7. Ким К. В. Особенности этнической идентичности индивидов из межэтнических семей // Вестник СПбГУ. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2008. С. 259-263.
8. Солдатова Г. У., Рыжова С. В. Типы этнической идентичности. URL: https://s82adbb5b15798c69.jimcontent.com/ download/version/1477818902/module/13416220834/name/%D1%82%D0%B8%D0%BF%D1%8B%20%D1%8D%D1%82%D0 %BD%D0%BE%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82% D0%B8.pdf (дата обращения: 12.10.2023).
9. Тест М. Куна, Т. Макпартленда «Кто я?». URL: https://psylab.info/%D0%A2%D0%B5%D1%81%D1%82_%D0%9A% D1%83%D0%BD%D0%B0_%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B4% D0%B0 (дата обращения: 12.10.2023).
© Спирина Т. А., 2023
УДК 159.923.2-057.875:316.354.4
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ У СТУДЕНТОВ, ВОВЛЕЧЁННЫХ В ВОЛОНТЁРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Япарова Ольга Георгиевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии образования Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)
Статья посвящена исследованию социально-психологической зрелости студентов, вовлечённых в волонтёрскую деятельность. Социально-психологическая зрелость рассматривается как способность личности брать ответственность не только за себя, но и за других, обладая такими качествами, как ответственность, терпимость, саморазвитие и позитивное мышление. Волонтёрская деятельность — это безвозмездная деятельность, направленная на пользу людей (как отдельных личностей, так и групп) или на защиту окружающей среды. Результаты исследования показали, что у студентов, вовлечённых в волонтёрскую деятельность, жизненные установки направлены на помощь другим. Они оптимистичны, не поддаются унынию и видят хорошее в любой ситуации. Их направленность на реализацию своих возможностей, открытость миру доказывает социально-психологическую зрелость в сопоставлении со студентами, не вовлечёнными в волонтёрскую деятельность.
Ключевые слова: студенты, волонтёрская деятельность, социально-психологическая зрелость, позитивное мышление, терпимость, саморазвитие.
FEATURES OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL MATURITY IN STUDENTS INVOLVED
IN VOLUNTEER ACTIVITIES
Yaparova Olga Georgievna,
Ph.D. in Psychology, Associate Professor of the Pedagogy and Psychology of Education Department Katanov Khakass State University (Abakan)
The article is devoted to the study of the social and psychological maturity of students involved in volunteer activities. Social and psychological maturity is considered as the ability of an individual to take responsibility not only for himself, but also for others, possessing such qualities as responsibility, tolerance, self-development and positive thinking. Volunteering is a free activity aimed at benefiting people (both individuals and groups) or protecting the environment. The results of the study showed that students involved in volunteer activities have life attitudes aimed at helping others. They are optimistic, do not give in to despondency and see the good in any situation. Their focus on realizing their capabilities and openness to the world proves their social and psychological maturity in comparison with students who are not involved in volunteer activities.
Key words: students, volunteer activities, social and psychological maturity, positive thinking, tolerance, self-development.
Согласно мнению экспертов Минэконом -развития, в России растёт число волонтёров. К 2030 году прогнозируется рост в 3,5 раза добровольцев, которые выбирают стиль жизни, основанный на помощи другим. В настоящее время активно развивающаяся добровольческая деятельность свидетельствует о базовой потребности людей помогать и поддерживать тех, кто нуждается в этой помощи. Постепенно возвращаются те ценности, которые постулируются как гуманные и общественно значимые.
В современной отечественной и зарубежной психологии изучением благотворительности и волонтёрства занимались многие исследователи (Р. Н. Азарова, В. В. Андреева, П. И. Бабочкин, В. Г. Лапина, В. П. Эфроим-сон, Л. А. Кудринская, Р. Кроу, Б. Левайн, Р. Линч и др). [1, с. 41]. Однако исследований, раскрывающих особенности личностной зрелости студентов, вовлечённых в добровольческую деятельность, недостаточно.
