Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ'

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подросток / социальные сети / социализация / Интернет / коммуникативные навыки / teenager / social networks / socialization / Internet / communication skills

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Айдингер Чойган Аль-Берт-Ооловна, Ноговицына Надежда Михайловна

В данной статье рассматривается влияние социальных сетей на процесс социализации современных подростков. Обоснована актуальность проблемы формирования зависимости от социальных сетей среди подростков. Авторы определили основные тенденции влияния Интернет-ресурсов и социальных сетей на социализацию подростков, раскрыли негативные последствия в формировании личности и поведения подростков. В статье представлены результаты опроса обучающихся школ г. Якутска по предложенному А.В. Кравцовой опроснику, дан сравнительный анализ результатов опроса школьников г. Москва и г. Якутск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the influence of social networks on the process of socialization of modern adolescents. The relevance of the problem of formation of dependence on social networks among adolescents is substantiated. The authors identified the main trends in the influence of Internet resources and social networks on the socialization of adolescents, revealed the negative consequences in the formation of the personality and behavior of adolescents. The article presents the results of a survey of students in schools in Yakutsk, proposed by A.V. Kravtsova questionnaire, a comparative analysis of the results of a survey of schoolchildren in Moscow and Yakutsk is given.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ»

Педагогика

УДК 371.8

студентка Айдингер Чойган Аль-берт-ооловна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Ноговицына Надежда Михайловна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ

СЕТЕЙ

Аннотация. В данной статье рассматривается влияние социальных сетей на процесс социализации современных подростков. Обоснована актуальность проблемы формирования зависимости от социальных сетей среди подростков. Авторы определили основные тенденции влияния Интернет-ресурсов и социальных сетей на социализацию подростков, раскрыли негативные последствия в формировании личности и поведения подростков. В статье представлены результаты опроса обучающихся школ г. Якутска по предложенному A.B. Кравцовой опроснику, дан сравнительный анализ результатов опроса школьников г. Москва и г. Якутск.

Ключевые слова: подросток, социальные сети, социализация, Интернет, коммуникативные навыки.

Annotation. This article examines the influence of social networks on the process of socialization of modern adolescents. The relevance of the problem of formation of dependence on social networks among adolescents is substantiated. The authors identified the main trends in the influence of Internet resources and social networks on the socialization of adolescents, revealed the negative consequences in the formation of the personality and behavior of adolescents. The article presents the results of a survey of students in schools in Yakutsk, proposed by A.V. Kravtsova questionnaire, a comparative analysis of the results of a survey of schoolchildren in Moscow and Yakutsk is given.

Key words: teenager, social networks, socialization, Internet, communication skills.

Введение. В последние годы все больше исследователей поднимают вопрос о формировании зависимости от социальных сетей, Интернет-ресурсов либо сетевых компьютерных игр. На первый взгляд увлечение социальными сетями кажется безобидным занятием, однако взаимосвязь между увлечением виртуальным общением и формированием различных отклонений в поведении подростков становится очевидной.

Особенно серьезными могут быть последствия увлечения социальными сетями в подростковом возрасте. Общеизвестно, что подростковый возраст относят к кризисным периодам развития личности. При этом кризис подросткового возраста является самым длительным и глубоким, поскольку происходит перестройка не только в организме подростка, но и наблюдается серьезная трансформация в сознании личности, изменения в социальной ситуации развития. Подростку необходимо определиться со своим статусом в коллективе, если раньше он мог пользоваться авторитетом и успехами своих родителей, то сейчас этого уже недостаточно, нужно демонстрировать собственные достижения, т.к. ведущий вид деятельности в данном возрасте это неформальное общение со сверстниками. Отчасти этим объясняется увлечение подростков общением в социальных сетях.

Социальные сети - явление относительно новое, это подтверждает тот факт, что научных исследований понятия «социальная сеть» на данный момент недостаточно. Если углубиться в историю возникновения и развития социальных сетей, то можно отметить, что во многих культурах имеются философские концепции, составляющие смысл этого явления, например, китайская система Guanxi. Так, по мнению Луцькая Е.Е.: «Одной из важнейших особенностей китайской деловой культуры является наличие системы взаимоотношений «гуаньси». В китайском обществе, которое ориентировано на взаимоотношения, все вопросы и проблемы решают через контакты и связи, которые устанавливаются с родственниками, друзьями и партнерами...» [6].

