Научная статья на тему 'Гендерная политика Китая'

Гендерная политика Китая Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4541
578
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕМИНИЗМ / КИТАЙСКИЙ ФЕМИНИЗМ / ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В КИТАЕ / ЖЕНЩИНЫ / ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ / ВСЕКИТАЙСКОЕ СОБРАНИЕ НАРОДНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ / КИТАЙСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ КОМИТЕТ / СМИ / ПРАВА ЖЕНЩИН КИТАЯ / FEMINISM / CHINESE FEMINISM / GENDER STUDIES / CHINESE SOCIAL REFORM / WOMEN / CHINA''S GENDER POLICY / POLITICAL STATUS OF WOMEN / NATIONAL PEOPLE''S CONGRESS / CHINESE POLITICAL CONSULTATIVE COMMITTEE / MASS MEDIA / CHINA''S WOMEN''S RIGHTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чэнь Цзиньлин

Отмечено, что с начала 1980-х гг. в связи с углублением политики реформ и открытости, а также со строительством социально-рыночной экономики в Китае, китайские женщины больше не рассматриваются как низший класс, а представляют собой отдельную, но пока еще весьма уязвимую социальную группу, в которой происходит дифференциация в зависимости от образования и социального положения, что еще более осложняет тендерный вопрос в Китае. Тендерная политика правосудия требует от женщины пользоваться равными с мужчинами возможностями в распределении политической власти, предназначенной для создания системы правосудия и социальной справедливости. Можно исследовать пути развития лестницы «Гендерная политика справедливости» с помощью изучения практики китайских женщин в политике и стадий развития общества. В политических системах партии и государства женщины получили юридически равные политические права с мужчинами, это формальное гендерное равенство может быть только первым шагом, т.к. низкий уровень целевого спроса с непрерывным улучшением требований демократизации политических прав женщин в политике неизбежен из ориентации политики в отношении правил и норм. Дело в том, что освобождение китайских женщин остановилось только на юридическом уровне, не дойдя до уровня официального освобождения. С точки зрения социального преобразования общества в Китае неполное освобождение женщин, в свою очередь, связано с тем, что социальная революция в Китае определяется на макроуровне. Строительство социально-рыночной экономики Китая стимулирует развитие социальной революции на микроуровне. Возникновение тендерного вопроса отразило особенности и противоречия преобразований, произошедших в китайском обществе. Поэтому изучение тендерного вопроса Китая имеет важное теоретическое и практическое значение для размышлений о структуре и изменениях китайского общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER POLICY OF CHINA

Since the early 1980s, with the deepening of economic reform, openness and construction of social-market economy in China, Chinese women are no longer treated as the lower class, but represent a separate, yet highly vulnerable social group in which there is a differentiation, depending on the education and social status, which further complicates the gender issue in China. Gender justice policy requires that women enjoy equal opportunities with men in the distribution of political power, designed to create justice and social justice system. You can explore the development ladder «Gender policy of justice» through the study of Chinese women in the practice of politics and society development stages. The political systems of the party and state women gained legally equal political rights with men; this formal gender equality can only be the first step, because the low level of the target demand continuous improvement of women's political rights democratization requirements in the policy orientation of the inevitable policy in relation to rules and regulations. The fact is that the liberation of Chinese women only stayed at the legal level, not reaching the level of social liberation. From the point of view of social transformation of society in China, the incomplete liberation of women, in turn, is due to the fact, that the social revolution in China is defined at the macro level. The construction of social market economy of China encourages the development of social revolution at the micro level. The emergence of the gender issue reflected the peculiarities and contradictions of the transformations that have occurred in Chinese society. Therefore, the study of gender China has important theoretical and practical significance for reflections about the structure and changes of Chinese society

Текст научной работы на тему «Гендерная политика Китая»

ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ GENDER POLICY OF CHINA

Чэнь Цзиньлин, Санкт-Петербургский государственный университет,

г. Санкт-Петербург Chenjinling19890@126.com

Chen Jinling, St. Petersburg State University, St.-Petersburg

Отмечено, что с начала 1980-х гг. в связи с углублением политики реформ и открытости, а также со строительством социально-рыночной экономики в Китае, китайские женщины больше не рассматриваются как низший класс, а представляют собой отдельную, но пока еще весьма уязвимую социальную группу, в которой происходит дифференциация в зависимости от образования и социального положения, что еще более осложняет гендерный вопрос в Китае. Тендерная политика правосудия требует от женщины пользоваться равными с мужчинами возможностями в распределении политической власти, предназначенной для создания системы правосудия и социальной справедливости. Можно исследовать пути развития лестницы «Тендерная политика справедливости» с помощью изучения практики китайских женщин в политике и стадий развития общества. В политических системах партии и государства женщины получили юридически равные политические права с мужчинами, это формальное гендерное равенство может быть только первым шагом, т.к. низкий уровень целевого спроса с непрерывным улучшением требований демократизации политических прав женщин в политике неизбежен из ориентации политики в отношении правил и норм. Дело в том, что освобождение китайских женщин остановилось только на юридическом уровне, не дойдя до уровня официального освобождения. С точки зрения социального преобразования общества в Китае неполное освобождение женщин, в свою очередь, связано с тем, что социальная революция в Китае определяется на макроуровне. Строительство социально-рыночной экономики Китая стимулирует развитие социальной революции на микроуровне. Возникновение тендерного вопроса отразило особенности и противоречия преобразований, произошедших в китайском обществе. Поэтому изучение гендерного вопроса Китая имеет важное теоретическое и практическое значение для размышлений о структуре и изменениях китайского общества

Ключевые слова: феминизм; китайский феминизм; гендерные исследования; социальная революция в Китае; женщины; гендерная политика Китая; политическое положение женщины1; Всекитайское собрание народные представителей; Китайский политический консультативный комитет; СМИ; права женщин Китая

Since the early 1980s, with the deepening of economic reform, openness and construction of social-market economy in China, Chinese women are no longer treated as the lower class, but represent a separate, yet highly vulnerable social group in which there is a differentiation, depending on the education and social status, which further complicates the gender issue in China. Gender justice policy requires that women enjoy equal opportunities with men in the distribution of political power, designed to create justice and social justice system. You can explore the development ladder «Gender policy of justice» through the study of Chinese women in the practice of politics and society development stages. The political systems of the party and state women gained legally equal political rights with men; this formal gender equality can only be the first step, because the low level of the target demand continuous improvement of women's political rights democratization requirements in the policy orientation of the inevitable policy in relation to rules and regulations. The fact is that the liberation of Chinese women only stayed at the legal level, not reaching the level of social liberation. From the point of view of social transformation of society in China, the incomplete liberation of women, in turn, is due to the fact, that the social revolution in China is defined at the macro level. The construction of social market economy of China encourages the development of social revolution at the micro level. The emergence of the gender issue reflected the peculiarities and contradictions of the transformations that have occurred in Chinese society. Therefore, the study of gender China has important theoretical and practical significance for reflections about the structure and changes of Chinese society

УДК 323

DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-10-83-88

Key words: feminism; Chinese feminism; gender studies; Chinese social reform; women; China's gender policy; political status of women; National People's Congress; Chinese Political Consultative Committee; MASS MEDIA; China's women's rights

