Научная статья на тему 'Особенности социального взаимодействия в застройке 1970-х гг. Города Шантелуп-Ле-Винь во Франции'

Особенности социального взаимодействия в застройке 1970-х гг. Города Шантелуп-Ле-Винь во Франции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
103
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гетто / модернизм / Франция / уличная преступность / Государство Всеобщего Благосостояния / пригород / двор / социальные сети / ghetto / modern architecture / French Housing / riots / Welfare state / suburban / yard / social media

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — А.И. Савельева

Работа посвящена анализу района Ноэ города Шантелуп-Ле-Винь во Франции на предмет выявления социальных и градостроительных факторов, влияющих на современное формирование гетто в модернистской застройке 1970-х.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social interaction in Chanteloup-les-Vignes 1970s Housing

The work is devoted to the analysis of the Noe Quartier in Chanteloup-les-Vignes, France to find out how social and urban characteristics affect the development of the ghetto in 1970s modern French Housing.

Текст научной работы на тему «Особенности социального взаимодействия в застройке 1970-х гг. Города Шантелуп-Ле-Винь во Франции»

С. 28-42. - URL: https://marhi.ru/AMIT/2019/2kvart19/PDF/01_ ovsyannikova.pdf (дата обращения: 15.05.2021).

2. Васильев Н.Ю. Послевоенная архитектура центра Севастополя / Н.Ю. Васильев, Е.Б. Овсянникова. - Текст: электронный // Architecture and Modern Information Technologies. - 2018. - №4(45). - С. 135-144. - URL: http://marhi.ru/ AMIT/2018/4kvart18/08_vasilev/index.php (дата обращения: 15.05.2021).

3. Веникеев Е.В. Архитектура Севастополя / Е.В. Веникеев. - Симферополь: Таврия, 1983.

4. Из истории проектирования гостиницы «Севастополь». Юрий Траутман и Леонид Стукачев // Севастопольские известия: Газета Законодательного собрания Севастополя. - № 36 (2037), 14-20 сентября 2019 г. - С. 14-15. - URL: http://sevzakon.ru/ view/pressa/gazeta/ (дата обращения: 15.05.2021). - Текст: электронный.

5. Погодаев О. Свободный в судьбе знаменитого архитектора Леонида Стукачёва / О. Погодаев. - Текст: электронный // Зейские огни: [интернет-ресурс]. - URL: https://www.gzt-sv.ru/ news/18813-svobodnyj-sudbe-znamenitogo-arhitektora-leonida (дата обращения: 15.05.2021).

6. Шеффер А.Л. Время вспомнить о былом / А.Л. Шеффер. - Севастополь: ЭКОСИ-гидрофизика, 2016.

7. Vassiliev N. Role of Leningrad architects in last-recovery repair of center of Sevastopol and problem of preserving their heritage / N. Vassiliev, E. Ovsyannikova // E3S Web of Conferences 164, 05016 (2020) TPACEE-2019.

8. Vassiliev N. Yuri Trautman - Coastal Cities Head Architect and Urban Planner / N. Vassiliev, E. Ovsyannikova // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science 459 (2020)032092. - URL: https:// iopscience.iop.org/article/10.1088/1755-1315/459/3/032092/pdf (date of access: 15.05.2021). - Text: electronic.

А.И. Савельева DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0087

A.I. Savelyeva

Особенности социального взаимодействия в застройке 1970-х гг.

Города Шантелуп-Ле-Винь во Франции

Social interaction in Chanteloup-les-Vignes 1970s Housing

Ключевые слова: гетто, модернизм, Франция, уличная преступность, Государство Всеобщего Благосостояния, пригород, двор, социальные сети.

Keywords: ghetto, modern architecture, French Housing, riots, Welfare state, suburban, yard, social media. Аннотация: Работа посвящена анализу района Ноэ города Шантелуп-Ле-Винь во Франции на предмет выявления социальных и градостроительных факторов, влияющих на современное формирование гетто в модернистской застройке 1970-х.

Abstract: The work is devoted to the analysis of the Noe Quartier in Chanteloup-les-Vignes, France to find out how social and urban characteristics affect the development of the ghetto in 1970s modern French Housing.

