Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННОЙ ИГРУШКИ'

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННОЙ ИГРУШКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социализация / дети дошкольного возраста / современные детские игрушки / классификация современных детских игрушек / socialization / preschool children / modern children’s toys / classification of modern children’s toys

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бехтерева Елена Николаевна, Евтушенко Ирина Николаевна, Иванова Ирина Юрьевна, Терещенко Марина Николаевна, Колосова Ирина Викторовна

В статье предпринимается попытка рассмотреть особенности социализации детей дошкольного возраста. Рассмотрены средства социализации, особенности проявления детьми накопленного социального опыта. Актуализирована проблема одного из наиболее эффективных средств социализации детей – детской игрушки. Изучены особенности современных игрушек, их воспитательный и развивающий потенциал. Представлен анализ психолого-педагогической литературы, предложены подходы к рассматриваемой проблеме с позиции выявления потребностей современных детей, выявлены особенности влияния игрушки на социализацию детей дошкольного возраста. В статье обоснована необходимость в классификации современных детских игрушек, проанализировано современное состояние рынка игрушек в нашей стране. С помощью анкетирования родителей выявлены особенности выбора игрушек детьми, а также описаны потребности современных родителей в компетентных знаниях в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бехтерева Елена Николаевна, Евтушенко Ирина Николаевна, Иванова Ирина Юрьевна, Терещенко Марина Николаевна, Колосова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SOCIALIZATION OF PRESCHOOL CHILDREN THROUGH MODERN TOYS

The article attempts to consider the features of the socialization of preschool children, the means of socialization, the features of the manifestation of accumulated social experience by children are considered. The problem of one of the most effective means of socialization of children – children’s toys is actualized. The features of modern toys, their educational and developmental potential are studied. The analysis of psychological and pedagogical literature is presented, approaches to the problem under consideration from the perspective of identifying the needs of modern children are proposed, the peculiarities of the influence of toys on the socialization of preschool children are revealed. The article substantiates the need for classification of modern children’s toys, analyzes the current state of the toy market in our country. With the help of a questionnaire of parents, the peculiarities of the choice of toys by children are revealed, and the needs of modern parents for competent knowledge in this area are described.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННОЙ ИГРУШКИ»

V7TK" 479 9 l/^i IO2023 Контент доступен по лпцешш! CC В Y-NC 4.0

y A14 J ' z-z |(cc) CaJ This is an open access article undei the CC BY-NC 4.0 license

DOJ. J (j 57145/27129780 2023 12 03 02 lfcde3MI^Mhttps://ciealivecommons.oig/licenses/by-nc/4.0/)

ОСОБЕННОСТИСОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННОЙ ИГРУШКИ

© Автор(ы) 2023

БЕХТЕРЕВА Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Теория, методика

и менеджмент дошкольного образования»

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет 454005, Россия, Челябинск, bekhterevaen@cspu.ru

SPIN: 5294-2490 AuthorID: 728337 ORCID: 0000-0001-9164-2794 ScopusID: 57218375868

ЕВТУШЕНКО Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Педагогика и

психология детства»

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет 454005, Россия, Челябинск, evtushenkoin@cspu.ru

SPIN 8076-2262 AuthorID: 502114 ORCID: 0000-0003-1472-9591 ScopusID: 57211658815

ИВАНОВА Ирина Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Педагогика и

психология детства»

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет 454005, Россия, Челябинск, ivanovaiyu@cspu.ru

SPIN: 5526-0017 AuthorID: 738079 ResearcherID: AAP-5069-2021 ORCID: 0000-0002-3993-3751 SCOPUSID: 57195485155

ТЕРЕЩЕНКО Марина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика и

психология детства» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет 454005, Россия, Челябинск, tereshenkomn@cspu.ru

SPIN: 8434-8140 AuthorID: 825360 ORCID: 0000-0003-1998-0793

КОЛОСОВА Ирина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Теория, методика

и менеджмент дошкольного образования»

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет 454005, Россия, Челябинск, kolosovaiv@cspu.ru

