Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ 7-11-Х КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ 7-11-Х КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
174
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ОТНОШЕНИЕМ / СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТЬ / СКЛОННОСТЬ К НАРУШЕНИЮ НОРМ И ПРАВИЛ / ЧРЕЗМЕРНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ УСТРОЙСТВ / СУИЦИДАЛЬНЫЕ НАСТРОЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Суннатова Рано Иззатовна

Представлены результаты исследования по изучению особенностей социализированности обучающихся подростков. Актуальность изучения социализации школьников-подростков в период цифровизации образования важна как для понимания ряда научных аспектов, так и для реализации задач психологического сопровождения обучающихся в контексте тех изменений, которые претерпевает современное образовательное пространство школы. Цель: изучение взаимосвязи ненормативных форм поведения школьников (чрезмерное использование цифровых устройств, склонность к нарушению норм и правил, суицидальные настроения) и удовлетворенности подростков отношением к ним значимых людей (родителей, педагогов и одноклассников) как условия, определяющего особенности социализированности школьников. Предположительно, наличие у школьников ненормативных форм поведения: 1) может быть связано с неудовлетворенностью отношением к немузначимых людей; 2) свидетельствует о нарушенияхсоциализированности. Проведенное исследование основывалось на экопсихологическом подходе к изучению развития психики, было проведено в общеобразовательной школе и в нем приняли участие 698 учащихся 7–11-х классов. Применена авторская методика «Личностный ресурс школьников» (Р. И. Суннатова), результаты дескриптивной статистики которой позволили перейти к решениюисследовательскихзадач. Гипотеза о значимости связи между неудовлетворенностью отношением значимых людей и чрезмерным использованием цифровых устройств (педагоги ,458; родители ,431), склонностью к нарушениям норм (педагоги ,422; родители ,417) и склонностью к суицидальным настроениям (педагоги ,434; родители ,692 и одноклассники ,452) при уровне значимости р < 0,001 подтвердилась (Спирмен). Выявлено, что удовлетворенность отношением значимых близких можно рассматривать как одно из условий, предопределяющих социализированность школьников. Представленный подход может способствовать снижению или нивелированию вероятности возникновения у школьников ненормативных форм поведения, а создаваемая методика может представлять интерес для психологической службы школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALIZATION LEVEL OF SCHOOLCHILDREN OF THE 7TH-11TH GRADES IN DIGITALIZED EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article presents the results of a study on characteristic features of the socialization level of adolescents studying at school. The relevance of studying the socialization level of teenagers in the epoch of digitalization of education is important both for understanding a number of scientifi c aspects and for completing the tasks of psychological support for students in the context of those changes that take place in modern school educational environment. The objective of the research is to study the correlation between non-normative forms of schoolchildren’s behavior (excessive use of digital devices, a tendency to violate norms and rules, suicidal mood) and the adolescents’ feeling of satisfaction with the attitude of signifi cant people to them (parents, teachers and classmates). These factors are considered as conditions that determine peculiarities of the socialization level of schoolchildren. Presumably, non-normative forms of behavior of schoolchildren: 1) may be connected with their dissatisfaction with the attitude of signifi cant people towards them; 2) indicate problems with socialization. The condu cted research was based on the positions of the eco-psychological approach to the psyche development study. It was carried out in a comprehensive school. 698 students of the 7th–11th grades took part in the study. The author’s methodology “Personal Resource of Schoolchildren” (R. I. Sunnatova) was applied. The results of descriptive statistics of the methodology allowed the author to solve the research tasks. The research results confi rm the hypothesis about the signifi cant correlation between dissatisfaction with the attitude of important people and excessive use of digital devices (teachers, 458; parents, 431), a tendency to violate norms (teachers, 422; parents, 417) and a tendency to suicidal mood (teachers, 434; parents, 692 and classmates, 452) at a signifi cance level of p <0.001 (Spearman). It has been revealed that satisfaction with the attitude of signifi cant relatives can be considered as one of the conditions that predetermines the socialization level of schoolchildren. The presented approach can contribute to reducing or leveling the occurrence of non-normative forms of behavior of schoolchildren, and the created methodology may be of interest to the psychological service of schools.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ 7-11-Х КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

НАУЧНЫЙ ОТДЕЛ

АКМЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 3 (43). С. 196-206

Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2022, vol. 11, iss. 3 (43), рр. 196-206

https://akmepsy.sgu.ru https://doi.org/10.18500/2304-9790-2022-11-3-196-206

Научная статья УДК 159.9.075

Особенности социализированности учащихся 7-11-х классов в условиях цифровизации образования

Р. И.Суннатова

Психологический институт РАО, Россия, 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4

Суннатова Рано Иззатовна, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, лаборатория экопсихологии развития и психодидактики, sunrano@mail.ru, https://orcid. org/0000-0002-7642-9941

Аннотация. Представлены результаты исследования по изучению особенностей социализированности обучающихся подростков. Актуальность изучения социализации школьников-подростков в период цифровизации образования важна как для понимания ряда научных аспектов, так и для реализации задач психологического сопровождения обучающихся в контексте тех изменений, которые претерпевает современное образовательное пространство школы. Цель: изучение взаимосвязи ненормативных форм поведения школьников (чрезмерное использование цифровых устройств, склонность к нарушению норм и правил, суицидальные настроения) и удовлетворенности подростков отношением к ним значимых людей (родителей, педагогов и одноклассников) как условия, определяющего особенности социализированности школьников. Предположительно, наличие у школьников ненормативных форм поведения: 1) может быть связано с неудовлетворенностью отношением к нему значимых людей; 2) свидетельствует о нарушениях социализированности. Проведенное исследование основывалось на экопсихологическом подходе к изучению развития психики, было проведено в общеобразовательной школе и в нем приняли участие 698 учащихся 7-11-х классов. Применена авторская методика «Личностный ресурс школьников» (Р. И. Суннатова), результаты дескриптивной статистики которой позволили перейти к решению исследовательских задач. Гипотеза о значимости связи между неудовлетворенностью отношением значимых людей и чрезмерным использованием цифровых устройств (педагоги ,458; родители ,431), склонностью к нарушениям норм (педагоги ,422; родители ,417) и склонностью к суицидальным настроениям (педагоги ,434; родители ,692 и одноклассники ,452) при уровне значимости р < 0,001 подтвердилась (Спирмен). Выявлено, что удовлетворенность отношением значимых близких можно рассматривать как одно из условий, предопределяющих социализированность школьников. Представленный подход может способствовать снижению или нивелированию вероятности возникновения у школьников ненормативных форм поведения, а создаваемая методика может представлять интерес для психологической службы школ. Ключевые слова: удовлетворенность отношением, социализированность, склонность к нарушению норм и правил, чрезмерное использование цифровых устройств, суицидальные настроения

Благодарности и финансирование: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект № 19-29-14067мк «Коммуникативные взаимодействия и субъ-ектность учащихся в условиях цифровизации образования: от экопсихологии к психодидактике»).

