Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
241
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Нурпеисова Б. С., Давлетьярова М. А.

В статье рассматривается влияние социальных сетей на социализацию, на формирование стереотипов, ценностей, социальных установок студенческой молодежи, определяется степень их зависимости от социальных сетей. Анализируется данные, полученные в ходе социологического опроса, проведенного среди студентов 1-3 курсов университета г.Актобе для обоснования гипотезы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

гражданина в гражданском законодательстве РФ // Гражданское право. 2008. № 3. 26 с.

3. Распонин А. Н., Смолянинов В. П. Справочник потребителя. Новосибирск. Изд-во ЮКЭА. 2000. 256 с.

4. Закон «О защите прав потребителей» 07.02.1992 № 2300-1 «Собрание законодательств РФ». 15.01.1996. № 3.

5. Голубев К. И., Нарижний С. В. Компенсация морального вреда как способ защиты неимущественных благ личности. Санкт-Петербург. 2001. 300 с.

6. Цехер Г. Я. Потребительский экстремизм: Природа, формы проявления и меры противодействия // Бизнес, менеджмент и право. 2003. № 2. 302 с.

УДК 316.472.45

Нурпеисова Б. С. старший преподаватель кафедра «АНК и социально-политических дисциплин» Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова Казахстан, г. Актобе Давлетьярова М.А.

магистр

Университет им. Р. Лазарского Польша, г. Варшава

Nurpeissova B.S., Senior Lecturer The Department of "APK and socio-political disciplines" K. Zhubanov Aktyubinsk Regional State University

Kazakhstan, Aktobe Davletyarova M.A.

Master of Arts Lazarski University Poland, Warsaw

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье рассматривается влияние социальных сетей на социализацию, на формирование стереотипов, ценностей, социальных установок студенческой молодежи, определяется степень их зависимости от социальных сетей. Анализируется данные, полученные в ходе социологического опроса, проведенного среди студентов 1-3 курсов университета г.Актобе для обоснования гипотезы.

Ключевые слова: Интернет, молодежь, социальные сети, социализация.

Abstract. The article examines the influence of social networks on socialization, the formation of stereotypes, values, social attitudes of student

youth, and determines the degree of their dependence on social networks. In order to ground the theory, the research analyzes data obtained through the sociological survey conducted among students of the 1-3 year of the University ofAktobe.

Keywords: Internet, youth, social networks, socialization.

Популярность в Интернете социальные сети начали завоёвывать в 1995 году, с появлением американского портала Classmates.com. Но официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003—2004 года, когда были запущены LinkedIn, MySpace и Facebook. Сейчас мы, с уверенностью, можем констатировать тот факт, что 96% современного населения земли имеет доступ к социальным сетям.

Можно привести небольшую статистику о количестве пользователей социальных сетей. В Facebook в среднем 1,65 млрд. активных пользователей ежемесячно и 1,09 млрд. активных пользователей ежедневно. Пользователи Facebook в сумме просматривают 100 млн. часов видео каждый день. Twitter имеет 310 млн. активных пользователей ежемесячно. Из них 83% являются активными пользователями на мобильном устройстве.

Более 400 млн. активных пользователей Instagram каждый месяц. Piper Jaffray весной 2016 в обзоре «Учет подростков» говорит, что 27% тинейджеров поставили Instagram на второе место в списке самых важных социальных сетей.

Запущенный 10 октября 2006 года, социальная сеть «Вконтакте» изначально позиционировал себя в качестве социальной сети студентов и выпускников российских вузов, позднее стал называть себя «современным, быстрым и эстетичным способом общения в сети». По данным на август 2017 среднесуточная аудитория сети составляет более 80 миллиона посетителей, зарегистрировано более 410 миллионов пользователей. [1]

Социальные сети и блоги стали альтернативой официальным СМИ, через них идет воздействие на сознание аудитории Интернета. Интернет превращается в одну из форм коммуникаций молодежи. Общение в социальных сетях стало оказывать влияние на процесс социализации молодежи. Автор статьи, исследуя степень влияния социальных сетей на процесс социализации студенческой молодежи, хочет обосновать гипотезу о том, что смогут ли социальные сети, в будущем, заменить им привычные институты и агенты социализации, такие как семья, школа, друзья, определить степень зависимости молодых людей от социальных сетей, проанализировать влияние использования социальных сетей на формирование стереотипов, ценностей, социальных установок.