SPIN: 3950-2096 AuthorID: 348126 ORCID: 0000-0001-7714-3358

Аннотация. В статье предпринимается попытка рассмотреть особенности социализации детей дошкольного возраста. Рассмотрены средства социализации, особенности проявления детьми накопленного социального опыта. Актуализирована проблема одного из наиболее эффективных средств социализации детей - детской игрушки. Изучены особенности современных игрушек, их воспитательный и развивающий потенциал. Представлен анализ психолого-педагогической литературы, предложены подходы к рассматриваемой проблеме с позиции выявления потребностей современных детей, выявлены особенности влияния игрушки на социализацию детей дошкольного возраста. В статье обоснована необходимость в классификации современных детских игрушек, проанализировано современное состояние рынка игрушек в нашей стране. С помощью анкетирования родителей выявлены особенности выбора игрушек детьми, а также описаны потребности современных родителей в компетентных знаниях в этой области.

Ключевые слова: социализация, дети дошкольного возраста, современные детские игрушки, классификация современных детских игрушек.

Финансирование: исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» в рамках научного проекта «Изучение формирования самооценки как детерминанты социально-психологической адаптивности детей», договор № ШК-17-2023/1 от 20.04.2023 г.

FEATURES OF SOCIALIZATION OF PRESCHOOL CHILDREN THROUGH MODERN TOYS

© The Author(s) 2023

BEKHTEREVA Elena Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of the department "Theory, Methodology and Management of Preschool Education"

South Ural State Humanitarian and Pedagogical University" 454080, Russia, Chelyabinsk, bekhterevaen@cspu.ru EVTUSHENKO Irina Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of the

department "Pedagogy and psychology of childhood" South Ural State Humanitarian and Pedagogical University 454080, Russia, Chelyabinsk, evtushenkoin@cspu.ru IVANOVA Irina Yurievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of the department "Pedagogy and psychology of childhood"

_South Ural State Humanitarian and Pedagogical University_

Балтийский гуманитарный журнал. 2023. Т. 12. № 3(44)

e-ISSN: 2712-9780; p-ISSN: 2311-0066

454080, Russia, Chelyabinsk, ivanovaiyu@cspu.ru TERESHCHENKO Marina Nikolayevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of the department "Pedagogy and psychology of childhood" South Ural State Humanitarian and Pedagogical University 454080, Russia, Chelyabinsk, tereshenkomn@cspu.ru KOLOSOVA Irina Viktorovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of the department "Theory, Methodology and Management of Preschool Education" South Ural State Humanitarian and Pedagogical University 454080, Russia, Chelyabinsk, kolosovaiv@cspu.ru Abstract. The article attempts to consider the features of the socialization of preschool children, the means of socialization, the features of the manifestation of accumulated social experience by children are considered. The problem of one of the most effective means of socialization of children - children's toys is actualized. The features of modern toys, their educational and developmental potential are studied. The analysis of psychological and pedagogical literature is presented, approaches to the problem under consideration from the perspective of identifying the needs of modern children are proposed, the peculiarities of the influence of toys on the socialization of preschool children are revealed. The article substantiates the need for classification of modern children's toys, analyzes the current state of the toy market in our country. With the help of a questionnaire of parents, the peculiarities of the choice of toys by children are revealed, and the needs of modern parents for competent knowledge in this area are described.

Keywords: socialization, preschool children, modern children's toys, classification of modern children's toys. Funding: the study was carried out with the financial support of the Shadrinsky State Pedagogical University within the framework of the scientific project "Studying the formation of self-esteem as a determinant of socio-psychological adaptability of children", contract No. SHK-17-2023/1 dated 04/20/2023.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Социокультурные ценности современного образования предполагают выявление значимых приоритетов в создании благоприятных условий для эффективной социализации подрастающего поколения. Сегодня современный мир подвержен влиянию процессов цифровой трансформации, глобализации, виртуальной жизнедеятельности и постоянно изменяющихся тенденций, что влечёт за собой изменения в социальной реальности. Современная ситуация и направления развития общества требуют нового подхода к процессу развития детей, используя все внутренние резервы личности, что должно обеспечивать повышение качества образования, беспроблемное вхождение ребенка в социокультурное пространство, способность и потребность изменить современную действительность.