Между тем Б. Г. Ананьев рассматривает студенческий возраст как сензитивный период для развития основных социогенных потенций личности [2]. Воспитанность и образованность как результат обучения студента в вузе способствует развитию личности будущего профессионала, оказывает огромное влияние на осознание человеком своего места в жизни, обществе, профессии. В свою очередь, психологическая готовность к такой деятельности может выступать показателем успешности в её реализации [1, с. 38].
Потому нам было интересно изучить проблему социально-психологической зрелости у студентов-волонтёров и студентов, не вовлечённых в эту деятельность. Наше исследование проходило в ХГУ им. Н. Ф. Катанова. В нём приняли участие 120 студентов (юноши и девушки), обучающиеся по разным направлениям и на разных курсах. В результате опроса выявилась группа студентов, постоянно участвующих в волонтёрских мероприятиях, и
группа студентов, которые ни разу не участвовали в подобного рода мероприятиях.
Проблема личностной зрелости очень актуальна в современной психологии. Её рассматривали как интегральное качество личности, необходимое для полноценного функционирования и жизнедеятельности в обществе [3; 4]. В ряде работ образовательный процесс рассматривался как условие профессиональной подготовки, в ходе которого формируется и развивается социальная зрелость личности [5; 6; 7]. Мы обобщили теоретический материал и сделали вывод о том, что становление личности происходит в пространстве событийной общности [8, с. 112]. То есть можно предположить, что обучение в институте меняет мотивы и интересы личности, у студентов растёт потребность в уточнении жизненных целей и ценностей. Результатом личностного роста является приобретение личностью внутренней интеграции с собой, осознание целостности своих поступков и их социальной обусловленности.
Мы предположили, что, скорее всего, для студентов-волонтёров характерно позитивное восприятие мира, стремление к психологической близости с другими людьми, а также потребность в саморазвитии.
Методологической основой нашего исследования явились положение А. А. Реана о социально-психологической зрелости как способности личности брать ответственность не только за себя, но и за других (психологически зрелая личность обладает такими качествами, как ответственность, терпимость, саморазвитие и позитивное мышление), положение В. Д. Шадрикова о волонтёрской деятельности как безвозмездной деятельности, направленной на пользу людям или на защиту окружающей среды (деятельность рассматривается как человеческая форма активности, которая выражается в целенаправленном преобразовании им природной и социальной действительности), и положение Б. Г. Ананьева о студен-
честве - главном периоде активного развития личности, определения её нравственных и этических норм, проявления самосознания и стабилизации характера.
Для достижения поставленных целей мы использовали пять методик: тест-опросник личностной зрелости Ю. З. Гильбуха, тест «Позитивное мышление» Ури Геллера, опросник «Мотивация помощи» С. К. Нартовой-Бочавер, ассоциативную методику определения личностной зрелости Е. В. Каляевой и Т. В. Прокофьевой, методику диагностики личностной зрелости В. А. Руженкова, В. В. Руженковой, И. С. Лукьянцевой.
Полученные результаты по всем методикам мы подвергли математической обработке с помощью и-критерия Манна-Уитни с целью оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо количественного признака. В данной работе мы будем анализировать только достоверные различия между показателями.
Полученные результаты по методике «Тест личностной зрелости» Ю. З. Гильбуха представлены в таблице 1.
Статистически значимые различия выявились по шкалам «Мотивация достижений», «Жизненные установки» и «Способности к психологической близости с другим человеком». У студентов, вовлечённых в волонтёрскую деятельность, весьма высокий уровень по шкале «Мотивация достижений» - достоверно выше, чем у студентов, не вовлечённых в волонтёрскую деятельность (72 % против 28 % соответственно). Так, студенты, вовлечённые в волонтёрскую деятельность, значительно чаще выбирали такие ответы: «В своих попытках добиться успехов в жизни я полагаюсь в первую очередь на собственные усилия и настойчивость», «Для меня жизнь стоит чего-либо лишь в той степени, в какой я могу иметь возможность добывать средства для своего собственного развития», в то время как студенты, не вовлечённые в волонтёрскую дея-
тельность, выбирали такие ответы, как «В своих попытках добиться успехов в жизни я полагаюсь в первую очередь на наличие влиятельных знакомых», «Для меня жизнь стоит чего-либо лишь в той степени, в какой я могу получать в свое распоряжение все необходимые материальные блага в готовом виде и заниматься лишь хобби».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что студенты, вовлечённые в волонтёрскую деятельность, по сравнению со студентами, не вовлечёнными в неё, самостоятельны и инициативны, стремятся к максимально полной самореализации и саморазвитию, к лидерству, к достижению высоких результатов, ставят перед собой высокие жизненные цели.
