УДК 37
КУРМЫШОВА Ольга Анатольевна, Школа № 760 имени А.П. Маресьева, Московский городской психолого-педагогический университет, г. Москва, Россия
DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/1-192-195
Olga A. KURMYSHOVA, School № 760 named after A.P. Maresiev, Moscow City Psychological and Pedagogical University,
Moscow, Russia
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ИНКЛЮЗИВНЫХ УЧЕНИЧЕСКИХ ГРУПП
Статья посвящена одной из актуальных проблем современного образования - проблеме совершенствования системы образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных школах. На основе результатов теоретического анализа автор выдвигает гипотезу о том, что в инклюзивной ученической группе общий уровень сплоченности коллектива значимо ниже, чем в обычной ученической группе; во-вторых, отношение к инвалидности и к лицам с ОВЗ у обучающихся в инклюзивных классах характеризуется большей толерантностью, чем у обучающихся обычных, базовых классов; в-третьих, отношение к конкретному обучающемуся с ОВЗ зависит от особенностей нозологии и от характерологических особенностей как самого обучающегося с ОВЗ, так и формального и неформального лидера инклюзивной ученической группы. Автор проводит проверку выдвинутых гипотез в эмпирическом исследовании, где изучаются особенности социально-психологического климата в инклюзивных ученических группах, раскрываются связи и взаимосвязи между его показателями. В эмпирическом исследовании приняли участие 44 классных коллектива, в 22 из которых наряду с обычными школьниками обучались подростки с ОВЗ, преимущественно дефицитарного вида дизонтогене-за (экспериментальная группа). В других 22 ученических группах обучались подростки без ОВЗ (контрольная группа). Всего в исследовании приняли участие 880 обучающихся 8-9-х классов, то есть в возрасте от 13 до 15 лет.
Ключевые слова: инклюзивные ученические группы, социально-психологический климат, психологическая атмосфера, межличностные отношения.
FEATURES OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CLIMATE OF INCLUSIVE GROUP OF SCHOOLKIDS
The article is devoted to one of actual problems of modern education - the problem of improving the education of students with disabilities and special needs in inclusive schools Based on the results of theoretical analysis the author puts forward the hypothesis that in an inclusive student group the overall level of team cohesion is significantly lower than in normal student group; Secondly, the attitude to disability and persons with HIA among students in inclusive classrooms characterized by greater tolerance than the normal students, the base class; Third, related to a particular trainee with the HIA depends on the characteristics of the nosology and personality traits of both the learner with the HIA and the formal and the informal leader of inclusive student groups. The author reviews the hypotheses in the empirical study, where we study the socio-psychological climate in inclusive student groups reveal communication and the relationship between its performances. In an empirical study involved 44 class groups, in 22 of them, along with the usual students, trained young people with HIA, mainly deficiency of type dizontogenez (experimental group). The other 22 student groups trained teenagers HIA without (control group). A total of 880 students attended 8-9 classes, that is, between the ages of 13 to 15 years.
Keywords: inclusive student groups, socio-psychological climate, the psychological atmosphere, interpersonal relations
Одной из актуальных проблем современного российского общества является проблема совершенствования системы инклюзивного образования, позволяющая реализовать права детей и подростков с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на образование, труд и интеграцию в социум [10].
Изменение образовательной парадигмы с позиций развития специального (коррекционно-го) образования лиц с ОВЗ, предполагающего изолированное их обучение и группирование по сходным нозологическим признакам, что, по своей психологической сути, обусловливает формирование у них депривированного поведения, на позицию инклюзивного образования, создающего необходимые условия для преодоления сегрегации инвалидов и обучающихся с ОВЗ и обеспечивающего их полноценное развитие, с одной стороны, отражает современные тенденции гуманизации общества, а с другой - вызывает ряд сложных проблем, от решения которых зависит эффективность реализации государственной политики в сфере поддержки лиц с инвалидностью и ОВЗ.
