Библиографический список
1. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М., 2003.
2. Зеер, Э.Ф. Ключевые компетенции учащихся по ремесленным профессиям / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова // Образование и наука. - 2005.
- № 1(31).
3. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование. - 2003. - № 5. Bibliography
1. Khutorskoyj, A.V. Didakticheskaya ehvristika. Teoriya i tekhnologiya kreativnogo obucheniya. - M., 2003.
2. Zeer, Eh.F. Klyuchevihe kompetencii uchathikhsya po remeslennihm professiyam / Eh.F. Zeer, A.M. Pavlova // Obrazovanie i nauka. - 2005.
- № 1(31).
3. Zimnyaya, I.A. Klyuchevihe kompetencii — novaya paradigma rezuljtata obrazovaniya // Vihsshee obrazovanie. - 2003. - № 5.
Статья поступила в редакцию 10.07.13
УДК 379.8.09
Yudina A.I. FORMATION OF CULTURE OF A HEALTHY LIFESTYLE IN ASPECT OF SOCIALIZATION OF TEENAGERS: FROM NATIONAL TRADITIONS TO A CURRENT STATE. In article aspects of formation of a healthy lifestyle of teenagers are considered. The author opens influence of traditions of national culture on socialization of teenagers. The concept of socialization reveals via mechanisms of acquisition by the person of social experience. Fragments of culture of the past aren't lost completely, remaining, they provide continuation of cultural process.
Key words: healthy lifestyle, socialization, national traditions, national culture, sports establishments.
А.И. Юдина, канд. пед. наук, доц., директор института социально-культурных технологий Кемеровского гос. университета культуры и искусств, г. Кемерово, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНИ В АСПЕКТЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
ПОДРОСТКОВ: ОТ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ К СОВРЕМЕННОМУ СОСТОЯНИЮ
В статье рассматриваются аспекты формирования здорового образа жизни подростков. Автор раскрывает влияние традиций национальной культуры на социализацию подростков. Понятие социализации раскрывается через механизмы приобретения человеком социального опыта. Фрагменты культуры прошлого не утрачиваются полностью, сохраняясь, они обеспечивают продолжение культурного процесса.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, социализация, народные традиции, народная культура, учреждения спорта.
В современном обществе здоровый образ жизни является неотъемлемой жизнеутверждающей частью исторически сложившейся традиционной народной культуры. Традиционная народная культура: как материальная, так и духовная во всей своей целостности располагает исторически апробированными в многовековом народном опыте знаниями, умениями и навыками обеспечения здорового образа жизни человека.
Особое внимание современной российской общественности привлечено к сохранению и развитию национальной культуры, возрождению народных традиций, которые в нравственном, физическом, экологическом воспитании и, особенно, в формировании здорового образа жизни могут стать надёжным и точным средством передачи опыта народа в виде различных норм и правил, разрешить большинство проблем личности, семьи, школы, нации. Сегодня многие народные традиции утрачены, но именно традиции и обряды всегда были направлены на воспитание, сбережение духовного и физического здоровья.
Народный опыт формирования здорового образа жизни освещен в трудах классиков отечественной и зарубежной педагогики П.П. Блонского, Я.А. Коменского, Я. Корчака, П.Ф. Лесгаф-та, Д. Локка, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо,
В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского.
Этнопедагогические и этнокультурные представления о здоровом образе жизни отражены в работах В.И. Белова, Т.А. Бер-нштам, Г.Н. Волкова, М.М. Громыко, И.Е. Забелина, Н.М. Карамзина, Е.А. Покровского, М.И. Стельмаховича и др.
Анализ этнографических, исторических научных источников показал, что народные традиции воспитания детей, подростков и молодежи способствуют наиболее полному удовлетворению физических, психических и социально-нравственных потребностей растущего человека. Формирование потребности в ведении здорового образа жизни, убеждений в необходимости поддержания и укрепления здоровья происходило через включение в бытовую и трудовую деятельность, соблюдение традиций, обычаев, норм и правил поведения, восприятие и исполнение фольклорных произведений. Естественным следствием такого
поведения являлась активная деятельность человека по сохранению и укреплению здоровья.
