Научная статья на тему 'Особенности социальной адаптации лиц с речевыми нарушениями'

Особенности социальной адаптации лиц с речевыми нарушениями Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
488
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО / PEDAGOGIC INTERVENTION / СЕНСОМОТОРНАЯ АФАЗИЯ / SENSORIMOTOR APHASIA / ТОТАЛЬНАЯ АФАЗИЯ / GLOBAL APHASIA / СЕНСОРНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ / SENSORY STIMULATION

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Бердникович Елена Семеновна

Восстановление психологической и социальной адаптации лиц с речевыми нарушениями представляет важнейшую педагогическую, медицинскую и социальную проблему. Раннее коррекционно-педагогическое вмешательство в остром периоде заболевания позволяет добиться положительной динамики восстановления у больных с речевыми нарушениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of social adaptation of persons with speech disorders

Restoration of psychological and social adaptation of persons with speech disorders is a major educational, medical and social problem. Early correctional and pedagogical intervention in the acute stage of the disease makes it possible to achieve positive dynamics of recovery in patients with speech disorders.

Текст научной работы на тему «Особенности социальной адаптации лиц с речевыми нарушениями»

Е.С. БЕРДНИКОВИЧ кандидат педагогических наук, логопед ФГБНУ «Научный центр неврологии'

Особенности социальной адаптации лиц с речевыми нарушениями

Проблема восстановления нарушенных речевых функций всё больше привлекает внимание специалистов различного профиля - неврологов, логопедов, психологов, лингвистов и других исследователей. Интерес к этой проблеме продиктован её социальной и практической значимостью в связи с вопросами восстановления трудоспособности этого контингента больных и их трудоустройства. Число пациентов с последствиями острого нарушения мозгового кровообращения неуклонно растет и выходит на первое место по заболеваемости в России. Инсультам подвержены пациенты и молодого возраста, что приводит к их длительной нетрудоспособности. Около 30% пациентов, перенесших инсульт, умирает, из оставшихся в живых примерно 40% имеют нарушение высших психических функций, в том числе речи, сочетающиеся, как правило, с психическими расстройствами и двигательными нарушениями, что в большинстве случаев приводит к тяжелой инвалиди-зации. В связи с этим в России постоянно растёт число сосудистых центров, клинических отделений реабилитации, научных центров, занятых исследовательскими и практическими проблемами организации и восстановительной терапии больных с речевыми нарушениями.

Изучение и определение прогностических факторов восстановления речи у больных с постинсультной афазией имеет важнейшее значение в комплексе реабилитации. Современные исследователи выделяют различные факторы, влияющие на восстановление нарушенной речевой функции, среди которых отмечают не только возраст, пол, образование, профессию, ведущий диагноз, степень выражен-

* Бердникович Елена Семеновна, e-mail: berdnickovitch.elena@yandex.ru

ности афазии в остром периоде заболевания, но и размеры и локализацию очага поражения при инсульте.

Довольно противоречивыми являются научные исследования разных авторов по вопросу зависимости восстановления речевой функции от пола и возраста. В остром периоде инсульта к наиболее часто встречающимся формам афазии большинство ученых относят тотальную и сенсо-моторную. Коллектив ученых в соавторстве с профессором, доктором медицинских наук Л. Г. Столяровой выявили, что тотальная и сенсомоторная афазии в остром периоде отмечаются у 84% больных с геморрагическим инсультом и у 50% больных с ишемическим инсультом. Восстановление речи при тотальной афазии во многом зависит от характера нарушения мозгового кровообращения: при геморрагическом инсульте темпы восстановления речи более быстрые, чем при ишемическом инсульте. По мнению исследователей, это обусловлено расположением кровоизлияний в глубоких структурах мозга, при этом корковые речевые зоны остаются интактными.