В 1949 г. основана Китайская Народная

Республика, которая стала социалистической страной, где женщины получили равные права с мужчинами не только на юридическом уровне, но и в социально-политической жизни, например, в трудовой занятости, образовании, политике и т.д. Тем не менее, с начала 1980-х гг. в связи с углублением политики реформ и открытости, а также в контексте строительства социально-рыночной экономики в Китае, реальное осуществление принципа равенства китаянок столкнулось с серьезным испытанием: некоторые китайские экономисты и социологи призывали: «Женщины, сидите дома!». Это создало основу для легитимации гендерного неравенства. Некоторые художники, бизнесмены в своих произведениях формировали образ слабых женщин-домохозяек, которые заново определили традиционную роль женщины в обществе. На практике часто возникали проблемы, связанные с политическим участием женщин Китая, трудности при трудоустройстве молодых женщин и увольнении женщин с работы и т.д. Хотя китайское правительство постоянно постулирует наличие равенства между мужчинами и женщинами, но де-факто гендерное неравенство усиливается. Столкнувшись с такими проблемами, в Китае начали изучать ген-дерный вопрос. Исследование гендерных аспектов социально-политической жизни страны проводилось на основе идеи равенства между мужчинами и женщинами Китая на юридическом уровне. Как показали исследования, гендерный баланс — необходимое условие развития общества и достижения безопасности той или иной страны [3. С. 53].

Современное положение китайских женщин. С конца 1980-х гг. положение китайских женщин можно рассматривать как отдельную социальную группу, но, с другой стороны, в данной группе происходит дифференциация, поскольку женщины

имеют различный уровень образования, тем самым образуя две группы: сильную и слабую, что еще более осложняет гендер-ный вопрос в Китае. В целом можно выделить четыре категории женщин.

1. Женщины, получившие высшее образование и достигшие некоторых успехов в профессиональной сфере. Они участвуют в политике, науке и творчестве, а также в социальном управлении, имеют доступ к социальным ресурсам, в этих и других аспектах по-прежнему пользуются равными с мужчинами правами в обществе. Но указанная категория представляет собой малочисленную группу женщин, которые выступают за гендерное равенство в стране. Китайское общество признает способности и достижения этих женщин [10. С. 57—60], но от них также требуется взять на себя роль домохозяйки. В результате женщины сталкиваются с множеством проблем, т.к. не успевают выполнять все свои обязанности. Отметим, что начиная с 1980-х гг. в Китае усилился интерес к гендерным исследованиям.

2. Женщины, получившие высшее или среднее образование, но не достигшие карьерных успехов. Дальнейший рост этих женщин учитывался при разработке государственного плана, и они пользовались многими привилегиями со стороны государства. Например, в сфере занятости государство обеспечивало им устройство на работу; оказывало поддержку в сфере здравоохранения, гарантировало равные избирательные права с мужчинами и т.д. Однако с конца 80-х гг. XX в. положение этой группы женщин изменилось в связи с развитием рыночной экономики и реструктуризацией предприятий. К примеру, женщины в возрасте старше 40 лет, работавшие в корпоративном и коммерческом секторе, по разным причинам были уволены и в 1990-х гг. стали первыми жертвами корпоративной реструктуризации. Согласно статистическим данным, в 1997 г.

китайские женщины-рабочие составляли 56 млн — 38,8 % от общего количества рабочих; женщин, уволенных с работы, было 2,48 млн — 45 % от общего числа людей, потерявших работу [11. С. 40—42]. Если этим женщинам не удавалось найти работу, они могли жить только на денежное пособие. Следует отметить, что женщины в возрасте 20...30 лет, получившие среднее и высшее образование, также часто не могут найти работу.

3. Женщины, родившиеся и выросшие в сельской общине, которая является основной организационной формой в деревне. Система сельских сообществ имеет большое значение в сельских районах Китая. Такие организационные формы строятся по признаку родства. В них в основном преобладают два идейных основания:

1) традиционные представления Китая о семье: каждый член общины является членом семьи, члены которой вместе имеют трудовые права и преимущества в рамках сельских сообществ, в том числе в области распределения;

2) система дальнего и ближнего родства, в соответствии с которой отношения выстраиваются по принципу старшинства. Социальный статус женщин ниже, чем мужчин, однако, если эта женщина — мать, родившая сына, то ее положение достаточно высокое, даже выше, чем у мужчин, младших ее по возрасту [7. С. 26]. Благодаря доминированию этих идей в сельских общинах, женщины не могут обладать всеми привилегиями, как мужчины, но они получают защиту и возможности для развития, что в 1980—1990 гг. стало очевидным.

