Научная статья на тему 'Особенности социально-экономической политики развития сельских территорий в проблемных регионах'

Особенности социально-экономической политики развития сельских территорий в проблемных регионах Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
261
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / REGIONAL POLICY / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / СЕЛЬСКАЯ МЕСТНОСТЬ / RURAL AREAS / ПРОБЛЕМНЫЙ РЕГИОН / PROBLEM REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Абасова Х. У.

В статье проведено исследование основных аспектов социально-экономической политики развития сельских территорий проблемных регионов, финансово зависимых от федерального центра. Выявляются особенности социально-экономического развития сельских территорий, проводится анализ причин низкой эффективности мер стимулирования территориального развития в проблемных регионах. Обосновывается необходимость совершенствования государственной политики, проводимой по отношении к проблемным регионам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Абасова Х. У.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SOCIAL AND ECONOMIC POLICY OF DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES IN PROBLEM REGIONS

In article research of the main aspects of social and economic policy of development of rural territories of the problem regions financially dependent on the federal center is conducted. Features of social and economic development of rural territories come to light, the analysis of the reasons of low efficiency of measures of stimulation of territorial development in problem regions is carried out. Need of improvement of the state policy pursued after the relation to problem regions is proved.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-экономической политики развития сельских территорий в проблемных регионах»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕНАРОДНО-

1ХОЗЯЙСТВЕННЫМКОМПЛЕКСО

М

УДК 332.12 ББК 65.305

Абасова Х. У. - младший научный сотрудник, Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН, Махачкала (Россия) AbasovaKh. U.- junior researcher, Institute of social and economic researches of the Dagestan Russian Academy of Sciences scientific center, Makhachkala (Russia)

ОСОБЕННОСТИСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙПОЛИТИКИРАЗВИТИЯСЕЛЬСКИХТЕРРИТОРИЙ ВПРОБЛЕМНЫХРЕГИОНАХ

FEATURES OF SOCIAL AND ECONOMIC POLICY OF DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES IN PROBLEM REGIONS

В статье проведено исследование основных аспектов социально-экономической политики развития сельских территорий проблемных регионов, финансово зависимых от федерального центра. Выявляются особенности социально-экономического развития сельских территорий, проводится анализ причин низкой эффективности мер стимулирования территориального развития в проблемных регионах. Обосновывается необходимость совершенствования государственной политики, проводимой по отношении к проблемным регионам.

Ключевые слова: региональная политика, социально-экономическое развитие, сельская местность, проблемный регион.

In article research of the main aspects of social and economic policy of development of rural territories of the problem regions financially dependent on the federal center is conducted. Features of social and economic development of rural territories come to light, the analysis of the reasons of low efficiency of measures of stimulation of territorial development in problem regions is carried out. Need of improvement of the state policy pursued after the relation to problem regions is proved.

Keywords: regional policy, social and economic development, rural areas, problem region.

На современном этапе развития национальной экономики дифференциация субъектов федерации в социально-экономическом аспекте по основным показателям достигли критического уровня. К причинам роста различий можно отнести неспособность проблемных регионов выйти на траекторию «догоняющего развития» и низкая эффективность проводимой в стране политики выравнивания. Под проблемным регионом следует понимать территорию, которая не в состоянии решить свои экономические, социальные, экологические проблемы или реализовать свой потенциал, в связи с чем требует активной поддержки со стороны федерального центра.

В современной России на основе наблюдаемых типологических признаков выделяются три главных типа проблемных регионов, по отношению к которым целесообразно применить особые методы регулирования: отсталые, депрессивные и кризисные (рис. 1).

Рисунок 1. Типы проблемных регионов.

Понятие отсталости территории является относительным и имеет смысл только в контексте общей социально-экономической ситуации в стране. К отсталому типу проблемных регионов принято относить территории, имеющие традиционно низкий уровень жизни по сравнению с основной массой регионов. Большая часть территорий этой группы находятся в состоянии длительного застоя, и для них характерны низкая интенсивность хозяйственной деятельности, слабая диверсификация отраслевой структуры промышленности, низкий научно-технический потенциал, слаборазвитая социальная инфраструктура.

