Перспективы Науки и Образования
Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-01/ Дата публикации: 28.02.2022 УДК 159.95
Р. И. СУННАТОВА
Феномен учебной лени старшеклассников и удовлетворенность отношением значимых близких
Введение. Феномен учебной лени обучающихся является актуальной и даже злободневной проблемой для всех субъектов образовательной системы - сложности возникают, как у обучающихся, так и у значимых взрослых. Цель: разработать и апробировать методику изучения возможных связей феномена учебной лени и оценкой школьниками удовлетворенности отношениями со значимыми близкими.
Материалы и методы. Исследование выполнено в контексте методологии экопсихологического подхода к пониманию развития психики, в котором активность личности определяет становление субъекта учебной деятельности. В исследовании приняли участие 269 обучающихся 7-11 классов общеобразовательной Московской школы. Школьникам были предложены две методики, направленные на изучение: феномена учебной лени, а также личностного ресурса, включая оценку отношения значимых взрослых и одноклассников. Методы математической статистики: коэффициенты Альфа Кронбаха и г-Спирмена.
Результаты исследования. Методика «Учебная лень или, Причины нежелания учиться» была апробирована на 269 учащихся 8-11-х классов; вторая методика «Личностный ресурс становления субъектности» прошла апробацию на 402 учащихся 7-11 классов. В предлагаемой статье используются результаты третьего блока - оценка школьниками отношения значимых взрослых и одноклассников. Результаты корреляционного анализа показывают наличие статистически значимых связей между выделенными причинами учебной лени и характером оценки удовлетворенности отношениями со значимыми людьми, а именно: неудовлетворенность отношением учителей (-0,508), с родителями (-0,467); плохое самочувствие школьника в школе (-0,401) и в семье (-0,414); низкий уровень понимание смысла школьной учебы (-0,302) и в семье (-0,376) при уровне значимости р <0,001.
Обсуждение результатов и заключение. Предположение о том, что феномен учебной лени и оценка школьниками значимых отношений могут рассматриваться, как связанные явления, подтвердилась. Выявлено, что удовлетворенность отношением значимых взрослых будет способствовать активности школьника в учебной деятельности. Методика «Учебная лень, или Причины нежелания учиться» может рассматриваться как инструмент организации коррекционного психологического пространства в области оптимизации учебной деятельности школьников.
Ключевые слова: экопсихологический подход к пониманию развития психики, учебная активность старшеклассников, феномен учебной лени, удовлетворенность отношением значимых взрослых и одноклассников
Ссылка для цитирования:
Суннатова Р. И. Феномен учебной лени старшеклассников и удовлетворенность отношением значимых близких // Перспективы науки и образования. 2022. № 1 (55). С. 410-425. 10.32744/р$е.2022.1.26
Perspectives of Science & Education
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-01/ Accepted: 16 October 2021 Published: 28 February 2022
R. I. SUNNATOVA
The phenomenon of high school students' academic laziness and satisfaction with the attitude of significant relatives
Introduction. The phenomenon of students' academic laziness is an urgent and even topical problem for all subjects of the educational system - difficulties arise both for students and significant adults. The research purpose is to develop and test a methodology for studying the possible links between the phenomenon of academic laziness and students' assessment of satisfaction with relationships with significant relatives.
Materials and methods. The study was conducted in the context of the methodology of the ecopsychological approach to understanding the development of the psyche, in which the activity of an individual determines the formation of a subject of educational activity. The study involved 269 students in grades 7-11 of the Moscow general education school. Schoolchildren were offered two methods aimed at studying the phenomenon of academic laziness, as well as a personal resource, including an assessment of the attitude of significant adults and classmates. Methods of mathematical statistics such as Cronbach's alpha and Spearman's rank correlation coefficient were used.
Research results. Methodology "Academic Laziness or Reasons for Unwillingness to Learn" was tested on 269 students in grades 8-11; the second methodology "Personal Resource of Subjectivity Formation" was tested on 402 students in grades 7-11. The proposed article uses the results of the third block - students' assessment of the attitude of significant adults and classmates. The results of the correlation analysis show statistically significant relationships between the identified causes of academic laziness and the nature of the assessment of satisfaction with relationships with significant people, namely: dissatisfaction with the teachers' attitude (-0.508), relationships with parents (-0.467); poor health of a schoolchild at school (-0.401) and in the family (-0.414); low level of understanding of the meaning of schooling (-0.302) and in the family (-0.376) at a significance level p<0.001.
Discussion of results and conclusion. The assumption that the phenomenon of academic laziness and students' assessment of significant relationships can be considered as related phenomena was confirmed. It was revealed that satisfaction with the attitude of significant adults will contribute to the student's learning activity. The methodology "Academic Laziness, or Reasons for Unwillingness to Learn" can be considered as a tool for organizing a corrective psychological space in the field of optimizing the schoolchildren's educational activities.
Keywords: ecopsychological approach to understanding the development of the psyche, high school students' learning activity, the phenomenon of academic laziness, satisfaction with the attitude of significant adults and classmates
For Reference:
Sunnatova, R. I. (2022). The phenomenon of high school students' academic laziness and satisfaction with the attitude of significant relatives. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 55 (1), 410-425. doi: 10.32744/pse.2022.1.26
_Введение
Учебная лень или нежелание учиться школьников проблема давняя и, создающая определенные трудности, как для самих обучающихся, так и для значимых взрослых - родителей и педагогов. Традиционно в психолого-педагогической литературе этот феномен обозначается, как сниженная учебная мотивация, а в обыденном представлении чаще определяется как личностная характеристика школьника. Обращения родителей и педагогов к психологу с жалобами на лень обучающихся довольно распространенное явление. В общенациональном российском исследовании ^Р. Averin, МА. Sushko образовательного поведения школьников путем анкетирования 1500 родителей учащихся 1-11-х классов в 22-х субъектах Российской Федерации утверждается, что одной из основных причин низкой успеваемости учащихся является их лень как отсутствие желания прилагать усилия для получения школьных знаний Успеваемость учащихся резко ухудшается при переходе с 1-го класса на старшие классы, опускаясь до самого низкого уровня в 9-м и 10-м классах [1].
В психологической литературе исследований, нацеленных на изучение феномена лени, оказалось не мало, но при этом определения этого феномена настолько различны, например, лень - основа всех грехов человека и - лень, как условие креативности личности.