В то время многие женщины получали работу не в силу своих талантов и способностей, а в силу их высокого статуса в клане [8. С. 119—123]. Тем не менее с середины 1990-х гг. движение за урбанизацию разрушило отношения, построенные на родстве. Женщины, будучи неспособными получить защиту со стороны клана, теряли работу и социальные гарантии. Сравним женщин второй и третьей категории: общая черта состоит в том, что они в большей мере полагаются на социальные гарантии и, потеряв

работу, не могут найти новую (хотя некоторые представители третьей категории женщин в связи с ускоренной урбанизацией получили рабочие места). С точки зрения доходов вторая категория женщин после потери работы получает государственное пособие, в то время как третья категория — нет. Таким образом, системы социальных гарантий в деревне и в городе различаются.

4. Эту категорию составляют женщины, которые не получают никаких социальных гарантий. Как правило, это женщины, закончившие лишь начальную школу, либо незамужние молодые девушки. Эти женщины по различным причинам покинули свой родной край и отправились в мегаполисы в поисках работы. Они сформировали новую группу женщин в Китае — «женщины-рабочие».

По сравнению со второй и третьей категориями, у этих женщин больше возможностей для развития, однако их жизнь является самой тяжелой, потому что они в основном работают в иностранных компаниях, их заработная плата определяется ситуацией на этом предприятии. Чтобы получить более высокую заплату, они, проработав на одном предприятии, через некоторые время переходят на другое [4. С. 104], что дает им некоторые возможности. В то же время существует постоянная угроза потери работы, поэтому им недоступны некоторые льготы в сфере медицины и образования. Это самая уязвимая категория женщин.

Перечисленные категории женщин отражают положение женщин и в недавнем прошлом, и в настоящее время.

Среди отмеченных категорий женщин первая является самой малочисленной, т.к. женщины этой категории занимают высокое положение в обществе, защищают права китайских женщин и представляют их в мире. С 1980-х гг. эти женщины стали исследовать гендерные вопросы [1. С. 42—43]. Остальные три категории женщин составляют большинство и активно борются с социальным неравенством между мужчинами и женщинами [9. С. 98]. Таким образом, с положительной и отрицательной

сторон проявились некоторые стереотипы в тендерной ситуации Китая.

Изменения в гендерной политике Китая. Рассмотренные категории китайских женщин демонстрируют, что жизнь китайских женщин происходит в двух системах: город и сельские районы. Они различны, но не противопоставляются, а дополняют друг друга.

Модернизация Китая развивалась на основе традиционной сельскохозяйственной цивилизации, ядро которой — семья. Основной характеристикой этой системы является то, что семья — это основа всей социальной жизни [2]. Моральные принципы семьи распространяются на каждого ее члена. В Китае говорят: «Основа государства — семья». Семья в обществе имеет фундаментальный статус, не только отдельные лица должны соблюдать семейные нормы, но и государство должно учитывать интересы семьи.

Социалистическая революция в Китае изменила характер государственной власти, в городе создана современная промышленность и развита торговля, изменилось социальное сознание, однако невозможно моментально изменить семью и деревню. Создана уникальная структура управления: в городе — городская администрация, на рабочем месте — соблюдение государственного режима. Законы государства и моральные установки стали образцом поведения. В то время как в деревне, в семье все уважают семейный режим, семейные принципы и моральные установки, влияющие на поведение людей. Постепенно национальная система социального управления стала доминирующей структурой, в то время как семейная система заняла второстепенное положение и стала играть дополняющую роль. Сочетание этих двух систем отразилось на структуре управления обществом, т.е. на правах женщин и матерей.