В процессе проектирования архитектор обычно размышляет над сценарием, по которому будет существовать разрабатываемый им проект, однако предусмотреть все варианты невозможно. У каждого построенного объекта формируется определенный статус: он может стать точкой притяжения или зоной отчуждения, символом для многих или местом для одного. Этот статус динамичен и зависит от многих факторов. Мне, как исследователю, наиболее интересны два направления этих факторов: архитектурные, то есть заложенные автором и во многом опирающиеся на формообразование, и социальные: формирующиеся благодаря тем, кто взаимодействует с уже заданными формами.

Утопичные проекты социального жилья, построенные во второй половине ХХ века и впоследствии развившиеся в гетто, представляют собой обширную площадку для исследования рассматриваемых взаимодействий: они преодолели путь от символа благополучия до символа отчужденности за очень короткий срок. Интересным также является то, что в процессе смены статуса сильной критике подвергалась сама архитектурная форма и ее авторы. Например, архитекторы важнейшего символа брутализма - жилого комплекса Robin Hood

Gardens (1972) Элисон и Питер Смитсоны фактически оказались выброшены за границы профессиональной практики после того, как спроектированное ими жилье превратилось в гетто. Сам комплекс был снесен в 2018, когда другие способы борьбы с его отчужденностью были признаны неэффективными.

Французский опыт работы с социальным жильем также интересен. Определенную специфику ашелемов (HLM) задают революционные традиции и острая проблема миграции: гетто становится не только местом отчуждения, но и местом поиска идентичности и местом агрессивного высказывания. Начиная с 2000-х многие неблагополучные кварталы HLM проходят программы ревитализии: большие средства из государственного бюджета выделяются на ремонт, снос, строительство исоциальные проекты. На данный момент эти программы находятся в процессе реализации, что делает наблюдение за взаимодействием архитектурных и социальных особенностей особенно интересным.

В исследовании мною проанализированы архитектурные и социальные факторы, влияющие на статус района Ноэ французского города Шантелуп-Ле-Винь на протяжении всего времени его эксплуатации: от уто-

пичных 1970-х через максимально отчужденные 1990-е и до настоящего времени. Район Ноэ интересен своими уникальными формами и заложенными архитектором сценариями. Во многом благодаря сильному визуальному образу он впоследствии превратился в своеобразную икону ашелема в поп-культуре.

Район Ноэ был построен в конце 1970-х по проекту архитектора Эмиля Айо (рис. 1) специально для прибывших во Францию мигрантов из Северной Африки. Страна переживала экономический подъем и нуждалась в рабочих руках, происходило активное привлечение жителей бывших французских колоний, преимущественно принадлежащих к магрибской, арабской и иудейской культурам. Темпы привлечения не оставили времени для разработки единой программы интеграции мигрантов, и архитектор предложил свой вариант: лаконичные модернистские объемы в проекте района замыкаются в огромные дворы-амфитеатры и дворы-ипподромы, покрываются мозаиками, в качестве локальных доминант выступают смелые скульптуры, отсылающие, как и сам комплекс, к французской культуре и ее римским корням. Такой визуальный подход, по мнению Айо [5, 8], должен был способствовать культурной интеграции новоиспеченных граждан Франции, подавляющее большинство которых не умело писать и читать по-французски [6]. Район проектируется в относительной близости от Парижа с сильным упором на развитие системы общественного транспорта: со столицей его связывают автомагистраль и железная дорога, позволяющие добраться до центра в течение часа. При этом сам в себе район довольно замкнут: как географически, так и идеологически. Определенная замкнутость присутствует и в формообразовании: с высоты птичьего полета он напоминает абстрактный геометрический лабиринт (рис. 2).

