Научная статья на тему 'Особенности социально ответственного поведения бизнес-структур в современной экономики'

Особенности социально ответственного поведения бизнес-структур в современной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫЕ КОНТРАКТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА / КОНТРАКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО / ИНТЕРЕС / STATE-PRIVATE CONTRACTS / SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS / INSTITUTIONAL DESIGN / SOCIAL SPHERE / PUBLIC BENEFIT / INTEREST / CONTRACT RELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черниловский Сергей Константинович

В статье выявлено, что государственно-частные контракты выступают формой разрешения обостряющихся на отдельных фазах цикла противоречий между кредитными организациями, ориентированными на максимизацию индивидуальной полезности, и государством, ориентированным на максимизацию социальной полезности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Socially Responsible Behavior of Business Structures in Modern Economy

In article it is revealed that state-private contracts act as a form of permission becoming aggravated on separate phases of a cycle of contradictions between the credit organizations focused on maximizing individual utility, and the state focused on maximizing social utility.

Текст научной работы на тему «Особенности социально ответственного поведения бизнес-структур в современной экономики»

Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 2

Экономика

УДК 338

Особенности социально ответственного поведения бизнес-структур

в современной экономики

Черниловский С.К.

Соискатель кафедры экономической теории

Казанского национального исследовательского технического

университета им. А.Н. Туполева - КАИ

В статье выявлено, что государственно-частные контракты выступают формой разрешения обостряющихся на отдельных фазах цикла противоречий между кредитными организациями, ориентированными на максимизацию индивидуальной полезности, и государством, ориентированным на максимизацию социальной полезности.

Ключевые слова: государственно-частные контракты, социальная ответственность бизнеса, контрактные отношения, институциональное проектирование, социальная сфера, общественное благо, интерес.

Структурная трансформация российского общества, обеспечившая формирование институционального контура экономики, предопределила изменение роли государства в регулировании социальной сферы и механизме воспроизводства общественных благ, что нашло отражение в разнонаправленности динамики социальных индикаторов. С одной стороны, в постреформенный период наблюдается процесс товарного наполнения потребительского рынка, осуществляется реформа пенсионного, медицинского и социального страхования, отечественный рынок образовательных услуг становится частью глобального образовательного пространства, с другой стороны, увеличивается доля платных услуг, остается низким уровень жилищной обеспеченности граждан, незначительные темпы роста реальных доходов населения выступают препятствием для превращения потребительских расходов в источник эффективного спроса. Решение проблемы взаимодействия индивидуальных, групповых и общественных интересов, несводимость последних к индивидуальным предпочтениям в рамках неоклассической традиции предполагают необходимость разработки качественно нового теоретико-методологического подхода к содержанию социальной компоненты рынка банковских услуг.

В условиях ухудшения макроэкономических показателей развития экономики со стороны государ-

ства активизируется поиск ренты, т.е. деятельность, направленная на достижение или сохранение определенных экономических выгод путем использования политических институтов. Это выражается в деятельности органов государства и местного самоуправления, которые максимизируют собственную полезность, используя парадокс голосования, лоббизм, логроллинг, предложение привилегий (части рентных доходов). В свою очередь, кризисные явления вынуждают банковские организации оптимизировать издержки, что находит отражение в сокращении финансирования социальных и экологических программ, уменьшении инвестиций в человеческий капитал компании. Контракт между государством и банковскими организациями может рассматриваться как форма обмена привилегий на лояльность, как механизм интернализации отрицательных экстерналий, сопровождающих деятельность органов власти.

Эволюционные и революционные изменения в характере контрактных отношений ведут к постепенной трансформации действующих (включение новых норм в действующее законодательство, например, повышение минимального размера уставного капитала банковских организаций), создание новых (создание ГК «Агентство по страхованию вкладов» в январе 2004 г. на основании Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской

94

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 2

Экономика

Федерации»), адаптация импортных институтов (включение в перечень небанковских услуг, оказываемых кредитными организациями, консультаций относительно планирования бюджета домохозяйства; публикация социальной отчетности).