Тем не менее радикальные изменения в концепции прав женщин в Китае произошли в 1980-х гг., когда проводилось реформирование политической и экономической систем, которое актуализировало два гендерных вопроса:

1) трансформация экономической системы породила кризис занятости женщин. Основное содержание экономической трансформации системы Китая — переход от плановой экономики к рыночной. В данной ситуации мужчины использовали преимущества, которые они получали от существования плановой экономики, в результате чего большое количество женщин потеряли работу. Этот процесс начался в городах по мере распространения рыночной экономики, одновременно, как отмечалось ранее, часть женщин из деревень тоже оказывались уволенными. Это можно считать одной из важных гендерных проблем;

2) реорганизация экономической системы неизбежно привела к изменениям в социально-политической структуре общества и общественного порядка. В этом процессе мужчины уже получили некоторые преимущества и хотели закрепить свои достижения. Таким образом, мужчины Китая были заинтересованы в создании образа слабой, зависимой женщины в различных областях экономики, социального и культурного развития.

Два указанных пункта продемонстрировали реальные и концептуальные проблемы современных китайских женщин, в связи с чем требуется переосмыслить теорию и практику гендерного вопроса в Китае.

Выводы. В чем нам видятся перспективы расширения политического участия китайских женщин? С точки зрения марксизма, освобождение женщины является мерой универсальной человеческой эмансипации [12. С. 101]. Женщины в политике — главный символ достижения равного статуса для обоих полов, что является важным показателем уровня политической и социальной культуры любой страны. Одно из самых слабых звеньев гендерной ситуации во всем мире является карьерное положение женщин и, прежде всего, их участие в политике на высшем уровне. В 17-м Центральном комитете Коммунистической партии Китая (ЦК КПК) всего 204 человека, из них только 13 женщин, что составляет 5 % [6].

Женщины в Китае слабо представлены в политике, они не в полной мере используют свое право голоса, также практически не принимают участия в политических дебатах [5]. Кроме того, по сравнению с мужчинами, женщины обладают меньшим политическим и социальным капиталом. Такое положение дел в сфере политического участия приводит к недоверию граждан, они отказываются поддерживать женщин-политиков и следовать за ними. Таким образом, доля женщин в политике в будущем должна быть увеличена, чтобы они могли выразить свои требования. Для этого необходимо:

1) увеличение косвенного участия женщин в политике. Например, во Всекитайском собрании народных представителей (National People's Congress), Китайском политическом консультативном комитете (Chinese People's Political Consultative Committee). Следует также расширить их участие в политической сфере в качестве пользователей Интернет, в том числе на основе публикации важных решений на

Список литературы_

информационном сайте государственной службы. Ознакомление с политическими объявлениями, официальными страницами государственных служб в интернете дает возможность получать информацию о политической жизни страны;

2) совершенствование интернет-участия в «институциональном пространстве» в целях содействия политической активизации женщин. Женщины раньше не могли посвящать большую часть времени политике. Однако с появлением новых каналов СМИ, таких как Вэйсин (WeChat), женщины могут высказывать свое мнение в интернете. Открытость средств массовой информации изменила положение, которое существовало в прошлом, когда только ограниченное число людей могло повлиять на политическую ситуацию. Таким образом, женщинам предоставлена интернет-платформа для выражения своих политических требований, которые могут оказать влияние на установленный правительством политический курс.

1. Вань Ли. Исследование политического участия женщин и в развитии Китая / / Дацинский педагогический журнал. 2008. № 4. С. 42—43.

2. Вань Цзиньлин. Доклад о женщинах и развитии сельского хозяйства с помощью женщин // Общественные науки. 2012. № 5. С. 41-42.

3. Виноградова С. М. Государство, безопасность, суверенитет: международные отношения в зеркале феминизма / / ПОЛИТЭКС — политическая экспертиза. 2010. № 4.

4. Го Сяцзюань. Правосудие феминизма и Роулос. Пекин: изд-во народа, 2004.

5. Крах стеклянного потолка в политической сфере [Электронный ресурс] // Сайт газеты «Жэньминь жибао». Режим доступа: http://www.politics.people.com.cn/GB/1025/12783576.html (дата обращения: 20.08.2016).