Доктор медицинских наук, невролог Н. В. Шахпаронова при обследовании 120 постинсультных пациентов с речевыми нарушениями показала, что наличие тотальной афазии в остром периоде инсульта является прогностически неблагоприятным фактором в отношении восстановления речи: у 63% больных отмечался лишь небольшой регресс речевого дефекта, в то время как у 79% больных с моторной афазией отмечалась значительная, а у 21% - умеренная степень восстановления речи. У больных с сенсорной афазией отмечался несколько худший прогноз восстановления: значительная и умеренная степень восстановления прослежена у 68% больных, небольшая - у 32%. Как показали исследования, форма афазии не играет роли и эффективность восстановления приблизительно одинакова у больных с различными формами афазии. Фактором для прогноза восстановления речи при афазии являются размеры и локализация очага поражения головного мозга, определяемые с помощью методов компьютерной томографии и магнитно-резонансной томографии.

Многие учёные (Л.Г. Столярова, Ю.Я. Варакин, Е.В. Шмидт отметили, что в клинической практике встречается несоответствие характера и тяжести афазии с размерами и локализацией очага поражения. По мнению авторов, это

может быть обусловлено индивидуальными особенностями организации речевых функций и различными путями компенсации, возникающими при их нарушении.

По мнению Н.В. Шахпароновой наличие обширного очага инфаркта головного мозга с распространением на обе речевые зоны и подкорковые образования является неблагоприятным фактором в отношении восстановления речи. При наличии поверхностных корковых очагов, распространяющихся на обе речевые зоны, но не захватывающих глубинные структуры мозга, отмечается более значительная динамика афазии. Наиболее благоприятным прогностическим фактором является наличие относительно небольших корковых инфарктов в проекции речевых зон Брока (двигательный центр речи, названный в честь французского антрополога и хирурга Поля Брока) или Вернике (сенсорная речевая зона, названа по имени немецкого невропатолога и психиатра Карла Вернике) и прилегающих областях. При подкорковой локализации очага без поражения корковых зон преобладает значительное восстановление чтения, письма и счета. Результаты исследования Н.В. Шахпаро-новой подтверждаются работами ряда зарубежных авторов (Д.И. Сэйвер, Г. Дамасио и др.).

В последнюю декаду ХХ в. в клинической неврологии были обоснованы новые подходы к лечению пациентов в острой стадии мозгового инсульта, а также предприняты попытки восстанавливать речь у больных с афазией с помощью метода повторения звуков, слов, бессмысленных слогов и фраз. Специальные исследования неврологов Великобритании показали целесообразность и полезность использования ранней двигательной и речевой активности пациентов уже в острой стадии мозгового инсульта. Это связано с тем, что активное, стимулирующее, а затем и перестраивающее речевую функцию вмешательство оказывается особенно действенным, когда оно начинается на фоне самопроизвольного (спонтанного) процесса восстановления, о чём писали сотрудники Института неврологии АМН СССР Р.А. Ткачев, Э.С. Бейн, И.Я. Плотникова. Поэтому рационально-педагогическое воздействие тем более эффективно, чем раньше оно начато.

Значение восстановительного обучения больных с афазией неизбежно связано с разработкой эффективных мето-

дов и дифференцированного подхода к восстановлению речи при разных формах афазии.

Ученые разных специальностей имели неоднозначную точку зрения по вопросу эффективности применения разнообразных методов при восстановлении афазии. Большинство авторов отталкивались от локализации очага поражения при сосудистой общемозговой катастрофе. Э.С. Бейн в своей монографии «Афазия и пути ее преодоления» (1964) отмечала, что «пристальное изучение динамики речевых расстройств в острый период после мозгового поражения может помочь раскрытию пределов спонтанного восстановления речи в отличие от специально организуемого». Автор подчеркивала, что в афазиологии отсутствуют данные результатов восстановления речи в зависимости от применения «прямых» либо «обходных» методов работы.

Реализация обходных методов предполагает компенсацию на основе функционального замещения или перестройки нарушенной функции. Если целью прямых методов является оказание (в нашем случае) педагогического воздействия на пациента для получения непроизвольных реакций в виде оживления преморбидно ( состояние организма, предшествующее болезни) упроченных навыков, то в основе обходных методов (замещающих, перестраивающих и предупреждающих) лежит использование произвольных видов деятельности.