На Среднем Востоке распространено понятие Wasta, что в прямом переводе означает «те, кого вы знаете». Д.Б. Графов считает, что Wasta составляет социальный капитал в арабском мире. Как отмечает Графов Д.Б.: «... Wasta отличается длиной цепочки, требующей появления посредника, которому и принадлежит решающая роль» [3]. Впервые в литературных источниках термин «социальная сеть» была употреблена социологом Джеймсом Барнсом в 1954 г., он имел ввиду что это: «...социальная структура, состоящая из узлов (ими могут быть люди, группы людей, сообщества и организации), связанных между собой тем или иным способом посредством социальных взаимоотношений» [2, С. 5-6]. В целом, в социологии считается, что социальная сеть используется уже более полувека как обозначение сложной системы взаимоотношений между индивидами (Дэвид Кнок, Стэнли Вассерман, Харрисон Уайт и др.).

В настоящее время именно «онлайновые» социальные сети становятся более значимыми в сетевых ресурсах. Это объясняется глобальностью, демократичностью, доступностью информации, с одной стороны, и отсутствием контроля, с другой стороны [4].

Изложение основного материала статьи. Современный мир - это максимально информационно развитый мир. Трудно представить молодого человека, который не пользуется Интернетом, каждый подросток в развитых странах фактически является активным пользователем Интернет-ресурсов. Интернет позволяет человеку быть в курсе событий, оперативно найти информацию, необходимую для работы, учебы, бизнеса, формировать свое мнение по разным поводам, также является мощным инструментом для развития и самообразования [7]. Как отмечает Афанасьева Л.И.: «...социальные сети выполняя коммуникативную функцию несут огромные возможности для межличностного общения. Так, в сети стирается географическая отдаленность, сближаются материки...» [1]. Ряд социологических опросов показал, что наибольшей популярностью среди пользователей являются:

1. Instagram является одной из самых популярных социальных сетей в мире. Это предложение было создано для обмена фотографиями и видео, американским программистом Кевином Систром. Благодаря приложению подростки могут делиться своими фотографиями, добавлять хэштеги, комментировать и лайкать фотографии других пользователей. Instagram также дает возможность создавать Истории - короткие видео или фотографии, которые автоматически исчезают через 24 часа после публикации, данная функция позволяет делиться более часто и более экспериментальными контентом. Для жителей России доступ ограничен, однако многие пользуются с помощью обеспечивающего приложения VPN.

2. Snapchat - это еще одно приложение для обмена фотографиями и видео, которое не менее популярно среди подростков. Одним из ключевых элементов Snapchat является то, что сообщения исчезают через несколько секунд после того, как они были просмотрены. Это делает эту сеть более приватной и безлопастной для подростков, которые желают обмениваться чувствительной информацией.

3. TikTok - стал очень популярным среди подростков за последний год в связи с ограничительными санкциями. Данное приложение позволяет создавать короткие музыкальные клипы и делиться ими с другими пользователями. TikTok предлагает широкий спектр музыкальных треков и фильтров, что позволяет членам сообщества создавать уникальный и интересный контент. На территории РФ доступ для обновления контента ограничен.

4. YouTube - является платформой для хранения и обмена видео. Как правило пользователи добавляют видео себя, своих друзей или общественность, а также множество развлекательных видеороликов. Подростки могут подписаться на каналы, которые им интересны, и следить за обновлениями.