Как считает А. Г. Асмолов [1], социализация должна направлять ребенка не только на познание самого себя, но и на стремление понимать поведенческий компонент взрослых и сверстников в различных жизненных ситуациях. Поскольку социализация детей протекает под воздействием внешних факторов и явлений, различных агентов социализации, необходимо уделить пристальное внимание игрушке как наиболее характерному явлению для дошкольного возраста. Традиционная игрушка вбирает в себя всё культурно-историческое прошлое, народные традиции, что безусловно выступает основой для социализации детей. В игре и в других видах деятельности, характерных для каждого периода развития личности, ребенок накапливает социальный опыт. Такой опыт включает в себя различные области жизнедеятельности, «проживаются» особенности социально-нормативных отношений, формируются представления ребенка о мире и своем в нем месте. Зафиксированный в игрушке общественный опыт присваивается ребенком и становится его личным опытом, определяя тем самым его дальнейшее социальное развитие.

Характеризуя проблемы эффективной социализации детей дошкольного возраста, А. М. Щетинина [2] выделяет следующие особенности: осознание и адекватное восприятие элементарных эмоциональных статусов; способность к профессиональной идентичности; владение навыками самоконтроля, рефлексии, саморегуляции, способами социокультурного поведения и общения; приспосабливаемость к агрессивной окружающей среде; интериоризирование социальных мотивов; субъективное самосознание и самореализация своих возможностей. Значимость изучаемой проблематики находит

выражение в нормативных документах современной системы дошкольного образования («Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Федеральная образовательная программа дошкольного образования), где обозначается задача включения в образовательный процесс всех компонентов социализации, в частности работу с семьёй, поддержку собственной национальности и культуры, трудовое воспитание и пр.

Научный интерес нашего исследования связан с выявлением особенностей влияния игрушки на социализацию детей дошкольного возраста. Также необходимо отметить, что феномен современной игрушки и ее роль в развитии ребенка пока недостаточно изучены. Большинство исследований рассматривают игрушку неотъемлемой частью любой культурной практики ребенка, но то влияние на социализацию детей, которое оказывает игрушка, часто спорно, а иногда - абсолютно противоречиво, что делает задачу использования игрушки в образовательном процессе затруднительной. Рынок игрушек стремительно меняется. В эпоху ускоренных процессов развития техники и технологий появляется совершенно новый облик современной игрушки, функционал и педагогический потенциал которой может во многом превосходить традиционные. Поэтому данная проблема сегодня все чаще звучит в кругу идеологов психолого-педагогических основ ценностного подхода к развитию личности ребенка, которые часто вступают в разногласия с интересами компаний, производящих и распространяющих игрушки [3]. Современные дети обладают чрезмерным количеством игрушек, через которые постигают культурный опыт меняющейся цивилизации часто без контроля и рекомендаций взрослых. В исследовании M. Nilsson и A. Nelson [4; 5] в комнате современного ребёнка находится около 500 игрушек. Такое перенасыщение игровой среды приводит к невозможности организации игровой деятельности с позиции накопления социального опыта, передачи культурно-исторических ценностей, не дает возможности игрушкам проявить интенциональность, стать субъектом действия в предметном игровом мире. Все это требует от практики дошкольного образования обновлённого содержания подходов к использованию игрушки в социализации детей дошкольного возраста в соответствии с современной социокультурной ситуацией.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматриваются аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Проблема социализации детей дошкольного возраста в последние десятилетия входит в широкий круг вопросов, вызывает научный интерес и рассматривается в трудах С. А. Козловой, Е. О. Смирновой, Р. М. Чумичевой, О. В. Дыбиной, М. И. Богомоловой, Н. Е. Татаринцевой и др. Л. В. Коломийченко [6] рассматривает социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с позиции культурологической модели образования. По ее мнению, социализвция - это процесс необратимых изменений, которые происходят в личности ребенка под влиянием социокультурных ценностей, организуя «вывод» человека за пределы его животной сущности. А. Бандура в своем исследовании определяет, что личность формируется в процессе накопления и подражания ребенком значимым моделям поведения, идентификации этого опыта через наблюдение, созидательное построение ребенком модели человеческих действий и отношений, внутреннюю саморегуляцию [7]. Позиции этого подхода подчеркиваются и в работе Р. Бенедикта, который в процессе изучения культурных традиций разных народов, отмечает влияние социального окружения на природу человека и принятия им черт окружающего общества [5]. Принимая во внимание мнение Л. В. Мардахаева [8], отметим три важных аспекта в процессе социализации: возраст человека, влияние окружающей среды и самоактивность индивида. К этим же аспектам, в подходе М. И. Лисиной [9], необходимо добавить общение как один из существенных моментов общего психического развития ребенка. Исходя из различных концепций и взглядов исследователей на эту проблему, мы понимаем, что на социализацию влияют как внешние, так и внутренние факторы. Этот процесс может протекать стихийно и целенаправленно, но наибольшее влияние всегда оказывает общество и культура, в которой функционирует ребенок. Рассматривая различные подходы к определению сущности социализации, мы придерживаемся позиции Д. И. Фельдштейна, который выделил следующие составляющие социализации детей: самовосприятие себя среди других; интериориза-ция социальных мотивов; овладение социокультурным опытом, социально зафиксированными действиями, их социальной сущностью [10].

