Научная статья на тему 'Особенности социально-психологической адаптации личности студентов младших курсов с разным творческим потенциалом'

Особенности социально-психологической адаптации личности студентов младших курсов с разным творческим потенциалом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
716
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малышев Иван Викторович

В статье анализируются результаты эмпирического исследования характеристик социально-психологической адаптации студентов младших курсов с точки зрения их творческих возможностей. Установлены взаимосвязь между изучаемыми явлениями и различия адаптационных компонентов у студентов с разным творческим потенциалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Малышев Иван Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Social-Psychological Adaptation of Personality of Students of Low Courses with Different Creative Potential

In the paper the results of the empirical investigation of the characteristics of the social-psychological adaptation of students of the first courses from the point of view of their creative facilities are analyzed. The interconnection between the studied phenomena and the difference of the adaptation components of students with different creative potential is established.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-психологической адаптации личности студентов младших курсов с разным творческим потенциалом»

благополучия // Уч. зап. Педагогического ин-та Са-рат. гос. ун-та. Сер. Психология. Педагогика. 2009. Т. 2. № 1(5). С. 33-40.

См.: Григорьева М. В. К разработке концептуальной модели взаимодействия личности и среды //

Мир психологии. 2008. № 1. С. 95-96. См.: Шамионов Р. М. Взаимосвязь «субъектных» свойств личности и склонности к зависти // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2010. Т. 10, вып. 4. С. 68-73.

2

УДК 316.6+159.923

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ С РАЗНЫМ ТВОРЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ

И. В. Малышев

Саратовский государственный университет НПЧернышевского E-mail: iv.999@list.ru

В статье анализируются результаты эмпирического исследования характеристик социально-психологической адаптации студентов младших курсов с точки зрения их творческих возможностей. Установлены взаимосвязь между изучаемыми явлениями и различия адаптационных компонентов у студентов с разным творческим потенциалом.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, социализация личности, творческий потенциал.

Peculiarities of Social-Psychological Adaptation of Personality of Students of Low Courses with Different Creative Potential

I. V. Malyshev

In the paper the results of the empirical investigation of the characteristics of the social-psychological adaptation of students of the first courses from the point of view of their creative facilities are analyzed. The interconnection between the studied phenomena and the difference of the adaptation components of students with different creative potential is established.

Key words: social-psychological adaptation, the socialization of the personality, creative potential.

На современном этапе развития общества проблема социально-психологической адаптации личности занимает центральное место в большинстве исследований. Актуальна психологическая составляющая этой проблемы, заключающаяся в рассмотрении адаптации и социализации личности вчерашних выпускников школ и их взаимодействия с социумом в сложных условиях современной действительности. Изучение социально-психологической адаптации подразумевает разные аспекты, в частности, креативность и способности человека на высоком уровне, быстро и качественно разрешать сложные проблемы и задачи.

Как отмечает В. Г. Крысько, «главная цель адаптации личности не в ее унификации, пре-

вращении в послушного исполнителя чужой воли, а в самореализации, развитии способностей для успешного осуществления поставленных целей, превращении в самодостаточный социальный организм. В противном случае процесс социализации лишается гуманистического смысла и становится инструментом психологического насилия, направленного не на личностный рост и не на достижение единственной в своем роде индивидуальности, а на нивелировку "Я"»1.

А. Н. Сухов рассматривает адаптацию как составную часть социализации и как ее механизм: так, по результатам социально-психологическая адаптация бывает позитивной или негативной, а по механизму осуществления - добровольной или принудительной. Как считает автор, процесс социально-психологической адаптации распадается на несколько стадий: ознакомление, ролевую

2

ориентацию и самоутверждение .

А. Л. Журавлев различает два типа социально-психологической адаптации - прогрессивную и регрессивную. В процессе первой достигается единство интересов, целей личности и общества. Регрессивная (формальная) адаптация, напротив, не отвечает ни интересам личности или самого общества, ни развитию социальной группы. Она основана на внешнем, формальном принятии человеком групповых норм и ценностей. Такую адаптацию часто обозначают как конформную, в этом случае личность лишает себя возможности проявить творческие способности, не может полностью самореализоваться, оправдать предъявленные ожидания, что приводит к новым проблемным ситуациям, для выхода из которых личности необходимо проявить все те же адаптивные способности. Таким образом, только прогрессивная адаптация может способствовать подлиной социализации3.