5. Twitter - это социальная сеть, давящая возможность делиться короткими сообщениями протяженностью до 280 символов. Подростки могут общаться с другими пользователями, следить за новостями и узнавать о том, что происходит в

Эти социальные сети стали неотъемлемой частью жизни современных подростков и используются для общения с друзьями и знакомыми, обмена фотографиями и видео, также для поиска информации и защиты собственных интересов. Наряду с положительными аспектами социальных сетей, есть и негативные последствия, которые авторы рассмотрят в данной статье. На первый взгляд, увлечение социальными сетями кажется безобидным занятием, однако проведение большого количества времени в социальных сетях может привести к ухудшению психического здоровья подростков и уменьшению эффективности работы мозга. Это ведет к снижению концентрации внимания, ухудшению памяти, потере чувства контроля, а также могут привести к проблемам с успеваемостью, демотивации к обучению, нивелировать возможности для саморазвития, профессионального роста в будущем.

В целом социальные сети могут создать много проблем для подростков, и нести ряд негативных последствий такие как:

- замещение реального мира виртуальным. Подростки, которые проводят в социальных сетях шести часов в день постепенно отдаляются от «живого» с родителями, одноклассниками, с друзьями, теряют интерес к занятию спортом, хобби. Затем такая самоизоляция может формировать чувство раздражения и даже агрессии, если подростка заставляют сократить время пребывания в социальных сетях, проводить время в реальном мире. Многие старшеклассники часто сталкиваются с трудностями в школе и с проблемами в социальной адаптации, т.к. утрачивают коммуникативные навыки став пассивными наблюдателями в Интернете;

- фиксация на виртуальном мире. Многие подростки используют социальные сети для создания собственного «имиджа» или «онлайн-личности», они могут начать жить двойной жизнью, представляя себя и свою личность в социальных сетях не таким, какими они есть на самом деле. Такая фиксация на виртуальном мире может привести к потере идентичности и неспособности взаимодействовать со своей окружающей средой без маски, казалось бы, они удовлетворяют свои потребности в виртуальной среде, между тем в реальной жизни они практически не существуют. Социальные сети позволяют подросткам общаться со своими сверстниками и учувствовать в виртуальных сообществах, но в отличие от реальной жизни, в социальных сетях люди имеют возможность оставаться анонимными или скрывать свою истинную личность, это может привести к тому, что подростки становятся более агрессивными, чем они были бы в реальном мире;

- высокий уровень конкуренции. Подростки часто склонны к сравнению себя с другими пользователями социальных сетей, особенно с теми, у кого большая популярность количеством подписчиков или лайков. Такое сравнение может привести к низкой самооценке и неудовлетворенности своей жизнью. В некоторых случаях, это может привести к развитию агрессивности и желанию навредить другим пользователям;

- последствие связано с токсичностью социальных сетей. Некоторые пользователи могут выражать агрессивность и ненависть в комментариях или личных сообщениях. Подростки, которые чувствительны к критике, могут почувствовать себя оскорбленными и уязвленными, критика которую они принимают в свой адрес, может оказаться очень глубокой и захватывающей, это может привести к развитию депрессии, тревожности, снижению самооценки и даже самоубийству.

Одним из основных факторов, связывающих социальные сети и агрессию в подростковой группе лиц, является легкий доступ к информации, которая может приводить к буллингу, троллингу и оскорблениям. Социальные сети давно стали площадками для угроз, обмана, лжи и подстрекательства, которые могут иметь серьезные последствия. Из-за отсутствия личности и уважительного общения, которое находится в реальном мире, социальные сети могут призвать к нарушению правил поведения и неоправданных действий, особенно у подростков, у которых еще не сформировано морально-этическое поведение.

Также добровольная социальная изоляция и отдаление от реальной жизни приводит к тому, что они забывают, что их слова и поступки имеют реальные последствия и могут навредить другим людям, к сожалению, не все подростки могут понять, что социальные сети не являются просто игрушкой, что это серьезный инструмент для общения, который может повлиять на жизнь других людей. Кроме того, социальные сети могут создавать коллективное чувство принадлежности, что приводит к образованию различных группировок, где некоторые из участников могут являться агрессивными и подавать негативное влияние на подростков, это может привести к ухудшению их поведения и созданию насилия.

