удк 330.12 A.A. Котельников
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ВОСПРОИЗВОДСТВА ОПЕКАЕМЫХ БЛАГ
В статье раскрываются направления государственной поддержки воспроизводства опекаемых благ. Оценивается эффективность деятельности российского государства в процессе удовлетворения общественной потребности в опекаемых благах, получения социальной полезности и достижения социального эффекта, повышения уровня общественного благосостояния.
Ключевые слова: опекаемые (мериторные, достойные) блага, социальная полезность, социальный эффект, мериторное вмешательство государства.
A.A. Kotelnikov
THE STATE SUPPORT OF REPRODUCTION OF THE MERIT GOODS
In article directions of the state support of reproduction of the merit goods reveal. Efficiency of activity of the Russian state in the course of satisfaction of public requirement for the merit goods, receptions of social utility and achievement of social effect, increase of level of public welfare is estimated.
The key words: merit goods, social utility and social effect, state intervention.
Традиционно в качестве опекаемых (мериторных, достойных) благ рассматриваются образование, музеи и учреждения культуры, здоровый образ жизни, защита интересов меньшинств, охрана растительного и животного мира, профилактические прививки и осмотры, космические исследования. Производство и распределение опекаемых благ целиком ложится на государство в силу их неприбыльности и высокой затратности. Государство заинтересовано в определенном объеме спроса на эти блага в целях поддержания уровня общественного благосостояния. Спрос на опекаемые блага со стороны населения неоднозначен. С одной стороны, граждане стремятся получать выгоды от использования опекаемых благ, с другой стороны, основная масса населения не хочет принимать участие в их производстве и в случае снижения доходов в первую очередь снижает объемы их потребления. Поэтому все ситуации мериторного вмешательства связаны исключительно со специфическими мотивами государства, несводимыми к предпочтениям отдельных индивидуумов, направлены на получение социальной полезности.
Принципиальные особенности государства (уникальный характер потребностей (несводимость), специфика формирования доходов (сбор налогов), мотивация расходования бюджетных средств в обмен на социальную полезность) требуют разработки адекватного механизма его рыночного поведения. В современных условиях, когда государство с его мощными и систематическими интервенциями прочно встроено в воспроизводственный процесс любой развитой рыночной экономики, открываются новые направления государственного вмешательства в экономику
Главным в рыночной деятельности государства является обмен его налоговых доходов на соответствующие социальные полезности. Рациональность поведения государства при обмене принадлежащих ему средств на социальную полезность оценивается в соответствии со следующими принципами: необходимость государственного регулирования использования факторов производства (принцип Поланьи); целесообразность государственной поддержки социальной сферы
(принцип Баумоля); использование максимально эффективных способов и процедур распределения средств, находящихся в собственности государства (принцип демократического прагматизма). Если эти принципы соблюдаются, т.е. поведение государства рационально, затраты на удовлетворение несводимых потребностей общества обеспечивают социальный и экономический прогресс. Только в результате реализации указанных принципов возникает специфический социальный эффект, который при взаимодействии с адекватной институциональной средой способствует возрастанию национального богатства.
В широком спектре стратегических целей развития России заявлено удовлетворение общественных потребностей в опекаемых благах: улучшение здоровья и формирование здорового образа жизни; обеспечение эффективного функционирования системы социального страхования, социальных гарантий и социальной защиты; повышение эффективности государственного управления (комплексное внедрение информационных технологий в сферу государственного управления, позволяющее преодолевать ведомственную информационную разобщенность и обеспечивать согласованное и последовательное выполнение ведомствами соответствующих проектов); удовлетворение потребностей граждан в образовании; развитие научного, технического и технологического потенциала и развитие национальной инновационной системы; развитие потенциала международных связей. Таким образом, производство и распределение опекаемых благ в области здравоохранения, культуры и образования органично встроено в систему стратегических целей развития нашей страны.
Российское правительство реализует стратегическую деятельность по обеспечению населения опекаемыми благами в общественно необходимых размерах, тактическую деятельность осуществляют конкретные Министерства и ведомства. Так, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации координирует и контролирует деятельность находящихся в его ведении Федеральной службы по над-
зору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального медико-биологического агентства. Министерство также осуществляет координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Например, в области социального страхования в 2010 - 2011 гг. будет продолжено формирование современной и эффективной системы обязательного социального страхования работающих граждан. На стадии подготовки находятся законопроекты, определяющие правовой статус государственных внебюджетных фондов. Предполагается реализация решений по усилению взаимосвязи между размерами страховых взносов на обязательное социальное страхование и страховых выплат, по разграничению обязательств и источников финансирования системы обязательного социального страхования работников и системы государственного социального обеспечения граждан, по совершенствованию обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с учетом профессиональных рисков.
