необходимость рассмотрения базовых компетенций с учетом специфики педагогической деятельности и возраста обучаемых (особенно в части оценки личностных качеств).
35 30 25 20 15 10 5 0
1
1 . i
Iri I h- ЕЁ a IJ -j-
I 1 4 ÍI 1 T 1 1 ■r i ■ i »
¡г
вЛ
Jf JP
' éF
s
.«i
/ /
J&
<Г
а сит.модель
* пэдагог ДОУ педагог НШ
* предметник
f Г / <Г /
Рисунок 1 Перечень базовых компетенций педагога (по результатам анкетирования педагогических работников)
Литература:
1. Базовые компетентности педагога // Соци альная сеть работников образования nsportal.ru - Электронный ресурс: режим доступа: Ь^р$:// nsportal.ru/nachainaya-shkoia/obshchepeda-додкЬе5к1е-{екЬпо|одп/2013/02/24/Ьагоууе-kompetentnosti-pedagoga (дата обращения 28,04.2019)
2. Крутецкий 8. А. Основы педагогической психологии. - М,: Просвещение, 1972.-253 с.
3. Кузьмина М.В. Профессионализм личности преподавателя И мастера производственного обучения / Н. 8. Кузьмина; ВНИИ проф.-техн. образования. - М.: Высш. шк., 1990.- 117
4. Маркова А.К. Психология профессионализма. -М,, 1996 Электронный ресурс: режим доступа: https://studfiies.net/preview/3292924/ (дата обра щения: 15.05.2019)
5. Материалы межрегиональной конференции "Развитие единой системы оценки качества об
разования - опыт и перспективы" // Федеральный институт оценки качества образования Элекгронныйресурс: режимдоступа: https://fioco. ru/on!ine-transiyaciya-pienarnogo-2asedaniya-5-6-
iyulya (дата обращения 24.04.2019). б. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N S44и "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного об-щего, среднего общего образова ния) (воспитатель, учитель)" // Консультант плюс -Электронный ресурс: режимдоступа:., h ttp://w w w. с on s u I -ta n t. ru/ ! a w/h otd oc s/30085. h tm ! ~ (дата обращения 24.04.2019).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалав риат по направлению подготовки 44.03.05 Педа гогическое образование (с двумя профилями подготовки) - Электронный ресурс: режим дос тупа: http://fgosvo.ru/uploadfiies/FGOS%20VO% 203 ++/Bak/440305„ B_3_16032018.pdf (дата обра щения 24.04.2019).
8. Цвирко Н.И., Тюренкова С.А. Проектирование системы оценивания уровня компетенций студентов на основе декомпозиционного подхода // KANT. - 2017. - № 4(25). - С, 127-132.
9. Шздриков 6.Д. Базовые компетенции педагогической деятельности. Электронный ресурс: ре жим доступа: https://gigabaza.ru/doc/67341.html (дата обращения: 15.05.2019).
Ю.Шкалы. Шкалы наименований и шкалы поряд ка // Метрология и стандартизация - Электрон ный ресурс: режимдоступа: http://metro-logiya.ru/ index.php?action=fuü&iti=523 (дата обращения 24.042019).
о cu
-О Q-Ш
щ
I-X
о
си
со
со г
=7&.
К£ \ i
151
FEATURES OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF DIFFERENT CATEGORIES OF STUDENTS IN MEDICAL UNIVERSITY
Tyutryumova ElenaAhxandrovna, Lecturer
EUseeva Elena Vladlmlrovna, F}hO ofMedical science, Associate Professor Grebenkina Elena Petrovna, PhD of Medical science, Senior Lecturer Izhevsk State Medical Academy, Izhevsk
The article is devoted to the questions of social and psychological adaptation of students studyind in medical University.The team of authors discover tL)e main difficulties faced by freshmen entering in medical educational institution. Specia / attention is paid to the social and psychological adaptation of students with disabilities, The authors conducted a comparative description of students with disabilities and healthy in order to determine the main criteria that impede the successful social and psychological adaptation of both experimental groups.