Совершенно очевидно, что для развития системы инклюзивного образования необходимы научно обоснованные сведения о ее эффективности.
В настоящее время в психологической науке предприняты попытки изучения различных сторон инклюзивного образования. Т.А. Басилова, Н.Л. Белопольская, С. О. Брызгалова, Е.Е. Дмитриева, Г.Г. Зак, Е.Л. Инденбаум и другие исследователи раскрывают в своих работах закономерности развития познавательной сферы обучающихся с ОВЗ [1, 4, 5, 9]; Т.И. Бонкало, И.Н. Зарубина, И.И. Мамайчук, У.В. Ульенкова, М.Н. Цыганкова и другие ученые исследуют особенности инклюзивного образования, определяют его основные принципы и условия достижения эффективности [3, 6, 7, 8].
Однако следует отметить, что основное внимание все-таки уделяется вопросам психического развития обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в новых, интегрированных условиях. Вопросам же групповой динамики и развития личности как с ОВЗ, так и без ОВЗ внимания уделяется неоправданно мало.
Вместе с тем решение социально-психологических проблем развития инклюзивной ученической группы, оптимизации групповых процессов и межличностных отношений позволит найти действенные технологии психологической поддержки и совершенствования системы инклюзивного образования [2].
Таким образом, объективно действующее противоречие между необходимостью оптимизации межличностных взаимоотношений в инклюзивной ученической группе и недостаточной освещенностью данного вопроса в современной социальной психологии обусловливает актуальность выбранной темы исследования.
В связи с актуальностью проблемы было проведено комплексное исследование, ориентированное на выявление особенностей социально-психологического климата в инклюзивной ученической группе.
В эмпирическом исследовании приняли участие 44 классных коллектива, в 22 из которых наряду с обычными школьниками обучались подростки с ОВЗ, преимущественно дефицитарно-го вида дизонтогенеза (экспериментальная группа). В других 22 ученических группах обучались подростки без ОВЗ (контрольная группа). Контрольная группа формировалась в соответствии с возрастом и количеством обучающихся экспериментальной группы. Всего в исследовании приняли участие 880 обучающихся 8-9-х классов, то есть в возрасте от 13 до 15 лет, и 44 учителя, выполнявшие функции классных руководителей.
Результаты теоретического анализа позволили предположить, что в инклюзивной ученической группе общий уровень сплоченности коллектива значимо ниже, чем в обычной ученической группе, где нет обучающихся с ОВЗ; во-вторых, отношение к инвалидности и к лицам с ОВЗ у обучающихся в инклюзивных классах характеризуется большей толерантностью, чем у обучающихся обычных, базовых классов; в-третьих, отношение к конкретному обучающемуся с ОВЗ зависит от особенностей нозологии и от характерологических особенностей как самого обучающегося с ОВЗ, так и формального и неформального лидера инклюзивной ученической группы.
Первый этап комплексного эмпирического исследования состоял в выявлении психологической атмосферы в отобранных ученических группах.
Результаты экспресс-диагностики, состоявшей в вычислении средних арифметических и их сравнении в оценках обучающихся и выполненной с помощью шкалы-опросника Ф. Фидлера, свидетельствуют о том, что в целом ученические коллективы, как включающие в себя обучающихся с ОВЗ, так и не включающие, характеризуются относительно благоприятной психологической атмосферой. Достоверно значимые различия между двумя исследовательскими выборками были выявлены только по трем характеристикам - «теплота» ^ = 2,28, p < 0,05), «успешность» ^ = 3,14, p < 0,01) и «продуктивность» ^ = 3,32, p < 0,01).
Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что процентные распределения ученических групп по уровню благополучия их психологической атмосферы отличаются друг от друга на достоверном уровне различий (х2 = 44,90, p < 0,05).
Если в контрольной группе более половины ученических коллективов характеризуются средним уровнем благополучия психологической атмосферы (68,19%), то в экспериментальной группе - менее половины (45,46%). Среди инклюзивных ученических групп 27,28% характеризуются как высоко благополучным, так и весьма неблагоприятным психологическим климатом.
