Научная статья на тему 'Особенности составления и воздействия рекламного сообщения на аудиторию'

Особенности составления и воздействия рекламного сообщения на аудиторию Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1835
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / EFFECTIVENESS EVALUATION / РЕКЛАМНОЕ СООБЩЕНИЕ / ADVERTISING MESSAGE / АУДИТОРИЯ / AUDIENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пядышева Т.Г.

В статье рассмотрены понятия о рекламе, стратегия рекламных сообщений, выбор средств распространения этих сообщений, особенности восприятия аудиторией и способы оценки их эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of composition and impact of advertising messages on the audience

The article presents the basic notions of advertising, the strategy of advertising message, the choice of means of dissemination of these messages, specific features of perception by the audience and ways of effectiveness evaluation.

Текст научной работы на тему «Особенности составления и воздействия рекламного сообщения на аудиторию»

ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ И ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕКЛАМНОГО СООБЩЕНИЯ НА АУДИТОРИЮ

Т.Г. Пядышева

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, tgu-reklama@yandex.ru

В статье рассмотрены понятия о рекламе, стратегия рекламных сообщений, выбор средств распространения этих сообщений, особенности восприятия аудиторией и способы оценки их эффективности.

The article presents the basic notions of advertising, the strategy of advertising message, the choice of means of dissemination of these messages, specific features of perception by the audience and ways of effectiveness evaluation.

В области рекламы основополагающим является Федеральный Закон РФ «О рекламе». В Законе реклама определяется как «распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке» [1]. Многие организации используют рекламу для того, чтобы рассказать о себе, своих товарах и услугах или о каких-то своих мероприятиях определенным образом отобранной аудитории в надежде на то, что это сообщение вызовет какую-то ответную реакцию. Ответная реакция проявляется в том, что потребители захотят купить рекламируемый товар или увеличить его потребление. Компаниям необходимо не только производить хорошие товары, но и информировать потребителей об их преимуществах, а также добиваться четкого позиционирования своих товаров в сознании потребителей. Для этого компании должны умело использовать такие средства, как рекламу, стимулирование сбыта и связи с общественностью. Одним из самых актуальных аспектов в мире рекламной деятельности - является проблема составления рекламного сообщения и выбор средств распространения рекламы.

Главная задача состоит в том, чтобы сообщение и выбранное средство распространения, оказало как можно больший эффект. От правильности выбора средства распространения зависит не только эффективность реализации, продвижения и роста продукта, но и повышение уровня и дохода всей компании. Поэтому очень важно выбрать именно то средство, которое принесет максимум эффекта в какой-либо ситуации и донесет рекламное сообщение до целевой аудитории

Реклама способствует повышению эффективности производства за счет ориентации его на потребности людей, стимулирует предприятия к повышению качества продукции и услуг, способствует повышению интенсивности товарооборота и снижению затрат.

Первым шагом при создании эффективных рекламных сообщений является решение о планировании стратегии или основной идеи рекламного обращения. Поэтому разработка эффективной стратегии обращения начинается с определения преимуществ, получаемых потребителями, которые можно использовать в рекламных обращениях. В идеале, стратегия рекламного обращения непосредственно вытекает из более широкой стратегии позиционирования товаров компании. При планировании необходимо учитывать особенности целевой аудитории и возможную отвеянную реакцию тех, кто еще ознакомится с этой информацией. Утверждения, на которых строится стратегия обращения, должны быть просты и доступны, должны подчеркивать преимущества и отличительные особенности позиционирования товара на рынке, на которых рекламодатель хотел бы сделать акцент. Идея обращения может возникнуть в результате длительного наблюдения за потребителями: как они выбирают товар, как используют, какие видят в нем достоинства. Рекламодатель получает такую информацию посредством длительных, трудоемких профессиональных исследований, включая наблюдения за местами продажи и их анализ. Создатели рекламных концепций, тем не менее, по-разному ищут идеи для рекламных обращений, которые привлекли бы внимание зрителей. Одни рекламисты начинают с бесед с потребителями, дистрибьюторами, экспертами и конкурентами. Другие пытаются поставить себя на место клиентов, покупающих или потребляющих про-

