Научная статья на тему 'Фототерапия как средство развития творческой активности студентов'

Фототерапия как средство развития творческой активности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
759
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / ФОТОТЕРАПИЯ / CREATIVE POTENTIAL OF THE PERSON / CREATIVE ACTIVITY / PHOTOTHERAPY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Севенюк С. А., Парфенова Т. А.

В статье освещаются вопросы необходимости развития творческого потенциала личности студентов в процессе профессиональной подготовки. Рассматриваются такие понятия, как «творческий потенциал личности», «творческая деятельность», «творчество», «фототерапия». Статья раскрывает необходимость внедрения такой формы работы со студентами, как фототерапевтический тренинг, сущность данных занятий, особенности. Освещаются вопросы различных форм проведения фототерапии. Статья раскрывает результаты эмпирического исследования, проводимого со студентами и их качественный анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHOTOTHERAPY AS DEVELOPMENT MEANS OF STUDENTS' CREATIVE ACTIVITY

In the article the necessity to develop creative potential of a student in the course of vocational training is discussed. Such concepts, as «creative potential of the person», «creative activity», «creating», «phototherapy» are considered. Article focuses on necessity to introduce such form of student work as phototherapy training, its essence and characteristic features are described. Article shares the results of the empirical research held with students and the qualitative analysis obtained.

Текст научной работы на тему «Фототерапия как средство развития творческой активности студентов»

УДК 378

ФОТОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

© 2010 С.А.Севенюк, Т.А.Парфенова

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 04.12.2009

В статье освещаются вопросы необходимости развития творческого потенциала личности студентов в процессе профессиональной подготовки. Рассматриваются такие понятия, как «творческий потенциал личности», «творческая деятельность», «творчество», «фототерапия». Статья раскрывает необходимость внедрения такой формы работы со студентами, как фототерапевтический тренинг, сущность данных занятий, особенности. Освещаются вопросы различных форм проведения фототерапии. Статья раскрывает результаты эмпирического исследования, проводимого со студентами и их качественный анализ.

Ключевые слова: творческий потенциал личности, творчество, творческая деятельность, психологический тренинг, фототерапия.

К главным задачам образования и воспитания личности относят воспитание базовой культуры, всемерное развитие личностных потенциалов обучающихся. Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость.

Творческий потенциал представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Проявившийся в той или иной сфере деятельности «творческий потенциал» представляет собой «творческие способности» личности в конкретном виде деятельности, а также сложное личностно-деятельностное образование, включающее мотивационно-целевой, содержательный, опе-рационно-деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты, отражающие совокупность личностных качеств и способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высокого уровня его развития. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в

Севенюк Светлана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии начального обучения. E-mail: kafped@mail. ru

Парфенова Татьяна Александровна, ассистент кафедры педагогики и психологии начального обучения. E-mail: parfenovasgpu@mail. ru

самом процессе творчества. В основе современной педагогической науки лежит понимание о человеке как о существе творческом. Именно в творчестве раскрывается его сущность как преобразователя мира, творца новых технологий и идей. В обществе все чаще и чаще, в связи с проблемой творчества, говорят о творческой личности, которую наделяют такими чертами, как направленность, самопознание, умение видеть проблему, анализировать ситуацию, мобилизовать знания, выдвигать гипотезы, оценивать результаты, критически мыслить и т.д. Основным признаком творчества, как правило, считается доступный наблюдению продукт деятельности, имеющий характерные свойства: новизну, редкость, необычность, оригинальность, полезность и т.д. Сама же творческая деятельность, которой неизбежно касаются все исследователи проблемы творчества, определяется как процесс создания новой информации или продукции с высокими показателями их количества с наименьшей затратой времени и сил. Современная школа ищет новый контур понимания сути и назначения образования в целом. Должна ли она формировать у индивида научную картину мира, или обеспечивать профессиональную квалификацию, или учить мыслить, или «готовить к жизни»? При этом исследователями все чаще подчеркивается та мысль, что все эти цели частичные по отношению к целостности человека, исчерпываемые рамками социальной адаптации, и равнодушие к творческому потенциалу личности. Поэтому потенциальные способности многих студентов остаются нереализованными.

