Научная статья на тему 'Особенности социального положения женщины в Китае'

Особенности социального положения женщины в Китае Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
774
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ / ГЕНДЕРНАЯ РОЛЬ / ТРУДОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / СМИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ильченко М. В.

В данной статье рассмотрены экономический и политический аспекты изменения положения женщины в китайском обществе. Особое внимание уделено особенностям положения современной китайской женщины в социально-экономической и политической сфере, и показано, как они взаимосвязаны с изменением гендерной роли женщины. В период, исследуемый в данной работе, социальное положение женщины в Китае существенно изменилось: она обрела значительно большую свободу, возможности обретения экономической независимости и проявления политической активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности социального положения женщины в Китае»

'Особенности социального положения женщины в Китае

Ильченко М.В.

В данной статье рассмотрены экономический и политический аспекты изменения положения женщины в китайском обществе. Особое внимание уделено особенностям положения современной китайской женщины в социально-экономической и политической сфере, и показано, как они взаимосвязаны с изменением гендерной роли женщины. В период, исследуемый в данной работе, социальное положение женщины в Китае существенно изменилось: она обрела значительно большую свободу, возможности обретения экономической независимости и проявления политической активности. Ключевые слова: положение женщины, гендерная роль, трудовая дискриминация, политическая активность, СМИ

Ilchenko M.V.

The features of social position of women in China The article describes economical and political aspects of the transition of women's status in Chinese society. Considerable attention is given to the specificities of the situation of women in politics and socioeconomic spheres within Chinese society and how they affect women's gender role. During the period examined in the study social position of women in China has changed significantly. Women in China gained more freedom, possibilities of becoming economically independent and politically engaged.

Key words: position of woman, gender role, employment discrimination, political activity, mass media

В наши дни, в условиях интенсивных социокультурных трансформаций, происходящих в глобальном мире, особый интерес исследователей самых разных областей социогуманитар-ного знания вызывает аксиологическая проблематика, вопросы о формировании и динамике ценностных ориентаций.

Фундаментальные социально-экономические и социокультурные изменения, происходящие в китайском обществе в последние десятилетия, с необходимостью влияют на положение женщины в китайском обществе. Поэтому анализ трансформации гендерной роли женщины может способствовать выявлению общих тенденций и векторов социальной динамики в стране.

Развитие технологий в двадцатом веке сделало возможным беспрецедентную диффузию культурных ценностей во всем мире. Исследование гендерной роли женщины в современном Китае позволит углубить понимание глобали-зационных процессов в культуре, механизмов взаимодействия традиционных китайских и западных ценностей, осваиваемых населением страны в условиях глобализации.

На протяжении длительного времени в трактовке понятия "гендерной роли" были сильны биологизаторские тенденции. При этом основой различий женщин и мужчин считались природные особенности.

Далее, существующее издавна стереотипное представление о том, что роль женщины состоит в воспитании детей и сохранении домашнего очага, а мужчины - в обеспечении безопасности и материальными благами находит отражение и в работе философов разных эпох. Французский философ О. Конт говорил о том, что роль женщины должна сводиться только к сохранению нравов и морали, при этом материально она должна быть зависима от мужчины. Г. Спенсер и И. Кант сводили роль женщины к сохранению традиций и продолжению рода.

Представительница неофрейдизма К. Хор-ни считала, что созданная цивилизация - циви-

лизация мужчин, и женщины для того, чтобы приспособиться, вынуждены принимать ценности и нормы этой цивилизации.

Сторонники теории социального научения, среди которых можно выделить А. Вандура, Р. Уолтерса, также полагают, что в основе поло-ролевого поведения детей лежит родительская модель, а также одобрение, которое ребенок усваивает в процессе воспитания.

Таким образом, интерпретация полороле-вого поведения отличается в рамках различных теорий, однако все большее внимание уделяется социальному компоненту.

В ходе исследования применялся исторический подход при анализе динамики роли женщины в общественной жизни. Политологический подход использовался при анализе положения женщины в политической сфере. Социокультурный подход применялся при анализе трансформации роли женщины в сфере труда.

Положение женщин в традиционном китайском обществе было значительно хуже, чем в европейских странах. Если в них движения женщин за свои права появляются в начале XIX века, то в Китае условия для аналогичных процессов складываются в 20-е годы XX века.

При проведении этого анализа важно иметь в виду, что с образованием в 1949 году КНР был принят ряд законов, закреплявших равенство всех граждан, а также защищавших права женщин. Для понимания того, как изменилось положение женщины в китайском обществе во второй половине XX - начале XXI вв. необходимо охарактеризовать статус женщины в традиционном китайском обществе.

За неподобающие действия по отношению к жене муж не нес тяжелых наказаний, в то время как жена за непослушание мужу, оскорбление должна была предстать перед судом. Оснований для развода женщина также не имела, муж же имел право развестись с женой из-за отсутствия детей, неверности жены, воровства и по ряду других причин. Развод мог состояться по обоюдному согласию супругов. После смерти отца в семье все имущество отходило его сыновьям, замужние дочери не имели право на долю, незамужние же могли купить долю у своих братьев.