По шкале «Жизненные установки» у студентов, вовлечённых в волонтёрскую деятельность, показатели выше, чем у студентов, не занимающихся данной деятельностью (53 % против 32 %). В используемой нами методике жизненные установки понимаются синонимично понятию «жизнестойкость» и проявляются, например, в таких сферах, как ситуация фрустрации: при вынужденном отказе от своих притязаний (победа на олимпиаде, поступление в вуз, обогащение) студенты, вовлечённые в волонтёрскую деятельность, не будут переживать, а попытаются извлечь из ситуации как можно больше жизненных уроков, о чём свидетельствуют ответы студентов на вопросы методики. Студенты, вовлечённые в волонтёрскую деятельность, значительноо чаще выбирали ответы, иллюстрирующие их «трезвое», зрелое отношение к миру и другим людям: «Тенденция в моём дискутировании с коллегами состоит в том, что я редко спорю с кем бы то ни было, так как обычно дискутанты стремятся не к истине, а к утверждению своей точки зрения», «Моё отношение к миру в целом состоит в том, что мир представляет собой интересную панораму; я стремлюсь использовать свои силы для его усовершенствования». Ответы студентов, не вовлечённых в волон-
терскую деятельность, демонстрировали неуверенность и ведомость: «Тенденция в моем дискутировании с коллегами состоит в том, что я избегаю участвовать в дискуссиях из-за своей робости», «Мое отношение к миру в целом состоит в том, что я являюсь частью мира, хорош он или плох, поэтому принимаю его таким, какой он есть».
Таким образом, студенты-волонтеры в своих попытках добиться успеха полагаются в первую очередь на собственные усилия и настойчивость. Студенты, не являющиеся волонтерами, не стремятся к самореализации и к тому, чтобы что-либо менять в своей жизни.
Установлены статистически значимые различия в двух группах студентов по шкале «Способности к психологической близости с другим человеком». Эта способность выше у студентов, вовлеченных в волонтерскую деятельность (42 % против 13 %). Ответы студентов, вовлеченных в волонтерскую деятель-
ность, показали, что они высоко ценят в родственниках и друзьях схожесть духовных интересов, могут понимать настроения и переживания близких людей: «Сталкиваясь с необычной проблемой в личных делах, я никогда не колеблюсь сразу же обратиться за помощью к кому-либо, кто знает об этом больше, чем я». Студенты, не являющиеся волонтерами, давали противоположные ответы: «...Я очень редко беспокою кого-либо из друзей просьбой помочь мне». На вопрос «В доме отдыха Вы жили в одном номере с человеком, с которым у Вас оказалось много общего. Расставаясь, обменялись номерами телефонов. Какова вероятность того, что в дальнейшем Вы первым попытаетесь возобновить контакты?» волонтеры отвечали «80 %» или «100 %», не волонтеры значительно чаще отвечали «20 %».
Показатели обладания позитивным мышлением по тесту «Позитивное мышление» Ури Геллера представлены в таблице 2.
Таблица 1
Показатели уровня личностной зрелости студентов, вовлечённых и не вовлечённых в волонтёрскую деятельность (по методике «Тест личностной зрелости Ю. З. Гильбуха»)
Студенты, вовлеченные Студенты, не вовлеченные
Шкалы Уровни в волонтерскую в волонтерскую Уровень
деятельность деятельность значимости
Кол-во % Кол-во %
Весьма высокий 43 72 17 28
Мотивация до- Высокий 16 27 40 67 0***
стижений Удовлетворительный 1 1 2 3
Неудовлетворительный 0 0 1 2
Весьма высокий 35 58 22 37
Отношение к сво- Высокий 23 38 32 53 0,073
ему «я» Удовлетворительный 2 4 4 7
Неудовлетворительный 0 0 2 3
Весьма высокий 40 67 31 52
Чувство граждан- Высокий 20 33 26 43 0,066
ского долга Удовлетворительный 0 0 2 4
Неудовлетворительный 0 0 1 1
Весьма высокий 32 53 19 32
Жизненные уста- Высокий 27 45 26 44 0***
новки Удовлетворительный 1 2 9 15
Неудовлетворительный 0 0 6 9
Способности к психологической Весьма высокий 25 42 8 13
Высокий 31 52 30 50
близости с другим человеком Удовлетворительный 3 5 12 20 0***
Неудовлетворительный 1 1 10 17
Примечание: * - значимые различия между показателями шкал у студентов, вовлеченных и не вовлеченных в волонтерскую деятельность (при р < 0,05).