Современные исследования отражают полифонию мнений и подходов в выборе наиболее эффективных средств позитивной социализации детей дошкольного возраста. Среди них сегодня все чаще встречается мнение о понимании сущности игрушки как феномена социокультурного развития личности, ее образовательной и воспитательной функций. Наибольший вклад в научное понимание и толкование феномена игры внесли зарубежные учёные Э. Берн, К. Гросс, Ф. Шиллеа, Г. Спенсер, В. Вундт, Р. Винклер, Г-Х. Гадамер, Ж.-П. Сартр [5; 11]. В трудах T. E. Rasmussen игрушка рассматривается в качестве своеобразного портала в виртуальную реальность [12]. Автор акцентирует внимание на непосредственное включение игрушки во взаимодействие с играющими сторонами. Любой, используемый для этого предмет становится игрушкой только тогда, когда он впитывает дух трансформаций и превращений, когда он символизирует собой нечто иное. Проблема изучения современных игрушек в последние десятилетия становится все более востребованной среди исследователей. Их интересует широкий круг вопросов: предпочтение детей при выборе игрушек; какие свойства присущи разным видам игрушек; их влияние на развитие детей, взаимоотношения родителей и детей; особенности коммуникации и риски обучения. В трудах И. А. Рябковой, Е. Г.Шеиной, С. Ю. Смирновой [13] делается обзор современных психологических исследований по изучению игровых предпочтений дошкольников в связи с их полом и физическими характеристиками игрушек. Исследователями объясняются феномены изменения поведения родителей в процессе игры с ребенком возможностями и свойствами «маскулинных» и «феминных» игрушек. Вопросы

развития ребенка в эпоху цифровых игрушек отражены в трудах Е. Е. Клопотовой [14]. Она выделила основные направления зарубежных исследователей в этом направлении: влияние цифровых игрушек на игру, коммуникацию; изучение их возможностей использования в образовании; риски взаимодействия с ними. На основе анализа автор делает вывод, что стремительное внедрение в современную жизнь цифровых игрушек заслуживает глубокого внимания с целью определения их возможностей и рисков в ситуации взаимодействия «ребенок -цифровая игрушка». Определенный интерес для нашего исследования представляют труды Н. С. Денисенковой и Т. Н. Счастной [15]. Они проблему раскрытия потенциала современной игрушки рассматривали в диаде: «бедствие или культурная реальность?» Исследователями даются рекомендации для родителей в подборе игрушек для детей, раскрытия их ресурсов с учетом трудов отечественной педагогической школы, а также подробно описываются последствия от взаимодействия с той или иной игрушкой. Проблемы выявления особенностей взаимодействия подробно описаны в работах С. Хашми [16], они раскрываются через активизацию тех областей мозга, которые активизируются в рамках социального взаимодействия. Таким образом, экспериментально доказана уникальность и ценность влияния игрушки на развитие личности ребенка. Игрушка в данном случае - это средство идентификации, своеобразная проекция, субъект действия в предметном игровом мире. У игрушек множество разнообразных функций, все они играют важную роль в развитии детей дошкольного возраста, но мы сосредоточили своё внимание на социализирующей и воспитывающей функциях. Выступая средством формирования социального опыта и социальных компетенций, игрушка воздействует на играющих. Данный социально-педагогический потенциал заключается в формах и разновидностях игрушек. Так, игра может быть с игрушками-копиями людей и аналогами природных, социокультурных, бытовых и технических объектов. Социализация будет проходить, с одной стороны, с помощью таких механизмов, как идентификация со взрослыми и подражание их ролевому функционированию (профессиональному, социально-бытовому, досу-говому), в том числе оперированию необходимыми для этого вещами. С другой стороны, в процессе самой игры дети взаимодействуют друг с другом, учатся общаться и выходить из проблемных ситуаций, проигрывать шаблоны поведения и проживать определённые эмоции. Проведенный анализ научно-практических изысканий подтверждает актуальность нашего исследования. Развивающий потенциал современной игрушки оказывает безусловное воздействие на принятие социокультурных ценностей, норм и правил поведения, отображение полученного общественно-исторического опыта в непосредственном взаимодействии с окружающими людьми.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи.