Уникальность каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить себя, рассматривать каждый момент жизни как акт творческий, позволяющий самореализоваться, для многих является проблемой. Так как люди чаще всего действуют по шаблону, заранее запрограммируемым

нормам, что часто приводит к протесту против требований общества1. Таким образом, задача формирования творческого потенциала личности на различных этапах функционирования системы образования является своевременной и актуальной. Именно поэтому представляется важным поиск новых путей и методов развития творческих способностей студентов в процессе профессионального образования. Исходя из этих позиций, мы рассматриваем внедрение психологического тренинга фототерапевтических занятий как инновационное и эффективное средство развития творческого потенциала студентов.

Сама по себе фототерапия основана на применении фотографии для разрешения разного рода психолого-педагогических проблем, а также для развития и гармонизации личности, в частности ее творческого потенциала. Основным содержанием фототерапии является создание и восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение танец, драматическое исполнение, художественные описания. Искусство фотографии многогранно, однако в любом случае в его основе лежит создание художественных образов. Это позволяет рассматривать фотографию как одну из форм визуального искусства, хотя, в отличие от живописи, графики или скульптуры, фотография предполагает использование определенных технических средств. Фотография, таким образом, является «технизированным» видом изобразительного искусства, что, с одной стороны, делает ее более сложной для освоения и в каком-то смысле ограничивает спонтанность и творческую свободу. С другой стороны, это предполагает дополнительные возможности для творческого самовыражения, связанные, в частности, с возможностью тиражирования снимков, варьированием их формата и цветности, созданием особых визуальных эффектов, а с развитием цифровой фотографии - с трансформацией и корректировкой образов.

Представители разных фототерапевтических школ и направлений могут по-разному подходить к процессу фототерапии: одни делают акцент на работе со снимками в русле психоаналитической традиции; другие уделяют преимущественное внимание тренировке навыков и развитию умений; третьи стимулируют укрепление посредством фотографии отношений с окружающими его людьми и предметами и т.д. Для развития творческого потенциала личности студента, нам представляется наиболее эффективным использование цикла фототерапевтических занятий, направленных на развитие креативного мышления, навыков творческой

1 Грановская Р.М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. - СПб.: 2006. - С. 3 - 54.

деятельности, способов творческого самовыражения, способностей творческого поиска.

Как правило, эстетические стандарты не имеют в фототерапии особого значения. В процессе фототерапевтических занятий студенты не обучаются технике фотографии. В отличие от занятий в условиях фотокружка или художественной студии, где люди также могут заниматься фотографией, фототерапия фокусируется на потребностях, способностях и развитии творческого потенциала личности студента. Она ориентирована на выражение различных содержаний внутреннего мира студента и достижение благодаря этому изменений в структуре его опыта, установках и взглядах на себя и окружающий мир. Таким образом, цель фототерапии - не обучение человека, но развитие творческого потенциала личности, как основной составляющей личности в целом2.

Содержанием психологического тренинга фототерапевтических занятий является: создание фотоснимков, на которых будут представлены предметы с диаметрально противоположными внешними или внутренними характеристиками, серии фотоснимков на тему семейного, религиозного или светского праздника, фотоснимков, на которых представлены объекты разной окраски, расположение их в пространстве, дополняя текстами, создание плакатов, инсталляций, с последующим их отреагированием. Также, вариацией данных занятий является создание серии фотоснимков, которые могли бы проиллюстрировать одно из литературных произведений любого жанра, с последующей их организацией в пространстве. Также в цикле фототерапевтических занятий используются такие формы работы, как невербальный контакт по средствам фотографии, создание групповых фотокомпозиций и т.д. Данный фототерапевтический тренинг может быть представлен в виде программы, рассчитанной на время применения от нескольких недель до нескольких месяцев в процессе профессиональной подготовки студентов3.

Для эмпирического исследования процесса развития творческого потенциала личности применялись такие методики, как диагностика личностной креативности, автор Е.Е.Туник, определение социальной креативности личности, оценка уровня творческого потенциала личности, самооценка творческого потенциала личности, автор Н.П.Фетискин, диагностика уровня невербальной креативности. В соответствии с разрабатываемым нами подходом к понимаю процесса развития творческого потенциала и применению фототерапии в непосредственном процессе развития творче-

2Копытин А.И. Тренинг по фототерапии. - СПб.: 2003.

- С. 8 - 13.