Для цитирования: Суннатова Р. И. Особенности социализированности учащихся 7-11-х классов в условиях цифровизации образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 3 (43). С. 196-206. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2022-11-3-196-206 Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

Socialization level of schoolchildren of the 7th-11th grades in digitalized educational environment R. I. Sunnatova

Psychological Institute Russian Academy of Education, 9/4 Mokhovaya St., Moscow 125099, Russia Rano I. Sunnatova, sunrano@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7642-9941

Abstract. The article presents the results of a study on characteristic features of the socialization level of adolescents studying at school. The relevance of studying the socialization level of teenagers in the epoch of digitalization of education is important both for understanding a number of scientific aspects and for completing the tasks of psychological support for students in the context of those changes that take place in modern school educational environment. The objective of the research is to study the correlation between non-normative forms of schoolchildren's behavior (excessive use of digital devices, a tendency to violate norms and rules, suicidal mood) and the adolescents' feeling of satisfaction with the attitude of significant people to them (parents, teachers and classmates). These factors are considered as conditions that determine peculiarities of the socialization level of schoolchildren. Presumably, non-normative forms of behavior of schoolchildren: 1) may be connected with their dissatisfaction with the attitude of significant people towards them; 2) indicate problems with socialization. The conducted research was based on the positions of the eco-psychological approach to the psyche development study. It was carried out in a comprehensive school. 698 students of the 7th-11th grades took part in the study. The author's methodology "Personal Resource of Schoolchildren" (R. I. Sunnatova) was applied. The results of descriptive statistics of the methodology allowed the author to solve the research tasks. The research results confirm the hypothesis about the significant correlation between dissatisfaction with the attitude of important people and excessive use of digital devices (teachers, 458; parents, 431), a tendency to violate norms (teachers, 422; parents, 417) and a tendency to suicidal mood (teachers, 434; parents, 692 and classmates, 452) at a significance level of p <0.001 (Spearman). It has been revealed that satisfaction with the attitude of significant relatives can be considered as one of the conditions that predetermines the socialization level of schoolchildren. The presented approach can contribute to reducing or leveling the occurrence of non-normative forms of behavior of schoolchildren, and the created methodology may be of interest to the psychological service of schools.

Keywords: attitude satisfaction, socialization level, tendency to violate norms and rules, excessive use of digital devices, suicidal mood Acknowledgments. The study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research, project No. 19-29-14067 mk "Communicative Interactions and Students' Subjectivity in the Conditions of Digitalization of Education: from Eco-psychology to Psycho-didactics". For citation: Sunnatova R. I. Socialization level of schoolchildren of the 7th-11th grades in digitalized educational environment. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2022, vol. 11, iss. 3 (43), рр. 196-206 (in Russian). https://doi. org/10.18500/2304-9790-2022-11-3-196-206

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение

Важность изучения особенностей социализированности школьников подросткового возраста в период цифровизации системы образования трудно переоценить. Во-первых, такое изучение будет способствовать пониманию ряда научных аспектов, в частности какие возможны позитивные / негативные изменения в системе взаимодействия «взрослый - ребенок» при доминировании цифровых форм взаимодействия. Во-вторых, полученные результаты могут способствовать адресной реализации воспитательных задач в контексте тех изменений, которые претерпевает современное образовательное пространство школы.

Новизна исследования, представленного в статье, обусловлена изучением возможной связи ненормативного поведения школьни-

ков (чрезмерное использование цифровых устройств, склонность к нарушению норм и правил, суицидальные настроения) с неудовлетворенностью учащихся 7-11-х классов отношением значимых людей (родителей, педагогов и одноклассников) с позиций эко-психологического подхода к изучению образовательной среды. Полученные результаты также позволяют обсудить проблему социали-зированности личности подростка, поскольку одним из условий социализированности может рассматриваться отсутствие ненормативных форм поведения.

Обзор литературы

Результаты изучения различных психологических и педагогических аспектов социализации и социализированности школьников подростко-

вого возраста широко представлены в научной литературе [1-7]. Изучением вопросов социализации занимались представители разных школ психологии. И. С. Кон и А. В. Мудрик отмечали, что «термин "социализация" многозначен и его интерпретации разными авторами не совпадают» [1; 8, с. 150]. Сегодня общепринятой является позиция, согласно которой социализация представляет собой двусторонний процесс - с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой - воспроизводство им системы социальных связей за счет активной деятельности, активного включения в социальную среду [9].

П. Бергер, Т. Лукман под первичной социализацией понимают процесс, которому ребенок подвергается в детстве и благодаря которому он становится членом общества, тогда как «вторичная социализация - это последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его обществ» [10, с. 213]. В определении «вторичной» социализации П. Бергера и Т. Лукмана употреблено понятие «социализированность». Как правило, так называют результат социализации, критериями которой являются уважение к себе и к другим людям, умение проявлять одновременно гибкость и устойчивость в изменяющихся социальных ситуациях.

Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая отмечают, что социализированность понимается как соответствие человека социальным требованиям, предъявляемым к данному возрастному этапу, как наличие личностных и социально-психологических предпосылок, обеспечивающих чисто нормативное поведение или процесс социальной адаптации [11, с. 28]. В настоящем исследовании мы исходим из обратного: наличие ненормативного поведения, в частности таких его форм, как склонность к нарушению норм и правил, чрезмерное использование цифровых устройств и суицидальные настроения могут рассматриваться как нарушения социализирован-ности личности школьника. Это уточняется и в исследованиях Т. А. Дроновой и Я. А. Корнеевой, Л. Б. Шнейдер, О. Г. Кравцова, в которых система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам, определяются как маркеры нарушения социализированности школьника [2, 12, 13]. Девиантным является поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали, а также,

как указывают О. В. Коповая, Н. В. Богданович, В. В. Делибалт и др., поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени [3, 14]. Тем не менее, несмотря на наличие разных научных подходов к проблеме ненормативного поведения и многообразие существующих педагогических форм работы с детьми из группы риска, а также существующую систему социальной работы, актуальным остается решение ряда научных и практических аспектов проблемы ненормативного поведения, в частности выявление и изучение предикторов девиантного поведения подростков. На наш взгляд, система образования также нуждается в психодиагностическом инструментарии, позволяющем выявлять не только девиантных подростков, но, скорее, те условия, которые могут рассматриваться как способствующие возникновению ненормативного поведения подростков. Речь идет об инструментарии, необходимом для определения профилактических мероприятий и нивелирования возможности становления девиантных форм поведения у школьников в последующем. Основная идея такого подхода заключается в том, чтобы «успеть» выявить у подростков те начинающиеся деструктивные изменения, которые могут предопределить дальнейшее развитие личности по деструктивной модели поведения.

В современном образовательном пространстве, обогащенном широким использованием цифровых устройств, к традиционным ненормативным формам поведения (девиантное, суицидальное и др.) прибавляется риск возникновения зависимости от чрезмерного использования цифровых устройств (включая длительное времяпрепровождение в социальных сетях и просмотр видеороликов). С 2018 г. в международной классификации болезней МКБ-10 интернет-зависимость была выделена как самостоятельное заболевание, потому мы используем термин «чрезмерное использование цифровых устройств» для обозначения предиктора этой зависимости [4, с. 62]. В нашем исследовании рассматривается та степень использования цифровых устройств, которую неправомерно определять как зависимость, но ее влияние на учебную активность и продуктивность жизнедеятельности школьников можно определить как мешающее или блокирующее личностное развитие, или иными словами, как показатель нарушения социализированности школьника.

Несмотря на очевидную полезность использования цифровых возможностей в образовании, у многих родителей и педагогов,

тем не менее, усиливается тревога по поводу того, насколько велика вероятность возникновения у школьников зависимости от цифровых устройств, что, в свою очередь, может деструктивно повлиять на успешность их социализации. Исследования, проведенные в период вынужденного удаленного обучения, также демонстрируют, что изменения в характере обретения школьниками социального опыта в формате взаимодействия онлайн, вне реального, «живого» общения, способствуют существенному изменению социализированности современного школьника. Дружеские отношения «живут» в социальных сетях, что, безусловно, существенно трансформирует психологические особенности и возможности личности в свете реализации межличностного взаимодействия.

В качестве примеров можно привести результаты исследований, которые демонстрируют, что чрезмерное или проблемное использование цифровых устройств деструктивно влияет на развитие детей и подростков, а также что в этом контексте у подростков имеются проблемы со значимыми взрослыми. Проведенный А. Н. Вераксой, Д. А. Бухаленковой, Е. А. Чичининой, О. В. Алма-зовой анализ публикаций показал, что использование цифровых устройств в течение длительного времени деструктивно влияет на эмоционально-личностное развитие дошкольников [15].

Еще до начала массовой компьютеризации школ в исследовании Н. В. Антоновой было выявлено, что у педагогов при общении с обучающимися преобладают требования (53,9% всех высказываний), обратная связь учителями используется реже (46,1%) и с преобладанием оценочного отношения к личности ребенка (20%). Педагоги редко аргументируют обучающимся свою позицию, в конфликтных ситуациях склонны проявлять такие типы поведения, как компромисс и избегание, и только потом сотрудничество. «В реальном же общении с учениками учителя чаще реагируют на сложные ситуации типом поведения, близким к "соперничеству"» [16, с. 27].

В исследовании Е. Д. Чижова и К. И. Алексеева показано, что проблемные темы подростков связаны со значимыми другими (с педагогами). Такие характеристики взаимоотношений, как непонимание, отсутствие поддержки и пренебрежительное отношение к чувству собственного достоинства подростков, выступают в качестве условия «отдаления» от значимых других [17]. В исследовании D. Li, Y. Zhou, X. Li, Z. Zhou, в ходе которого изучалась связь игровой зависимости с низким уровнем самооценки, получены

схожие результаты, при этом исследователи считают, что низкую самооценку можно рассматривать как фактор риска возникновения игровой зависимости [5].

В исследовании I. Jaksic, D. Malinic было выявлено, что с точки зрения учителей фактором, способствующим неуспеваемости учащихся в школе, является отсутствие у них интереса и мотивации; далее следовали такие факторы, как неподготовленность учителей (недостаточное владение методикой преподавания), а также отсутствие помощи своим детям со стороны родителей. Учителя возлагают ответственность за неудачи не только на учеников, но и на их родителей, сверстников и жизненные обстоятельства [18]. Конечно, нельзя оспаривать, что отчасти отсутствие мотивации у учащихся может быть вызвано факторами, не связанными со школой, но когда «неуспеваемость объясняется просто как "отсутствие мотивации", тонкий смысл состоит в том, чтобы обвинить ученика» [18, с. 4]. Очевидно, что одна из задач педагога как раз и состоит в формировании у обучающихся познавательной и учебной мотивации. В целом же у значимых взрослых, по результатам ряда исследований, преобладает деструктивное отношение к обучающимся.

С учетом специфики подросткового возраста, а именно особенностей эмоционального статуса пубертатного периода, выявление трудностей, с которыми сталкивается подросток и соответствующее психологическое сопровождение становятся важным ресурсом обеспечения его социализированности. В исследовании М. А. Падун, в котором приведен анализ стратегий регуляции эмоций и их взаимосвязи с эмоциональным самочувствием индивида, показано, что «индивидуальные стратегии не могут рассматриваться с точки зрения их функциональной / дисфункциональной роли вне ситуативного контекста, а также вне понимания микро-и макросоциальных особенностей» [19, с. 39]. Безусловно, вывод автора предопределяет важность изучения проявления эмоциональных реакций подростков в контексте взаимоотношений - в данном случае со сверстниками, педагогами и родителями.

