Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ'

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физические упражнения / сахарный диабет / особенности содержания занятий / здоровье / студенты / physical exercises / diabetes mellitus / features of the content of classes / health / students

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Е.Г. Ермакова

Актуальность данной темы обусловлена не только повышенным числом студентов, страдающих сахарным диабетом, но и необходимостью обеспечения им возможности участвовать в физкультурных мероприятиях, что способствует улучшению качества их жизни. В статье представлены результаты исследования, позволяющие студентам лучше понять, как физическая активность может помочь им управлять сахарным диабетом, студенты получат ценные знания о том, какие упражнения следует выполнять, как часто и в каком объеме, чтобы достичь наилучших результатов и будут мотивированы включить физическую активность в свою повседневную жизнь. Сделаны выводы, даны некоторые рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE CONTENT OF PHYSICAL EDUCATION CLASSES FOR STUDENTS WITH DIABETES MELLITUS

The relevance of this topic is due not only to the increased number of students suffering from diabetes, but also to the need to provide them with the opportunity to participate in physical education activities, which contributes to improving their quality of life. The article conducted a study, the results of the study will allow students to better understand how physical activity can help them manage diabetes, students will gain valuable knowledge about what exercises should be performed, how often and to what extent to achieve the best results and will be motivated to include physical activity in their daily lives. Conclusions are drawn and some recommendations are given.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ»

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ

СТУДЕНТОВ С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ

Е.Г. Ермакова, старший преподаватель

Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (Россия, г. Пермь)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-8-1-29-32

Аннотация. Актуальность данной темы обусловлена не только повышенным числом студентов, страдающих сахарным диабетом, но и необходимостью обеспечения им возможности участвовать в физкультурных мероприятиях, что способствует улучшению качества их жизни. В статье представлены результаты исследования, позволяющие студентам лучше понять, как физическая активность может помочь им управлять сахарным диабетом, студенты получат ценные знания о том, какие упражнения следует выполнять, как часто и в каком объеме, чтобы достичь наилучших результатов и будут мотивированы включить физическую активность в свою повседневную жизнь. Сделаны выводы, даны некоторые рекомендации.

Ключевые слова: физические упражнения, сахарный диабет, особенности содержания занятий, здоровье, студенты.

Физическая активность играет важную роль в поддержании здоровья, особенно для студентов, страдающих сахарным диабетом. Особенности содержания занятий по физической культуре для этой категории студентов являются неотъемлемой частью их образа жизни. Уделяя особое внимание планированию занятий и выбору упражнений, можно обеспечить безопасное и эффективное физическое развитие [1]. Физические упражнения для профилактики осложнений диабета:

- Упражнения в зале: приседания с гантелями для укрепления нижней части тела, жим лежа для развития мышц верхней части корпуса, тяга гантелей к подбородку для укрепления мышц спины, обратные подтягивания для тренировки мышц

рук [2].

- Упражнения в бассейне: бег в воде для укрепления сердечно-сосудистой системы, аквааэробика для общего укрепления мышц, плавание на спине для развития мышц спины и ног, водное поло для улучшения координации движений [2].

- Упражнения на свежем воздухе: быстрая ходьба для усиления сердечнососудистой системы, упражнения с резиновыми лентами для укрепления мышц рук и ног, йога для повышения гибкости и

снятия стресса, велосипедные прогулки для общего укрепления тела и улучшения выносливости [2].

Эти упражнения должны быть адаптированы под индивидуальные особенности студентов с сахарным диабетом и выполняться под контролем специалистов. Для студентов, страдающих сахарным диабетом, особенности содержания занятий по физической культуре становятся ключевым элементом их образовательного процесса. Для успешной адаптации упражнений был выбран метод индивидуализации [3]. Метод индивидуализации имеет следующее описание: Метод индивидуализации - метод, который предполагает учет индивидуальных особенностей и потребностей спортсмена при разработке тренировочной программы. Это означает, что тренер должен учитывать физическую подготовленность, возраст, пол, здоровье, уровень мастерства и другие характеристики спортсмена, чтобы создать наиболее эффективную и безопасную программу тренировок. Метод индивидуализации помогает достичь лучших результатов и предотвратить ошибки в тренировках. Данный метод поможет составить план упражнений, опираясь на заболевание студентов [4].

Цель исследования: Ознакомление студентов с содержанием и особенностями занятий физическими упражнениями при сахарном диабете.

Задачи: проанализировать программу обучения по дисциплине «Физическая культура», изучить упражнения для физической нагрузки, адаптировать план упражнений под индивидуальные особенности студентов с диабетом, донести важную информацию про сахарный диабет, сделать выводы.

Методы исследования: анализ научных статей, публикаций и руководств по управлению сахарным диабетом через физические упражнения, опрос студентов с сахарным диабетом, метод индивидуализации.

Организация и результаты исследования: Исследование проводилось вместе со студентами Пермского ГАТУ направления «Товароведение» (25 человек) и Обществом людей с Сахарным диабетом из ОО «Счастье жить» (10 человек) в 2023 году в период 6-ого семестра 2 раза в неделю согласно программе вуза на базе кафедры физической культуры.

1 этап: Знание о подходящих упражнениях.

За основу для выборки упражнений были взяты следующие критерии: наименьшая нагрузка на суставы, улучшение кровообращения, упражнения, не требующие увеличенной силовой нагрузки [5].

- Ходьба - простое и доступное упражнение, которое можно выполнять на свежем воздухе или на беговой дорожке. Регулярные прогулки помогут контролировать уровень сахара в крови.