Отчуждение начинает ощущаться в районе со сменой экономической политики. Франция больше не нуждается в таком большом количестве рабочих рук, и многие жители теряют работу и начинают жить на социальные пособия. В попытках остановить новые потоки мигрантов закрываются границы, становятся невозможными регулярные поездки на родину, многие в спешке перевозят в ашелемы свои семьи, культурная связь с предками постепенно начинает исчезать. В то же время подрастает новое поколение жителей района, рожденных во Франции или приехавших в нее в младенчестве. Подростки, посещавшие французские школы, уже не могут воспринимать окружающую действительность так же, как их изначально приехавшие на заработки родители. Расизм также не дает возможности для интеграции в столичное общество потребления, доступа к образованию, рабочим местам и, как следствие, культурным мероприятиям и общественным пространствам. Молодые люди, оказавшиеся чужими как в большом городе, так и у себя на кухне, присваивают себе те пространства, в которых они выросли: развивается уличная культура, учащаются случаи хулиганства, возникают преступные группировки. Они не живут по законам, продуманным Эмилем Айо, не живут по законам общества потребле-

ния и не живут по заветам предков. Присвоение, захват, наложение становятся основными способами коммуникации и обозначения себя на карте: модернистская белоснежная стена покрывается граффити, высказывание накладывается на яркий образ и меняет его смысл: он становится еще более заметным и, как следствие, более непонятным и опасным; ощущение опасности ведет к отчуждению.

Рис. 2. Район Ноэ с высоты птичьего полёта. Около 1978 г.

Рис. 3. Пространственные изменения, произошедшие в процессе ревитализации

Эти социальные и архитектурные явления можно проследить на примере фильма Матьё Кассовица «Ненависть» (1995), который во многом способствовал закреплению статуса района Ноэ в популярной культуре. Черно-белая драма, рассказывающая об одном дне из жизни подростков из периферийного квартала-гетто, получила 3 премии «Сезар», включая премию за лучший фильм года, а также приз Каннского кинофестиваля за лучшую режиссерскую работу. К сложившейся социальной ситуации было привлечено большое внимание.

«Ненависть» во многом была снята как реакция на дело Макоме М'Боволе. Весной 1993 года 17-летний француз, родившийся в Заире, был задержан в Париже за кражу двух блоков сигарет. В участке инспектор Паскаль Компен решил «провести воспитательную работу», направив в лицо пристегнутому наручниками к батарее подростку ствол пистолета, и случайно нажал на спусковой курок. Убийство Макоме М'Боволе вызвало волну уличных протестов: сотни демонстрантов требовали возмездия.

Герои фильма, представители арабского, еврейского и магрибского сообществ, как и реальные участники беспорядков, рискуют потерять друга вследствие действий полицейского, превысившего свои полномочия. На протяжение фильма зритель следит за перемещениями героев по пространствам Парижа и безымянного периферийного квартала, в роли которого как раз выступает район Ноэ. Художественный фильм довольно точно обрисовывает происходящие на тот момент социальные процессы. Одним из основополагающих средств художественного языка фильма является работа с пространством, что делает его особенно важным в контексте данного исследования. Большой город, как и квартиры, в которых оказываются герои, захламлен, враждебен, неуютен, снят с преобладанием крупных планов. В то же время сюрреалистические пейзажи района Ноэ представлены максимально широко и просторно. Огромные пустыри, плоские крыши, округлые дворы и соединяющие их узкие проходы -та среда, в которой герои чувствуют себя комфортно. Сценарии, которые происходят в этих пространствах, не подхватывают идеи культурного просвещения и абсолютной радости, они максимально альтернативны и в какой-то степени маргинальны: граффити, брейк-данс, нелегальное барбекю, фланирование в поисках знакомых лиц. Можно ли сказать, что они порождаются пространствами? Думается, эти действия скорее являются реакциями на них, необходимыми нарушениями в существующей структуре, которые позволяют воспринимать ее как что-то свое. Важным эпизодом, раскрывающим потребность в формировании своего языка, накладывая личное на существующее, является сцена, в которой стоящий у окна ди-джей миксует пластинку с агрессивным рэпом с записями Эдит Пиаф. На фоне - вертопанорама с рядами ашелемов.