В 2021 году в г. Москва среди обучающихся ГБОУ «Школа №998» был проведен социологический опрос. В опросе приняли участие 100 обучающихся в возрасте 11-17 лет. По мнению автора исследовательского проекта Кравцовой A.B.: «Опрос показал, что большинство респондентов зарегистрировано в таких популярных социальных сетях, как WhatsApp (100%), ВКонтакте (94%), Instagram (83%) и TikTok (73%). В Facebook зарегистрировано 31%, в Twitter - 24%, в Одноклассниках - 17%. Большинство опрашиваемых (31%) проводят в социальных сетях больше 5 часов в день. Равные доли опрошенных (23%) уделяют просмотру социальных сетей от 1 до 3 часов и от 3 до 5 часов в день. Пятая часть всех опрошенных респондентов отметили, что их сетевой статус всегда «онлайн». И лишь 3% проводят свое свободное время в социальных сетях менее 1 часа в день» [5]. Также в ходе опроса выяснилось, что:

- 90% всех респондентов заходят в социальные сети с целью общения с друзьями и одноклассниками;

- 79% - слушают музыку;

-71% - смотрят новости, видео, картинки;

- 46% - бесцельно листают ленту, заполняют свободное время;

- 30% - выкладывают свои фото, пополняют новостями свои страницы, стараются увеличить количество подписчиков и т.д.;

- 28% респондентов пользуются социальными сетями для самообразования, получают новые знания, читают статьи ученых, выступления известных людей на интересующие вопросы.

Кроме того, Кравцова A.B. выяснила, что у 60% подростков посещение социальных сетей не затрагивают их эмоционально; 37% обучающихся отметили, что «ощущают радость и удовлетворение от проведения времени в социальных сетях»; а 3% признались, что ощущают подавленность после посещения социальных сетей. При этом абсолютное большинство опрошенных отрицают наличие у себя зависимости от социальных сетей.

Для сравнительного анализа мы провели тот же опрос среди обучающихся школ г. Якутска, в котором приняло участие также 100 респондентов в возрасте 13-15 лет и получили следующие результаты:

1. Опрошенные подростки являются пользователями таких мессенджеров и социальных сетей, как WhatsApp (89%), TikTok (68%), Instagram (63%) ВКонтакте (60%). В Facebook зарегистрировано 33%, в Twitter - 29%, в Одноклассниках-21 %.

2. По количеству времени, которые проводят подростки в социальных сетях ответы распределились следующим образом: больше 5 часов в день - 27%, от 3 до 5 часов - 24% от 1 до 3 часов - 22%, менее 1 часа в день - 9%. При этом, ответ «всегда онлайн» выбрали 18% респондентов.

3. По целям и назначению пользования социальными сетями ответы распределились: 30% всех респондентов заходят в социальные сети с целью общения с друзьями и одноклассниками; 14% - слушают музыку; 24% - смотрят новости, видео, картинки; 14% - бесцельно листают ленту, заполняют свободное время; 8% - выкладывают свои фото, пополняют новостями свои страницы, стараются увеличить количество подписчиков и т.д.; 10% респондентов пользуются социальными сетями для самообразования, получают новые знания, читают статьи ученых, выступления известных людей на интересующие вопросы.

4. Эмоциональная составляющая от посещения социальных сетей такова: 46% подростка отметили, что не испытывают особых эмоций, 40% обучающихся отметили, что испытывают положительные эмоции, такие как радость, удовлетворение; подавленность испытывают 14%, они отметили, что «особенно от новостных каналов».

5. Наличие зависимости признали 47% опрошенных, но они затруднились объяснить смысл понятия «зависимость от социальных сетей».

Выводы. Сравнительный анализ полученных результатов опроса обучающихся средних общеобразовательных школ г. Москва и г. Якутск показал, что:

1. Наиболее популярным сервисом для обмена сообщениями является мессенджер WhatsApp - 100% (Москва) и 89% (Якутск), далее по популярности в г.Москва «ВКонтакте» - 94%, в Якутске - TikTok - 68%, на третьем месте Instagram -83% и 63% соответственно.

