Научная статья на тему 'Архитектор Л.А. Стукачев как один из авторов проекта гостиницы «Севастополь» (1952)'

Архитектор Л.А. Стукачев как один из авторов проекта гостиницы «Севастополь» (1952) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
187
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Л.А. Стукачев / Севастополь / гостиница «Севастополь» / Московский архитектурный институт / Е.Г. Ставинский / Ю.А. Траутман / L.A. Stukachev / Sevastopol / Hotel Sevastopol / Moscow Architecture Institute / E.G. Stavinsky / Yu.A. Trautman

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Е.Б. Овсянникова

В статье рассматривается существенная роль архитектора Леонида Александровича Стукачева в проектировании гостиницы «Севастополь» (1946–1952) на основании вновь выявленных материалов. Имя Л.А. Стукачева (1914–2000), студента Московского архитектурного института, репрессированного в 1935 году, не упоминалось до последнего времени. До своего освобождения он получил возможность профессиональной деятельности в Амурлаге, создал целый ряд построек в городе Свободный Амурской области. В 1950-х годах он работал в ленинградской организации «Госинжгорпроект», которая выполнила для Севастополя целый ряд проектов, в их числе – одна из самых престижных построек города – гостиница «Севастополь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architector L.A. Stukachev as one of the hotel Sevastopol’s author (1952)

The article deals with the essential role of the architect Leonid Alexandrovich Stukachev in the project of the hotel Sevastopol (1946–1952) on the basis of newly discovered materials. The name of L.A. Stukachev (1914–2000), student of the Moscow Architectural Institute, convicted as criminal in 1935 (during Stalin «eradicating public enemies»), was not mentioned until recently. Prior to his release, he was given the opportunity to work professionally in Amurlag, created a number of buildings in the town of Svobodny in the Amur Region. In the 1950s, he worked for the Leningrad organization Gosinzhgorproekt, which has executed a number of projects for Sevastopol, among which was this hotel – one of the most prestigious buildings in the city.

Текст научной работы на тему «Архитектор Л.А. Стукачев как один из авторов проекта гостиницы «Севастополь» (1952)»

гим углом, выявлять пользу и знания, необходимые современному поколению архитекторов.

Не только научно-теоретическая деятельность архитектора, но и экспедиции в Крым, Бухару, Стамбул, организация работы отдела памятников в Крыму, многочисленные обследования древностей, преподавание и научно-исследовательская деятельность во ВХУТЕМАСе и прочие факторы повлияли на формирование творческого метода зодчего. Отношение к наследию, осознание его ценности способствовали его изучению и являлись неисчерпаемым источником для вдохновения в архитектурных проектах Гинзбурга, которые демонстрируют талант зодчего и то, как им воспринималось понятие «классического».

Библиография:

1. Алпатов М. История архитектуры в избранных отрывках / М. Алпатов, Д. Аркин, Н. Брунов. - Москва: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1935. - 590 с.

2. Арспанов В.Г. Теория и история искусствознания. XX век. Формальная школа: Учебное пособие для вузов / В.Г. Арс-

ланов; Российская акад. художеств, НИИ теории и истории изобразительных искусств. - Москва: Академический проект, 2015. - (Концепции).

3. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств: Проблема эволюции стиля в новом искусстве / Генрих Вельфлин; пер. с нем. А.А. Франковского. - Москва: Шевчук, 2002. - 289 с.: ил. - ISBN 5-94232-023-3.

4. Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание статей: / Адольф Гильдебранд; пер. Н.Б. Розен-фельда и В.А. Фаворского. - Сокр. репринт. изд. 1914 года. -Москва: Логос, 2011. - 107 с.: ил. - ISBN 978-5-98704-608-1.

5. Гинзбург М. Ритм в архитектуре / М. Гинзбург. - Репринт. изд. -Москва: Ginzburg Architects, 2019. - 120 с.

6. Гинзбург М. Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры / М. Гинзбург. - Репринт. изд. - Москва: Ginzburg Architects, 2018. - 340 с. - ISBN 978-5-9909015-1-3.

7. Ригль А. Современный культ памятников: его сущность и возникновение / Алоиз Ригль. - Москва: ЦЭМ, V-A-C press, 2018. - 96 с. - ISBN 978-5-9909519-6-9.

