Научная статья на тему 'Особенности социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья'

Особенности социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
12260
958
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ОБОСОБЛЕНИЕ / ДЕТИ И ПОДРОСТКИ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Казакова Лариса Александровна

В статье автор описывает проблемы, задачи и механизмы социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, анализирует влияние факторов среды на их социальное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Казакова Лариса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья»

РАЗДЕЛ IX КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 376.02

Казакова Лариса Александровна

Кандидат биологических наук, доцент кафедры педагогики Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова, pedagogika@bk.ru, Ульяновск

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ1

Kazakova Larisa Aleksandrovna

Cand.Biol.Sci., the senior lecturer of chair ofpedagogics of the Ulyanovsk state pedagogical university named after I. N. Ulyanov, pedagogika@bk.ru, Ulyanovsk

FEATURES OF SOCIALIZATION OF CHILDREN AND TEENAGERS WITH LIMITED POSSIBILITIES

OF HEALTH

Согласно теории развития, человек изменяется при взаимодействии с различными условиями окружающей действительности на протяжении всей жизни. Эти изменения происходят с каждым человеком независимо от возраста, пола, расовой принадлежности, состояния здоровья. Именно поэтому дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так же как их здоровые сверстники, социализируются, решают возрастные задачи развития, используя общепризнанные и специфические способы.

Цель настоящего исследования - изучение особенностей и содержания социализации детей и подростков с 01раниченными возможностями здоровья в условиях современной российской действительности; анализ факторов и механизмов их социального развития.

В последнее десятилетие в педагогической, психологической, социологической литературе появились работы, посвящённые анализу особенностей социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Перечислим основные направления проведённых исследований: выявление факторов первичной и вторичной социализации детей-инвалидов, в том числе с задержкой психического развития [1; 6; 8]; изучение субкультур глухих и слабослышащих подростков [7]; описание возможных вариантов адаптивных стратегий людей с ограниченными возможностями здоровья [4]; экспериментальное выделение и теоретическое обоснование способов адаптации личности с временно ограниченными возможностями [2].

В своём исследовании мы опираемся на концепцию социализации А. В. Мудрика [5], согласно которой процесс социализации человека проте-

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект №08-06-00348а «Социальное воспитание детей и подростков с ограниченными возможностями».

кает всю жизнь и состоит из 2-х взаимосвязанных, но не сводимых друг к другу процессов: социальной адаптации и обособления.

Мы считаем, что социальная адаптация человека с ограниченными возможностями здоровья предполагает принятие, усвоение и воспроизводство им правил поведения, норм, ценностей, установок, характерных для современного общества здоровых.Проблемы социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями связаны с тем, что им сложно усвоить нормы и правила поведения из-за наличия нарушений, отсутствия примеров со стороны взрослых, невозможности совместного общения в реальных ситуациях [3]. Часто адаптация человека с ограниченными возможностями здоровья протекает в закрытых условиях, и формируются правила, ценности, установки, не похожие на общественные. Следствием сужения среды взаимодействия является невозможность освоения детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья всего разнообразия социальных ролей, т. к. зачастую некому эти роли представить, объяснить их сущностные и функциональные характеристики и показать механизм их использования. При этом многие люди с ограниченными возможностями часть социальных ролей используют на неосознанном уровне, другой частью не владеют вообще, третья часть - роли, освоенные с деформирующим содержанием, и как следствие, они используются не по назначению или несвоевременно, что характеризует процесс социального становления как деформированный или измененный.

Одной из причин социальной дезадаптации является отсутствие желания у взрослых (родителей, педагогов, медицинских работников и психологов) целенаправленно формировать социальные навыки, использовать их в повседневной жизни и создавать ситуации взаимодействия на основе актуальных для ребёнка, а позже подростка, сфер жизнедеятельности.

В этом случае, социальное становление из-за ограниченных контактов будет протекать своеобразно, и в результате сформируется личность, не знающая окружающего мира: людей, их взаимоотношений, правил поведения, традиций и ритуалов, существо общественное, но для замкнутых, «оранжерейных» условий существования.

Проблемы обособления детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья заключаются в отсутствии планомерной (и непланомерной) работы, целью которой является развитие индивидуальных качеств личности и возможности самореализации в окружающей действительности. Индивидуальные качества ребёнка (подростка) с ограниченными возможностями здоровья не признаются личностно и социально ценными, поэтому ни семья, ни педагоги, ни психологи не способствуют их выработке.