В современной психологии все большую популярность приобретает изучение про-крастинации - привычки откладывать выполнение запланированных дел на потом, промедления в принятии решений. Можно предположить, что психологические механизмы, стоящие за ленью и прокрастинацией, во многом сходны. А.Н. Курденко в своей статье «Прокрастинация и лень: психологическое содержание понятий» пишет, что среди признаков, объединяющих представителей обеих групп: прокрастинатора и личности, склонной к проявлениям лени, можно обозначить нарушенный регуля-торный компонент, эмоциональную неустойчивость (импульсивность), стремление к избеганию трудностей [2].
Предметом нашей работы стал феномен учебной лени старшеклассников как эмоционально-действенное состояние личности, блокирующее активность в учебной деятельности, являющуюся важнейшим условием становления субъектности школьника. Была поставлена цель разработки авторской методики диагностики учебной лени в контексте методологии экопсихологического подхода к пониманию развития психики [3,4], в котором активность личности, в частности субъекта учебной деятельности, выступает показателем уровня становления его субъектности. Для ответа на основной вопрос, связанный с феноменом учебной лени, как блока активности, необходимо изучение различных детерминант ее проявления. Такой подход позволит не только понять в чем специфика лени, проявляемой, как правило, в бездействии, но и вскрыть ее психологическую сущность, как состояния личности, определяющего особенности поведения. Отличительной особенностью авторской методики «Учебная лень, или Причины нежелания учиться» является дифференциация внутриличностных причин снижения учебной активности, т.е. выявление психологической специфики лени как бездействия, которое определяется неким личностным статусом.
В.И. Панов раскрывая суть экологического подхода к ребенку в системе образования, указывает, что он должен заключаться в том, чтобы «логика организации образо-
вательных сред и построения технологий обучения соответствовала бы общеприродным закономерностям физического, психического, социального и духовного развития детей. Именно соответствие условий развития ребенка общеприродным закономерностям развития Человека должно составлять основную проблему экологии детства и экопсихологии развития» [5, с. 62].
Когда речь идет об экологичности коммуникативного поведения педагогов имеется в виду в первую очередь реализация уважения личности обучающегося и создание субъект - совместного и/или субъект - порождающего типов взаимодействия со школьниками. Компетенциями педагога, определяющими конструктивные типы взаимодействия, В.И. Панов определяет «умение встать в рефлексивную (самоосознающую) позицию ..., то есть от педагогов требуется осознанное (рефлексивное) понимание того, на какие дидактические принципы, а также психологические закономерности и особенности развития, учащихся необходимо опираться в своей работе» [6, с. 122]. Иными словами, рефлексивное понимание и реализация педагогом субъект-совместного и/или субъект-порождающего типов взаимодействия будет способствовать реализации уважения личности обучающегося, что в свою очередь детерминирует его учебную активность. Потому исследовательской целью стало выявление возможных связей причин возникновения учебной лени с оценкой школьников отношения значимых взрослых и одноклассников.
Для решения исследовательских задач, необходимо провести анализ психолого-педагогических исследований и определить внутриличностные детерминанты, блокирующие учебную активность школьников, как условия становления субъектности школьника.
Гипотезами исследования являются предположения, что феномен учебной лени или причины нежелания учиться и оценка школьниками значимых отношений могут рассматриваться, как связанные явления. Возможно, удовлетворенность отношением значимых взрослых будет способствовать активности школьника в учебной деятельности. Необходимость создания авторской методики, связана, в первую очередь с различиями в методологическом подходе, а именно в нашем исследовании - активность личности, как показатель становления/реализации субъектности, в частности субъекта учебной деятельности, в соответствии с экопсихологическим подходом к пониманию развития психики В.И. Панов [4; 6]. Также ставилась цель создания методики, которую можно использовать не только при решении исследовательских задач, но и, что важно для решения задач, связанных с трудностями, возникающих у школьников, их родителей и учителей в связи с учебной ленью.
_Обзор источников
В психологической литературе имеются различные методики, направленные на выявление лени. Д.А. Богданова и С.Т. Посохова создали анкету «Саморегуляция проявления лени», предназначенную для выявления уровня саморегуляции подростков в наиболее распространенных ситуациях проявления лени; модификация методики «Незаконченные предложения», основанной на принципе вербального завершения, предназначена она для выявления индивидуального отношения к лени; методика самооценки лени - выявление самооценки уровня лености и методика экспертной оценки лености, для определения уровня лености людей путем опроса нескольких
экспертов, хорошо знающих этих людей, которая является вариантом методики самооценки лени [7-9].
В отличие от существующих методик, создаваемый нами опросник, нацелен на изучение внутриличностных причин пассивности/отсутствия активности в учебной деятельности или феномена «учебной лени» у обучающихся, что позволит не только понять в чем специфика лени, проявляемой, как правило, в бездействии, но и вскрыть ее психологическую сущность, как эмоционально-действенного состояния личности, определяющего характер поведения и, соответственно, особенности становления субъектности.
На основе анализа литературы, посвященной изучению различных толкований лени, мы выделяем следующие возможные причины или условия, предопределяющие проявление лени, которые и составили шкалы методики.
И.С. Якиманская, В.В. Воробьева рассматривают лень как низкий уровень мотивации к чему-либо, определяя, что лень - это не отсутствие желания что-то делать, а желание что-то не делать [9]. В исследовании Т.М. Тронь показано, что существует взаимосвязь параметров академической прокрастинации с психическими состояниями, уровнем субъективного контроля, учебной мотивацией и успеваемостью у студен-тов-прокрастинаторов [10]. Ряд зарубежных исследований также приходят к выводу о связи академической успеваемости с мотивацией к учебе у студентов университетов и у учащихся одиннадцатого класса средней школы [11; 12]. На основании этого анализа мы решили выделить такое условие, предопределяющее проявление не желания учиться, как низкий уровень понимания значимости и смысла учебы в школе. У школьников отсутствует или слабый уровень интереса к учебе, нет осознания, понимания значимости школьного обучения. Школьники так и определяют время, проведенное в школе, как не значимое, бесполезное. С их точки зрения знания получают от репетиров, нацеленных на исключительно нужные учебные дисциплины.