Данный факт послужил основанием для более детального изучения особенностей межличностных отношений в ученических группах.
С помощью модифицированной нами методики О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыко были изучены отношения обучающихся к своей ученической группе. При этом необходимо уточнить, что модифицированная нами методика позволяет выявить эмоциональный, где главным критерием выступает привлекательность группы для ее члена, поведенческий, отражающий желание или нежелание обучающегося учиться в данной группе (классе), и когнитивный (желание или нежелание общаться с членами группы вне образовательной организации) компоненты отношений в ученической группе.
Достоверно значимые различия были выявлены по всем выделенным компонентам отношений, которые в своей совокупности характеризуют социально-психологический климат группы. Вместе с тем интересны результаты первичной обработки эмпирических данных.
Каждая исследовательская выборка насчитывала 440 обучающихся (каждая ученическая группа при этом состояла из разного количества обучающихся - от 18 до 26; в целях объекти-
визации результатов исследования нами было принято решение уравнять две исследовательские выборки по их составу, но никак не ученические коллективы).
Обращает на себя внимание тот факт, что в исследовательских выборках количество положительных, противоречивых и отрицательных ответов распределилось следующим образом: эмоциональный компонент отношений в экспериментальной группе был положительно оценен 48,19% респондентов, тогда как в контрольной - 57,28%; когнитивный компонент отношений, отражающий желание общаться с членами группы вне учебной деятельности, положительно оценен только 13,34% респондентов экспериментальной группы и 26,32% обучающимися контрольной группы.
Результаты исследования социально-психологического климата в инклюзивных ученических группах свидетельствуют о целесообразности разработки психологических технологий оптимизации в них межличностных отношений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Басилова Т.А. Современные проблемы психолого-педагогической коррекции нарушений интеллектуального развития у детей. Отчет о конференции / Т.А. Басилова, Н.Л. Белопольская, Е.Л. Инденбаум // Культурно-историческая психология. - 2013. - № 4. - С. 117-121.
2. Бонкало Т.И. Тенденции и перспективы развития методологии социальной психологии / Т.И. Бонкало // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2014. - № 2 (124). - С. 20-24
3. Бонкало Т.И. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования / Т.И. Бонкало, М.Н. Цыганкова // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2015. - Т. 14. - № 1 (128). - С. 52-59
4. Брызгалова С.О. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями / С.О. Брызгалова, Г.Г. Зак // Специальное образование. - 2010. - № 3. - С. 14-20.
5. Дмитриева Е.Е. Проблемные дети. Развитие через общение: учебно-методическое пособие. - М., 2009.
6. Зарубина И.Н. Опыт и проблемы обучения детей с глубоким нарушением зрения в массовых школах / Н.И. Зарубина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 5. - С. 4-13.
7. МамайчукИ.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб., 2003.
8. Ульенкова У.В. Интеграция детей с умеренными нарушениями развития в общеобразовательную среду: проблемы и перспективы / У.В. Ульенкова, Е.Е. Дмитриева // Коррекционная педагогика. - 2008. - № 4. - С. 5-12.
9. Шмелева С.В. Медико-социальное сопровождение детей с ДЦП в условиях инклюзивного образования // Социология и социальная политика. - 2012. - №10 (88). - С. 159-163.
10. Шмелева С.В. Медико-социальная реабилитация - 2013: Учебник с грифом УМО. - М.: Изд-во РГСУ. - 206 с.
REFERENCES
1. Basilova T.A. Modern problems of psycho-pedagogical correction intellectual development disorders in children. Conference Report. T.A. Basilova, N.L. Belopol'skaya, E.L. Indenbaum. [Sovremennye problemy psikhologo-pedagogicheskoi korrektsii narushenii intellektual'nogo razvitiya u detei. Otchet o konferentsii. T.A. Basilova, N.L. Belopol'skaya, E.L. Indenbaum ] Cultural-Historical Psychology. 2013. № 4. Pp. 117-121 (in Russ.).