8. Хан-Магомедов С.О. М.Я. Гинзбург / С.О. Хан-Магомедов. -Текст: электронный // alyoshin.ru: [сайт]. - URL: https://www. alyoshin.ru/Files/publika/khan_magomedov/khan_ginsburg_02. html (дата обращения: 08.05.2021).

Е.Б. Овсянникова DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0086

E.B. Ovsyannikova

Архитектор Л.А. Стукачев как один из авторов проекта гостиницы «Севастополь» (1952)

Architector L.A. Stukachev as one of the hotel Sevastopol's author (1952)

Ключевые слова: Л.А. Стукачев, Севастополь, гостиница «Севастополь», Московский архитектурный институт, Е.Г. Ставинский, Ю.А. Траутман.

Keywords: L.A. Stukachev, Sevastopol, Hotel Sevastopol, Moscow Architecture Institute, E.G. Stavinsky, Yu.A. Trautman. Аннотация: В статье рассматривается существенная роль архитектора Леонида Александровича Стукачева в проектировании гостиницы «Севастополь» (1946-1952) на основании вновь выявленных материалов. Имя Л.А. Стукачева (1914-2000), студента Московского архитектурного института, репрессированного в 1935 году, не упоминалось до последнего времени. До своего освобождения он получил возможность профессиональной деятельности в Амурлаге, создал целый ряд построек в городе Свободный Амурской области. В 1950-х годах он работал в ленинградской организации «Госинжгорпроект», которая выполнила для Севастополя целый ряд проектов, в их числе - одна из самых престижных построек города - гостиница «Севастополь». Abstract. The article deals with the essential role of the architect Leonid Alexandrovich Stukachev in the project of the hotel Sevastopol (1946-1952) on the basis of newly discovered materials. The name of L.A. Stukachev (1914-2000), student of the Moscow Architectural Institute, convicted as criminal in 1935 (during Stalin «eradicating public enemies»), was not mentioned until recently. Prior to his release, he was given the opportunity to work professionally in Amurlag, created a number of buildings in the town of Svobodny in the Amur Region. In the 1950s, he worked for the Leningrad organization Gosinzhgorproekt, which has executed a number of projects for Sevastopol, among which was this hotel -one of the most prestigious buildings in the city.

Леонид Стукачев родился 30 октября 1914 года в Петербурге в семье инженера. Поскольку купеческие семьи его родителей прфоживали в Москве, там Леонид получил начальное образование. Он отлично играл на фортепиано, был заядлым шахматистом. После окончания школы Леонид поступил в Московский архитектурный институт. Вместе со своими друзьями он по вечерам организовывал уроки танцев и домашние спектакли.

В феврале 1935 года на третьем курсе института сотрудники НКВД арестовали Леонида и его друзей по доносу во время такого домашнего спектакля по пьесе М.А. Булгакова «Дни Турбиных». По сфабрикованным обвинениям решением Особого совещания при НКВД все они были приговорены к пяти годам исправительно-трудовых лагерей по ст. 58 п.п.10 и 11 УК РСФСР. Леонид был отправлен этапом в Амурскую область, БАМЛаг

в г. Свободный - названный так будто в насмешку. В этом городе находилась администрация сталинских лагерей.

В 1932-1938 годах Свободный стал центром администрации БАМЛАГа, одного из крупнейших подразделений ГУЛАГа НКВД СССР. В 1941-1946 годах в городе располагалось управление Свободлага, а после войны Свободный стал вторым после Благовещенска промышленным центром Амурской области. Впервые о Стукачеве написали краеведы этого города [5]. Статью увидела дочь Стукачева - Н.Л. Шилова, проживающая в подмосковном городе Краснознаменск. Она написала автору: «Дело в том, что недавно совершенно случайно я узнала, что мой отец в 1935 году, будучи студентом 3-го курса Московского архитектурного института, был арестован и осуждён <...>, отбывал наказание в БАМЛаге и АмурЛаге. Отец никогда не рассказывал об этом трудном периоде своей жизни, поэтому для меня стало открытием то, что он оставил заметный след в истории вашего города как архитектор. Как я поняла, примерно с 1938 года он стал работать в качестве архитектора в Управлении БАМЛага, и при его непосредственном участии были спроектированы и построены некоторые здания и сооружения города Свободного: памятник Красным партизанам, жилые дома, столовая-ресторан "Амур" и другие. Леонид Александрович принимал участие в драмколлективе в качестве пианиста. В лагере отбывали наказание многие актёры, художники, писатели.». [5]