На основе психологических представлений С.Л. Рубинштейна об активной роли субъекта деятельности О.А. Конопкиным развивалось представление о саморегуля-
W W W л
ции, как произвольной, осознанной регуляции субъектом своей деятельности. Сущностью этого процесса является осознанное и целенаправленное формирование моделей среды, программирование предстоящих действий, контроль над результатами, в целом обеспечивающие достижение цели деятельности. В активном поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регулятор-ная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации [13]. В исследовании Е.В. Чугуй и С.А. Кащенко показано, что леность, проявляемую подростками можно рассматривать как нарушение саморегуляции [14]. Р.В. Овчарова выявила взаимосвязь проявлений лени и конфликта саморегуляции у подростков, в частности корреляция неспособности и низкой способности к преодолению лени с неразвитостью всех компонентов саморегуляции [15]. К аналогичным результатам приходит Д.А. Богданова, утверждая, что внешнее проявление лени: отказ или уклонение от деятельности, происходят из-за переживания невозможности установить требуемое соответствие вследствие нарушения или недостаточного развития механизмов саморегуляции [7]. В исследовании R. Birzina, D. Cedere, L. Petersone, посвященного изучению факторов, влияющих на адаптацию студентов первого курса к естественнонаучным занятиям в высших учебных заведениях, показано, что студентам часто не хватает навыков для планирования своего времени, и они не могут определить свои
приоритеты в ходе учебы. Результаты исследования подтверждают, что уровень академической неуспеваемости среди студентов влияет на связь между плохими учебными привычками: плохими учебными навыками, плохим управлением временем и неумение определять и расставлять приоритеты [16]. В исследовании Л.А. Забродиной и Ю.Р. Мухиной, нацеленном на выявление взаимосвязи особенностей прокрастинации с индивидуально-личностными характеристиками студентов показано, что отсутствие или недостаточное формирование навыков самоконтроля и планирования часто приводит к тому, что самостоятельное выполнение необходимых заданий откладывается на более поздние сроки [17].
На основе приведенного анализа мы сочли целесообразным включение двух шкал, связанных с выявлением наличия значимости учебной деятельности в школе с условным названием «не нужно» и шкалы, нацеленной на выявление способности саморегуляции в рамках учебной активности с условным названием «трудно самоорганизоваться». Примеры утверждения из опросника: «Не хочется заниматься делом, когда понимаешь, что пользы и смысла для себя в этом нет», «Я не могу назвать себя целеустремленным, когда речь идет об учебе». Из шкалы саморегуляции пример: «Бывает, мой замысел не совпадает с его воплощением, и потому я бросаю дело». Потому первая шкала нашей методики с условным названием «Не нужно» позволяет выявить наличие/отсутствие понимания и интереса к школьной учебе, а вторая шкала - особенности сформированности системы осознанной саморегуляции поведения и деятельности человека с условным названием «трудно самоорганизоваться».
Следующий ряд исследований авторов, чьи работы посвящены изучению природы учебной лени, причин возникновения и связи с другими характеристиками личности, мы объединили, как условия, связанные с особенностями системы самоотношения. Опираясь на базовые положения теории диспозиционной регуляции социального поведения, И.С. Кон определяет самоуважение как эмоциональный компонент, как «личное ценностное суждение, выраженное в установках индивида к себе (одобрении или неодобрении), которые указывают, в какой мере индивид считает себя способным, значительным, преуспевающим и достойным» [18]. Отношение личности к себе оказывает влияние на проявление социальной активности личности, обусловливает ее адекватность и дифференцированность.
В исследовании С.Т. Посоховой лень рассматривается как ресурс преодоления психологической уязвимости личности. С точки зрения цитируемого автора, внешне лень проявляется в отказе или уклонении от деятельности, внутренне - в переживании невозможности установить необходимое соответствие между требованиями реальности и ее личностным смыслом. Благодаря лени временно ограничивается поток повседневных переживаний, событий, которые повышают психологическую уязвимость [8]. В исследовании О.А. Михайловой в качестве личностных детерминант лени фигурируют низкая самооценка, неуверенность, эмоциональная чувствительность, приоритет гедонизма и безопасности в иерархии личностных ценностей [19]. Целью исследования I. ShahS, A. Mumtaz, A. Chughtai было изучение связи оценки обучающимся субъективного счастья и медлительности в учебе (прокрастинации) и определение их взаимосвязи. Вывод, который важен в рамках обсуждаемый проблемы заключается в том, что обучающихся, оценивающие себя, как несчастных и, которым свойственна прокрастинация составляют основную часть студенческого сообщества, а отсутствие досуга усугубляет стрессовое состояние и соответственно ведут к плохой успеваемости [20].
На основе анализа этого ряда исследований, нами выделены следующие условия, предопределяющие проявление лени и соответствующие шкалы создаваемой методики:
• отсутствие веры в себя (условное название шкалы «не смогу», зачем что-либо предпринимать, когда все равно не смогу это сделать) - школьник не уверен в самом себе, в своих силах, в том, что он сможет успешно справиться с предстоящим делом. Пример утверждения: «Я часто испытываю чувство тревоги за выполнение какого-либо задания»;
• школьник, интерпретирует свои достижения и неудачи внешними факторами, откладывает или не делает что-либо, поскольку считает, что многое зависит не от него, а от других людей или обстоятельств. Дж. Роттером и его последователями как особый, фундаментальный тип обобщенных ожиданий, рассматривается локус контроля, как степень понимания человеком причинных взаимосвязей между собственным поведением и достижением желаемого. Поскольку экстерналы не чувствуют себя способными как-либо влиять на свою жизнь, определять и контролировать развитие событий, то, скорее всего, такое состояние может выступать барьером для проявления активной жизненной позиции. Примеры утверждений шкалы с условным названием «не от меня зависит»: «Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной в школе»;
• деструктивное психофизиологическое состояние школьника (условное название шкалы «не получается»), характеризующееся переутомлением, сниженным настроением, низким уровнем активации и тонуса. Состояния человека подразделяются на эмоциональные, активационные (уровень функционирования центральной нервной системы), тонические (отражают тонус, ресурс сил человека) и тензионные виды (выражают степень напряжения) и все они включают в себя характеристики друг друга. Тонус ощущается как наличие или отсутствие энергии, возможность продвигаться к поставленным целям, активно реагировать на возникающие трудности. Пониженный тонус - низкая работоспособность, усталость, несобранность, вялость и инертность. Постоянные нарушения цикла сна и бодрствования (тоническое состояние) формирует довольно распространенное расстройство циркадных (суточных) ритмов, что приводит к ощущению постоянной дневной сонливости и усталости, а это приводит к снижению эффективности любой деятельности (учебной, трудовой, спортивной и т.д.) и соответственно к появлению лени.