Проведенное исследование базировалось на основных позициях экопсихологического подхода к изучению развития психики [4, 20-22], в частности на изучении коммуникативного взаимодействия в цифровой информационной образовательной среде как условия, определяющего становление субъектности обучающихся. В. И. Панов рассматривает взаимодействие

«педагог - школьники» как условие, позволяющее реализовать субъект-совместный и субъект-порождающий типы взаимодействия с обучающимися [20, 22]. В экопсихологии используется термин «экологичность коммуникативного поведения» (или общения), что основывается в первую очередь на принципе уважения к партнеру и к себе. Такое общение развивает, раскрывает потенциал каждой личности и лучшие стороны друг друга. В. И. Панов, раскрывая суть экологичного подхода к ребенку в системе образования, указывает, что он должен заключаться в том, чтобы «логика организации образовательных сред и построения технологий обучения соответствовала бы общеприродным закономерностям физического, психического, социального и духовного развития детей. Именно соответствие условий развития ребенка общеприродным закономерностям развития Человека должно составлять основную проблему экологии детства и экопсихологии развития» [21, с. 62]. В. И. Пановым вносится уточнение, что под «Экологией детства» следует понимать заботу о сохранении в детях творческой природы человека, его природной способности к саморазвитию [21, с. 67]. Одним из показателей реализации экологичности коммуникативного поведения взрослого, безусловно, будет выступать удовлетворенность подростка отношением взрослого, поскольку действенная реализация принципа уважения к личности школьника со стороны взрослого будет способствовать эмоциональному принятию подростком взрослого.

Целью нашего исследования были изучение возможной связи различных форм ненормативного поведения школьников с неудовлетворенностью отношением значимых людей, а также возможность рассмотрения выявленной связи как социально-психологической предпосылки, обеспечивающей / блокирующей социализиро-ванность подростков.

Гипотеза исследования связана со следующим предположением: удовлетворенность подростков отношением значимых людей может рассматриваться как некий блок для возникновения таких ненормативных форм поведения, как чрезмерное использование цифровых устройств, склонность к нарушению норм и правил, склонность к суицидальным настроениям. Отсутствие этих форм ненормативного поведения возможно рассматривать как один из показателей социали-зированности подростков.

Необходимо остановиться на пояснении, о какой удовлетворенности / неудовлетворенности подростков отношением значимых людей

идет речь. Касательно удовлетворенности отношением педагогов оценивалось отношение к подросткам, связанное не с выставлением отметок ученикам, а в целом с восприятием подростков и отношением к ним как личностям, т. е. имелась в виду реализация уважительного отношения. Удовлетворенность отношением родителей аналогична и связана с удовлетворением таких базовых потребностей подростка, как понимание и заинтересованность со стороны родителей «настоящими» переживаниями и проблемами подростка. Неудовлетворенность, в свою очередь, обусловливается авторитарным стилем отношения к ребенку. Оценка отношения одноклассников связана с наличием симпатии, принятия подростка сверстниками и, конечно, отсутствием пренебрежительного отношения. Иными словами, в системе взаимодействия со значимыми людьми подросток испытывает удовлетворенность, когда чувствует симпатию к своей личности, принятие, поддержку, теплое внимательное отношение и заинтересованность в его переживаниях и делах.

Материалы. Эмпирическая часть исследования проводилась в общеобразовательной школе, и в ней приняли участие 698 обучающихся в 7-11-х классах. Исследование проводилось в 2020/21 учебном году. Была использована авторская методика «Личностный ресурс школьников» (для среднего и старшего звена), которая состоит из трех блоков, включающих несколько шкал. Блок «Удовлетворенность отношением значимых людей» включает три шкалы - удовлетворенности отношением одноклассников, учителей и родителей. Блок «Предикторы ненормативного поведения» включает шкалы склонности к нарушению норм и правил, чрезмерного использования цифровых устройств и склонности к суицидальным настроениям. Особо надо отметить, что целью диагностической процедуры было выявление «предвестников» девиантного поведения, склонность к той или иной форме ненормативного поведения. Третий блок - «Личностный ресурс» - соответственно включает шкалы ответственности, веры в себя и самоуправления. В предлагаемой статье мы остановимся на анализе результатов по первым двум блокам методики (подробно об обосновании опросника и апробации методики в статье [23].

Необходимость создания опросника связана со следующими основаниями.

1. При создании опросника мы исходили из основных положений экопсихологического подхода к изучению развития психики включая закономерности становления субъектности школьников,

типов взаимодействия «педагог - школьник» и основного содержания экологичности коммуникативного поведения.

2. Несмотря на то что для каждоИ из групп риска уже существуют опросники, использование нескольких методик представляется для школ проблематичным в силу большого общего количества вопросов (более 200). Это представляет трудность как при заполнении опросников для обучающихся, так и при их обработке для школьного психолога.

3. Результаты пилотного этапа исследования с использованием методик, созданных и успешно «работающих» 15-20 лет назад, показали, что психометрические данные некоторых шкал не получают необходимой надежности. Это является свидетельством того, что текст утверждении «устарел» и / или не вполне свойствен современным школьникам.

4. Необходимо включение в структуру опросника шкал, результаты которых можно рассматривать как личностный ресурс предупреждения девиантного поведения обучающихся. Очевидно, что для психологической службы школ проведение диагностических процедур не является самоцелью, но необходимо получение данных, на основе которых возможно планировать адресную психолого-педагогическую коррекционную работу. Данные дескриптивной статистики опросника позволяют перейти к решению исследовательских задач с применением непараметрического критерия Спирмена [21].