Цель исследования - определить возможности использования современной игрушки в социализации детей старшего дошкольного возраста, накопить у детей социальный опыт, сформировать способность ориентироваться в социокультурных ценностях, нормах и правилах поведения в окружающем пространстве.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии.

Нормативное регулирование и документальные изменения в содержании системы дошкольного образования выявили необходимость поиска наиболее эффективных методов исследования: анализ нормативно-правовых документов Российской Федерации в сфере дошкольного образования, сравнительный и феноменологический анализ психолого-педагогической литературы, экспер-тно-аналитический метод изучения программ и технологий. Практическое применение исследуемой пробле-

Балтийский гуманитарный журнал. 2023. Т. 12. № 3(44)

e-ISSN: 2712-9780; p-ISSN: 2311-0066

мы отражено в разработке классификации современных детских игрушек на основе подхода Е. А. Флериной, а также определении развивающего потенциала современной игрушки с учетом их социализирующей и воспитывающей функций. За основу был взят эксперимент С. Хашми, Росс Э. Вандерверта, Н. Прайс, С. Герсон [16] по изучению преимуществ детской игрушки с помощью нейробиологии. Авторами подтверждена гипотеза о том, что игра выступает базой для социального и когнитивного развития ребенка дошкольного возраста в рамках каждой возрастной ступени. Результаты утверждают, что сюжетное взаимодействие с игрушкой задействует несколько нейронных областей и стимулирует многие паттерны активации, даже когда ребенок играет один. В нашем исследовании данное решение нашло непосредственное отражение, т.к. было определено основанием для разработки классификации современных детских игрушек.

Мы полагаем, что изменения в подходах при формировании профессиональных компетенций у специалистов дошкольного образования должны учитывать современные исследования по применению игрушек в социализации детей, накоплении социального опыта и включать их в разработку векторов познания окружающего социального мира как компонента культуры и созидания материальных и духовных ценностей человечества.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Авторами выявлено основание для определения развивающего потенциала детской игрушки, влияния на формирование ценностных ориентаций, культурных границ социализирующей и воспитывающей функций, с учетом маркетинговых позиций современной продукции в условиях бурного развития промышленности и переполненности рынка. Также необходимо констатировать, что современная игрушка отражает не столько достижения производства и технологии, а прежде всего изменения социокультурного контекста, транслирует культурные ценности, этические и эстетические нормы. Сегодня игрушки необходимо расценивать в качестве средства манипулирования формирующимся сознанием ребенка. Они в рамках игрового взаимодействия постепенно включают детей в такой желанный для них мир взрослых, приобщают к многовековой культуре, сложившейся в ходе мировой истории, формируя тем самым развивающий «контент». Поэтому очень важно обращать внимание на то, какими игрушками играют наши дети, насколько они разнообразны. Для гармоничного развития личности современного ребенка ему нужны игрушки традиционные, включая архаические и народные, а также «трендовые» авангардные игрушки, у которых новый привлекательный облик, ориентированный на цифровую среду.