Мы считаем, что процесс обособления может быть описан и для человека с ограниченными возможностями, конечно, с учетом особенностей его психофизического развития. Для формирования независимой, решительной, жизнестойкой ко всем невзгодам личности, обладающей лидерскими способностями и активно взаимодействующей с людьми независимо от воз-

раста, пола, социального статуса и состояния здоровья, должна проводится целенаправленная деятельность родителями, сверстниками, специалистами при активном участии и положительном настрое самого человека с ограниченными возможностями.

В ходе социализации на каждом возрастном этапе человек с ОВЗ решает следующие задачи:

Естественно-культурные задачи связаны с достижением на каждом возрастном этапе определённого уровня физического и полового развития, характеризующегося некоторыми нормативными различиями в тех или иных социокультурных условиях.

Для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья решение естественно-культурных задач является достаточно важным и составляет сущность коррекционно-развивающей воспитательной работы, проводимой с ними.

Приведём примеры естественно-культурных задач для человека с ограниченными возможностями здоровья:

1. Формирование представлений у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья об эталонном строении организма здорового человека мужского и женского пола.

2. Физическое развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (двигательной активности, координации движений, силовых возможностей).

3. Обучение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья навыкам здорового образа жизни (своевременному использованию лекарственных препаратов, медицинских приборов, выполнению физических упражнений, соблюдению режима труда и отдыха, выполнению посильных видов деятельности).

Социально-культурные задачи - познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые задачи, которые специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном историческом социуме.

Социально-культурные задачи детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья решаются как самостоятельно (это происходит реже), так и при взаимодействии с родителями, педагогами, сверстниками. Познание окружающего природного и социального мира детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе специально организованной деятельности в коррекционном образовательном учреждении или социально-реабилитационном центре. Главная цель при этом развитие познавательных процессов (памяти, внимание, речи, логического мышления) и освоение базового уровня теоретических знаний об окружающей действительности. Морально-нравственные и ценностно-смысловые задачи решаются детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья для формирования адекватной жизненной позиции и нормализованного существования в условиях современного общества.

Социально-психологические задачи связаны со становлением самосознания личности, её самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе имеют свою специфику.

Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья имеют наибольшие проблемы при решении именно этой группы задач; это связано с наличием первичных (биологических) и вторичных (социальных) нарушений. Осознание себя как самодостаточной и самоценной личности, способной к изменениям, встречается только у небольшой части изучаемой нами категории детей и подростков. Самосознание у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья будет не сформировано, а самооценка -занижена. Самоопределение себя ребёнком (подростком) с ограниченными возможностями здоровья в актуальных для него сферах жизнедеятельности затруднено, т. к. оказываются несформированными ценностно-целевые компоненты личности, отсутствует развитая временная перспектива. Стратегии самоутверждения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья характеризуются бездеятельностью, непоследовательность, нацеленностью на асоциальные и антисоциальные формы общественного поведения.

Развитие и самоизменение человека происходит во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий на протяжении всей жизни. Эти действующие на человека условия в социальной педагогике принято называть факторами социализации. Факторы социализации делятся на 4 группы: мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы.

Рассмотрим подробно влияние факторов социализации на детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Мегафакторы социализации (космос, планета, мир) - факторы, которые опосредованно влияют на каждого человека на Земле. Ещё в начале XX столетия рядом российских учёных (В. М. Бехтерев, П. П. Лазарев, А. Л. Чижевский) была выявлена зависимость отношений в социальной среде от количества поступающей на Землю солнечной энергии. Кроме того, существуют так называемые глобальные проблемы человечества: загрязнение окружающей среды, неконтролируемый рост населения одних стран и уменьшения его численности в других, увеличение числа межэтнических конфликтов, изменение хозяйственной деятельности населения, возникновение новых видов оружия массового поражения. Все выше перечисленные компоненты мегафакторов социализации так или иначе влияют на жизнь и социальное становление детей и подростков с ограниченными возможностями, формируют их своеобразное отношение к собственной жизни, к жизни других людей, окружающему природному и социальному миру.