Keywords; socio-psychological adaptation; students with disabilities; medical school; empathy; social self control; higher education pedagogy.
LH
s ^
ü LH
<
d
LH
*
152
УДК378.1 ВАК РФ 13,00.08
9 Тютрюмова ЕЛ., 2019 ? Елисеева ЕВ., 2019 5 Гребенкина ЕЛ„ 2019
ТЮТРЮМОВА Елена Александровна, преподава тель
ЕЛИСЕЕВА Елена Владимировна, кандидат медицинских наук доцент
ГРЕБЕНКИНА Елена Петровна, кандидат медицинских наук, ст. преподаватель
Ижевская государственная медицинская академия■, Ижевск
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ РАЗЛИЧНЫХКА ТЕГОРИЙ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Статья посвящена вопросам социально-психологической адаптации студентов, обучающихся в медицинском вузе. Коллектив авторов раскрывает основные трудности, с которыми сталкиваются первокурсники, поступившие в медицинское учебное заведение. Особое внимание уделяется социально-психологической адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья. Авторы провели сравнительную характеристику студентов с ограниченными возможностями и здоровых с целью определения главных критериев, препятствующих успешной социально-психологической адаптации той и другой экспериментальной группы.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация; студенты с ограниченными возможностями здоровья; медицинский вуз; эмпатия; социальный самоконтроль; педагогика высшей школы.
В современных условиях широкого распространения интеллектуальных информационных технологий, дистанционного образования и повышения мобильности населения, расширился контингент обучающихся. В связи с этим можно выделить несколько категорий студентов, разделяемых по следующим признакам: материальное благополучие, социально-демографические и межкуль-туральные различия, а также появление новой категории - лица с ограниченными возможностями здоровья. Изучению проблем адаптации иностранных студентов посвящены работы Ю,Н, Дорож-кина, Л.Т. Мазитовой, М.И. Ивановой, И.О. Кривцовой [9, 10, 11], социально-демографическим и межкультуральным различиям работы Т.В. Барлас, С. Милгрэм, Е.В. Витенберга [2, 5].
В то же время категория студентов с ограниченными возможностями здоровья появилась только в последние годы, в связи с расширением законодательной базы, но эта проблема слабо изучена и в литературе недостаточно освящена.
Адаптационный процесс - это сложное социальное явление, которое включает в себя: социально-психологические, политические, межкультурные, социально-педагогические аспекты [1 ],
Адаптация личности студента к обучению - это сложный, длительный, а порой острый и болезненный процесс. Он обусловлен необходимостью отказа от привычного, неизбежностью преодоления многочисленных и разноплановых адаптационных проблем и профессиональных затруднений [3].
Первым испытанием для всех без исключения студентов становится социально-психологическая адаптация. Вопрос адаптации первокурсников к обучению в вузе является достаточно сложным. Во-первых, здесь задействованы различные виды адаптации- физиологическая и социальная. Во-вторых, студенты находятся в различных условиях и, безусловно, студенты первых лет обучения испытывают многочисленные трудности при адаптации к новым условиям и реальностям, а, следовательно, и адаптация у них будет протекать по-разному: одни продолжают жить с родителями, а другие переезжают в общежитие; одни только учатся, а другие ещё и пытаются подрабатывать; у некоторых складываются непростые взаимоотношения "студент-преподаватель", "студент-студент" и т.д. [7].
Вопросом социально-психологической адаптации занимались многие исследователи, среди них Т.В. Баралас, A.A. Реан, А.Г. Маклаков, 8.Г. Чайка, М,В, Григорьева [2,8,13,15,16]. Подробно изучалась взаимосвязь между социально-психологической адаптацией, удов-
летворенностью социальными контактами и опытом взаимодействия с другими людьми [2]. Была доказана зависимость успешной адаптации от индивидуально-психологических свойств личности и выделены критерии социально-психологической адаптации студентов к вузу В исследованиях М,В. Григорьевой и A.B. Сёминой была доказана закономерность успешной адаптации студентов от уровня развития эмпатических свойств личности [¡В].