Таблица 2
Показатели позитивного мышления у студентов, вовлечённых и не вовлечённых в волонтёрскую деятельность (по тесту «Позитивное мышление» Ури Геллер)
Шкалы Студенты,вовлечённые в волонтёрскую деятельность Студенты, не вовлечённые в волонтёрскую деятельность Эмпирическое значение критерия Уровень значимости
Кол-во % Кол-во %
Обладание позитивным мышлением 58 97* 41 68 2 710,5 0***
Отсутствие позитивного мышления 2 3 19 32* 1 305,0 0***
Примечание: * - значимые различия между показателями шкал у студентов, вовлечённых и не вовлечённых в волонтёрскую деятельность (при р < 0, 05).
У студентов, вовлечённых в волонтёрскую деятельность, показатели по шкале «Обладание позитивным мышлением значительно выше, чем у студентов, не вовлечённых в волонтёрскую деятельность (97 % против 68 % соответственно), а у студентов не являющихся волонтёрами, показатели по шкале «Отсутствие позитивного мышления» значительно выше, чем у волонтёров (32 % против 3 % соответственно).
Студенты-волонтёры достоверно утвердительно отвечали на такие вопросы, как: «Вам кажется иногда, что всё возможно?», «Вы часто чувствуете себя на вершине блаженства?», «Охотно ли Вы принимаете очередной вызов судьбы?». На такие вопросы, как «Вы достаточно самоуверенны?», «Вас вдохновляет классическая музыка?» студенты, не являющиеся волонтёрами, значительно чаще давали отрицательный ответ. То есть можно сделать вывод, что студенты, вовлечённые в волонтёрскую деятельность, оптимистичны, они способны не поддаваться унынию и видят хорошее в любой ситуации.
Показатели выраженности желания помогать другим людям по опроснику «Мотивация помощи» С. К. Нартовой-Бочавер представлены в таблице 3.
У студентов, вовлечённых в волонтёрскую деятельность, показатели по шкале «Выражено стремление помогать людям» достоверно выше, чем у студентов, не вовлечённых в волонтёрскую деятельность (100 % против 48 % соответ-
ственно). Об этом свидетельствуют их утвердительные ответы на такие утверждения, как «Я готов сопереживать другим людям», «Мне всегда хочется разделить с людьми всё лучшее в моей жизни», «Мне легко найти у любого человека черты, вызывающие симпатию».
У студентов, не вовлечённых в волонтёрскую деятельность, показатели по шкале «Отсутствие стремления помогать людям» выше, чем у студентов, вовлечённых в волонтёрскую деятельность (52 % против 0 % соответственно). Их ответы «да» на такие утверждения, как «Мне всегда трудно отвлечься от своих забот, даже если это требуется другим», «Люди часто раздражают меня» доказывают это.
Полученные результаты по ассоциативной методике определения личностной зрелости Е. В. Каляевой и Т. В. Прокофьевой у студентов, вовлечённых и не вовлечённых в волонтёрскую деятельность, представлены в таблице 4.
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что ориентация на самосохранение у студентов, не являющихся волонтёрами, значительно выше, чем у волонтёров (53 % против 2 % соответственно). У них были отмечены такие ассоциации, как «моё», «иметь квартиру», «покупать себе вещи». Ответы этих студентов указывают на удовлетворение своих эгоистических потребностей, сугубо потребительских желаний. У этих же студентов «Ориентация на соблюдение социальных норм и правил» досто-
верно выше, чем у студентов-волонтёров (17 % против 5 %). Их ответы: «обязан», «необходимо выполнить», «это мой долг» - свидетельствуют об этом. Мы объясняем такие результаты нежеланием студентов - не волонтёров выходить за пределы зоны комфорта (следование предписаниям и установленным нормам, правилам обеспечивает безопасность существования). И напротив, жизненная центрация студентов-волонтёров определяется более творческим восприятием действительности.