Исходя из опыта работы, было замечено, что больные с тотальной или грубой сенсомоторной афазией в первые дни после инсульта испытывали значительные трудности при попытках общения с медицинским персоналом, со своими близкими и достаточно болезненно реагировали на происходящее. Но при этом в большинстве случаев сохранными оставались слух, зрение, ощущения и память. Эффективность функционирования этих каналов у каждого больного была индивидуальной и определяла тип восприятия окружающей действительности. Все это подталкивает логопеда-афазио-лога к поиску новых форм оказания специализированной коррекционной помощи больным в острой стадии заболевания. Привлечение разных анализаторов и выделение доминирующего сенсорного канала представляется логичным и обоснованным в свете теории обратной афферентации (информация о результатах совершенного действия, поступающая в центральную нервную систему).

Было отмечено, что помимо вербальных и невербальных средств коммуникации существует зависимость и от того, какой из ведущих анализаторов участвует в приеме информации. Любой человек обладает тремя основными сенсорными каналами, благодаря которым происходит восприятие и переработка информации. Но один из каналов является ведущим, и человек, доверяя данному каналу, считает полученную таким способом информацию наиболее достоверной. Поэтому, имея в наличии все репрезентативные системы, отдает предпочтение ведущей сенсорной модальности. В нашем исследовании ведущая модальность восприятия у каждого обследуемого была индивидуальной.

Современная афазиология располагает немногочисленными исследованиями, направленными на изучение различных видов сенсорной стимуляции у больных с постинсультной афазией. Данные методы воздействия не являются основными в системе коррекционно-педагогического обучения, однако, следует отметить необходимость и целесообразность их применения в целях достижения максимального эффекта реабилитации сосудистых пациентов.

Речь является одной из наиболее сложных форм высших психических функций. Л.С. Цветкова отмечала, что благодаря речи человек способен получать возможность отражения тех связей и отношений реальной действительности, которые выходят за пределы чувственного восприятия, а само восприятие приобретает избирательный, системный характер. Нарушение номинативной функции речи у постинсультных больных влечёт за собой сложности в коммуникативной сфере. Предметное значение слов даёт возможность воспринимать и дифференцировать акустические различия в словах, а также способствует развитию фонематического слуха.

Люди, перенесшие острое нарушение мозгового кровообращения, и находящиеся в острой стадии заболевания, лишены возможности понимать обращенную речь и оре-чевлять свои ощущения. Больные с тотальной афазией не могут ответить на вопросы логопеда, поэтому на первых порах необходимо внимательно наблюдать за всеми режимными моментами больных, отмечать их реакцию на появление врача, младшего медицинского персонала, родственников. В связи с этим крайне сложно выявить ведущий сенсорный канал восприятия.

Следует отметить, что на сегодняшний день при многообразии методик по восстановлению речи сосудистых больных практически не учитывается состояние мышц артикуляционного аппарата при тотальной или грубой сенсомо-торной афазии. Отсутствие у больного парезов и дизартрии (нарушение звукопроизношения) предполагает в лучшем случае проведение артикуляционной гимнастики. Наш опыт работы свидетельствует об обратном. Наличие орально-артикуляционной апраксии у больного, с одной стороны, и неспособность понять обращенную речь и выполнить самые простые инструкции может отодвинуть восстановление коммуникативной функции речи пациента на неопределенный срок. Затянувшиеся сроки реабилитации отрицательно сказываются как на психо-эмоциональном состоянии больных, так и процессе коррекционно-педагогического обучения в целом. Педагог не должен допустить возникновение негативизма со стороны пациента к логопедическим занятиям. Из вышеизложенного следует, что в острой стадии заболевания методы должны носить прямой, направленный характер, быть максимально эффективными и опираться на учение о компенсаторных механизмах, лежащее в основе этих методов (теория П.К. Анохина о наличии общих и частных механизмов компенсации).