С момента выхода «Ненависти» прошло 26 лет, район Ноэ, как и многие другие подобные районы подключился к программе ревитализации [4], однако говорить о глобальном изменении статуса и обстановки на данном

этапе довольно сложно: в газетных сводках периодически мелькают заголовки о стрельбе, незаконном обороте наркотиков, уличных беспорядках, происходящих на его территории [7, 9]. Несмотря на это ряд архитектурных и социальных факторов позволяет говорить о возможности позитивного изменения статуса в ближайшем будущем. Наиболее показательными кажутся два эпизода, первый из которых в большей степени затрагивает работу с пространством, а второй - со сценариями.

Важнейшим пространственным изменением, произошедшим с районом за последние 10 лет, является возникновение двух осей - крупных улиц, не предусмотренных в изначальном проекте и возникших в результате сноса части зданий, в том числе важного для геометрической композиции генплана дома - «Колизея» (рис. 3). Вдоль них с государственной поддержкой возникают предприятия малого бизнеса, слабо развитого в преимущественно спальном районе. Это создает дополнительные рабочие места и варианты альтернативного досуга. Также на одной из осей был построен торговый центр, площадь перед ним стала местом довольно популярных ярмарок выходного дня. Опросы местных жителей показывают преимущественно положительные реакции на эти изменения [4]: ощущение воздуха и безопасного пространства - наиболее частые комментарии. Нередки высказывания насчет возможного сноса еще одного знакового композиционного элемента района -«трезубца»: во дворе, организованном тремя домами изогнутой формы, нередки случаи торговли наркотиками и насилия. Впрочем, подобные нарушения фиксируются по всему району. Показательно, что источником опасности в символическом отношении продолжает выступать само пространство: дом и двор. Дворы района Ноэ также подверглись важному изменению: мозаичные покрытия были заменены на асфальт и газоны, что не могло не изменить их восприятие: закрытые площади по большей части превратились в более нейтральные в символическом плане пустыри.

Однако несмотря на заманчивость разрушения и создания нового с нуля, данный способ переосмысления пространства является слишком дорогим, он также не дает гарантии того, что история с отчуждением не повторится. Гораздо более действенным, на наш взгляд, является проецирование новых возможных сценариев на уже существующие пространства. На данный момент этот процесс идет параллельно с пространственными изменениями и дает первые, небольшие, но очень важные результаты. За годы ревитализации на территории района появилось большое количество различных социальных центров и организаций. Наиболее известная из них - благотворительный цирк Compagnie des Contraires, в организации представлений которого наравне с профессиональными артистами принимают участие местные подростки. Весной 2020-го, в разгар пандемии коронавируса, проводить представления на территории цирка было невозможно. Действовали эпидемиологические ограничения, а шатер сгорел еще осенью 2019 года во время уличных беспорядков [9] (сейчас восстановлен силами волонтеров). Выхо-

дом из сложившейся ситуации стало переосмысление характерных округлых дворов: выступления прошли во дворах-«амфитеатрах» и дворе-«ипподроме», местные жители наблюдали за ними из окон. Двор перестал быть символом опасности и вернулся к заложенным Айо римским истокам: амфитеатр и ипподром - пространства развлечений.

Подобные ситуации показывают большую гибкость архитектурных и социальных факторов, влияющих на статус той или иной постройки, их взаимосвязь. Это не может не давать надежды на то, что любой объект, переживающий кризисный этап, может преодолеть его не только за счет сноса или грубого архитектурного вмешательства, но и за счет развития на его территории альтернативных сценариев, которые способны не только подчеркнуть его идентичность, но и открыть новые, неожиданные возможности.

Библиография:

1. Брутализм и необрутализм: Лекция Анны Броновицкой. -Опубликовано 10 февраля 2016 г. - Изображение (движущееся): электронное // GARAGEMCA: [официальный канал на сайте YouTube.ru]. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=e CqHVfiQKpw&list=PLRSwFqRcpg4FX96bBJaeq9YrGHnHbRcK Q&index=8 (дата обращения: 02.12.2020).

2. «В каждом баре обязательно работают нелегалы»: как живут мигранты в Париже / Афиша. Daily: [сайт]. - URL: https:// daily.afisha. ru/archive/gorod/ people/v-kazhdom-bare-obyazatel-no-rabotayut-nelegaly-kak-zhivut-gastarbaytery-v-parizhe/ (дата обращения: 06.05.2021).