В рамках исследования была разработана классификация современных игрушек на основе традиционной классификации Е. А. Флериной. Были выделены следующие группы игрушек:

1. Интерактивные и электронные игрушки. К ним можно отнести машины на радиоуправлении, роботы, игрушки с запрограммированными движениями, датчиками, сигналами и пр. В процессе такого взаимодействия взрослый и ребенок концентрируют свое внимание на выполнении предлагаемых, запрограммированных действиях. Такие действия могут иметь развивающий эффект только когда они включены в уже придуманный игровой сюжет, когда выполняя «свою роль» участники игрового контента опираются на приобретенный опыт, вспоминают пережитые события, высказываются и взаимодействуют друг с другом. Однако такие игрушки часто оказывают и негативное влияние на процесс развития личности. В современных исследованиях отрицательный эффект от интерактивных игрушек строится

на изучении возможного вреда, который отражается на когнитивной, речевой и двигательной активности ребенка, имеет последствия для развития его здоровья. Результаты таких исследований представлены Healey и Mendelsohn [17]. Они дают рекомендации по выбору игрушек для детей младшего возраста в цифровую эпоху. Но, в то же время, исключить игрушки, основанные на цифровых технологиях, из жизни детей невозможно. В эпоху цифровой глобализации это станет «шагом назад» для наших детей и общества в целом. Необходимо дозированно включать игры и устройства такого рода, ограничивать время, проведенное с различными гадже-тами, подбирая адекватные возрасту игры и обучающие игрушки, учитывая особенности самого ребенка, его потребности и возможности.

2. Игрушка-антистресс. Это изделия из особых материалов, при тактильном контакте с которыми внимание переключается на однотипные манипуляции. Например: поп-ит, GooJitZu, фиджет куб, сквиш и пр. Такие современные игрушки очень часто вызывают восторженный эффект в виду своих нестандартных форм и образов. Однако взрослые редко используют эти игрушки в своей деятельности и не рассматривают их как многофункциональную игрушку. Необходимо отметить, что дети дошкольного возраста пока не знакомы с понятием «стресс» в его привычном понимании для взрослых. Но в этих игрушках их привлекает цвет, форма, различные повторяющиеся манипуляции, которые не несут глубокого смысла. Детям нравится иметь что-то небольшое под рукой, чтобы отвлечься и занять свое свободное время. Но в рамках нашего исследования мы обратили свое внимание на расширение возможностей по взаимодействию с такими игрушками, через придумывание дополнительных игр и экспериментов.

3. Головоломки. К ним можно отнести: магический куб Маgic Cube, головоломка IQ, Орбо шар и пр. Выбирая такую игрушку, взрослые ставят приоритетной задачу познавательного развития детей, которое выступает основным направлением в применении этих игрушек. Они направлены на развитие мышления, концентрации внимания, моторки и координации. Это интересная «забава» с ярким дизайном и не всегда понятным функционалом. Головоломки часто используются при организации соревнований на успешность и скорость выполнения, это инструмент для тренировки собственных навыков.

4. Мягкие игрушки. Такая категория игрушек обязательно выделяется на каждом этапе исторического развития. К ним мы относим игрушки по мотивам мультфильмов, сериалов, компьютерных игр: уточка лалафанфан, гусь обнимусь, акула из ИКЕА, капибара, голубь, кот-батон и др. Они вызывают детских восторг и радость в виду своей привлекательности и вариативности использования. Зачастую дети стремятся выбрать игрушку большого размера и превратить ее в своего друга, чтобы вместе спать, играть, путешествовать. Они ассоциируются с уютом, теплом, комфортом, привлекают своими дополнительными аксессуарами, материалом или популярностью среди всех. Взрослые же, наоборот часто могут избегать больших плюшевых игрушек из-за ограниченности места в жилом помещении. Многие вообще не разделяют современных тенденций и отдают свое предпочтение традиционным героям и образам. Но, необходимо отметить, что такие игрушки - это объект моды и созданного контента в социальных сетях. Это временное, «трендовое» явление, маркетинговый ход.

В связи с выявленной актуальностью данной проблемы, анализом рынка современных игрушек и их классификацией, мы провели анкетирование родителей детей дошкольного возраста по вопросам разнообразия и степени включенности современных игрушек в жизнедеятельность их детей. Вопросы анкетирования были разделены на 3 основных блока:

1. «Игрушки в доме». Вопросы были направлены на

установление количественных и качественных характеристик игрушек, акцентировалось внимание на видах и типах игрушек согласно разработанной классификации, также были включены вопросы по выявлению любимой игрушки современного ребенка.