Таким образом, в традиционном Китае женщина была далека от общественно-политической сферы и не принимала в ней участия, женс-

кая роль и обязанности ограничивались семьей и домашними обязанностями.

С приходом к власти коммунистической партии в 1949 году правительство стало применять меры по эмансипации женщин и искоренению неравенства. В рамках этой политики был принят ряд законов, позволивших женщинам в полной мере включиться в социальную, культурную и политическую сферы жизни.

Социально-экономические преобразования, начавшиеся в 70-80-х годах прошлого столетия, к которым можно отнести политику открытости, модернизацию экономики, поток иностранных инвестиций в Китай обусловили потребность в дополнительной рабочей силе, а также привели к изменениям в структуре общества, социальному и экономическому расслоению. Если в традиционном Китае доминировала коллективистская ориентация и интересы общества стояли выше интересов обычного гражданина, то процессы глобализации и реформы 1970-х годов определили для граждан Китая возможность свободного социального самоопределения и достижения успеха, тем самым выделили личность из коллектива.

Глобализация и политика реформы и открытия предоставили больше возможностей для работы женщин. Повышение женской грамотности и образованности, а также законодательное закрепление равных прав мужчин и женщин на рабочее место в "Трудовом кодексе"[10] и в законе "О защите прав и интересов женщин" значительно улучшили ситуацию с трудоустройством женщин.

Процент занятости женщин, несмотря на увеличение возможностей, уменьшается. Несмотря на то, что на начало 1970-х 90% женщина работали, в 1990-х процент работающих женщин составлял 73% в 1990 году и 61% в 2017 году[5]. После экономических реформ 1990-х исчезли субсидий по уходу за детьми, а также возросла конкуренция с мужчинами за рабочие места.

В первое десятилетие реформ женский труд преобладал в таких отраслях, как швейная, бумажная и химическая промышленность. К 2000 году женщины составляли более 40% в таких отраслях, как просвещение и наука, СМИ, торговля, здравоохранение^], таким образом обозначился переход женщин в сферу услуг.

Согласно исследованию Грант Торнтон, доля женщин на постах руководителей средне-

современного общества_Сощ

иология №3 2019

го в Китае не сильно отличается от показателей других развивающихся стран (38% Китае, 24% средний показатель по миру)[6, С.7]. Исследователи объясняют это тем, что победа коммунистической партии в 1959 году позволила осуществить эмансипацию женщин и утвердить соотвествующие ценности. С этим же фактом связывают и высокий процент руководителей в России.

В то же время доля женщин руководителей относительно ниже в сельском хозяйстве, энергетике, горнодобывающей промышленности[6, С.8], объясняется это преобладанием патриархальных ценностей в корпоративной культуре. Желание женщины внедриться в управленческую среду наталкивается на предписания, установленные мужчинами. Также часто у женщины возникает конфликт между предписанной ей гендерной моделью поведения и жесткими правилами ведения бизнеса. Таким образом, китайская корпоративная культура не достаточна зрела для повсеместного принятия женщин в менеджмент.

Положение женщины на рынке труда в Китае все еще остается тяжелым, часто наблюдается дискриминация по половому признаку при приеме на работу. В основном она связана с предрассудками в отношении женщин (невозможностью женщин выполнять тут или иную работу), а также со стремлением работодателей избежать дополнительных издержек.

Последние годы наметилась тенденция преобладания женщин в отрасли сельского хозяйства. Переход мужчин на несельскохозяйственные рабочие места, а также переезд последних на работу в город обусловил ограниченные возможности для трудоустройства женщин в деревнях.

Таким образом, статус женщины в экономической сфере существенно изменился. Что же касается политической сферы общественной жизни, то здесь женщины большой активности не проявляют. Исследователи считают,что женщины отказываются от борьбы за свои права, поскольку это означает столкновение с патриархально-ориентированным обществом и традиционной культурой, требуются большие усилия для изменения установок, заложенных традиционной культурой[1].

Доля женщин-членов правительства и высших государственных органов остается на низ-

ком уровне. Так, число женщин-членов Всекитайского собрания народных представителей в период с 1978 по 1993 года, на который приходятся основные реформы, был на уровне 21%, и до 2002 года держался примерно на таком же уровне. К 2017 году процент женщин в ВСНП незначительно вырос и составил 24%[7]. Членство в партии также является прерогативой мужской половины: среди 89.4 миллионов участников женщины составляют около 23%[7].

Низкая политическая активность связана, главным образом, с низким образованием среди женщин среднего возраста и традиционным взглядом на роли женщин и мужчин в обществе, которые препятствуют участию женщин в политике. Кроме того, чтобы добиться высоких позиций в государственном аппарате требуется достаточно много времени для восхождения по карьерной лестнице, что ставит в неравное положение женщин и мужчин (пенсионный возраст женщин ниже, чем у мужчин и составляет 50 и 60 лет соответсвенно)[8].