В.Н. Мясищев доминирующую эмоцию - чувственный тон характеризует как составляющую настроения. Положительный эмоциональный фон - веселое, жизнерадостное, повышенное настроение; отрицательный - грустное, подавленное, пониженное настроение. Пониженное настроение в мягкой форме - это угасание интереса и жизненных сил, в резкой - демонстрация своего недовольства. В настроении в эмоциональной форме представлен мотивационный компонент, что позволяет сделать вывод о том, что пребывание в том или ином настроении влияет на желание человека выполнять определенную деятельность [21].
Таким образом, от особенностей состояния человека зависит эффективность жизнедеятельности в целом, в таком случае, проявление лени не всегда может рассматриваться как деструктивное явление, скорее это некий сигнал, свидетельствующий о возможном неблагополучном состоянии личности. В этом случае, как, впрочем, и предыдущих, лень выполняет функцию предупреждения о наличии психологических
сбоев, свидетельствующих о необходимости обратить внимание на то, почему именно школьнику не хочется что-либо делать, почему не хочется быть активным. Примеры утверждений шкалы «не получается»: «Я замечаю, что из-за «плохого» настроения мне ничего не хочется делать».
Любопытные данные получены M. Soomro, S. Memon, M. Shaikh, А. Channa при изучении, как воздух в учебных помещениях влияет на успеваемость учеников. Авторы показали, что большинство учителей согласны с тем, что качество воздуха в помещении влияет на состояние учеников (головная боль, сонливость), производительность учителей, влияет на концентрацию учеников на учебе, вызывает лень в классе и влияет на рост памяти [22].
И последний блок исследований, нацеленных на выявление возможных связей характера отношения школьника со значимыми взрослыми - родителями и учителями. Как правило, неудовлетворенность отношениями в этом возрасте может выступать достаточно серьезным условием для возможных нарушений в развитии активности личности. Например, уход в себя, или\и неприятие себя. В исследовании Е.Д. Чижова, К.И. Алексеева, посвященного изучению дискурса смерти в молодежных интернент-сообществах, связанных с тематикой суицида, показано, что «самые частотные темы оказались связаны с другими людьми - как значимыми Другими, так и обществом в целом. Другие люди возникали и в контексте проблемных ситуаций (непонимание, отсутствие поддержки, стигматизация, издевательства), и в контексте защитных факторов (любовь значимых других, поддержка). Значит, возникновение суицидального поведения могло, как провоцироваться и стимулироваться значимыми Другими, так и блокироваться ими. Такие результаты подтверждают положение о ведущей роли других людей в суицидальном поведении молодежи» [23, с. 87].
В исследованиях S. Emadian, N. Pasha и A. Hirschauer, F. Aufhammer; R. Bode, A. Chasiotis, T. Künne доказана взаимосвязь между стилем привязанности, я-концепцией и академической прокрастинацией [24-25]. Родительское сочувствие к ребенку рассматривается как источник его успеваемости в школе. A. Carballo-Fazanes, J. Rico-Díaz, R. Barcala-Furelos, E. Rey, J. Rodríguez-Fernández, C. Varela-Casal провели исследование, одним из важных выводов которого является положение о том, что существуют связи между занятиями спортом и участием родственников в физической активности, а также положительным чувством удовлетворения, связанным с физическим воспитанием, преподаваемым в школах. Влияние привычек родственников играло важную роль в формировании положительного чувства удовлетворения, связанного с физическим воспитанием [26].
На основании результатов приведенных исследований, мы сформировали две шкалы: неудовлетворенность отношением педагогов к учащимся. С точки зрения учеников, им не хватает со стороны учителя одобрения и позитивного внимания. Условное название шкалы «и не буду делать», поскольку именно в такой эмоционально окрашенной форме наиболее четко отражается реакция школьника на атмосферу взаимодействия «учитель-ученик». Школьники в процессе проводимых встреч говорили следующее: «Все равно учителя будут недовольны мной», «Учитель и не заметит мои старания, видит только ошибки», «Из-за отношения не хочется идти на урок» и т.п. высказывания школьников лежат в основе этой шкалы.
Следующая шкала нацелена на выявление насколько отношение значимых взрослых (родителей в первую очередь и педагогов), способствует инфантили-зации школьника, которая характеризуется незрелостью эмоционально-волевой
сферы, что выражается в несамостоятельности решений и действий, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе. При отсутствии нацеленности у значимого взрослого формирования самостоятельности и ответственности за учебу, школьник постепенно приходит к убеждению, что «взрослые помогут» и особенно в тех трудных ситуациях, которыми полна школьная жизнь.
Нами была сформулирована еще одна шкала с условным названием, слова в котором взяты из лексикона современной молодежи - «не хочется и не стоит напрягаться». Речь идет о таком эмоционально-действенном состоянии, когда усилия над собой, с точки зрения школьника, не нужны. Как родители, так и педагоги отмечают, что стало распространенным и даже среди детей начальной школы, когда «заставить себя, превозмочь нежелание что-либо делать» становится для школьника невозможным.
С точки зрения Э. Фромма, в ХХ в. характер человека стал отличаться значительной пассивностью и ориентацией на ценности рынка. Сам человек превратился в товар, и рассматривает себя, свою жизнь, свои способности и возможности как капитал, который необходимо выгодно продавать. Если, кроме рыночных проблем, человек не имеет никаких других интересов и сфер приложения своих сил, то он может утратить смысл жизни. Вследствие смыслового вакуума, с точки зрения Э. Фромма развиваются лень и скука [27]. Развитие лени связано также с девальвацией интеллектуальных и физических усилий при достижении поставленной цели. Как результат бессмысленности и отчужденности возникает стремление к абсолютному безделью и получению удовольствия [27]. Работа школьным психологом и консультирование родителей и педагогов по поводу проблем развития детей и подростков, позволяет констатировать, что на сегодняшний день еще более явно и повсеместно можно отметить, что преодоление трудностей, даже самых незначительных вызывает у многих школьников реакцию отторжения и дистанцирования.