Особенности состояния больных с афазией на раннем этапе после инсульта ставят перед логопедом ряд специальных задач: они заключаются в использовании таких логопедических методик, которые способствуют характеру речевого расстройства в его начальной стадии и содействуют быстрому темпу и наиболее высокому уровню восстановления речевых функций.

Современное направленное восстановительное обучение больных с афазией основывается на представлении о системном строении речевых функций. Приёмы восстановительной терапии дифференцируются в зависимости от сущности нарушения речи (расстройства деятельности того или иного анализатора или их взаимодействия). Внешне сходные проявления какого-либо дефекта могут иметь различную природу в зависимости от формы афазии и требуют поэтому различных восстановительных приёмов. При моторных афазиях необходимо, прежде всего, восстановление двигательно-кинестетического анализа (анализ и синтез ощущений от движений тела, отдельных органов и

их частей) и синтеза речевых элементов, а при сенсорных афазиях - развитие устойчивого и дифференцированного восприятия речи. Большое значение в работе с больными, страдающими афазией (особенно в начальных стадиях восстановления), имеет снятие тормозного фона, расторма-живание речевых функций. Афазии сочетаются с агнозиями (нарушение различных видов восприятия), апраксиями (нарушение целенаправленных движений и действий) и другими нарушениями высших корковых функций.

Необходимо подчеркнуть громадное компенсаторное значение состояния чтения и письма. Больной с моторной афазией часто произносит звуки, слова и их сочетания лишь после того, как написал или прочитал их про себя. У людей, знавших до болезни несколько языков, следует в первую очередь восстанавливать родной язык как наиболее привычный больному с детства.

По результатам наших наблюдений и данным отечественных и зарубежных авторов (М.Е. Шохор-Троцкой, Т.Г. Визель, Л.Г. Столярова и др.) можно утверждать, что максимальная эффективность достигается при начале речевой реабилитации в первые 3 месяца с учетом критических периодов, при проведении реабилитационных мероприятий не менее 3 часов каждую неделю в течение 5 месяцев и более. В ряде случаев постепенное улучшение речи продолжается и в сроки более 6 месяцев (вплоть до 2 лет). Выбор конкретной технологии речевой реабилитации зависит от периода и этапа восстановления речевой функции. Задачи этапа реабилитации, определяемые индивидуальным планом, программой реабилитации, соответствуют ха -рактеру и степени нарушения речи.

В остром и раннем периоде восстановительная работа ведется при относительно пассивном участии больного в процессе восстановления речи. На более поздних этапах восстановления от пациента требуется активное участие в реабилитации.

В остром периоде инсульта занятия логопеда заключаются в установлении контакта с больным, в нейропси-хологическом обследовании, направленном на выявление его речевых, интеллектуальных возможностей, остаточных возможностей высших психических функций, изучении эмоционально-волевой сферы. В этот период занятия логопеда должны носить преимущественно психотерапевтический

характер. Первое время занятия рекомендуется проводить шепотом. В своей работе мы используем современные образовательные технологии, применяем дифференцированные методы мультисенсорной стимуляции.

К концу третьей недели после инсульта в большинстве случаев вырисовывается основная форма афазии и начинается ранний восстановительный период (до 6 месяцев), когда ведется работа с конкретной формой афазии. На поздних, резидуальных (завершающий этап восстановления, начинающийся спустя один год после инсульта) этапах логотерапии более активно используется механизм компенсации; речевая функция не восстанавливается в прежнем виде, а меняет свое строение. На всех этапах речевой реабилитации важнейшее значение имеет эмоциональный фактор. Больные постоянно нуждаются в ободряющих беседах, в формировании положительной мотивации к занятиям, в правильном отношении к себе.

Восстановление речи требует времени больше, чем улучшение общего состояния пациента. В течение первых двух лет после инсульта или черепно-мозговой травмы желательно, чтобы больной регулярно занимался как в стационаре (1-2 месяца), так и в поликлинике. Через каждые 23 месяца занятий делается небольшой перерыв (1-2 месяца). Общая продолжительность логопедических занятий составляет 2-3 года.