Здоровый образ жизни в народной педагогике формируется через полноценное и рациональное питание, оптимальную физическую и двигательную активность, полноценный труд и отдых, закаливание морально-волевых качеств, систематическую тренировку и закаливание тела, санитарную культуру и личную гигиену, культуру межличностных отношений и регуляцию психоэмоционального поведения. Отношение к здоровому образу жизни в России передается из поколения в поколение посредством народной культуры и национальных традиций.
В своих исследованиях ученые В.М. Чижиков и В.В. Чижиков отмечают, что сущность традиционной культуры составляют не только культурные, художественные, эстетические шедевры, сколько духовное творчество и практический опыт людей, которые по крупицам накапливают элементарные, простые непреходящие общечеловеческие ценности. В традиционной культуре аккумулируются не только высшие формы духовной жизни, но эмоции, чувства, душевные движения, где объективируются обычаи, традиции, запреты, предпочтения, заповеди.
Социальная структура населения России в известной степени неоднородна, но в то же время основной контингент составляют коренные сельские жители и жители, ненадолго прервавшие связи с селом. Все это свидетельствует об устойчивости социального состава сельского населения, а стало быть, о малой вероятности размывания самобытных черт народной культуры. Самобытность традиционной культуры проявляется во всем многообразии жизненных устоев, труда, быта, уклада жизни, мировоззрении, традициях, духовности народа [1, с. 145].
Самобытный характер традиционной народной культуры заключается в следующих основополагающих и взаимообусловленных категориях.
1. Сельский труд, природопользование, жизнеобеспечение: численность и расселение селян, хозяйственные занятия, землепользование, образ жизни, половозрастное разделение труда, отношение человека к природе и степень его зависимости
13218345
от природы, народные знания о природе, животном мире, культурные нормы.
2. Социальная устойчивость: характер крестьянского труда, сельский социальный коллектив (община), семейные нормы, социализация как способ межпоколенческой передачи народной культуры, нравственные и этические нормы, обычаи, традиции, психология, черты характера.
3. Традиционная материальная культура и ее взаимосвязь с природной устойчивостью человека: жилище, поселение, одежда, пища, утварь, ремесла, прикладное творчество.
4. Духовная культура и мировоззрение: представления о мире, человеке, жизни и смерти, душе, отношение к религии. Праздничная культура, художественное творчество: песенное, сказочно-былинное, рукоделие, костюмы, обряды.
В этой связи особое внимание следует обратить на традиционные народные обычаи, связанные с праздничной культурой, выражающейся в массовых народных гуляниях с элементами соревнований, демонстрации физической силы и крепости духа.
Русские народные гуляния - особая форма организации досуга в духе исконно русских традиций веселого массового праздника. История и традиции русских народных гуляний уходят корнями в далекое прошлое. У славянских народов самобытная физическая культура находила выражение в народных играх, обычаях, обрядах, являющихся компонентами языческих праздников и ритуалов, связанных с культами огня, тела, предков. В совокупности ритуальный церемониал является сложным многодневным процессом, элементы которого часто носили праздничный характер.
Примерами всенародных праздников, являются торжества, проводимые по случаю Рождества, Пасхи, Троицы, окончания уборки урожая и других церковных и светских праздников. Традиционными развлечениями в эти дни были катания с ледяных гор, езда на тройках, хороводы, танцы, молодецкие игры, шумная ярмарка. Гостей праздника развлекали артисты: скоморохи, кукольники из балаганов, акробаты и клоуны. Трудно переоценить значение русских народных гуляний в формировании национального самосознания и бережного отношения к традициям и культурным ценностям.
Сохранение самобытной культуры народа и знакомство с ней массовой аудитории зрителей, несомненно, значимое направление в работе учреждений культуры и спорта в настоящее время. В качестве примера мы можем привести традицию празднования Дня Ивана Купало в Музее-заповеднике «Томская Писаница», который находится на юге Западной Сибири. Основу музея составляет древнее святилище Томская писаница -первый в Сибири музеефицированный памятник наскального искусства. Музей - заповедник с самого начала формировался как комплексный музей природы, истории и культуры. За многие годы работы музея - заповедника праздничная культура стала его неотъемлемой частью. Проведение фольклорных праздников на территории музея является давней традицией.
Еще одним из наиболее ярких и излюбленных праздников, который празднуется в наши дни, является «Масленица». В современной России массовые народные гуляния по случаю Масленицы проходят на центральных площадях городов и районных центров, в детских образовательных учреждениях, спортивных организациях и учреждениях культуры.
