Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ-СПОРТСМЕНОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ-СПОРТСМЕНОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
161
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПОДРОСТКИ-СПОРТСМЕНЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ливенкова Елена Александровна

В статье дается трактовка понятия «социализация», анализируется проблема социализации у современных подростков-спортсменов. Отмечается ведущая роль в процессе социализации подростковспортсменов спортивного микросоциума, подчеркивается необходимость управления этим процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF SOCIALIZATION IN MODERN ADOLESCENTS ATHLETES: THEORETICAL ANALYSIS

The article gives an interpretation of the concept of «socialization», analyzes the problem of socialization among modern adolescent athletes. The leading role in the process of socialization of adolescents-athletes of the sports micro-society is noted, the need to control this process is emphasized.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ-СПОРТСМЕНОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ-СПОРТСМЕНОВ:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Ливенкова Елена Александровна

Аспирант

Белорусского Государственного Педагогического университета

им. Максима Танка Минск

PECULIARITIES OF SOCIALIZATION IN MODERN ADOLESCENTS ATHLETES:

THEORETICAL ANALYSIS

Livenkova Elena

graduate student Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank Minsk

АННОТАЦИЯ

В статье дается трактовка понятия «социализация», анализируется проблема социализации у современных подростков-спортсменов. Отмечается ведущая роль в процессе социализации подростков-спортсменов спортивного микросоциума, подчеркивается необходимость управления этим процессом.

ABSTRACT

The article gives an interpretation of the concept of «socialization», analyzes the problem of socialization among modern adolescent athletes. The leading role in the process of socialization of adolescents-athletes of the sports micro-society is noted, the need to control this process is emphasized.

Ключевые слова: социализация, факторы социализации, подростковый возраст, подростки-спортсмены.

Keywords: socialization, socialization factors, adolescence, teenage athletes.

В период подросткового возраста осуществляется дальнейший процесс социализации личности, то есть важные преобразования в социальных связях и отношениях. Процесс социализации подростков, занимающихся спортом, имеет общие закономерности и специфические особенности, которые требуют всестороннего анализа.

Психолого-педагогическое определение

социализации дано в работах А.В. Мудрик, Л. В. Мардахаева, которые выделяют направления, факторы и компоненты этого процесса. Так, автор наиболее разработанной отечественной теории социализации А. В. Мудрик понятие социализации определяет через развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры. Социализация осуществляется через взаимодействие личности со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах, сочетает процессы приспособления и обособления индивида в условиях конкретного обвощества [7].

Согласно взглядам Л. В. Мардахаева, социализация обусловливает динамичный и противоречивый процесс социального становления индивида на разных возрастных этапах с учетом среды жизнедеятельности и самопроявления, а также социального воспитания [6, c.60]. Основными институтами социализации

признаются семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз, трудовые коллективы и т.п.

О. А. Козырева, И .Г. Зинченко под социализацией понимают «процесс ситуативного, личностно и социально значимого, адекватного восприятия, реконструкции, трансформации социального опыта, социальных ролей и модели взаимоотношений в социуме» [5, а124].

Среди многообразия факторов социализации А. В. Мудрик выделяет мегафакторы (космос, планета, мир), макрофакторы (страна, общество, этнос, государство), мезофакторы (регион, вид поселения, субкультура) и микрофакторы (семья, соседство) и микросоциум (группа сверстников, организации). Влияние микрофакторов на развитие личности осуществляется через так называемых социальных агентов социализации - лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь [7]. Результатом социализации, которая носит ярко выраженный индивидуальный характер, является

совершенствование социальных ролей,

формирование коммуникативных навыков, выработка собственной системы ценностей, идеалов, самореализация личности.