Сейчас можно встретить обширное количество исследований, посвященных вопросу адаптации школьников и студентов, что же касается аналогичных научных трудов, касающихся студентов с ограниченными возможностями здоровья, то они практически отсутствуют. При этом вопрос социально-психологической адаптации первокурсников с ограниченными возможностями здоровья стоит достаточно остро. Недавно AHO "НИЦ "Особое мнение" провела комплексный всероссийский мониторинг доступности высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, охвативший треть государственных вузов РФ (165 вузов в 51 регионе), Результаты оказались неудовлетворительные, так как среди поступивших абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья за период мониторинга от 2010-2016 гг. дипломы о высшем образовании получили лишь от 37% до 75% обучающихся. Также AHO "НИЦ "Особое мнение" провели анализ, за период 2014-2015 гг„ актуальных специальностей, которые выбирают абитуриенты с ограниченными возможностями здоровья. Чаще всего, согласно статистике, интересными направлениями для них являются: медицинские специальности (1149 чел.}, экономика и управление (549 чел.), педагогические науки (316 чел.) [12]. Таким образом, исследование проблем социально-психологической адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья, в частности обучающихся в медицинском вузе, а также создание психолого-пе-дагогической технологии и программы для реализации воспитательной работы на медицинских специальностях, являются актуальными в высшей школе.
Цель нашего исследования: исследование социально-психологической адаптации студентов с ограниченными возможностями в условиях медицинского вуза.
Задачи исследования:
1) оценить социально-психологическую адаптацию студентов! и II курсов медицинского вуза;
2) оценить социально-психологическую адаптацию студентов медицинского вуза с ограниченными возможностями здоровья;
3) сравнить социально-психологическую адаптацию студентов ! и II курсов медицинского вуза с различными возможностями здоровья.
Выборка, методики и методы исследования. В исследовании приняло участие 110 студентов, обучающихся на I и II курсах Ижевской государственной медицинской академии и относящихся к различным группам здоровья. Для изучения социально-психологической адаптации использована методика К. Роджерса и Р. Даймона, диагностирующая наиболее стабильные, характерные особенности личности, определяющие взаимодействие с социальным окружением; многоуровневый личностный опросник А.Г. Маклакова и C.B. Чермянинз "Адаптивность" {1993); анкета Е.А. Тютрюмовой; "Оценка психологического благополучия лиц ссоматическимзаболевэнием" (свидетельство о регистрации объекта интеллектуальной собственности №01.17 от 22 февраля 2017 г., соответствующая запись в реестре Банка интеллектуальной собственности и информационных ресурсов ФГБОУ ВО ИГМА Минздрава России); опросник для диагностики способности к эм-патии А. Мехрабиена и Н. Эпштейна (1972); методика определения направленности личности Б. Басса (1967). Для установления закономерностей различий применялись t-крите-рий Стьюдента и U-критерий Манн-Уитни.
Результаты исследования. При исследовании студентов ! и II курсов медицинского вуза, относящихся к различным группам здоровья, выявлено, что основные статистически достоверные различия связаны со следующими показателями: направленность на себя, способность к эмпатии и социальный самоконтроль.
В результате проведенного исследования выявлена средняя способность к эмпатии у обучающихся на первых двух курсах медицинского вуза (22,3±1), При сравнении уровня развития эмпатических свойств личности у студентов I и II курсов методом математической статистики U-критерия Манна-Уитни, значимых различий не было выявлено {критические значения: Икр (р<0.01) = 338, икр (р<0,05) =389) (рис. 1).
При исследовании способности к эмпатии выявлено, что у лиц без ограничения здоровья уровень эмпатии был в пределах нормы и выше (17-33), чем у лиц с ограниченными возможностями здоровья (0-17). Для сравнения и доказательства значимости различий между
о
CXJ
M Q-Ш
щ
I-X
о
си
со
со г
S
153
ш S
О ш
*
154
студентами с ограниченными возможностями здоровья и студентами, входящими в здоровую группу, использовался метод математической статистики и-критерий Манна-Уитни. Полученное эмпирическое значение Ыэмп =35 находится в зоне значимости (1Жр. (р<0.01 )= =66;(р^0,05)= 83) (рис. 2). Из этого следует, что данные исследуемые группы отличаются по уровню эмпатии.