В качестве метода сбора первичной социологической информации используется анкетирование.

Проблема влияния социальных сетей на социализацию молодежи становится актуальной, но начало социологических исследований, по данной проблеме, было положено только в западной науке.

Основоположниками теории социальных сетей стали, в 1951 году, Рэй

Соломонофф и Анатоль Раппопорт. Через восемь лет появились статьи венгерских математиков Поля Эрдоса и Альфреда Реньи. В статьях были изложены принципы формирования социальных сетей (с 1957 по 1968 гг). Сам же термин «социальная сеть» был введен в обиход в 1954 году Джеймсом Барнсом, социологом из «Манчестерской школы».[2]

Активными пользователями социальных сетей в Казахстане являются 3,3 миллиона человек, то есть пятая часть населения страны. Такие данные указаны в отчете, подготовленном агентством "Медиа-Систем" с помощью сервиса Brand Analytics. Исследование проводилось зимой 2015-2016 года.

Самой популярной среди казахстанцев социальной сетью оказался "ВКонтакте", где "сидят" 1,945 миллиона пользователей. В месяц они публикуют порядка 45 миллионов сообщений. Среди пользователей 53,8 процента - мужчины и 46,2 процента - женщины. Большая часть аудитории соцсети "ВКонтакте" - люди до 18 лет. Чуть меньше пользователей подпадают под категорию от 18 до 24 лет.

Также можно отметить, что в Казахстане набирает популярность Instagram. Сервисом пользуются 1,336 миллиона казахстанцев. Эта соцсеть наиболее популярна среди женской половины населения - их 71,9 процента. Соответственно, мужчин в Instagram - 28,1 процента. Данных о возрасте нет.

Далее в своеобразном рейтинге расположился "Мой Мир", им пользуются 155,3 тысячи казахстанцев, среди них 59,5 процента - женщины и 40,5 процента - мужчины. Здесь основная возрастная категория - от 25 до

34 лет. Также в "Мире" достаточное количество пользователей в возрасте от

35 до 44 лет.

Социальной сетью Facebook в Казахстане пользуются 125,8 тысячи человек, большинство из них женщины - 60,3 процента. Примечательно, что здесь практически нет юзеров младше 18 лет - их всего 0,1 процента. Основу аудитории составляют люди от 25 до 34 лет - их 45,4 процента. Также примечательно, что в Facebook около пяти процентов пользователей старше 55 лет.

Самой "возрастной" социальной сетью можно назвать "Одноклассники". Здесь насчитывается 69,3 тысячи пользователей из Казахстана, подавляющее большинство из них старше 25 лет. Кроме того, каждый пятый человек здесь старше 55 лет. Среди участников этой социальной сети 74 процента - женщины и 26 процентов - мужчины.

На последнем месте по популярности оказался Twitter. Им активно пользуются 16,6 тысячи авторов. Примечательно, что среди них больше мужчин - их 52 процента. [3]

Насколько сильно влияние социальных сетей на социализацию студенческой молодежи, сильна ли степень зависимости ее от социальных сетей? Эти проблемы рассматриваются в статье.

Для определения степени влияния социальных сетей на молодежь был проведен социологический опрос среди студентов различных специальностей Актюбинского регионального государственного

университета им. К. Жубанова. Опрашивались 120 студентов, 1-3 курсов, возраст которых составляет 18-20 лет.

В ходе опроса выяснилось, что студенты зарегистрированы в таких сетях, как в «ВКонтакте» и в Instagram (93%), в Facebook (6%), в Twitter (1%) и проводят время в социальных сетях от 5 до 12 часов в сутки.