В отечественной психологии нет четкого обозначения границ подросткового возраста. Согласно периодизации Д. Б. Эльконина подростковый возраст охватывает период от 12 до

17 лет и включает в себя младший подростковый возраст (12-15 лет) и старший подростковый возраст (15-17 лет) [15]. Этот возраст определяется как «кризис», этап интенсивных и кардинальных изменений в организации ребенка на пути к биологической и социальной зрелости [8]. Обобщив специальную литературу, можно выделить общие закономерности процесса социализации в подростковом возрасте:

- определяющее значение общения со сверстниками, в ходе которого происходит дальнейшее развитие социальных навыков, реализуется потребность в принятии и самоутверждении;

- становление подростковой психосоциальной идентичности, сопровождающейся системой ключевых выборов: профессии, половой поляризации и идеологических установок [10, с. 106-110].

В современных условиях отмечается усиливающаяся информатизация процесса социализации, что связано с увеличением значимости средств массовой информации, в частности интернета, выделением новых агентов социализации (интернет-сообщества) [11].

Одним из важных факторов социализации личности в подростковом возрасте является разрешение противоречия между возрастающей потребностью подростков в межличностном взаимодействии и недостаточной готовностью к нему. Психологическое взросление подростка связывается с готовностью к взаимодействию в системе межличностных отношений [1].

Социализация подростков-спортсменов имеет свои специфические особенности, связанные с характером освоения спортивной деятельности, ее конкретными видами.

Как отмечает В. Э. Бушманова, подростки-спортсмены, включаясь в специально организованный учебно-воспитательный процесс, полностью или частично реализуют свои возможности, приобретают системные умения, являющиеся основой социализации [3, с.21]. Социализация подростков-спортсменов

определяется социальной средой,

индивидуальными особенностями подростков, их интеллектуальной инициативой,

сформированностью интеллектуального базиса социализации, самоэффективности взрослеющей личности.

Социализация подростков-спортсменов

осуществляется на всех уровнях. Микросреда является определяющей в этом процессе. А. В. Богданов, выделяя в процессе социализации усвоение социального опыта и формирование готовности подростка к его преобразованию, рассматривает футбольный клуб как социальную среду и важный фактор воздействия на подростка. «С одной стороны, футбольный клуб создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей воспитанников, способствуя их взаимному обогащению, формированию новых устремлений; с другой - в команде происходит

отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями, социальными программами [2, с.134].

На примере легкоатлетов показано, что для подростков- спортсменов менее актуальны проблемы, связанные со сверстниками. Это объясняется их более высокой

интегрированностью в социальную среду, связанную со спортом [9].

Социализация спортсменов может рассматриваться как управляемый процесс, под влиянием которого могут возникать значительные изменения в ценностно-смысловой сфере подростков, включая осмысленное включение получаемых социально-психологических знаний и умений в повседневную деятельность и поведение [12].

М. А. Черепанов [13] и др. выделили систему принципов социализации и самореализации воспитанников ДЮСШ по футболу, где наиболее важный, на наш взгляд, принцип, своевременного формирования самостоятельности личности и ее востребованности в социуме. Этот принцип отражает единство самовоспитания, саморазвития, самообучения, и самообразования подростков-спортсменов. С. Шукис и др. обосновали положение о том, что занятия спортом могут содействовать проявлению просоциального поведения молодых людей за пределами их профессиональной деятельности [14].

Результатом процесса социализации является успешная социальная адаптация. Т. М. Дьяконова, изучив технологию формирования личности подростков в процессе занятий кендо, установила что более высокий уровень социальной адаптированности характеризует подростков-спортсменов с лучшей физической подготовленностью [4]. Иными словами, процесс социализации подростков-спортсменов

определяется не только личностными, но и физическими качествами

Таким образом, социализация подростков-спортсменов, отличается ведущей ролью в этом процессе спортивного микросоциума. Ее результатом является трансформация ценностно-смысловой сферы подростков, активное использование усвоенных социально-

психологических знаний и сформированных умений в повседневной деятельности и поведении. Успешность социализации подростков-спортсменов определяется целенаправленным управлением этого процесса, гармонизацией условий развития, социализации и самореализации личности подростка.