Основной функцией государства, определяющей содержание системы государственного воздействия на рыночную экономику с целью нейтрализации ее провалов и производства благ, обладающих социальной полезностью, выступает функция регулирования доступа к редким ресурсам с помощью установления и защиты прав собственности, а также доступа к потенциальным контрагентам, к участию в системе контрактных отношений. Вовлеченность государства в контроль входа делает искажения структуры взаимодействий чрезвычайно устойчивыми, поскольку в отличие от предприятий государство защищено от угрозы банкротства. Функция контроля доступа реализуется в рамках ограниченного поля взаимодействия, которое имеет институциональную, пространственную и экономическую природу. Ограничения институционального характера представлены совокупностью формальных правил, неформальных ограничений, а также формальных и неформальных санкций, обеспечивающих их выполнение. К ограничениям институционального характера относятся информационная асимметрия и запретительно высокие издержки мониторинга деятельности государственных органов для принципалов. Ограничения пространственного характера связаны с формированием экономического пространства территории, или фрактальной, неоднородной, устойчивой, самоорганизующейся совокупности контрактных отношений, агентами которых выступают территориально обособленные субъекты (органы государственной власти, предпринимательские организации, местное сообщество), реализующие в трехмерном измерении (экономическое время, трансакции, конкуренция) ограниченную во времени динамическую последовательность контрактов, в целях достижения собственных экономических интересов, что в условиях конкурентной борьбы и сетевого взаимодействия с внешней по отношению к данному пространству приобретает результирующую форму совокупного экономического процесса. Ограничения экономического характера предполагают наличие значительных издержек входа в субъектный состав территориально локализованных трансакций и выхода из него - лицензионные платежи, регистрационные сборы, экспортно-импортные пошлины, ограничения, налагаемые на репатриацию прибыли фирм-экспортеров; система прописки и выездных (въездных) виз для граждан; издержки поддержания субъектного состава - членские взносы, размер уставного капитала. Все это дока-

зывает необходимость развития институтов социальной ответственности банковских организаций, использование которых ограничивает рентоориентированное поведение государства и субъектов предпринимательского сообщества, обеспечивая разрешение противоречия интересов и противоречия между социальной и индивидуальной полезностью благ при данном уровне экономических отношений и на данном временном интервале.

Анализ потребностей, которые удовлетворяют банковские услуги, позволил выделить две группы. Первую группу составляет совокупность компенсаторных, мериторных и регулятивных потребностей, вторую группу составляет совокупность компенсаторных, мериторных, регулятивных и базовых потребностей. Подобная классификация позволила в составе кредитных организаций выделить две группы. Первая группа ориентирована на производство экономической ценности, удовлетворение потребностей первой группы, и блага, производимые ими, содержат индивидуальную полезность. Вторая группа ориентирована на производство экономической и социальной ценности, удовлетворение потребностей второй группы, что отражается в их социально ответственном поведении. При этом генерация социальной ценности свойственно почти исключительно крупным финансово устойчивым и прибыльным кредитным организациям, ориентированным на длительное пребывание на рынке, либо некоммерческие организации. Блага, производимые ими, содержат индивидуальную и социальную полезность. Наличие двух групп потребностей побуждает государство наделять определенные блага социальной полезностью и создавать условия для их воспроизводства (институциональная среда, способствующая формированию и реализации социально ответственного поведения). Спрос на блага, содержащие социальную полезность, зависит от ряда неценовых факторов, среди которых - уровень социальноэкономического развития, демографические, социально-культурные характеристики потребителей, зрелость институционального контура рынка банковских услуг и др. При этом следует разграничивать потребителей банковских услуг как смешанного блага - физических и юридических лиц, административно-территориальных образований в лице органов власти, а также получателей позитивных экстерналий смешанных благ - общество, физические и юридические лица. Таким образом, целевой установкой институционального проектирования деятельности кредитных организаций должно стать стимулирование бизнеса к созданию как экономической, так и социальной ценности.

95

Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 2

Экономика

Литература:

1. Социальный капитал и социальное расслоение в современной России / Под ред. Дж.Л. Шектер. -М.: Альпина-Паблишер, 2003. - 384 с.

2. Туркин С. Как выгодно быть добрым: Сделайте свой бизнес социально ответственным. - М. Альбина Бизнес Букс, 2007. - 381 с.

3. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. - М.: ТЕИС, 2002. - 457 с.

Features of Socially Responsible Behavior of Business Structures in Modern Economy

S. Chernilovskiya

Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev

In article it is revealed that state-private contracts act as a form ofpermission becoming aggravated on separate phases of a cycle of contradictions between the credit organizations focused on maximizing individual utility, and the state focused on maximizing social utility.

Key words: state-private contracts, social responsibility of business, contract relations, institutional design, social sphere, public benefit, interest.

96

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.