Научная статья на тему 'Кругооборот опекаемых благ в пофазной динамике воспроизводства'

Кругооборот опекаемых благ в пофазной динамике воспроизводства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕКАЕМЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА / НЕСВОДИМЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ИНСТРУМЕНТЫ МАТЕРИАЛЬНОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА. / MERIT GOODS / PUBLIC GOODS / PUBLIC INTEREST / MECHANISM OF STATE INTERVENTION INTO MERIT GOODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котельников А. А.

В статье раскрывается специфика кругооборота опекаемых благ в пофазной динамике воспроизводства. Выявлены особенности деятельности государства, направленной на реализацию социального интереса. Определены наиболее наиболее эффективные инструменты материального вмешательства государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIRCULATION OF MERIT GOODS IN PHASE-BY-PHASE DYNAMICS OF REPRODUCTION

The article deals with circulation of merit goods in phase-by-phase dynamics of reproduction. The author reveals characteristic features of state intervention aimed at protecting public interests. The most effective tools of state intervention in merit goods are given in the article.

Текст научной работы на тему «Кругооборот опекаемых благ в пофазной динамике воспроизводства»

бюрократия завершила многолетний процесс освобождения от всякого внешнего контроля - единственный процесс, который осуществлялся на протяжении всех реформ неуклонно и постоянно и который должен быть признан поэтому в качестве их основного содержания.

Пока же правящая бюрократия празднует победу: крупный бизнес возможен только под ее контролем, а место коммерческой олигархии прежних времен прочно заняла силовая олигархия. Есть негласный «закон», в соответствии с которым власть всегда выше закона, какие бы ни были провозглашены традиции, риторика и нормативные уложения в том или ином государстве. Именно отсюда проистекают издержки и искажения государственного управления, ибо властно-политичес-

кие решения приобретают особенности, связанные с личными характеристиками лидера или правящей группировки. Бюрократия страны имеет сегодня карт-бланш, практически полную свободу рук, но в силу своего социального генотипа, характера обучения и общей охранительной направленности в принципе не способна к столь необходимой сегодня модернизации общества.

1. Делягин М. Бизнес, власть, общество: три сосны российской интеллигенции. иР1_: http://www.intelros.ru/.

2. Любинин Д.А. Институциональные основы формирования взаимоотношений государства и бизнеса. М., 2007.

3. Смотрицкая И.И. Развитие рынка государственных заказов: институты и механизмы. М., 2007.

удк 330.12 а.А. Котельников

КРУГООБОРОТ ОПЕКАЕМЫХ БЛАГ В ПОФАЗНОЙ ДИНАМИКЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА

В статье раскрывается специфика кругооборота опекаемых благ в пофазной динамике воспроизводства. Выявлены особенности деятельности государства, направленной на реализацию социального интереса. Определены наиболее эффективные инструменты мериторного вмешательства государства.

Ключевые слова: опекаемые общественные блага, несводимые общественные интересы, инструменты мериторного вмешательства государства.

А.А. Ко(еШкоу

CIRCULATION OF MERIT GOODS IN PHASE-BY-PHASE DYNAMICS OF REPRODUCTION

The article deals with circulation of merit goods in phase-by-phase dynamics of reproduction. The author reveals characteristic features of state intervention aimed at protecting public interests. The most effective tools of state intervention in merit goods are given in the article.

The key words: merit goods, public goods, public interest, mechanism of state intervention into merit goods.

В современной экономике государство не просто синтезирует индивидуальные потребности своих граждан, но и выступает как носитель несводимых общественных интересов, в частности в области предоставления опекаемых общественных благ, которые способствуют достижению социального интереса [4, с. 306]. Наличие несводимых общественных интересов и несводимых потребностей позволяет разделить блага на обладающие индивидуальной или общественной полезностью. Блага, обладающие общественной (социальной) полезностью, предназначены для удовлетворения несводимых интересов общества как такового. Роль государства, реализующего социальный интерес, состоит в том, чтобы вменять (улавливать, продуцировать) меняющиеся социальные свойства благ, определяя ход их эволюции и перемещение из одной базовой группы в другую [3, с. 139 - 153].