- Плавание - отличный вид физической активности для людей с диабетом, так как не нагружает суставы. Плавание улучшает кровообращение, снижает уровень сахара в крови и укрепляет сердечно-сосудистую систему.

- Йога - специальные упражнения и асаны помогают улучшить гибкость, силу и баланс, а также снижают стресс и уровень глюкозы в крови.

- Упражнения с гантелями - легкие упражнения с гантелями помогут укрепить мышцы и улучшить общее состояние ор-

ганизма. Важно подобрать подходящий вес гантелей и выполнять упражнения под контролем специалиста.

2 этап: Особенный план тренировок.

План тренировок был разработан вместе со специалистами с помощью метода индивидуализации и обговорен с каждый студентом. После каждого упражнения отдых 5-7 минут. Для основной нагрузки было выбрано плавание, т.к. оно максимально полезно для больных диабетом.

- Разминка. Легкие упражнения для разминки: разминка запястий, рук, шеи и спины, ног.

- Плавание на спине - лежа на спине, нужно двигать руками и ногами, чтобы проплыть по бассейну на спине. Это упражнение отлично развивает мышцы спины и рук.

- Аквааэробика - выполнение различных упражнения в воде, это упражнение улучшает выносливость, координацию и кровообращение.

- Подводное плавание - плавание под водой на как можно большее расстояние, задерживая дыхание. Это упражнение отлично тренирует легкие и улучшает выносливость.

3 этап: Постоянный контроль сахара в крови.

Для успешного выполнения плана тренировок у каждого из студентов всегда должен быть рядом глюкометр и, в зависимости от способа ввода инсулина, шприц-ручка или инсулиновая помпа. Важно следить за уровнем сахара в крови, т.к. он сильно влияет на продуктивность, внимание, физическое и психологическое состояние студентов. При пониженном уровне сахара в крови появляется обильное потоотделение, ощущение «ватности» в конечностях, паника и слабость, в некоторых случаях, если не предпринять ничего для его повышения, студент может упасть в обморок. Для того, чтобы поднять уровень сахара, нужно съесть «быстрые» углеводы (карамель, вода с сахаром). Через минут 10 можно продолжать тренировку. При уровне сахара в крови выше нормы появляется забитость в мышцах, общее самочувствие ухудшается, появляется жажда. Для того, чтобы понизить сахар,

нужно поставить дозу инсулина, и через 10-15 минут уже можно продолжать делать упражнения.

Выводы: Благодаря анализу тематической литературы и программы обучения по дисциплине «Физическая культура», изучению упражнений для физической нагрузки, адаптации их под студентов, болеющих сахарным диабетом, с помощью метода индивидуализации, и освещения важной информации про само заболевание, удалось учесть все особенности проведения занятий для студентов и успешно ознакомить студентов с диабетом с содержанием и особенностями занятий физическими упражнениями при сахарном диабете. Для того, чтобы узнать мнение студентов, был проведен опрос в электронном формате. В ходе опроса выяснилось, что студенты Пермского ГАТУ до ознакомления с особенностями упражнений, адаптированных под диабетиков, не знали про многие аспекты проведения подобных тренировок. Студенты из Общества людей

с Сахарным диабетом из ОО «Счастье жить» так же остались с положительными впечатлениями, т.к. план упражнений хорошо подходит для дополнительного контроля сахарного диабета.

Заключение. Содержание занятий по физической культуре для студентов с сахарным диабетом требует особого внимания и подхода. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого студента, его состояние здоровья и уровень физической подготовки. За счет правильно подобранных упражнений, контроля уровня глюкозы в крови и соблюдения рекомендаций специалистов, студенты с сахарным диабетом могут оставаться активными и здоровыми. Важно помнить, что занятия по физической культуре не только способствуют улучшению физического состояния, но и позитивно влияют на психологическое самочувствие студентов, помогая им чувствовать себя уверенно и успешно в обучении по дисциплине «Физическая культура».

Библиографический список

1. Васильева, А.С. Физическая культура при сахарном диабете: методическое пособие. -М.: Гэотар-Медиа, 2015. - 128 с.

2. Гаврилова, Е.А. Особенности занятий физической культурой для студентов с сахарным диабетом // Физическая культура и спорт в высшей школе. - 2018. - №2. - С. 45-49.

3. Дорофеев, А.А. Физическая культура и спорт как фактор профилактики сахарного диабета. - СПб.: Питер, 2017. - 176 с.

4. Зубков, С.И. Эффективность физических нагрузок у студентов с сахарным диабетом // Медицинская наука и образование. - 2016. - №3. - С. 22-27.

5. Ильин, И.В. Физическая активность в реабилитации студентов с сахарным диабетом. - М.: Издательство Московского университета, 2014. - 205 с.

FEATURES OF THE CONTENT OF PHYSICAL EDUCATION CLASSES FOR STUDENTS WITH DIABETES MELLITUS

E.G. Ermakova, Senior Lecturer

Perm State Agro-Technological University named after academician D.N. Pryanishnikov (Russia, Perm)

Abstract. The relevance of this topic is due not only to the increased number of students suffering from diabetes, but also to the need to provide them with the opportunity to participate in physical education activities, which contributes to improving their quality of life. The article conducted a study, the results of the study will allow students to better understand how physical activity can help them manage diabetes, students will gain valuable knowledge about what exercises should be performed, how often and to what extent to achieve the best results and will be motivated to include physical activity in their daily lives. Conclusions are drawn and some recommendations are given.

Keywords: physical exercises, diabetes mellitus, features of the content of classes, health, students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.