Научная статья на тему 'Особенности социальной активности студентов, вовлеченных в общественную деятельность'

Особенности социальной активности студентов, вовлеченных в общественную деятельность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2758
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАСТИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ВУЗЕ / PARTICIPATION IN PUBLIC ORGANIZATIONS / SOCIAL ACTIVITY OF STUDENTS / SOCIAL RESPONSIBILITY / EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Баженова Наталья Геннадьевна

В статье представлены результаты анкетирования студентов вузов Дальневосточного региона и Сибири, участвующих в общественных организациях. Выявлены типы организаций, в которых принимают участие студенты, а также их взгляды на цели и задачи этих организаций, степень вовлеченности в общественную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Social Activity of Students Involved in Social Activities

The article presents the results of a survey of University students of the far Eastern region and Siberia, participating in public organizations. Identified the types of organizations involving students and their views on the goals and objectives of these organizations, the degree of involvement in social activities.

Текст научной работы на тему «Особенности социальной активности студентов, вовлеченных в общественную деятельность»

Н. Г. Баженова

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ, ВОВЛЕЧЕННЫХ В ОБЩЕСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В статье представлены результаты анкетирования студентов вузов Дальневосточного региона и Сибири, участвующих в общественных организациях. Выявлены типы организаций, в которых принимают участие студенты, а также их взгляды на цели и задачи этих организаций, степень вовлеченности в общественную деятельность.

Ключевые слова: участие в общественных организациях, социальная активность студентов, социальная ответственность, воспитательная среда в вузе.

N. Bazhenova

PECULIARITIES OF SOCIAL ACTIVITY OF STUDENTS INVOLVED IN SOCIAL ACTIVITIES

The article presents the results of a survey of University students of the far Eastern region and Siberia, participating in public organizations. Identified the types of organizations involving students and their views on the goals and objectives of these organizations, the degree of involvement in social activities.

Keywords: participation in public organizations, social activity of students, social responsibility, educational environment in the University.

Участие студентов вузов в общественно полезных организациях сегодня рассматривается в вузовской педагогике как одна из важнейших технологий воспитания активного гражданина и профессионала, осознанно включенного в социально-общественную жизнь своего вуза и региона [1; 3; 11; 12]. Проблема создания в вузах специальной среды, обеспечивающей социально-психологические условия для личностного и профессионального самоопределения будущих специалистов и активизирующей участие студенческой молодежи в общественно полезных организациях, хорошо представлена в научно-педагогической литературе [1; 2; 3; 5; 7; 8].

Потребность в высоком уровне активности студенческой молодежи сегодня очень острая, но не вполне ясны вопросы: каким образом создавать реальные условия для такой активности? каково отношение студентов к общественной деятельности? какие виды общественно полезной деятель-

ности наиболее привлекательны для них? С одной стороны, администрация вузов старается развивать условия для существования общественно полезных организаций, а с другой — не совсем понятно, каковы приоритеты для выбора направлений деятельности таких организаций и какими методами можно увеличивать количество их участников.

Под общественной студенческой организацией понимаем некоммерческие объединения студентов в целях удовлетворения их различных потребностей и защиты интересов. Представляет интерес, прежде всего, участие студентов в общественно полезных организациях, деятельность которых потенциально полезна как студентам, так и обществу в целом.

Для выявления содержательной стороны участия студентов в общественных организациях нами была разработана «Анкета для студента», включающая следующие вопросы:

1. Являетесь ли вы членом студенческой организации вашего вуза?

а) да;

б) нет.

2. Если «да», то в какой (каких) именно организации (организациях) вы состоите?

а) профсоюзная студенческая организация;

б) волонтерское движение;

в) студенческий добровольный отряд; д) творческий коллектив (клуб) вуза;

ж) спортивный коллектив вуза (клуб);

з) религиозное объединение;

и) какой-либо еще.

3. Организация, членом которой вы являетесь:

а) официально зарегистрирована;

б) неформальная;

в) скоро будет зарегистрирована.

4. Как вы стали членом этой организации?

а) проявил(а) самостоятельную инициативу;

б) по просьбе администрации;

в) по совету друзей.

5. Входите ли вы в руководство организации?

а) да, вхожу (укажите, пожалуйста, должность);

б) нет, я рядовой член организации.

6. Как долго вы являетесь членом этой организации?

а) менее полугода;

б) год;

в) 2 года;

г) 3 года и более.

7. Считаете ли вы, что ваша организация решает важные для студенческой молодежи задачи?

а) да (какие именно?);

б) нет;

в) что-то еще.

8. Считаете ли вы, что администрация вашего вуза в должной мере поддерживает студенческие организации?