2. Bonkalo T.I. Tendencies and prospects of development of the methodology of social psychology. TI Bonkalo. [Ten-dentsii i perspektivy razvitiya metodologii sotsial'noi psikhologii. T.I. Bonkalo. Uchenye zapiski Rossiiskogo gosudar-stvennogo sotsial'nogo universiteta.] Scientific notes of Russian State Social University. 2014. № 2 (124). Pp. 20-24 (in Russ.).
3. Bonkalo T.I. Features of professional self-determination of senior pupils with disabilities in terms of inclusive education. TI Bonkalo, MN Tsygankov . [Osobennosti professional'nogo samoopredeleniya starsheklassnikov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya / T.I. Bonkalo, M.N. Tsygankova // Uchenye zapiski Rossiiskogo gosudarstvennogo sotsial'nogo universiteta.] Scientific notes of Russian State Social University. 2015. V. 14. № 1 (128). Pp. 52-59 (in Russ.).
4. Bryzgalova S.O. The inclusive approach and integrated education of children with special educational needs [Inklyuzi-vnyi podkhod i integrirovannoe obrazovanie detei s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami] S.O. Bryzgalov, G.G. Zach . Special education. 2010. № 3. Pp. 14-20 (in Russ.).
5. Dmitrieva E.E. Problem children. Development through communication: a teaching aid. [Problemnye deti. Razvitie che-rez obshchenie: uchebno-metodicheskoe posobie.] Moscow, 2009 (in Russ.).
6. Zarubin I.N. Experience and problems of teaching children with profound visual impairment in mainstream schools. N.I. Zarubin. Education and training of children with developmental disabilities. [Opyt i problemy obucheniya detei s glubokim narusheniem zreniya v massovykh shkolakh. N.I. Zarubina. Vospitanie i obuchenie detei s narusheniyami razvitiya.] 2008. № 5. Pp. 4-13 (in Russ.).
7. Mamaychuk I.I. Psychocorrectional technology for children with developmental problems. [Psikhokorrektsionnye tekhnologii dlya detei s problemami v razvitii.] SPb, 2003 (in Russ.).
8. Ulenkova W.V. Integration of children with mild disabilities in the general education environment: problems and prospects. W.V. Ulenkova, E.E. Dmitrieva/ [Integratsiya detei s umerennymi narusheniyami razvitiya v obshcheobra-zovatel'nuyu sredu: problemy i perspektivy] Correctional pedagogics. 2008. № 4. Pp. 5-12 (in Russ.).
9. Shmeleva S.V. Medical and social support of children with cerebral palsy in terms of inclusive education. [Mediko-sotsial'noe soprovozhdenie detei s DTsP v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya.] Sociology and Social Policy. 2012. No/10 (88). Pp.159-163 (in Russ.).
10. Shmeleva S.V. Medico-social rehabilitation. [Mediko-sotsial'naya reabilitatsiya]. A textbook with the stamp of UMO. 2013. M: Publishing house "RSSU".206 p. (in Russ.).
Информация об авторе
Курмышова Ольга Анатольевна, директор, Школа № 760 имени А.П. Маресьева, аспирант, Московский городской психолого-педагогический университет, г. Москва, Россия
Получена: 27.04.2016
Для цитирования статьи: Курмышова О.А. Особенности социально-психологического климата инклюзивных ученических групп. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 3. Часть 1. с. 192-195
doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/1-192-195
Information about the author
Olga A. Kurmyshova, Director, School № 760 named after A.P. Maresiev, Postgraduate Student, Moscow City Psychological and Pedagogical University, Moscow, Russia
Received:27.04.2016
For article citation: Kurmyshova O.A. Features of social and psychological climate of inclusive group of schoolkids. [Osobennosti sotsial'no-psikhologicheskogo klimata inklyuzivnykh uchenicheskikh grupp]. Krasnodar. Is-toricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. no. 3. Part. 1. Pp. 192-195 doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/1-192-195