Ось значимости:
338
389
< а
ш
Рисунок 1 Сравнительные результаты исследования эмпатии у студентов I и II курсов медицинского вуза
Ось значимости:
Зоил значимости
Зона
66
83
Рисунок 2 Сравнительные результаты исследования эмпатии у студентов медицинского вуза относящихся к различным группам здоровья
Несмотря на то,что эмлатия является врожденной и а то же время склонной к социальному развитию способностью, без специального воздействия, явных качественных изменений произойти не может.
Эмпатические свойства личности формируются по средствам социального опыта и межличностного взаимодействия. При этом немаловажным для студента, для успешной социально-психо-логической адаптации является чувство принятия в учебной группе и возможность занять в ней значимое место, что становится невозможным при низкомуровне развития эмпатий-ных свойств личности. При неумении понимать другого человека, сопереживать и сочувствовать ему, а это станет одним из важным качеством его профессиональной деятельности, могут возникнуть проблемы в межличностных отношениях. В медицинском вузе особое вниманиеуделяется дисциплине, освоению теоретической части и умению реализо-вывать знания на практике. Если рассматривать производственную практику, которую проходят студенты Ижевской государственной
медицинской академии, то на ! курсе они примеряют на себя роль помощника младшего медицинского персонала, где еще не подразумевается взаимодействие с пациентом. Таким образом, развитие эмпатийных свойств личности у студентов медицинского вуза может преимущественно сформироваться при межличностном взаимодействии со сверстниками и преподавателями, но если начальный уровень эмпатии был низок, то вероятнее всего к концу второго года обучения он останется прежним.
При сравнении уровня сформированности эмпатических свойств личности и навыков социального самоконтроля у студентов с ограниченными возможностями здоровья и нор-мотипичных студентов обучающихся на 1 и II курсах Ижевской государственной медицинской академии наблюдается, что у студентов с ограниченными возможностями здоровья показатель шкзлы социального самоконтроля ниже, чем у здоровых студентов {р=0,048 при р<0,05). Также студенты с ограниченными возможностями здоровья, в отличие от своих сокурсников, имеют показатели эмпатических способностей ниже (р=0,001 при р^0,05). Похожие результаты наблюдаются и по шкале направленности личности (р=0,049 при р<0,05).
Таблица 1 -Установление закономерностей различий между студентами с ОВЗ и студентами без особенностей здоровья
Показатели Сред нее значение Достоверность
Студенты с ОВЗ Студенты без особенностей здоровья 1 Р
Соц. самоконтроль 11,3 13,7 2,17 0,048
Эмпатия 16,6 22,4 4,16 0,001
Направленность на себя 6,5 8,19 2,18 0.049
В своих научных работах С.А. Булгаков сформулировал понятие социального самоконтроля как контроль личности над внешними проявлениями своего "Я", в процессе социального взаимодействия [4]. Помимо этого, к социальному самоконтролю относится следование общепринятым нормам морали и правил, а также умение выстраивать межличностные взаимоотношения.
В исследовательской работе Т.О. Гордеевой и соавт. [6] доказана взаимосвязь высокого уровня самоконтроля студентов и их успешной социальной адаптацией, и академической успеваемостью. Люди с высоким самоконтролем способны лучше осуществлять контроль над собственными эмоциями, тревогой, умеют контролировать свое настроение, а также такие состояния, как раздражение, недоволь-
ство, гнев, т.е. они умеют "держать себя в руках" [6]. И это отображается на взаимосвязи шкалы самоконтроля с показателями эмоциональной стабильности.
Причиной низкого уровня эмпатии у студентов с ограниченными возможностями здоровья мы считаем негативный опыт межличностного и межгруппового взаимодействия. Как мы подчеркивали ранее, эмпатия - это не только врожденная способность (деятельность зеркальных нейронов,эмоциональное заражение), но и приобретенная. Приведенный негативный опыт межличностного взаимодействия может быть также связан с социальными последствиями дефекта, в результате которого у человека с ограниченными возможностями здоровья может включиться механизм психологической защиты в виде избегания окружающих.