В качестве примеров приведём два типа сенсорных профилей у больных с разными формами афазии, с которыми дифференцированный персонифицированный подход осуществлялся с учётом ведущей модальности восприятия, размера и локализации очага поражения.

А. Визуальный тип сенсорного профиля. Больной Б. (57 лет, правша) находился на лечении в ФГБУ «НЦН» РАМН с диагнозом: состояние после острого нарушения мозгового кровообращения с развитием инфаркта в бассейне левой средней мозговой артерии (от 25.09.2010). Атеросклероз. Стеноз левой внутренней сонной артерии 80%, окклюзия (резко возникающая непроходимость сосудов вследствие развития в них патологических процессов) сегмента М2 левой средней мозговой артерии. Правосторонний гемипарез (паралич мышц одной половины тела - глубокий в руке, легкий в ноге). Тотальная афазия. На серии МРТ в левом полушарии большого мозга в области лучистого венца

с распространением на теменную долю, лентикулярное ядро и внутреннюю капсулу ( подкорковые структуры головного мозга) выявляется очаг с нечеткими контурами.

Речевой статус. На момент обследования больной не ориентирован в месте, времени и собственной личности. Жалоб не предъявляет по причине выраженных нарушений речи. Понимание обращённой речи не доступно, собственная речь отсутствует. В моменты эмоционального подъёма возможно произнесение «эмбола» «Ах!». Мимикой и жестами не пользуется. Грубо нарушен фонематический слух. Речевые автоматизмы, повторная речь, называние отсутствует. Чтение и письмо в состоянии распада.

Способ получения информации. Посредством зрения, в основном, наблюдая за происходящими действиями. Характерным для больного Б. было достаточное сосредоточение при выполнении логопедических занятий, он не отвлекался на шум вне палаты.

Движения глаз и тела. Смотрит в глаза собеседнику, пытается понять смысл обращённой речи. Учитывая наличие тотальной афазии и невозможность общаться, внимательно следит за перемещением по палате жены, сына. Все движения достаточно уверенные несмотря на болезнь.

Восприятие окружающего мира. Восприимчив к видимой стороне окружающего мира: предпочитает, чтобы была аккуратно застелена кровать, на прикроватной тумбочке лежала чистая салфетка. В процессе логопедических занятий было отмечено, что больному Б. необходим черновик, где он пытался копировать числа и буквы. Выполняя задания в тетради, видел «весь лист», пользовался разными по цвету шариковыми ручками и цветными карандашами. Обращает внимание на громкий голос, внешний вид окружающих.

Характерологические особенности. Любой вид деятельности выполняет не спеша. Для больного Б. был важен объём логопедического «домашнего» задания, всё аккуратно складывал в специальную папку и убирал в тумбочку. Чутко улавливает настроение специалиста и родственников.

Память. Хорошо запоминает зримые детали обстановки, свою палату и номера кабинетов. Объём слухо-речевой памяти обследовать не представляется возможным.

Эмоциональная сфера. Эмоционально устойчив, периодически может растрогаться, но только при отсутствии посторонних. Приветлив, искренне рад приходу врача и лого-

педа. Стремится всё делать самостоятельно. Испытывает комплекс неполноценности в связи со своей болезнью и желает восстановиться как можно скорее. Мотивирован на восстановление речевой функции.

Особенностью больного было наличие тотальной афазии в остром периоде инсульта при сохранных речевых зонах. По сравнению с корковыми зонами проводящие пути головного мозга пострадали в большей степени. Дифференцированный подход к восстановлению речи осуществлялся с учетом сенсорного профиля А (визуальный тип), а также размера и локализации очага поражения пациента:

- в разговоре, беседе с больным подбирали яркий картинный материал, объёмные геометрические фигуры;

- использовали жесты, схемы, рисунки и особые рисованные знаки (пиктограммы), с помощью которых стимулировали коммуникативную функцию речи (за счёт этого создавали благоприятные условия для включения сразу 2-3 каналов восприятия: зрительного, слухового и тактильного);

- развивали мелкую моторику, работая над активизацией левой руки и преодолением зрительной агнозии; слуховая стимуляция осуществлялась с помощью прослушивания предпочитаемых музыкальных композиций, записей голосов членов семьи (просили родственников больного записать на диктофон устные приветствия, короткие монологи на бытовую тематику);

- устные инструкции обязательно подкрепляли соответствующей подписью, стимулируя слуховой и зрительный каналы одновременно.