2. «Современные игрушки». Вопросы данного блока были направлены на изучение отношения родителей к современным игрушкам. Также в рамках наших интересов было изучено насколько родители владеют актуальной информацией о современных трендах и потребностях детей в игровой деятельности.

3. «Ребенок и игрушка». Данный блок вопросов был направлен на изучение мнения родителей о влиянии игрушек на развитие ребенка. Мы выясняли, какие мотивы и ценности при выборе игрушки являются основными как со стороны ребенка, так и со стороны родителей.

Респонденты на вопросы отвечали анонимно. Результаты в обобщенном виде обсуждались на родительских собраниях в дошкольных образовательных организациях. Большинство родителей (63 %) отметили, что в их доме новая игрушка малых размеров появляется 1-2 раза в неделю. Чаще всего выбор в покупках принадлежит детям: 37 % детей выбирают игрушку, ориентируясь на свои увлечения и вкусы, но при этом обязательно ориентируются на современные варианты исполнения; 31 % детей делают выбор, ориентируясь на «тренд» в сфере игрушек; 12 % выбирают игрушку исходя из цвета и музыки; и лишь 9 % ориентируются на мнение и рекомендации родителей. Анализируя психолого-педагогическое просвещение родителей, их включенность и заинтересованность в проблемах детской психологии и педагогики, отметим, что лишь 28 % опрошенных хорошо ознакомлены с ассортиментом, видом и назначением современных игрушек; 59 % владеют актуальной информацией фрагментарно; 13 % родителей могут назвать только малую часть игрушек и их предназначение. Среди всех источников информации наиболее информативным по вопросам современных игрушек и игр, по мнению опрошенных, можно назвать «социальные сети» (ВКонтакте, YouTube и пр.). При ранжировании функций игрушек на 1 место «развлекательную функцию» поставили 44 % опрошенных, на 2 место поставили «развивающую функцию» 40 % респондентов, 16 % родителей выбрали иные варианты. При этом, 25 % опрошенных не видят развивающий потенциал в современных игрушках, остальные разделяют мнение о том, что игрушка может быть развивающей, если правильно ее использовать.

ОБСУЖДЕНИЕ

Таким образом, можно отметить, что современные родители интересуются проблемой выбора детской игрушки, видят в игрушке развивающий потенциал. Они готовы осуществлять подбор игрушек в соответствии с их функциональными характеристиками, способами взаимодействия, но для этого у них нет необходимых компетенций. Поэтому в рамках нашего исследования были разработаны рекомендации для родителей по подбору игрушек для детей дошкольного возраста. За основу были взяты фундаментальные критерии оценки, которые рассматривались в отечественных и зарубежных исследованиях (Е. О. Смирнова, H. Retter) [18; 19; 20]:

- в постоянном доступе у детей должно быть только ограниченное количество игрушек хорошего качества материала, из которого она сделана (экологичность, безопасность и гигиеничность);

- необходимо обращать внимание на практичность и функциональность игрушки в соответствии с её базовой идеей и мотивацией ребенка;

- очень важным является привлекательность дизайна, также игрушка должна быть простой по действиям, совершаемым с ними, только тогда она будет направлена на развитие воображения и самостоятельности;

- надо всегда помнить, что лучшая игрушка та, кото-

рую родители и дети могут создать своими руками.

Подводя итог изучению данной проблемы, необходимо отметить, что полученные результаты позволяют рассматривать современную игрушку как эффективное средство социализации детей дошкольного возраста. Значимыми достижениями при взаимодействии с игрушкой выступают осознание ребёнком своей роли в социальном мире, способность прогнозировать свое поведение в соответствии с принятыми общественными нормами, свободный выбор деятельности, накапливающий социальный опыт ребенка, влияющий на развитие самооценки и самопознания. При этом актуализирована современная ситуация на рынке детских игрушек, даны рекомендации родителям по осознанию возможного применения игрушки в жизненном пространстве и его роли в формировании ценностно-смысловых эталонов у детей.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования.