Результаты и их обсуждение

Прежде чем перейти к презентации эмпирического исследования, коротко остановимся на результатах социально-психологического опроса, проведенного под руководством

B. И. Панова в период вынужденного перехода к обучению в дистантной форме (автор статьи была участником этой творческой группы). Были выявлены те аспекты, которые необходимо учитывать при доработке цифровых технологий и процедуре введения эффективных форм цифровизации в школьное образование. Это в первую очередь обеспечение успешности социализации обучающихся, а также развития субъекта деятельности не как пользователя интернет-ресурсов, а как метасубъекта, способного эффективно и творчески использовать цифровые ресурсы образовательной среды для самореализации [6]. Результаты, полученные группой исследователей, возглавляемой

C. Г. Косарецким, аналогичны: учеба в онлайн-формате школьникам дается сложнее, и одной из причин также обозначается характер взаимодействия взрослых и детей [7].

Перейдем к результатам эмпирического исследования, проведенного в общеобразовательной школе. В табл. 1 представлены результаты, свидетельствующие о значимости связи ненормативных форм поведения подростков с неудовлетворенностью отношением значимых близких.

Таблица 1 / Table 1

Связь между неудовлетворенностью отношением значимых людей и склонностью к нарушению норм, суицидальным настроениям, а также чрезмерным использованием цифровых устройств у учащихся 7-11-х классов (N = 698) Correlation between dissatisfaction of schoolchildren of the 7th-11th grades with the attitude of significant people to them and a tendency to violate norms, to suicidal mood and to excessive use of digital devices (N = 698)

Оценка удовлетворенности отношением значимых людей Склонность к нарушению норм и правил Склонность к суицидальным настроениям Чрезмерное использование цифровых устройств

Удовлетворенность отношением одноклассников -,138 - ,452** -,162*

Удовлетворенность отношением учителей -, 422* -,434** - ,458**

Неудовлетворенность отношениями в семье 417** ,692** ,431**

Примечание. * - уровень значимости при р < 0,05; ** - уровень значимости при р < 0,001. Note. * - the significance level at p < 0,05; **- the significance level at p < 0,001.

Как видно из табл. 1, получены данные о статистически значимой связи между неудовлетворенностью отношением педагогов и родителей и чрезмерным использованием цифровых

устройств, склонностью к нарушению норм и правил, принятых в школьной жизни, и склонностью к суицидальным настроениям. Неудовлетворенность отношением одноклассников связана со склон-

ностью к суицидальным настроениям, при этом не выявлено статистически значимой связи неудовлетворенности отношением одноклассников с другими ненормативными формами поведения.

Приведем результаты исследований, по проблематике близких к нашему. В ходе исследования, проведенного E. Chang, B. Kim, получены результаты, на основании которых авторы утверждают, что позитивное общение между взрослыми и подростками имеет сдерживающий эффект при вероятности возникновения компьютерной зависимости [24]. В исследовании A.-K. Hirschauer, F. Aufhammer, R. Bode также показано, что понимание и поддержка значимых взрослых, особенно в трудные моменты школьной жизни, могут рассматриваться как источник успеваемости ребенка [25]. В исследовании A. F. Naviaux, P. Janne, M. Gourdin получены результаты, демонстрирующие глубокую связь

между родителями и детьми, в силу чего трудно переоценить влияние отношения родителей к своим детям и то, как оно предопределяет поведение детей [26]. В исследовании Н. В. Бы-стровой, С. Н. Казначеевой, Е. А. Ураковой, О. И. Госельбах выявлена склонность подростков соотносить положительную самооценку и самоэффективность с восприятием высокого уровня удовлетворенности жизнью [27]. В работе S. O. Emadian, N. F. Pasha доказана связь между стилем привязанности, Я-концепцией и академической прокрастинацией. Авторами показано, что сочувствие значимых взрослых к ребенку можно рассматривать как источник его успеваемости в школе [28].

В табл. 2 представлены результаты статистического анализа, целью которого было выявление возможной связи между разными формами ненормативного поведения.

Таблица 2 / Table 2

Связь чрезмерного использования цифровых устройств с другими ненормативными формами поведения

учеников 7-11-х классов (N = 698) Correlation between excessive use of digital devices and other non-normative forms of behavior of schoolchildren of the 7th -11th grades (N = 698)

Ненормативное поведение Чрезмерное использование цифровых устройств

Склонность к нарушению норм и правил ,268**

Склонность к суицидальным мыслям ,506**

Примечание. ** - уровень значимости при р < 0,001.

Note. ** - the significance level at p < 0,001.

Выявленная связь чрезмерного использования цифровых устройств со склонностью к нарушению норм и правил в определенной мере ожидаема, хотя полученный результат (,268) можно, скорее всего, оценивать как тенденцию. Многие школьники, прекрасно понимая, что нужно ограничивать время, проводимое за га-джетами, не могут остановиться и не замечают, как пробегает время, а учебные и домашние дела остаются невыполненными или выполненными «на скорую руку». Второй результат (,506) свидетельствует о значимой связи между чрезмерным использованием цифровых устройств и склонностью к суицидальным настроениям. Этот результат позволяет предположить, что времяпровождение за цифровыми устройствами не столько приносит подростку удовольствие (хотя и это присутствует), сколько является своеобразным способом ухода от действительности, в которой школьник испытывает чувство неудовлетворенности собой. К аналогичному выводу пришли О. В. Рубцова, А. С. Панфилова, С. Л. Артеменков, по-

скольку результаты их эмпирического исследования также показывают, как неспособность проявить себя в реальной жизни вызывает у подростков соблазн использовать возможности виртуального мира для удовлетворения своей потребности в социальном взаимодействии [29].