Макрофакторы социализации (страна, этнос, общество, государство)-факторы, влияющие на человека с ограниченными возможностями здоровья через создание законов, общественное отношение к ним, культурные традиции страны, нации и т. д. В Российской Федерации защита прав и свобод людей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе де-

тского и подросткового населения) на законодательном уровне представлена несколькими десятками документальных актов, регламентирующих не только материальную помощь нуждающимся, но и определяющих правила и порядок предоставления медицинской, психологической, педагогической и других видов помощи. Отношение «здоровой» части общества к людям с различными отклонениями в развитии с древности до наших дней изменялась от полного неприятия (например, в Спарте) до гуманного, равноправного рассмотрения человека (в эпоху Возрождения). В современном мире присутствуют все варианты отношений к человеку с ограниченными возможностями: полное непринятие (отделение от общества здоровых) -негативная позиция; нейтральная позиция - «мне всё равно, кто меня окружает»; позитивная позиция - люди считают, что человек с ограниченными возможностями здоровья имеет такие же права и обязанности, как и они. В рамках последней позиции одной из ведущих тенденций во взаимодействии «мира здоровых» и «мира больных» является понятие «интеграция» как объединение двух этих миров в один общий. Интеграция детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в России рассматривается в двух формах: физической (присутствие в одно время в одном месте, но без взаимодействия) и функциональной (предметно-пространственное объединение на короткое время для решения конкретной задачи). Культурные традиции страны и каждого отдельного народа при этом играют решающую, определяющую роль.

К мезофакторам социализации относят тип поселения, субкультуру, средства массовой коммуникации (СМК). В сельской местности условия для социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья иные, чем в городах. Даже в городах, которые удалены от столицы, эти условия значительно отличаются. Сеть медицинских, психологических и педагогических центров, оказывающих специальную помощь, неравномерно распределена по территории нашей страны: гуще она в центральных регионах, слабее развита в отдалённых местностях. Такую же закономерность можно выявить и в отношении малых городов и сельских населённых пунктов с небольшим количеством жителей. Соответственно, помощь детскому и подростковому населению оказывается в таких регионах не постоянно, а периодически, также в связи в отсутствие квалифицированных кадров, качество оказываемых услуг может страдать.

Взаимодействие средств массовой коммуникации с человеком с ограниченными возможностями здоровья можно описать следующим образом: СМК в своём современном разнообразии (телевидение, радио, газеты, Интернет, телефонные сети) с одной стороны, стали более доступны для всех жителей России, в том числе и для интересующей нас категории россиян, и позволяют им своевременно и полноценно получать информацию о мировых и региональных событиях, общаться с людьми через телефонные сети и Интернет; с другой стороны, в средствах массовой коммуникации проблемы инвалидов, их взаимодействие с обществом, мировое и национальное

материальное и духовное наследие освещаются недостаточно. Следует так же отметить отсутствие специальных программ для людей с ограниченными возможностями здоровья, в первую очередь для глухих и слабослышащих. Несколько лет назад были убраны из сетки вещания программы с сурдопереводом; «бегущая строка» оправдывает своё название, двигается очень быстро и не позволяет полностью и эффективно воспринимать содержащуюся в ней информацию. Перечень программ с бегущей строкой ограничивается новостными программами, что, естественно, не удовлетворяет запросам нуждающегося населения.

Микрофакторы социализации представлены семьёй, соседями, группами сверстников, государственными, общественными, воспитательными и религиозными организациями.

Семья ребёнка с ограниченными возможностями здоровья представляет собой уникальную структуру, которая в обществе находится на двух полюсах - с одной стороны, она заботиться о своём родном существе, с другой -принадлежит обществу, рассматривающему её ребёнка как социально непригодного, не имеющего никакой социальной ценности.

Следовательно, характер взаимоотношений в семье изменяется: в большинстве случаев супружеские отношения и отношения с другими детьми уходят на второй план, ребёнок или подросток с нарушениями в развитии становится «проблемным» центром, в котором сосредоточены эмоциональное начало и стратегии дальнейшего развития взаимоотношений между всеми членами семьи. Самой распространённой позицией в семейном воспитании ребёнка (подростка) с ограниченными возможностями здоровья является гиперопёка, когда родители пытаются всё сделать за своего ребёнка (подростка); ребёнок (подросток) в этом случае вырастает пассивным, несамостоятельным, неуверенным в себе, эгоцентричным. На примере семей, воспитывающих глухих и слабослышащих детей и подростков было показано снижение значимости формирования в процессе семейного воспитания таких личностных качеств как ответственность, умение постоять за себя, стремление к достижению успеха [7].