Женщин часто ориентируют на роли жен и матерей, а женщина, добившаяся успеха на политическом поприще, может вызвать неодобрение общества.

Деятельность китайских СМИ не соответс-вует стремлениям к равенству полов. Согласно исследованию, в котором приняли участие 8 наиболее влиятельных газет в Китае, упоминания мужчин-участников политического процесса составляет 88%, а женщин - всего 13%, аналогичные показатели и в доле упоминания мужчин и женщин в газетах - 91% и 9% соответ-ственно[9].В результате усугубляется впечатление бездействия женщин на политической арене.

Женские образы, насаждаемые телевидением, также отражают традиционные представления. Сериалы и фильмы продвигают образ мягкой и послушной женщины, которая страдает от давления, оказываемого семьей и обществом. Такой подход, пропагандируемый на телевидении, оказывает негативное влияние на уверенность женщин в себе и на представления об участии женщин в социальном развитии.

Особая роль в повышении статуса женщины в обществе принадлежит Всекитайской федерации женщин. Ввиду того, что в традиционном китайском обществе женщины не воспринимались как полноправные члены общества, а

также в силу своей меньшей численности, многие женщины становятся жертвами насилия. По инициативе ВКФЖ в 1991 году было принято два законодательных акта: Постановление о запрете проституции и Постановление о строгом наказании преступников, похищающих и торгующих женщинами и детьми[2, C.2]. ВСФЖ сотрудничает с международными организациями и проблема гендерной дискриминации не раз становилась повесткой дня на различных форумах и конференциях. В рамках структуры аСЕАН была создана особая комиссия по защите прав женщин, которая при сотрудничестве с ВКФЖ прилагает усилия для достижения тендерного равенства, организует семинары и практикумы.

Таким образом, во-первых, под влиянием глобализации положение женщин в современном Китае (сравнительно с 1949 г.) значительно изменилось. Этому способствовало: принятие законодательных актов, закрепляющих право женщин на владение землей, а также на получение кредитов, реформа открытия и др. Традиционная гендерная роль претерпела заметные изменения. При этом, однако, все большее значение приобретают ценности женской самостоятельности, равноправия, участия в экономической и - в меньшей степени - политической жизни.

Во-вторых, возросла экономическая независимость женщин, расширились возможности трудоустройства, увеличилась занятость в сфере образования и культуры. Тем не менее, дискриминация женщин на рынке труда сохранилась.

В-третьих, политическая активности женщин сравнительно невысока, доля женщин в ядре власти незначительна. Одной из важнейших причин этого является приверженность традиционным ценностям и взглядам на роль женщины в обществе.

Литература

1. Василенко А. Ю. Трансформация роли женщины в процессе модернизации китайского общества (до конца XX века) URL: https://

docviewer.yandex.ru/view/76742371/ (дата обращения: 07.05.2019)

2. Симонова А. И. Положение женщин в семье и в обществе в Китае в 1900-2014 гг. URL: http://universiade.msu.ru/archive/ Lomonosov_2017/d a t а / 1 0966/ uid95749_report.pdf (дата обращения: 26.05.2019)

3. Закон КНР «О труде»: принят на 8-м заседании Постоянного комитета Всекитаиского собрания народных представителеи восьмого созыва 5 июля 1994 года, введен в деиствие с 1 января 1995 г. URL: http://chinalawinfo.ru (дата обращения: 04.04.2019)

4. Bulger Ch. "Fighting gender discrimination in the Chinese workplace" URL: http:// lawdigitalcommons.bc.edu/cgi/ viewcontent.cgi?article=1174&context=twlj (дата обращения: 16.05.2019)

5. Female labor participation rate in China from 2007 to 2017 URL: https://www.statista.com/ statistics/252721/female-labor-force-participation-rate-in-china/ (дата обращения: 01.06.2019)

6. Grant Thornton international business report 2014: women in business from classroom to boardroom URL: https://www.grantthornton.co.uk/ globalassets/1.-member-firms/global/insights/ article-pdfs/2014/ibr2014_wib_report_final.pdf (дата обращения: 01.05.2019)

7. Reality check: does China's communist party have a woman problem? URL: https:// www.bbc.com/news/world-asia-41652487 (дата обращения: 01.06.2019)

8. Lynne E. Devnew, Marlene Janzen Le Ber, M. Torchia, Ronald J. Burke More women on boards: an international perspective. Ch., 2018. C. 101-115

9. Xiaoge X. Women, globalization and mass media: The Chinese experience URL:http:// www.academia.edu/1 830347/ Women_globalization_and_mass_media_The_Chinese_experience (дата обращения: 26.05.2019)

10. -NNSeNlqQ^VYsYCgKv3Ofc-M // -NNSeNlqQ^V8A(uXl<_'YhQ0S-N:Xl<^QHr>y, 19920С. 55-60

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.