Из построек Леонида Стукачева амурские краеведы особое место отводят зданию столовой Управления Амурской железной дороги (ресторану «Амур»), которую горожане называли «Кругляк». Существует мнение, что эта постройка 1939 года по заказу НКПС была настолько удачной, что Стукачев был досрочно освобожден за выполнение проекта в рекордно короткий срок. До войны это здание включало ресторан, буфет и банкетный зал, а на его крыше была устроена площадка для летнего кафе; сегодня в нем торговый центр [4].

К моменту возведения столовой-ресторана Леонид получил как победитель конкурса на монумент погибшим за Советскую власть красным партизанам. «В марте 1937 года состоялось первое заседание районной комиссии по постройке памятника в городе Свободном, 2 апреля был объявлен конкурс на проектирование памятника, 18 апреля состоялось заседание жюри, по конкурсу было представлено 19 проектов. Признан лучшим проект, созданный инженером Стукачёвым, которому и было поручено составить рабочие проекты и смету. В июне приступили к постройке, и в последнюю субботу октября состоялся митинг, посвящённый открытию памятника, ставшего символом города Свободного на долгие годы» [5].

В 1938 году Леонид занимался проектированием деревянных жилых домов, называвшихся горожанами «финскими». Как пишут краеведы, квартиры в них выделялись работникам авторемонтных мастерских, а после войны в этих домах проживали заслуженные фронтовики.

Сегодня из архива семьи Стукачевых ясно, что только в 1989 году он был полностью реабилитирован, и по записям в трудовой книжке можно восстановить места работы в те годы. С 1938 по 1940 г. он работал в Управлении АмурЛага НКВД в качестве архитектора, потом был откомандирован в Управление железнодорожного строительства СССР и работал до 1944 года архитектором проектного отдела Севжелдорстроя. В 1944 году он был направлен на строительство объектов №108 (Азербайджан) старшим инженером технического отдела. И только в 1946 году он попал в распоряжение Ленинградского управления по делам архитектуры, где работал до конца 1950-х гг. архитектором, руководителем группы. В эти годы Леонид стал членом Союза архитекторов, принимал активное участие в различных проектных работах по восстановлению разрушенных войной городов. При его участии были спроектированы и построены многочисленные административные, общественные и жилые здания. Среди них в списке его работ значатся гостиницы в Севастополе, Волгограде, Керчи, здание Дома Советов в Орле.

В конце 1950-х Стукачев был направлен в Казахстан и работал несколько лет в Кустанае, затем отправился в Кемерово. Наконец, он оказался в Белоруссии, в Гомеле, где работал архитектором проектов «Гомельграждан-проекта» до выхода на пенсию. Под его руководством была спроектирована и построена большая часть новых микрорайонов в городах Гомель, Витебск, Брест, Мозырь, Светлогорск.

В 1973 году Леонид Александрович принял участие в конкурсе на проект монумента Дружбы на границе России, Украины и Белоруссии и занял первое место. Проект монумента Стукачева был реализован с рельефами киевских скульпторов Б.Е. Климушко и Е.Е. Гор-баня [3].

Несмотря на известность этих произведений, след, оставленный в послевоенном Севастополе, был потерян, - видимо, потому что там стало известно о его лагерном прошлом. Сегодня известны лишь имена архитекторов Траутмана и Ставинского, а Стукачев не упоминается ни в одной книге, статье или сайтах, посвященных Севастополю [4]. Причиной тому могло стать неусыпное наблюдение НКВД за всеми, кто был прича-стен к восстановлению разрушенного города: сотрудники комиссариата тщательно изучали биографии советских специалистов и следили за работой пленных немцев на восстановлении города.