6. Поименный список. 17-й Центральный комитет Коммунистической партии Китая. Синьхуа Жибао [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.news.xinhuanet.com/newscenter/2007-10/21/ content_6917419.htm (дата обращения: 20.09.2016).

7. Ту Чжэншэн. Китайская семья и общество. Хэфэй: Хуаншань изд. 2012.

8. Фо Цуйлян. Исследование политического участия женщин в социальстве // Журнал Нинбоской муниципальной партии КПК. 2008. № 5. С. 119—123.

9. Чэнь Цюн. Современное положение женщин в строительстве общества. Пекин: изд-во социальная литература. 2011.

10. Ян Цзинзуэй. Новые женские политические пути // Журнал Пекинского техн. ун-та. Сер. Общественные науки, 2008. № 1. С. 57—60.

11. Liu Xiahui, Mo Rong. Study on Reform of SOEs Reemployment // National Economic Research Institute, China Reform Foundation, pp. 40—42.

12. Marx K. Economic and Philosophic Manuscripts of 1844 (Moscow, For. Lang. Pub. House, n.d.), p. 101.

List of literature_

1. Wan Li. Datsinskiy pedagogicheskiy zhurnal (Pedagogical Journal), 2008, no. 4, pp. 42—43.

2. Wang Jinling. Doklad o zhenshhinah i razvitii selskogo hozyaystva s pomoshhiyu zhenshhin [Report on women and agriculture with the help of women's development]. Beijing: Social Sciences, 2012, no. 5, pp. 41-42.

3. Vinogradova S. M. POLITEKS — politicheskaya ekspertiza (POLITEKS — political expertise), 2010,

no. 4.

4. Go Syatszyuan. Pravosudie feminizma i Roulos [Justice and feminism Roulos]. Beijing: Publishing House of People, 2004.

5. Krah steklyannogo potolka v politicheskoy sfere (The collapse of the glass ceiling in politics): The site of the newspaper «People's Daily» Available at: http://www.politics.people.com.cn/GB/1025/12783576.html (accessed 20.08.2016).

6. Poimenny spisok 17-y Tsentralny komitet Kommunisticheskoy partii Kitaya. Sinhua Zhibao (For the list of the 17th Central Committee of the Communist Party of China. Xinhua Ribao) Available at: http://news. xinhuanet.com/newscenter/2007-10/21/content_6917419.htm (accessed 20.09.2016).

7. Tu Cheng-sheng. Kitayskaya semiya i obshhestvo [Chinese family and society]. Hefey: Huangshan ed.,

2012.

8. Fo Tsuylyan. ZhurnalNinboskoy munitsipalnoy partii KPK (Journal of Ningbo Municipal Party PDA), 2008, no. 5, pp. 119—123.

9. Chen Qiong. Sovremennoe polozhenie zhenshhin v stroitelstve obshhestva [The current situation of women in the construction of society]. Beijing: Publishing House social literature, 2011.

10. Ian Tszinzuey. Zhurnal Pekinskogo tehn. un-ta. Ser. Obshhestvennye nauki (Journal of Beijing Tehn. Univ. Ser. Social Sciences), 2008, no. 1, pp. 57—60.

11. Liu Xiahui, Mo Rong. National Economic Research Institute, China Reform Foundation (National Economic Research Institute, China Reform Foundation), pp. 40—42.

12. Marx K. Economic and Philosophic Manuscripts of 1844 (Economic and Philosophic Manuscripts of 1844), p. 101.

Коротко об авторе _ Briefly about the author

Чэнь Цзиньлин, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия. Область

научных интересов: политология, теория международных отношений

Chenjinling19890@126.com

Chen Jinling, postgraduate student, St. Petersburg State University, St.-Petersburg, Russia. Sphere of scientific interests: political science, international relations theory

Образец цитирования _

Чэнь Цзиньлин. Гендерная политика Китая // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2016. Т. 22. № 10. С. 83-88.

DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-10-83-88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.