Мы считаем, что большое значение в приобретении детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья социально одобряемой роли с конкретной социальной группе играет внутренняя стратегия поведения семьи: обозначенная выше функция будет выполняться, если семья выбирает стратегию «семьи-борца».

Соседи - группа людей разного возраста и социального статуса, имеющая свой неповторимый характерологический портрет, а именно: отношение к ребёнку (подростку) с ОВЗ и его семье основано на негативном стереотипе, т. е. на отрицании, неприятии или восприятии выше названной группы как социально неценной и аномальной.

В группу сверстников детей и подростков с ограниченными возможностями входят как дети, имеющие нарушения в развитии, так и те, у которых таких нарушений не выявлено. И в том и в другом случаях возникают

специфические проблемы общения и взаимодействия. При общении детей (подростков) с ограниченными возможностями здоровья между собой группа оказывается малочисленной по составу, взаимодействие в группе может быть ограниченным из-за недоразвития речевой функции детей, их малой двигательной активности, сенсорной и эмоциональной депривации. Общение в 80% случаев носит ситуативный, игровой характер; невербальное общение преобладает над вербальным. Позитивное изменение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в группе таких же, как он сверстников, происходит замедленно.

Чаще всего общение детей (подростков) с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников носит формальный эпизодический характер. Несмотря на это, даже такое взаимодействие создаёт условия для позитивного развития и саморазвития ребёнка (подростка) с ограниченными возможностями здоровья, т. к. позволяет ему осознать свою необходимость, оценить свои навыки, особенно если они не уступают по каким-либо признакам навыкам их здоровых сверстников. Результатом взаимодействия в этом случае можно считать повышение самооценки, уровня притязаний, формирование положительной Я-концепции.

Взаимодействия человека с ограниченными возможностями здоровья с воспитательными организациями осуществляются различными способами.

Например, взаимодействие между ребёнком (подростком) с ограниченными возможностями здоровья и воспитательной организацией может вообще не происходить: очень часты случаи непосещения детьми (подростками) с ограниченными возможностями здоровья детских садов, общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ. Причинами этого могут быть отсутствие соответствующих воспитательных организаций по месту жительства ребёнка, или невозможность посещения вследствии характера и тяжести заболевания.

Взаимодействие между ребёнком (подростком) с ограниченными возможностями здоровья и воспитательной организацией может осуществляться на постоянной или непостоянной (периодической) основе. Так, в последние десятилетия время от времени в самых различных областях Российской Федерации организуются профильные смены в детских оздоровительных лагерях для детей и подростков с ОВЗ, имеющийся опыт проведения интегрированных смен незначителен. Еще реже дети с минимальными отклонениями в состоянии здоровья попадают в детские оздоровительные лагеря на общих основаниях.

Ребёнок (подросток) с ОВЗ может получать образование: в обычном детском саду; в специальном (коррекционном) детском саду; в общеобразовательной школе; в специальной (коррекционной) школе; в высшем учебном заведении; в специализированном высшем учебном заведении.

Кроме перечисленных учреждений ребёнок (подросток) с ограниченными возможностями здоровья посещает медицинские и психолого-педаго-гические реабилитационные центры, которые могут стать главными цент-

рообразующими структурами, осуществляющими не только диагностическую, коррекционную, но и воспитательную функцию.

В каждой из названных выше воспитательных организаций должна быть создана адекватная и комфортная предметно-пространственная среда, позволяющая человеку с ограниченными возможностями здоровья развиваться (адаптироваться и обособляться), при этом в обязательном порядке следует учитывать возможности изучаемой группы детей и подростков.

Далее в своей статье мы рассмотрим специфику действия механизмов социализации на развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

В качестве универсальных психологических и социально-психологических механизмов социализации принято выделять импринтинг, экзистенциальный нажим, подражание, идентификацию, рефлексию.

Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него факторов. Играет ведущую роль в младенчестве, позже сосуществует наряду с остальными.

Импринтинг у детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от характера и степени имеющихся нарушений (как правило, для людей, имеющих врожденную патологию, характерны нарушения зрения, слуха, доречевого и речевого общения), поэтому врожденные механизмы запечат-ления срабатывают не всегда. Для имиринтинга может быть характерно наличие запечатлённого представления, но невозможность его превращения в реальное действие.

Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое овладение нормами социального поведения, обязательными в процессе взаимодействия со значимыми лицами. Как показывают многочисленные исследования, у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья не зависимо от типа патологии в 40-50% случаев наблюдаются нарушения доречевого и речевого развития, поэтому специфическими их особенностями являются: невозможность овладения родным языком, нарушения звукового ряда, неумение построить фразы или целые предложения. При значительных отклонениях в состоянии здоровья речь формируется медленнее, иногда возможности артикуляции позволяют воспроизводить отдельные слова и фразы, состоящие не более чем из 3-5 слов. Поэтому, только целенаправленные занятия по коррекции и компенсации речевых нарушений будут способствовать формированию адекватной речевой деятельности, а это в свою очередь позволит функционировать механизму экзистенциального нажима.

Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. Для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья действие этого механизма может быть ограничено по ряду причин. Среди биологических причин следует назвать: характер и степень утраты функции может помешать увидеть, услышать, понять и воспроизвести образец. Среди социальных причин существуют, по крайней мере, следующие: количество социальных

ролей, образцов поведения длительное время не изменяется из-за ограниченности контактов с окружающими, замкнутого и одинокого существования в однообразной среде. Поэтому механизм подражания для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья действует ограниченно в пространственном и временном континууме.

Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом. Традиционным является отождествление человека с ограниченными возможностями здоровья с другими людьми, имеющими подобные отклонения в состоянии здоровья. Если ребёнок (подросток) с ограниченными возможностями здоровья посещает детский сад, школу, учреждение дополнительного образования, то в качестве примеров отождествления можно назвать дошкольника, школьника, ребёнка, подростка, взрослого, ученика, музыканта, спортсмена, танцующего и т. д.

В зависимости от выполняемых социальных ролей и видов деятельности, в которые включены дети с ОВЗ, могут существенно сужаться или расширяться идентификационные возможности каждой конкретной личности. Личность может идентифицировать себя с положительными и отрицательными образцами, количество и характер предъявляемых образцов индивидуален.

Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, родителям, соседям, сверстникам и другим значимым людям.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья рефлексия не всегда характерна, т. к. из-за личностных свойств, обусловленных наличием, характером и тяжестью дефекта, внутренний диалог с самим собой может отсутствовать или переходить из внутреннего (мысленного) плана во внешний, что является проявлением патологии. Адекватному использованию рефлексии препятствует и отсутствие умения реально оценивать себя и окружающий мир; умение сравнивать вообще, с собой во времени, с другими людьми и т. д.

Иногда человеку с ограниченными возможностями здоровья легче общаться с вымышленными лицами (игрушками, героями мультфильмов, кинофильмов, прозаических, поэтических или художественных произведений). Это объясняется тем, что он будучи не понятым, не принятым в общество здоровых и в общество больных создаёт для себя вторую (параллельную) реальность.

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести:

Традиционный механизм - усвоение человеком с ограниченными возможностями здоровья норм поведения, эталонов, взглядов, стереотипов, ценностей на неосознанном уровне с помощью запечатления. На наш взгляд, традиционный механизм самый распространенный, и, по мнению взрослых здоровых людей, самый приемлемый для ребёнка (подростка) с ограничея-

ными возможностями здоровья. Специфика его действия по отношению к ребёнку (подростку) с нарушениями развития описана в небольшом числе научных работ. В исследовании [7] для подростков с нарушениями слуха была выявлена большая нормативность социокультурных ориентаций, т. е. стремление соответствовать социокультурной норме. Важным фактором, определяющим приспособленность человека с ограниченными возможностями здоровья к окружающей среде, выступает расширение социальной среды, но, как было показано в исследовании [7] для глухого подростка этот процесс связан с усилением фиксации на своём дефекте, что превращает последний в социальный дефект.

Институциональный механизм социализации характеризует процесс взаимодействия человека с ОВЗ с институтами общества и различными организациями. Специфика действия институцонального механизма социализации для исследуемой категории детей обусловлена следующим:

1. Ограниченное число институтов социализации, с которыми взаимодействует ребёнок (подросток) с ограниченными возможностями здоровья.

2. Дифференцированный или интегрированный характер взаимодействия.