Таким образом, учебная лень может быть связана с негативным самоотношением школьника, с нарушением процесса осознанной саморегуляции и т.д.; вместе с тем, возможна, полидетерминированность лени, как характеристики поведения. Лень внешне проявляется, почти одинаково - блокируется активность человека, не выполняется та или иная деятельность, откладывается выполнение деятельности, а внутренне - за проявлением одного и того же поведения лежат различные психологические причины и их индивидуальные особенности, способствующие проявлению учебной лени.
_Материалы и методы
В сентябре 2020-2021 учебного года было проведено исследование, в котором участвовало 269 учащихся 8 - 11 классов Московской общеобразовательной школы. На этом этапе эмпирического исследования мы не ставили задачу выявления гендерных и возрастных различий, поскольку методика «Учебная лень, или Причины нежелания учиться» должна была пройти апробацию. Исследование включало два этапа: на первом сбор информации; на втором - были проведены встречи с обучающимися с целью ознакомления и обсуждения полученных данных (с соблюдением правил конфиденциальности).
_Результаты исследования
В таблице №1 представлены показатели дескриптивной статистики методики «Учебная лень или, Причины нежелания учиться»
Таблица 1
Показатели дескриптивной статистики методики «Учебная лень или, Причины нежелания учиться»
№ Шкалы Асимметрия Эксцесс Альфа Кронбаха Тест Колмогорова-Смирнов
1 Снижение осознания значимости обучения в школе — «Не нужно» ,111 -,108 ,791 ,077
2 Неуверенность в себе — «Не смогу» ,183 -,340 ,773 ,079
3 Экстернальный локус контроля — «Не от меня зависит» ,140 -,476 ,781 ,073
4 Психофизиологическое состояние — «Нет сил, неважное самочувствие» -,231 -,394 ,796 ,055
5 Несформированность осознанной саморегуляции - «Трудно самоорганизоваться» ,349 -,265 ,783 ,080
6 Неудовлетворенность отношением учителей — «И не буду делать» -,037 -,088 ,785 ,074
7 Инфантилизация характера школьника ,178 ,082 ,850 ,079
8 Стремление к комфорту ничего, не делая ,123 -,188 ,795 ,060
Примечание: Ошибка асимметрии ,158; Ошибка эксцесса ,316. Альфа Кронбаха по всей методике ,817
В таблице № 2 представлен результат процентного анализа выявленных причин, с точки зрения школьников, почему не хочется выполнять учебные задания.
Таблица 2
Результаты по методике «Учебная лень или, Причины нежелания учиться» школьников 8 - 11 классов (в %; п = 269)
Уровень Шкалы методики
Понимание смысла учебы Самоотношение Локус контроля Самочувствие Саморегуляция Отношение педагов Инфантилизация Гедонизм
Высокий 33,1 17,9 14,9 30,4 19,4 25,0 21,5 15,6
Средний 54,4 57,5 48,3 57,2 52,3 52,4 55,4 60,6
Низкий 11,3 24,1 35,8 11,7 27,6 21,9 22,8 22,8
33,1 % обучающихся не видят смысла в школьной учебе, не понимают значимости и важности этой формы обучения, считают, что «зря тратят время» - это лидирующая причина нежелания учиться. Школьники считают, что много ненужных дисциплин, неоправданное количество домашних заданий, в особенности отмечают бесполезность рефератов, которые они «просто» скачивают с интернета. На втором месте - плохое
самочувствие и отсутствие сил и бодрости - 30,4% опрошенных, иными словами треть обучающихся чувствует упадок сил. На третьем месте - 25,0% респондентов отмечают отсутствие или низкий уровень одобрения и положительного внимания со стороны педагогов, в особенности, когда имеют место ошибки при выполнении учебных заданий, не понимание нового или сложного учебного материала. Особо надо обратить внимание и на проценты низкого уровня: лишь у 11,3 % учащихся 8-11-х классов выявлена мотивация к учебной деятельности и 1,7 % школьников оценили свое самочувствие как благополучное.
/ч V V V \J f
Следующей авторской методикой, с результатами которой был проведен корреляционный анализ, «Личностный ресурс становления субъектности» позволяет выявить личностные особенности школьников, как условие, предопределяющее становление субъектности. В рамках задач, обсуждаемых в предлагаемой статье, остановимся на третьем блоке методики - удовлетворенность школьника взаимоотношениями со значимыми людьми (семья, педагоги и одноклассники). Поскольку одной из задач, предъявляемой нами к этой методике была возможность выявления ресурса, определяющего становление субъектности обучающихся, мы посчитали необходимым обратить исследовательское внимание на удовлетворенность школьников отношением значимых взрослых (родители и педагоги) и удовлетворенность отношениями со сверстниками, как возможного ресурса активности. Надо отметить, что при оценивании удовлетворенности отношением педагогов к школьникам, акцент делался не на отношении, связанного с выставлением отметок ученикам на уроках, а в целом характера восприятия детей, как личности.
Поскольку основные результаты описательной статистики соответствуют необходимым показателям надежности, то можно перейти к решению ряда исследовательских задач. Показатели внутри шкальной согласованности Альфа-Кронбаха блока «Удовлетворенность школьника взаимоотношениями со значимыми людьми» методики «Личностный ресурс становления субъектности» составляет: с одноклассниками (0,720); с учителями (0,775) и в семье (0,816). Другие показатели дескриптивной статистики показывают целесообразность при корреляционном анализе использование непараметрического критерия Спирмена.
Таблица 3
Связи между характером оценки значимых отношений и причинами нежелания учиться у школьников 8 - 11 классов (п=269)
№ -——_______^^Оценка отношений Причины лени ———_________ Отношение одноклассников Отношение учителей Отношение в семье
1 Не понимание смысла школьной учебы -,198* -,302** -,376**
2 Отсутствие веры в себя -,336** -290** -451**
3 Экстернальный локус контроля -,335** -,311** -,516**
4 Состояние: плохое самочувствие -,186* -,401** -,414**
5 Несформированность осознанной саморегуляции -,257** -,199* -,376**
6 Неудовлетворенность отношением учителей -,207** -,508** -,467**
7 Стремление к комфорту ничего не делая -,099 -,286** - 289**
Примечание: * - уровень значимости при р <0,05; **- уровень значимости при р <0,001; не отмеченные - нет значимости.