Гостиница «Севастополь» представляет собой большое здание с квадратным внутренним двором. Она была выстроена в 1952 году в самом центре города, на проспекте Нахимова и расположена близ нового здания Драматического театра им. А.В. Луначарского, возводившегося тогда же по проекту московского архитектора В.В. Пелевина, работавшего с Б.М. Иофаном в Москве и с Л.М. Поляковым в Севастополе (рис. 1). Оба здания, гостиница и театр, поставлены по двум сторонам Синопской лестницы, поднимающейся от набережной Корнилова на центральный городской холм. Они стали нарядным обрамлением нижней части этой улицы-

лестницы. Напротив театра и гостиницы, на противоположной стороне проспекта Нахимова, идущего параллельно набережной, Синопскую лестницу обрамляют два административных здания проектных институтов. Их скошенные фасады направляют взгляд в сторону лестничных маршей (их автор - московский архитектор Н.И. Гришин, работавший тогда же в Севастополе). Эти здания увенчаны обелисками, придающими престижность пересечению парадной магистрали с Синопской лестницей, ведущей к памятнику Ленину, который возвышается на центральном городском холме [1,2].

Рис. 1. Фрагменты здания гостиницы «Севастополь». 1952. Фото из архива семьи Шиловых-Стукачевых. Публикуется впервые

В связи с таким положением в городе симметричный со стороны проспекта Нахимова главный фасад гостиницы «Севастополь» был решен с тремя нарядными коринфскими портиками. На капителях этих колонн изображены пятиконечные звезды вместо розеток. Центральный портик устроен перед главным входом. Два боковых портика, поставленных по углам, подчеркивают входы в общественные помещения с боковых фасадов. Северо-восточный угол здания, обращенный к морю и Драматическому театру имени А.В. Луначарского, смотрит на сквер с круглой клумбой, а ниже продолжается Синопская лестница [1,2].

Рис. 3. Вверху: Л.А. Стукачев на постройке гостиницы «Севастополь», 1951 г. Внизу: Л.А. Стукачев (крайний справа) и группа проектировщиков гостиницы «Севастополь». 1951-1952. Фото из архива семьи Шиловых-Стукачевых. Публикуется впервые

Рис. 2. Детали внутренней отделки гостиницы «Севастополь». Люстра. Фрагмент фриза. Материалы и семейного архива Шиловых-Стукачевых. Публикуется впервые

Рис. 4. Фрагмент чертежа фасада гостиницы с подписями Е.Г. Ставинского и Л.А. Стукачева. Материалы и семейного архива Шиловых-Стукачевых. Публикуется впервые

Со стороны моря гостиницу украшают лоджия ресторана и открытые террасы с балюстрадами. С противоположной, южной стороны гостиница выходит на улицу Маяковского, сбегающую вниз, к Артиллерийской бухте. Здесь на уличный фасад выходит ряд цокольных помещений из-за разницы в уровне земли на отведенном участке.

Первоначальный проект гостиницы был выполнен в 1946 году главным архитектором Севастополя, ленинградцем Ю.А. Траутманом, заложившим в основу ее композиции обширный атриум. Первоначальная задача строительства здания была намного скромнее окончательных запросов городской администрации. Судя по сохранившимся архивным чертежам с первоначальными планами гостиницы, ее можно назвать, скорее, общежитием, что типично для сурового послевоенного быта. Из не публиковавшихся до сих пор архивных материалов ясно также, что в 1946 году в этой гостинице предполагалось 150 мест для проживания. Она была бы намного скромнее внешне, чем выстроенное в начале 1950-х годов здание. Почти все номера в ее проекте 1946 года показаны без санузлов, с мужскими и женскими уборными и душевыми, которые находились в разных концах коридоров, рядом с боковыми лестницами. И только в двух номерах (типа люкс), расположенных рядом с центральной лестницей, планировались ванные комнаты 1.

По проекту 1951 года гостиница стала более комфортной и внешне намного более представительной. По ее планам, имеющимся в архиве, видно, что на этой стадии проектирования появилось больше номеров с ванными комнатами, хотя часть их, выходивших, в основном, во внутренний двор, осталась с раковинами и санузлами в коридорах. Строительство гостиницы намечалось в два этапа, и второй этап был отложен. Значительно были переработаны фасады силами уже не севастопольского Горпроекта и лично Траутмана, а Ленинградского филиала Госинжгорпроекта. Гостиница получила новые фасады, изменения во внутренней планировке (рис. 2).

Этот проект выполнили два архитектора - Е.Г. Ста-винский и Л.А. Стукачев, подписавшие новые чертежи, на которых была сохранена фамилия Траутмана как первоначального автора, но его подпись на документах отсутствует 2. Дело в том, что окончательный проект гостиницы был выполнен в 1952 году, когда Траутмана уже не было в Севастополе. Его после сильнейшего землетрясения, произошедшего в 1948 году в Ашхабаде, направили в этот город руководить восстановлением как имеющего опыт возрождения севастопольской застройки [6,8].