В современной образовательной практике накоплен опыт ознакомления детей и молодежи с основами «здоровье сберегающей» культуры русского народа. Значительное место в нем отводится формированию и поддержанию здорового образа жизни посредством приобщения к традициям народной культуры в дошкольных детских учреждениях, учреждениях дополнительного образования и спорта, школах. Современная система учреждений и организаций спорта обладает большим потенциалом в формировании культуры здорового образа жизни.
Первичное формирование здорового образа жизни, прежде всего, идет в процессе семейной социализации личности в детском возрасте. Понятие социализации касается результата и механизмов приобретения человеком социального опыта. В самом общем виде социализация включает в себя освоение человеком культуры, опыта общественной жизни, социальных норм эффективного взаимодействия с другими людьми, видов деятельности, способов общения, познание окружающей социальной действительности. Термин «социализация» стал употребляться в конце XIX начале XX веков для обозначения про-
цессов взаимодействия личности и общества, для характеристики вхождения человека в сложный мир социальных связей и отношений. Главным, на наш взгляд, современным отличием в понимании социализации личности является не только то, что в ее процессе человек осваивает социальный опыт, но и активно его воспроизводит.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что фрагменты культуры прошлого не утрачиваются полностью, сохраняясь, они обеспечивают продолжение культурного процесса.
В ходе исследования нами был проведен опрос среди старших подростков в возрасте 14-16 лет. Результаты показали, что побудительными мотивами для изменения поведения в сторону ведения здорового образа жизни у юношей являются - влюбленность (73,5%), болезнь (36,4%), пример авторитетного человека (47,5%); для девушек неудачи в делах (61,4;%), болезнь (64,3%), влюбленность (57,1%), пример авторитетного человека (28,5%). Эти данные определяют необходимость не стандартного, комплексного подхода к решению проблемы формирования здорового образа жизни.
Работа по формированию здорового образа жизни подростков должна строиться на принципах непрерывности, комплексности и носить этапный характер, включающий в себя оценку уровня информированности о принципах здорового образа жизни; разработку программы формирования здорового образа жизни разных возрастных и социальных категорий молодежи; обучения специалистов по вопросам формирования здорового образа жизни; создания материально-технических условий и методической базы для формирования здорового образа жизни подростков; разработку критериев эффективности мероприятий и проведение их мониторинга.
В своем исследовании мы особый акцент делаем на современном состоянии инфраструктуры спорта в России на примере Кемеровской области.
Кемеровская область расположена на юго-востоке Западной Сибири. Площадь области - 95,7 тыс. кв. км, что составляет 4% территории Западной Сибири и 0,56% территории Российской Федерации.
Численность населения на 01.01.2007 составила 2826,3 тыс. человек - это 14,4% населения Сибирского федерального округа и 2% населения Российской Федерации.
История кузбасского спорта началась 70 лет назад. В июле 1943 года после образования Кемеровской области была создана областная физкультурно-спортивная организация. За это время свыше 3 тысяч кузбассовцев выполнили норматив мастера спорта СССР и России, двадцати из них присвоено звание почетного мастера спорта, 281 человек стали мастерами спорта международного класса. 29 наших земляков удостоены высшего спортивного звания «Заслуженный мастер спорта СССР» и «Заслуженный мастер спорта России», 69 кузбасским тренерам присвоено звание «Заслуженный тренер РСФСР» и «Заслуженный тренер России».
По данным официального сайта департамента молодежной политики, спорта и туризма Кемеровской области, в 2012 году в области функционирует 7665 спортивных сооружений. В их числе 29 стадионов с трибунами на 1500 мест, 4292 плоскостных спортивных сооружения, 1051 спортивный зал, 7 крытых спортивных объектов с искусственным льдом, 3 легкоатлетических и 1 футбольный манеж, 120 плавательных бассейнов, 73 лыжные базы, 1 биатлонный комплекс, 78 сооружений для стрелковых видов спорта. По сравнению с 2011 годом, число спортивных сооружений увеличилось на 104 единицы, что составляет 1,4%. Единовременная пропускная способность всех спортивных сооружений составляет 170,2 тыс. человек [2].