Список литературы

1. Баженов, В. Г. Возрастные особенности взаимодействия как фактор социализации личности подростка / В. Г. Баженов // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер. 3, Педагогика и психология. - 2012. - № 2. - С. 12-16.

2. Богданов, А. В. Социализация подростков в условиях футбольного клуба / А. В. Богданов // Образование и саморазвитие. - 2008. - № 3. - С. 130-136.

3. Бушманова, В. Э. Социализация подростков в процессе занятий футболом / В. Э. Бушманова // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 6. - С. 28-31.

4. Дьяконова, Т. М. Технология формирования личности подростков в процессе занятий кендо: автореф. дис. ... пед. наук : 13.00.04 / Т.М. Дьяконова. - Хабаровск, 2010. - 25 с.

5. Козырева, О. А. Особенности и специфика социализации, самореализации и саморазвития подростков в условиях спортивной школы по футболу / О.А. Козырева, И. Г. Зинченко, В. В. Соснов // Теория и практика образования в современном мире (II) : материалы Междунар. заоч. науч. конф., Санкт-Петербург, нояб. 2012 г. / отв. ред. О. А. Шульга. - СПб., 2012. - С. 124-26.

6. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика. Полный курс : учебник для вузов / Л. В. Мардахаев. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2011. - 797 с. С .60

7. Мудрик, А.В. Социальная педагогика. Учебник для студ . высш. учеб . заведений. - 6-е изд., перераб . и доп . - М. : Академия, 2007. - 224 а

8. Пергаменщик Л. А., Пузыревич Н. Л. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. Практикум: учеб.-метод. пособие. — Минск: Изд-во Гревцова, 2012. — 340 с

9. Психологические проблемы молодых спортсменов / А. Г. Грецов [и др.] // Учен. зап. Унта им. П. Ф. Лесгафта. - 2017. - № 7. - С. 217-221.

10. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности: пер. с нем. / Х. Ремшмидт. - М. : Мир, 1994. - 320 с.

11. Рослякова, С. В. Особенности социализации современных подростков /С.В. Рослякова, Т. Г. Пташко, Е. Г. Черникова // БГЖ. 2018. - №4 (25). - С. 292-296.

12. Управление процессом социализации подростков в условиях специально организованного образовательного пространства спортивной школы / В.Г. Тютюков [и др.] // Slovak Intern. Sci. J. - 2018. - № 24. - Р. 32-35.

13. Черепанов, М. А. Особенности построения системы принципов социализации и самореализации воспитанников ДЮСШ по футболу / М.А. Черепанов, О. А. Козырева // Эволюция психолого-педагогических наук : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф., 23 июня 2014 г. / Науч. центр «Аэтерна» ; отв. ред. А. А. Сукиасян. -Уфа, 2014. - С. 35-37.

14. Шукис, С. Юношеский спорт - фактор социализации / С. Шукис, К. Кардялис, Р. Янкаускене // Социс. - 2005. - № 11. - С. 87-96.

15. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стер. /Д. Б. Эльконин. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.

СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОДДЕРЖАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРОСТКОВ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Овчарова Елена Владимировна

кандидат психол. наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, Волжский филиал Волгоградского государственного университета,

г. Волжский Полина Анжелика Владимировна кандидат психол. наук, доцент, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, Волжский филиал Волгоградского государственного университета,

г. Волжский

COPING BEHAVIOR AS A FACTOR IN MAINTAINING THE PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF ADOLESCENTS IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS

Ovcharova Elena Vladimirovna

candidate of psychology. associate Professor of the Department of social and humanitarian disciplines, Volzhsky branch of Volgograd state University,

Volzhsky

Polina Anzhelika Vladimirovna

candidate of psychology. associate Professor, head of the Department of social and humanitarian disciplines, Volzhsky branch of Volgograd state University,

Volzhsky

DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2020.4.61.337

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.