Результаты корреляционного анализа показывают наличие статистически значимых связей между выделенными нами причинами поведения, характеризующегося обыденным словом «лень» и характером оценки удовлетворенности отношениями со значимыми людьми, а именно: с одноклассниками, с учителями и с родителями. Выявлено, что лень, как модель поведения является производной от определенных психологических условий, характеризующих эмоционально-действенное состояние, блокирующее активность субъекта, в данном случае в учебной деятельности.
_Обсуждение результатов
Приведем примеры исследований других авторов, результаты которых в определенной мере аналогичны нашим результатам. Результаты исследования A. Naviaux, P. Janne, M. Gourdin также демонстрирующие глубокие связи между родителями и детьми. Авторы цитируемого исследования приходят к аналогичному выводу, что трудно переоценить влияние отношения родителей к своим детям и то, как оно предопределяет поведение детей [28]. Исследование S. Sarvestani представляет собой классический пример изучения конкретного случая - «Как я мог бы решить проблему отсутствия интереса и внимания Махди к выполнению домашних заданий: исследование действий». Это исследование проводилось для решения проблемы одного из шестиклассников начальной школы. Цель состояла в том, чтобы направить учащегося к решению учебных задач и вызвать интерес к выполнению задания, что поможет нивелировать лень ученика [29]. По результатам нашего исследования одной из основных причин, блокирующих учебную активность, является низкий уровень интереса к школьному обучению и понимания значимости его для личностного развития обучающихся.
В исследовании A. Carballo-Fazanes и соавт. у студентов университетов недостаток времени и лень были основными причинами отказа от физических упражнений. Были установлены значимые ассоциации между отсутствием физической активности и временем, проведенным перед экранами, временем учебы, чувством слабости и курением; а также выявлены связи между занятиями физической активностью и активностью родственников в спорте [26]. Исследователями выявлено, что привычки родственников играют важную роль в физической активности обучающихся.
Целью исследования I. Jaksic, D. Malinic было изучить представления учителей до начала работы в школе о факторах, которые способствуют возникновению неуспеваемости в школе, и их связи с предыдущим личным опытом школьных успехов. Результаты качественного анализа цитируемых авторов показывают, что мнение учителей в определенной мере совпадает и с нашими результатами, в котором принимали участие школьники. Учителя до начала работы объясняют неуспеваемость в школе отсутствием у обучающихся интереса и мотивации. Вслед за этим следовали такие факторы, как неподготовленность учителей к методике преподавания, недостаточная заинтересованность учащихся и лень, а также отсутствие у родителей решимости помогать своим детям дома. Авторы свидетельствуют, что результаты их исследования в определенной степени согласуются с другими исследованиями, связанными с восприятием учителями факторов, связанных с неуспеваемостью в школе и ссылаются на работы Георгиу и др., Петерсен [цит. по 30], в котором был сделан вывод о том, что учителя считают отсутствие интереса учащихся одной из основных причин второгодничества. Эти учителя возлагают ответственность за неудачи не только на учеников, но и на их
родителей, сверстников и жизненные обстоятельства [30]. Хотя нельзя оспаривать, что отсутствие мотивации учащихся может быть вызвано факторами, не связанными со школой, причинные факторы низкой успеваемости в школе, которые, по утверждению учителей, связаны исключительно с отсутствием мотивации учащихся, неоправданны. Когда «неуспеваемость объясняется просто как «отсутствие мотивации», тонкий смысл состоит в том, чтобы обвинить ученика» [30, с. 4].
В школе, в которой был проведен опрос, далее были проведены консультативные встречи с обучающимися каждого класса отдельно с целью ознакомления и обсуждения полученных данных. Конфиденциальность персональных данных была соблюдена следующим образом: всем ученикам были розданы его личные данные. Для «прочтения/понимания» данных предлагался ключ. Также обучающиеся были ознакомлены с общей картиной полученных результатов по школе. После было обсуждение не только каждой из причин, ведущей к проявлению лени, ученикам также предлагались рекомендации по нивелированию этих причин. Аналогичные встречи были организованы с классными руководителями и родителями, на которых больший упор был сделан на то, каким образом значимые взрослые могут содействовать нивелированию причин, из-за которых школьники «ленятся».
Заключение
Исследование, посвященное изучению феномена учебной лени или причин нежелания учиться у старшеклассников, как эмоционально-действенное состояние личности, блокирующее активность в учебной деятельности, предполагало вначале решение методической задачи - создание методики, позволяющей выявить причины учебной лени. Отличительной особенностью авторской методики «Учебная лень, или Причины нежелания учиться» является дифференциация внутриличностных причин снижения учебной активности, т.е. выявление психологической специфики лени как бездействия, которое определяется неким личностным статусом.
Выявлено, что удовлетворенность отношением значимых взрослых будет способствовать активности школьника в учебной деятельности. Полученные эмпирические результаты демонстрируют, что экопсихологический подход к изучению типов взаимодействия в системе «взрослый - обучающийся» раскрывает, что умение значимого взрослого встать в рефлексивную позицию по отношению к школьнику, способствуют его учебной активности.
Методика «Учебная лень, или Причины нежелания учиться» может рассматриваться как инструмент организации коррекционного психологического пространства в области оптимизации учебной деятельности старшеклассников и личностного развития всех субъектов образовательного процесса посредством обсуждения диагностических данных в информационном и консультативном форматах.
_Благодарности
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 20-013-00667 А «Личностный ресурс становления субъектности старшеклассников в современных условиях школьного обучения».
ЛИТЕРАТУРА_
1. Averin Y. P., Sushko V. A. Students' Behaviour in Relation to Learning and Factors Shaping it in the Modern Russia Conditions // Astra Salvensis - revista de istoriesicultura. 2018. Т. 6. С. 75-82.
2. Курденко А.Н. Прокрастинация и лень: психологическое содержание понятий // PEM: Psychology. Educology. Medicine, 2019.
3. Панов В.И. От экологической психологии к субъект-средовым взаимодействиям в коллективной монографии: Субъект-средовые взаимодействия: экопсихологический подход к развитию психики / под. ред. М.О. Мдивани. М.: Издательство «Перо», 2017. С. 4-14.
4. Панов В.И. Субъект и субъектность: от феномена к процессуальности // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / Отв. ред. В. В. Знаков, А. Л. Журавлёв. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. С. 341-356.
5. Панов В.И. Экопсихологические аспекты детства // Мир психологии, 1997, №1. С.55-67.
6. Панов В.И. Экопсихология: Парадигмальный поиск. М.; СПб.: Психологический институт РАО; Нестор-История, 2014. 304 с.