© Малышев П. В., 2012

Проанализировав вышеизложенные точки зрения, можно сказать, что нельзя исключать влияние творческих возможностей личности на процесс ее социализации и адаптации, исходя из этого, целесообразно рассмотреть проблему творчества в аспекте социально-психологической адаптации личности. Творческий потенциал личности, выраженный в ее основных характеристиках, привлекает внимание многих современных исследователей и представляет научно-практический интерес для многих отраслей психологии. Такой потенциал определяется особенностями личности и психическим процессом творчества.

Термин «творчество» в психологическом словаре обозначен как «психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена детской игры»4. Результат этой деятельности включает создание новых по замыслу материальных и духовных ценностей. Творчество - многообразное понятие, так, Н. Роджерс пишет: «Творческость есть способность обнаруживать новые решения проблем или обнаружение новых способов выражения; привнесение в жизнь нечто нового для индивида»5.

B. Н. Дружинин связывает представление о творчестве с проблемой способностей человека и рассматривает понятие в диапазоне специфической активности или деятельности. Согласно его точке зрения, отличие творчества от различных форм адаптивного поведения заключается в принципе «несмотря ни на что», а творческий процесс является реальностью, спонтанно возникающей и завершающейся, т.е. творчество, как и разрушение, амотивно, спонтанно, бескорыстно и самодовлеюще и относится к целенаправленной деятельности. Как отмечает ученый, для творчества необходимы личные познавательные усилия, а чтобы творить, личности нужно усвоить образец активности человека творящего и затем, путем подражания, выйти на новый уровень овладения культурой, после чего следовать по самостоятельному пути6.

С В. Максимова рассматривает творчество как единство составляющих - неадаптивной и адаптивной активности. Под первой подразумевается спонтанно возникающее поле видимых, но еще не реализованных возможностей (появление нового образа, идеи, проблемы). Адаптивная активность характеризуется реализацией творческого потенциала (достижение цели, воплощение идеи, выражение образа, создание творческого продукта)7. В своих работах И. В. Страхов отмечает, что «творчество представляет собою сознательный, целеустремленный, упорный труд». В процессе творческой деятельности формируются и совершенствуются способности человека, вырабатываются новые методы и приемы познавательной деятельности; сюда относится новое в способах работы и во всем процессе творческой

деятельности8. Феномен творчества предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся оригинальностью и новизной. Так, ещё В. М. Бехтерев (1924) писал, что для всякого творчества помимо соответственного обучения необходима та или иная степень одаренности, поэтому психология творчества неразрывно связана с другой психологической проблемой - способностями, одаренностью твор-

„9

ческих личностей .

Д. Б. Богоявленская в своей концепции вводит понятие креативной активности личности с соответствующим типом психической структуры. Творчество, с точки зрения автора концепции, является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Так, креативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности (художникам, музыкантам, изобретателям, летчикам-испытателям)10. Данная концепция отражает подход, в котором творческих способностей как таковых нет (интеллектуальная одаренность необходимое, но недостаточное условие творческой активности личности). Существенную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Олох). К основным чертам творческой личности, с этой точки зрения, относятся когнитивная одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях11.

Другой подход заключается в том, что творческая способность или креативность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я. А. Пономарев)12. Существует концепция, в которой высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Исходя из этого, следует, что творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Данную точку зрения разделяет большинство специалистов в области интеллекта (Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и др.)13

Многие из ученых видят проблему человеческих способностей в самой творческой личности, т.е. не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Ученые гуманистической направленности (Г. Олпорт и А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества заключается в мотивации личностного роста, который не подчиняется принципу удовольствия. С точки зрения Маслоу, это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации жизненных возможностей и своих способностей14.

Большинство ученых, уделяющих внимание, в первую очередь, личностным особенностям,

убеждены в том, что наличие всякой мотивации и личностной увлеченности является важным признаком творческой личности, к этому прибавляются и другие свойства, относящиеся к творческому потенциалу:

1) независимость - личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;

2) открытость ума - готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;

3) высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

4) развитое эстетическое чувство, стремление к красоте15.

Понятие креативности как универсальной познавательной творческой способности во многом связано с именем Дж. Гилфорда (1967) и его концепцией. Мыслительную операцию дивергенции наряду с операциями преобразования и импликации он считал основой креативности как общей творческой способности. Гилфорд выделил шесть параметров креативности, в которые входят способности: 1) к обнаружению и постановке проблем; 2) к генерированию большого числа идей; 3) гибкость - возможность продуцировать разнообразные идеи; 4) оригинальность - умение отвечать на раздражители нестандартно; 5) усовершенствование объекта добавлением деталей; 6) решение проблемы - её анализ и синтез16.