3Фототерапия: Использование фотографии в психологической практике / Под ред. А.И.Копытина. - М.: 2006.

- С. 9 - 24.

ского потенциала личности, нами была создана исследовательская анкета по изучению творческого потенциала личности. При разработке методики мы опирались на качества, личностные особенности, присущие творческим людям и известные методики исследования различных компонентов творчества. Исследованием было охвачено 318 испытуемых: студентов различных специальностей и курсов Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. Обработка эмпирических результатов осуществлялась с учетом возраста и пола испытуемых, с помощью программы Statisti-ca 6.0 для среды Windows.

В ходе констатирующего эксперимента, у испытуемых выявлялись следующие параметры: особенности творческой личности в качестве воображения, любознательности, сложности и склонности к риску; степень и уровень творческого потенциала личности; уровень социальной креативности личности; частота проявления творческих способностей личности; стремление к значимости собственной личности; стремление к творчеству; чувствительность к собственным мышлению и чувствам; творческая активность в познании и поведении; способность к самокритичности.

В ходе первоначального диагностирующего эксперимента мы получили следующие данные, по выбранным изначально параметрам: порядка 73% испытуемых показали средний уровень развития воображения, а именно, студенты придумывали рассказы о местах, которые они никогда не видел; мечтает о различных местах и вещах; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий. Остальные 22% процента показали более низкий уровень развития воображения, в частности это были студенты младших курсов, в гендерном аспекте различий не замечалось. Лишь 5% испытуемых показали высокий уровень развития воображения, что подразумевает, креативное создание рассказов о неизвестных местах; мысленное представление о решении тяжелой задачи другим человеком и способом, не свойственным самому; творческое воображение различных мест и вещей; желание мыслить о явлениях, с которыми не сталкивался; восприятие изображенного на картинах и рисунках в креативной форме. Исследуя такую особенность творческой личности, как любознательность, мы пришли к следующим результатам: 24% исследуемых показали низкий уровень развития любознательности, 13% средний уровень развития, и 63% испытуемых показали высокий уровень развития любознательности, что характеризуется в интересе к изучению устройств механических вещей, в поиске новых способов мышления, интересе к изучению новых вещей и идей, поиске различных креативных возможностей решения задач, стремлении к изучению

книг, игр, картин т.д. Следует отметить, что данная особенность гораздо ярче была выражена у студентов-девушек, нежели студентов-парней, что говорит о гендерных различиях в проявлении данного параметра.

Рассматривая такие особенности как сложность и склонность к риску, мы пришли к тому, что 70% из опрошенных студентов имеют низкий уровень проявления данной категории, 17 - средний, и только 13% - высокий, что характеризует их, как личностей, способных ориентироваться на познание сложных явлений, проявлять интерес к сложным вещам и идеям, ставить перед собой трудные задачи; изучать что-то без посторонней помощи; проявлять настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагать слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; проявлять интерес к сложным заданиям, отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставить перед собой высокие цели и пытаться их осуществить; допускать для себя возможность ошибок и провалов; любить изучать новые вещи или идеи и не поддаваться чужому мнению; принимать критику; рисковать.

Исследую непосредственно степень и уровень творческого потенциала личности, мы получили следующие данные: 46% испытуемых показали уровень развития творческого потенциала чуть ниже среднего, 21% - средний уровень развития, 13 % - низкий уровень развития, 8 % - уровень развития очень низкий, 9% - высокий уровень развития, и всего лишь 3% - очень высокий уровень развития, что говорит о способности мыслить критически, находить быстро и правильно решения для различных проблем, творчески оценивать ситуацию. Рассматривая возрастную и гендерную динамику в данном вопросе, следует отметить, что самые большие показатели уровня развития творческого потенциала показали студенты мужского пола младших курсов, тогда как студенты-девушки проявляли данную особенность ярко, обучаясь на средних курсах.

Диагностика уровня социальной креативности личности дала следующие показатели: 82% студентов проявили низкий уровень социальной креативности, 5% - очень низкий, 7% - средний, 5% -высокий, и только 1% - очень высокий уровень, что свидетельствует о высокой интеграции творческих возможностей человека и креативных способах решения задач в повседневную жизнь человека. В выявлении особенностей по данному личностному параметру, проявилась следующая половозрастная динамика: у студентов-юношей данная особенность возрастает к последнему курсу.