Результаты как нашего исследования, так и исследований коллег показывают, что удовлетворение потребности в позитивном внимании, реальной заинтересованности в личных переживаниях подростков, чувство нужности и отсутствие авторитарного стиля взаимодействия можно рассматривать как одно из значимых условий, определяющих возможность возникновения достаточно серьезных нарушений в нормативности поведения подростка. Пренебрежительное отношение значимых людей к личности подростка, к его чувствам, настроению, предпочтениям становится причиной дистанцирования от взрослого. Результаты нашего исследования еще раз подтверждают, что значимость взрослого в жизни подростков

не уменьшается, уровень потребности в понимании и теплоте со стороны значимых людей остается прежним. Меняется природа чувств подростка - внутреннее ощущение себя как взрослого предполагает важность и необходимость для него чувствовать уважение к себе и принятия в рамках взаимодействия со значимыми взрослыми себя как личности и своего подросткового мира. Уместно вспомнить высказывание В. В. Зеньковского о том, что «самосознание ребенка развивается при непрерывном взаимодействии его с социальной средой» [30, с. 315]. «Социальные чувства рождаются вместе с социальным опытом, так как всякий социально-психологический опыт выражается, прежде всего, в чувствах. Не благодаря работе интеллекта, не через подражание входим мы в связь с социальной средой, но благодаря тому, что непосредственно чувствуем эту среду, как живую, человеческую. Первичное и непосредственное переживание человеческой среды, как таковой, лежит в основе всякого нашего социального взаимодействия» [30, с. 145].

Исследование, ориентированное на решение одной из актуальных проблем современного школьного образования, безусловно предполагает необходимость обозначения прикладных возможностей полученных результатов. Потому в школе, в которой проводилось исследование, была также организована серия встреч с родителями подростков и классными руководителями в программе Teams. Задачами этих просветительских встреч было:

- ознакомить родителей и педагогов с тем, что такое зависимость от цифровых устройств и чем она отличается от чрезмерного их использования;

- раскрыть причины и условия, определяющие чрезмерное использование цифровых устройств;

- обсудить, каковы возможности семьи и школы в профилактике возникновения зависимости от цифровых устройств, а именно терапевтические возможности конструктивного стиля взаимодействия значимых взрослых с детьми.

В дальнейшем предполагается проведение аналогичных встреч для обсуждения проблем, связанных с другими формами ненормативного поведения. Планируется также завершение доработки методики «Личностный ресурс школьника» и проведение необходимой валидизации, чтобы можно было предложить ее использование психологической службе школ.

Выводы

При подведении итога проведенного исследования, нацеленного на изучение связи ненормативных форм поведения школьников с их неудовлетворенностью отношением значимых людей как условия, определяющего особенности социализированности школьников, выявлено следующее:

- чрезмерное использование цифровых устройств, склонность к нарушению норм и правил, суицидальные настроения имеют значимую связь с неудовлетворенностью отношением значимых взрослых и одноклассников;

- наличие у школьников ненормативных форм поведения свидетельствует о нарушении их социализированности.

Заключение

Особенности коммуникативного поведения родителей и учителей (независимо от формата - онлайн или офлайн) остаются значимыми, и в первую очередь как создающие атмосферу доверия и дружелюбия, которая необходима, чтобы школьники / дети были открыты и восприимчивы во взаимодействии со значимыми взрослыми. Необходимым является не только понимание чувств, желаний и действий школьника, но и умение проявить на действенном уровне сопереживание по отношению к нему. Тем самым реализуется экологичность коммуникативного поведения, которое зачастую в системе взаимодействия «взрослый - ребенок» определяет эффективность воспитательно-образовательной значимости взрослого.

Библиографический список

1. МудрикА. В. Социализация человека. 3-е изд., испр. и доп. М. : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2011. 624 с.

2. Дронова Т. А., Корнеева Я. А. Особенности социализированности несовершеннолетних из неблагополучных семей [Электронный ресурс] // Психология и право. 2021. Т. 11, № 3. С. 2-14. https://doi.org/10.17759/ рБу1аш.2021110301

3. Коповая О. В. Новые формы девиантного поведения подростков в современном информационном обществе // Пензенский психологический вестник PSYCHOLOGY-NEWS.RU. 2016. № 1. С. 161-165. https://doi.Org/10.17689/psy-2016.1.11

4. Панов В. И., Патраков В. Э. Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия. М. : Психологический институт РАО ; Курск :

Университетская книга, 2020. 199 с. https://doi. org/10.47581/2020/02.Panov.001

5. Li D., Zhou Y., Li X., Zhou Z. Perceived school climate and adolescent Internet addiction: The mediating role of deviant peer affiliation and the moderating role of effortful control // Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 60. P. 54-61. https://doi.org/10.1016/j.chb

6. Панов В. И., Борисенко Н. А., Капцов А. В., Колесникова Е. И., Патраков Э. В., Плаксина И. В., Суннатова Р. И. Некоторые итоги цифровизации образования на примере вынужденного удаленного школьного обучения // Педагогика. 2020. Т. 84, № 9. С. 65-77.

7. Kosaretsky S., Zair-Bek S., Kersha Yu., Zvyagintsev R. General Education in Russia During COVID-19: Readiness, Policy Response, and Lessons Learned // Primary and Secondary Education During Covid-19 / ed. F. M. Reimers. Iss. 1. Switzerlanl : Springer, 2022. Ch. 9. P. 227-261. https://doi.org/10.1007/978-3-030-81500-4_9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Кон И. С. Ребенок и общество: учеб. пособие. М. : Академия, 2003. 336 с.

9. Андреева Г. М. Социальная психология. М. : Аспект Пресс, 2002. 363 с.

10. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / пер. Е. Руткевич. М. : Медиум, 1995. 323 с.

11. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М. : Аспект Пресс, 2001. 300 с.

12. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. М. : Академический проект ; Гаудеамус, 2007. 336 с.

13. Кравцов О. Г. Культурно-историческая методология исследования девиантного и преступного поведения // Вестник РГГУ Серия «Психологические науки». 2012. № 15 (95). С. 207-217.

14. Богданович Н. В., Делибалт В. В. Специфика основных направлений деятельности психологов в системе профилактики правонарушений и защиты интересов детей // Итоги и перспективы реализации важнейших положений национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы: сб. материалов конф. / под ред. З. Ф. Драгункиной, В. В. Рубцова, Г. В. Семьи, А. С. Дубовик, А. А. Шведовской. М. : ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. С. 91-92.

15. Веракса А. Н., Бухаленкова Д. А., Чичинина Е. А., Алмазова О. В. Взаимосвязь использования цифровых устройств и эмоционально-личностного развития современных дошкольников // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 1. С. 27-40. https://doi. org/10.17759/pse.2021260101

16. Антонова Н. В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения // Вопросы психологии. 1997. № 6. С. 23-30.

