной работы согласно украинскому законодательству [8], среди

штатных единиц которого мы акцентируем внимание на должности специалиста по вопросам социальной работы с субъектами пробации. Введение этой должности свидетельствует о возможности компетентной реализации социально-воспитательной функции в работе с клиентами пробации, учета их социальной ситуации развития, психологических характеристик и т. п.

Отдельно отметим, что если речь идет о несовершеннолетнем клиенте пробации, то субъектами социально-воспитательной работы могут также выступать органах и службы по делам детей, специальные учреждения осуществляющие их социальную защиту и профилактику правонарушений, а также родители несовершеннолетних или их законные представители. Но, как указывает В. Пекарчук, нужно понимать, что в семьях осужденных, совершивших преступления, эмоциональные контакты между родителями и детьми могли быть нарушены, что и подтолкнуло подростков к совершению преступления. Также негативное влияние могло проявиться в безразличии родителей, отсутствии взаимопонимания в семье, тяжелых материальных условиях и бытовой неустроенности, «силовом» методе воспитания [6, с. 113]. Учитывая вышеизложенное, можно констатировать, что перед сотрудниками органа пробации стоит сложная задача: с одной стороны по максимуму использовать влияние родственных связей на пути исправления несовершеннолетнего, с другой - нивелировать возможное непонимание со стороны родителей, не допустить неблагоприятной обстановки в семье путем доступного толкования административных и уголовно-правовых мер воздействия на родителей, которые не выполняют должным образом обязанностей по воспитанию детей.

Приступая к рассмотрению назначения социально-воспитательной работы в службе пробации, отметим, что ее общей целью является исправление осужденного, то есть процесс положительных изменений, которые происходят в его личности и создают у него готовность к самоуправляемому пра-вопослушного поведению [4]. Фактически это целенаправленный процесс определения факторов противоправного поведения и направлений дальнейшей работы с клиентами, путем создания воспитательными средствами благоприятных условий для социализации или ресоциализации, всестороннего развития, саморазвития и самореализации личности, нейтрализации негативных факторов через активизацию ресурсов самой личности, интеграцию ресурсов государственных учреждений и общественности.

Проанализировав опыт социально-воспитательной работы служб пробации (и, в частности, Нежинского отдела по вопросам пробации Центрального межрегионального управления по вопросам исполнения уголовных наказаний и пробации Министерства юстиции Украины), можем выделить следующие основные направления социально -воспитательной работы: консультативная помощь, содействие трудоустройству, привлечение к обуче-

нию, участие в воспитательных мероприятиях и общественно-полезной деятельности, индивидуально-профилактическая работа.

При этом отметим, что основой эффективной социально-воспитательной работы с клиентами службы пробации является основательное изучение их основных проблем и потребностей. Так, определив основные факторы, которые влияют на формирование проблем и потребностей клиентов службы пробации (образование, окружение, жилье, финансы, здоровье, наличие зависимостей, уровень правосознания), мы сформулировали и охарактеризовали основные возможные проблемы и потребности субъекта пробации, которые объединили в следующие группы: «жилье», «образование», «работа», «материальное положение», «контроль над поведением и мышлением», «психическое состояние», «злоупотребление алкоголем», «употребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов», «отношения в обществе»,« отношения с родными и близкими», «отношение к правонарушению», «готовность к изменениям». Например, жилищные проблемы связаны с отсутствием или неудовлетворенностью местом жительства, неблагоприятным окружением, а потребности, соответственно, направляются на поиск/аренду жилья, места в общежитии и т. п.

Далее с помощью диагностической методики «Оценка риска совершения повторного уголовного преступления» мы проанализировали основные проблемы и потребности клиентов Нежинского отдела по вопросам пробации (выборка - 136 человек) и ранжировали по уровню криминогенности динамические факторы риска совершения повторного правонарушения. В результате выявлено, что наиболее влиятельными на личность осужденного являются следующие группы факторов: «отношения с родными и близкими» (67% не имеют собственной семьи, 25% совершали домашнее насилие и др.), «работа» (69% официально не трудоустроены), «материальное положение» (90% заявили о финансовых и материальных проблем), «образование» (69% имеют лишь среднее или неполное среднее образование), «злоупотребление алкоголем», «употребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов».

Таким образом, выявление основных проблем и потребностей клиентов пробации является первоочередной задачей и исходным этапом системы социальной и социально-воспитательной работы специалистов службы пробации. Оценивая в своей деятельности уровень риска совершения повторного уголовного преступления и определения криминогенных факторов относительно того или иного осужденного они должны придерживаться трех общепризнанных принципов [2]:

принцип риска: чем выше риск совершения повторного правонарушения, тем выше должна быть интенсивность предоставляемых услуг (количество видов услуг, их продолжительность, частота общения, степень контроля и т.п.). Интенсивная помощь предусматривается для случаев более высокого риска, поскольку в них результативность выше в

ответ именно на такой вид помощи по сравнению с менее интенсивной, в то время, как в случаях с менее выраженным риском, лучшие результаты достигаются именно при минимальном уровне вмешательства;

принцип потребностей: конкретные виды помощи должны отвечать криминогенным потребностям правонарушителя. Под такими нуждами понимаются характеристики осужденного, его окружения, которые, если их изменить в позитивном направлении, уменьшают вероятность совершения нового преступления;

принцип возможностей: виды и методы помощи, конкретные услуги приводятся в соответствие с возможностями (ресурсами) реабилитационного пространства и конкретного правонарушителя. Иначе говоря, предлагаться должен такой тип помощи, который отвечает не только криминогенным потребностям, но и тем свойствам и возможностям человека (биологическим, психологическим, социальным и духовным), для которых именно этот вид помощи может оказаться наиболее полезным.

Вместе с тем, определение проблем и потребностей клиента является исходным и обязательным этапом одной из основных технологий социальной работы с субъектами пробации - технологии ведения случая (кейс-менеджмента). Основательно заполненная и проанализированная оценка рисков направляет на правильную формулировку проблемы, определение потребностей и рассмотрение ресурсов, необходимых для разрешения конкретной ситуации. Как результат проведенной работы -следующий этап технологии: разработка индивидуально плана работы с осужденным, который должен включать: название услуги (содержание мероприятия), поставщика услуги (собственные или партнерские ресурсы: материальные, человеческие, информационные и т.д.); периодичность / срок исполнения; Ф.И.О. работника / задействованного лица; состояние достижения (достигнуто, в процессе, внесены изменения), подпись клиента о выполнении или ознакомлении с изменениями [2, с. 33]. Выполнение плана реализуется не только во время непосредственных встреч с работником про-бации, но и путем переадресации клиента в те или иные службы, имеющие больший опыт и потенциал в предоставлении соответствующей помощи. Но переадресация не исключает проведения дальнейших консультаций, координации и мониторинга качества и результативности предоставляемых услуг. После завершения работы обязательно необходимо провести анализ результатов в соответствии с пунктами разработанного и выполненного индивидуального плана. Это делается для того, чтобы понять, как выполнено или почему не выполнено запланированное, какие трудности возникли в процессе выполнения и какой опыт получил осужденный. Это позволит в дальнейшей работе не допустить негативных результатов и направлять в более рациональное и целесообразное русло выполнение плана как работником пробации, так и его клиентом.

Одной из новых практик в работе службы про-

бации становится внедрение пробационных программ, порядок разработки и реализации которых был утвержден в 2017 г. [7]. Пробационная программа назначается по решению суда лицу, освобожденному от отбывания наказания с испытанием, и предусматривает комплекс мероприятий, направленных на коррекцию социального поведения или его отдельных проявлений, формирование социально благоприятных изменений личности (программы психологической коррекции и программы социальной адаптации, направленные на устранение негативных факторов, которые влияли и могут в дальнейшем влиять на поведение правонарушителя). Главная специфика программы заключается в том, что это не простая совокупность мероприятий, а система воспитательных воздействий специалистов, направленная на стимулирование собственной социально одобряемой деятельности клиента по четко определенному плану и соответствующими сроками исполнения (от месяца до полугода). Согласно результатам выполнения программы осужденный получает определенную степень поощрительных действий, в частности, за добросовестное поведение и ответственное отношение к учебе, труду, активное участие в общественной деятельности и т.д., то есть формирование социально благоприятных изменений личности, которые возможно объективно проверить.

Таким образом, новый для Украины институт - службу пробации мы рассматриваем как субъект социальной работы, поскольку она включает специфические направления и функции, направленные на решение социальных проблем клиентов, в т. ч. предусматривает осуществление социально-воспитательной работы с целью исправления осужденных.

Список литературы

1. Богатирьова О. I. Теоретико-прикладш засади впровадження пробаци в Украш : монографiя. К.: Дакор, 2013. 368 с.

2. Ведення випадку в робот з засудженими фах1вщв служби пробаци : метод. рекоменд. / I. С. Яковець, А. Волж [та ш]. К.: МБФ «Шжнародний Альянс з ВШ/СНЩ в Укрш'т, 2015. 134 с.

3. Кримшально-виконавче право Украши : тдручник / За ред.: В. Голша, А. Степанюк. Харшв : Право, 2011. 328 с.

4. Кримшально-виконавчий кодекс Укра1ни : Кодекс Укра1ни ввд 11.07.2003 №1129-IV. URL: http ://zakon5.rada. gov.ua/laws/show/160-19.

5. Марков С. Становлення та роль служби пробаци в Укра1ш. Актуальт проблеми правознав-ства. 2016. Вип. 3. С. 78-82.

6. Пекарчук В. М. Закон Украши «Про проба-щю» - помггний крок на шляху попередження зло-чинносп неповноли'шх: теоретико-правовий аспект. В1сник Луганського державного унгверси-тету внутрштх справ 1мет Е. О. Д1доренка. 2016. Вип. 3. С. 109-117.

7. Про затвердження Порядку розроблення та реалiзацil пробацшних програм : Постанова Кабшету Мшс^в Украши ввд 18 счня 2017 р. № 24. URL: https://www.kmu.gov.ua/ua/npas/249676619

8. Про пробацш: Закон Украши ввд 05.02.2015 № 160-VIII. URL: http ://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/160 -19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.