2. По количеству времени, которые проводят подростки в социальных сетях: больше пяти часов - 31% подростков в Москве и 27% в Якутске; от 3 до 5 часов - в Москве - 23%, в Якутске - 24%; от 1 до 3 часов - в Москве - 23%, в Якутске 22%; менее 1 часа в день - 9% подростков (Якутск) и лишь 1% в Москве.

3. По целям и назначению пользования социальными сетями ответы распределились:

- общение с друзьями и одноклассниками: 90% (г. Москва) и 30% (г.Якутск);

- слушают музыку: 79%(г. Москва), 14% (г. Якутск);

- бесцельно листают ленту, заполняют свободное время: 46% (г. Москва), 14% (г. Якутск).

4. Эмоциональная составляющая от посещения социальных сетей:

- радость и чувство удовлетворения: 37%(г. Москва), 40% (г. Якутск);

- отсутствие эмоций отметили: 60% (г. Москва), 46% (г. Якутск);

-подавленность: 3% (г. Москва), 13% (г. Якутск).

Таким образом, среди подростков как в г.Москва, так и в г.Якутске популярны WhatsApp, «ВКонтакте», TikTok и Instagram. В Москве больше пяти часов проводят в социальных сетях на 4% респондентов больше, однако это в рамках нашего исследования не является значимым показателем. Но в критерии «менее одного часа» - разница составляет 8% (9% подростков в Якутске и 1% в Москве), что является уже более значимым показателем. Интерес представляют результаты ответов по вопросам о целях и назначении пользования социальными сетями. Так, например, общение с друзьями и одноклассниками выбрали 90% подростков в г. Москва и 30% в г.Якутск, разница составляет 60%. Также бесцельно листают ленту 46% москвичей и всего 14 % якутян, что дает пищу для размышления. По разделу об эмоциональной составляющей при схожести показателей чувство подавленности испытывают 3% подростков в Москве и 13% - в Якутске, возможно это можно объяснить существующими различиями в психологическом состоянии жителей мегаполиса и малого провинциального города.

В целом, проблема влияния социальных сетей не теряет своей актуальности. Авторы планируют в дальнейшем осуществлять мониторинг данного вопроса и составить более детальный анализ результатов социологического опроса.

Литература:

1. Афанасьева, Л.И. К вопросу о киберсоциализации современных подростков: статья / Л.И. Афанасьева, М.И. Андросова, H.A. Афанасьев // Международный научно-исследовательский журнал. - № 12-4 (102). - 2020. - С. 6-8

2. Викторова, М.С. Оценка влияния социальных сетей на несовершеннолетних: криминологический анализ: магистерская диссертация. - 40.04.01 / М.С. Викторова. - Красноярск, 2020. - 84 с.

3. Графов, Д.Б. Wasta как социальный капитал и легитимный консервативный порядок: статья / Д.Б. Графов // Полития. - №4(103). - 2021. - С. 81-96

4. Демичева, К.А. Понятие и классификация социальных сетей в контексте взаимодействия в сети Интернет. - [эл. ресурс]. - URL: https://scienceproblems.ru/

5. Кравцова, A.B. Влияние социальных сетей на подростков: исследовательский проект / A.B. Кравцова. - Москва, 2021. - [эл.ресурс]. - URL: https://mguu.ru/wp-content/uploads/2021/05/Kartsova.pdf. - (дата обращения 14.05.2023)

6. Луцькая, Б.Б. Китайская система взаимоотношений «гуаньси» и ее влияние на деловую этику и организационное поведение: статья / Б.Б. Луцькая, C.B. Леонтьев, Лю Вэй. - эл. ресурс. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kitayskaya-sistema-vzaimootnosheniy-guansi-i-ee-vliyanie-na-delovuyu-etiku-i-organizatsionnoe-povedenie/viewer. - (дата обращения 08.05.2023)

7. Проектная деятельность учащихся в цифровом социуме / ИИ Трубина, М.И. Шутикова, Т.И. Никифрова, A.A. Брайнес // Образовательное пространство в информационную эпоху: Сборник научных трудов. Международная научно-практическая конференция, Москва, 08 июня 2021 года. - Москва: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. - С. 516-521. -EDN QOAFHS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.