Анализ статистики позволил нам сделать определенные выводы: численность занимающихся физкультурой и спортом в 2012 г. составила 765,5 тыс. человек, в секциях и группах по видам спорта занимались 466,8 тыс. человек (103% к уровню 2011 года), из них 163,9 тыс. - женщины. Из общей численности занимающихся физической культурой и спортом 102,1 тыс. человек - на платной основе. В данной связи следует отметить тот факт, что численность людей, систематически занимающихся физкультурой и спортом, каждый год растет. Такая тенденция вызвана возросшей популярностью и престижностью занятий спортом в последние годы, особенно в подростковой среде. Вести здоровый образ жизни становиться модным.
Среди видов спорта наиболее массовыми являются баскетбол, волейбол, футбол, лыжные гонки, горнолыжный спорт, легкая
Таблица1
Количество детей и юношества, систематически занимающихся спортом в Кемеровской области в 2013 г.
№ Этап спортивной подготовки Количество Доля от числа занимающихся
1 спортивно-оздоровительный 21,7 тыс. чел. 27,5%
2 начальная подготовка 38,6 тыс. чел. 48,9%
3 учебно-тренировочный 17,6 тыс. чел. 22,3%
4 спортивного совершенствования 861 чел 1,1%
5 высшего спортивного мастерства 186 чел. 0,2%
атлетика, плавание, шахматы, хоккей, настольный теннис, дзюдо, бокс, спортивная аэробика, каратэ, греко-римская борьба.
За 2012 год в физкультурно-спортивных организациях было подготовлено 19 тыс. спортсменов массовых разрядов, присвоено 95 званий мастера спорта, 10 званий мастера спорта международного класса и Гроссмейстера России.
В настоящее время в области действует 87 детско-юношеских спортивных школ и 25 специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. В спортивных школах и клубах занимались 78,9 тыс. человек. Из общего числа занимающихся 79,8% в возрасте 6-15 лет. В таблице 1 представлено распределение детей и юношества, систематически занимающихся спортом по этапам спортивной подготовки.
Из общего числа занимавшихся 26,3 тыс. человек составляют спортсмены - разрядники, в том числе 2,6 тыс. - спортсмены первого разряда, 1,1 тыс. - кандидаты в мастера спорта, 253 человека - мастера спорта, 63 - мастера спорта международного класса, 17 человек - заслуженные мастера спорта.
В Кемеровской области подготовлено 38 участников Олимпийских игр, в том числе 8 олимпийских чемпионов, 6 серебряных призёров, 3 бронзовых призёра Олимпийских игр.
В последние 20 лет в области сложилась эффективная система отбора талантливой молодежи, подготовки спортивных резервов. Систему физической культуры и спорта Кемеровской области представляет 2935 организаций [3, с. 13].
Необходимо отметить, что во многих территориях Кузбасса накоплен положительный опыт в развитии массовой физической культуры и спорта. С целью осуществления физкультурнооздоровительной, спортивно-массовой и воспитательной работы среди подростков и молодёжи направленной на укрепление здоровья, физического и нравственного развития, профилактику безнадзорности, правонарушении, наркомании и алкоголизма, в Кемеровской области действует 107 клубов по месту жительства. Основной задачей клубов является создание в жилых микрорайонах города и сельских поселениях условий для объединения детей, подростков и молодёжи в секции, группы, команды для проведения в них физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых и досуговый мероприятий.
Важнейшим фактором привлечения населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом в Кемеровской области является проведение спортивно-массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий. Среди традиционных мероприятий летняя и зимняя спартакиады малочисленных народов Кузбасса; зимняя Спартакиада трудящихся Кузбасса; Областная Спартакиада среди инвалидов; Областной спортивный фестиваль среди сельских районов; корпоративные спартакиады среди работников предприятий, фирм различных форм собственности и т.д.
Во многих территориях области приняты к реализации проекты проведения массовых спортивно-оздоровительных мероприятий. Так, например, в Киселевске к началу каждого учебного года проводится «Олимпийский пробег» среди школьников. В Прокопьевске традиционно проходят комплексные (зимняя и летняя) спартакиады производственных коллективов угольной промышленности и муниципальных служащих. В соревнованиях по 6 видам спорта участвуют более 20 команд. В Тяжинском
районе разработан и реализуется проект «Турнир поколений» (по волейболу) под девизом: «Спорт. Молодость. Опыт». В соревнованиях участвуют люди разного возраста от 15 до 65 лет.
