том, что в острые исторические моменты, несмотря на сильные антисоветские предубеждения, в отличие от современных хулителей прошлого, являющихся его идейными единомышленниками, политик был в состоянии объективно оценивать существующие политические реалии и развитие событий, давать справедливые оценки, высказывать непредвзятые и дальновидные глубокие суждения.
А. В. Похилюк
Особенности социальной политики в условиях блокады
В годы Великой Отечественной войны, мобилизуя все силы страны на разгром врага, руководство СССР уделяло повышенное внимание вопросам социальной политики. Одной из ярчайших примеров этого является героическая блокада Ленинграда.
Вопросы тылового обеспечения войск Ленфронта и сил Балтийского флота в сложный период блокады решались в специфических условиях, которые не только коренным образом отличались от условий других фронтов, но и не имели аналога в истории, что требовало принципиально новых, нестандартных подходов в организации фронтового и флотского тыла.
Работа тыла осуществлялась при отсутствии сухопутных коммуникаций со страной. Успешное решение всех вопросов социальной сферы всецело зависело от создания и поддержания коммуникаций через Ладожское озеро. Это обстоятельство потребовало принятия ряда чрезвычайных мер.
Так, например, по указанию ГКО приказом командования фронта № 00172 от 19 ноября и постановлением Военного совета № 00419 от 24 ноября 1941 г. были созданы две военноавтомобильные дороги - ВАД-101 и ВАД-1021. ВАД была необычным по своей структуре и задачам соединением тыла. Руководил военно-автомобильной дорогой генерал-майор интендантской службы А.М. Шилов.
25 апреля 1942 г. ГКО обязал Наркомстрой СССР построить к 20 июня трубопровод по дну Ладожского озера с юго-восточного берега на западный. В соответствии с этим решением были изданы приказы наркома ВМФ от 28 апреля 1942 г. и постановление Военного совета Ленфронта от 1 мая 1942 г. Для осуществления проекта был создан коллектив до 1000 человек. В него вошли строители Наркомстроя, 27 отряд подводно-технических работ Аварийноспасательной службы Балтийского флота, строительные роты тыла
1 Ковальчук В.М. Ленинград и Большая земля. Л., 1975. С. 94.
108
фронта, специалисты Ленинградского управления Главнефтесбыта. Начальником строительства трубопровода был назначен М.И. Недужко. Трубопровод пропускной способностью 300-500 т жидкого топлива в сутки был построен всего за 50 дней. 18 июля первые тонны топлива поступили в осажденный город1.
18 января 1943 г. ГКО принял постановление о строительстве на полосе земли, освобожденной от врага в результате прорыва блокады Ленинграда, железнодорожной ветки от станции Шлиссельбург до платформы Поляна с свайно-ледовым мостим через Неву. Строительство вело Управление военно-восстановительных работ № 2 во главе с И.Г.Зубковым. 7 февраля на Финляндский вокзал прибыл первый эшелон с продовольствием. С 5 февраля по приказу наркома путей сообщения А.В. Хрулёва рядом со свайноледовым мостом началось строительство высоководного железнодорожного моста. Первый эшелон прошел по мосту 19 марта. Так начала действовать железнодорожная магистраль, связующая блокированный город со страной1 2.
Акценты в решении всех сторон социальной сферы были вынужденно смещены на решение наиболее острых проблем: обеспечение продовольствием, обмундированием, оружием и боеприпасами, организацию помощи раненым и больным, семьям военнослужащих, эвакуацию из блокированного города.
Ленинград в условиях блокады превратился в город-фронт. В этих условиях вопросы социального обеспечения защитников города решались в едином комплексе.
Основные вопросы обеспечения защитников Ленинграда решались за счёт подвоза грузов из глубокого тыла страны. Однако, условия блокады потребовали энергичного поиска и использования местных ресурсов. Ленинградские предприятия выполняли различные заказы фронта. В связи с тем, что Ленинградский фронт и Балтийский флот в условиях блокады не имели глубокого тыла, в Вологде по решению ГКО была создана центральная база снабжения Ленинграда. Управление базы стало, по существу, штабом, который руководил обеспечением защитников города, хотя база непосредственно подчинялась начальнику тыла Красной Армии А.В. Хрулёву3.
Работа тыловых органов фронта и флота проходила в условиях почти непрерывного огневого воздействия авиации и артиллерии врага. Тыловые подразделения размещались на ограниченной, разделённой на две части блокированной территории. Это требовало
1 Ленинград в борьбе. Месяц за месяцем (1941-1945). СПб., 1994. С. 125.
2 Ковальчук В.М. Дорога победы осажденного Ленинграда. Л., 1984. С. 71.