В самом общем виде креативность понимается как общая способность к творчеству (Е. П. Ильин)17. Креативность (от лат. егеаНо -созидание) в психологии многие исследователи рассматривают в качестве способности человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. С точки зрения К. Роджерса (1994), креативность - это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения18.

Таким образом, процесс творчества и творческий потенциал личности во многом характеризуют личность человека, поэтому можно предположить взаимосвязь данного явления с социально-психологической адаптацией личности. Особенный интерес представляет изучение творческого потенциала на раннем этапе социализации личности на примере студентов младших курсов - будущих молодых специалистов, от адаптиро-ванности и креативности которых зависят многие процессы в сложном современном обществе. Исходя из этого, целью данного исследования является изучение характеристик социально-психологической адаптации личности студентов на раннем этапе социализации во взаимосвязи с их творческим потенциалом.

В эмпирическом исследовании для изучения особенностей социально-психологической адаптации личности использовалась методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. В качестве одного из основных методов, направленных на изучение творческого потенциала личности, был выбран опросник личностной креативности (Н. П. Фети-скина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова, 2005)19. Данная методика позволяет определить четыре особенности (фактора) творческой личности: склонность к риску, любознательность, сложность и воображение, а также общий (суммарный) показатель творческого потенциала. Следующая методика, которая применялась для изучения творческой личности, - это «Самооценка творческого потенциала личности»; третья методика - «Оценка уровня творческого потенциала личности». Последняя позволяет определить личностные качества либо частоту их проявления, которые характеризуют уровень развития творческого потенциала личности. В статистической обработке данных применены 1:-критерий Стьюдента и корреляционный анализ (метод Пирсона). Выборку исследования составили студенты факультетов очного отделения Саратовского государственного университета (50 человек в возрасте 17-18 лет).

На первом этапе исследования изучались особенности социально-психологической адаптации личности студентов. Из результатов проведенной диагностики следует, что у более половины студентов выявлен высокий уровень адаптивности (70%), для 44% испытуемых характерен низкий уровень дезадаптивности, у 50% он средний. Другие интегральные показатели социально-психологической адаптации («принятие других», эмоциональный комфорт, доминантность, эскапизм и др.) находятся в пределах нормы и также в целом характеризуют высокую адаптивность студентов.

Далее исследовался творческий потенциал студентов. При изучении личностной креативности обнаружено (табл. 1), что у большинства испытуемых (67%) высокий уровень или выше среднего (среднее арифметическое значение суммарного показателя - 60). Средний уровень личностной креативности выявлен у 23% и низкий у 10% студентов. Анализ факторов личностной креативности свидетельствует о высоком уровне «склонности к риску» (среднее арифметическое значение - 16,8) у 60% студентов, у 34% он средний и у 6% - низкий. Высокое значение фактора «любознательность» выявлено у 67% испытуемых, среднее - у 23% и низкое - у 10%; среднее арифметическое значение фактора - 16,7. В то же время у большинства испытуемых (43%) показатели фактора «сложность» (среднее значение 14,8) находятся на среднем уровне, у 37% они высокие и у 20% низкие. Среднее значение фактора «во-

ображение» равно 11,2, что ниже нормативных показателей: средние значения фактора «воображение» характерны для 40% студентов; кроме

При изучении самооценки творческого потенциала личности у большинства студентов отмечается средний уровень (92%), у 8% - высокий, среднее арифметическое значение данного показателя - 40. Собственно, уровень творческого потенциала у 44% студентов находится на высоком уровне и у 56% - на среднем значении.

В целом, несмотря на средний уровень показателя самооценки творческого потенциала личности, творческий потенциал испытуемых достаточно высок. Это следует из результатов личностной креативности и его двух факторов.

Из результатов типологического анализа (табл. 2, 3) испытуемых с высоким и низким уровнем творческого потенциала следует, что креативность личности заметно влияет на характеристики социально-психологической адаптации личности студентов, повышает её. В то же время нельзя исключать, что эти характеристики играют важную роль в улучшении творческих возможностей испытуемых. Обнаружено, что у студентов с очень высоким и высоким показателями творческого потенциала уровень социально-психологической адаптации значительно выше, чем у студентов со средним

этого у 40% испытуемых выявлены низкие значения и только у 20% обнаружен высокий уровень «воображения».