7. Богданова Д.А. Психологическая диагностика лени как конфликта саморегуляции // Справочник практического психолога. Психодиагностика / под общ. ред. С.Т. Посоховой. М.; СПб., 2005. С. 594-619
8. Посохова С. Т. Лень как ресурс преодоления психологической уязвимости личности // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие: Материалы V Международной научной конференции, Кострома, В 2 т. Кострома: Изд-во «Костромской государственный университет», 2019. С. 108-112.
9. Якиманская И.С., Воробьева В.В. Психология лени: постановка проблемы. URL: http://svitk.ru/004_book_ book/8b/1956_yakimanskaya-psihologiya_leni.php (дата обращения: 1.09.2021)
10. Тронь Т.М. Взаимосвязь параметров академической прокрастинации с психическими состояниями, уровнем субъективного контроля, учебной мотивацией и успеваемостью у студентов-прокрастинаторов // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 11-1 (65).
11. Hamdan-Mansour, Ayman M., Shaher H. Hamaideh, Saleh N. Azzeghaiby, Salah I. Hanouneh, and Ahmad E. Aboshaiqah. Psychosocial Correlates of Motivation for Academic Accomplishment among University Students. Open Journal of Medical Psychology, 2015, 4(1): 1-8.
12. Lenggono, Budi and Tentama, Fatwa. Construction measurement of academic procrastination of eleventh grade high school students in Sukoharjo. International Journal of Scientific and Technology Research, 2020, 9 (01). pp. 454-459.
13. Конопкин О.А. Теоретические исследования. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект). М.: Наука. 1980.
14. Чугуй Е. В., Кащенко С. А. Лень и леность как нарушение саморегуляции. Факторы формирования и способы искоренения лени у подростков // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. №. 4 (15). С. 170-174.
15. Овчарова Р.В. Взаимосвязь проявлений лени и конфликта саморегуляции у подростков // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 4 (72).
16. Birzina R., Cedere D., Petersone L. Factors influencing the first year students' adaptation to natural science studies in higher education // Journal of Baltic Science Education, 2019. Т. 18. № 3. С. 349-361.
17. Забродина Л.А., Мухина Ю.Р. Взаимосвязь особенностей прокрастинации с индивидуально-личностными характеристиками студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017.
18. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
19. Михайлова Е.Л. Роль ситуационных и личностных факторов в формировании лени // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия. Политология. Социология. Психология. Право. Международные отношения. 2007. Вып. 2, ч. 1. С. 219-226.
20. Shah S. I. A., Mumtaz A., Chughtai A. S. Subjective Happiness and Academic Procrastination Among Medical Students: The Dilemma of Unhappy and Lazy Pupils // Furthermore, procrastination is one of the numerous identified determinants of unsatisfactory academic performance. 2017. Т. 10. С. 13-15.
21. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений. В кн.: Психологическая наука в СССР. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960, т. II, с. 110-125.
22. Soomro M. A., Memon S. A., Shaikh M. M., Channa A. Indoor air СО2 assessment of classrooms of educational institutes of hyderabad city and its comparison with other countries // AIP Conference Proceedings, 2019. Vol. 2119. № 1. P.020014.
23. Чижов Е.Д. Алексеев К.И. Представление о смерти и суицидальном поведении в виртуальных сообществах молодежи. Вопросы психологии. 2019. № 1. С. 78 - 89.
24. Emadian S. O., Pasha N. F. Z. The relationship between attachment style, self-concept and academic procrastination // Humanities. 2016. Т. 3. №. 1. С. 32-38.
25. Hirschauer, A.K., Aufhammer, F., Bode, R., Chasiotis, A., KQnne, T. Parental empathy as a source of child's scholastic
performance. In: Why People Do the Things They Do: Building on Julius Kuhl's Contributions to the Psychology of Motivation and Volition, 1st edn. Göttingen: Hogre. 2018
26. Carballo-Fazanes, A., Rico-Díaz, J., Barcala-Furelos, R., Rey, E., Rodríguez-Fernández, J. E., Varela-Casal, C., & Abelairas-Gómez, C. Physical activity habits and determinants, sedentary behaviour and lifestyle in university students. International journal of environmental research and public health, 2020. 17(9), 3272.
27. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. 415 с.
28. Naviaux A. F., Janne P., Gourdin M. Parent-Child Co-Dependency's: Co-Laziness, Co-Suicidality, Co-Obesity and Other Dependencies: Review and Impact in Pediatric Psychology // Pediatric Psychology. 2020. Т. 3. С. 115.
29. Shafiei Sarvestani, M., Keshavarz, H. How I could resolve Mahdi's lack of interest and attention to doing homework: action research. Journal of education studies, 2019, 4 (16), 52-62. https://www.sid.ir/en/journal/ViewPaper. aspx?id=72047
30. Jaksic I., Malinic D. Pre-service teachers' perceptions of factors contributing to school failure and their relationship to prior personal experience of school success // Psihologija. 2019. Vol. 52. №. 1. P. 1-20.
REFERENCES
1. Averin Y. P., Sushko V. A. Students' Behaviour in Relation to Learning and Factors Shaping it in the Modern Russian Conditions. Astra Salvensis - revista de istoriesicultura, 2018, vol. 6, pp. 75-82.
2. Kurdenko A.N. Procrastination and laziness: the psychological content of the concepts. PEM: Psychology. Educology. Medicine, 2019. (in Russ.)
3. Panov V.I. From environmental psychology to subject-medium interactions in a collective monograph: Subject-medium interactions: ecopsychological approach to the development of the psyche / ed. by M.O. Mdivani. Moscow, Pero Publishing House, 2017. pp. 4-14. (in Russ.)
4. Panov V. I. Subject and subjectivity: from phenomenon to processuality. Psychology of man as a subject of knowledge, communication and activity / Ed. V. Znakov, A.L. Zhuravlev. Moscow, Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2018. pp. 341-356. (in Russ.)
5. Panov V. I. Ecopsychological aspects of childhood. World of Psychology, 1997, no. 1, pp. 55-67. (in Russ.)
6. Panov V. I. Ecopsychology: Paradigmatic search. Moscow; St. Petersburg, Psychological Institute of the Russian Academy of Sciences; Nestor-History Publ., 2014. 304 p. (in Russ.)