а) да;

б) нет.

9. Ощущаете ли вы пользу от функционирования вашей организации?

а) да;

б) нет.

10. Какую социально значимую задачу решает ваша организация?

11. Являетесь ли вы членом какого-либо регионального или всероссийского студенческого сообщества? Какого именно?

12. Если вы в данный момент не являетесь членом студенческой организации, то собираетесь ли вступить в нее в ближайшее время?

а) да (укажите в какую именно);

б) нет.

В выборку вошли случайно отобранные респонденты (904 человека), студенты в возрасте от 16 до 31 года (средний возраст — 19-20 лет), обучающиеся на разных курсах (с I по IV) и специальностях государственных вузов Сибири и Дальнего Востока (Северо-Восточный федеральный университет, Благовещенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, Находкинский филиал Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, Сахалинский государственный университет, Тихоокеанский государственный университет, Хабаровская государственная академия экономики и права).

Согласно ответам на первый вопрос, 492 (54,4%) студента принимают участие в общественных организациях (161 юноша и 331 девушка), а 412 (45,6%) студентов (155 — юноши, 257 — девушки) — не принимают участие. Далее эти студенты отвечали только на последний вопрос анкеты о наличии намерения вступить в какую-либо организацию. Оказалось, что 190 (46%) студентов, не участвующих в общественных организациях, имеют желание вступить в их ряды. Таким образом, 682 студента (75,4%) из общей выборки положительно относятся к участию в общественных организациях, и студенты, которые пока не очень активны, готовы к вступлению и нуждаются в участии в общественной деятельности.

В первую очередь необходимо было выяснить, в каких именно организациях состоят участвующие студенты, поскольку в литературе имеются данные о том, что студенты не всегда ориентируются на социально значимые цели [11]. Опрос показал, что опрошенные студенты активно участвуют именно в организациях социально полезной направленности (рис. 1). Более того, многие респонденты указали 2-3 такие организации, что свидетельствует об их высокой активности и вовлеченности в

общественную деятельность. Среди студенческих объединений лидирующее положение занимает профсоюзная студенческая организация (31%), на втором месте — волонтерское движение (16%), на третьем — творческие коллективы вуза (12%), примерно равные творческим коллективам (клубам) позиции занимают студенческое научное общество (11%) и спортивный коллектив вуза (10%). Несколько меньше студенты включены в студенческие добровольные отряды (8%), и наименьшая доля (1%) приходится на религиозные объединения. Лишь 11% организаций не вошли в этот перечень. В эти 11% могли войти и организации, не имеющие социальной направленности, но студенты не расшифровали их назначение.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о преимущественно социальной направленности участия студентов в организациях (профсоюзное и волонтерское движение), несколько меньше выражена направленность личностного самовыражения (творчество, наука), а также направленность физического совершенство-

вания (спорт). Небольшая доля участников религиозных организаций может отражать меньшую значимость для молодежи духовной сферы жизнедеятельности.

Максимальный процент участвующих в профсоюзной деятельности свидетельствует об ответственности студентов за свое жизнеобеспечение, о зрелом подходе к собственной жизни.

То, что второе место по количеству участников занимает волонтерская деятельность является позитивным результатом. Волон-терство как общественная деятельность — это неоплачиваемая, сознательная, добровольная активность на благо других людей. Сегодня во всем мире волонтерство является одной из основных форм проявления социальной активности граждан, но в России оно пока еще только набирает обороты. Полученные данные свидетельствуют, что студенты Дальневосточного региона уже глубоко вовлекаются в решение такой социально значимой деятельности, как добровольная помощь нуждающимся группам населения и добровольный труд, направленный на решение экологических проблем.

религиозное объединение, 1%

какой-либо еще, 11%

спортивный коллектив вузачклуб,), 10%

творческий коллектив чклуб; вуза 12%

профсоюзная студенческая организация, 31%

студенческое научное общество, 11%

волонтерское движение, 16%

студенческий добровольный отряд,, 8%

Рис. 1. Организации, в которых состоят опрошенные студенты. Распределение ответов на вопрос «Если "да", то в какой (каких) именно организации/организациях вы состоите?»

Исследователи психологических характеристик личности волонтера отмечают, что для него характерны социальная ответственность, высокая социальная активность, альтруизм, убежденность в полезности своего труда [6]. Расширение деятельности волонтерских сообществ влечет за собой и утверждение в обществе ценностей альтруизма и милосердия.