Из таблицы видно, что у студентов, вовлечённых в волонтёрскую деятельность, достоверно преобладает 3 уровень «Ориентация на самопознание» (35 % против 12 % соответственно). Их ассоциации были следующими: «поиск пути», «самосовершенствование»,
«знать, куда двигаться вперёд». По-видимому, студентам, направленным на помощь другим, свойственны поиск смысла жизни, познание собственного Я, становление идентичности, стремление к самосовершенствованию.
О значимо высоком показателе по 4 уровню «Ориентация на самореализацию» у студентов-волонтёров (58 % против 18 % соответственно) свидетельствуют такие ассоциации, как «доброе сердце», «дарить жизнь», «помогать всем нуждающимся». Судя по всему, эти студенты открыты миру, они находятся в процессе реализации своих возможностей, своего жизненного пути, они способны осуществлять выбор и принимать решения. У них присутствует уважение права другого на реализацию собственного пути.
Таблица 3
Показатели выраженности желания помогать другим людям у студентов, вовлечённых и не вовлечённых в волонтёрскую деятельность (по опроснику «Мотивация помощи» С. К. Нартовой-Бочавер)
Шкалы Студенты,вовлечённые в волонтёрскую деятельность Студенты, не вовлечённые в волонтёрскую деятельность Эмпирическое значение критерия Уровень значимости
Кол-во % Кол-во %
Выражено стремление помогать людям 60 100* 29 48 2 797,5 0***
Отсутствие стремления помогать людям 0 0 31 52* 870,0 0***
Примечание: * - значимые различия между показателями шкал у студентов, вовлечённых и не вовлечённых в волонтёрскую деятельность (при р < 0,05).
Таблица 4
Показатели уровней зрелости личности у студентов, вовлечённых и не вовлечённых в волонтёрскую деятельность (по ассоциативной методике определения личностной зрелости Е. В. Каляевой и Т. В. Прокофьевой)
Уровни Студенты, вовлечённые в волонтёрскую деятельность Студенты, не вовлечённые в волонтёрскую деятельность Эмпирическое значение критерия Уровень значимости
Кол-во % Кол-во %
1 уровень - ориентация на самосохранение 1 2 32 53* 960 0***
2 уровень - ориентация на соблюдение социальных норм и правил 3 5 10 17* 1 590 0,041*
3 уровень - ориентация на самопознание 21 35* 7 12 2 220 0,003**
4 уровень - ориентация на самореализацию 35 58* 11 18 2 520 0***
Примечание: * - значимые различия между показателями шкал у студентов, вовлечённых и не вовлечённых в волонтёрскую деятельность (при р < 0,05).
Показатели уровня личностной зрелости по методике диагностики личностной зрелости В. А. Руженкова и И. С. Лукьянцевой представлены в таблице 5.
У студентов, вовлечённых в волонтёрскую деятельность, показатели по шкале «Терпимость» достоверно выше, чем у студентов, не вовлечённых в волонтёрскую деятельность (58 % против 38 % соответственно). Об этом свидетельствуют утвердительные ответы студентов-волонтёров на вопросы «Легко ли Вам признать свою неправоту?», «В споре Вы стараетесь не обидеть своего оппонента?», «Выслушиваете ли Вы до конца своего собеседника?» и отрицательные ответы студентов - не волонтеров на вопросы «Легко ли Вам признать свою неправоту?», «Присуще ли Вам чувство сострадания, симпатии и любви к окружающим Вас людям?».