7. Bogdanova D.A. Psychological diagnosis of laziness as a conflict of self-regulation. Handbook of the practical psychologist. Psychodiagnostics / ed. by S.T. Posokhova. Moscow; Saint-Petersburg, 2005, pp. 594-619. (in Russ.)
8. Posokhova S. T. Laziness as a resource for overcoming the psychological vulnerability of personality. Psychology of stress and coping behavior: challenges, resources, well-being: Proceedings of the V International scientific conference, Kostroma, In 2 vol. Kostroma, Publishing house "Kostroma State University", 2019, pp. 108-112. (in Russ.)
9. Yakimanskaya I.S., Vorobyova V.V. Psychology of laziness: statement of the problem. Available at: http://svitk. ru/004_book_book/8b/1956_yakimanskaya-psihologiya_leni.php (accessed 1 September 2021) (in Russ.)
10. Tron T.M. Interrelation of parameters of academic procrastination with mental states, level of subjective control, learning motivation and academic performance in students-procrastinators. International Research Journal, 2017, no. 11-1 (65).
11. Hamdan-Mansour, Ayman M., Shaher H. Hamaideh, Saleh N. Azzeghaiby, Salah I. Hanouneh, and Ahmad E. Aboshaiqah. Psychosocial Correlates of Motivation for Academic Accomplishment among University Students. Open Journal of Medical Psychology, 2015, vol. 4, no. 1, pp. 1-8.
12. Lenggono, Budi and Tentama, Fatwa. Construction measurement of academic procrastination of eleventh grade high school students in Sukoharjo. International Journal of Scientific and Technology Research, 2020, vol. 9, no. 1, pp. 454-459.
13. Konopkin O.A. Theoretical Studies. Mental self-regulation of human voluntary activity (structural and functional aspect). Moscow, Nauka Publ., 1980. (in Russ.)
14. Chugui E. V., Kashchenko S.A. Laziness and laziness as a violation of self-regulation. Factors of formation and ways to eradicate laziness in adolescents. Human Health, Theory and Methodology of Physical Culture and Sports, 2019, vol. 15, no. 4, pp. 170-174.
15. Ovcharova R.V. Interrelation of manifestations of laziness and self-regulation conflict in adolescents. Society: Sociology, Psychology, Pedagogy, 2020, vol. 72, no. 4. (in Russ.)
16. Birzina R., Cedere D., Petersone L. Factors influencing the first year students' adaptation to natural science studies in higher education. Journal of Baltic Science Education, 2019, vol. 18, no. 3, pp. 349-361.
17. Zabrodina L.A., Mukhina Y.R. Interrelation of features of procrastination with individual-personal characteristics of students. Azimuth scientific research: pedagogy and psychology, 2017. (in Russ.)
18. Kon I.S. Psychology of early adolescence. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1989. (in Russ.)
19. Mikhailova EL. The role of situational and personal factors in the formation of laziness. Bulletin of St. Petersburg University. Series 6: Philosophy. Political science. Sociology. Psychology. Law. International relations, 2007. Vyp. 2,
P. 1. pp. 219-226. (in Russ.)
20. Shah S. I. A., Mumtaz A., Chughtai A. S. Subjective Happiness and Academic Procrastination Among Medical Students: The Dilemma of Unhappy and Lazy Pupils. Furthermore, procrastination is one of the numerous identified determinants of unsatisfactory academic performance, 2017, vol. 10, pp. 13-15.
21. Myasischev V. N. The main problems and the modern state of the psychology of relations. In Psychological Science in the USSR. Moscow, Publishing house of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR, 1960, Vol. II, pp. 110-125. (in Russ.)
22. Soomro M. A., Memon S. A., Shaikh M. M., Channa A. Indoor air2 assessment of classrooms of educational institutes of hyderabad city and its comparison with other countries. AIP Conference Proceedings, 2019, vol. 2119, no 1, P.020014.
23. Chizhov E.D. Alekseev K.I. Representation of death and suicidal behavior in virtual communities of young people. Voprosy psykhologii, 2019, no. 1, pp. 78-89. (in Russ.)
24. Emadian S. O., Pasha N. F. Z. The relationship between attachment style, self-concept and academic procrastination. Humanities, 2016, vol. 3, no. 1, pp. 32-38.
25. Hirschauer, A.K., Aufhammer, F., Bode, R., Chasiotis, A., Künne, T. Parental empathy as a source of child's scholastic performance. In: Why People Do the Things They Do: Building on Julius Kuhl's Contributions to the Psychology of Motivation and Volition, 1st edn. Gottingen: Hogre. 2018
26. Carballo-Fazanes, A., Rico-Díaz, J., Barcala-Furelos, R., Rey, E., Rodríguez-Fernández, J. E., Varela-Casal, C., & Abelairas-Gómez, C. Physical activity habits and determinants, sedentary behavior and lifestyle in university students. International journal of environmental research and public health, 2020, vol. 17, no. 9, pp. 3272.
27. Fromm E. Psychoanalysis and ethics. Moscow, Respublika Publ., 1993. 415 p. (in Russ.)
28. Naviaux A. F., Janne P., Gourdin M. Parent-Child Co-Dependency's: Co-Laziness, Co-Suicidality, Co-Obesity and Other Dependencies: Review and Impact in Pediatric Psychology. Pediatric Psychology, 2020, vol. 3, p. 115.
29. Shafiei Sarvestani, M., Keshavarz, H. How I could resolve Mahdi's lack of interest and attention to doing homework: action research. Journal of education studies, 2019, vol. 16, no. 4, pp. 52-62. https://www.sid.ir/en/journal/ ViewPaper.aspx?id=72047
30. Jaksic I., Malinic D. Pre-service teachers' perceptions of factors contributing to school failure and their relationship to prior personal experience of school success. Psihologija, 2019, vol. 52, no. 1, pp. 1-20.
Информация об авторе Information about the author
Суннатова Рано Иззатовна Rano I. Sunnatova
(Россия, Москва) (Russia Moscow)
Доктор психологических наук, Doctor of Psychology,
ведущий научный сотрудник Leading Researcher Психологический институт Российской Академии Psychological Institute of the Russian Academy of
Образования Education
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
ORCID ID: 0000-0002-7642-9941 ORCID ID: 0000-0002-7642-9941
Scopus Author ID: 57216300780 Scopus Author ID: 57216300780
ReseacherID: AAG-1393-2021 ReseacherID: AAG-1393-2021