3. Взаимодействие происходит в разновозрастных группах.

4. Взаимодействие не просто с людьми, а с теми, кто выполняет определённую социальную роль, т. е. со специалистами.

5. Односторонний характер приспособления человека с ограниченными возможностями здоровья к правилам институтов социализации.

6. Взаимодействие человека с ограниченными возможностями здоровья с общественными и государственными учреждениями может осуществляться напрямую или через посредников (родителей, сверстников, соседей, специалистов управлений социальной защиты и пенсионного фонда, ухаживающих и т. д.).

7. Непостоянный характер взаимодействия объясняется тем, что не все дети с ОВЗ посещают дошкольные общеобразовательные учреждения, школу, реабилитационный центр, поликлинику, учреждение дополнительного образования и т. д.).

Межличностный механизм социализации связан с взаимодействием отдельных людей между собой, а также людей, объединённых в малые и большие группы. Только при положительном отношении к человеку с ОВЗ возможно общение с ним других людей, в т. ч. здоровых. Ограниченные возможности здоровья зачастую выступают в качестве барьера общения.

Кроме того, общение может быть добровольным и по принуждению: во втором случае общение опосредовано той или иной необходимостью как со стороны человека с ограниченными возможностями здоровья, так и со стороны здорового человека. Взаимодействие между здоровыми людьми и теми, у кого есть нарушения в развитии, ограничивается дифференцированным обучением и воспитанием, передачей на неосознанном уровне стереотипа «Не такой как я - значит плохой». Взаимодействие в такой ситуации носит формальный, принужденный характер, что отражается в большей ве-

роятности попадания людей с ограниченными возможностями здоровья в группу социометрически отверженных.

Стилизованный механизм социализации осуществляется в рамках определённой субкультуры. Можно выделить два субкультурных слоя для людей с ограниченными возможностями здоровья: характерный для них в силу физического или психического недостатка и субкультурное взаимодействие в среде здоровых сверстников. Первая из названных нами субкультур выделяется по ограничению возможностей в чём-либо; внутри этой группы формируется свой стиль общения, традиции, ориентация на помощь со стороны государственных структур, беспомощность, нежелание самостоятельно что-либо сделать и изменить свою жизнь. Болезнь в данном случае является объединяющим началом, она может так и остаться им, а могут появиться другие мотивы для общения и взаимодействия. В последнем случае формируется «клуб по интересам», создается новое пространство. Кроме того, этот субкультурный уровень подразделяется на субкультуру глухих, слепых, людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и т. д.

Следовательно, социализация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья характеризуется специфическими особенностями, связанными с наличием первичных (биологических) и вторичных (социальных) отклонений.

Библиографический список

1. Бацына, Я. В. Социализация подростков с задержкой психического развития [Текст]: автореф. дис... канд. социол. наук. /Я. В. Бацына. - Нижний Новгород, 2005.-24 с.

2. Беляева, Ж. А. Социальная адаптация личности с временно ограниченными возможностями [Текст]: автореферат дис. ... канд. социол. наук. /Ж. А. Беляева. -Саратов , 2006 - 20 с.

3. Будаева, Г. С. Социальная адаптация инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата в современном российском обществе: на материалах Республики Бурятия [Текст]: автореф. дис. ... канд. социол. наук. /Г. С. Будаева. - Улан-Удэ, 2005.-21 с.

4. Дегтярева, В. В. Стратегии социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья: социально-философский анализ [Текст]: автореф. дис. ... канд. философ. наук./В. В. Дегтярева. - Новосибирск, 2007 - 23 с.

5. Мудрик, А. В. Социальная педагогика. [Текст]/А. В. Мудрик. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 304 с.

6. Савина, Л. Ю. Социализация детей с ограниченными возможностями в процессе социокультурной реабилитации [Текст]: автореф. канд. соц. наук. /Л. Ю. Савина - М., 2002. - 26 с.

7. Собкин, В. С. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте [Текст]: автореф. дис. ... д-ра психол. наук./В. С. Собкин. - М., 1997 - 88 с.

8. Татарова, С. П. Девиантное поведение подростков и социальные технологии его профилактики в условиях перехода российского общества к рыночным отношениям [Текст]: автореф. дис. ... д-ра социолог, наук. /С. П. Татарова - Улан-Удэ, 2007 - 38 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.