3. Сеннет Р. Плоть и камень: тело и город в западной цивилизации / Ричард Сеннет; пер. с англ. Петр Фаворов. - Москва: Strelka Press, 2016. - 503 с.: ил. - ISBN 978-5-906264-62-6.

4. Après Chanteloup-les-Vignes, sentiment d'injustice et guet-apens rythment les cités. THE CONVERSATION / theconversation.com: [website]. - URL: https://theconversation.com/apres-chanteloup-les-vignes-sentiment-dinjustice-et-guet-apens-rythment-les-cites-126456 (date of access: 06.05.2021).

5. Conforter la nouvelle attractivité de la Noé / sey: [website]. - URL: http://www.operation-seineaval.fr/index.php/fr/nos-projets-ur-bains/le-renouvellement-urbain/116-quartier-la-noe-chanteloup-les-vignes (дата обращения: 06.05.2021).

6. Secteur urbain concerté dit quartier de la Noé ou ZAC de la Noé / inventaire du Patrimonie: [website]. - URL: https://inventaire. iledefrance.fr/dossier/secteur-urbain-concerte-dit-quartier-de-la-noe-ou-zac-de-la-noe/ea1e9279-3e0b-4015-bacd-8c215adff25a (дата обращения: 06.05.2021).

7. Strelka Talks. Wouter Vanstiphout "Damn the Masters' Plan!"-Опубликовано 20 февраля 2018 г. - Изображение (движущееся): электронное // Strelka Institute/Институт Стрелка: [официальный канал на сайте YouTube.ru]. - URL: https://www. youtube.com/watch?v=CYu4bws9PNQ&feature=emb_logo (дата обращения: 02.12.2020).

8. Terranova, Charissa N. Smell and the City: Miasma as a Code of Crisis in Postwar French Cinema / Charissa N. Terranova // The Senses and Society. - 2007. - Vol. 2:2. - Pp. 137-153. - DOI: 10.2752/174589307X203056.

9. Yvelines. Drogue: le "Super livreur" de Chanteloup-les-Vignes condamné. Actu / actu.fr: [website]. - URL: https://actu.fr/ile-de-france/chanteloup-les-vignes_78138/yvelines-drogue-super-livreur-chanteloup-vignes-condamne_30488132.html (date of access: 06.05.2021).

А.В. Шуба DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0088

A.V. Shuba

Неопубликованный труд А.В. Бунина по советской истории градостроительства 1970-х годов*

Unpublished work of A.V. Bunin on the Soviet history of urban planning from the 1970s

Ключевые слова: А.В. Бунин, третий том, историография, советская история, градостроительство, история архитектуры.

Keywords: A.V. Bunin, third volume, historiography, Soviet history, urban planning, history of architecture. Аннотация: В Москве А.В. Бунин развил историю градостроительства как отдельный предмет для советских архитекторов в середине XX века. У А.В. Бунина было два основных опубликованных труда по истории градостроительного искусства: первый том появился в 1953 году, а второй был написан и опубликован в соавторстве с Т.Ф. Саваренской в 1971 году. В рамках данного исследования советской историографии градостроительства были обнаружены доказательства намерений А.В. Бунина написать третий том, который не был издан. Данная статья посвящена материалам, которые подтверждают работу А.В. Бунина над третьим томом по истории градостроительного искусства.

Abstract: In Moscow A. V. Bunin developed the History of Urban Planningas a separate subject for the Soviet architects during the middle of the 20th century. A. V. Bunin had two main published works on the History of Art of Urban Planning. The first book appeared in 1953, while the second volume was co-authored by T. F. Savarenskaya and published in 1971.This article proves the existence of A. V. Bunin's plans and attempts to write a third volume, which was not published. This paper is a part of my analysis within the research on Soviet historiography of urban planning, under which there were found the evidence of A. V. Bunin's plans to write the third volume on the Soviet urban planning.

* Исследование проводится в рамках программы urbanHIST и является частью научно-исследовательского проекта, который посвящен советской историографии градостроительства. Этот проект получил финансирование от исследовательской инновационной программы Horizon 2020 в рамках The Marie Sklodowska-Curie granta greement No 721933.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.