Другой тип проблемных территорий - это депрессивные регионы. Депрессивными считаются такие территориальные образования, в которых по экономическим, политическим, социальным, экологическим и иным основаниям перестали действовать условия и стимулы развития. Эти регионы не могут рассчитывать на самостоятельное разрешение депрессивной ситуации и требуют для этого чрезвычайной, специально организованной поддержки извне, со стороны государства.

К кризисным регионам относят территории, подвергшиеся разрушительному воздействию природных или техногенных катастроф, территории широкомасштабных общественно-политических

конфликтов, вызывающие разрушение накопленного экономического потенциала и вынужденную эмиграцию населения, регионы, в которых глубина экономического кризиса способна обусловить необратимые социальные и политические деформации.

В настоящее время формирование эффективной социально-экономической политики развития регионов, основанной на стратегических перспективах национальной экономической системы и ее региональных подсистем, является одной из важнейших задач государственного управления территориальным развитием [2]. На федеральном уровне социально-экономическая политика регионального развития направлена на укрепление экономического единства страны, повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение примерно равных условий социального развития во всех регионах страны и всемерное использование региональных факторов и благоприятных предпосылок для формирования в регионах эффективной социально ориентированной экономики.

Разработка и реализация социально-экономической политики развития проблемных регионов включает федеральные, региональные и муниципальные программы и осуществляется с применением, чаще всего, такого инструмента поддержки проблемных регионов, как перераспределение финансовых ресурсов от относительно благополучных регионов в пользу проблемных. В развитых западных странах региональной экономической политикой принято считать инвестиционную поддержку - меры, непосредственно воздействующие на экономическое развитие регионов.

Социально-экономическая политика развития проблемных регионов является результатом политического, административного и экономического давления со стороны федеративного государства на регионы в ходе решения территориальных проблем и согласования интересов центральной власти и интересов регионов. Формирующийся широкий консенсус взаимоотношений между центром и различными регионами способствует конструктивному и согласованному движению общества в общем направлении политической, экономической и социальной стабилизации.

Регион как основной объект региональной социально-экономической политики является сложным и многозначным образованием, в составе которого в качестве компонентов территориальной структуры региональной социально-экономической системы выделяют сельские территории, которые выступают в качестве обобщающего, собирательного понятия, учитывающего элементы административно-территориального и муниципального устройства [15].Для сельской территории исследователи дают такое определение: «обитаемая местность вне городов с ее природными условиями и ресурсами, сельское население и овеществленные плоды предшествующего труда людей, то есть разнообразные основные фонды на этой территории» [14].

Выделяются такие особенности сельской местности, обусловленные ее сложным характером, как: наличие в системе экологической и социальной составляющих, рентный характер аграрной экономики, действие объективных экономических законов, порождающих неэффективность сельского хозяйства по сравнению с другими отраслями и сферами экономики. Данные особенности «не позволяют быстро осуществить какие бы то ни было значительные организующие планы со стороны государства, если эти планы разработаны без учета самоорганизующихся начал» [11]. Эти особенности сельских территорий демонстрируют необходимость регулирующего и организующего воздействия со стороны государства как главного фактора социально-экономической политики в стране, что в условиях рынка возможно только при использовании механизма индикативного планирования.

На процесс формирования социально-экономической политики в аграрной сфере влияют особенности условий, в которых находится сельское хозяйство, к которым следует причислять негативные демографические сдвиги, упадок социальной сферы, а также диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные изделия, используемые в аграрной сфере, снижение уровня доходов, проблемы реформирования земельных и имущественных отношений [2].