Помимо подписи Леонида Стукачева, на чертежах гостиницы есть еще свидетельства его активного участия в ее окончательном проектировании и строительстве: это воспоминания А.Л. Шеффера, старейшего архитектора, приехавшего в 1950 году в Севастополь после окончания Московского архитектурного института и уже не заставшего Траутмана. Шеффер хорошо запом-

нил Ю.В. Зимарева, который был главным архитектором Ленинградского филиала Госинжгорпроекта, где работали Ставинский и Стукачев. Зимарев был в числе создателей в 1940-1950-е годы нескольких проектов планировки жилых кварталов Севастополя [6, с. 25], приезжал в город 3.

Ну и основным подтверждением активного участия в этой работе Стукачева являются многочисленные фотографии его самого на строительстве гостиницы, а также фотографии чертежей с деталями ее внутренней отделки, которые также не публиковались (рис. 3, 4).

Приведенные новые сведения об авторах проекта гостиницы «Севастополь» не умаляют значимости роли Траутмана, внесшего неоценимый вклад в возрождение города: разработку вместе с В.М. Артюховым, его заместителем, также приехавшим из Ленинграда, общей планировочной концепции обновленного Севастополя и детальной планировки важнейших его частей. Несомненно также, что Траутман и Артюхов, далее продолжавший работать в городе до конца жизни, наметили расположение и новых общественных зданий на проспекте Нахимова, таких как Драматический театр и гостиница «Севастополь» у Синопской лестницы, которую далее И.А. Самбурова, окончившая Московский архитектурный институт в 1945 году, проектировала как самый помпезный элемент центрального городского холма [1, 2, 8]

Примечательно, что к гостинице «Севастополь» с северной стороны предполагалась пристройка с угловым круглым залом. Эта неосуществленная часть проекта, подписанная Ставинским и Стукачевым, интересна тем, что сходную цилиндрическую форму Стукачев уже применил в здании столовой-ресторана «Амур», выстроенном в городе Свободный. Согласно неосуществленной части реализованного проекта гостиницы, ротонда в угловой части гостиницы «Севастополь» предполагалась диаметром больше 10 метров, с шестью опорными колоннами основания. Возможно, она могла заканчиваться высокой башней, которая служила бы важным ориентиром, хорошо заметным со стороны Артиллерийской бухты. Однако во второй половине 1950-х годов началась борьба с излишествами, и авторы таких нефункциональных архитектурных элементов подвергались резкой критике со стороны советских идеологов, - даже речи идти не могло о возведении новой высотной доминанты.

Такова история изменения состава авторского коллектива, работавшего над проектом гостиницы в 1946-1952 годах, в котором немалую роль сыграл бывший студент Московского архитектурного института Леонид Стукачев.

Библиография:

1. Васильев Н.Ю. Архитектор В.М. Артюхов и его роль в формировании послевоенного облика Севастополя / Н.Ю. Васильев, Е.Б. Овсянникова. - Текст: электронный // Architecture and Modern Information Technologies. - 2019. - №2 (47). -

1 Материалы из государственного архива г. Севастополя.

2 Материалы из Государственного архива г. Севастополя.

3 Юрий Владимирович Зимарев (1906-...?), учился в ИЖСА (б. Академии художеств).

С. 28-42. - URL: https://marhi.ru/AMIT/2019/2kvart19/PDF/01_ ovsyannikova.pdf (дата обращения: 15.05.2021).

2. Васильев Н.Ю. Послевоенная архитектура центра Севастополя / Н.Ю. Васильев, Е.Б. Овсянникова. - Текст: электронный // Architecture and Modern Information Technologies. - 2018. - №4(45). - С. 135-144. - URL: http://marhi.ru/ AMIT/2018/4kvart18/08_vasilev/index.php (дата обращения: 15.05.2021).

3. Веникеев Е.В. Архитектура Севастополя / Е.В. Веникеев. - Симферополь: Таврия, 1983.