или низким уровнем, т.е. улучшается адаптация под влиянием творческих характеристик личности: так, выявлены статистически значимые различия по всем интегральным показателям социально-психологической адаптации кроме «внутреннего контроля». Особенно это заметно при рассмотрении адаптивности, дезадаптив-ности, непринятия себя, эмоционального дискомфорта, внешнего контроля, доминирования и др. Творческая личность обладает значительными адаптационными возможностями, снижен риск дезадаптации, она «принимает» себя и других, чувствует себя более эмоционально комфортно, по сравнению с другими, склонна к доминированию, старается не избегать решения проблем и т.д. Помимо этого высокий уровень социально-психологической адаптации позитивно влияет на развитие таких факторов, как «любознательность», «сложность» и общий показатель креативности. Адаптированная личность с легкостью находит выход из сложных, проблемных ситуаций, постоянно ищет новые способы решения задач и лучше ориентирована на познание сложных явлений, проявляет настойчивость и самостоятельность.

Таблица 2

Показатели характеристик социально-психологической адаптации у групп испытуемых с низким и высоким уровнем творческого потенциала

Показатели Адаптивность Дезадаптивность Принятие себя Непринятие себя Принятие других Непринятие других Эмоциональный комфорт Эмоциональный дискомфорт Внутренний контроль Внешний контроль Доминирование Ведомость Эскапизм

^критерий Стьюдента -7,5 3,9 -2,3 4,5 -2,8 2,5 -2,5 3,2 -1,3 -3,2 -3,8 2,5 2,9

Степень значимости 0,00 0,0 0,03 0,00 0,00 0,02 0,02 0,00 0,2 0,00 0,00 0,00 0,00

Таблица 1

Показатели характеристик творческого потенциала личности студентов, средние арифметические значения

Характеристики творческого потенциала личности

Склонность к риску Любознательность Сложность Воображение Общий балл креативности Самооценка творческого потенциала Уровень творческого потенциала

16,8 16,7 14,8 11,2 60 36 113

Таблица 3

Показатели характеристик креативности у групп испытуемых с низким и высоким уровнем

творческого потенциала

Показатели Склонность к риску Любознательность Сложность Воображение Общий балл креативности Самооценка творческого потенциала Уровень творческого потенциала

^критерий Стьюдента - 1,9 - 3,0 - 4,8 - 0,6 - 3,0 - 3,8 - 3,0

Степень значимости 0,06 0,00 0,00 0,5 0,00 0,00 0,01

Нельзя не отметить и тот факт, что уровень социально-психологической адаптации испытуемых данной выборки мог быть значительно выше, если бы у студентов лучше было развито воображение, которое у представителей с разным уровнем личностной креативности остается низким. Это заметно сказывается и на общем показателе творческого потенциала. Возможно, что и отдельные факторы социально-психологической адаптации также способны повлиять на развитие воображения. Прослеживается зависимость между социально-психологической адаптацией и уровнем творческого потенциала у студентов. В соответствии с данным предположением был проведен корреляционный анализ изучаемых явлений: выявлены положительные корреляционные взаимосвязи между показателем социально-психологической адаптации «адаптивность» и факторами личностной креативности «любознательность» (г = 0,368, р < 0,01), «сложность» (г = 0,380, р < 0,05), суммарным показателем личностной креативности (г = 0,413, р < 0,05), самооценкой творческого потенциала личности (г = 0,405 р < 0,05) и его уровнем (г = 0,536, р < 0,01). Обнаружены положительные корреляции между показателем «доминирование» и фактором личностной креативности «склонность к риску» (г = 0,361,р < 0,05), общим показателем личностной креативности (г = 0,396, р < 0,05), самооценкой творческого потенциала (г = 0,365, р < 0,05). Также положительные взаимосвязи выявлены между показателями самооценки творческого потенциала и интегральным фактором адаптации личности «принятие себя» (г = 0,406, р < 0,05), «приятие других» (г = 0,360, р < 0,05), «эмоциональный комфорт» (г = 0,342,р < 0,05).

Анализируя выявленные взаимосвязи, необходимо отметить, что стремление к поиску нового, интерес к сложным явлениям, умение ставить высокие цели, проявлять независимость во взглядах оказывают положительное воздействие на большинство значимых характеристик социально-психологической адаптации, что, безусловно, активизирует адаптационный потенциал личности. Помимо этого выявлены и отрицательные взаимосвязи: например, факторы личностной креативности «склонность к риску», «любознательность»,

«сложность» и суммарный показатель, а также показатели самооценки творческого потенциала имеют отрицательные связи с интегральными характеристиками социально-психологической адаптации «дезадаптивность», «непринятие других», «эмоциональный дискомфорт», «внешний контроль». Фактор адаптации «ведомость» имеет отрицательную связь с показателем креативности «любознательность» (г = -0,530,р < 0,01), общим показателем креативности (г = -0,409, р < 0,05), с показателем творческого потенциала «сложность» (г = -0,385,р < 0,05) и самооценкой творческого потенциала (г = -0,361,р < 0,05).