В ходе нашего исследования было доказано, что социализацию необходимо сегодня рассматривать как процесс, который изменяется под влиянием современных процессов в мире и развитии общества. Современные реалии требуют нового осмысления процесса воспитания подрастающего поколения, выбор наиболее актуальных средств для успешного вхождения ребенка в социум, адаптации к постоянно меняющейся среде, осознании своих возможностей и индивидуальных особенностей. Решать эти задачи предлагаем с помощью современной игрушки, создании условий для детей дошкольного возраста с опорой на доступный, современный и привлекательный игровой материал, способствующий включению личности ребёнка в социальные отношения, осознанию и наполнению их индивидуальным смыслом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Асмолов А. Г. Ребенок в культуре взрослых. М.: Издательство Юрайт, 2019. 150 с.

2. Щетинина А. М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. 132 с.

3. Хаккарайнен П., Бредиките М. Игровые миры и нарративы как средства развивающего образования в дошкольном возрасте // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 4. C. 40-50

4. Nelson A., Nilsson M. Methodological aspects and results from an inventory of toys in 152 children's rooms // Toys as communication. Part 2. 2003.

5. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Исследования феномена игрушки в современной западной науке // Психологическая наука и образование. 2008. Т. 13, № 3. С. 38-48.

6. Коломийченко Л.В. Программно-целевые, технологические и мониторинговые аспекты нравственного воспитания детей дошкольного возраста // Научные исследования проблем детства, воспитания, социализации: актуальные аспекты, теоретические и методические основы. М.: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования». 2018. С. 206-208.

7. Andreeva G.M., Leontiev A.N. Methodological Problems in the Study of the Psychological Aspects of Social Change // Psychology. Journal of Higher School of Economics. 2018. Vol. 15, No. 4. — P. 646-654.

8. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. М.: Издательство Юрайт, 2020. 376 с.

9. Смирнова Е.О. Общение и его развитие в дошкольном возрасте. М.: Издательство Юрайт, 2020. 163 с.

10. Бехтерева Е. Н. Проблема формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста // Актуальные проблемы дошкольного образования: Сборник статьейXVIIIМеждународной научно-практической конференции, Челябинск, 23-24 апреля 2020 года. Челябинск: ЗАО "Библиотека А. Миллера". 2020. С. 58-64.

11. Richards M.N., PutnickD.L., Bradley L.P., Lang K.M., Little T.D., Suwalsky J.T.D., Bornstein M.H. Children's utilization of toys is moderated by age-appropriateness, toy category, and child age // Applied Developmental Science. 2022. Vol. 26. № 1. P. 192—205.

12. Rasmussen T. E. The ball — toy of gods and man // Toys in educational and sociocultural contexts. Part 1. 2003.

13. Рябкова И.А., Шеина Е.Г., Смирнова С.Ю. Детская игрушка в современных психологических исследованиях // Вопросы психологии. 2021. Т. 67, № 5. С. 147-156.

14. Клопотова Е.Е., Смирнова С.Ю. Ребенок в эпоху цифровых игрушек. Обзор зарубежных исследований // Современная зарубежная психология. 2022. Т. 11. №2. С. 50-58.

15. Счастная Т.Н., Денисенкова Т.Н. Современная игрушка: бедствие или культурная реальность // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2016. № 3(65). С. 60-66.

16. Hashmi S., Vanderwert R.E., Price H.A., Gerson S.A. Exploring the benefits of doll play through neuroscience // Front. Hum. Neurosci. 2020.

V. 14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Healey A., Mendelsohn A. Selecting appropriate toys for young children in the digital era //Pediatrics. 2019. V. 143 (1).

18. Retter H. Evaluation of toys today — against the background of contemporary changes in society and socialization // Toys in educational and sociocultural contexts. Part 1. 2003.

19. Retter Р. Postmodernity — what about toys? // Toys as communication. Part 2. 2003.

20. Смирнова Е. О., Рябкова И.А. Психология и педагогика игры. М.: Издательство Юрайт, 2020. — 223 с.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

The authors declare no conflicts of interests.

Received date: 10.07.2023 Approved date: 24.07.2023 Accepted date: 10.10.2023

Балтиискии гуманитарным журнал. 2023. Т. 12. № 3(44)

e-ISSN: 2712-9780; p-ISSN: 2311-0066

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.