На фоне проведения медикаментозной терапии и ежедневных логопедических занятий больной стал произносить отдельные, наиболее частотные слова. В результате работы у больного уменьшилось проявление орально-артикуляционной апраксии, отчуждения смысла слова, появились элементы речевых автоматизмов. В диалогической речи появились односложные ответы. Значительно возросли возможности понимания речи. В орально-артикуляторном праксисе отмечалось уменьшение выраженности поиска позы, особенно при её имитации. Положительные изменения выявлялись в письменной речи: расширились возможности глобального чтения, появились элементы аналитического чтения. После 20 дней с момента инсульта больной из то-

тальной афазии перешел в группу с сенсомоторной афазией грубой степени выраженности.

В. Аудиальный тип сенсорного профиля. Больной А. (32 года, правша) находился на лечении в ФГБУ «НЦН» РАМН с диагнозом: острое нарушение мозгового кровообращения ишемического характера в бассейне левой средней мозговой артерии. Правосторонняя гемиплегия (полная потеря возможности произвольных движений с одной стороны тела). Тотальная афазия.

На серии МРТ в левом полушарии головного мозга выявляется очаг в сером и белом веществе височной, лобной, теменной областей, с распространением на внутреннюю капсулу, головку хвостатого ядра, лентикулярного ядра.

Речевой статус. На момент поступления больной не ориентирован в месте, времени и собственной личности. Понимание обращенной речи и выполнение простых инструкций недоступно. Речевые автоматизмы отсутствуют, отмечается грубое нарушение фонематического слуха и орально-артикуляционной апраксии. Собственная речь отсутствует, больной не использует жесты и мимику. Диалогическая речь недоступна, письмо и чтение как функции отсутствуют. Исследовать объем слухо-речевой памяти не представляется возможным из-за грубости первичного нарушения фонематического слуха.

Способ получения информации: посредством слуха, в процессе разговора, чтения вслух, спора и общения с собеседниками (до болезни).

Движения глаз и тела. Больной старается не смотреть в глаза собеседнику, отводит взгляд то вправо, то влево, и лишь изредка и ненадолго заглядывает в глаза говорящему. Движения тела замедленны и не координированны.

Восприятие окружающего мира. Больной привык к тому, что вокруг него кипит деятельность, его внимание всегда приковано к какому-либо движущемуся объекту. Обследуемый до болезни вел активный образ жизни, поэтому его раздражает состояние беспомощности и отсутствие речевого общения.

Характерологические особенности. Отмечается выраженный негативизм по отношению к членам семьи, врачу и логопеду. Отказывается вступать в контакт по любому поводу, проведение логопедического и нейропсихологического обследования крайне затруднено. Проявляет раздражение

по поводу шума, доносящегося вне палаты, и исходящего от других людей. Обращает внимание на внешность логопеда, звук его голоса, манеру его речи и не пытается вникнуть в сказанные специалистом слова.

Память. По мнению родственников, до болезни больной хорошо запоминал разговоры, музыку и звуки. В остром и раннем восстановительном периоде инсульта не представляется возможным обследовать состояние памяти.

Эмоциональная сфера. Больной эмоционально снижен, депрессивен, отмечаются элементы агрессивности по отношению к супруге. Помощь логопеда не принимает, отказывается принимать пищу и выполнять предписания специалистов.