Согласно данным рисунка 2, организации, в которых участвуют студенты, преимущественно являются официально зарегистрированными (72%), но все же каждый четвертый студент включен в неформальные организации. Вопрос о направленности неформальных организаций специально не исследовался в данном опросе, но является чрезвычайно важным. Но, исходя из показателей рисунка 1, в основном это организации социальной направленности, хотя и не зарегистрированные.

скоро будет зарегистри

рована

нефор-

25%

официально заре-гистриро-вана, 72%

Рис. 2. Зарегистрированность организаций, в которых участвуют студенты. Распределение ответов на вопрос «Организация, членом которой вы являетесь...»

ражает, как правило, активную жизненную позицию и высокий уровень субъектной включенности в жизнедеятельность. Так, можно предположить, что прямое вмешательство администрации в жизнь студентов менее эффективно, чем создание широкой воспитательной среды в вузе посредством организации специальных общевузовских мероприятий: проведение конференций, конкурсов, развитие общевузовской досу-говой деятельности [2, 12]. Из этих данных также логично может последовать вывод: студенты, включаясь в деятельность организации, могут стремиться реализовать потребность в самоутверждении и власти. Однако при ответе на вопрос «Входите ли вы в руководство организации?» полученные эмпирические результаты (рис. 4) показали, что только четвертая часть вовлеченных в организации студентов входит в руководство организации и реализует себя в качестве лидеров. Три четверти вовлеченных студентов являются рядовыми членами организаций, однако включение в общественные отношения создает для них благоприятные условия для формирования коммуникативных навыков в процессе совместной деятельности членов общественной организации.

по просьбе админист-

Немаловажным является ответ на вопрос о том, каким образом студент становится членом той или иной организации. На рисунке 3 показано, что подавляющее большинство студентов проявило собственную инициативу (69%). По совету друзей вошли в организации 22% студентов, и только 9% — по просьбе администрации. Таким образом, путь студента в организацию от-

Рис. 3. Путь принятия студентами членства в организации.

Распределение ответов на вопрос «Как вы стали членом этой организации?»

Анализ длительности участия студентов в организации (ответы на вопрос анкеты «Как долго вы являетесь членом этой организации?») (рис. 5) показал, что большинство студентов имеют относительно не-

большой опыт участия в организации — менее полугода (43%); четвертая часть студентов участвуют в организациях в течение года, и значительно меньше — 2 или 3 года (16% и 17% соответственно). Однако тот факт, что большой процент студентов имеет небольшой по времени опыт пребывания в организации, может свидетельствовать и о том, что в организации вступают гораздо больше студентов младших курсов, а затем, при переходе на старшие курсы, они теряют интерес к общественной деятельности.

Рис. 4. Вовлеченность студентов

в руководство организации. Распределение ответов на вопрос «Входите ли вы в руководство организации?»

Рис. 5. Длительность членства студентов в организации.

Распределение ответов на вопрос «Как долго вы являетесь членом этой организации?»

Несмотря на небольшой опыт участия в организации, подавляющее большинство студентов (85%) ответили на вопрос анкеты «Считаете ли вы, что ваша организация решает важные для студенческой молодежи задачи?» — «да», то есть они осознают

значимость организации и тех задач, которые она решает (рис. 6). При этом еще больше студентов (90%) ощущают поддержку администрации, полагая, что администрация в должной мере поддерживает организацию (рис. 7).

нет,

да, 85%

Рис. 6. Осознание студентами значимости задач, решаемых организацией. Распределение ответов на вопрос «Считаете ли вы, что ваша организация решает важные для студенческой молодежи задачи?»

Рис. 7. Распределение ответов на вопрос «Считаете ли вы, что администрация вашего вуза в должной мере поддерживает студенческие организации?»

Подавляющее большинство студентов также ощущают пользу от функционирования организации (рис. 8).

Согласно данным рисунка 9, студенты в основном хорошо понимают, какие задачи решаются организацией. Только 13% студентов затруднились в определении сути решаемых организацией задач, что свидетельствует о поверхностности их участия в организации. Рассмотрим, какие именно социально значимые задачи решают организации, в которых состоят студенты.

Рис. 8. Распределение ответов на вопрос «Ощущаете ли вы пользу от функционирования вашей организации?»