3 Кондратьев З.И. Дорога войны. М., 1968. С. 131-132.
109
принятия дополнительных мер по скрытому размещению подразделений и учреждений тыла на местности и их маскировке.
Все вопросы социального обеспечения защитников Ленинграда приходилось решать в условиях острейшего дефицита основных средств жизнеобеспечения, особенно продовольствия. Это требовало дополнительных мер по их учету, снабжению, строжайшему контролю за их распределением.
В деятельности Советского государства по проведению социальной политики в войсках Ленинградского фронта и силах Балтийского флота в период битвы за Ленинград можно выделить три этапа.
Первый этап - от начала войны и до 8 сентября 1941 г. Это был период больших материальных потерь, первых попыток эвакуации сил и средств из районов, оказавшихся под угрозой оккупации, этап сосредоточения и развёртывания фронтового и флотского тыла, их крупной структурной перестройки.
Второй этап - с 8 сентября 1941 по декабрь 1942 г. Характеризуется напряжённой борьбой за коммуникации, связывающие Ленинград с Большой землёй, и максимальным использованием внутренних ресурсов города для обеспечения его устойчивой обороны, превращения Ленинграда в город-фронт.
В социальной сфере в этот период решались задачи, выходящие за рамки обычных: доставка в город продовольствия и его распределение; обеспечение обмундированием и снаряжением; обеспечение обороняющихся снаряжением и боевой техникой, боеприпасами; эвакуация в тыл большого количества гражданского населения, в том числе детей, больных, раненых; проведение санитарно-эпидемических мероприятий; оказание помощи семьям фронтовиков, оставшихся в осаждённом городе.
Третий этап - с конца 1942 по январь 1944 г. В этот период наиболее актуальной стала задача материально-технического обеспечения наступательных операций по прорыву блокады Ленинграда и полному разгрому немецких захватчиков у стен города.
Органы Советского государства через тыловые части, подразделения и учреждения Ленинградского фронта и Балтийского флота, несмотря на тяжелейшие условия блокады, решали эти задачи в целом успешно и своевременно.
Таким образом, социальная политика Советского государства, осуществлявшаяся в период битвы за Ленинград, вносила в сознание воинов Ленинградского фронта и КБФ уверенность в правоту дела защиты Отечества, в неизбежный разгром фашистских захватчиков и победы над ними. Социальная политика проводилась через продовольственное, вещевое и денежное довольствие, культурное и медицинское обслуживание, организацию культурно-спортивных
110
мероприятий, политических информаций, газетных чтений, прослушивания радиопередач, выпуска боевых листков, встреч воинов с делегациями города, областей, краев, автономных и союзных республик, что являлось свидетельством прочного единения народа.
В заботе о соблюдении во фронтовых условиях норм социальной жизни и материальном обеспечении Военные советы Ленфронта и КБФ, командования и политорганы служб тыла объединений и частей армии и флота видели свою повседневную и постоянную задачу. Их усилия были направлены на сохранение существовавших запасов материальных средств социальной политики, на эвакуацию из опасных районов, получение новых ресурсов и бережное нормативное распределение. В социальной политике был заложен один из источников высоких моральных и боевых качеств красноармейцев, краснофлотцев и их командиров.
А. В. Николенко
Деятельность местных органов власти Архангельской и Вологодской областей по укреплению морального духа эвакуированных ленинградцев
История Ленинграда неразрывно связана с историей Великой Отечественной войны. Люди, находившиеся в осажденном городе, показали всему миру пример стойкости и героизма. Немецкофашистские войска не смогли с ходу взять город и решили сломить волю оборонявших его людей, заморив их голодом. Но население блокированного города не только выжило в экстремальных условиях, но и продолжало бороться1.
После начала массовой эвакуации жителей Ленинграда зимой 1942 г. на местные органы власти Вологодской и Архангельской областей легла ответственность за духовную поддержку прибывающих людей. Работы было много. Только в ходе зимней эвакуации из Ленинграда, в Вологодской области было размещено 20733 человека1 2, в Архангельской - 24193. Помимо размещённых на жительство, сотни тысяч человек проследовали через области, задерживаясь в них на короткое время.
Наиболее ярко забота об эвакуированных ленинградцах на территории Архангельской и Вологодской областей проявилась зимой
1 Фролов М.И. Салют и реквием. Героизм и трагедия Ленинградцев 19411944 гг. СПб. 2004. С. 156-162, 164-165.
2 Там же. С. 136.
3 Государственный архив Архангельской области. Ф. 2063. Оп. 9. Д. 54.
Л. 89.
111