Студенты входят в эти социальные сети чаще всего для общения, для того, чтобы услышать новости или какую-нибудь интересную информацию, чтобы следить за жизнью знаменитых людей, смотреть сериалы или для простого времяпровождения. Мы считаем, что при широком наборе функций социальных сетей основной для молодежи остается именно коммуникативная. Реализация своих потребностей в общении посредством социальных сетей, опосредованное взаимодействие пользователя с другими людьми и существование в виртуальном мире привлекает молодежь.

Для того, чтобы узнать насколько привлекательно для них общение с друзьями в социальных сетях был задан вопрос «Сколько у Вас друзей в социальных сетях?». Количество друзей в социальных сетях доходило до 200-300 человек. А в реальной жизни друзей было не более 5. Общение с друзьями в социальных сетях было более интереснее, чем с друзьями в реальной жизни.

Большинство респондентов (43%) отметили, что посещают свою страницу в социальных сетях несколько раз в день, проводят время в социальных сетях от 5 до 12 часов в сутки. При таком регулярном посещении социальных сетей молодежью, нельзя недооценивать их влияние на социализацию. Немаловажно отметить, что в настоящее время Интернет становится агентом первичной социализации наряду с ближайшим окружением.

Но, несмотря на то, что много времени студенты проводят в социальных сетях, для 70 % респондентов они не оказывают влияние на их жизнь или учебу. 30 % респондентов ответили, что влияет, так как времяпровождение в социальных сетях отнимает много времени, что иногда вызывает раздражение, но отказаться от этого сложно.

Если бы, в будущем, они не смогли пользоваться социальными сетями, то для них это не стало бы особо значимой проблемой. Многие респонденты ответили, что читали бы книги, общались с друзьями, родственниками, путешествовали, нашли бы более интересное занятие, т.е. сильной зависимости молодежи от социальных сетей не наблюдается. Таким образом, в ходе социологического опроса среди студентов, в возрастной категории 18-20 лет, мы выяснили, что проблема влияния социальных сетей на социализацию студенческой молодежи, актуальна. Большинство студентов (93%) являются активными пользователями социальных сетей «Вконтакте» и «Instagram». Эти социальные сети для многих - это средство общения, обмена информацией и фотографиями. Друзей в социальных сетях больше, чем в реальной жизни. В ходе исследования мы попытались определить степень зависимости студенческой молодежи от социальных

сетей, определить степень их влияния на процесс социализации. Анализ опроса выявил, что пользование социальными сетями особо не влияет на жизнь, на учебу студентов. В то же время времяпровождение в социальных сетях отнимает много времени, что часто вызывает раздражение. Небольшая зависимость от социальных сетей наблюдается, но она не оказывает существенного влияния на процесс социализации и не может заменить привычные институты и агенты социализации.

Использованные источники:

1. Интернет в цифрах. URL: http://in-numbers.ru/ (дата обращения: 01.08.2017)

2. История теории и практики социальных сетей. URL: http://www.keep-intouch.ru/analytics/ history/history-of-the-theory-and-practice-of-social-networks.htm (дата обращения: 15.08.2017)

3. Сколько людей сидят в соцсетях в Казахстане. URL: https://tengrinews.kz/internet/skolko-lyudey-sidyat-v-sotssetyah-v-kazahstane-288639/ (дата обращения: 15.08.2017)

УДК 579

Осадчая О.Н. ст. преподаватель

кафедра «Естественнонаучных и технических дисциплин» Брянский областной казачий институт технологий и управления (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)»

Россия, г. Унеча

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НА ПИЩЕВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Аннотация:

Гигиена - необходимая составляющая каждого производственного процесса, результатом которого являются продукты. Гигиена пищевых производств означает условия и меры, необходимые для производства, переработки, хранения и распределения пищевых продуктов, призванные гарантировать безопасность для здоровья, качество и пользу продуктов, предназначенных для потребления человеком.

Ключевые слова: пищевая промышленность, требования к здоровью, личной гигиене персонала и соблюдения техники безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.