17. Чижов Е. Д., Алексеев К. И. Представление о смерти и суицидальном поведении в виртуальных сообществах молодежи // Вопросы психологии. 2019. № 1. С. 78-89.

18. Jaksic I., Malinic D. Pre-service teachers' perceptions of factors contributing to school failure and their

relationship to prior personal experience of school success // Psihologija. 2019. Vol. 52, iss. 1. P. 1-20. https://doi.org/10.2298/PSI160211024J

19. Падун М. А. Регуляция эмоций и психологическое благополучие: индивидуальные, межличностные и социокультурные факторы // Психологический журнал. 2019. Т. 40, № 3. С. 31-44. https://doi.org/10.31857/ S020595920004052-3

20. Панов В. И. Субъект и субъектность: от феномена к процессуальности // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / отв. ред. В. В. Знаков, А. Л. Журавлёв. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. С. 349-356.

21. Панов В. И. Экопсихологические аспекты детства // Мир психологии. 1997. № 1. С. 55-68.

22. Панов В. И. Теоретическое обоснование экопсихо-логической (онтологической) модели становления субъектности // Становление субъектности учащегося и педагога: экопсихологическая модель / под ред. В. И. Панова. М. : ПИ РАО ; СПб. : Нестор-История, 2018. С. 61-88.

23. Суннатова Р. И. Психологическая диагностика личностного ресурса как одно из условий психолого-педагогической коррекции и предупреждения девиант-ного поведения подростков // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 8 (64). С. 42-46. https://doi.org/10.24158/spp.2019.8.6

24. Eunbi Chang, Boyoung Kim. School and individual factors on game addiction: A multilevel analysis // International Journal of Psychology. 2019. Vol. 55, iss. 5. P. 822-831. https://doi.org/10.1002/ijop.12645

25. Hirschauer A.-K., Aufhammer F., Bode R., Chasiotis A., Kunne T. Parental Empathy as a Source of Child's Scholastic Performance: Linking Supportive Parental Empathy and School Grades by Particular Aspects of Children's Self-Regulation // Why People Do the Things They Do / eds. N. Baumann, M. Kazen, M. Quirin, S. L. Koole. Gottingen : Hogrefe Publ., 2018. Ch. 21. P. 359-374.

26. Naviaux A. F., Janne P., Gourdin M. Parent-Child Co-Dependency's: Co-Laziness, Co-Suicidality, Co-Obesity and Other Dependencies: Review and Impact in Pediatric Psychology // SL Pediatrics & Therapeutics. 2020. Vol. 3, iss. 1. P. 115-119.

27. Быстрова Н. В., Казначеева С. Н., Уракова Е. А., Госельбах О. И. Особенности психологического благополучия обучающихся в образовательной среде // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 5 (39). С. 26-31.

28. Emadian S. O., Pasha N. F. The relationship between attachment style, self-concept and academic procrastination // Humanities. 2016. Vol. 3, iss. 1. P. 32-38.

29. Рубцова О. В., Панфилова А. С., Артеменков С. Л. Исследование взаимосвязи личностных особенностей игроков подросткового и юношеского возраста с их поведением в виртуальном пространстве (на примере групповой компьютерной игры

«Dota 2») // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 1. С. 137-148. https://doi.org/10.17759/ pse.2018230112

30. Зеньковский В. В. Психология детства. М. : Академия, 1996. 348 с.

References

1. Mudrik A. V. Sotsializatsiya cheloveka. 3-e izd., ispr. i dop. [Human socialization. 3rd ed.]. Moscow, Voronezh, Moscow Psychological and Social Institute Publ., MODEK Publ., 2011. 624 p. (in Russian).

2. Dronova T. A., Korneeva Ya. A. Features of the Socialization of Minors from Dysfunctional Families. Psychology and Law, 2021, vol. 11, no. 3, pp. 2-14 (in Russian). https://doi.org/10.17759/psylaw. 2021110301

3. Kopovaya O. V. New Forms of Deviant Behavior of Adolescents in the Modern Information Society. Penza psychological newsletter PSYCHOLOGY-NEWS.RU, 2016, no. 1, pp. 161-165 (in Russian). https://doi. org/10.17689/psy-2016.1.11

4. Panov V. I., Patrakov V. E. Tsifrovizatsiya informa-tsionnoy sredy: riski, predstavleniya, vzaimodey-stviya [Digitalization of the Information Environment: Risks, Ideas, Interactions]. Moscow, Kursk, Psychological Institute of Russian Academy of Education Publ., Universitetskaya kniga Publ., 2020. 199 p. (in Russian). https://doi.org/10.47581/2020/02. Panov.001

5. Li D., Zhou Y., Li X., Zhou Z. Perceived school climate and adolescent Internet addiction: The mediating role of deviant peer affiliation and the moderating role of effortful control. Computers in Human Behavior, 2016, vol. 60, pp. 54-61. https://doi.org/10. 1016/j.chb

6. Panov V. I., Borisenko N. A., Kaptsov A. V., Kolesniko-va E. I., Patrakov E. V., Plaksina I. V., Sunnatova R. I. Some results of the digitalization of education on the example of forced remote schooling. Pedagogics, 2020, vol. 84, no. 9, pp. 65-77 (in Russian).

7. Kosaretsky S., Zair-Bek S., Kersha Yu., Zvyagintsev R. General Education in Russia During COVID-19: Readiness, Policy Response, and Lessons Learned. In: Reimers F. M., ed. Primary and Secondary Education During Covid-19. Iss. 1. Switzerlanl, Springer, 2022, ch. 9, pp. 227-261. https://doi.org/10.1007/978-3-030-81500-4_9

8. Kon I. S. Rebenok i obshchestvo [Child and Society]. Moscow, Akademiya Publ., 2003. 336 p. (in Russian).

9. Andreeva G. M. Sotsialnaya psikhologiya [Social Psychology]. Moscow, Aspect Press, 2002. 363 p. (in Russian).

10. Berger P. L., Luckmann T. The Social Construction of Reality. A Treatise on Sociology of Knowledge. Harmondsworth, Penguin Books, 1966. (Russ. ed.: Moscow, Medium Publ., 1995. 323 p.).