На первый план выходят конкретные социально полезные мероприятия — либо касающиеся самих студентов (защита интересов и прав студентов), либо относящихся к разным формам помощи людям — социальной, материальной, бытовой (по 25% соответственно). На третьем месте располагается помощь студентам в социальной адаптации. Существенными задачами называются также развитие физического здоровья (10%), поддержание или привитие духа патриотизма (8%), в меньшей степени — поддержка студентов в сфере науки (5%), нако-

нец, поддержание чистоты улиц, районов также входит в круг решаемых задач (1%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Далее возникает вопрос о конкретных студенческих сообществах и их масштабе. На основании показателей рисунка 10 можно заключить, что студенческие сообщества, в которые включены респонденты, большей частью не выходят на региональный или всероссийский уровень (93%). Из оставшихся 7% большинство относится к региональному сообществу «Мы вместе» (4% — 22 человека), к Российскому союзу молодежи 2% — 12 человек, по нескольку человек — к другим объединениям («Молодые люди Арктики», российские студенческие педагогические отряды, молодежные объединения).

На рисунке 11 представлено соотношение ответов студентов, не участвующих в общественных организациях (всего их оказалось 412 человек) на вопрос об их намерениях вступить в какие-либо студенческие организации. Около половины от этой группы имеют намерение вступить в организации, что свидетельствует о позитивном отношении к общественной деятельности, несмотря на пассивное поведение.

развитие физического здоровья

поддержка студентов в 10%

сфере науки, 5%

поддерживает дух патриотизма, прививает чувство патриотизма, 7%

очистка улиц, районов, 1%

интересы студенчества, защита прав, лечение, мероприятия, 25%

помощь студентам в адаптации, 13%

помощь людям социально, материально, улучшение быта 26%

Рис. 9. Социально значимые задачи, решаемые студенческими организациями. Распределение ответов на вопрос «Какую социально значимую задачу решает ваша организация?»

□Нет

□Молодые люди Арктики

□Молодежное объединение

□Российские студенческие

педагогические отряды □Российский союз молодежи

□Регионального сообщество волонтеров Мы вместе-

Рис. 10. Членство в региональных или всероссийских студенческих сообществах.

Распределение ответов на вопрос «Являетесь ли вы членом какого-либо регионального или всероссийского студенческого сообщества? Какого именно?»

Таким образом, подводя итоги опроса, можно заключить, что студенты, включенные в различные организации, отличаются в целом высокой добровольной активностью и вовлеченностью в социально полезную общественную деятельность, начиная с проявления собственной инициативы относительно поступления в организацию.

Рис. 11. Намерения студентов относительно вступления в организации.

Распределение ответов на вопрос «Если вы в данный момент не являетесь членом студенческой организации, то собираетесь ли вступить в нее в ближайшее время?»

Социальная активность студентов, участвующих в общественных организациях, представляет собой студенческое самоуправление как форму и способ жизнедеятельности студентов и студенческих коллективов, обеспечивает воспитатель-

ную среду, стимулирующую проявление самостоятельности и творческой инициативы, формирование гражданской позиции и ответственности за себя и своих товарищей.

Положительная настроенность студентов на общественную деятельность проявляется и в том, что половина студентов, не участвующих в организациях, тем не менее, хотят вступить в них.

Содержательно организации, в которых принимают участие студенты, имеют социальную направленность, это преимущественно профсоюзные и волонтерские организации, которые решают конкретные повседневные задачи социальной помощи другим людям и самим студентам в обеспечении их жизнедеятельности. В меньшей степени студенты принимают участие в организациях, которые решают задачи личностного самовыражения и физического совершенствования, и совсем небольшая доля студенчества включена в религиозные организации. Эти данные косвенно свидетельствуют о наличии определенной иерархии жизненных ценностей студентов: на первом месте — социальные, на втором — индивидуально-личностные и в последнюю очередь — духовные, что соответствует научным данным о процессе личностного и

профессионального самоопределения в этот период жизни [9]. По результатам опроса можно рекомендовать администрации вузов Дальневосточного региона и Сибири более активно создавать условия для научной и творческой самореализации студентов, что является серьезным ресурсом для формирования важных профессиональных качеств личности.

Организации, в которых участвуют студенты, в основном официально зарегистрированы и поддерживаются администрацией вузов, что свидетельствует о понимании администрацией вузов важного воспитательного значения участия студентов в об-

щественно полезных организациях. Путь студента в организацию отражает, как правило, активную жизненную позицию и высокий уровень субъектной включенности в жизнедеятельность, что является важным показателем формирования субъект-объектных ориентаций личности [10].

Представленные результаты анкетного опроса студенческой молодежи могут стать полезной информацией при планировании и организации педагогических технологий для создания благоприятной среды формирования активной личности будущих профессионалов в вузах Дальневосточного региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аванесова Е. Б. Опыт организации процесса воспитания общественной активности студента в условиях социальной среды региона // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2014. Т. 20. № 3. С. 144-147.

2. Азизова Л. В. Модель развития социальной активности студента вуза в процессе досуговой деятельности // Гуманитарные исследования. 2013. № 1 (45). С. 066-071.