В области здравоохранения деятельность государства направлена на повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, достижение санитарно-эпидемиологического благополучия. Для достижения данной цели необходимо решение следующих тактических задач: повышение эффективности функционирования системы здравоохранения; повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи; улучшение состояния здоровья детей и матерей; обеспечение эффективными, качественными и безопасными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения; предупреждение болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний. Плановое число больных, получающих высокотехнологичную медицинскую помощь, должно возрасти с 175 в 2007 г. до 281 тыс. чел. в 2012 г. [1, с. 6].
Реализация комплекса мероприятий должна обеспечить рост ожидаемой продолжительности жизни при рождении от 68,3 года в 2009 г. до 69,0 года в 2012 г.; объема амбулаторно-поликлинической помощи (на 1 000 человек) от 9 600 до 10 000 посещений соответственно; сокращение объема стационарной помощи (число койко-дней) с 2 800 до 2 500 соответственно; увеличение объема помощи в дневных стационарах с 457,8 до 474,0 дней лечения на 1 000 человек соответственно [1, с. 4].
Распространение здорового образа жизни будет сопровождаться увеличением числа обращений к врачам с профилактической целью: в 2007 г. - 31 посещение на 1000 человек, в 2012 г - 40 посещений. Профилактические прививки и осмотры будут способствовать снижению уровня заболеваемости, в частности, будут приняты меры по снижению уровня заболеваемости активным туберкулезом с 83,3 в 2007 г до 82 заболевших на 100 тыс. человек в 2012 г, целевое значение установлено на уровне 65 [1, с. 6].
Особое место в процессе модернизации отечественного здравоохранения отводится совершенствованию системы обязательного медицинского страхования. В перспективе произойдет рост доли финансирования здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования (от общих расходов на медицинскую помощь) с 45% в 2007 г до 69% в 2012 г., при целевом значении 70%. Предполагается определение пакета государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, постепенное включение в него обеспечения лекарственными средствами отдельных категорий граждан по списку лекарственных средств и в соответствии с медико-экономическими стандартами. Подушевой норматив финансирования Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации должен возрасти с 4 в 2007 г до 7,6 в 2012 г., при целевом значении - 15,0 тыс. руб. на 1 человека в год [1, с. 5 - 6].
Планируется поэтапный переход с 2010 г. к системе медицинского страхования лекарственного обеспечения всех граждан России на основе гарантированного федерального минимума. Уровень удовлетворенности спроса на лекарственные средства отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг по рецептам, предъявленными гражданами в аптечные учреждения, должен возрасти с 95 до 98% в 2007 и 2012 гг соответственно, при целевом значении 99% [1, с. 7 - 8].
Особое значение придается деятельности в области предупреждения болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний. В частности, намечены комплексные профилактические мероприятия по снижению уровня заболеваемости неинфекционными болезнями на основе динамического наблюдения за состоянием здоровья населения и факторами среды обитания, по снижению заболеваемости инфекционными болезнями, по обеспечению государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением санитарного законодательства, по обеспечению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации; а также надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей; контроль соблюдения правил продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг; медико-санитарные мероприятия, направленные на спасение жизни, сохранение здоровья населения при авариях, катастрофах и других чрезвычайных ситуациях; работа по гигиеническому воспитанию и обучению граждан, включая профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения и т.д.
В аспекте предупреждения болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний предполагается следующее:
- снижение заболеваемости синдромом зависимости от алкоголя и алкогольными психозами с 123,0 в 2007 г до 103,0 в 2012 г. (при целевом значении 120,0)
♦
♦
больных с впервые в жизни установленным диагнозом на 100 тыс. населения;
- снижение заболеваемости синдромом зависимости от наркотических веществ с 20,8 в 2007 г. до 18,5 в 2012 г (при целевом значении 12) больных с впервые в жизни установленным диагнозом на 100 тыс. населения;
- снижение заболеваемости острым гепатитом В с 5,3 в 2007 г до 2,6 в 2012 г. (при целевом значении 2,0) случаев на 100 тыс. населения и т.д [1, с. 8 - 9].