дукт, а затем ищут те выгоды, к получению которых потребитель стремится при покупке и при использовании товара. Обычно составитель текстов и художник-дизайнер работают сообща, придумывая много творческих концепций и надеясь, что одна из этих концепций превратится в большую идею. Следовательно, необходимо создать как можно больше альтернативных идей, затем оценить привлекательность каждой из них и отдать предпочтение наилучшей. Творческая концепция будет определять выбор конкретных обращений, используемых в рекламной кампании. Рекламные обращения должны обладать тремя свойствами. Во-первых, они должны быть значимыми и указывать на преимущества, делающие товар более привлекательным или интересным для потребителей. Во-вторых, обращения должны быть правдоподобными - потребители должны верить в то, что товар или услуга предоставят обещаемые преимущества. Этого достичь довольно сложно, поскольку большинство потребителей ставят под сомнение правдивость рекламы в целом. Обращения должны быть характерными - рассказывать, чем товар лучше аналогичных товаров-конкурентов [2].

Для того чтобы правильно решать поставленные перед рекламой задачи, ее разработчики пользуются разными методами. Многие идеи возникают после бесед с потребителями, распространителями и продавцами. Как правило, во множестве разных типов рекламных обращений сочетаются типы вознаграждения с типами переживания. Прежде всего, обращение должно сообщить потребителю нечто желательное или интересное о товаре, и кроме этого что-то интересное и особенное, отличающее данную марку от других. Оно должно быть правдоподобным и доказуемым. Воздействие обращения зависит не только от того, что сказано, но и от того как это сказано. Рекламодателю необходимо, чтобы обращение привлекло внимание целевой аудитории. В начале, рекламодатель предоставляет задание на разработку текста будущего объявления, в котором оговаривает его основные моменты (задачи, содержание, аргументацию). После этого профессионалам предстоит найти стиль, необходимые слова, тон и форму воплощения обращения.

Психологические аспекты процесса восприятия рекламного обращения объясняют, как именно информирует и убеждает ре-

клама, которая происходит, когда зрителю показывают, например, телевизионный ролик. Для того, чтобы рекламное обращение передало информацию, создало или изменило имидж, создало или изменило отношение к чему-то или ускорило действие, оно должно сформироваться у потенциального потребителя (реципиента). Восприятие является важной составляющей процесса общения и убеждения. Восприятие - это процесс, который состоит из элементов, потоков и силы, которая способствует или препятствует сообщениям, которые адресуются покупателю. Эффективность рекламного обращения зависит от двух важных предпосылок: во-первых, его необходимо довести до покупателя, который, в свою очередь, должен обратить на его внимание; во-вторых, покупатель должен его понять именно так, как этого желает рекламодатель.

При выборе средств распространения специалисты по их использованию учитывают множество факторов. На выбор влияет приверженность целевой аудитории к определенным средствам массовой информации. Кроме того, разные типы обращения нуждаются в разных средствах распространения. Предпочтительнее, чтобы рекламная программа включала логично скомбинированные средства распространения рекламных сообщений, с целью полного охвата целевой группы. Используя средства массовой информации, рекламодатель должен учитывать характерные особенности каждого из них. Чтобы рационально выбрать канал распространения рекламных посланий, проводится специальная работа, анализирующая каналы массовой информации по ряду критериев [3].

Анализ эффективности рекламы - измерение степени воздействия рекламы на потребителя доили после проведения рекламной компании. Необходимо регулярно оценивать как коммуникативную эффективность, так и коммерческую эффективность рекламной компании. Измерение коммуникативной эффективности - или апробация текста - показывает эффективность воздействия рекламы на потребителя.