Стремление к значимости собственной личности у студентов возрастает к концу обучения в учебном заведении, причем проявляется лишь во внешней атрибутике. В стремлении к значимости заметны и

половые различия, так у юношей тенденция к значимости проявляется более сильно, чем у девушек. Это можно объяснить тем, что для студентов-юношей стремление к собственной значимости через творческие достижения является важнейшей детерминантой всей их жизнедеятельности. С ростом образования студенты начинают все более ценить свою индивидуальность, личностные особенности. В своем стремлении к творчеству студенты ориентированы и культивируют следующие ценности: терпение и трудолюбие, стремление достичь совершенства, творчество. Они часто любят рисковать, выполнять сложные задания и не боятся одиночества. Так вот ориентация на ценности творчества падает в 93% в период от 18 до 20 лет, а затем возрастает. Чувствительность к собственным мышлению и чувствам у 89% испытуемых развита на высоком уровне, они чувствительны к собственным мышления и чувствам, ценят юмор, умеют обобщать и доходить до сути, высказывают оригинальные идеи и интересные оценки. В данной категории различий на возрастном и гендер-ном уровне выявлено не было.

Творческая активность в познании и поведении проявляется в том, что студенты любят изобретать и придумывать, изучать что-то новое и фантазировать, проявлять инициативу, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. Нами было выявлено, что почти у всех студентов данная особенность развита на высоком уровне. Способность к самокритичности была выявлена у 76% студентов, у остальных 24% - данная способность либо была выражена на очень низком уровне, либо отсутствовала совсем.

Формирующий эксперимент данного исследования проводился в течении трех лет и подразумевал прохождение студентами психологического тренинга, состоящего из занятий по фототерапии. После завершения данного этапа исследования, нами был проведен повторный констатирующий

эксперимент, который предполагал диагностику испытуемых по заранее выбранным методикам. По результатам повторного диагностирования, нами была выявлена следующая динамика: особенности творческой личности в качестве воображения, сложности, склонности к риску и любознательности значительно выросли. Так, увеличился средний уровень по показателю любознательность и воображение. Склонность к риску стала проявляться у студентов чаще и в более разнообразной форме. Уровень творческого потенциала личности возрос в среднем на 30%. Уровень социальной креативности студентов вырос по показателям среди студентов-юношей всех курсов на 38% и среди девушек на 15%. Стремление к собственной значимости среди студентов изменилось по качественным характеристикам, что выражалось в выборе студентами приоритетов не внешних, а внутренних. Стремление к творчеству осталось на том же, высоком уровне. Чувствительность к собственным чувствам и мышлению у студентов выросла на 10 %. А также, после формирующего эксперимента, почти все студенты проявили способность к самокритичности, что улучшило показатель на 24 %.

Полученные данные свидетельствуют о том, что фототерапия действительно является эффективным средством развития творческого потенциала студентов, поскольку каждая из особенностей данного понятия показала качественные и количественные изменения в ходе эксперимента в лучшую сторону. Нам представляется, что использование в профессиональном образовании студентов психологического тренинга, заключающего в себе фототерапевтические занятия - проверенный практикой путь развития потенциальных способностей, становления характера исследователя; воспитания инициативы, ответственности, трудолюбия, потребности и навыков постоянного самообразования в будущем, что заключает в себе понятие творческого потенциала личности.

PHOTOTHERAPY AS DEVELOPMENT MEANS OF STUDENTS' CREATIVE ACTIVITY

© 2010 S.A.Sevenyuk, T.A.Parfenova Volga Region State Social-Humanitarian Academy

In the article the necessity to develop creative potential of a student in the course of vocational training is discussed. Such concepts, as «creative potential of the person», «creative activity», «creating», «phototherapy» are considered. Article focuses on necessity to introduce such form of student work as phototherapy training, its essence and characteristic features are described. Article shares the results of the empirical research held with students and the qualitative analysis obtained.

Key words: creative potential of the person, creative activity, phototherapy.

o

Svetlana Aleksandrovna Sevenyuk, Candidate of pedagogy, associate professor, Head of Department of pedagogy and psychology of the elementary training. E-mail: kafped@mail. ru Tatyana Aleksandrovna Parfenova, teaching assistant of Department of pedagogy and psychology of the elementary training. E-mail: parfenovasgpu@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.