Реформы 1990-х гг. в стране сопровождались обострением проблемы занятости населения, характерными чертами которой является наращивание процессов высвобождения работников в отраслях экономики, усиления несоответствия предложения рабочей силы и спроса на нее, рост численности безработных, перераспределение трудового потенциала по формам собственности и сферам деятельности, распространение нерегламентированной занятости. Как известно, масштабы безработицы населения определяются состоянием развития экономики, ее стабильности, политикой государства по обеспечению занятости экономически активного населения. Кроме того, занятость является главным фактором роста объема производства, создания национального продукта, материального благосостояния общества, его политической и социальной стабильности. Альтернативным видом занятости сегодня становится высокотоварное подсобное сельское хозяйство, которое поглощает незанятые трудовые ресурсы [9]. Личные

подсобные хозяйства на селе рассматриваются как основа для последующего создания фермерских хозяйств. Поскольку данная форма хозяйствования не может быть единственным достаточным источником доходов семьи, значительная часть неиспользуемого трудового потенциала ищет работу за пределами места жительства, вовлекаясь в миграционные процессы.

Таким образом, реализуемая в настоящее время в стране социально-экономическая политика развития регионов несовершенна. Большинство исследователей указывают на хаотично сложившуюся практику разработки и реализации социально-экономической политики развития проблемных регионов. В то время, когда она должна обладать качествами целостной системы спланированных, целенаправленных, рассчитанных на перспективу, согласованных, ресурсообеспеченных, ситуативно разнообразных, транспарентных и легитимных специальных государственных воздействий на территориально опосредованные социально-экономические процессы исходя из общегосударственных интересов. Поэтому необходимо совершенствование социально-экономической политики развития проблемных регионов, позволяющей осуществить переход от спонтанного реагирования федерального центра на возникающие проблемы к систематическому порядку оценки положения в регионах, т. е. к селекции региональных ситуаций, требующих федерального вмешательства, к гласной выработке и применению соответствующих мер.

Список литературы

1. Абдулаева З.З., Хаджалова Х.М. Проблемы и направления развития малого предпринимательства в Республике Дагестан // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 10. - С. 924-927.

2. Абдулманапов П.Г. Демографическая безопасность регионов СевероКавказского федерального округа России // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2012. - № 1. - С. 353-365.

3. Абдулманапов П.Г. Демографические основы формирования трудовых ресурсов в Республике Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2009. - №04. - С. 332-336.

4. Абдулманапов П.Г. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности в Республике Дагестан // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2015. - № 3 (75). - С. 18.

5. Абдулманапов П.Г. Трудовой потенциал сельской местности экономически отсталого региона // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2015. - № 4 (48). - С. 337-349.

6. Абдулманапов П.Г., Абасова Х.У. Особенности демографической политики в Республике Дагестан // Вопросы структуризации экономики. -2009. - № 4. - С. 20-22.

7. Абдулманапов П.Г., Галбацдибирова М.А. Комплексное развитие горных территорий // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2015. - № 5 (49). - С. 686-705.

8. Абидов М.Х., Абдулманапов П.Г. Современная миграционная картина Республики Дагестан // Современные проблемы науки и образования. -2015. - № 2. С. 259.

9. Багомедов М.А. К вопросу об особенностях специализации сел на региональном рынке Дагестана // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2008. - № 3. - С. 152-157.

10. Гимбатов Ш.М.. Современные тенденции отходничества в Республике Дагестан // Вопросы структуризации экономики. - 2008. - № 2. - С. 167-172.

11. Магафуров К.Б. Функционирование и развитие аграрной экономики в условиях распределенного управления и самоорганизации. / К.Б. Магафуров, Р.А. Гильманшин. - Уфа: Гилем, 2004 - 84 с.

12. Сагидов А.К. Институциональные меры совершенствования системы здравоохранения регионов СКФО // Апробация. - 2014. - № 7. - С. 89-91.

13. Хаджалова Х.М. Социально-экономическая безопасность и угрозы социальной стабильности в регионе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - №2. - С. 58-62.

14. Чепурных Н.В. Региональное развитие: сельская местность / Н.В. Чепурных, А.Л. Новоселов, А.В. Мерзлов. - М.: Наука, 2006. - 384 с.

15. Шарипов Ш.И. Реструктуризации аграрной экономики региона и сельская занятость // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. -№1. - С. 95-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.