Восприятие рекламы находится в прямой зависимости от особенностей нервной системы человека, которая предопределяется устойчивостью и объемом восприятия. Например, степень

восприятия рекламного сообщения уменьшается при слишком быстрой смене кадров высоком темпе речи или, если рекламное сообщение в газете набрано мелким шрифтом. Быстрое падение эффективности восприятия рекламного сообщения также наблюдается при нарушении временного предела. Психологи считают, что оптимальным по общему времени восприятия является фильм, продолжительностью 1-2 мин. Особенностью зрительного восприятия является также так называемый «эффект левой части зрительного поля», согласно которому глаз при чтении информации воспринимает сначала ту информацию, которая расположена слева, а затем переходит на правую страницу.

Одним из важных эмоциогенных воздействий рекламы на человека является цвет и форма подачи рекламного сообщения. Между цветом и естественным восприятием человека существует определенная зависимость.

Как показали психологические исследования, цвет существенно влияет на психоинтеллектуальное состояние человека. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека. Они вызывают психологическую реакцию, подчеркивают качество, настроение, чувство, создают тёплую или холодную среду, отражают время года, имеют физиологические последствия, как положительные или отрицательные оптические раздражители и др.

В психологии рекламы определены некоторые закономерности восприятия формы и цвета представителями разных культур, этносов, социальных и половозрастных групп. В частности, у американцев красный цвет ассоциируется с любовью, желтый - с процветанием, голубой - с верностью, белый олицетворяет чистоту, мир, а черный - символизирует сложную ситуацию. Чем ближе к Востоку, тем большее значение придается символике цвета. Так, в Китае красный цвет означает доброту и отвагу, черный - честность, а белый - подлость, лживость и т.д.

В России красный цвет символизирует высокую активность, агрессию, борьбу; в Индии - жизнь. В России желтый цвет связан с солнечностью и разлукой, в Индии - с великолепием.

Проблеме влияния цвета на восприятие человека и его психическое состояние уделял внимание швейцарский психолог М. Люшер. Он экспериментально доказал, что определенный цвет вызывает у человека вполне определенные эмоции. Например, желто-красные тона создают чувство взволнованности,

109

возбуждения, активности. Синие, серые цветочные тона, напротив, действуют успокаивающе. Черный или серый цвет обладает значением изысканности и культурности. Установлено, что каждый цвет подсознательно вызывает подсознательные ассоциации. Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия или наоборот тревоги.

Таким образом, с помощью определенных цветосочетаний и форм можно управлять отношением потребителя к рекламе. Создавая необходимую цветовую среду, опираясь на методы психологии восприятия, можно вызвать у потребителя необходимые эмоции.

В настоящее время, реклама стала играть большую роль в жизни общества. Чем качественней и интересней сделана реклама, тем эффективней она повлияет на людей. В данное время очень велико разнообразие источников и средств распространения. В конечном счете, реализовав рекламный проект и использовав самые эффективные средства распространения рекламы, компании достигают прибыли. При организации рекламы своей продукции производителю необходимо учитывать массу психологических и этнопсихологических нюансов, а также формы подачи рекламного материала, и его восприятие покупателем. Следовательно, задачи рекламы многоплановые, поскольку от неё требуется только пробудить интерес человека к определенному товару или услуге, но и склонить его к покупке. Поэтому необходимо постоянно искать пути к пробуждению интереса, и к максимальному нацеливанию на товар, который предлагает покупателю рекламодатель.

Список литературы

1. Федеральный Закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-Ф3 (ред. от 01.07.2011).

2. Геттинс Д Секреты создания рекламных материалов, или неписанные правила копирайтинга / Доминик Геттинс; пер.с англ. А.А. Строкова. М.: АСТ; Астрель, 2007.

3. Ромат Е.В. Форма рекламного обращения // Маркетинг и реклама. 1997. № 12. С. 22-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.