Теоретический анализ процесса достижения социального интереса исходит из постулатов социальной полезности, социальной мотивации и социального иммунитета. В современных исследованиях предпринимаются попытки разрешения «парадокса публичных благ»: с одной стороны, общественные бпага обладают

нулевой общественной ценностью (поскольку для каждого индивида они имеют нулевую полезность), но, с другой стороны, публичные блага как объект государственной активности (опеки) должны обладать ненулевой общественной ценностью [2, с. 139 - 150].

В структуре общественных благ опекаемые блага занимают особое место. Государство не только инициирует и обеспечивает их производство, но и формирует оптимальный с точки зрения общественного благосостояния спрос на них. Спецификой потребности в опекаемых благах является явное или неявное нежелание (невозможность) потреблять их. В случае снижения дохода потребители отказываются от их приобретения, что ухудшает в общенациональном масштабе уровень и качество жизни. На общественные бпага распространяются общие правила обмена, учитывающие результаты голосования экономических агентов по поводу их использования и распределения [1, с. 243 - 249].

Государство, как правило, обеспечивает и финансирует производство опекаемых благ, создавая благоприятные условия для их производителей. Наряду с этим возможен запрет производства и продажи нежелательного блага.

Наиболее действенными мерами поддержки производства опекаемых благ являются государственное финансирование, дотации, налоговые льготы, софинан-сирование обязательств местных бюджетов, целевые трансферты, налоговые льготы спонсорам и благотворителям, гранты некоммерческим организациям, маркированные налоги, проектное и сметное финансирование [2].

В случае запрета производства и продажи нежелательного блага ущерб несут все стороны. Потребители теряют в полезности, так как не могут купить товар, нужный им, но не являющийся желательным с точки зрения общественного благосостояния, и удовлетворить свои насущные нужды в нем. Производители вынуждены удовлетворяться более низкими доходами, производя опекаемые блага на условиях и в объемах, устанавливаемых государством, так как им не дают заработать более высокие доходы, производя нежелательные блага.

Существует несколько типов запретов на производство нежелательных благ. При абсолютном запрете производство блага объявляется вне закона. Частичный запрет реализуется в виде рационирования, когда государство запрещает потребление, превышающее установленный законом уровень. Как правило, рационирование причиняет ущерб потребителям и снижает уровень жизни. Рационирование законодательно ограничивает верхний уровень потребления некоторых товаров, при этом искажая структуру потребительских расходов. Товары, продаваемые свободно или с меньшими ограничениями, занимают бульшую долю в структуре потребления, тогда как потребители предпочли бы тратить больше денег на то, что продается по карточкам. Карточки образуют новую разновидность квазиденег тогда как функции настоящих денег сжимаются.

В ряде случаев вместо введения абсолютного запрета на производство, правительство может запретить производство и продажу некоей продукции всем, кроме определенных фирм. Эти фирмы получают от правительства право заниматься соответствующим производством, и этот тип запрета выступает как предоставление особой привилегии. Если привилегия даруется одному человеку или фирме, это монопольная привилегия, если нескольким - это квазимонополия, или олигополия [6, р. 3 - 21 ]. Эта привилегия выгодна монополисту или квазимонополисту, потому что его конкуренты насильственным образом (посредством создания государством непреодолимых барьеров) не допускаются в эту область производства. В свою очередь, отстраненные от производства фирмы терпят ущерб и вынуждены работать в менее доходных и выгодных отраслях. Страдают и потребители, потому что список поставщиков нужных им товаров оказывается резко суженным.

С помощью лицензий правительство целенаправленно ограничивает приток трудовых ресурсов и фирм в лицензируемую профессию или отрасль. Право работать получают только те, кто соответствует требованиям, для всех остальных вход на отраслевой или профессиональный рынок оказывается закрытым. Крупные лицензионные сборы являются серьезным препятствием для тех, кто не располагает достаточным начальным капиталом. В некоторых странах количество лицензий, разрешающих торговлю или предоставление услуг, ограничено. Такая ситуация допускает от-

чуждение, так что новая фирма может попасть на рынок, только купив лицензию у фирмы, стремящейся выйти из бизнеса. Это ведет к неэффективности и ограничению способности адаптироваться к меняющимся запросам потребителей. Рынок лицензионных прав демонстрирует барьеры, препятствующие доступу к рынку или профессии. От лица правительства вопросами предоставления лицензий почти всегда занимаются специалисты или представители лицензируемой отрасли.

В связи с обязанностью правительства «защищать» потребителей и гарантировать поставки товаров высокого качества используются инструменты обеспечения стандартов качества. Вместе с тем следует отметить, что качество - объективно-субъективное понятие, и потребители самостоятельно способны оценивать товары по качеству. Потребители принимают решения в соответствии со своими вкусами, предпочтениями и ценой, которую они готовы заплатить за данную услугу. Например, правительство, запрещая медицинскую практику тем, кто не отвечает установленным требованиям, ограничивает возможности потребителей, которые предпочли бы купить более дешевые услуги. Таким образом, правительство защищает «квалифицированных», но менее привлекательных по соотношению «цена - качество» медиков от конкуренции извне и повышает цены на услуги, предоставляемые врачами, допущенными к практике. Потребители лишаются права обратиться к менее квалифицированным, но более дешевым врачам для лечения несущественных заболеваний, не имеют возможности обращаться к врачам, использующим методы лечения, не одобряемые признанными государством медицинскими школами. Достойное качество медицинского обслуживания - это сфера производства благ, опекаемых государством.

В некоторых случаях стандарты качества приносят значительный вред. Государство задает параметры спецификации продукции, и производителям приходится им соответствовать. Теоретически эта мера рассматривается как защита от фальсификации, но на практике это может проявиться как барьер на пути улучшений: если правительство определяет нормативные требования к продукции, оно тем самым запрещает изменения. На осуществление изменений в нормативных требованиях может потребоваться много времени. При негарантированном успехе технологические усовершенствования искусственно блокируются.

Еще одной распространенной разновидностью стандартов качества являются так называемые правила безопасности, определяющие детальные требования к продукции и устанавливающие санкции за отступление от них.

Производство опекаемых бпаг инициируется государством как в форме государственного заказа или предоставления привилегий производителям, так и в форме прямого запрета производства нежелательных видов благ или запрещения деятельности отдельных фирм.

Вмешательство государства в процесс распределения и обмена опекаемых общественных благ может проявляться как запрет продажи нежелательного товара или запрет продажи его по цене ниже/выше установленного уровня. Наиболее часто используются регулирование цен, определяющее условия обмена, и регулирование производства, направленное на товар

или производителя. Регулирование цен сказывается на производстве, а регулирование производства - на ценах, но два этих вида регулирования имеют разные последствия.

Государство может ограничить либо минимальную, либо максимальную цену: товар не должен продаваться по ценам ниже первой и выше второй. Оно может заставить продавать товар по фиксированной цене. При любом варианте регулирование цен может быть либо эффективным, либо неэффективным. Оно будет неэффективным, если не будет оказывать текущего влияния на рыночные цены. Регулирование цен может быть и эффективным, если будет изменять цену по сравнению с ценой, которая сложилась бы на свободном рынке.

Специфика опекаемых благ в том, что ни при каких условиях они не являются дефицитными. Государство не только устанавливает рекомендуемый уровень потребления, но и обеспечивает его. Один из инструментов государственного распределения опекаемых благ является карточная система, те. система снабжения населения товарами народного потребления в условиях дефицита. Карточки (талоны) устанавливают определенные нормы потребления товаров на человека в месяц, поэтому такая система называется также нормированным распределением.

Причиной возникновения талонной системы был дефицит некоторых товаров широкого потребления. Первоначально талоны внедрялись как элемент системы мотивации. Отличившемуся сотруднику выдавался талон на приобретение дефицитного товара. Без талона купить данный товар было трудно, продажа по талону проводилась, как правило, со специализированного склада. Впоследствии талоны были внедрены на многие продукты питания и некоторые иные товары в целях обеспечения населения минимально гарантированным набором товаров. Спрос должен был снизиться, так как без талона соответствующие товары в государственной сети торговли не продавали. На практике иногда не удавалось использовать талоны, если соответствующих товаров в магазинах не было.

Скрытой формой карточной (талонной) системы можно считать существование так называемых «столов заказов», где жители, имеющие соответствующую прописку и приписанные к данному столу заказов, могли с определенной периодичностью и в ограниченном количестве приобретать определенные товары, отсутствующие в свободной продаже.

В условиях рыночной экономики выпускаются талоны на товары первой необходимости для социально незащищенных слоев населения; товары по талонам выдаются либо бесплатно, либо по льготным ценам. Продуктовая карточка как инструмент социальной поддержки представляет собой электронную карточку, ежемесячно пополняемую государством из бюджетных средств.

Искусственный дефицит нежелательных благ в конкретных секторах может ощущаться значительно, поскольку производственные мощности и другие факторы производства будут переключены на производство и продажу желательной продукции. Искусственно высокая цена «обычных» благ привлекает дополнительные производственные ресурсы, но одновременно отпугивает покупателей. В случае избирательного регулирования цен ресурсы будут уходить из других отраслей, где они приносят больше пользы своим владельцам и потребителям,

и концентрироваться в отраслях, в которых это лишь усугубит перепроизводство и убытки.

Предприниматели в своей деятельности ориентируются на определенные рыночные критерии - цены, процентные ставки и пр. Искажение этих критериев в результате государственного вмешательства нарушает адаптацию, ведет к убыткам и неверному (относительно удовлетворения желаний потребителей) распределению производственных ресурсов. Таким образом, распределение и обмен опекаемых благ происходит не по рыночным законам, а несет в себе элементы централизованного распределения.

Государство может воздействовать на процесс потребления опекаемых благ посредством установления социальных цен на лекарства, музеи, культурные блага, осуществления адресных натуральных дотаций, вменения обязательности потребления (документы, вакцинация), предоставления образовательных кредитов, введения возвратной платы за образование и налоговых вычетов на образование и лечение.

Производство ряда общественно значимых товаров в целях обеспечения удовлетворения потребности в них в объемах, рекомендуемых государством, напрямую направлено на повышение уровня жизни населения. Например, поддержка многодетных семей, предоставление им возможности бесплатно посещать культурноразвлекательные мероприятия, театры, музеи, выставки частично способствует нивелированию уровня жизни бездетных, малодетных и многодетных семей.

Разновидностью опекаемого блага могут выступать страховые услуги. Российское население крайне неохотно идет на страхование своей жизни, имущества, жилища. Государство, издавая соответствующие указы, может заставить население оформить страховой полис, тем самым снижая уровень неопределенности и риска в экономике.

Государство обеспечивает деятельность «предприятий общественного пользования» (public utilities). В частности, государство должно давать разрешение на использование принадлежащих ему улиц «предприятиям общественного пользования», предоставление услуг которыми во многих случаях (водоснабжение, электроснабжение) предполагает использование улиц. В некоторых случаях регулирование предприятий общественного пользования снижает стимулы к инвестированию и лишает потребителей такого удовлетворения потребностей, которое им кажется необходимым. Гарантированный уровень доходности предприятий общественного пользования изолирует их от свободной игры рыночных сил и ложится на потребителей дополнительным бременем.

Таким образом, воспроизводство опекаемых благ отличается специфичностью. Государство берет на себя бремя по обеспечению необходимого (общественно значимого) уровня удовлетворенности потребностей в опекаемых благах, в некоторых случаях искусственно формирует насущную потребность в них (например, вакцинация и диспансеризация). В арсенале государства имеется совокупность инструментов, с помощью которых оно может как стимулировать, так и ограничивать спрос на опекаемые или нежелательные блага. Это могут быть прямые бюджетные ассигнования, налоговые льготы или акцизы производителям товаров и услуг. Выбор оптимальных способов поддержки потре-

бителей может идти через ценовые субвенции производителям и денежные компенсации к личным доходам потребителей.

На стадии производства опекаемых благ государство предоставляет субсидии и дотации предприятиям, производящим опекаемые блага, в исключительных случаях государство берет на себя организацию производства тех благ, которые в силу их низкой прибыльности не желают производить предприниматели.

На стадии распределения государство может стимулировать спрос, устанавливая социальное равенство в доступе к опекаемым благам.

На стадии обмена значение имеют назначаемые и централизованно контролируемые цены, установление институциональных рамок контрактных отношений субъектов, задействованных в производстве опекаемых благ.

На стадии потребления принципиальное значение имеет формирование устойчивой потребности в приобретении опекаемых благ посредством изготовления государственной социальной рекламы и других мер.

1. Безуглова М.Б., Коваленко М.В., Войлошников М.В. Методология анализа рынка гражданских судов // Регион: экономика и социология. 2007. № 3.

2. Рубинштейн А.Я. К теории рынков опекаемых благ // Общественные науки и современность. 2009. № 2.

3. Рубинштейн А.Я. Опекаемые блага и их место в экономической теории // Общественные науки и современность. 2009. № 1.

4. Рубинштейн А.Я. Экономика общественных преференций. СПб., 2008.

5. StiglerG.J. Theory of oligopoly // Journal of political economy. 1964. Vol. 2. №. 1.

удк ззо.з a.B. Фролова

ГОСУДАРСТВО И БИЗНЕС: ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

В статье рассматриваются возможность и необходимость перехода к масштабному применению партнерских форм управления в российской экономике.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, сотрудничество государства и бизнеса.

A.V. Frolova

STATE AND BUSINESS: FORMS OF COOPERATION

The article deals with possibility and necessity of transition to widespread use of partnership forms of governance in Russian economy.

The key words: public-private partnership, the cooperation of state and business.

В настоящее время выделяются следующие виды партнерств (ранжированные по степени участия частного сектора в реализации прав собственности): поставка продукции для государственных нужд, гражданские контракты на выполнение работ и оказание общественных услуг; контракты технической помощи; субконтракты; контракты на управление; лизинг; концессии и партнерства типа «строительство - управление - передача» (СУП); партнерства типа «строительство - управление - владение» (СУВ); совместные предприятия, создаваемые государством в доле с частным капиталом1. Первые пять видов партнерств представляют собой в той или иной форме контрактную систему, 6 и 7 -концессионную. Совместные предприятия имеют множество типов в зависимости от степени участия государства, организационных форм и т.д.

Государственное контрактирование выступает как качественно определенная форма реализации государственного заказа на производство и поставки товаров (услуг) для государственных нужд. Форма взаимодействия государства и предпринимательства как

1 Схемы партнерств типа СУП или СУВ являются базо-вы-ми. Иногда они претерпевают изменения типа СВЭП -«строительство - владение - эксплуатация - передача», ПСФЭ - «проектирование - строительство - финансирование - эксплуатация» и т.п., не меняющие, однако, их сути.

система хозяйственно-договорных отношений по поводу производства и поставки товаров и услуг предпринимательским сектором экономики для государственных и муниципальных нужд носит последовательный рыночный конкурентный характер. Государственный контракт является мощным средством реализации государством своих функций посредством эффективного подключения к этому процессу частнопредпринимательского сектора экономики. В современном понимании хозяйственное партнерство государства и частного сектора - ПГЧС (public-private partnership) - это институциональный и организационный альянс между государством и частным бизнесом в целях реализации масштабных, национальных и международных, общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности - от развития стратегически важных отраслей промышленности и НИОКР до обеспечения общественных услуг

Государственные контракты на закупку и поставку продукции для государственных нужд - это всегда возмездные, обязательные (для государственного заказчика, разместившего заказ, принятый поставщиком или исполнителем), взаимосогласованные и основные договоры. Контракт является основным документом, определяющим права и обязанности сторон по поставке всех видов продукции для федеральных, государственных нужд. Типовые разделы и статьи контракта включа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.