По шкале «Саморазвитие» выявлен значимо высокий уровень у студентов, вовлечённых в волонтёрскую деятельность, по сравнению со студентами, не вовлечёнными в волонтёрскую деятельность (85 % против 67 %). Для доказательства можно сопоставить положительные
ответы студентов-волонтёров на вопросы: «Стараетесь ли Вы пробовать себя в чём-то новом?», «Стремитесь ли Вы быть в чём-то непохожим на других, выделиться из толпы?» и отрицательные ответы студентов - не волонтёров на вопросы «Охотно ли Вы знакомитесь с новыми людьми?», «Готовы ли Вы учиться у других?».
Показатели по шкале «Позитивное мышление» по данной методике не противоречат показателям по тесту «Позитивное мышление» Ури Геллера. У студентов, вовлечённых в волонтёрскую деятельность, показатели позитивного мышления значительно выше, чем у студентов, не вовлечённых в волонтёрскую деятельность (80 % против 63 %). Студенты-волонтёры отвечали утвердительно на вопросы «Стараетесь ли Вы во всём находить положительные моменты?», «Положительно ли Вы оцениваете свои ближайшие перспективы?», и напротив, студенты, не вовлечённые в волонтёрскую деятельность, отвечали «нет» на вопросы «Удаётся ли Вам не падать духом, когда Вас постигают личные несчастья и неудачи?», «Уверенно ли Вы идёте в новый день навстречу новым задачам и возможностям?»
Таблица 5
Показатели уровня личностной зрелости (по методике диагностики личностной зрелости В. А. Руженкова, И. С. Лукьянцевой)
Шкалы Уровни Студенты, вовлечённые в волонтёрскую деятельность Студенты, не вовлечённые в волонтёрскую деятельность Уровень значимости
Кол-во % Кол-во %
Ответственность Высокий 39 65 31 52 0,056
Средний 21 35 28 47
Низкий 0 0 1 1
Терпимость Высокий 35 58 23 38 0,013*
Средний 25 42 35 58
Низкий 0 0 2 4
Саморазвитие Высокий 51 85 40 67 0,044*
Средний 9 15 18 30
Низкий 0 0 2 3
Позитивное мышление Высокий 48 80 38 63 0,006**
Средний 12 20 21 35
Низкий 0 0 1 2
Самостоятельность Высокий 45 75 42 69 0,125
Средний 15 25 16 27
Низкий 0 0 2 3
Примечание: * - значимые различия между показателями шкал у студентов, вовлечённых и не вовлечённых в волонтёрскую деятельность (при р < 0,05).
Таким образом, проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Студенты, вовлечённые в волонтёрскую деятельность, стремятся к достижению высоких результатов, к максимально полной самореализации, их жизненные установки направлены на помощь другим, они способны к психологической близости с другим человеком, самостоятельны и инициативны.
2. Студенты, вовлечённые в волонтёрскую деятельность, оптимистичны. Они способны не поддаваться унынию и видят хорошее в любой ситуации.
Библиографический список
1. Всемирная декларация добровольчества. URL: http://gov.cap.ru (дата обращения: 18.11.2023).
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2003. 288 с.
3. Кон И. С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М.: Политиздат. 2019. 335 с.
4. Леонов Н. И., Главатских М. М. Социально-психологическая зрелость личности: интегративный подход // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2018. № 1. С. 55-60.
5. Кудринская Л. А. Мотивация добровольческого труда: теоретические подходы в социологии // Гражданское общество в России: опыт участия женских НПО. Сборник материалов. М., 2018. С. 71-77.
6. Куникина Н. П. Теоретические и эмпирические аспекты изучения профессионально значимых личностных качеств у волонтёров. URL: http://www.club.ncstu.ru/Science /articles/hs/2007 05/psychology/l (дата обращения: 18.11.2023).
7. Паттурина Н. П. Проблема зрелости в современной психологии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2018. Т. 7. № 17. С. 113-126.
8. Александрова Г. Г. Психологические критерии социальной зрелости личности в условиях современного российского общества: дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2018. 150 с.
© Япарова О. Г., 2023
3. Студенты-волонтёры ищут смысл жизни, стремятся к самосовершенствованию, уважают права других. Их гуманистическая направленность, то есть признание ценности своей человеческой сущности и сущности других, открытость миру, доказывает социально-психологическую зрелость в сопоставлении со студен-тами-не волонтёрами.
4. Студенты-волонтёры более терпимы в сопоставлении со студентами - не волонтёрами.