11. Belinskaya E. P., Tikhomandritskaya O. A. Sotsial'naya psikhologiya lichnosti [Social Psychology of Personality]. Moscow, Aspekt Press Ltd., 2001. 301 p. (in Russian).

12. Shneyder L. B. Deviantnoye povedeniye detey i podrostkov [Deviant Behavior of Children and Adolescents]. Moscow, Akademicheskiy proekt Publ., Gaudeamus Publ., 2007. 336 p. (in Russian).

13. Kravtsov O. G. Cultural and historical methodology of research of deviant and criminal behavior. RSUH/ RGGU Bulletin. Series: Psychological Studies, 2012, no. 15 (95), pp. 207-217 (in Russian).

14. Bogdanovich N. V., Delibalt V. V. The Specifics of the Main Areas of Activity of Psychologists in the System of Crime Prevention and Protection of the Interests of Children. In: Dragunkina Z. F., Rubtsov V. V., Semya G. V., Dubovik A. S., Shvedovskaya A. A., eds. Itogi i perspektivy realizatsii vazhneyshikh polozheniy natsional'noy strategii deystviy v interesakh detey na 2012-2017 gody: sb. materialov konf. [Results and Prospects for the Implementation of the Most Important Provisions of the National Strategy of Action for Children for 2012-2017: collection of conference materials]. Moscow, GBOU VPO MGPPU Publ., 2015, pp. 91-92 (in Russian).

15. Veraksa A. N., Bukhalenkova D. A., Chichinina E. A., Almazova O. V. Relationship Between the Use of Digital Devices and Personal and Emotional Development in Preschool Children. Psychological Science and Education, 2021, vol. 26, no. 1, pp. 27-40 (in Russian). https://doi.org/10.17759/pse.2021260101

16. Antonova N. V. Teacher's Identity and His Communicative Features. Voprosy Psikhologii, 1997, no. 6, pp. 23-30 (in Russian).

17. Chizhov E. D., Alekseyev K. I. Notions of Death and Suicidal Behavior in Internet Communities of Young People. Voprosy Psikhologii, 2019, no. 1, pp. 78-89 (in Russian).

18. Jaksic I., Malinic D. Pre-service teachers' perceptions of factors contributing to school failure and their relationship to prior personal experience of school success. Psihologija, 2019, vol. 52, iss. 1, pp. 1-20. https://doi. org/10.2298/PSI160211024J

19. Padun M. A. Emotion Regulation and Psychological Well-Being: Individual, Interpersonal and Cultural Factors. Psychological Journal, 2019, vol. 40, no. 3, pp. 31-44 (in Russian). https://doi.org/10.31857/ S020595920004052-3

20. Panov V. I. Subject and Agency: From Phenomenon to Processuality. In: Znakov V. V., Zhuravleov A. L., executive eds. Psikhologiya cheloveka kak sub"yekta poznaniya, obshcheniya i deyatel'nosti [Human Psychology as a Subject of Cognition, Communication and Activity]. Moscow, Institute of Psychology RAS Publ., 2018, pp. 341-356 (in Russian).

21. Panov V. I. Ecopsychological Aspects of Childhood. The World of Psychology, 1997, no. 1, pp. 55-68 (in Russian).

22. Panov V. I. Theoretical Substantiation of the Ecopsycho-logical (Ontological) Model of the Formation of Sub-jectness. In: Panov V. I., ed. Stanovlenie sub"ektnosti uchashchegosia i pedagoga: ekopsikhologicheskaya model' [Formation of Student and Teacher Subjectivity: Ecopsychological Model]. Moscow, PI RAO Publ., St. Petersburg, Nestor-Istoriya Publ., 2018, pp. 61-88.

23. Sunnatova R. I. Psychological Assessment of Personal Resource as a Conditions of Psychological and Pedagogical Intervention and Prevention of Deviant Behavior in Adolescents. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics, 2019, no. 8 (64), pp. 42-46 (in Russian). https://doi.org/10.24158/spp.2019.8.6

24. Eunbi Chang, Boyoung Kim. School and individual factors on game addiction: A multilevel analysis. International Journal of Psychology, 2019, vol. 55, iss. 5, pp. 822-831. https://doi.org/10.1002/ijop.12645

25. Hirschauer A.-K., Aufhammer F., Bode R., Chasiotis A., Kunne T. Parental Empathy as a Source of Child's Scholastic Performance: Linking Supportive Parental Empathy and School Grades by Particular Aspects of Children's Self-Regulation. In: Baumann N., Kazen M., Quirin M., Koole S. L., eds. Why People Do the Things They Do. Gottingen, Hogrefe Publ., 2018, ch. 21, pp. 359-374.

26. Naviaux A. F., Janne P., Gourdin M. Parent-Child Co-Dependency's: Co-Laziness, Co-Suicidality, Co-Obesity and Other Dependencies: Review and Impact in Pediatric Psychology. SL Pediatrics & Therapeutics, 2020, vol. 3, iss. 1, pp. 115-119.

27. Bystrova N. V., Kaznacheeva S. N., Urakova E. A., Goselbah O. I. Peculiapities of psychological well-being students in educational environment. Innovative Economy: Prospects for Development and Improvement, 2019, no. 5 (39), pp. 26-31 (in Russian).

28. Emadian S. O., Pasha N. F. The relationship between attachment style, self-concept and academic procrastination. Humanities, 2016, vol. 3, iss. 1, pp. 32-38.

29. Rubtsova O. V., Panfilova A. S., Artemenkov S. L. Relationship between Personality Traits and Online Behaviour in Adolescents and Young Adults: A Research on Dota 2 Players. Psychological Science and Education, 2018, vol. 23, no. 1, pp. 137148 (in Russian). https://doi.org/10.17759/pse. 2018230112

30. Zen'kovskiy V. V. Psikhologiya detstva [Psychology of Childhood]. Moscow, Akademiya Publ., 1996. 348 p. (in Russian).

Поступила в редакцию 03.05.2022; одобрена после рецензирования 07.06.2022; принята к публикации 13.06.2022 The article was submitted 03.05.2022; approved after reviewing 07.06.2022; accepted for publication 13.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.