Интерес, на наш взгляд, представляет собой опыт Кемеровской области по организации активного отдыха, досуга и оздоровления детей и молодежи в летний период. Летняя оздоровительная компания ежегодно охватывает всеми формами отдыха практически 100 % детей Кемеровской области, подлежащих оздоровлению.
На базе оздоровительных учреждений различных типов в 2010 году отдохнуло 193 тыс. детей. В соответствии с областными программами с 2000 года за счет средств областного бюджета и привлеченных средств Кузбасские школьники отдыхают в Греции.
В 2010 году на средиземноморское побережье было направлено 730 детей. Отдых и оздоровление детей также организуется за счет средств федерального бюджета в оздоровительных лагерях «Орленок», «Океан».
На сайте департамента образования и науки Кемеровской области www.edu.kem.ru размещены областные нормативные правовые документы, реестр организаций, обеспечивающих отдых и оздоровление детей, информация об уполномоченных органах муниципальных образований, организующих отдых и оздоровление детей в городах и районах области, режим работы специалистов уполномоченных органов.
В рамках реализации областной программы «1000 спортивных площадок» на территории Кемеровской области стала традиционной работа спортивных площадок. Все площадки можно разделить на три группы:
• базирующиеся на территориях общеобразовательных школ, домах культуры;
• при спортивных учреждениях, оздоровительных комплексах, стадионах;
• спортивные дворовые площадки по месту жительства.
Зимние спортивные площадки подразделяются на открытые
ледовые площадки, коробки для хоккея, фигурного и массового катания, лыжные трассы.
Летом на всех спортивных площадках созданы условия для развития таких видов спорта, как футбол, волейбол, баскетбол, дартс, настольный теннис, шахматы, легкая атлетика, спортивная гимнастика, а также для занятий общефизической подготовкой и проведения подвижных игр, зимой - хоккей, фигурное катание, лыжный спорт, санный спорт, хоккей с мячом.
Для проведения активного досуга жителей разработан и реализуется план спортивных и культурных мероприятий, которые проходят в формате городских, районных праздников и массовых мероприятий на дворовых территориях.
Таким образом, основой воспитания культуры здоровья подростков должно стать формирование активной, деятельной, трудолюбивой и творческой личности, нацеленной на здоровый и трезвый образ жизни, на успешное саморазвитие и полное раскрытие своих потенциальных возможностей. Передача опыта предков, сохранение и популяризация народных традиций способствует формированию культуры здорового образа жизни в аспекте социализации личности молодого поколения.
Библиографический список
1. Чижиков, В.М. Теория и практика социокультурного менеджмента / В.М. Чижиков, В.В. Чижиков. - М., 2008.
2. Официальный сайт департамента молодежной политики и спорта [Э/р]. - Р/д: www.dmps.ru/
Г-О+Г-.htm
3. Зеленин, А.А. Проблемы развития физической культуры и спорта в новомтысячелетии / А.А. Зеленин, Л.П. Салтымакова // Тез. докл. Всерос. научно-практич. конф. - Кемерово, 2006.
Bibliography
1. Chizhikov, V.M. Teoriya i praktika sociokuljturnogo menedzhmenta / V.M. Chizhikov, V.V. Chizhikov. - M., 2008.
2. Oficialjnihyj sayjt departamenta molodezhnoyj politiki i sporta [Eh/r]. - R/d: www.dmps.ru/?.htm
3. Zelenin, A.A. Problemih razvitiya fizicheskoyj kuljturih i sporta v novomtihsyacheletii / A.A. Zelenin, L.P. Saltihmakova // Tez. dokl. Vseros. nauchno-praktich. konf. - Kemerovo, 2006.
Статья поступила в редакцию 08.07.13
УДК 379.81
Yudina A.I. PEDAGOGICAL MAINTINENCE OF TEEN-AGERS SOCIALIZATION IN THE SPHERE OF LEISURE.
The article examines the current problems of pedagogical help for teen-agers in the leisure sphere. The organized leisure positively influences the teen-agers socialization, therefore pedagogical maintenance of teenagers socialization in the conditions of institutions of leisure is of great importance.
Key words: pedagogical maintenance, socialization, leisure, institutions in the sphere of leisure.
А.И. Юдина, канд. пед. наук, доц., директор института социально-культурных технологий Кемеровского государственного университета культуры и искусств, г. Кемерово, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В СФЕРЕ ДОСУГА
В статье рассматриваются актуальные проблемы педагогического сопровождения подростков в сфере досуга. Организованный досуг подростков позитивно влияет на их социализацию, поэтому педагогическое сопровождение социализации подростков в условиях учреждений досуга приобретает особое значение.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, социализация, досуг, учреждения сферы досуга.