Усилия будут направлены на снижение удельного веса объектов, относящихся к III группе санэпидблагопо-лучия по отношению к общему количеству, с 13,5 в 2007 г до 11,1 в 2012 г, при целевом значении 1% [1, с. 9].
Возрастет количество обследований, направленных на обеспечение санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (предупреждение завоза и распространения особо опасных и других инфекционных заболеваний, а также потенциально опасных для населения товаров и грузов) с 1,0 в 2007 г. до 2,3 в 2012 г., при целевом значении - 2,3 млн обследований [1, с. 9 - 10].
В рамках стратегического развития научного, технического и технологического потенциала и развития национальной инновационной системы Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное медикобиологическое агентство, Российская академия медицинских наук решают следующие задачи:
- создание условий для развития фундаментальных научных исследований в области медико-биологических наук, профилактической и клинической медицины, внедрение их результатов в практику;
- создание условий для развития прикладных научных исследований в области профилактической и клинической медицины и социально-трудовой сферы, внедрение их результатов в практику.
В целях развития потенциала международных связей решаются задачи интеграции России в мировое социальное пространство, активного участия России в международных организациях (МОТ, ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНФПА, МАСО, МАИТ МАИР ЮНЭЙДС, Совет Европы, Европейский Союз, ОЭСР Глобальный фонд по борьбе со СПИД, туберкулезом и малярией и др.); обеспечиваются подготовка и выполнение межправительственных соглашений, в том числе государств-участни-ков СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП, Союзного государства, в области здравоохранения, социальной защиты, труда и занятости, повышения качества и уровня жизни населения, продвижения интересов России в процессе разработки международных пактов, конвенций, хартий, деклараций.
Выполнению задач, поставленных в области обеспечения населения необходимым количеством опекаемых благ, могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в обществе социально-экономических проблем:
- макроэкономические риски (возможность ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижение тем-
пов роста экономики, уровня инвестиционной активности, высокая инфляция);
- финансовые риски (недостаточность финансирования из бюджетных и внебюджетных источников);
- техногенные и экологические риски (любая крупная техногенная или экологическая катастрофа потребует дополнительных ресурсов на оказание неотложной медицинской и социальной помощи пострадавшим, в случае ухудшения экологической ситуации потребуется выделение дополнительных средств на проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечению благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки);
- геополитические риски (показатели социальной стабильности зависят от политической ситуации внутри страны и в сопряженных государствах, военные и террористические действия приводят к дополнительным затратам на решение медицинских и социальных проблем граждан, пострадавших в результате этих действий);
- законодательные риски (законодательная база здравоохранения и социально-трудовой сферы требует дальнейшего совершенствования, поэтому уровень решения поставленных задач зависит от принятия необходимых нормативных правовых актов).
Таким образом, в обществе существуют такие потребности и такие интересы, которые не могут быть удовлетворены рыночными механизмами, рассчитанными на получение прибыли. Поэтому удовлетворение этих потребностей, не воспринимаемых большинством граждан в качестве полезных и, следовательно, способных обрести товарную форму, должно брать на себя государство от лица всего общества. Эта «нерыночная» функция становится предметом публичной политики государства.
Идеи о несводимости индивидуальных предпочтений и о предъявлении общественного спроса, базирующегося на ценностных суждениях, на некоторые блага, превышающего совокупный спрос индивидуумов, радикальным образом повлияли на условия конкурентного равновесия с участием благ находящихся под опекой государства.
Концепция опекаемых благ служит углублению понимания природы мериторных благ и предпосылкой разрешения парадокса «общественных товаров». Феномен социальной полезности блага способствует теоретическому обоснованию объективной необходимости общественного финансирования организаций культуры, науки, образования (лечение «болезни Баумоля»). В понимании государственного регулирования происходят принципиальные изменения: на место нежелательности «вмешательства» государства приходит необходимость участия государства в хозяйственной жизни общества, а вместо «бюджетного бремени» - социально целесообразные государственные расходы на реализацию нормативных интересов общества, в большинстве случаев являющихся инвестициями в человеческий капитал.
1. Приложение № 1 к Докладу о результатах и основных направлениях деятельности Минздравсоцразвития России на 2010 год и на период до 2012 года.