Полученные данные о низких уровнях социального самоконтроля и эмпатии у студентов с ограниченными возможностями здоровья могут быть причиной социально-психологичес-кой дезадаптации, в связи сэтимувеличивается риск отчисления из вуза.
Имея низкие эмпатийные качества и уровень социального самоконтроля, студенты с ограниченными возможностями здоровья сосредоточены на себе, в то время как их здоровые сокурсники направлены на общение и дело. Мы предполагаем, что данная тенденция связана стем, что лица с различными заболеваниями и инвалидностью чаще всего имеют негативный опыт в установлении социальных контактов, некоторое пренебрежение и безразличие со стороны окружающих. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что студенты с ограниченными возможностями здоровья, сосредотачиваются на себе, аутизи-руются и избегают близкого общения и какой-либо деятельности, которая подразумевает близкий контакт с другими людьми, 8 результате чего, процесс социально-психологической адаптации может затянуться и привести к дезадаптации, и как следствие появление академической задолженности,академического отпуска, после которого такие студенты уже не возвращаются в вуз.
Безусловно, каждый первокурсник, находясь на новом этапе жизни, проходит социально-психологическую адаптацию и большинству требуется помощь куратора, психолога и преподавателя вуза. Студенты с ограниченными возможностями здоровья проходят адаптацию к образовательному учреждению сложнее, поэтомуактуальнымявляется разработка про-
грамм по профилактике социальной и академической дезадаптации. При реализации такой программы важно обратить внимание на формирование и развитие эмпатических свойств и направленности личности, также способности к социальному самоконтролю.
Литература:
Т. Абакумова И.В. Межкультурная социально-психологическая адаптация студентов в полиэтническом образовательном пространстве вуза / И.8. Абакумова, Л.Ц. Кагермазова, З.Ш. Ге-Мердукаева // Российский психологический журнал, - 2016. - №3,-С. 53-72.
2. Барлас Т.В. Особенности социально-психоло-гической адаптации при психосоматических и невротических нарушениях / Т.В.Барлас // Психологический журнал. - 1994. № 6. •■■ С. 117-120.
3. Браун Т.П. Адаптация студентов к условиям обучения в вузе как фактор активного взаимодействия личности с образовательной средой / Т.П.Браун Ц Вестник К ГУ. - 2007, - № 3. - С. 20-26.
4. Булгаков С.А. Социальный самоконтроль^ школьников в структуре их взаимодействия с ближайшим окружением: автореф. дис.... канд. пси-хол. наук /С.А.Булгаков. - СПб., 1994. - 18 с.
5. Виттенберг Е.8, Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям : автореферат дис. ... канд. психол, наук / Е.В, Виттенберг. - СПб.: СП ГУ, 1994. - 16 с.
6. Гордеева Т.О. Самоконтроль как ресурс личности: диагностика и связи с успешностью, настойчивостью и благополучием / Т.О.Гордеева, E.H.Q-син, Д.Д.Сучкое [и др.]// Культурно историческая психология. - 2016. - Т. 12. - № 2. - С. 46-58.
7. Гребенки на Е.П, Психол о го-педагог и чес кие ос новы кураторской работы в медицинском вузе : учебное пособие/Е.П. Гребенки на, Е.А. Тютрюмо-еа. - Ижевск, 2018. - 64 с.
8. Григорьева М.В. Роль эмпатии в процессе со-циально-психологической адаптации студентов к условиям обучения в вузе / М.В. Григорьева, А.6. Сёмина // Известия Саратовского универси тета. Серия акмеология образования. Психология развития. -2013. - №4. - С 358-363.
9. Дорожкин Ю.Н. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов / Ю.Н. Дорожкин, Я.Т. Мазитова // Социологические исследования. - 2007. - №3, - С. 73-77.
10. Иванова М.А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России : автореферат дис,... д-ра психол, наук / СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 40 с.