Выявленные отрицательные корреляции также подтверждают высказанное ранее предположение о взаимосвязи творческого потенциала личности и ее социально-психологической адаптации. В данном случае высокий творческий потенциал личности, выраженный в факторах личностной креативности, снижает риск дезадаптации, исключает эмоциональный дискомфорт и связанные с этим эмоциональные переживания, позволяет быстро и эффективно разрешать возникающие проблемы, способствует улучшению взаимоотношений с окружающими, снижая барьеры в общении и т.д.

Таким образом, представленные результаты исследования указывают на взаимосвязь социально-психологической адаптации и уровня творческого потенциала личности. Это отражено в своеобразии выявленных корреляционных взаимосвязей между показателями адаптации и креативности личности, в статистически значимых различиях интегральных показателей социально-психологической адаптации у лиц с высоким и низким творческим потенциалам. Творческий потенциал личности, выраженный в факторах креативности - «склонность к риску», «любознательность», «сложность», «воображение», «суммарный показатель креативности», в самооценке творческого потенциала, собственно его уровня, существенно влияет на все показатели социально-психологической адаптации личности и тесно взаимосвязан с ними. Хороший уровень творческого потенциала личности, выявленный у студентов младших курсов, играет решающую роль в повышении адаптационных

возможностей личности, снижает риски дезадаптации и позволяет ей лучше справляться со стрессами. В свою очередь, высокий уровень социально-психологической адаптации личности создает реальные предпосылки для развития ее творческих возможностей.

Исследование выполнено в рамках проекта «Социально-психологический анализ процессов социализации и адаптации личности в условиях динамично развивающегося общества» Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на2009-2013 годы (2012-1.2.1-12-000-3005-012).

Примечания

1 Крысько В. Г. Социальная психология : словарь-справочник. Минск ; М., 2001. С. 628.

2 См.: Сухов А. Н., Бодалев А. А., Казанцев В. Н. [и др.]. Социальная психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003. С. 41.

3 См.: Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. О. Социальная психология : учеб. пособие. М., 2006. С. 100-101.

4 Психологический словарь / под общ. ред. Ю. Л. Ней-мера. Ростов н/Д, 2003. С. 484-485.

5 Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопр. психологии. 1990. № 1. С. 164-168.

См.: Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб., 1999. 368 с.

См.: Максимова С. В. Творчество : созидание или деструкция? М., 2006. 222 с.

См.: Страхов И. В. Психология творчества : лекция для студентов педагогических институтов. Саратов, 1968. 80 с.

См.: Дружинин В. Н. Указ. соч.

См.: Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д, 1983. 173 с. См.: Олах А. Творческий потенциал и личностные перемены // Общественные науки за рубежом : Реф. журн. Сер. Науковедение. 1968. № 4. С. 69-73. См.: Дружинин В. Н. Указ. соч. Там же.

См.: Хьелл Л., ЗиглерД. Теории личности. СПб., 2000. 608 с.

См.: Олах А. Указ. соч.

См.: Дружинин В. Н. Указ. соч.

См.: Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб., 2009. 448 с. См.: Роджерс К. К теории творчества : взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 74-79.

См.: Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Т. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2005. 490 с.

7

11

УДК 159.9.019

СТАНОВЛЕНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ АКМЕОЛОГИИ В РОССИИ: ПРЕДЫСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

С. Д. Пожарский

Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии E-mail: sdpozharskij@rambler.ru

В статье раскрываются историко-философские, естественно-научные и психологические предпосылки становления акмеологии в России. Рассматриваются этапы развития акме человека, описываются универсальные принципы акмеологии. Ключевые слова: акмеология, акме (констатация, кульминация, топ), принципы акмеологии (состояние, свойство, гармония).

The Formation of Methodological Bases of Acmeology in Russia: Pre-History and Modernity

S. D. Pozharsky

The article is disclosed to historical-philosophical, scientifical and psychological preconditions of formation of acmeology in Russia. We

consider the stages of development of the Acme of man, describes the universal principles of acmeology.

Key words: acmeology, acme (fixation, climax, top), principles of acmeology (condition, essence of existence, property, harmony).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Акмеология - это уникальное явление в истории российской науки. Она сформировалась в процессе накопления научных знаний на стыке социальных и гуманитарных дисциплин и рассматривает закономерности развития человека на этапах достижения совершенства и зрелости.

Актуальность обращения к предыстории становления акмеологии в недрах российского естествознания особенно ярко проявилась в на-

© Пожарский С. Д., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.