3. Андреева М. А., Холдобин Д. В. Возможности воспитания в формировании социальной активности личности студента как гражданина-патриота // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 5 (154). С. 9-13.

4. Баженова Н. Г., Луценко Е. Л. Мониторинг среды вуза как компонент системы оценки качества образования // Высшее образование в России. 2015. № 3. С. 106-113.

5. Баженова Н. Г. Самоорганизация студенчества: заданность или данность? // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 81-86.

6. Бархаев А. Б. Социально-психологические предпосылки вовлечения студенческой молодежи в волонтерскую деятельность // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2010. Т. 3. № 1. С. 51-58.

7. Веселова Е. К. Проблема воспитания социальной ответственности и моральной надежности у студентов инженерно-строительных профессий // Педагогика высшей школы: диалог эпох: Материалы международной научно-практической конференции / Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, кафедра истории. СПб., 2013. С. 415-423.

8. Драган Н. А. Воспитание социальной активности студента // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 104-106.

9. Дворецкая М. Я. Взаимосвязи профессионального и жизненного самоопределения // Интегратив-ный подход в психологии / РГПУ им. А. И. Герцена; Науч. ред. В. Н. Панферов, Е. Ю. Коржова. СПб., 2003. С.116-124.

10. Коржова Е. Ю. Психологическое познание человека как субъекта жизнедеятельности: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2001.

11. Морозова Т. И. Самоорганизация молодежи как форма социокультурной рефлексии (региональный аспект) // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2008. № 4. С.190-196.

12. Солонщикова Т. В. Формирование социальной активности личности студента вуза во внеаудиторной деятельности // Казанский педагогический журнал. 2007. № 1. С. 92-96.

REFERENCES

1. Avanesova E. B. Opyt organizatsii processa vospitanija obshchestvennoj aktivnosti studenta v uslovijah sotsial'noj sredy regiona // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. Serija: Pedagogika. Psihologija. Social'naja rabota. Juvenologija. Sotsiokinetika. 2014. T. 20. № 3. S. 144-147.

2. Azizova L. V. Model' razvitija sotsial'noj aktivnosti studenta vuza v processe dosugovoj dejatel'nosti // Gumanitarnye issledovanija. 2013. № 1 (45). S. 066-071.

3. AndreevaM. A., Holdobin D. V. Vozmozhnosti vospitanija v formirovanii sotsial'noj aktivnosti lichnosti studenta kak grazhdanina-patriota // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 5 (154). S. 9-13.

4. Bazhenova N. G., Lutsenko E. L. Monitoring sredy vuza kak komponent sistemy otsenki kachestva obra-zovanija // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2015. № 3. S. 106-113.

5. Bazhenova N. G. Samoorganizacija studenchestva: zadannost' ili dannost'? // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2012. № 3. S. 81-86.

6. Barhaev A. B. Social'no-psihologicheskie predposylki vovlechenija studencheskoj molodezhi v volon-terskuju dejatel'nost' // Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Akmeologija obrazovanija. Psihologija razvitija. 2010. T. 3. № 1. S. 51-58.

7. Veselova E. K. Problema vospitanija social'noj otvetstvennosti i moral'noj nadezhnosti u studentov inzhe-nerno-stroitel'nyh professij // Pedagogika vysshej shkoly: dialog jepoh materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj arhitekturno-stroitel'nyj universitet, kafedra istorii. SPb., 2013. S. 415-423.

8. Dragan N. A. Vospitanie social'noj aktivnosti studenta // Vektor nauki Tol'jattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika, psihologija. 2013. № 2 (13). S. 104-106.

9. DvoretskajaM. Ja. Vzaimosvjazi professional'nogo i zhiznennogo samoopredelenija // Integrativnyj pod-hod v psihologii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni A. I. Gercena; nauchnoe redak-tirovanie: V. N. Panferov, E. Ju. Korzhova. Sankt-Peterburg, 2003. S. 116-124.

10. Korzhova E. Ju. Psihologicheskoe poznanie cheloveka kak sub#ekta zhiznedejatel'nosti: Avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk. SPb., 2001.

11. Morozova T. I. Samoorganizatsija molodezhi kak forma sociokul'turnoj refleksii (regional'nyj aspekt) // Nauchnye vedomosti BelGU. Serija: Filosofija. Sociologija. Pravo. 2008. №4. S. 190-196.

12. Solonshhikova T. V. Formirovanie social'noj aktivnosti lichnosti studenta vuza vo vneauditornoj deja-tel'nosti // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2007. № 1. S. 92-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.