11. Кривцова И.О. Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной сре де российского вуза {на примере Воронежской государственной медицинской академии им. H.H. Бурденко) / И.О.Кривцова // Фундаментальные исследования. - М, : Академия естествозна ния, 2011.-284-288 с.
12. Курбангалеева Е.Ш. Доступность высшего профессионального образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) / Е.Ш. Курбангалеева, Д.Н. Веретенников // Психологическая наука и образование. - 2017. -Т. 22. 1.-С. 169-180.
о
CXJ
-0 Q-Ш о; г-X
О
си т.
со г
s
155
13. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г.Маклакое // Психологический журнал. -2001. Т. 22.- № 1. - С. 16-24.
14. Мил Грэм С. Социальная среда: Опыт городе-кой жизни / Э. Пай не, К. Маслач // Практикум по социальной психологии, - СПб., 2000. - С. 283 295.
15. Реан A.A. Психология адаптации личности / A.A. Реан, А.Р. Кудашее, A.A. Баранов// Анализ.Теория. Практика, - СПб., 2006. - 479 с.
16. Чайка В.Г. Особенности социально-психоло-гической адаптации студентов к обучению е бузе / 0.Г.Чайка // Инновации в образовании. - 2002. -№ 2.-С. 35-41.
LU
S ^
Ü UJ
*
156
MODEL FOR THE FORMATION OF READ/MESS FOR LIFE IN A NETWORK SOCIETY
Faltelson Vladimir Afexandnovich, teacher of continuing education, School "Gymnasium 44", Kursk
A t present, the development of readiness for life in a network society among students is a stimulating factor for self-development and self education for the development and further use of information computer technologies. The proposed model of the formation of readiness allows a person to develop as a person in the process of constant interconnection with the network environment and assimilate the sociocultural norms and values of the society to which he belongs.
Keywords; network society; readiness; motivation; technology; 1CT; computers; development; education.
<
d UJ
УДК 37,013,42 ВАК РФ 13,00,01
0 Файтельсон В.А., 2019
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ОБЩЕСТВА
В настоящее время развитие готовности к жизни в сетевом обществе у обучающихся является стимулирующим фактором к саморазвитию и самообразованию для освоения и для дальнейшего использования информационных компьютерных технологий. Предложенная модель формирования готовности позволяет человеку развиваться как личности а процессе постоянной взаимосвязи с сетевой средой и усваивать социокультурные нормы и ценности общества, к которому он принадлежит.
Ключевые слова: сетевое общество; готовность; мотивация; технологии; ИКГ; компьютеры; развитие; образование.
ФАЙТЕЛЬСОН Владимир Александрович, педагог дополнительного образования, МВОУ СОШ "Гимназия 44", Курск
Рассматривая слабые и сильные стороны различных подходов к формированию готовности к жизни в сетевом обществе, необходимо определить наиболее оптимальные модели обучения и воспитания. A.A. Вербицкий [4] считает эффективными только такие компьютерные технологии, которые обеспечат возможности для развития теоретического и профессионального мышления. И для этого необходимо не только усилить возможности традиционного обучения с помощью компьютера путем внедрения новых информационных технологий, но и разработать принципиально иной тип обучения.
Психолого-педагогические аспекты использования компьютерных технологий рассмотрены 8 исследованиях И.8. Роберт [13], Н.С. Чураевой [16], С.И. Шуклина [17] и др. Процесс формирования готовности к жизни в условиях сетевого общества предполагает, с одной стороны, развитие информационно-компьютерной компетентности, сдругой стороны - обеспечение социально-педагогического процесса.
Перед нами стояла задача разработать модель процесса формирования готовности современных школьников для дальнейшей жизни в сетевом обществе. Метод моделирования получил широкое распространение в различных научных областях и является воспроизведением характеристик некоторых объектов, специально созданных для их изучения. Создание моделей представляет собой результативное средство проверки истинности и полноты теоретических представлений в различных отраслях науки. Данный термин пришел в педагогическую науку из техники, т.е. педагогический процесс стал технологичным. Л.Н. Белоногова [2], обобщив опыт техни-