Особенностью больного А. было наличие тотальной афазии в остром периоде инсульта, вовлечение моторных зон и зоны Брока. Зона Вернике оставалась сохранной, это позволило нам выстроить дифференцированный подход к восстановлению речи на основе слуховой и визуальной стимуляции. Мы использовали следующие восстановительные приемы:

- в разговоре с больным применяли голосовые возможности логопеда (паузы, интонацию, громкость);

- обращали внимание на то, что больной испытывал потребность в непрерывной слуховой стимуляции; в связи с этим делали частые перерывы в занятиях, поскольку обследуемый периодически нуждался в тишине и отключении от раздражающего шума (предлагали прослушивать музыкальные композиции, которые больной предпочитал до болезни; использовали различные вербальные и невербальные аудиоматериалы);

- стимулировали подражание артикуляции логопеда (шевеление губами или имитацию артикуляционного уклада);

- несмотря на то, что сенсорный профиль больного был аудиальным, применяли зрительную стимуляцию в виде ярких предметов, цветных стимулов, фосфоресцирующих предметов.

На 9-10 день применения дифференцированного подхода к восстановлению речи у больного А. с тотальной афазией отмечалось улучшение в орально-артикуляционном праксисе, сопряженном произношении отдельных звуков и слов. Далее, при продолжении реабилитации в раннем восстановительном периоде инсульта стало доступным

воспроизводить элементы автоматизированной речи: сопряженный счет с грубыми звуковыми искажениями, но с воспроизведением абрисов отдельных слов. В результате проведённой слуховой и зрительной стимуляции появилась возможность визуальной опоры на артикуляторный рисунок слова. Облегчающим моментом являлось уменьшение выраженности артикуляционного уклада, отдельные звуки больной повторял не только по визуальному образцу, но и «по слуху» (при экранировании губ).

В результате медикаментозного лечения и активной сенсорной стимуляции обучающийся А. перешёл из группы с тотальной афазией в группу с сенсомоторной афазией (грубой степени выраженности).

На примере двух больных с корково-подкорковыми очагами поражения головного мозга мы продемонстрировали эффективность применения дифференцированного персонифицированного метода восстановления речи с учётом сенсорного профиля пациентов.

В нашем исследовании дифференцированный подход в зависимости от формы афазии и сенсорного профиля больных реализовывался путём постепенного усложнения обучающих задач и разнообразия приёмов работы, с учётом психо-физиологического состояния пациентов.

Итак, логопедическая работа при афазии - длительный и трудоемкий процесс, требующий сотрудничества пациента и его ближайшего окружения с врачом, логопедом и другими специалистами, причем восстановление речи должно проходить не эмпирически, а квалифицированно, на серьезном профессиональном уровне. В связи с этим важен отбор больных для проведения интенсивного восстановительного лечения и обучения. Следует принимать во внимание прогностическое значение отдельных факторов, влияющих на эффективность восстановления (возраст, преморбидный уровень, мотивация, наличие признаков левшества, соматические заболевания и их динамика).

Современная афазиология остро нуждается в новых методах и приёмах работы с больными, перенесшими нарушение мозгового кровообращения. Однако несмотря на увеличение публикаций по данной тематике остаётся ещё много нерешённых вопросов, имеющих отношение прежде всего к восстановлению речи больных в остром периоде инсульта.

Бердникович Е.С. Особенности социальной адаптации лиц с речевыми нарушениями. Восстановление психологической и социальной адаптации лиц с речевыми нарушениями представляет важнейшую педагогическую, медицинскую и социальную проблему. Раннее коррекционно-педагогическое вмешательство в остром периоде заболевания позволяет добиться положительной динамики восстановления у больных с речевыми нарушениями.

Ключевые слова: социальная адаптация, педагогическое вмешательство, сенсомоторная афазия, тотальная афазия, сенсорная стимуляция.

Berdnickovitch E.S. Features of social adaptation of persons with speech disorders. Restoration of psychological and social adaptation of persons with speech disorders is a major educational, medical and social problem. Early correctional and pedagogical intervention in the acute stage of the disease makes it possible to achieve positive dynamics of recovery in patients with speech disorders.

Key words: social adaptation, pedagogic intervention, sensori-motor aphasia, global aphasia, sensory stimulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.