4. Из истории проектирования гостиницы «Севастополь». Юрий Траутман и Леонид Стукачев // Севастопольские известия: Газета Законодательного собрания Севастополя. - № 36 (2037), 14-20 сентября 2019 г. - С. 14-15. - URL: http://sevzakon.ru/ view/pressa/gazeta/ (дата обращения: 15.05.2021). - Текст: электронный.

5. Погодаев О. Свободный в судьбе знаменитого архитектора Леонида Стукачёва / О. Погодаев. - Текст: электронный // Зейские огни: [интернет-ресурс]. - URL: https://www.gzt-sv.ru/ news/18813-svobodnyj-sudbe-znamenitogo-arhitektora-leonida (дата обращения: 15.05.2021).

6. Шеффер А.Л. Время вспомнить о былом / А.Л. Шеффер. - Севастополь: ЭКОСИ-гидрофизика, 2016.

7. Vassiliev N. Role of Leningrad architects in last-recovery repair of center of Sevastopol and problem of preserving their heritage / N. Vassiliev, E. Ovsyannikova // E3S Web of Conferences 164, 05016 (2020) TPACEE-2019.

8. Vassiliev N. Yuri Trautman - Coastal Cities Head Architect and Urban Planner / N. Vassiliev, E. Ovsyannikova // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science 459 (2020)032092. - URL: https:// iopscience.iop.org/article/10.1088/1755-1315/459/3/032092/pdf (date of access: 15.05.2021). - Text: electronic.

А.И. Савельева DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0087

A.I. Savelyeva

Особенности социального взаимодействия в застройке 1970-х гг.

Города Шантелуп-Ле-Винь во Франции

Social interaction in Chanteloup-les-Vignes 1970s Housing

Ключевые слова: гетто, модернизм, Франция, уличная преступность, Государство Всеобщего Благосостояния, пригород, двор, социальные сети.

Keywords: ghetto, modern architecture, French Housing, riots, Welfare state, suburban, yard, social media. Аннотация: Работа посвящена анализу района Ноэ города Шантелуп-Ле-Винь во Франции на предмет выявления социальных и градостроительных факторов, влияющих на современное формирование гетто в модернистской застройке 1970-х.

Abstract: The work is devoted to the analysis of the Noe Quartier in Chanteloup-les-Vignes, France to find out how social and urban characteristics affect the development of the ghetto in 1970s modern French Housing.

В процессе проектирования архитектор обычно размышляет над сценарием, по которому будет существовать разрабатываемый им проект, однако предусмотреть все варианты невозможно. У каждого построенного объекта формируется определенный статус: он может стать точкой притяжения или зоной отчуждения, символом для многих или местом для одного. Этот статус динамичен и зависит от многих факторов. Мне, как исследователю, наиболее интересны два направления этих факторов: архитектурные, то есть заложенные автором и во многом опирающиеся на формообразование, и социальные: формирующиеся благодаря тем, кто взаимодействует с уже заданными формами.

Утопичные проекты социального жилья, построенные во второй половине ХХ века и впоследствии развившиеся в гетто, представляют собой обширную площадку для исследования рассматриваемых взаимодействий: они преодолели путь от символа благополучия до символа отчужденности за очень короткий срок. Интересным также является то, что в процессе смены статуса сильной критике подвергалась сама архитектурная форма и ее авторы. Например, архитекторы важнейшего символа брутализма - жилого комплекса Robin Hood

Gardens (1972) Элисон и Питер Смитсоны фактически оказались выброшены за границы профессиональной практики после того, как спроектированное ими жилье превратилось в гетто. Сам комплекс был снесен в 2018, когда другие способы борьбы с его отчужденностью были признаны неэффективными.

Французский опыт работы с социальным жильем также интересен. Определенную специфику ашелемов (HLM) задают революционные традиции и острая проблема миграции: гетто становится не только местом отчуждения, но и местом поиска идентичности и местом агрессивного высказывания. Начиная с 2000-х многие неблагополучные кварталы HLM проходят программы ревитализии: большие средства из государственного бюджета выделяются на ремонт, снос, строительство исоциальные проекты. На данный момент эти программы находятся в процессе реализации, что делает наблюдение за взаимодействием архитектурных и социальных особенностей особенно интересным.

В исследовании мною проанализированы архитектурные и социальные факторы, влияющие на статус района Ноэ французского города Шантелуп-Ле-Винь на протяжении всего времени его эксплуатации: от уто-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.