Социально-экономический кризис девяностых годов прошлого столетия в России привел к негативным последствиям в различных сферах жизни, которые отразились, прежде всего, на социализации подростков. Смена ценностных ориентиров привела к существенным изменениям межкультурных и социальных связей.
Негативной тенденцией явился кризис института семьи, как следствие - неуклонный рост количества социальных сирот, преступности в молодежной среде. Анализ данных, раскрывающих негативные последствия проблем семьи, экономики и социальной сферы свидетельствует, что кризисные явления в социально-культурной сфере продолжают углубляться [1].
Досуг является сферой жизнедеятельности, где наиболее ярко проявляются последствия этих трансформаций. В его пространстве видны изменения всей системы ценностных ориентаций в связи с падением уровня общей культуры, разрушением традиционных норм и ценностей, распространением элементов упрощенной массовой культуры. В сложившихся условиях молодые люди утрачивают определенность в выборе линии нормативного поведения, и, даже зная нормы и правила, не всегда следуют им.
В.В. Путин в своей статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России», опубликованной 13.02.2012 г. в газете «Комсомольская правда», особое внимание уделяет созданию общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей. Особую роль в решении этой задачи возлагается на систему образования, отечественной культуры и общества в целом. По мнению автора, культурные практики должны вернуть себе ключевое место в организации досуга людей.
На наш взгляд, большим потенциалом в решении данной проблемы обладают учреждения индустрии досуга. Организованный досуг подростков позитивно влияет на их социализацию, поэтому педагогическое сопровождение социализации подростков в условиях учреждений сферы досуга приобретает особое значение.
Следуя логике нашего исследования, обратимся к рассмотрению понятия «социализация» и анализу задач решаемых в ходе процесса социализации в условиях учреждений сферы досуга.
И.С. Кон рассматривает социализацию как совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, то правомерно говорить о позитивной (обще-
ственно одобряемой) и негативной (противоречащей общественно одобряемым нормам, ценностям, деятельностям, идеалам и др.) социализации [2]. Содержание социализации включает в себя не только осознаваемые, контролируемые и целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы.
Мы считаем, что полноценно понятие «социализация» применимо к характеристике развития личности на этапе ранней юности, так как для этого этапа характерны потребности в понимании своего назначения в жизни, самоопределении, в социальном одобрении и т.д. Что касается подросткового возраста, то здесь особое значение имеет именно педагогическое сопровождение социализацией личности, так как учреждения досуга остаются важнейшими институтами социализации, усиливающими влияние факторов, обеспечивающих положительную социализацию личности [2].
В педагогике разработка проблемы социализации детей и подростков связана, прежде всего, с именами Г.М. Андреевой,
С.Г. Вершловского, А.В. Мудрика, B.C. Селивановой, В.А. Слас-тенина и др. В их работах социализация показана как одна из важнейших системообразующих категорий современной педагогики. В отечественной педагогической теории социализирован-ность определяется в контексте интерпретации категории «социальная интеграция». Начало такой традиции в общей педагогике восходит к работам В.А. Сластенина.
В работах В.А. Сластенина и его научно-педагогической школы четко определены сущностные характеристики социализации, ее цель и представлены основные механизмы. В этих определениях В.А. Сластенин впервые в педагогической теории не только определяет научный статус категории «социализация» с позиции теоретико-методологических основ общей педагогики, но и определяет ее функции в образовательном процессе школы. Опираясь на интерпретации категории «социализация», которые приводят Т. Парсонс и Р Мертон, В.А. Сласте-нин характеризует функциональное назначение социализации как процесса, обеспечивающего интеграцию личности в социальную систему общества [3, с. 123-138].
Сущностный смысл социализации, по мнению Сластенина
B.А. и его соавторов, раскрывается на пересечении теоретической интерпретации таких процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация.
Анализ научной литературы приводит нас к выводу о том, что взгляды отечественных ученых на задачи, решаемые процессом социализации, разделились. Л.В. Байбородова,
C.И. Гессен, М.И. Рожков считают, что в процессе социализации решаются две группы задач: социальной адаптации и социальной автономизации личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в тоже время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов.